План-конспект урока обществознания в 7 классе "Обмен, торговля, реклама"
план-конспект урока по обществознанию (7 класс)
Цель: подведение учащихся к пониманию причин возникновения обмена между людьми, экономической выгоды обмена для всех его участников, роли торговли и рекламы в жизни современного общества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 66 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Обмен, торговля, реклама»
Цель: подвести учащихся к пониманию причин возникновения обмена между людьми, экономической выгоды обмена для всех его участников, роли торговли и рекламы в жизни современного общества.
Задачи:
- образовательная: познакомить учащихся с экономическим содержанием понятий – обмен, торговля, реклама, опираясь на их жизненный опыт;
- воспитательная: воспитать у учащихся стремление реализовывать свои возможности и способности, стремление к получению знаний, уважение к экономической сфере в жизни общества;
- развивающая: продолжить развитие умения анализировать полученную информацию, выделять главное из полученной на уроке информации, приводить примеры, относящиеся к теме урока, устанавливать причинно-следственные связи.
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: урок-исследование.
Новые понятия: обмен, экономический продукт, товар, рынок, конкуренция, стоимость, цена, бартер, торговля, ассортимент, оптовая и розничная торговля, реклама, продавец, потребитель.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь в клетку, классная доска, фрагменты документов, учебные картины и иллюстрации.
План:
I. Орг. момент.
II. Актуализация.
III. Изучение нового материала.
1. Зачем нужен обмен.
2. Торговля и её формы.
3. Реклама – двигатель торговли.
IV. Закрепление.
V. Итоги. Рефлексия.
VI. Д/З.
Ход урока:
I. Орг. момент. Приветствие. Проверка готовности к уроку.
II. Актуализация. Выполнение тестовых заданий на платформе «Учи.ру» по теме «Виды и формы бизнеса».
III. Изучение нового материала.
Сегодня мы с вами познакомимся с экономическим содержанием понятий – обмен, торговля, реклама, опираясь на ваш жизненный опыт. Разберём причины возникновения обмена между людьми, узнаем об экономической выгоде обмена для всех его участников, о роли торговли и рекламы в жизни современного общества. Эти знания помогут вам при изучении следующей темы, а также в будущем вы сможете применить эти знания на практике в нашем современном мире.
Посмотрите на доску. Здесь размещены пословицы и поговорки: «Дорожиться – товар залежится, продешевить – барыша не нажить», «Без ума торговать – долги наживать», «Хороший товар сам себя кормит», «Купил – не купил, а поторговаться можно», «Лучше торговать, чем воровать», «Меняю шило на мыло». О чём эти пословицы и поговорки? А как вы думаете, зачем вам нужны знания о торговле? А хотели бы вы узнать по этой теме больше? Давайте разберёмся вместе. Как вы относитесь к поговорке: «Не обманешь – не продашь»? Всегда ли обмен бывает справедливым и равным? Кто выигрывает от торговли – продавец или покупатель?
1. Зачем нужен обмен.
Вы уже знаете, что человек может удовлетворить свои потребности двумя способами: изготовить всё необходимое для жизни самостоятельно или обменять часть излишков, созданных своим трудом, на необходимые вещи, изготовленные другими. С появлением общественного разделения труда начал бурно развиваться обмен, и люди убедились в преимуществах этого способа.
В чём преимущества обмена? Во-первых, человеку при обмене не нужно было всё добывать или делать самому. Во-вторых, в результате можно получить в своё пользование больше разнообразных благ. Это побудило людей сделать обмен основой своей жизни.
Что необходимо, чтобы обмен состоялся? Произвести экономический продукт и вывести его на рынок для продажи, т. е. сделать его товаром. Но этого недостаточно. Любая продукция, чтобы стать товаром, должна обладать ещё двумя свойствами: потребительной стоимостью, т. е. быть полезной, нужной людям, и меновой стоимостью, т. е. способностью обмениваться на другие экономические продукты.
Записать в рабочую тетрадь
Стоимость – мера, с помощью которой определяется ценность товара или его полезность.
Цена товара – это его стоимость, выраженная в денежной форме.
Бартер – натуральный (безденежный) обмен одной вещи на другую.
Рынок – вся совокупность экономических отношений, проявляющихся в сфере производства, обмена и потребления товаров и услуг.
Обмен и рынок тесно связаны между собой. Из обмена появляется торговля, а из неё – рынок. Он может принимать самые разные формы и размеры: от местного до международного, от небольшого рынка до охватывающей весь земной шар системы обменных отношений. Склонность к обмену – одна из черт человеческой природы, отличающая человека от других живых существ земли. Она играет огромную роль в экономическом механизме. Обмен создаёт богатство в каждой из торговых сделок.
