Неуставные взаимоотношения в Вооруженных Силах
план-конспект урока по обж (11 класс) на тему
План-конспект уроков для 11 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
neustavnye_vzaimootnosheniya_v_vooruzhennyh_silah.doc | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
Неуставные взаимоотношения в вооруженных силах.
Цели уроков: Убедить учащихся, что причины неуставных взаимоотношений кроются в психологии коллектива и в условиях воинской службы приводят к опасным последствиям.
Сформировать у учащихся объективное мнение о воинской службе. Помочь допризывникам подготовиться к жизни в воинском мужском коллективе. Дать рекомендации будущим воинам, как вести себя в условиях «дедовщины».
Урок 1. Причины неуставных взаимоотношений.
- Подготовка к восприятию нового материала.
Накануне урока учащиеся заполняют разработанную преподавателем ОБЖ и школьным психологом анкету, в которой отражаются отношения учащихся к воинской службе и понимание ими термина «дедовщина».
В начале урока преподаватель оглашает результаты анкетирования:
- «Дедовщина» существует во всех воинских частях и на всех кораблях ВМФ.
- Основная причина – беспорядок в армии и плохие командиры.
- Единственный способ существования в этих условиях - собственные мускулы.
- Основной источник информации и неуставных взаимоотношений – телевидение, радио, печать.
Преподаватель предлагает изучить проблемы, после обсуждения которых, возможно, у многих изменяться взгляды.
- Изучение нового материала.
Нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими – явление распространенное и многообразное. В них включают издевательства (физические и моральные) старослужащих над молодыми солдатами, оскорбления начальниками и т.д.
Наиболее распространенным проявлением неуставщины следует отметить «дедовщину». С психологической точки зрения она представляет собой взаимоотношения, сложившиеся на основе разделения военнослужащих по срокам призыва, когда старослужащие наделяют себя неформальной властью над солдатами, прослужившими меньше их. Эта жажда власти, упоение ею, потребность быть выше себе подобных как раз и являются психологическим источником постоянного воспроизводства рассматриваемого явления.
Речь идет не о власти, которой обладает, например, командир отделения в соответствии с Дисциплинарным уставом. Эта власть абсолютная и практически ничем и никем , кроме самих «дедов» и их фантазии, не ограниченная, посягающая даже на здоровье и жизнь солдат и матросов младшего призыва.
Дедовщина достигает зачастую самых уродливых форм в условиях безнаказанности и круговой поруки. Молодые солдаты не только не сопротивляются глумлениям над собой, но и поощряют своим приспособленческим поведением еще более изощренные издевательства. Активные приспособленцы всемероно поддерживают негативные обычаи дедовщины, призывают сослуживцев-одногодков стойко выносить тяготы и лишения, исполнять все прихоти стариков с тем, чтобы впоследствии наверстать упущенное. Слабые в физическом и моральном отношении солдаты не в состоянии самостоятельно противодействовать постоянному прессингу неуставных требований. Смиряясь с неизбежностью происходящего, они начинают соглашаться с философией дедовщины. Особенность возрастной психологии 18-20-летних юношей заключается в повышенном внимании к собственной личности, в потребности самоутверждения в глазах сверстников, в сознании собственной значимости. Традиция дедовщины представляет им такую возможность, хотя безусловно извращенную.
Парадокс в том, что всем молодым воинам, независимо от их реальных достижений в службе, гарантируется в будущем привилегированное положение и «гиперкомпенсация» перенесенного на начальном этапе службы унижения – при условии, конечно, безоговорочного подчинения «традиции».
Поведение в данном случае обуславливается по принципу наименьшей траты сил (плыть по течению всегда легче).
Основания для неуставных взаимоотношений:
Дедовщина – неформальное разделение военнослужащих по срокам службы.
Землячество – по национальной и религиозной принадлежности.
Культ силы – по наличию физических качеств.
Принадлежность к различным криминогенным группам.
Общественно- политический – по принадлежности к общественным и политическим организациям.
Разновидности конфликтов искусственных взаимоотношений:
- Срок службы - 40, 5%.
- Место призыва - 20,7%.
- Общие интересы и увлечения – 16,5%.
- Национальная принадлежность – 11,6%.
- Уровень образования – 4,0%.
- Материальное положение до призыва – 2,5%.
- Религиозная принадлежность – 1,7%.
- Другие признаки – 2,5%.
Источниками неуставных отношений в ВС РФ являются пережитки прошлого.
