«Строевая подготовка». 10 класс
методическая разработка по обж (10 класс) по теме
Строевая подготовка является одним из важнейших разделов военного обучения и воспитания. Она дисциплинирует учащихся, вырабатывает у них отличную строевую выправку, образцовый внешний вид, умение быстро и четко выполнять строевые приемы, прививает старшеклассникам аккуратность, ловкость и выносливость.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stroevaya_podgotovka-1.docx | 61.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка образовательного процесса предмета ОБЖ по разделу: Основы военной службы.
Тема: «Строевая подготовка».
10 класс
Преподаватель-организатор ОБЖ А.Б.Зубков
2012 год
Строевая подготовка является одним из важнейших разделов во енного обучения и воспитания. Она дисциплинирует учащихся, вырабатывает у них отличную строевую выправку, образцовый внеш ний вид, умение быстро и четко выполнять строевые приемы, при вивает старшеклассникам аккуратность, ловкость и выносливость.
Строевое обучение, являясь составной частью начального во енного обучения, оказывает влияние на все стороны учебно-вос питательного процесса.
Строевая подготовка — дело сугубо практическое. Каждый при ем или действие нужно отрабатывать многократным и правильным повторением.
При отработке каждого приема или действия необходимо придерживаться такой методической последовательности:
- назвать прием (действие) и подать команду, по которой он выполняется;
- показать образцовое выполнение приема (действия) в це лом, затем по разделениям с одновременным кратким объяснени ем правил и порядка выполнения приема;
- научить обучаемых технике выполнения приема (действия) сначала по разделениям, затем в целом, добиваясь правильного его выполнения;
- тренировать учащихся в выполнении приема (действия), добиваясь ловкости, быстроты и четкости действия.
Занятия по строевой подготовке проводятся как практические, во дворе школы, на специально оборудованной площадке.
Накануне занятий преподавателю следует подготовить командиров отделений в качестве своих помощников на заня тиях.
Занятия по строевой подготовке рекомендуется проводить в такой последовательности: построить взвод, проверить наличие учащихся и их внешний вид. При необходимости сделать заме чания и предложить устранить недостатки. Взвод строится в двух- шереножном развернутом строю, где каждый учащийся должен знать свое место. Затем объявить тему, цель занятий и учебные вопросы. После этого следует проверить практическое выполнение некото рых строевых приемов, изученных ранее. В основной части урока преподаватель показывает технику выполнения изучаемо го строевого приема (действия) в целом и по элементам, затем по его команде показанный прием (действие) выполняют учащие ся по элементам и в целом. Тренировку можно проводить попар но: в каждой паре юноши поочередно подают команды друг дру гу. Преподаватель следит за действиями учащихся и ис правляет допущенные ими ошибки, обращая особое внимание на правильность выполнения строевых приемов. Каждый урок дол жен заканчиваться кратким разбором и ответом на вопросы уча щихся.
Совершенствование навыков учащихся в выполнении одиноч ных строевых приемов осуществляется как на специальных заня тиях, так и на занятиях по физической, тактической и огневой подготовке, по уставам Вооруженных Сил, а также при построе ниях, передвижениях и при проведении оборонно-спортивных ме роприятий.
Необходимо добиться, чтобы учащиеся были подтянуты, внеш не опрятны, умели четко докладывать и были в постоянной го товности к действию.
Личный пример преподавателя в сочетании с высокой методической подготовкой, постоянная требовательность к обу чаемым в точном выполнении строевых приемов — вот путь ус пешной строевой подготовки учащихся.
ТЕМА 1. СТРОЕВЫЕ ПРИЕМЫ И ДВИЖЕНИЕ БЕЗ ОРУЖИЯ
Занятие 1. Строи, их элементы. Предварительная исполнительная команды. Обязанности солдат перед построением и в строю. Ответ на приветствие на месте
Цель. Изучить с учащимися общие положения Строевого устава Вооруженных Сил РФ и научить их выполнять обязанности сол дата перед построением и в строю. Воспитывать дисциплиниро ванность и ответственность за выполнение команд и приказов.
Учебные вопросы. 1. Строй и их элементы. 2. Предварительная и исполнительная команды и порядок их подачи. 3. Обязанности солдат перед построением и в строю. Ответ на приветствие на месте.
Время. 45 мин.
Место. Площадка для занятий по строевой подготовке.
Метод. Показ с пояснением, тренировка.
Материальное обеспечение. Строевой устав Вооруженных Сил РФ.
Порядок проведения занятия и методические советы Вводная часть—5 мин.
1-й учебный вопрос —15 мин. Вначале преподаватель объясняет и показывает на взводе обучаемых, что такое строй, шеренга, фланг и фронт, интервал, дистанция, ширина строя. По сле этого объясняет и показывает одношереножный строй и его элементы. Затем перестраивает взвод в двухшереножный строй и показывает его элементы.
Учащиеся должны знать, что одношереножный и двухшеренож ный строй может быть сомкнутым и разомкнутым. В сомкнутом строю военнослужащие в шеренгах расположены по фронту один от другого на интервалах, равных ширине ладони между локтя ми. В разомкнутом строю военнослужащие в шеренгах расположе ны один от другого на интервалах в один шаг или на интерва лах, указанных командиром. Строят обучаемых в сомкнутый строй и показывают интервалы. После этого перестраивают учащихся в колонну по одному, а затем по два и объясняют, что колонна при меняется для построения подразделений в походный или развер нутый строй.
Преподаватель должен разъяснить обучаемым, что управляет строем командир, который подает команды и приказа ния голосом, сигналами и личным примером, а также с помощью технических и подвижных средств. Приемы управления строем по казывают практически. Управление строем осуществляется коман дами, например: «Отделение, напра-ВО», «Шагом МАРШ»; при казаниями: «Связному Соколову передать приказ командиру 1-го отделения изменить направление движения вправо»; сигналами рукой, флажками, фонарем, например: по команде «Все кругом» вытягивают левую руку горизонтально в сторону, а правую под нимают вверх и делают ею круговые движения над головой.
2-й учебный вопрос—10 мин. Объявив учебный вопрос, преподаватель разъясняет обучаемым, что команды разделя ются на предварительную и исполнительную (может быть только исполнительная). Предварительную команду нужно подавать от четливо, громко и протяжно, чтобы находящиеся в строю поняли, каких действий требует от них командир. Исполнительная коман да подается после паузы громко, отрывисто и энергично. По ис полнительной команде производится немедленное четкое ее выпол нение, например: «Отделение, напра-ВО», где «напра-»—предвари тельная, а «-ВО»—исполнительная.
