План-конспект урока обществознания в 6 классе "Человек-личность"
план-конспект урока по обществознанию (6 класс)

Филяков Степан Викторович

Цель: определение сущности и особенностей понятий: индивид, личность, индивидуальность.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Человек-личность»

Цель: определение сущности и особенностей понятий: индивид, личность, индивидуальность.

Задачи:

- подвести к пониманию особенностей формирования личности и индивидуальных качеств человека;

- продолжить формирование умений работать с текстом учебника, делать выводы;

- воспитывать в себе стремление развивать в себе такие качества, как целеустремлённость, воля, старательность, терпеливость, настойчивость.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: урок-исследование.

Основные понятия: человек, личность, индивид, индивидуальность.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь в клетку, классная доска, репродукции картин, раздаточный материал.

План:

I. Орг. момент.

II. Актуализация.

III. Изучение нового материала.

1. Что такое личность.

2. Индивидуальность – плохо или хорошо?

3. Сильная личность – какая она?

IV. Закрепление.

V. Итоги. Рефлексия.

VI. Д/З.

Ход урока:

I. Орг. момент. Приветствие. Проверка готовности к уроку.

II. Актуализация. Вспомни, что происходило с детьми, которых воспитывали животные?  

III. Изучение нового материала.

1. Что такое личность.

Работа с учебником: стр. 8 «Обсудим вместе».

Какие свойства человека относят к биологическим? (наследственные признаки; наличие инстинктов (самосохранения, полового и др.); эмоции; биологические потребности (дышать, питаться, спать и т. д.); сходные с другими млекопитающими физиологические особенности (наличие одинаковых внутренних органов, гормонов, постоянная температура тела); возможность использовать природные предметы; приспособление к окружающей среде, продолжение рода).

Индивид – человек как биологический вид.

Человек – существо биологическое и социальное (биосоциальное).

Он растёт и развивается среди людей, в человеческом обществе. Семья, школа, сначала детское, а затем и взрослое общество, игра, труд, учение – все, что окружает человека, влияет на него, воспитывает в нём определённые качества личности.

Личность – это совокупность качеств человека, которые приобретаются им в процессе жизни в обществе, в деятельности и общении с другими людьми.

Личность – это человек-носитель каких-либо качеств, свойств.

Личность – индивид, обладающий социально значимыми качествами (сознание, общение, деятельность).

Личность изучается разными науками (психология, социология, философия, история). 

Психологи называют личность вершиной всех качеств человека, т. к. только личность обладает сознанием.

Сознание – отношение человека к миру, понимание того, что он делает, как живёт, о чём мечтает. Сознание позволяет человеку заниматься различной деятельностью, вступать в общение с другими людьми.

Когда говорят о личности, то имеют в виду особенные качества и способности, характерные черты, позволяющие представить целость  личности.

Когда о человеке можно сказать, что он личность?

- понимание человека самого себя, отделение своего «я» от других людей;

- способность человека к разной деятельности (игра, труд, учёба).

Для успешной деятельности в школе важны такие качества как целеустремлённость, воля, старательность, терпеливость, настойчивость.

Какие качества личности хорошо развиты у вас, которые помогает вам в учебной деятельности?

Работа с иллюстрациями из учебника: стр. 10-11 «Картинная галерея».

2.  Индивидуальность – плохо или хорошо?

Упражнение «Я — ...» Сейчас я раздам листочки, которые разделены на две половины. Каждая половина содержит вопрос, на который ниже нужно будет написать по 8 ответов. Вот так: Кто я? Какой (-ая) я?

- Все написали? А теперь разделитесь на пары (можно рассчитаться на первый-второй по порядку) и прочитайте друг другу, какие качества вам удалось у себя обнаружить.

Забавно, правда? Оказывается, все разные, но все очень хорошие люди. Вы просто замечательно поработали, каждый попытался заглянуть в свою индивидуальность и дать ей характеристику.

Теперь мы можем сказать, что индивидуальность  - это уникальность, своеобразие человека, то, что делает его непохожим на окружающих, это оригинальность его личности.

Люди имеют общие черты друг с другом (строение организма, умение мыслить, говорить и т. д.) Но вместе с тем все люди разные, каждый имеет свои присущие черты – кто-то пишет стихи, кто-то поёт, кто-то голубоглазый. Первый активен, второй непоседлив, четвёртый стеснителен, а пятый любит одиночество и т. д. – всё это называется индивидуальность. Каждый человек – индивидуальность, т. е. обладает неповторимостью и уникальность. Черты индивидуальности проявляются во всём (поведение, эмоции, привычки и т. д.)

Работа с учебником: стр. 13 «Путешествие в прошлое».

3. Сильная личность – какая она?

Сильная личность – это личность, которая, не смотря на свои недостатки, может их преодолеть.

Работа с учебником: стр. 15 «Жил на свете человек», стр. 14 «Картинная галерея».

Кого из истории, литературы вы можете назвать сильной личностью?

Сильные личности обладают умением отказываться от тех благ и интересов, когда нужно другим помочь, защитить Отечество.

Таким образом, человек рождается как биологическое существо, а развивается как социальное. И вследствие этого, формируется личность.

IV. Закрепление.

Какие свойства человека относятся к биологическим?

Что нужно ребёнку, чтобы он развивался как человек?

Что такое личность?

Почему человек – социальное существо?

Какая личность заслуживает уважения?

Какую роль в становлении личности играет деятельность?

V. Итоги урока. Рефлексия.

Итоги урока подводит один из учеников.

Анализ урока учащимися. Самоанализ учащимися своей деятельности на уроке.

VI. Д/З. Параграф 1 - прочитать, выучить записи в тетради, подготовить сообщение о сильной личности по вашему мнению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план-конспект открытого урока по обществознанию в 8 классе.

План-конспект открытого урока в 8Б классе по теме "Предпринмаптельская деятельность" по программе Боголюбова....

План – конспект интегрированного урока обществознания и английского языка в 7 классе на тему «Подросток в группе» «Teenager in a Group»

Разработка интегрированного урока английского языка и обществознания для 7 класса на тему "Подросток в группе", проведенного в рамках эксперимента "Интеграция английского языка и предметов школьной пр...

План-конспект интегрированного урока английского языка и обществознания в 9 классе на тему: "Правовая ответственность"

Интегрированный урок английского языка и обществознания в 9 классе на тему: "Правовая ответственность" ставит своей целью на основе имеющихся у учащихся знаний расширить понятие «право»; сформир...

План – конспект открытого урока по обществознанию в 11 классе по теме «Межэтническое сотрудничество. Межнациональные конфликты»

Цели и задачи урока:1) познакомить с уровнями межэтнических отношений, тенденциями в развитии межэтнических отношений, показать сущность межнационального сотрудничества, причины и природу межэтн...

План-конспект открытого урока обществознания и ОБЖ в 9 классе «Личность и личный выбор. Молодое поколение против курения».

Данный урок обществознания интегрирован с уроком ОБЖ. На нем рассматриваются тема по обществознанию "Личность и личный выбор" и тема по ОБЖ "Молодое поколение против курения". Это позволяет рассмотрет...

План-конспект открытого урока обществознания в 7 классе "Почему важно соблюдать закон?"

На данном уроке, учащийся на примерах из литературы, истории узнает, какую роль в жизни человека, общества и государства играет правовая культура....

План-конспект открытого урока по обществознанию в 9 классе. Тема: «Налоги»

Ход урока  Организационный момент I.Текущий контроль знаний и умений учащихся  1. Проверочные тесты  2. Вопросы и задания учащимся:      а) зада...