Профессиональное самоопределение обучающихся классов оборонно-спортивного профиля.
статья по теме
Профильное обучение – это система специализированной подготовки старшеклассников, направленная на то, чтобы сделать процесс их обучения на последней ступени общеобразовательной школы более индивидуализированным, отвечающим реальным запросам и ориентациям, способная обеспечить осознанный выбор школьниками своей профессиональной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prof.opredelenie_uchashchikhsya.docx | 21.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Профессиональное самоопределение обучающихся классов оборонно-спортивного профиля.
Что такое профильное обучение?
- Профильное обучение – это система специализированной подготовки старшеклассников, направленная на то, чтобы сделать процесс их обучения на последней ступени общеобразовательной школы более индивидуализированным, отвечающим реальным запросам и ориентациям, способная обеспечить осознанный выбор школьниками своей профессиональной деятельности
- В отличие же от углубленного изучения отдельных предметов, профильное обучение позволяет школьникам изучать не один, а группу предметов, взаимодополняющих друг друга. В основе процесса углубленного изучения отдельных предметов лежит предметно ориентированный подход, а в основе профильного обучения – профессионально ориентированный подход.
- Профильные классы создаются на старшей ступени образования и реализуют двухуровневые образовательные программы среднего (полного) общего образования (базового и профильного) и обеспечивают предметную профильную подготовку учащихся 10–11-х классов.
- Отличие спортивных классов от профильных классов спортивно-педагогического или же оборонно-спортивного профиля, является обеспечение условий для рационального сочетания учебы с углубленным учебно-тренировочным процессом в спортивной школе и осуществление подготовки спортивного резерва.
- Профильное обучение в классах спортивно-педагогического и оборонно-спортивного профилей реализуется в гомогенных группах учащихся, сформированных по принципу их профессиональной ориентации. При этом учебный процесс в этих классах строится таким образом:
- · углубленно изучаются профильные общеобразовательные предметы и элективные курсы, к которым есть устойчивый интерес и индивидуальные способности учащихся;
- · сосредоточивается внимание на формировании профессионально важных качеств личности в сфере педагогической, физкультурно-спортивной, военно-оборонной деятельности, безопасности жизнедеятельности и др.;
- · осуществляется контроль, коррекция профессиональных планов учащихся, выявляется степень их обоснованности;
- · намечаются пути подготовки к будущей профессиональной деятельности, способы диагностики мотивационно-ориентационной сферы учащихся, оценки результатов, достижений;
- · формируются основы для социально-профессиональной адаптации учащихся: ценностные ориентации, мотивы выбора профессии, профессионально-педагогическая направленность;
- · формируются профессиональные интересы учащихся.
- Одной из приоритетных задач образования в современных условиях является интеграция основного и дополнительного образования.
- Образование в области физической культуры – процесс и результат усвоения знаний, умений и навыков, связанных с применением специальных средств и методов направленного физического развития человека, а также развития способности передавать усвоенное окружающим.
- Дополнительное физкультурное образование сделано на основе индивидуальных потребностей и интересов. Это образование имеет довольно широкий диапазон педагогического воздействия на человека и осуществляется на различных уровнях физкультурно-спортивной подготовки.
- В данной модели профильное обучение учащихся старших классов в области физической культуры осуществляется за счет целенаправленного и организованного привлечения и использования образовательных ресурсов иных образовательных учреждений и организаций, основанного на паритетной кооперации школы с учреждениями дополнительного образования, среднего и высшего профессионального образования.
- В числе таких образовательных учреждений могут быть:
- общеобразовательные школы с профильными классами (оборонно-спортивного, спортивно-педагогического профиля и т.д.);
- физкультурно-педагогические лицеи, школы оборонно-спортивного и спортивно-педагогического профилей и др.;
- ДЮСШ, ДЮКФП, центры детского творчества и др.;
- физкультурно-педагогические колледжи, техникумы, училища олимпийского резерва;
- вузы физкультурного профиля, педагогические вузы.
- Введение профильного обучения в школе должно внести позитивный вклад в разрешение подобных проблем. Система непрерывного профессионального образования, особенно в условиях перехода к профильному обучению, обязана кардинально измениться. Поэтому основное внимание должно уделяться, прежде всего, профильному обучению в общеобразовательной школе, так как именно там готовятся будущие студенты.