После этого вызывают из строя двух-трех учащихся и прика зывают им подать команды: «СТАНОВИСЬ», «СМИРНО», «Отде ление, СТОЙ». Неправильно поданные команды исправляют.
Учащиеся должны обратить особое внимание на следующее:
- Команды, относящиеся ко всем подразделениям, принимаются и исполняются всеми командирами подразделений.
- По всякой предварительной команде военнослужащие, на ходящиеся в строю и вне строя на месте, принимают положение «смирно», а в движении ногу ставят тверже.
- Чтобы отменить или прекратить выполнение приема, пода ется команда «ОТСТАВИТЬ». По этой команде военнослужащие принимают положение, которое было до выполнения приема.
- С целью привлечь внимание подразделения или отдельных военнослужащих в предварительной команде называется наименование подразделения или звание и фамилия военнослужащего, на пример: «Рядовой Петров, кру-ГОМ».
3-й учебный вопрос —10 мин. Преподаватель разъяс няет обучаемым требования ст. 25 Строевого устава Вооруженных Сил РФ, ст. 29 Устава внутренней службы, практически пока зывает их выполнение на одном из обучаемых и тренирует уча щихся в ответах на приветствие на месте.
В заключение следует проверить, как учащиеся выполняют команды и знают обязанности солдата.
Заключительная часть—5 мин.
Занятие 2. Строевая стойка. Выполнение команд: «Становись», «Равняйсь», «Смирно», «Вольно», «Заправиться», «Головные уборы снять», «Головные уборы надеть»
Цель. Научить учащихся выполнению команд: «СТАНОВИСЬ», «РАВНЯЙСЬ», «СМИРНО», «ВОЛЬНО», «ЗАПРАВИТЬСЯ», «ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ СНЯТЬ», «ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ НА ДЕТЬ». Вырабатывать подтянутость, красоту движений и образ цовый внешний вид.
Учебные вопросы. 1. Строевая стойка. 2. Выполнение команд: «СТАНОВИСЬ», «РАВНЯЙСЬ», «СМИРНО», «ВОЛЬНО», «ЗА ПРАВИТЬСЯ», «ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ СНЯТЬ», «ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ НАДЕТЬ».
Время. 45 мин.
Место. Площадка для занятий по строевой подготовке.
Метод. Рассказ с пояснением, тренировка.
Материальное обеспечение. Строевой устав Вооруженных Сил РФ.
Порядок проведения занятия и методические советы
Вводная часть—5 мин.
1-й учебный вопрос —15 мин. Находясь перед фронтом строя, преподаватель должен лично образцово показать, как пра вильно принимать строевую стойку, и рассказать, что делается по этой команде. При этом обучаемых надо построить так, чтобы они видели руководителя впереди и сбоку. Подчеркнуть, что строе вая стойка является исходным положением к правильному и кра сивому выполнению всех строевых приемов.
Учащиеся должны знать, что строевая стойка принимается не только по команде «СТАНОВИСЬ», но и по команде «СМИРНО».
Положение «смирно» на месте принимается без команды: при отдаче и получении приказания, при рапорте и обращении воен нослужащих друг к другу, во время исполнения Государственного гимна России, при выполнении воинского приветствия и подаче команд.
После объяснения приступают к практическому обучению школьников выполнению строевой стойки. Разучивание целесооб разно начинать с подготовительного упражнения для выработки правильной постановки носков ног.
Для выполнения этого упражнения подаются команды: «Носки вместе, делай — РАЗ», «Носки развести, делай — ДВА» и т. д. Упражнение повторяют пять-шёсть раз. Преподаватель следит за правильностью выполнения приемов.
После этого тренируют обучаемых в выполнении приема в целом, для чего подают команды: «Взвод, РАЗОЙДИСЬ», «Взвод, в одну шеренгу СТАНОВИСЬ». Проверяют правильность выпол нения команд.
Обучаемые выполняют подаваемые команды, быстро занимают свое место в строю и принимают положение строевой стойки. Стоят прямо, без напряжения, каблуки поставлены вместе, а носки раз вернуты по линии фронта, на ширину ступни; ноги в коленях вы прямлены, но не напряжены, грудь приподнята, а все тело не сколько подано вперед; живот подобран, плечи развернуты, руки опущены так, чтобы кисти, обращенные ладонями внутрь, были сбоку и посередине бедер, пальцы полусогнуты и касались бедра; голову держат высоко и прямо, не выставляя подбородка: смот рят прямо перед собой в готовности к немедленному действию.
Чтобы проверить, правильно ли учащиеся принимают строевую стойку, необходимо подать команду «СМИРНО», а после этого: «Подняться на носки ног». Те, кто строевую стойку принял пра вильно, должны легко, без наклона вперед выполнить эту команду.
Возможные ошибки, допускаемые учащимися при выполнении строевой стойки: носки ног ставят широко или узко, центр тяже сти тела переносят на каблуки, руки сгибают в локтях, кисти рук держат ладонями назад, живот выставляют вперед, голову дер жат низко.
2-й учебный вопрос—20 мин. Вначале учащимся надо последовательно показать образцовое выполнение команд: «РАВ НЯЙСЬ», «СМИРНО», «ВОЛЬНО», «ЗАПРАВИТЬСЯ», «ОТСТА ВИТЬ», затем приступить к отработке выполнения этих команд.
Действия обучаемых по этим командам должны быть следую щие.
По команде «РАВНЯЙСЬ» всем обучаемым, кроме правофлан гового, повернуть голову направо (правое ухо выше левого, под бородок приподнят) и выровняться так, чтобы каждый видел грудь четвертого человека, считая себя первым. При выравнивании мож но несколько передвигаться вперед, назад или в стороны. По команде «Налево—«РАВНЯЙСЬ» всем, кроме левофлангового, повернуть голову налево (левое ухо выше правого, подбородок приподнят).
По команде «СМИРНО» голову ставят прямо и смотрят пря мо перед собой.
По команде «ВОЛЬНО» стать свободно, ослабить в колене пра вую или левую ногу, но не сходить с места, не ослаблять внима ния и не разговаривать.
По команде «ЗАПРАВИТЬСЯ» стать свободно, не оставляя места в строю, поправить оружие, обмундирование и снаряжение. Можно негромко разговаривать, при необходимости выйти из строя, обратиться за разрешением к непосредственному начальнику. Перед командой «ЗАПРАВИТЬСЯ» подается команда «ВОЛЬНО». Команда «ОТСТАВИТЬ» подается, чтобы отменить или прекра тить выполнение приема. По этой команде учащиеся принимают положение, которое было до выполнения приема.
