План-конспект урока обществознания в 8 классе "Образование"
план-конспект урока по обществознанию (8 класс)

Филяков Степан Викторович

Цель: формирование у обучающихся представления о значимости образования в условиях информационного общества.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Образование»

Цель: формирование у обучающихся представления о значимости образования в условиях информационного общества.

Задачи:

Образовательная: обобщить и закрепить знания по теме «Моральный выбор», продолжить формирование представления учащихся об образовании как системе, раскрыть вопрос  о возрастающей  значимости образования в современном мире.

Развивающая: продолжить работу по развитию умений  использовать свой жизненный опыт и ранее накопленные знания в решении учебных задач, извлекать информацию из печатных и иллюстративных источников уметь анализировать, делать выводы и обобщения.

Воспитательная: формировать личностное отношение к содержанию урока

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: урок-исследование.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь в клетку, классная доска, фрагменты документов, учебные таблицы, схемы и кластеры.

План:

I. Орг. момент.

II. Актуализация.

III. Изучение нового материала.

1. Что такое «образование».

2. Роль образования в современном обществе.

3. Система образования в РФ.

IV. Закрепление.

V. Итоги. Рефлексия.

VI. Д/З.

Ход урока:

I. Орг. момент. Приветствие. Проверка готовности к уроку.

II. Актуализация. Анализ ситуаций по теме «Моральный выбор».

III. Изучение нового материала.

1. Что такое «образование».

Я предлагаю вашему вниманию афоризмы великих людей:

1. Образование людей должно начаться пословицами и должно кончиться мыслями (Н. М. Карамзин).

2. Невежество-ночь ума, ночь безлунная и беззвёздная (Цицерон).

3. Полное невежество приводят к полному тупоумию. При невежестве ум чахнет за недостатком пищи (К. Гельвеций).

Кто сможет определить нашу новую тему? (Образование)  

Прежде, чем  мы перейдем  к новой теме, запишем в тетрадь значение некоторых терминов, которые нам пригодятся при изучении новой темы.

Словарная работа:

1. Невежество – отсутствие знаний; необразованность.

2. Система – (от греч. sysntema - целое - составленное из частей; соединение), множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих  целостность, единство.

3. Приоритетный – преобладающий, главный.

4. Социализация – освоение индивидом социальных норм и культурных ценностей общества.

Я еще раз хочу обратиться к высказыванию  Гельвеция: «Полное невежество приводит к полному тупоумию. При невежестве ум чахнет за недостатком пищи». О какой пище идет речь? (О духовной). А что является основной пищей для ума? (Чтение). Вот сегодня мы будем с вами работать с текстами. Итак, у вас на столах лежит текст. Он содержит два отрывка.

1. Прочитайте, найдите  и выделите маркером ключевые слова, которые отвечают на вопрос: «Что такое образование»?

1. «Под образованием в настоящем Законе понимается целенаправленный  процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией  достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней» (закон РФ «Об образовании»)

2. «Образование – это процесс приобретения знаний о мире, приобщения к культуре, к ценностям Отечества, мировой цивилизации».

В чём отличие этих определений? (Речь идёт о субъекте деятельности. В 1- кто осуществляет обучение (детский сад, школа, вузы). Во 2 – знания приобретаются самими учениками).

2. Роль образования в современном обществе.

В каком обществе мы живём? В постиндустриальном или информационном? Для этого общества характерны небывало быстрые темпы научно- технического прогресса. А теперь ситуация.

«Руководителю фирмы потребовалось три специалиста - переводить тексты с иностранного языка, производить по этим текстам математические расчеты и осуществлять  на этой основе компьютерное программирование. У предпринимателя есть выбор:

1-й вариант: пригласить на работу переводчика, математика и программиста  (предположим, на рынке труда  услуги каждого стоят по 20 000 рублей);

2-й вариант: взять на работу одного специалиста, владеющего иностранным языком, математикой и компьютером, на зарплату 35 000 рублей».

Объясните, какой выбор и почему сделает руководитель фирмы. Каким образом  эта ситуация связана с нашей темой?

Делаем вывод: чтобы добиться жизненного успеха, получить хорошую, интересную и хорошо оплачиваемую должность необходимо получить хорошее образование.

Функции образования

  • экономическая (формирование человека, владеющего необходимыми знаниями и навыками);
  • социальная, личностная (социализация личности);
  • культурная (использование ранее накопленной культуры);
  • укрепление национальной безопасности (военной, экономической, экологической);
  • укрепление демократического общества.

Направления (тенденции) развития образования в современном мире

  • гуманизация;
  • гуманитаризация;
  • интернационализация;
  • компьютеризация;
  • демократизация;
  • рост продолжительности образования;
  • непрерывность образования.

3. Система образования в РФ.

А теперь мы поговорим с вами об основных элементах системы образования в РФ.

Образование

                      Общее образование                                                      Профессиональное образование

                                                         Дополнительное образование

Будем работать по учебнику и составлять очень интересную схему. Называется она фишбоун (рыбья косточка). Откройте учебник на стр. 82-84. Читаем текст о системе образования, рассматриваем рисунки.

Фишбоун (рыбья косточка) – голова – вопрос темы, верхние косточки – основные понятия темы, нижние косточки – суть понятий, хвост – ответ на вопрос, обобщение.

Общее образование

              Дошкольное  Начальное   Основное   Среднее общее                                                        

                                      общее         общее            (полное)

                                            детский сад     1-4 кл.        5-9 кл.    10-11 кл.  

