План-конспект урока обществознания в 7 классе "Обмен, торговля, реклама"
план-конспект урока по обществознанию (7 класс)

Филяков Степан Викторович

Цель: подведение учащихся к пониманию причин возникновения обмена между людьми, экономической выгоды обмена для всех его участников, роли торговли и рекламы в жизни современного общества.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Обмен, торговля, реклама»

Цель: подвести учащихся к пониманию причин возникновения обмена между людьми, экономической выгоды обмена для всех его участников, роли торговли и рекламы в жизни современного общества.

Задачи:

 - образовательная: познакомить учащихся с экономическим содержанием понятий – обмен, торговля, реклама, опираясь на их жизненный опыт;

- воспитательная: воспитать у учащихся стремление реализовывать свои возможности и способности, стремление к получению знаний, уважение к экономической сфере в жизни общества;

- развивающая: продолжить развитие умения анализировать полученную информацию, выделять главное из полученной на уроке информации, приводить примеры, относящиеся к теме урока, устанавливать причинно-следственные связи.

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: урок-исследование.

Новые понятия: обмен, экономический продукт, товар, рынок, конкуренция, стоимость, цена, бартер, торговля, ассортимент, оптовая и розничная торговля, реклама, продавец, потребитель.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь в клетку, классная доска, фрагменты документов, учебные картины и иллюстрации.

План:

I. Орг. момент.

II. Актуализация.

III. Изучение нового материала.

1. Зачем нужен обмен.

2. Торговля и её формы.

3. Реклама – двигатель торговли.

IV. Закрепление.

V. Итоги. Рефлексия.

VI. Д/З.

Ход урока:

I. Орг. момент. Приветствие. Проверка готовности к уроку.

II. Актуализация. Выполнение тестовых заданий на платформе «Учи.ру» по теме «Виды и формы бизнеса».

III. Изучение нового материала.

Сегодня мы с вами познакомимся с экономическим содержанием понятий – обмен, торговля, реклама, опираясь на ваш жизненный опыт. Разберём причины возникновения обмена между людьми, узнаем об экономической выгоде обмена для всех его участников, о роли торговли и рекламы в жизни современного общества. Эти знания помогут вам при изучении следующей темы, а также в будущем вы сможете применить эти знания на практике в нашем современном мире.  

Посмотрите на доску. Здесь размещены пословицы и поговорки: «Дорожиться – товар залежится, продешевить – барыша не нажить», «Без ума торговать – долги наживать», «Хороший товар сам себя кормит», «Купил – не купил, а поторговаться можно», «Лучше торговать, чем воровать», «Меняю шило на мыло». О чём эти пословицы и поговорки? А как вы думаете, зачем вам нужны знания о торговле? А хотели бы вы узнать по этой теме больше? Давайте разберёмся вместе. Как вы относитесь к поговорке: «Не обманешь – не продашь»? Всегда ли обмен бывает справедливым и равным? Кто выигрывает от торговли – продавец или покупатель?

1. Зачем нужен обмен.

Вы уже знаете, что человек может удовлетворить свои потребности двумя способами: изготовить всё необходимое для жизни самостоятельно или обменять часть излишков, созданных своим трудом, на необходимые вещи, изготовленные другими. С появлением общественного разделения труда начал бурно развиваться обмен, и люди убедились в преимуществах этого способа.

В чём преимущества обмена? Во-первых, человеку при обмене не нужно было всё добывать или делать самому. Во-вторых, в результате можно получить в своё пользование больше разнообразных благ. Это побудило людей сделать обмен основой своей жизни.

Что необходимо, чтобы обмен состоялся? Произвести экономический продукт и вывести его на рынок для продажи, т. е. сделать его товаром. Но этого недостаточно. Любая продукция, чтобы стать товаром, должна обладать ещё двумя свойствами: потребительной стоимостью, т. е. быть полезной, нужной людям, и меновой стоимостью, т. е. способностью обмениваться на другие экономические продукты.

Записать в рабочую тетрадь

Стоимость – мера, с помощью которой определяется ценность товара или его полезность.

Цена товара – это его стоимость, выраженная в денежной форме.

Бартер – натуральный (безденежный) обмен одной вещи на другую.

Рынок – вся совокупность экономических отношений, проявляющихся в сфере производства, обмена и потребления товаров и услуг.

Обмен и рынок тесно связаны между собой. Из обмена появляется торговля, а из неё –  рынок. Он может принимать самые разные формы и размеры: от местного до международного, от небольшого рынка до охватывающей весь земной шар системы обменных отношений. Склонность к обмену – одна из черт человеческой природы, отличающая человека от других живых существ земли. Она играет огромную роль в экономическом механизме. Обмен создаёт богатство в каждой из торговых сделок.