После отработки с учащимися команд «РАВНЯЙСЬ», «СМИР НО», «ВОЛЬНО», «ЗАПРАВИТЬСЯ» преподаватель пе реходит к изложению действий по команде «Головные уборы (го ловной убор) СНЯТЬ». По этой команде военнослужащий без оружия или с оружием в положении «за спину» правой рукой сни мает головной убор. Снятый головной убор находится в левой со гнутой в локте руке кокардой вперед. Для надевания подается команда «Головные уборы (головной убор) НАДЕТЬ». По этой команде головной убор берут правой рукой и.надевают. Следует показать выполнение команд: «Головные уборы (головной убор) СНЯТЬ» и «Головные уборы (головной убор) НАДЕТЬ». Обучаемые должны знать, что с оружием в положении «на ре мень», «на грудь» и «у ноги» головной убор снимается и надева ется левой рукой.
После отработки всех приемов тренировать учащихся в выпол нении команд, например: «Взвод, РАЗОЙДИСЬ», «Взвод, в две шеренги СТАНОВИСЬ», «Взвод, РАВНЯЙСЬ», «Взвод, СМИР НО», «Взвод, ВОЛЬНО», «ЗАПРАВИТЬСЯ, ОТСТАВИТЬ, ВОЛЬНО».
Заключительная часть—5 мин.
Занятия 3 и 4. Строевая стойка. Повороты на месте. Перестроение из одной шеренги в две и обратно
Цель. Научить учащихся поворотам на месте и движению поход ным шагом. Формировать умение правильно и четко выполнять команды при поворотах на месте и в движении.
Учебные вопросы. 1. Повороты на месте. 2. Движение поход ным шагом. 3. Перестроение из одной шеренги в две и обратно. Время. 90 мин (два занятия по 45 мин). Место. Площадка для занятий по строевой подготовке. Метод. Показ с пояснением, тренировка.
Материальное обеспечение. Строевой устав Вооруженных Сил РФ.
Порядок проведения занятий и методические советы
Вводная часть—5 мин.
1-й учебный вопрос—40 мин. Вначале следует объяснить уча щимся, что повороты на месте применяют при подходе к началь нику и отходе от него, при постановке в строй, при поворотах строя. Повороты на месте могут быть: направо, налево, кругом пол-оборота направо, пол-оборота налево. Повороты на месте вы полняются на два счета по командам: «Напра-ВО», «Нале-ВО» «Кру-ГОМ», «Пол-оборота напра-ВО», «Пол-оборота нале-ВО».
Поворот направо показывают в целом, а затем по разделениям в замедленном темпе с объяснением.
После этого приступают к тренировке поворота направо по разделениям на два счета. По команде «Поворот направо по раз делениям делай — РАЗ, делай — ДВА». По счету «делай—РАЗ» обучаемые делают поворот на правом каблуке и левом носке, со храняя положение корпуса и не сгибая ног в коленях, переносят тяжесть корпуса на правую ногу. По счету «делай —ДВА» крат чайшим путем приставляют левую ногу к правой, не сгибая ее в колене и принимают положение строевой стойки.
Поворот налево изучается в такой же последовательности, как и поворот направо. Учащиеся тренируются в выполнении поворо тов направо и налево.
Поворот кругом рекомендуется сначала показать в целом, а затем по разделениям. Поворот по разделениям на два счета осу ществляется по команде «Поворот кругом по разделениям делай — РАЗ, делай — ДВА». По этой команде руководителя обучаемые по счету «делай — РАЗ» приподнимают пятку правой ноги и носок ле вой, резко поворачиваются кругом в сторону левой руки, перено сят тяжесть корпуса на левую ногу.. По счету «делай — ДВА» рез ко приставляют правую ногу к левой так, чтобы каблуки были вместе, а носки развернуты на ширину ступни.
Выслушав объяснение военного руководителя, учащиеся при ступают к отработке поворота кругом сначала по разделениям, а затем в целом.
2-й учебный вопрос—10 мин. Учащимся разъясняют, что дви жение совершается шагом или бегом. Нормальная скорость дви жения шагом 110—120 шагов в минуту. Размер шага 70—80 см. Нормальная скорость движения бегом 165—180 шагов в минуту. Размер шага 85—90 см. Шаг бывает походный и строевой.
Движение походным шагом начинается по команде «Шагом МАРШ». По предварительной команде подают корпус несколько вперед, переносят тяжесть тела на правую ногу, сохраняя устой чивость, по исполнительной команде начинают движение с левой ноги полным шагом. При движении походным шагом ногу выносят свободно, не оттягивая носок, и ставят ее на землю, как при обыч ной ходьбе; движение руками свободное.
Движение бегом начинается по команде «Бегом МАРШ».
Для перехода с шага на бег по предварительной команде руки надо полусогнуть, отводя локти несколько назад. Исполнительная команда подается одновременно с постановкой левой ноги на зем лю. По этой команде правой ногой делают шаг и с левой ноги на чинают движение бегом.
Для перехода с бега на шаг подается команда «Шагом МАРШ». Исполнительная команда подается одновременно с постановкой правой ноги на землю. По этой команде делают еще два шага бе гом и с левой ноги начинают движение шагом.
После рассказа и показа преподаватель тренирует уча щихся в движении походным шагом и бегом, переходу с шага на бег и обратно.
3-й учебный вопрос—30 мин. Для перестроения отделения из одной шеренги в две предварительно производится расчет на пер вый и второй по команде «Отделение, на-первый и второй РАС- СЧИТАЙСЬ».
Расчет начинается с правого фланга. Каждый называет свой номер, быстро поворачивая голову к стоящему слева от него, и быстро ставит ее прямо, при этом левофланговый голову не пово рачивает.
Так же производится расчет по общей нумерации, для чего подается команда «Отделение, по порядку РАССЧИТАЙСЬ».
На отдалении перед строем показывают перестроение отделения на месте из одной шеренги в две и наоборот по команде «Отделе ние, в две шеренги СТРОЙСЯ».
Тренировка учащихся в перестроении из одношереножного строя в две шеренги по разделениям осуществляется на три счета по команде «Отделение, в две шеренги СТРОЙСЯ». По исполни тельной команде вторые номера по первому счету «делай — РАЗ» делают с левой ноги шаг назад, по второму счету «делай — ДВА», не приставляя правой ноги, шаг вправо, чтобы стать в затылок первым номерам, и по счету «делай — ТРИ» приставляют левую ногу.
Для перестроения отделения на месте из сомкнутого двухшереножного строя в одношереножный строй отделение предварительно размыкается на один шаг, после чего подается команда «Отделение, в одну шеренгу СТРОЙСЯ».
