Мониторинг и прогнозтрование ЧС
методическая разработка по обж (9 класс) по теме
Разработка урока по ОБЖ в 9 классе "Мониторинг и прогнозирование ЧС + презентация к нему. Также представлен дополнительный материал для самостоятельного анализа возможностей ЧС в Московской области.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
monitoring_i_prognoz_9_kl.pptx | 1.3 МБ |
urok_9_klass__monitoring_i_prognozirovanie_chs.docx | 23.6 КБ |
ekologiya_moskovskoy_oblasti.rar | 1.37 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций
Цели и задачи урока: -познакомиться с деятельностью РСЧС в области мониторинга и прогнозирования ЧС -изучить понятия «мониторинг» и «прогнозирование» -закрепить знания о Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, ее предназначении и основными задачами -воспитать ответственное отношение к своей безопасности и безопасности окружающих
Девиз урока: Предупреждён -значит вооружен
В последнее время в мире участилось количество чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: пожары
наводнения
засухи
лавины
цунами
Создание РСЧС Постановление о создании РСЧС было принято в апреле 1992г., в 1995г. – организация была преобразована в Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Государство создало эту систему для объединения усилий центральных органов федеральной исполнительной власти субъектов Российской Федерации, городов и районов, а также различных организаций, учреждений и предприятий, их сил и средств по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Основные задачи Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
- п редупреждение чрезвычайной ситуации - л иквидация чрезвычайной ситуации
предупреждение чрезвычайной ситуации
Предупреждение чрезвычайной ситуации Это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайной ситуации, а также на сохранение здоровья людей.
ликвидация чрезвычайной ситуации
Ликвидация чрезвычайных ситуаций Ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей
Основные мероприятия по защите населения от ЧС
Мониторинг и прогнозирование ЧС; Оповещение населения об угрозе возникновения ЧС; Инженерная защита населения и территорий; Подготовка населения к действиям в ЧС; Эвакуация населения из опасных районов; Организация аварийно-спасательных работ
С истема, направленная на наблюдение и предвидение ЧС, составляет общее понятие « мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций».
Мониторинг – это наблюдение за состоянием окружающей среды (атмосферы, гидросферы , биосферы, а также техногенных систем) с целью ее контроля, прогноза и охраны.
Основные направления деятельности РСЧС по мониторингу и прогнозированию чрезвычайных ситуаций
Основные цели мониторинга и прогнозирования ЧС снижение риска и смягчение последствий ЧС природного и техногенного характера; - определение мест возможного проявления источников ЧС (зон потенциальной опасности); заблаговременное определение параметров источников ЧС; заблаговременное определение последствий ( масштабов) ЧС; организация проведения экспертизы инженерных защитных сооружений; - организация проведения активных воздействий на источники ЧС, с целью их подавления, локализации и контроля параметров.
Существует несколько видов мониторинга.
Мониторинг атмосферы Осуществляется Федеральной службой России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет), которая рассредоточена по всей территории страны . Система мониторинга Росгидромета в своем распоряжении имеет сеть метеорологических и гидрологических станций , а также наблюдательные посты, гидрометеорологические обсерватории, авиаметеорологические и аэрозольные станции .
Мониторинг геологических процессов Ведется комплексными инженерно-геологическими и гидрологическими партиями Министерства природных ресурсов. Сейсмические наблюдения осуществляются Федеральной системой сейсмологических наблюдений (ФССН), в которую входят наблюдательные структуры Российской академии наук, Минобороны, Минприроды и др.
Прогнозирование чрезвычайных ситуаций
Прогнозирование ЧС –отражение вероятности возникновения и развития ЧС на основе анализа причин её возникновения Основная цель – выявление времени возникновения ЧС, возможного места и возможной мощности явления, которое может ее вызвать . Прогнозирование ЧС осуществляется двумя путями:
- П ервый - эвристический -через изучение предвестников конкретных опасных природных явлений и анализ информации мониторинга
-второй (математический )-через расчеты с использованием статистических данных за несколько лет .
Дл я расчетов возможных последствий чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени применяют вероятностный подход, анализируя основные поражающие факторы чрезвычайных ситуаций
В качестве поражающего фактора при расчёте последствий ЧС принимают фактор, вызывающий основные разрушения и поражения.
