План-конспект урока обществознания в 11 классе "Гендер-социальный пол"
план-конспект урока по обществознанию (11 класс)
Цель: ознакомление обучающихся с понятиями «гендер», «гендерные стереотипы».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Гендер – социальный пол»
Цель: ознакомление обучающихся с понятиями «гендер», «гендерные стереотипы».
Задачи:
Обучающие:
- определить особенности гендерных стереотипов в современном мире;
- помочь подросткам в осознании своей половой принадлежности, формировании адекватного образа мужчины и женщины.
Развивающие:
- продолжить развитие элементов творческой деятельности как качеств мышления – интуиции, смекалки и т.д.;
- продолжить развитие критического мышления, навыков групповой самоорганизации, умения вести диалог;
- продолжить развитие мировоззрения.
Воспитывающие:
- воспитать уважение к человеческой личности, раскрытие ценности каждого человека, независимо от половой принадлежности;
- обратить внимание на процесс выстраивания взаимоотношений с противоположным полом.
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: урок-исследование.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь в клетку, классная доска, фрагменты документов, учебные картины и иллюстрации.
План:
I. Орг. момент.
II. Актуализация.
III. Изучение нового материала.
1. Гендерные стереотипы и роли.
2. Гендер и социализация.
3. Гендерные отношения в современном обществе.
IV. Закрепление.
V. Итоги. Рефлексия.
VI. Д/З.
Ход урока:
I. Орг. момент. Приветствие. Проверка готовности к уроку.
II. Актуализация. Работа по вопросам к домашнему параграфу.
III. Изучение нового материала.
Учитель предлагает несколько иллюстраций. Пример: шесть фотографий, на четырёх из которых изображены ситуации, соответствующие традиционным гендерным стереотипам (например, женщина убирает квартиру, молодая мама с коляской, женщина-учитель, мужчина в военной форме, мужчина-водитель автобуса, шахтёр, сварщик и т. п.), а на двух — не соответствующие им ситуации (например, мужчина в фартуке у плиты; девушка дарит цветы молодому человеку; женщина в военной форме; мужчина-воспитатель детского сада и т. п.).
Демонстрируя иллюстрации, учитель предлагает учащимся найти фотографии, выпадающие из этого ряда, и объяснить свой выбор. У учащихся есть первоначальные знания, полученные при изучении курса в основной школе. Привлекая факты общественной жизни, информацию СМИ и личный социальный опыт, они приводят конкретные примеры, иллюстрирующие те или иные гендерные стереотипы. Корректируя ответы учащихся, учитель вводит понятие «гендерные стереотипы».
1. Гендерные стереотипы и роли.
Гендер – социальные ожидания определённого поведения для мужчин и женщин.
Обращаем внимание учащихся на то, что гендерные стереотипы — это разделяемые большинством представления о нормах поведения женщин и мужчин, которые на протяжении долгого времени были близки у разных народов и устойчивы во времени.
Несмотря на то, что борьба с подобными стереотипами ведётся уже несколько десятилетий, их всё ещё существует огромное количество. Некоторые из них незаметно навязывают нам с детства, когда мальчикам предлагают играть с машинками, а девочкам – с куклами.
Интересно, что проблема гендерных стереотипов не сильно беспокоит большинство людей, независимо от их пола. Одна из причин этого заключается в том, что большинству людей свойственен конформизм – им нравится жить по существующим правилам, поскольку так удобнее.
Большинство гендерных стереотипов выглядят относительно безобидными, но есть и такие, которые могут серьезно повлиять на качество жизни. Рассмотрим несколько примеров того, как гендерные стереотипы мешают трудоустройству и карьерному продвижению женщин:
• Многие работодатели предпочитают нанимать на ответственные должности мужчин не потому, что те лучше справляются. Просто они считают, что женщина с большой вероятностью уйдёт в декретный отпуск, проработав год или два.
• При одинаковых достижениях мужчин повышают чаще (в основном по той же причине).
• Если мужчину повышают, окружающие воспринимают это как его успех. Если повышают женщину, это часто объясняют тем, что она флиртовала с начальником или даже состоит с ним в тайных отношениях.
• Когда новый человек знакомится с несколькими представителями компании, он всегда считает, что главным является мужчина (этот стереотип часто обыгрывается в фильмах и сериалах).
