План-конспект урока обществознания в 8 классе "Образование"
план-конспект урока по обществознанию (8 класс)
Цель: формирование у обучающихся представления о значимости образования в условиях информационного общества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 103 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Образование»
Цель: формирование у обучающихся представления о значимости образования в условиях информационного общества.
Задачи:
Образовательная: обобщить и закрепить знания по теме «Моральный выбор», продолжить формирование представления учащихся об образовании как системе, раскрыть вопрос о возрастающей значимости образования в современном мире.
Развивающая: продолжить работу по развитию умений использовать свой жизненный опыт и ранее накопленные знания в решении учебных задач, извлекать информацию из печатных и иллюстративных источников уметь анализировать, делать выводы и обобщения.
Воспитательная: формировать личностное отношение к содержанию урока
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: урок-исследование.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь в клетку, классная доска, фрагменты документов, учебные таблицы, схемы и кластеры.
План:
I. Орг. момент.
II. Актуализация.
III. Изучение нового материала.
1. Что такое «образование».
2. Роль образования в современном обществе.
3. Система образования в РФ.
IV. Закрепление.
V. Итоги. Рефлексия.
VI. Д/З.
Ход урока:
I. Орг. момент. Приветствие. Проверка готовности к уроку.
II. Актуализация. Анализ ситуаций по теме «Моральный выбор».
III. Изучение нового материала.
1. Что такое «образование».
Я предлагаю вашему вниманию афоризмы великих людей:
1. Образование людей должно начаться пословицами и должно кончиться мыслями (Н. М. Карамзин).
2. Невежество-ночь ума, ночь безлунная и беззвёздная (Цицерон).
3. Полное невежество приводят к полному тупоумию. При невежестве ум чахнет за недостатком пищи (К. Гельвеций).
Кто сможет определить нашу новую тему? (Образование)
Прежде, чем мы перейдем к новой теме, запишем в тетрадь значение некоторых терминов, которые нам пригодятся при изучении новой темы.
Словарная работа:
1. Невежество – отсутствие знаний; необразованность.
2. Система – (от греч. sysntema - целое - составленное из частей; соединение), множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих целостность, единство.
3. Приоритетный – преобладающий, главный.
4. Социализация – освоение индивидом социальных норм и культурных ценностей общества.
Я еще раз хочу обратиться к высказыванию Гельвеция: «Полное невежество приводит к полному тупоумию. При невежестве ум чахнет за недостатком пищи». О какой пище идет речь? (О духовной). А что является основной пищей для ума? (Чтение). Вот сегодня мы будем с вами работать с текстами. Итак, у вас на столах лежит текст. Он содержит два отрывка.
1. Прочитайте, найдите и выделите маркером ключевые слова, которые отвечают на вопрос: «Что такое образование»?
1. «Под образованием в настоящем Законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней» (закон РФ «Об образовании»)
2. «Образование – это процесс приобретения знаний о мире, приобщения к культуре, к ценностям Отечества, мировой цивилизации».
В чём отличие этих определений? (Речь идёт о субъекте деятельности. В 1- кто осуществляет обучение (детский сад, школа, вузы). Во 2 – знания приобретаются самими учениками).
2. Роль образования в современном обществе.
В каком обществе мы живём? В постиндустриальном или информационном? Для этого общества характерны небывало быстрые темпы научно- технического прогресса. А теперь ситуация.
«Руководителю фирмы потребовалось три специалиста - переводить тексты с иностранного языка, производить по этим текстам математические расчеты и осуществлять на этой основе компьютерное программирование. У предпринимателя есть выбор:
1-й вариант: пригласить на работу переводчика, математика и программиста (предположим, на рынке труда услуги каждого стоят по 20 000 рублей);
2-й вариант: взять на работу одного специалиста, владеющего иностранным языком, математикой и компьютером, на зарплату 35 000 рублей».
Объясните, какой выбор и почему сделает руководитель фирмы. Каким образом эта ситуация связана с нашей темой?
Делаем вывод: чтобы добиться жизненного успеха, получить хорошую, интересную и хорошо оплачиваемую должность необходимо получить хорошее образование.
Функции образования
- экономическая (формирование человека, владеющего необходимыми знаниями и навыками);
- социальная, личностная (социализация личности);
- культурная (использование ранее накопленной культуры);
- укрепление национальной безопасности (военной, экономической, экологической);
- укрепление демократического общества.
Направления (тенденции) развития образования в современном мире
- гуманизация;
- гуманитаризация;
- интернационализация;
- компьютеризация;
- демократизация;
- рост продолжительности образования;
- непрерывность образования.
3. Система образования в РФ.
А теперь мы поговорим с вами об основных элементах системы образования в РФ.
Образование
Общее образование Профессиональное образование
Дополнительное образование
Будем работать по учебнику и составлять очень интересную схему. Называется она фишбоун (рыбья косточка). Откройте учебник на стр. 82-84. Читаем текст о системе образования, рассматриваем рисунки.
Фишбоун (рыбья косточка) – голова – вопрос темы, верхние косточки – основные понятия темы, нижние косточки – суть понятий, хвост – ответ на вопрос, обобщение.
Общее образование
Дошкольное Начальное Основное Среднее общее
общее общее (полное)
детский сад 1-4 кл. 5-9 кл. 10-11 кл.
школа, лицей, гимназия
Профессиональное образование
Среднее Высшее - Высшее - Высшее -
профес.-ое бакалавриат спец., магистра под. кадр. общее общее (полно высш. квалиф.
училище, университет, институт, академия
колледж,
техникум
IV. Закрепление.
Прочитайте фрагмент из доклада Международной комиссии по образованию для XXI в. «Образование: скрытое сокровище» и ответьте на вопросы к документу.
V. Итоги. Рефлексия.
Итоги урока подводит один из учеников.
Анализ урока учащимися. Самоанализ учащимися своей деятельности на уроке.
VI. Д/З. Параграф 10 – прочитать, выучить записи в тетради.
Приложение 1
Ситуация № 1 для анализа
В выходной день ты с друзьями собираешься в поездку на концерт любимой группы. Ты долго ждал этого момента. Оплачены билеты. Заказан транспорт. Но накануне ты узнаешь, что у родителей изменен график работы, и тебе нужно побыть с престарелой больной бабушкой.
Задание
1. Прочитайте ситуацию.
2. Определите проблему выбора.
3. Определите варианты решения проблемы с точки зрения: а) свободы; б) ответственности.
4. К какому решению, взвесив все «за» и «против», вы пришли? Помните, что вы делаете моральный выбор!
5. Определите, кто будет выступать от вашей группы. При защите следуйте пунктам 1-4.
Ситуация № 2 для анализа
Гуляя вечером по парку с друзьями, чьим мнением ты очень дорожишь, один из друзей предложил с целью позабавиться подрисовать краской из баллончика портреты на аллее героев. Все согласились. Как поступишь ты?
Задание
1. Прочитайте ситуацию.
2. Определите проблему выбора.
3. Определите варианты решения проблемы с точки зрения: а) свободы; б) ответственности.
4. К какому решению, взвесив все «за» и «против», вы пришли? Помните, что вы делаете моральный выбор!
5. Определите, кто будет выступать от вашей группы. При защите следуйте пунктам 1-4.
Ситуация № 3 для анализа
На уроке во время объяснения учителя, один из одноклассников, чтобы сорвать урок, взорвал петарду. Учитель нервничает. Просит виновного признаться в содеянном проступке. Ты знаешь, кто это сделал, но боишься за последствия. Как поступить в такой ситуации?
Задание
1. Прочитайте ситуацию.
2. Определите проблему выбора.
3. Определите варианты решения проблемы с точки зрения: а) свободы; б) ответственности.
4. К какому решению, взвесив все «за» и «против», вы пришли? Помните, что вы делаете моральный выбор!
5. Определите, кто будет выступать от вашей группы. При защите следуйте пунктам 1-4.
Ситуация № 4 для анализа
Команда вашего класса выступает на туристическом слете. Но во время соревнований один из участников команды повреждает ногу и не может продолжить дальнейшее участие. Физорг класса выбирает в качестве замены именно тебя. Но вы знаете, что впереди препятствие «Бревно над пропастью», а ты боишься высоты. Как ты поступишь в этой ситуации?
Задание
1. Прочитайте ситуацию.
2. Определите проблему выбора.
3. Определите варианты решения проблемы с точки зрения: а) свободы; б) ответственности.
4. К какому решению, взвесив все «за» и «против», вы пришли? Помните, что вы делаете моральный выбор!
5. Определите, кто будет выступать от вашей группы. При защите следуйте пунктам 1-4.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план-конспект открытого урока по обществознанию в 8 классе.
План-конспект открытого урока в 8Б классе по теме "Предпринмаптельская деятельность" по программе Боголюбова....