По исполнительной команде вторые номера выходят на линию первых, делая по первому счету с левой ноги шаг влево, по вто рому счету, не приставляя правой ноги, шаг вперед, с третьим счетом приставляют левую ногу.
Обучаемых тренируют в выполнении по командам поворотов на месте и в перестроении из одной шеренги в две и обратно.
Заключительная часть—5 мин.
Занятие 5. Строевой шаг
Цель. Научить учащихся движению строевым шагом. Прививать четкость в выполнении строевого шага, добиваться красоты дви жения и образцового внешнего вида.
Учебный вопрос. Отработка приемов движения строевым ша гом.
Время. 45 мин.
Место. Площадка для занятий по строевой подготовке.
Метод. Рассказ, показ и тренировка.
Материальное обеспечение. Строевой устав Вооруженных Сил
Порядок проведения занятия и методические советы
Вводная часть—10 мин. В начале занятия необходимо проверить, как учащиеся усвоили выполнение команд: «СТАНОВИСЬ», «РАВ НЯЙСЬ», «СМИРНО», «ВОЛЬНО»—и повороты на месте.
На все допущенные ошибки в выполнении строевых приемов преподаватель указывает обучаемым и добивается четкого выполнения команды.
Учебный вопрос —30 мин. Объявив учебный вопрос, руководи тель занятия показывает движение строевым шагом в целом, а затем по разделениям с кратким пояснением.
После этого учащиеся выполняют подготовительное упражне ние для рук на два счета: по команде «Движение руками на два счета делай — РАЗ, делай — ДВА». По этой команде учащиеся по счету «делай — РАЗ» сгибают правую руку в локте, производят ею движение около тела так, чтобы кисть поднялась выше пряж ки пояса на ширину ладони и находилась на расстоянии ладони от тела; одновременно левую руку отводят назад до отказа в пле чевом суставе. Пальцы рук при этом должны быть полусогнуты. По счету «делай — ДВА» производят движение левой рукой впе ред, а правой назад.
Это упражнение повторяют пять-шесть раз.
При тренировке надо постоянно следить за соблюдением обу чаемыми строевой стойки и правильным движением рук.
Затем преподаватель показывает подготовительное уп ражнение для движения строевым шагом по разделениям на три счета.
По команде руководителя обучаемые по счету «делай — РАЗ» делают полный шаг с левой ноги, выносят ногу с оттянутым нос ком на высоту 15—20 см от земли и ставят ее твердо на всю ступ ню, в это же время отделяют от земли правую ногу и подают ее вперед так, чтобы носок оказался на уровне каблука левой ноги. Одновременно с этим делают движение правой руки вперед, а ле вой назад до отказа, а затем опускают руки вниз и стоят на ле вой ноге. По счету «два», «три» делают Выдержку. По следующе му счету «делай — РАЗ» повторяют движение с правой ноги, при этом левая рука движется вперед, а правая назад.
При выполнении упражнения надо обращать внимание на то, чтобы учащиеся по предварительной команде «Делай» подавали корпус вперед, тяжесть его больше переносили на правую ногу, сохраняя при этом устойчивость.
Далее преподаватель объясняет, что для прекращения движения строевым шагом подается команда «СТОЙ» под левую ногу. По этой команде надо сделать шаг правой ногой и приста вить левую. Указанный прием показывают учащимся и отрабаты вают с ними движение строевым шагом. Заключительная часть—5 мин.
Занятие 6. Повороты в движении направо и налево
Цель. Научить учащихся поворотам в движении и выполнению команд для изменения скорости движения. Прививать умение об разцово выполнять команды и соблюдать дисциплинированность. Добиваться четкости и слаженности движений.
Учебные вопросы. 1. Повороты в движении. 2. Выполнение команд для изменения скорости движения. Время. 45 мин.
Место. Площадка для занятий по строевой подготовке. Метод. Показ с пояснением, тренировка.
Материальное обеспечение. Строевой устав Вооруженных Сил РФ.
Порядок проведения занятия и методические советы
Вводная часть — 5 мин.
1-й учебный вопрос — 30 мин. Поворот направо и пол-оборо та направо рекомендуется показать учащимся в целом. Разучива ние поворотов в движении производится по разделениям на три счета по команде «Поворот напра-ВО» по разделениям на три сче та: «Делай — РАЗ, делай — ДВА, делай — ТРИ».
Обучаемые по счету «делай — РАЗ» делают строевой шаг левой ногой вперед, производя взмах руками в такт шага, и стоят на ле вой ноге с опущенными руками. По счету «делай — ДВА» резко поворачиваются на носке левой ноги, одновременно выносят пра вую ногу вперед и производят взмах руками. По счету «делай — ТРИ» левую ногу приставляют к правой. Упражнение повторяют пять-шесть раз.
Затем прием выполняется в целом по командам: «Напра-ВО», «Пол-оборота напра-ВО». Исполнительная часть команды «-ВО» подается с постановкой правой ноги на землю.
Повороты налево и пол-оборота налево отрабатываются в той же последовательности, что и повороты направо, при этом ис полнительная команда подается одновременно с постановкой на землю левой ноги.
2- й учебный вопрос — 5 мин. Вначале объясняют учащимся, что для изменения скорости движения подаются команды: «ШИ РЕ ШАГ», «КОРОЧЕ ШАГ», «ЧАЩЕ ШАГ», «ПОЛНЫЙ ШАГ». Затем показывают, как эти команды выполняются, и тренируют учащихся в их выполнении.
Заключительная часть—5 мин.
Занятие 7. Повороты кругом в движении
Цель. Научить учащихся образцово выполнять повороты кругом в движении. Добиваться четкого выполнения поворотов в движе нии и соблюдения образцового внешнего вида.
Учебные вопросы. 1. Поворот кругом в движении. 2. Трениров ка в выполнении поворотов в движении.
Время. 45 мин.
Место. Площадка для занятий по строевой подготовке.
Метод. Показ с пояснением, тренировка.
Материальное обеспечение. Строевой устав Вооруженных Сил РФ.
Порядок проведения занятия и методические советы
Вводная часть—5 мин.
1-й учебный вопрос—25 мин. Вначале следует показать уча щимся поворот кругом в движении в целом. Разучивание поворота кругом в движении осуществляется по разделениям на четыре счета по команде «Поворот кругом по разделениям на 4 счета: «де лай— РАЗ, делай — ДВА» и т. д.
По команде руководителя по счету «делай — РАЗ» учащиеся делают шаг вперед с левой ноги и остаются в таком положении. По счету «делай — ДВА» выносят правую ногу на полшага вперед и несколько влево и одновременно резко поворачиваются в сторону левой руки на носках обеих ног и остаются в таком положении. По счету «делай — ТРИ» делают шаг левой ногой вперед в новом направлении. По счету «делай — ЧЕТЫРЕ» приставляют ногу к левой и принимают строевую стойку.