Вид ЧС Поражающий фактор Землетрясение Обломки зданий и сооружений Взрывы Воздушная ударная волна Пожары Тепловое излучение Цунами; прорыв плотин Волна цунами; волна прорыва Радиационные аварии Радиационное заражение Химические аварии Токсичные нагрузки ПОРАЖАЮЩИЕ ФАКТОРЫ И ИХ ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ
Основные факторы, влияющие на последствия чрезвычайных ситуаций: - интенсивность воздействия поражающих факторов; - размещение населенного пункта относительно очага воздействия; - характеристика грунтов; - конструктивные решения и прочностные свойства зданий и сооружений; - плотность застройки и расселения людей в пределах населённого пункта; - режим нахождения людей в зданиях в течение суток и в зоне риска в течение года.
Предупреждён -значит вооружен
Задание На основе предложенного материала (см. на рабочем столе «Экология Московской области», «Электросталь»), а также знаний по ОБЖ и собственного жизненного опыта составить примерный прогноз ЧС, возможных в Московской области и в городе Электросталь .
Предварительный просмотр:
9-ый класс
Раздел 5. Основные мероприятия, проводимые в РФ, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.
Урок 13.
Тема: Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций.
Цели и задачи урока:
-раскрыть содержание основных мероприятий по защите населения от чрезвычайных ситуаций;
-изучить понятия «мониторинг» и «прогнозирование»
-познакомиться с деятельностью РСЧС в области мониторинга и прогнозирования ЧС
-закрепить знания о Единой государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, ее предназначением и основными задачами (слайд 1-4)
Ход урока:
- Организационный момент.
- Повторение
Учитель: На прошлых уроках мы уже говорили о том, что в последнее время в мире участилось количество чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
(слайд 5-9).
Предупреждение и ликвидация ЧС, организация защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций всегда занимали ведущее место в политике любого государства.
Поэтому для реализации государственной политики в РФ была создана Российская система предупреждения и действий в ЧС. ( слайд 10)
Напомню, что Постановление о создании РСЧС было принято в апреле 1992г.,
в 1995г. – организация была преобразована в Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Создавая эту систему, государство решало задачу объединения усилий центральных органов федеральной исполнительной власти субъектов Российской Федерации, городов и районов, а также различных организаций, учреждений и предприятий, их сил и средств по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций -(текст слайда10)
Учитель: Каковы же основные задачи, которые решает Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций? (слайд 11)
Ответ учащихся: Задачи РСЧС делятся на 2 группы : предупреждения ЧС и ликвидация ЧС (слайд 12).
Вопрос: что означает предупреждение ЧС?
Ученик: Это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайной ситуации, а также на сохранение здоровья людей.(слайд13)
Вопрос: что означает ликвидация ЧС?
Ученик: Ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей (слайд 14)
3.Изучение новой темы.
Введение.
Каковы же основные мероприятия , проводимые в РФ, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.
( слайд 15)
Далее слайд 16.
- Мониторинг и прогнозирование ЧС;
- Оповещение населения об угрозе возникновения ЧС;
- Инженерная защита населения и территорий;
- Подготовка населения к действиям в ЧС;
- Эвакуация населения из опасных районов;
- Организация аварийно-спасательных работ
Учитель: В общей системе мер противодействия чрезвычайным ситуациям на первом месте стоят мероприятия, направленные на снижение риска возникновения ЧС и смягчения их последствий.
Это можно обеспечить, если будет действовать система наблюдения за состоянием и развитием различных природных и техногенных процессов и явлений, а также определение вероятности возникновения ЧС природного и техногенного характера. Такая система, направленная на наблюдение и предвидение, составляет общее понятие «мониторинг и прогнозирование ЧС».
Слайд 17. Мониторинг – это наблюдение за состоянием окружающей среды (атмосферы,гидросферы, биосферы, а также техногенных систем) с целью ее контроля, прогноза и охраны. (записать определение в тетрадь)
Слайд 18. Основные направления деятельности РСЧС по мониторингу и прогнозированию чрезвычайных ситуаций
Слайд 19.
- создание банка данных по источникам ЧС
- проведение наблюдений за источниками ЧС
- проведение наблюдений за источниками ЧС
- прогнозирование ЧС
- обеспечение органов государственного управления информацией об угрозе возникновения ЧС
Слайд 20. Основные цели мониторинга и прогнозирования ЧС
- снижение риска и смягчение последствий ЧС природного и техногенного характера;
- определение мест возможного проявления источников ЧС (зон потенциальной опасности);
- заблаговременное определение места, времени и параметров источников ЧС;
- заблаговременное определение места, времени и последствий (масштабов) ЧС;
- организация проведения экспертизы инженерных защитных сооружений
- - организация проведения активных воздействий на источники ЧС, с целью их подавления, локализации и контроля параметров.