                                                                         школа, лицей, гимназия        

Профессиональное образование

              Среднее     Высшее -         Высшее -        Высшее -                                                    

        профес.-ое  бакалавриат   спец., магистра  под. кадр.                   общее         общее            (полно                                                                 высш. квалиф.

                                          училище,      университет, институт, академия

                                           колледж,

                                           техникум                          

IV. Закрепление.

Прочитайте фрагмент из доклада Международной комиссии по образованию для XXI в. «Образование: скрытое сокровище» и ответьте на вопросы к документу.

V. Итоги. Рефлексия.

Итоги урока подводит один из учеников.

Анализ урока учащимися. Самоанализ учащимися своей деятельности на уроке.

VI. Д/З. Параграф 10 – прочитать, выучить записи в тетради.

Приложение 1

Ситуация № 1 для анализа

В выходной день ты с друзьями собираешься в поездку на концерт любимой группы. Ты долго ждал этого момента. Оплачены билеты. Заказан транспорт. Но накануне ты узнаешь, что у родителей изменен график работы, и тебе нужно побыть с престарелой больной бабушкой.

Задание

1. Прочитайте ситуацию.

2. Определите проблему выбора.

3. Определите варианты решения проблемы с точки зрения: а) свободы; б) ответственности.

4. К какому решению, взвесив все «за» и «против», вы пришли? Помните, что вы делаете моральный выбор!

5. Определите, кто будет выступать от вашей группы. При защите следуйте пунктам 1-4.

Ситуация № 2 для анализа

Гуляя вечером по парку с друзьями, чьим мнением ты очень дорожишь, один из друзей предложил с целью позабавиться подрисовать краской из баллончика портреты на аллее героев. Все согласились. Как поступишь ты?

Задание

1. Прочитайте ситуацию.

2. Определите проблему выбора.

3. Определите варианты решения проблемы с точки зрения: а) свободы; б) ответственности.

4. К какому решению, взвесив все «за» и «против», вы пришли? Помните, что вы делаете моральный выбор!

5. Определите, кто будет выступать от вашей группы. При защите следуйте пунктам 1-4.

Ситуация № 3 для анализа

На уроке во время объяснения учителя, один из одноклассников, чтобы сорвать урок, взорвал петарду. Учитель нервничает. Просит виновного признаться в содеянном проступке. Ты знаешь, кто это сделал, но боишься за последствия. Как поступить в такой ситуации?

Задание

1. Прочитайте ситуацию.

2. Определите проблему выбора.

3. Определите варианты решения проблемы с точки зрения: а) свободы; б) ответственности.

4. К какому решению, взвесив все «за» и «против», вы пришли? Помните, что вы делаете моральный выбор!

5. Определите, кто будет выступать от вашей группы. При защите следуйте пунктам 1-4.

Ситуация № 4 для анализа

Команда вашего класса выступает на туристическом слете. Но во время соревнований один из участников команды повреждает ногу и не может продолжить дальнейшее участие. Физорг класса выбирает в качестве замены именно тебя. Но вы знаете, что впереди препятствие «Бревно над пропастью», а ты боишься высоты. Как ты поступишь в этой ситуации?

Задание

1. Прочитайте ситуацию.

2. Определите проблему выбора.

3. Определите варианты решения проблемы с точки зрения: а) свободы; б) ответственности.

4. К какому решению, взвесив все «за» и «против», вы пришли? Помните, что вы делаете моральный выбор!

5. Определите, кто будет выступать от вашей группы. При защите следуйте пунктам 1-4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план-конспект открытого урока по обществознанию в 8 классе.

План-конспект открытого урока в 8Б классе по теме "Предпринмаптельская деятельность" по программе Боголюбова....

План – конспект интегрированного урока обществознания и английского языка в 7 классе на тему «Подросток в группе» «Teenager in a Group»

Разработка интегрированного урока английского языка и обществознания для 7 класса на тему "Подросток в группе", проведенного в рамках эксперимента "Интеграция английского языка и предметов школьной пр...

План-конспект интегрированного урока английского языка и обществознания в 9 классе на тему: "Правовая ответственность"

Интегрированный урок английского языка и обществознания в 9 классе на тему: "Правовая ответственность" ставит своей целью на основе имеющихся у учащихся знаний расширить понятие «право»; сформир...

План – конспект открытого урока по обществознанию в 11 классе по теме «Межэтническое сотрудничество. Межнациональные конфликты»

Цели и задачи урока:1) познакомить с уровнями межэтнических отношений, тенденциями в развитии межэтнических отношений, показать сущность межнационального сотрудничества, причины и природу межэтн...

План-конспект открытого урока обществознания и ОБЖ в 9 классе «Личность и личный выбор. Молодое поколение против курения».

Данный урок обществознания интегрирован с уроком ОБЖ. На нем рассматриваются тема по обществознанию "Личность и личный выбор" и тема по ОБЖ "Молодое поколение против курения". Это позволяет рассмотрет...

План-конспект открытого урока обществознания в 7 классе "Почему важно соблюдать закон?"

На данном уроке, учащийся на примерах из литературы, истории узнает, какую роль в жизни человека, общества и государства играет правовая культура....

План-конспект открытого урока по обществознанию в 9 классе. Тема: «Налоги»

Ход урока  Организационный момент I.Текущий контроль знаний и умений учащихся  1. Проверочные тесты  2. Вопросы и задания учащимся:      а) зада...