При выполнении упражнения особое внимание преподаватель должен обратить на резкость поворота, а также на движе ние рук в такт шага и устойчивость туловища. Тренировка обу чаемых в выполнении приема в целом осуществляется по коман де «Кругом — МАРШ». Исполнительная команда «МАРШ» пода ется с постановкой правой ноги на землю.
2-й учебный вопрос —10 мин. При тренировке в выполнении поворотов в движении без оружия следует обращать внимание на точное выполнение команд, согласованное движение рук и ног н правильную осанку.
Заключительная часть—5 мин.
Занятия 8 и 9. Строевой шаг. Повороты на месте и в движении
Цель. Совершенствовать навыки учащихся в выполнении поворо тов на месте, в движении походным и строевым шагом. Добивать ся четкости и слаженности в выполнении строевых команд и об разцового внешнего вида.
Учебные вопросы. 1. Движение строевым шагом. 2. Повороты на месте и в движении.
Время. 90 мин (два занятия по 45 мин).
Место. Площадка для занятий по строевой подготовке. Метод. Тренировка.
Материальное обеспечение. Строевой устав Вооруженных Сил РФ.
Порядок проведения занятия и методические советы
Вводная часть—10 мин.
1-й учебный вопрос — 35 мин. Отработка четкого выполнения приемов движения строевым шагом в соответствии со ст. 32 и 33 Строевого устава Вооруженных Сил РФ.
2-й учебный вопрос—35 мин. Вначале преподаватель следует проверить, как усвоили учащиеся выполнение поворотов «направо», «налево» и «кругом» на месте и в движении. Затем практически отрабатываются повороты на месте и в движении походным и строевым шагом.
При тренировке в выполнении всех поворотов на месте и в движении следует обращать особое внимание обучаемых на точ ное выполнение команд в соответствии с требованиями Строевого устава Вооруженных Сил РФ, согласованное движение рук и ног, правильную осанку. При этом преподаватель выде ляет больше учебного времени на отработку наиболее трудных элементов в движении строевым шагом и в поворотах. Заключительная часть —10 мин.
Занятия 10 и 11. Выполнение воинского приветствия на месте и в движении. Приветствие в движении.
Цель. Привить учащимся навыки в выполнении воинского приветствия. До биваться аккуратности и четкости в выполнении воинского приветствия.
Учебный вопрос. 1. Выполнение воинского приветствия на месте . 2. Выполнение воинского приветствия в движении. 3. Ответ на приветствие в дви жении.
Время. 90 мин (два занятия по 45 мин).
Место. Строевая площадка.
Метод. Показ с пояснением, тренировка.
Материальное обеспечение. Строевой устав Вооруженных Сил РФ.
Порядок проведения занятий и методические советы
Вводная часть—5 мин.
1-й учебный вопрос—10 мин. Вначале преподаватель должен показать выполнение приема в целом и по разделениям с кратким пояснением.
Для выполнения воинского приветствия на месте вне строя необходимо за пять- шесть шагов до подхода начальника повернуться в его сторону, стать «смирно» и смотреть ему в лицо, поворачивая вслед за ним голову. Если головной убор надет, приложить к нему правую руку.
Выполнение воинского приветствия на месте без головного убора по раз делениям на два счета следует разучивать в такой последова тельности.
По команде «Отдание чести, начальник с фронта (справа, сле ва), по разделениям: делай — РАЗ, делай — ДВА». Учащиеся по счету «делай — РАЗ» при движении начальника с фронта за пять- шесть шагов до него быстро принимают строевую стойку (положе ние «смирно») и смотрят начальнику в лицо, поворачивая вслед за ним голову. При движении начальника справа (слева) обучае мые за пять-шесть шагов до него по счету «делай — РАЗ» пово рачивают голову в его сторону и принимают положение «смирно», сопровождая его поворотом головы. По счету «делай — ДВА» ста вят голову прямо и принимают положение «вольно».
Для отработки выполнения воинского приветствия на месте размыкают взвод на четыре шага по фронту, приказывают снять го ловные уборы и приступить к отработке приема по разделениям. Преподаватель, двигаясь от одного ученика к другому, сле дит за их действиями.
После этого учащимся показывают и объясняют выполнение воинского приветствия на месте вне строя при надетом головном уборе на два счета но команде «Выполнение воинского приветствия, начальник с фронта (слева, справа), по разделениям: делай — РАЗ, делай — ДВА». По счету «делай — РАЗ» за пять-шесть шагов до начальника обучаемый поворачивается в его сторону и с приставлением ноги одновремен но прикладывает руку к головному убору так, чтобы пальцы бы ли вместе, ладонь прямая, средний палец касался нижнего края головного убора (у козырька), а локоть был на линии и высоте плеча. Смотрят начальнику в лицо, сопровождая его поворотом го ловы; когда начальник минует отдающего честь, ставят голову пря мо и одновременно с этим опускают руку. Учащихся тренируют в выполнении приема по разделениям и в целом.
2-й учебный вопрос —15 мин. Преподаватель показы вает выполнение приема в целом и по разделениям. Объясняет, что для выполнения воинского приветствия в движении вне строя без головного убора необходимо за пять-шесть шагов до начальника одновременно с постановкой ноги на землю прекратить движение руками, повер нуть голову в его сторону и, продолжая движение, смотреть ему в лицо. Пройдя мимо начальника, голову ставят прямо и продолжа ют движение руками.
Обучение выполнения воинского приветствия без головного убора в движении вна чале проводится по разделениям на шесть счетов.
По команде «Выполнение воинского приветствия, начальник справа (слева), по разделениям: делай — РАЗ, делай — ДВА» (и т. д.) необходимо по счету «делай — РАЗ» сделать шаг с левой ноги, прекратить движение рук и повернуть голову в сторону началь ника. По счету «делай — ДВА, ШЕСТЬ» продолжать движение с прижатыми руками.
По следующему счету «делай — РАЗ», пройдя мимо начальни ка, одновременно с постановкой левой ноги на землю голову по ставить прямо и продолжать движение руками.
Для отработки приемов выполнения воинского приветствия в движении взвод раз мыкают на четыре шага, поворачивают строй направо (налево) и следят за выполнением приема учащимися.
Выполнение воинского приветствия в движении с надетым головным убором отраба тывают также сначала по разделениям на шесть счетов. Для этого приказывают одному из обучаемых стать в десяти шагах перед строем в роли начальника. Проходя мимо него в одну и другую сторону, преподаватель показывает в целом прием выполнения воинского приветствия в движении по разделениям на шесть счетов.