В современном мире гендерные стереотипы считаются пережитком прошлого, мешающим строить полноценные счастливые отношения. Ссоры, непонимания и стремление выяснить, кто в семье главный, способны испортить любые отношения, как бы красиво и романтично они ни начинались. Отказ от стереотипов позволяет повысить уровень взаимного уважения и доброжелательности, благодаря чему удаётся сохранить душевную близость в отношениях.
Задание. Представление об особенностях противоположного пола. Упражнение «Кто есть кто?» (На листах ватмана, вокруг фигуры, необходимо схематично изобразить всё, с чем ассоциируется у учеников противоположный пол. Также можно использовать и качественные характеристики).
После выполнения этого задания преподаватель предлагает учащимся ещё раз посмотреть на составленные списки и оценить, насколько те или иные представления сохранили свою актуальность, какие изменения произошли.
Преподаватель, опираясь на текст учебника и обращаясь к фотографиям, использованным в мотивационной части урока, вводит понятия «гендерная роль» и «гендерный конфликт».
Гендерные роли – это стереотипные модели поведения, закреплённые за мужчинами и женщинами. Различные составляющие этих моделей могут быть допустимыми, ожидаемыми, желательными или навязываемыми. В современном обществе стереотипы, связанные с гендерными ролями часто становятся причинами непонимания и конфликтов между близкими людьми, мешают им в полной мере наслаждаться отношениями.
Женская гендерная роль
В большинстве традиционных культур женщине отводится роль «хранительницы очага». Это подразумевает, что она должна воспитывать потомство и заботиться о том, чтобы жилище было уютным. А когда её супруг «добытчик» придёт домой – она должна накормить его и обеспечить ему хороший секс. Для женщины считается нормой отсутствие работы, ведь на ней домашнее хозяйство. Кроме того, традиционно женщинам были доступны далеко не все специальности, поскольку считалось, что им нельзя поручать сложную и ответственную работу.
Мужская гендерная роль
В большинстве обществ принято считать, что мужчина – это защитник и «добытчик». Он должен уметь постоять за себя и защитить свою семью, а также обеспечить семью материальными ресурсами. Для мужчины неприемлемо не иметь работы, ведь именно он должен приносить деньги в семью. Кроме того, раньше считалось, что ответственную работу могут выполнять только мужчины, и они же должны занимать руководящие должности.
Описанный выше подход к распределению гендерных ролей сформировался исторически во многих обществах. Однако сегодня эти стереотипы ломаются, и женщины на равных с мужчинами занимаются материальным обеспечением семьи. Кроме того, сейчас у женщин нет ограничений на выбор специальности, и они всё чаще занимают руководящие роли в крупных компаниях и международных корпорациях.
Гендерный конфликт – столкновение интересов или целей в области восприятия гендерных ценностей, ролей и гендерных отношений.
Обобщая результаты изучения первого пункта, важно подчеркнуть, что в конфликте, вызванном столкновением целей и интересов из-за разного понимания гендерных ценностей, как и в любом другом конфликте, следует не забывать об уважении к противостоящей стороне, не допускать оскорблений и не прятаться за гендерные стереотипы.
2. Гендер и социализация.
Учитель предлагает учащимся назвать основные факторы, которые, по их мнению, влияют на освоение гендерных ролей, и проиллюстрировать их примерами.
Следует отметить, что гендерные стереотипы очень сильны. Их принимают даже те группы, относительно которых они созданы.
Можно привести пример, который иллюстрирует гендерные стереотипы. Девушкам-студенткам предложили ознакомиться с научными статьями. Они должны были оценить работы с точки зрения осведомлённости автора, его профессиональной компетентности, стиля изложения материала. Одни студентки получили статьи, подписанные авторами-мужчинами, другие — те же статьи, но с женскими подписями. Студентки выше оценивали статьи, которые написали мужчины. Гендерные стереотипы, таким образом, привели к тому, что оценка интеллектуального труда женщин была занижена.
Учитель корректирует и обобщает ответы учащихся, называет основные факторы: воспитание в раннем детстве, влияние школы, воздействие массовой культуры и др.
3. Гендерные отношения в современном обществе.
Переход к изучению вопроса о гендерных отношениях в современном обществе вполне логичен: важно подчеркнуть происходящие гендерные изменения, затрагивающие как публичную сферу, так и частную жизнь. Учитель обсуждает с учениками следующую ситуацию.