Задание. Учащиеся делятся на пары (можно по партам). Каждой паре выдаётся карточка с наименованием товара. У вас есть товар (Книга, Карандаш, Куртка, Велосипед, Рюкзак, Пальто, Ручка, Фотоальбом, Сапоги, Костюм, Телевизор, Магнитофон, Шарф, Лыжи, Кроссовки, Утюг, Фен, Косынка). Вам нужно его обменять на другой товар. У вас есть 3 минуты.

Беседа по вопросам: 

  • У кого произошёл обмен?
  • Какой товар вы обменивали?
  • Какой товар приобрели в результате обмена?
  • Почему у вас произошёл обмен?
  • Что вы предприняли для этого? У кого не произошел обмен? Почему?

2. Торговля и её формы.

Регулярный обмен товарами и услугами стал основой ещё для одного вида экономической деятельности и сотрудничества людей – торговли.

Записать в рабочую тетрадь

Торговля – отрасль хозяйства, в которой происходит реализация товаров путём купли-продажи.

Ребята, а как вы считаете, почему возникла торговля? Люди для удовлетворения своих потребностей стремятся получить как можно больше разнообразных товаров и услуг, но каждый при этом может изготовить лишь ограниченный набор видов продукции. Это противоречие и позволяет разрешить торговля. Люди постепенно убедились в её преимуществе, ведь возможность торговать позволяла получить не только большее количество благ, но и быстрее, и в большем ассортименте. Торговля, как и обмен, возникла на рынке ещё в древности, в V в. до н.э., на границах расселения различных племён. Что же изменилось сейчас?  Где происходит  торговля?

Задание. Прочитать текст в рубрике «Путешествие в прошлое» и рассказать о появлении и развитии торговли.

Задание. Поработать с рубрикой «Картинная галерея»: рассмотреть репродукцию картины П. П. Верещагина «Рынок в Нижнем Новгороде» и ответить на вопросы.

                                            Виды торговли

  • Оптовая
  • Розничная
  • Внутренняя
  • Внешняя

Торговля играет огромную роль в жизни общества. Она всегда выступает важным источником экономического благополучия страны, роста её доходов и богатства граждан. Она заставляет народы дружить или враждовать, способствует их разорению или обогащению.

Без чего не может существовать  торговля?

Загадка.  Угадай, как то зовётся, что за деньги продаётся? (Товар)

Записать в рабочую тетрадь

Товар – продукт труда, произведённый для обмена (продажи).

Без товаров торговли просто не может быть. Люди удовлетворяют свои потребности с помощью торговли. При этом цели у покупателя и продавца совершенно разные. Покупатель стремиться приобрести как можно больше качественных товаров и за меньшую стоимость, продавец же стремится продать свой товар подороже и побольше. Продажа товаров должна быть выгодна как покупателю, так и продавцу.

Различают следующие виды товаров: потребительские, производственные, краткого и длительного пользования и другие.

3. Реклама – двигатель торговли.

В настоящее время торговлю нельзя представить без рекламы. Насколько велика роль рекламы нам говорит следующий анекдот:

- Реклама – великая сила!

- Как вы можете это доказать?

- Очень просто. Когда курица снесёт яйцо, она громко кудахчет, когда гусыня снесёт яйцо, она молчит.

- Ну и что?

- А то, что все покупают куриные яйца и почти никто не покупает гусиные!

«Путешествие в прошлое»

Реклама – двигатель торговли. Вам, наверное, знакомо это утверждение. Попробуем разобраться, так ли это. Реклама (от лат. reclamo – выкрикиваю) – информация о потребительских свойствах товара или услуги с целью продажи. Устная и письменная реклама появилась ещё в Древней Греции и Древнем Риме. Вспомните, как жители средневекового города узнавали о товаре или услуге, которые им предлагал булочник или сапожник, цирюльник или портной. Родина современной рекламы – Соединённые Штаты Америки. Там в XIX в. возникли рекламные агентства, превратившие рекламу в самостоятельный вид деятельности. Современная реклама – доходный бизнес, целая отрасль экономики. Здесь трудятся люди разных специальностей (художники, инженеры, артисты и др.) и используются все современные средства информации – печать, телевидение, радио, Интернет. Реклама стала частью облика современных городов. Реклама использует различные способы и средства обращения производителей к потребителям и преследует одновременно несколько целей: информация (рассказ о новом товаре с описанием выгод от его потребления, создание образа фирмы), формирование предпочтения (убеждение в преимуществах уже известного потребителям товара, аргументация в его пользу), напоминание (поддержка на высоком уровне осведомлённости об известном товаре).

Записать в рабочую тетрадь

Реклама (от лат. reclamo – выкрикиваю) – информация о потребительских свойствах товара или услуги с целью продажи.

Задание. Подумайте и назовите позитивные и негативные стороны рекламы.

IV. Закрепление.  

  1. Что такое обмен? Зачем он нужен?
  2. Что необходимо для выгодного обмена?
  3. Что такое торговля? Зачем люди и страны торгуют?
  4. Почему торговлю считают источником богатства страны?
  5. Что такое реклама? Для чего нужна реклама товаров и услуг?
  6. Какие способы привлечения внимания потребителей к товару или услуге используют производители?