По команде «Выполнение воинского приветствия в движении по разделениям на шесть счетов: делай — РАЗ, делай — ДВА» (и т. д.) по счету «де лай— РАЗ» обучаемые делают шаг с левой ноги, поворачивают голову в сторону начальника и прикладывают руку к головному убору.
По счету «делай — ДВА, ..., ШЕСТЬ» продолжают движение. По следующему счету «делай — РАЗ» учащиеся, минуя началь ника, с постановкой левой ноги на землю голову держат прямо, а руку опускают.
Отработав выполнение приема по разделениям, тренируют уча щихся в выполнении приема в целом.
3-й учебный вопрос—10 мин. Преподаватель разъяс няет учащимся порядок ответа на приветствие, когда военнослу жащие находятся в строю в движении. Учащиеся должны знать, что на приветствие начальника или старшего («Здравствуйте, то варищи») военнослужащие отвечают под левую ногу «Здравия же лаем» с добавлением слова «товарищ» и воинского звания (без указания рода войск или службы) и без упоминания слова «ин женер». Например: «Здравия желаем, товарищ капитан». Затем проводят тренировку.
Заключительная часть—5 мин.
На занятии 11 учащиеся закрепляют и совершенствуют свои навыки в выполнения воинского приветствия и ответе на приветствие. При этом распределение учебного времени по вопросам может быть различным.
Преподаватель обращает внимание на то, чтобы уча щиеся твердо усвоили требование Строевого устава и практически четко могли выполнить приемы выполнения воинского приветствия и ответов на приветствие начальника.
Занятия 12 и 13. Выход из строя, подход к начальнику и возвращение в строй
Цель. Научить учащихся выходу из строя, подходу к начальнику и возвращению в строй. Формировать четкость в выполнении дви жений, подтянутость, добиваться образцового внешнего вида. Учебные вопросы. 1. Выход из строя, подход к начальнику ивозвращение в строй. 2. Подход к начальнику вне строя и отход.
Время. 90 мин (два занятия по 45 мин).
Место. Строевая площадка.
Метод. Показ с пояснением, тренировка.
Материальное обеспечение. Строевой устав Вооруженных Сил РФ.
Порядок проведения занятия и методические советы
Вводная часть—5 мин.
1-й учебный вопрос — 20 мин. Вначале преподаватель поясняет учащимся, что выход из строя производится по команде, например: «Ученик Петров, выйти из строя на пять шагов» или «Ученик Петров, ко мне».
По первой части команды, услышав свою фамилию, обучаемый отвечает: «Я», а по второй части команды «Выйти из строя» отве чает: «Есть», выходит на указанное количество шагов, останавли вается и поворачивается лицом к строю.
При выходе ученика из передней шеренги его место занимает ученик, стоящий за ним.
По команде «Ко мне (бегом ко мне)» обучаемый, сделав два шага от первой шеренги прямо, на ходу поворачивается в сторону начальника, кратчайшим путем подходит (подбегает), а за пять- шесть шагов подходит строевым шагом к нему, останавливается в двух-трех шагах, прикладывает руку к головному убору и до кладывает, например: «Товарищ капитан, ученик Петров по ва шему приказанию прибыл». По окончании доклада руку опускает.
При выходе из второй шеренги ученик слегка накладывает ру ку на плечо впереди стоящего, тот делает шаг вперед и, не при ставляя правой ноги, шаг в правую сторону, пропускает выходя щего из строя ученика, затем становится обратно на свое место.
По команде «Стать в строй» обучаемый прикладывает руку к головному убору, отвечает: «Есть», поворачивается в сторону дви жения, с первым шагом опускает руку и, двигаясь строевым ша гом, встает в строй на свое место.
Ознакомив учащихся с действиями по выходу из строя и воз вращению в строй, преподаватель приступает к трениров ке обучаемых в выполнении приемов. В ходе тренировки шеренги меняются местами, с тем чтобы обучаемые усвоили порядок вы хода и возвращения в строй из любой шеренги.
2-й учебный вопрос—15 мин. Объявив учебный вопрос, преподаватель показывает выполнение строевых приемов в це лом, а затем по разделениям с кратким пояснением. Порядок вы полнения изучаемых приемов следующий.
По команде «Ученик Чернов, ко мне» обучаемый, услышав свою фамилию, отвечает: «Я», а по команде о вызове отвечает: «Есть» и ускоренным шагом (бегом) идет к начальнику, за пять- шесть шагов до него переходит на строевой шаг, за два-три шага останавливается и одновременно с приставлением ноги приклады вает правую руку к головному убору, после чего докладывает: «То варищ полковник, ученик Чернов по вашему приказанию прибыл». Получив разрешение идти, прикладывает правую руку к голов ному убору, отвечает: «Есть», поворачивается в сторону движе ния, с первым шагом (с постановкой левой ноги на землю) опус кает руку и, сделав три-четыре шага строевым, продолжает дви жение походным шагом.
После показа тренируют учащихся в выполнении строевых приемов по учебным вопросам обоих занятий.
Заключительная часть—5 мин.
На занятии 13 учащиеся закрепляют свои навыки в выполнении требований Строевого устава о порядке выхода из строя, подхода к начальнику и отхода от начальника (возвращения в строй).
ТЕМА 2. СТРОЕВЫЕ ПРИЕМЫ И ДВИЖЕНИЕ С ОРУЖИЕМ
Занятие. Строевая стойка с автоматом. Выполнение приемов «на ремень», «на грудь», «за спину»
Цель. Ознакомить учащихся с выполнением строевых приемов с оружием. Воспитывать любовь к строю, аккуратность, подтяну тость и исполнительность.
Учебные вопросы. 1. Строевая стойка с автоматом. 2. Выпол нение приемов «на ремень», «на грудь», «за спину».
Время. 45 мин.
Место. Площадка для занятий по строевой подготовке.
Метод. Показ и тренировка.
Материальное обеспечение. Учебные автоматы с ремнями, ма кеты автоматов с ремнями.
Порядок проведения занятия и методические советы
Вводная часть — 5 мин.
1-й учебный вопрос—10 мин. Показывая выполнение строевой стойки с автоматом, преподаватель говорит, что она при нимается так же, как и без оружия. При этом автомат с деревян ным прикладом надо держать в положении «на ремень» дульной частью вверх, а автомат с металлическим прикладом — дульной частью вниз.
После показа и объяснения подается команда «Смирно», и преподаватель, проходя вдоль строя, проверяет, как уча щиеся выполнили положение строевой стойки с автоматом.