- С призывом в Советскую Армию бывших осужденных.
- В сокращении срока службы с 3 лет до 2 лет, когда старики «трехлетки» стали вымещать свою обиду на «двухлетках».
- В глубинах экономических, политических и социальных процессов.
- В глубинах духовного кризиса, захлестнувшего общество.
- В проблемах «армии мирного времени».
- В особенностях воспитания молодых людей допризывного возраста.
Далее преподаватель предлагает обсудить опросы, связанные с взаимоотношениями в школьном коллективе. Например:
- Кто первым сделает покупку в школьном буфете – старшеклассник или младшеклассник»?
- Ко всем ли ученикам в классе одинаковое отношение коллектива?
- Что такое круговая порука? Имеет ли она право на существование в школе?
- Кто такой ябеда? Можно ли жаловаться учителю, если тебя постоянно обижают?
- Бывают ли в школе драки?
Ученики обычно отвечают, что такие взаимоотношения в школе – норма и ничего страшного в этом нет. Тогда почему в Вооруженных силах те же проявления отношений между молодыми людьми ведут к тяжелым последствиям и даже к преступлениям?
Основные причины:
- В школе ученик проводит меньшую часть времени, и если не складываются отношения в коллективе, он найдет себе «отдушину» в другом месте.
- Здесь практически нет понятия «команда», «экипаж» - неудачи одного не ведут к неприятностям доля других.
- Нет оружия, с которым можно убежать или даже применить его против обидчиков.
За нарушения уставных отношений в Вооруженных Силах в соответствии с УК РФ предусмотрена уголовная ответственность:
- Нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности, выразившиеся в нанесении побоев или ином насилии, наказывается лишением свободы на срок до двух лет;
- То же действие, совершенное в отношении нескольких лиц, либо повлекшие причинение потерпевшему менее тяжкого или легкого телесного повреждения, наказывается лишением свободы на срок до 5 лет;
- Деяние, совершенные группой лиц или с применением оружия, а равно повлекшие тяжкие последствия, наказываются лишением свободы на срок до 12 лет.
- Закрепление знаний.
Преподаватель спрашивает, кто после обсуждения поставленных вопросов изменил свое первоначальное мнение и предлогает проголосовать по основным пунктам анкеты. Подводит итоги урока.
Урок 2. Как не стать жертвой неуставных взаимоотношений.
- Подготовка к восприятию нового материала.
Преподаватель начинает опрос по пройденной теме. Рекомендуется поставить перед учащимися следующие вопрося:
- Почему в одних воинских частях издеваются над молодыми солдатами и матросами, а в других – нет?
- Какие вы знаете разновидности конфликтов искусственных взаимоотношений?
- Как вы понимаете выражение «круговая порука» и как она влияет на взаимоотношения в коллективе?
Учитель анализирует ответы, указывает на ошибки, подводит итог.
- Изучение нового материала.
На уроках ОБЖ мы изучаем, как действовать человеку в случае возникновения опасности. Вспомните формулу безопасности из 5-го класса. Когда мы сталкиваемся с хулиганством, то часто не можем предвидеть и избежать опасности. Поэтому необходимо действовать решительно и активно просить о помощи. Именно решительности не хватает молодым воинам, которые сталкиваются с казарменным хулиганством. Многое зависит от того, как поставишь себя в первый же день в новом коллективе. Как правило, в первые дни не бывает избиений, тебя просто «проверят на прочность». Помни, что стоит лишь раз выполнить незаконное требование, за ним незамедлительно последует другое. Сначала попросят почистить сапоги «деду», потом – застелить его койку и т.д. А когда вспомнишь о самолюбии, будет уже поздно. Конечно, чтобы сказать «нет», необходимо мужество. Но пойми одну истину: Человека невозможно унизить, пока он не унизит себя сам.
