Главные вкладки
Филатов Сергей Георгиевич
сайт преподавателя-организатора ОБЖ, педагога дополнительного образования, руководителя Клуба юных моряков "НАВИГАТОР"
Профессия: учитель ОБЖ, педагог дополнительного образования
Профессиональные интересы: воспитание гражданина
Увлечения: парусный спорт
Регион: Санкт-Петербург
Населенный пункт: г. Санкт-Петербург
Место работы: ГОУ СОШ № 285
Навигация
Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/filatov-sergei-georgievichО себе
С 1971 по 1993 год служил в Военно-Морском флоте. С 2000 года работаю в школе.
Мой взгляд на мир
Все болезни - от нервов.
Моё портфолио
Миссией своей педагогической деятельности я считаю создание условий для духовно-нравственного, гражданско-патриотического воспитания учащихся, воспитания гражданина. Преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности в моем понимании – это не только учитель-предметник, добросовестно преподающий детям учебный материал. Хочется быть старшим товарищем для всех детей, которых учишь, войти в их коллектив. Это очень сложно и требует постоянного общения с обучаемыми в кружках дополнительного образования, секциях, на мероприятиях и соревнованиях, экскурсиях, походах и просто на переменах. Иными словами, я пытаюсь заменить знаниевую образовательную ориентацию на создание компетентностно-ориентированного образовательного пространства.
Цель любой деятельности, как известно, имеет три составляющие. В моей педагогической системе я вижу следующие:
- эталоном предвосхищаемого образа или продукта деятельности является гражданин страны, патриот своей Родины
- как побудитель к действию – это человек, занимающий активную жизненную позицию, мотивированный на определенный вид деятельности, уже получивший некоторый опыт решения жизненных проблем, верящий в свои силы.
- как норма для выбора средств действия – это результат духовно-нравственного воспитания подростка, который в условиях воздействия на него негативной информации телевидения и Интернета, молодежных радикальных организаций, дворового окружения, сознательно выбирает истинные духовные ценности.
Для воплощения в жизнь всего вышеперечисленного, по моей инициативе в апреле 2004г. был создан Клуб юных моряков «Навигатор», в котором я соучредитель и руководитель. Учитель, как и любой человек не может быть компетентен во всех видах деятельности. Поэтому я и выбрал морское направление, которому посвятил 25 лет своей жизни на службе в Военно-морском флоте. Клуб не готовит будущих капитанов, не занимается профессиональной подготовкой. Это структура, которая объединяет школьников и их учителей, классных руководителей, вожатых школ района. У нас есть место на берегу Финского залива в яхт-клубе «Балтиец», шлюпки, моторная лодка, свой причал. Разработаны программы дополнительного образования детей, по которым работают кружки в ГОУ СОШ №285, 290, лицее №395. В ГОУ СОШ № 290 созданы 3 морских класса и администрация школы планирует увеличивать их количество. Организовано взаимодействие с высшими и средними учебными заведениями Санкт-Петербурга. С каждым годом увеличивается количество детей, желающих провести летние каникулы в лагере «Навигатор». Лучшие наши воспитанники иногда имеют возможность отдохнуть в отряде «Штормовой» ВДЦ «Орленок».
Свою работу с детьми я и другие преподаватели Клуба строим на основе современных образовательных стандартов, стараясь формировать у воспитанников базовые компетентности современного человека.
Вступление в навигаторы происходит в торжественной обстановке у памятника морскому десанту 1941 года на берегу Финского залива в присутствии представителей администрации района, коллектива яхт-клуба «Балтиец», приглашенных школьников и их родителей. Дети, вступающие в Клуб, дают торжественное обещание и возлагают цветы. С этого дня они начинают чувствовать себя в дружном коллективе единомышленников, вырабатывать социальную и коммуникативную компетентность. Много сказано о морской дружбе. И это не пустые слова. В первый раз сев на весла, ребенок понимает, что шлюпка движется, только если слаженно гребут 6 человек. Приходит понимание понятия «экипаж». Шлюпочные гонки, слеты юных моряков, участие в различных соревнованиях сближают детей разного возраста, разного достатка, разных национальностей. За все время существования «Навигатора» не было ни одного случая воровства. Конфликтная ситуация-редкость, ЧП в коллективе. Я очень дорожу тем, что наши воспитанники не делят себя на группы по принадлежности к той или иной школе. Для этого мы объединяем занятия. Так, например, навигацию я преподаю в оборудованном классе школы №290, а практические занятия по такелажу, стрельбе, спортивной составляющей – в школе №285. Здесь по субботам объединяются и учителя, работающие в Клубе. Для того, чтобы дети не делились по возрасту (так называемая «дедовщина»), старшие передают свое умение младшим на занятиях в доброжелательном тоне под наблюдением взрослых. Не считается зазорным и учителю попросить воспитанников научить вязать узлы, показать, как надо грести или швартоваться. Очень хочется создать единый коллектив детей и взрослых. Мне кажется, что это получается.