Дальнейшее обучение по этому вопросу проводится так же, как и на занятии 2 темы 1.
2-й учебный вопрос — 25 мин. Показывая прием в целом и но разделениям с кратким пояснением, преподаватель расска зывает, что автомат из положения «на ремень» берется «на грудь» по команде «Автомат на — ГРУДЬ» в три приема.
Для обучения приему по разделениям подается команда «Ав томат на грудь, по разделениям: делай — РАЗ, делай — ДВА, де лай — ТРИ».
По счету «делай — РАЗ» подают правую руку по ремню не сколько вверх, снимают автомат с плеча и, подхватив его левой рукой за цевье и ствольную накладку, держат перед собой верти кально, магазином влево, дульным срезом на высоте подбородка.
По счету «делай — ДВА» правой рукой отводят ремень вправо и перехватывают его ладонью снизу, одновременно продевают под ремень локоть правой руки.
По счету «делай — ТРИ» закидывают ремень за голову и бе рут автомат правой рукой за шейку приклада, а левую руку быст ро опускают.
После выполнения приема «на грудь» по разделениям надо выполнить его в целом, а затем перейти к изучению приема «на ремень» из положения «на грудь».
Автомат из положения «на грудь» берется «на ремень» по команде «на ре-МЕНЬ» в три приема.
Для выполнения этого приема по разделениям подается коман да «Автомат на ремень по разделениям: делай — РАЗ, делай — ДВА, делай —ТРИ».
По счету «делай — РАЗ» левой рукой надо взять автомат за цевье и ствольную накладку снизу и, одновременно подавая его несколько вперед вверх, вывести правую руку из-под ремня, взять ся ею за шейку приклада и держать автомат правой рукой за шей ку приклада, а левой — за цевье у груди.
По счету «делай — ДВА» автомат надо приподнять вверх, пе рекинуть ремень через голову и держать автомат перед собой вер тикально, магазином влево, дульным срезом на высоте подбородка.
По счету «делай — ТРИ» правой рукой следует взяться за верх нюю часть ремня и закинуть автомат за правое плечо в положе нии «на ремень», а левую руку быстро опустить.
После усвоения последовательности действий при выполнении изучаемых приемов учащиеся выполняют прием «на ремень» из положения «на грудь» в целом. После этого показывают, как авто мат переводится из положения «на ремень» и «на грудь» в поло жение «за спину».
Преподаватель разъясняет учащимся, что при переводе оружия «за спину» из положения «на грудь» автомат предвари тельно берется в положение «на ремень». Затем преподаватель показывает выполнение приемов перевода автомата «за спину» из положений «на ремень» и «на грудь». При этом он крат ко объясняет, что автомат «за спину» берется без щитка-ножа, ко торый пристегивается к поясу. Для разучивания приема взвод раз мыкается на 2—3 шага и подается команда «Оружие за спину».
По счету «делай — РАЗ» левой рукой взять ремень несколько ниже правого плеча, а правой рукой одновременно взяться за приклад снизу. По счету «делай — ДВА» правой рукой приподнять автомат вверх, а левой закинуть ремень за голову на левое плечо, автомат и руки быстро опустить.
Приступая к изучению перевода оружия «на ремень» из по ложения «за спину», преподаватель разъясняет учащимся, что это обратное изученным ранее действиям перевода оружия «за спину» из положений «на ремень» и «на грудь».
Изучение приема начинается с показа и краткого объяснения порядка выполнения приема по разделениям и в целом, после че го, разомкнув взвод, построенный в одну шеренгу, на 2—3 ша га, преподаватель показывает выполнение приемов. Авто мат из положения «за спину» в положение «на ремень» берется в два приема.
По счету «делай — РАЗ» левой рукой взять ремень несколько ниже левого плеча, а правой одновременно взяться за приклад. По счету «делай — ДВА» правой рукой автомат приподнять, а ле вой перекинуть ремень через голову на правое плечо и автомат опустить: ремень взять правой рукой, а левую руку быстро опус тить и принять строевую стойку.
После этого приступают к тренировке перевода автомата в по ложение «за спину» и обратно в положение «на ремень» в целом.
Затем тренируют учащихся в выполнении приемов перевода автомата «на грудь», «на ремень», «за спину».
Заключительная часть—5 мин.
ТЕМА 3. СТРОИ ОТДЕЛЕНИЯ
Занятие 1. Построение отделения в развернутый и походный строй
Цель. Ознакомить учащихся с действиями в составе отделения. Привить учащимся навыки слаженных действий в составе отде ления.
Учебные вопросы. 1. Построение отделения в развернутый и походный строй. 2. Перестроение отделения из развернутого строя в походный и обратно. 3. Размыкание и смыкание отделения. Время. 45 мин.
Место. Площадка для занятий по строевой подготовке. Метод. Показ с кратким пояснением, тренировка. Материальное обеспечение. Строевой устав Вооруженных Сил РФ.
Порядок проведения занятия и методические советы
Вводная часть—5 мин.
1-й учебный вопрос —10 мин. Вначале объясняют учащимся, что для отделения Строевым уставом предусматривается развер нутый и походный строй. Развернутый строй отделения — это та кой строй, когда все солдаты расположены на одной линии по фронту. При этом они могут находиться в одношереножном строю (в шеренге) или двухшереножном. Такой строй применяется для первоначального построения, для проведения проверок, расчетов, смотров, парадов, а также в других случаях. Построение отделения в одношереножный (двухшереножный) строй производится по команде «Отделение, в одну шеренгу (в две шеренги) СТАНО ВИСЬ».
Далее преподаватель поясняет, что Устав требует от военнослужащего знать свое место в строю, уметь быстро, без суеты занять его, в строю без разрешения не разговаривать, быть внимательным к приказам и командам (сигналам) своего коман дира, быстро и точно их выполнять, не мешая другим. Преподаватель разъясняет и показывает учащимся, что в одношере- ножном строю военнослужащие должны стоять на одной прямой линии, интервалы между двумя военнослужащими должны быть на ширину ладони. Затем преподаватель указывает, что в двухшереножном строю военнослужащие одной шеренги должны располагаться точно в затылок военнослужащим другой, впереди стоящей шеренги. Дистанция между шеренгами (военнослужащи ми) должна быть в один шаг или на расстоянии вытянутой руки, положенной на плечо впереди стоящего военнослужащего. В двух шереножном строю впереди стоящая шеренга называется первой, а сзади стоящая — второй. При повороте строя название шеренг не изменяется. Если в отделении четыре человека и менее, то отделение всегда строится в одну шеренгу.