Задание. Учащиеся делятся на пары (можно по партам). Каждой паре выдаётся карточка с наименованием товара. У вас есть товар (Книга, Карандаш, Куртка, Велосипед, Рюкзак, Пальто, Ручка, Фотоальбом, Сапоги, Костюм, Телевизор, Магнитофон, Шарф, Лыжи, Кроссовки, Утюг, Фен, Косынка). Вам нужно его обменять на другой товар. У вас есть 3 минуты.
Беседа по вопросам:
- У кого произошёл обмен?
- Какой товар вы обменивали?
- Какой товар приобрели в результате обмена?
- Почему у вас произошёл обмен?
- Что вы предприняли для этого? У кого не произошел обмен? Почему?
2. Торговля и её формы.
Регулярный обмен товарами и услугами стал основой ещё для одного вида экономической деятельности и сотрудничества людей – торговли.
Записать в рабочую тетрадь
Торговля – отрасль хозяйства, в которой происходит реализация товаров путём купли-продажи.
Ребята, а как вы считаете, почему возникла торговля? Люди для удовлетворения своих потребностей стремятся получить как можно больше разнообразных товаров и услуг, но каждый при этом может изготовить лишь ограниченный набор видов продукции. Это противоречие и позволяет разрешить торговля. Люди постепенно убедились в её преимуществе, ведь возможность торговать позволяла получить не только большее количество благ, но и быстрее, и в большем ассортименте. Торговля, как и обмен, возникла на рынке ещё в древности, в V в. до н.э., на границах расселения различных племён. Что же изменилось сейчас? Где происходит торговля?
Задание. Прочитать текст в рубрике «Путешествие в прошлое» и рассказать о появлении и развитии торговли.
Задание. Поработать с рубрикой «Картинная галерея»: рассмотреть репродукцию картины П. П. Верещагина «Рынок в Нижнем Новгороде» и ответить на вопросы.
Виды торговли
- Оптовая
- Розничная
- Внутренняя
- Внешняя
Торговля играет огромную роль в жизни общества. Она всегда выступает важным источником экономического благополучия страны, роста её доходов и богатства граждан. Она заставляет народы дружить или враждовать, способствует их разорению или обогащению.
Без чего не может существовать торговля?
Загадка. Угадай, как то зовётся, что за деньги продаётся? (Товар)
Записать в рабочую тетрадь
Товар – продукт труда, произведённый для обмена (продажи).
Без товаров торговли просто не может быть. Люди удовлетворяют свои потребности с помощью торговли. При этом цели у покупателя и продавца совершенно разные. Покупатель стремиться приобрести как можно больше качественных товаров и за меньшую стоимость, продавец же стремится продать свой товар подороже и побольше. Продажа товаров должна быть выгодна как покупателю, так и продавцу.
Различают следующие виды товаров: потребительские, производственные, краткого и длительного пользования и другие.
3. Реклама – двигатель торговли.
В настоящее время торговлю нельзя представить без рекламы. Насколько велика роль рекламы нам говорит следующий анекдот:
- Реклама – великая сила!
- Как вы можете это доказать?
- Очень просто. Когда курица снесёт яйцо, она громко кудахчет, когда гусыня снесёт яйцо, она молчит.
- Ну и что?
- А то, что все покупают куриные яйца и почти никто не покупает гусиные!
«Путешествие в прошлое»
Реклама – двигатель торговли. Вам, наверное, знакомо это утверждение. Попробуем разобраться, так ли это. Реклама (от лат. reclamo – выкрикиваю) – информация о потребительских свойствах товара или услуги с целью продажи. Устная и письменная реклама появилась ещё в Древней Греции и Древнем Риме. Вспомните, как жители средневекового города узнавали о товаре или услуге, которые им предлагал булочник или сапожник, цирюльник или портной. Родина современной рекламы – Соединённые Штаты Америки. Там в XIX в. возникли рекламные агентства, превратившие рекламу в самостоятельный вид деятельности. Современная реклама – доходный бизнес, целая отрасль экономики. Здесь трудятся люди разных специальностей (художники, инженеры, артисты и др.) и используются все современные средства информации – печать, телевидение, радио, Интернет. Реклама стала частью облика современных городов. Реклама использует различные способы и средства обращения производителей к потребителям и преследует одновременно несколько целей: информация (рассказ о новом товаре с описанием выгод от его потребления, создание образа фирмы), формирование предпочтения (убеждение в преимуществах уже известного потребителям товара, аргументация в его пользу), напоминание (поддержка на высоком уровне осведомлённости об известном товаре).
Записать в рабочую тетрадь
Реклама (от лат. reclamo – выкрикиваю) – информация о потребительских свойствах товара или услуги с целью продажи.
Задание. Подумайте и назовите позитивные и негативные стороны рекламы.
IV. Закрепление.
- Что такое обмен? Зачем он нужен?
- Что необходимо для выгодного обмена?
- Что такое торговля? Зачем люди и страны торгуют?
- Почему торговлю считают источником богатства страны?
- Что такое реклама? Для чего нужна реклама товаров и услуг?