Слайд 21. Существует несколько видов мониторинга. Например :
Слайд 22-23. Мониторинг атмосферы
Слайд 24-26. Мониторинг геологических процессов.
Данные мониторинга служат основой прогнозирования.
Слайд 27. Прогнозирование ЧС –отражение вероятности возникновения и развития ЧС на основе анализа причин её возникновения
Основная цель – выявление времени возникновения ЧС, возможного места и возможной мощности явления, которое может ее вызвать.
Прогнозирование ЧС осуществляется двумя путями:
Слайд 28-29.
Первый -эвристический-через изучение предвестников конкретных опасных природных явлений и анализ информации мониторинга.
Слайд 30-31.
- -второй (математический)-через расчеты с использованием статистических данных за несколько лет.
Слайд 32.
Для расчетов возможных последствий чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени применяют вероятностный подход, анализируя основные поражающие факторы чрезвычайных ситуаций
Слайд 33. В качестве поражающего фактора при расчёте последствий ЧС принимают фактор, вызывающий основные разрушения и поражения.
Слайд 33. ПОРАЖАЮЩИЕ ФАКТОРЫ И ИХ ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ
Вид ЧС | Поражающий фактор | Параметр |
Землетрясение | Обломки зданий и сооружений | Интенсивность землетрясения |
Взрывы | Воздушная ударная волна | Избыточное давление на фронте воздушной ударной волны |
Пожары | Тепловое излучение | Плотность теплового потока |
Цунами; прорыв плотин | Волна цунами; волна прорыва | Высота волны; максимальная скорость волны; площадь и длительность затопления; давление гидравлического потока |
Радиационные аварии | Радиационное заражение | Дозы облучения |
Химические аварии | Токсичные нагрузки | Предельно допустимая концентрация, токсодоза |
Слайд 37. Задание
Составить примерный прогноз ЧС, возможных в нашем городе
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МОНИТОРИНГ степени изученности программы ДО «Первые шаги». МОНИТОРИНГ степени изученности программы ДО «Первые шаги». Мониторинг
Материал включает в себя тесты на проверку внимания, воображения, речи, различные задания на изучение степени готовности ребенка к процессу обучения в школе....
Мастер-класс «Мониторинг как инструмент управления качеством образования. Организация внутришкольного мониторинга в процессе внедрения ФГОС ООО"
Представлен опыт по организации системного внутришкольного мониторинга предметных и метапредметных достижений обучающихся....
Мониторинг «Степень удовлетворенности обучающихся деятельностью арт-студии «Позитив» Мониторинг определения отношений между педагогом и обучающимся. Методика «Наш педагог» (О.И. Мотков)
Мониторинг «Степень удовлетворенности обучающихся деятельностью арт-студии «Позитив»Мониторинг определения отношений между педагогом и обучающимся.Методика «Наш...
Мониторинг «Степень удовлетворенности обучающихся деятельностью творческого объединения «Автомоделирование» Мониторинг определения отношений между педагогом и обучающимся. Методика «Наш педагог» (О.И. Мотков)
Мониторинг «Степень удовлетворенности обучающихся деятельностью творческого объединения «Автомоделирование»Мониторинг определения отношений между педагогом и обучающимся....
Мониторинг "«Степень удовлетворенности обучающихся деятельностью творческого объединения «Цветы из ткани» Мониторинг определения отношений между педагогом и обучающимся. Методика «Наш педагог» (О.И. Мотков)"
laquo;Степень удовлетворенности обучающихся деятельностью творческого объединения «Цветы из ткани»Мониторинг определения отношений между педагогом и обучающимся.Методика «...
Мониторинг физической подготовленности и соревновательной активности учащихся. Мониторинг спортивных достижений учащихся МБОУ «СШ №3» г. Нижневартовск
В данной работе представлена часть мониторинга и его анализ, который проводится по предметной области «Физическая культура» в МБОУ СШ№3 г. Нижневартовска...
Отчеты, мониторинги, анализы. Участие в мониторинге ИКП РАО
Отчеты, мониторинги, анализы, информационные справки...