При необходимости выровнять отделение подается команда «РАВНЯИСЬ» или «Направо РАВНЯЙСЬ», по окончании вырав нивания— команда «СМИРНО». До команды «ВОЛЬНО» все должны стоять в положении строевой стойки, голову не наклонять. По команде «Отделение, вольно — разойдись» учащиеся выходят из строя.
Затем учащихся тренируют в выполнении команд построения в одну или две шеренги и перестроения из одной шеренги в две и наоборот.
После этого преподаватель разъясняет учащимся, что походный строй применяется для передвижения отделения с раз личными целями. Для отделения Строевым уставом предусмотрен походный строй в колонну по одному и в колонну по два. При этом отделение в составе четырех человек и менее всегда строится в колонну по одному. Построение отделения в колонну по одному (по два) производится по команде «Отделение, в колонну по од ному (по два) СТАНОВИСЬ». Преподаватель тренирует группу в построении в колонну по одному и в колонну по два. При этом обучаемым разъясняют, что в колонне следует стоять строго в затылок впереди стоящему; дистанция между военнослу жащими— один шаг.
2-й учебный вопрос—15 мин. Преподаватель разъяс няет учащимся правила перестроения отделения из развернутого строя в походный и обратно. Учащиеся должны твердо усвоить, что перестроение отделения из развернутого строя в походный на месте производится по команде «Напра-ВО». Затем тренируют учащихся в перестроении из одно (двух) шереножного строя в ко лонну по одному (по два) и наоборот.
3-й учебный вопрос—10 мин. Вначале преподаватель разъясняет учащимся, что в практике часто требуется увеличить интервалы между военнослужащими в строю, например при обу чении строевым приемам с оружием, перебежкам и переползани ям, при проведении учебного осмотра и т. д. Для этого Строевым уставом предусматривается размыкание и смыкание отделения. Для изучения приемов размыкания и смыкания строят учебную группу в одну шеренгу и разъясняют, что смыкание отделения про изводится по командам: «Отделение, направо (налево, от середи ны) разом-КНИСЬ», «Отделение, направо (налево, к середине) сом-КНИСЬ».
Показывают размыкание и смыкание отделения, сопровождая выполнение приема пояснением. Например, при размыкании от середины указывают, кто средний. Средний обязан вытянуть впе ред левую руку и опустить, например: «Средний, ученик Иванов, от середины разом-КНИСЬ».
Учащиеся тренируются в выполнении команд и действий в со ставе отделения.
Далее объясняют обучаемым, что для движения отделения по дается команда «Отделение, шагом (строевым шагом, бегом) МАРШ», а если отделение с оружием, то подается команда «От деление, на ре-МЕНЬ (на пле-ЧО)»; «Шагом (строевым шагом) МАРШ».
Для перемены направления движения подается команда «От деление, правое (левое) плечо вперед, шагом МАРШ» (на ходу «МАРШ»). Затем тренируют учащихся действиям в составе отде ления по выполнению отработанных приемов.
Заключительная часть—5 мин.
Занятие 2. Сигналы управления строем
Цель. Научить учащихся применять установленные сигналы для управления строем. Воспитывать аккуратность, исполнительность, высокую ответственность в выполнении воинского долга, обязан ностей по службе.
Учебные вопросы. 1. Сигналы управления строем: «Внимание», «Сбор командиров (начальников)», «Марш», «Стой», «Увеличить дистанцию», «Уменьшить дистанцию», «В колонну», «Все кругом», «Все направо (налево)». 2. Подача сигналов рукой, флажками, фонарем.
Время. 45 мин.
Место. Площадка для занятий по строевой подготовке, учеб ное поле.
Метод. Рассказ с пояснениями, тренировка.
Материальное обеспечение. Строевой устав Вооруженных Сил РФ (приложение 1), флажки сигнальные различных цветов и сигнальные фонари.
Порядок проведения занятия и методические советы
Вводная часть—5 мин.
1-й учебный вопрос—15 мин. Вначале преподаватель изучает с учащимися сигналы, подаваемые для управления стро ем (приложение 1 к Строевому уставу Вооруженных Сил РФ), и разъясняет их смысл: «Внимание», «Сбор командиров (началь ников)», «Марш», «Стой», «Увеличить дистанцию», «Уменьшить дистанцию», «В колонну», «Все кругом», «Все направо (налево)». После этого показывает практически, как подаются сигналы ру ками, флажками и фонарем. Следует обратить внимание обучае мых на то, что каждый сигнал должен подаваться четко. Это особенно важно при подаче сигналов фонарем в темное время суток, при плохой видимости (туман, снегопад). Для контроля усвоения учащимися этого учебного вопроса преподаватель опрашивает 2—3 обучаемых.
2-й учебный вопрос —20 мин. Убедившись, что ученики ус воили изучаемый материал, приступают к тренировке их в по даче сигналов. Для этого целесообразно разделить учащихся на три подгруппы, одна из которых тренируется в подаче сигналов руками, другая — флажками, третья — фонарем. Через 5—6 мин подгруппы чередуются.
В конце занятия следует проверить, как учащиеся освоили подачу ряда сигналов всеми способами (руками, флажками, фо нарем). С этой целью преподаватель вызывает двух — че тырех учеников и требует выполнить изученные сигналы.
Заключительная часть—5 мин.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс на тему: «Строевая подготовка»
Строевое обучение, будучи составной частью начального военного обучения, оказывает влияние на все стороны учебно-воспитательного процесса. Строевая подготовка – дело сугубо практическое. Каждый приём ...
Смотры строевой подготовки обучающихся 5-7 классов как пропаганда здорового образа жизни
статья о проведении смотра строевой подготовки...
Строевая подготовка. Отработка строевых упражнений.
Цель занятия: 1) отработка строевых упражнений: а) повороты на местеб) отход-подход к командиру в одиночном порядке, в составе отделения, взвода;2) отработка новой строевой песни;3) воспитание вз...
Презентация для учащихся 3-4 классов по теме "Строевая подготовка"
В презентации содержатся необходимые знания в области строевой подготовки для учащихся младшего школьного возраста....
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО СТРОЕВОЙ ПОДГОТОВКЕ В ШКОЛЕ
...
Строевая подготовка: Движение походным и строевым шагом
Походный и строевой шаг...
«Основы безопасности жизнедеятельности» на тему: «Строевая подготовка. Движение строевым и походным шагом».
Цели урока:- образовательная: закрепить знания учащихся выполнению команд: «СТАНОВИСЬ», «РАВНЯЙСЬ», «СМИРНО», «ВОЛЬНО», «ВОЛЬНО, ЗАПРАВИТЬСЯ...