План – конспект интегрированного урока обществознания и английского языка в 7 классе на тему «Подросток в группе» «Teenager in a Group»
Разработка интегрированного урока английского языка и обществознания для 7 класса на тему "Подросток в группе", проведенного в рамках эксперимента "Интеграция английского языка и предметов школьной пр...

План-конспект интегрированного урока английского языка и обществознания в 9 классе на тему: "Правовая ответственность"
Интегрированный урок английского языка и обществознания в 9 классе на тему: "Правовая ответственность" ставит своей целью на основе имеющихся у учащихся знаний расширить понятие «право»; сформир...

План – конспект открытого урока по обществознанию в 11 классе по теме «Межэтническое сотрудничество. Межнациональные конфликты»
Цели и задачи урока:1) познакомить с уровнями межэтнических отношений, тенденциями в развитии межэтнических отношений, показать сущность межнационального сотрудничества, причины и природу межэтн...
План-конспект открытого урока обществознания и ОБЖ в 9 классе «Личность и личный выбор. Молодое поколение против курения».
Данный урок обществознания интегрирован с уроком ОБЖ. На нем рассматриваются тема по обществознанию "Личность и личный выбор" и тема по ОБЖ "Молодое поколение против курения". Это позволяет рассмотрет...
План-конспект открытого урока обществознания в 7 классе "Почему важно соблюдать закон?"
На данном уроке, учащийся на примерах из литературы, истории узнает, какую роль в жизни человека, общества и государства играет правовая культура....

План-конспект открытого урока по обществознанию в 9 классе. Тема: «Налоги»
Ход урока Организационный момент I.Текущий контроль знаний и умений учащихся 1. Проверочные тесты 2. Вопросы и задания учащимся: а) зада...