V. Итоги.

Итоги урока подводит один из учеников.

Рефлексия. 

Закончи предложение:

- Мне понравилось на уроке…

- Я хотел бы…

- Я начал задумываться…

- Постараюсь никогда…

VI. Д/З. Параграф 12 – прочитать, выучить записи в тетради, разработать (нарисовать) дизайн рекламы и придумать слоган для продажи какого-либо товара или услуги.

«Путешествие в прошлое»

Реклама – двигатель торговли. Вам, наверное, знакомо это утверждение. Попробуем разобраться, так ли это. Реклама (от лат. reclamo – выкрикиваю) – информация о потребительских свойствах товара или услуги с целью продажи. Устная и письменная реклама появилась ещё в Древней Греции и Древнем Риме. Вспомните, как жители средневекового города узнавали о товаре или услуге, которые им предлагал булочник или сапожник, цирюльник или портной. Родина современной рекламы – Соединённые Штаты Америки. Там в XIX в. возникли рекламные агентства, превратившие рекламу в самостоятельный вид деятельности. Современная реклама – доходный бизнес, целая отрасль экономики. Здесь трудятся люди разных специальностей (художники, инженеры, артисты и др.) и используются все современные средства информации – печать, телевидение, радио, Интернет. Реклама стала частью облика современных городов. Реклама использует различные способы и средства обращения производителей к потребителям и преследует одновременно несколько целей: информация (рассказ о новом товаре с описанием выгод от его потребления, создание образа фирмы), формирование предпочтения (убеждение в преимуществах уже известного потребителям товара, аргументация в его пользу), напоминание (поддержка на высоком уровне осведомлённости об известном товаре).

«Путешествие в прошлое»

Реклама – двигатель торговли. Вам, наверное, знакомо это утверждение. Попробуем разобраться, так ли это. Реклама (от лат. reclamo – выкрикиваю) – информация о потребительских свойствах товара или услуги с целью продажи. Устная и письменная реклама появилась ещё в Древней Греции и Древнем Риме. Вспомните, как жители средневекового города узнавали о товаре или услуге, которые им предлагал булочник или сапожник, цирюльник или портной. Родина современной рекламы – Соединённые Штаты Америки. Там в XIX в. возникли рекламные агентства, превратившие рекламу в самостоятельный вид деятельности. Современная реклама – доходный бизнес, целая отрасль экономики. Здесь трудятся люди разных специальностей (художники, инженеры, артисты и др.) и используются все современные средства информации – печать, телевидение, радио, Интернет. Реклама стала частью облика современных городов. Реклама использует различные способы и средства обращения производителей к потребителям и преследует одновременно несколько целей: информация (рассказ о новом товаре с описанием выгод от его потребления, создание образа фирмы), формирование предпочтения (убеждение в преимуществах уже известного потребителям товара, аргументация в его пользу), напоминание (поддержка на высоком уровне осведомлённости об известном товаре).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план-конспект открытого урока по обществознанию в 8 классе.

План-конспект открытого урока в 8Б классе по теме "Предпринмаптельская деятельность" по программе Боголюбова....

План – конспект интегрированного урока обществознания и английского языка в 7 классе на тему «Подросток в группе» «Teenager in a Group»

Разработка интегрированного урока английского языка и обществознания для 7 класса на тему "Подросток в группе", проведенного в рамках эксперимента "Интеграция английского языка и предметов школьной пр...

План-конспект интегрированного урока английского языка и обществознания в 9 классе на тему: "Правовая ответственность"

Интегрированный урок английского языка и обществознания в 9 классе на тему: "Правовая ответственность" ставит своей целью на основе имеющихся у учащихся знаний расширить понятие «право»; сформир...

План – конспект открытого урока по обществознанию в 11 классе по теме «Межэтническое сотрудничество. Межнациональные конфликты»

Цели и задачи урока:1) познакомить с уровнями межэтнических отношений, тенденциями в развитии межэтнических отношений, показать сущность межнационального сотрудничества, причины и природу межэтн...

План-конспект открытого урока обществознания и ОБЖ в 9 классе «Личность и личный выбор. Молодое поколение против курения».

Данный урок обществознания интегрирован с уроком ОБЖ. На нем рассматриваются тема по обществознанию "Личность и личный выбор" и тема по ОБЖ "Молодое поколение против курения". Это позволяет рассмотрет...

План-конспект открытого урока обществознания в 7 классе "Почему важно соблюдать закон?"

На данном уроке, учащийся на примерах из литературы, истории узнает, какую роль в жизни человека, общества и государства играет правовая культура....

План-конспект открытого урока по обществознанию в 9 классе. Тема: «Налоги»

Ход урока  Организационный момент I.Текущий контроль знаний и умений учащихся  1. Проверочные тесты  2. Вопросы и задания учащимся:      а) зада...