Обычно казарменные хулиганы – «деды», «старики», «дембеля». Есть еще «каратисты», «качки», «амбалы», добивающиеся привилегий благодаря физической силе. Они быстро находят общий язык со всеми нарушителями, группируются и создают собственную этику поведения. В глобальном масштабе неуставные взаимоотношения – крайне опасное и страшное явления, похожее на мифическую гидру. Отрубишь одну голову – на ее месте тут же вырастает другая. Во-первых, опасность заключается в моральном унижении и возникновении у новичков чувства безысходности и угнетенности. Во-вторых, грабеж средь бела дня: у молодых солдат отбирают личные вещи, деньги, предметы военного обмундирования. Другими словами, речь идет об обычном уголовном преступлении – краже, разбое. В-третьих, принуждение к совершению различного рода правонарушений. В-четвертых, привлечение молодых солдат для прикрытия нарушений правопорядка. В-пятых, физические оскорблении. В-шестых, насаждение унизительных ритуалов. Эти преступные традиции чаще всего несут солдаты, проникшиеся на «гражданке» духом полукриминальной жизни дворов и подворотен, уличных «команд», или солдаты, находившиеся под влиянием преступников, занимавшиеся незаконным бизнесом, рекетом. Но самое страшное заключается в следующем: солдаты, вставшие на преступный путь и забывшие о стыде и совести, как магнитом притягивают к себе нестойких сослуживцев. Подчинение «матерым волкам» дает определенные преимущества – ты попадаешь как бы в стаю и тебя тоже начинают бояться. Но жить в волчьей стае – значит подчиняться ее законам, быть всегда готовым к предательству и постоянно угождать «крутым». И будь уверен, попав под влияние казарменной «отрицаловки» рано или поздно ответишь перед законом.
Кто чаще становиться жертвой «дедов»? Опыт показывает, что после прибытия в подразделение нового пополнения отношение коллектива к каждому новичку разное. Какие качества надо развивать в себе, чтобы не «сломаться»? Между прочим, исключительная физическая сила не обязательна. Жертвами обычно становятся неприспособленные к военной жизни молодые люди. Ведь воинская служба начинается не с оружия, а с формы и распорядка дня. Кто тебе будет пришивать погоны? Только ты сам. А умеешь ли ты шить? Вставать придется в 6-7 утра, иногда пол ночи не спать. Через одну- две минуты после подъема стоять в строю. (Вспомни как утром тебя будят родители?) В некоторых частях пищу на все подразделения солдаты готовят сами по очереди.
Большое значение соблюдение правил личной гигиены. Придется каждый день перед сном мыть ноги холодной водой и стирать носки.
Поэтому к военной службе надо себя готовить заранее, как можно раньше. Большое значение имеют личные качества. Неуставные взаимоотношения проявляются в основном в свободное время. В море, на ученьях и занятиях на это нет времени. Выполнение обязанностей должно строго контролироваться офицерами. Напротив в свободное время воины части предоставлены сами себе. Умение играть на музыкальных инструментах, петь, рисовать, что-то делать лучше других всегда будет оценено по достоинству. Что из себя представляет «дед» ты уже знаешь. Нетрудно что-то делать лучше него. Нужно только уметь это показать.
- Закрепление пройденного материала.
Учитель дает возможность учащимся – в основном юношам – сформулировать основные положения, дающие возможность противостоять неуставным взаимоотношениям:
- Не становись на колени.
- Сохраняй мужество.
- Помогай сослуживцам на которых наезжают казарменная шпана. Бороться в одиночку – хуже всего.
- В трудную минуту обратись к сержанту, офицеру. А если ты им не доверяешь, используй свое право искать защиту в органах бригады, дивизии, округа, в редакции газеты, в военной прокуратуре.
- Исключи даже мысль о самовольном оставлении части, применение оружие, самоубийстве.
- Никогда не уподобляйся обидчикам. Оставайся порядочным человеком, не растеряй хороших качеств.
Подведение итогов уроков. Оценка знаний учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка интегрированного урока ОБЖ и история, 10класс. Тема: «Вооруженные Силы Российской Федерации – защитники нашего Отечества».
Интегрированный урок-лекция способствует созданию у школьников правильного представления о Российской армии и роли в формировании государственности России, приобрет...
Вооруженные силы РФ.
Современная структура Вооруженных сил РФ....
Воспитательная работа в вооруженных силах и ее влияние на психику воина в боевой деятельности
материал для педагогов и воспитателей...
Проект «Подготовка юношей к службе в вооруженных силах Российской Федерации через организацию, проведение военно-патриотических соревнований и учебных сборов».
Цель данного проекта повысить уровень подготовки юношей к службе в вооруженных силах Российской Федерации.Достижение цели проекта планируется через организацию военно-патриотических конкурсов, с...
Ситуационные задачи по теме: "Вооруженные Силы РФ. Дни Воинской Славы"
Презентация- задание для обучающихся по решению ситуационных задач к уроку....
Вооруженные силы РККА
Вооруженные силы РККА...
Вооруженные силы РККА
Вооруженные силы РККА...