- Какие способы привлечения внимания потребителей к товару или услуге используют производители?
V. Итоги.
Итоги урока подводит один из учеников.
Рефлексия.
Закончи предложение:
- Мне понравилось на уроке…
- Я хотел бы…
- Я начал задумываться…
- Постараюсь никогда…
VI. Д/З. Параграф 12 – прочитать, выучить записи в тетради, разработать (нарисовать) дизайн рекламы и придумать слоган для продажи какого-либо товара или услуги.
«Путешествие в прошлое»
Реклама – двигатель торговли. Вам, наверное, знакомо это утверждение. Попробуем разобраться, так ли это. Реклама (от лат. reclamo – выкрикиваю) – информация о потребительских свойствах товара или услуги с целью продажи. Устная и письменная реклама появилась ещё в Древней Греции и Древнем Риме. Вспомните, как жители средневекового города узнавали о товаре или услуге, которые им предлагал булочник или сапожник, цирюльник или портной. Родина современной рекламы – Соединённые Штаты Америки. Там в XIX в. возникли рекламные агентства, превратившие рекламу в самостоятельный вид деятельности. Современная реклама – доходный бизнес, целая отрасль экономики. Здесь трудятся люди разных специальностей (художники, инженеры, артисты и др.) и используются все современные средства информации – печать, телевидение, радио, Интернет. Реклама стала частью облика современных городов. Реклама использует различные способы и средства обращения производителей к потребителям и преследует одновременно несколько целей: информация (рассказ о новом товаре с описанием выгод от его потребления, создание образа фирмы), формирование предпочтения (убеждение в преимуществах уже известного потребителям товара, аргументация в его пользу), напоминание (поддержка на высоком уровне осведомлённости об известном товаре).
«Путешествие в прошлое»
Реклама – двигатель торговли. Вам, наверное, знакомо это утверждение. Попробуем разобраться, так ли это. Реклама (от лат. reclamo – выкрикиваю) – информация о потребительских свойствах товара или услуги с целью продажи. Устная и письменная реклама появилась ещё в Древней Греции и Древнем Риме. Вспомните, как жители средневекового города узнавали о товаре или услуге, которые им предлагал булочник или сапожник, цирюльник или портной. Родина современной рекламы – Соединённые Штаты Америки. Там в XIX в. возникли рекламные агентства, превратившие рекламу в самостоятельный вид деятельности. Современная реклама – доходный бизнес, целая отрасль экономики. Здесь трудятся люди разных специальностей (художники, инженеры, артисты и др.) и используются все современные средства информации – печать, телевидение, радио, Интернет. Реклама стала частью облика современных городов. Реклама использует различные способы и средства обращения производителей к потребителям и преследует одновременно несколько целей: информация (рассказ о новом товаре с описанием выгод от его потребления, создание образа фирмы), формирование предпочтения (убеждение в преимуществах уже известного потребителям товара, аргументация в его пользу), напоминание (поддержка на высоком уровне осведомлённости об известном товаре).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план-конспект открытого урока по обществознанию в 8 классе.
План-конспект открытого урока в 8Б классе по теме "Предпринмаптельская деятельность" по программе Боголюбова....

План – конспект интегрированного урока обществознания и английского языка в 7 классе на тему «Подросток в группе» «Teenager in a Group»
Разработка интегрированного урока английского языка и обществознания для 7 класса на тему "Подросток в группе", проведенного в рамках эксперимента "Интеграция английского языка и предметов школьной пр...

План-конспект интегрированного урока английского языка и обществознания в 9 классе на тему: "Правовая ответственность"
Интегрированный урок английского языка и обществознания в 9 классе на тему: "Правовая ответственность" ставит своей целью на основе имеющихся у учащихся знаний расширить понятие «право»; сформир...

План – конспект открытого урока по обществознанию в 11 классе по теме «Межэтническое сотрудничество. Межнациональные конфликты»
Цели и задачи урока:1) познакомить с уровнями межэтнических отношений, тенденциями в развитии межэтнических отношений, показать сущность межнационального сотрудничества, причины и природу межэтн...
План-конспект открытого урока обществознания и ОБЖ в 9 классе «Личность и личный выбор. Молодое поколение против курения».
Данный урок обществознания интегрирован с уроком ОБЖ. На нем рассматриваются тема по обществознанию "Личность и личный выбор" и тема по ОБЖ "Молодое поколение против курения". Это позволяет рассмотрет...
План-конспект открытого урока обществознания в 7 классе "Почему важно соблюдать закон?"
На данном уроке, учащийся на примерах из литературы, истории узнает, какую роль в жизни человека, общества и государства играет правовая культура....

План-конспект открытого урока по обществознанию в 9 классе. Тема: «Налоги»
Ход урока Организационный момент I.Текущий контроль знаний и умений учащихся 1. Проверочные тесты 2. Вопросы и задания учащимся: а) зада...