Особое место в моей работе занимает самообразовательная компетентность воспитанников. Дети у нас разные, с разными способностями и возможностями. Много тех, кто хорошо учится. Они чувствуют себя комфортно в классном коллективе. С «троечниками» другая картина. Неверие в свои силы, неуверенность в завтрашнем дне. Постоянно ловлю себя на мысли, что с такими детьми мне интереснее заниматься. Особенно если родители не очень обеспокоены судьбой своего ребенка. Занимаясь в Клубе, у такого ребенка появляется возможность узнать больше о своих способностях, проявить себя в новом деле. Как правило, и с учебой появляются положительные сдвиги. Он получает цель в жизни, к которой начинает стремиться. Этому способствует работа по профессиональной ориентации учащихся. Мы посещаем средние и высшие учебные заведения города, наши дети общаются со студентами на общих мероприятиях. Морской технический колледж дает возможность использовать нам все свои учебные и технические ресурсы.
Большое значение на уроках и занятиях имеет выработка у учащихся умения искать учебный материал, анализировать его и обобщать. Поэтому в старших классах использую такие формы, как проектная деятельность, защита рефератов. В 5-6 классах больше использую игровые формы, сообщения. Ежегодно мои воспитанники принимают участие в городском конкурсе «Морская слава России», где активно используются полученные навыки.
Морское дело имеет свои сезонные особенности. Зимой мы занимаемся в ОДОДах школ, а летом подключаемся к городской оздоровительной кампании. Организация интересного отдыха во время каникул позволяет отвлечь ребенка от дворовых сборищ, от дурных привычек. При активной помощи Администрации района, Дома детского творчества, администраций школ и РОО яхт-клуб «Балтиец» в течение 5 последних лет мы организуем лагерь «Навигатор» с дневным пребыванием детей с 9 до 18 часов. Он начинает свою работу в начале июня и заканчивает праздником Дня ВМФ в последнее воскресенье июля. Количество родителей, желающих отдать своего ребенка в наш лагерь, с каждым годом возрастает. В первой смене Клуб готовится к Слету юных моряков Санкт-Петербурга. Во второй стараемся организовывать шлюпочные и туристические походы, учебно-тренировочные сборы по обучению парусному делу. Здесь на первое место выступают проблемы безопасности ребенка. Важно соблюдать правила техники безопасности, поддерживать высокий уровень дисциплины воспитанников и учителей. Но главным, на мой взгляд, является выработка у детей навыков безопасного поведения. Трудно получить такие навыки в учебном классе. Такое поведение надо отрабатывать на практике. Конечно, никто не будет специально создавать опасную ситуацию для ребенка. Но, попав в лагерь «Навигатор» он чувствует необычность, с которой его нужно научить справляться. На волнах качает. Как нужно себя вести – бросить весло или наоборот внимательно слушать команды? Опыт показывает, что использование технологий проблемного обучения дает результат быстрее.
Большую часть занятий, проводимых в лагере, можно рассматривать как практическое закрепление знаний, полученных на уроках по основам безопасности жизнедеятельности. Я отрабатываю с детьми весь раздел «Автономное существование человека в природных условиях», действия в чрезвычайных ситуациях природного характера, правила поведения на водоемах, правила использования спасательных средств и другие. Но основным во время отдыха становится раздел программы «Основы здорового образа жизни». Здоровье сберегающие технологии, используемые учителями, позволяют воспитанникам набраться сил за каникулы, совершенствовать свое физическое развитие, исключить вредные привычки.
Каждое утро в лагере начинается с подъема Андреевского флага, доклада дежурного. Все передвижения – строем. Проводятся соревнования по снаряжению магазина АК патронами, сборке и разборке автомата, стрельбе из пневматического оружия. Организуются викторины по знанию истории страны, ее героических страниц. Проходят встречи с нашими выпускниками – курсантами военных училищ и отслужившими в рядах Вооруженных Сил. Это позволяет подготовить детей к изучению раздела «Основы военной службы», формировать у детей ценностные установки в области духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания.
Для гармоничного и всестороннего развития личности необходимо творчество. Было бы неправильно заниматься с детьми в Клубе только образованием. Дети должны учиться не только работать, но и отдыхать, приучаться к хорошим манерам, уметь вести себя за столом. Поэтому мы вместе организуем клубные праздники встречи Нового года, Дня защитника отечества, международного женского дня (60% воспитанников- девочки).
Здесь каждый не стесняясь выходит на сцену и показывает свое умение.
По моей методической системе работают мои коллеги:
Сорокин Сергей Владимирович – преподаватель организатор Основ безопасности жизнедеятельности ГОУ СОШ №290; Перов Андрей Валерьевич – преподаватель организатор Основ безопасности жизнедеятельности ГОУ Лицея №395;
Корх Александр Васильевич – учитель технологии ГОУ СОШ 285;
Швидкий Виктор Эдуардович – педагог дополнительного образования ГОУ СОШ №285;
Москаленко Надежда Алексеевна – заведующая ОДОД ГОУ СОШ № 290, классный руководитель 7 «М» - морского класса;
Добавить творческую работу ученика
Код для вставки списка публикаций на другие сайты