- Профильное общеобразовательное учреждение наиболее удалено по времени от конечного результата профессионального образования и является подготовительной ступенью профессионального образования.
- В то же время, физическая культура является также составной частью содержания подготовки работников силовых структур, МЧС, будущих педагогов, врачей, инженеров и т.д. как профессионально-прикладной компонент их профессиональной подготовки.
- Прикладная физическая подготовка представляет собой специализированный вид физического воспитания, осуществляемый в соответствии с требованиями и особенностями трудовой деятельности и службы в рядах Российской армии.
- Прикладная физическая подготовка направлена на формирование жизненно важных двигательных умений и навыков, развитие специальных физических качеств, укрепление здоровья и повышение работоспособности человека.
- Содержанием прикладной физической подготовки являются не только специально подобранные физические упражнения, выполняемые в необычных условиях, но и учебный материал, обеспечивающий психологическую готовность к деятельности в экстремальных ситуациях.
- Основными задачами прикладной физической подготовки учащихся 10–11-х классов являются:
- -целенаправленное развитие физических качеств, отвечающих специфической деятельности того или иного специалиста;
- -совершенствование умений и навыков, необходимых в трудовой деятельности и на военной службе;
- -повышение функциональной устойчивости организма человека к необычным и экстремальным условиям.
- Реализация программного материала по прикладной физической подготовке может осуществляться на уроках физической культуры и ОБЖ, на дополнительных занятиях по программе элективных курсов, на внеклассных мероприятиях спортивно-прикладного характера, а также в процессе самостоятельных тренировочных занятий по заданию учителя. При этом необходимо максимально приблизить условия выполнения двигательных действий и тренировки физических качеств к реальным жизненным ситуациям.
- Все это требует разработки программно-нормативных документов, новых педагогических технологий в реализации профильного содержания физической культуры в старших классах. Каждая школа в соответствии с выбранным профилем обучения может создать свою программу по прикладной физической подготовке для учащихся 10–11-х классов.
- Этот новый компонент как раз и призван, с одной стороны, учесть интересы и склонности учащихся, а с другой – определяет возросшие требования к профессионализму учителей физической культуры. Поэтому учитель физической культуры профильной школы обязан не просто быть специалистом высокого уровня, соответствующим профилю и специализации своей деятельности, но и обеспечивать вариативность, личностную и практическую ориентацию образовательного процесса, а также завершение профильного самоопределения старшеклассников и формирование индивидуальных способностей и компетентностей, необходимых для достижения профессиональной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профессиональное самоопределение обучающихся через вовлечение их в учебно-исследовательскую деятельность по экологии
В методическом материале представлен проект педагогического эксперимента по формированию профессионального самоопределения обучающихся...
Развитие позитивной Я-концепции как приоритетного фактора для успешного профессионального самоопределения обучающихся кадетских классов
В работе представлен материал, освещающий вопросы развития Я - концепции подростка. Раскрыт опыт работы по формированию личностных, коммуникативных, регулятивных УУД подростков в рамках реализации пси...
Развитие творческих способностей с целью профессионального самоопределения обучающихся при изучении информатики
Развитие творческих способностей с целью профессионального самоопределения обучающихся при изучении информатики...
ПРОГРАММА ЗАНЯТИЙ «Основы профессионального самоопределения обучающихся»
Программа занятий "Основы професионального самоопределения обучающихся"...
ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ «ТВОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ВЫБОР»
Участие в Региональном конкурсе...
Профессиональное самоопределение обучающихся через организацию профессиональных проб на этапе основного общего образования и профильного обучения на этапе среднего общего образования
Профессиональное самоопределение обучающихся через организацию профессиональных проб на этапе основного общего образования и профильного обучения на этапе среднего общего образования...
«Сопровождение профессионального самоопределения обучающихся. Проблемы институционального перехода на конкретных этапах развития личности обучающегося"
Важнейшим критерием осознания и продуктивности профессионального становления личности является ее способность находить личностный смысл в профессиональном труде, самостоятельно проектировать, творить ...