Например, одна супружеская пара из Канады скрывает от общества пол своего малыша с рождения. Мать и отец назвали ребёнка Сторм, но мальчик это или девочка, не знает никто, кроме самих родителей, двух акушерок, которые помогли малышу появиться на свет, двух братьев новорождённого и одного друга семьи. Своё решение родители объяснили так: ребёнок сам выберет себе пол, когда вырастет. Два старших сына носят розовую одежду (часто платья и юбки), предпочитают длинные волосы и косы. В магазине родители позволяют им выбрать ту одежду, которая им нравится, независимо от того, для мальчиков или для девочек она предназначена. Отец работает учителем в школе и факт навязывания детям общественного мнения считает просто отвратительным. Он уверен, что гендерные стереотипы загоняют людей в те ячейки общества, которые для них заранее подготовлены.
Вопрос. Произойдёт ли социализация этих детей?
Важно объяснить учащимся, что, несмотря на то, что в современном мире место человека в обществе, его социальные роли всё больше определяются не полом человека, а его личными качествами.
Задание. Анализ таблицы «Качества, которые более всего ценят женщины в мужчинах».
IV. Закрепление.
№ 1. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к традиционным гендерным стереотипам о мужчинах.
1) Сила; 2) смелость; 3) робость; 4) логичность; 5) честолюбие; 6) легкомыслие.
Найди два термина, выпадающие из общего ряда, и запиши в таблицу цифры, под которыми они указаны.
№ 2. Прочитай приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выбери из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«В разные исторические эпохи в обществе существовали определённые представления о месте, отведённом мужчине и женщине в _________________ (А), о том, какими занятиями и _________________ (Б) должны заниматься представители разных полов, как правильно себя вести в _________________ (В) и многое другое. Такие представления получили название _________________ (Г). Они, как и любые _________________ (Д), постоянно претерпевают изменения. Например, согласно данным исследования, проведённого около 40 лет назад, стереотипными считались такие мнения: _________________ (Е) — сильные, смелые, неэмоциональные личности. Они мало озабочены своей внешностью, почти не боятся старости и смерти. В то же время образ _________________ (Ж) связан с такими качествами, как добродетельность, эмоциональность, нежность и легкомыслие. Они уступчивы, зависимы».
Слова (словосочетания) в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирай последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обрати внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов:
1) вид деятельности;
2) мужчины;
3) гендерные стереотипы;
4) гендерный конфликт;
5) общественное мнение;
6) социальная иерархия;
7) гендерные роли;
8) женщины.
V. Итоги.
1) Гендер – модель поведения человека, совокупность его признаков, свойственных определенному полу. Часть этих признаков заложено природой. Другие зависят от воспитания, образования, окружения, социального статуса. Причем человек определяет значительную часть этих признаков.
2) Существуют гендерные роли. Представления о том, что могут выполнять женщины и мужчины. Существовало четкое деление возможностей полов. На данный период времени гендерные роли меняются. Женщины и мужчины могут выполнять разные роли. Например, мужчина может сидеть в декретном отпуске с ребёнком, а женщина обеспечивать семью.
3) Существуют гендерные стереотипы, которые мешают полноценно жить огромной части нашего общества.
4) Гендерная идентичность основывается на внутреннем ощущении принадлежности человека к тому, или иному полу, либо отрицание пола как факта. Человек может идентифицировать себе одновременно и как женщину, и как мужчину.
5) Существуют гендерные признаки, определяющие особенности поведения как мужчин, так и женщин.
6) Современное общество меняется, меняется представление о том, должен ли человек принимать идентификацию себя с полом, навязанную ему из вне.
Рефлексия. Упражнение «Два мира». Продолжи фразы:
- Мне нравится быть девушкой…
- Мне нравится быть парнем …
- Мне не нравится в мужчинах …
- Мне не нравится в женщинах …
- Я завидую девушкам потому что …
- Я завидую парням …
VI. Д/З. § 17 – прочитать, выучить записи в тетради.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план-конспект открытого урока по обществознанию в 8 классе.
План-конспект открытого урока в 8Б классе по теме "Предпринмаптельская деятельность" по программе Боголюбова....

План – конспект интегрированного урока обществознания и английского языка в 7 классе на тему «Подросток в группе» «Teenager in a Group»
Разработка интегрированного урока английского языка и обществознания для 7 класса на тему "Подросток в группе", проведенного в рамках эксперимента "Интеграция английского языка и предметов школьной пр...

План-конспект интегрированного урока английского языка и обществознания в 9 классе на тему: "Правовая ответственность"
Интегрированный урок английского языка и обществознания в 9 классе на тему: "Правовая ответственность" ставит своей целью на основе имеющихся у учащихся знаний расширить понятие «право»; сформир...

План – конспект открытого урока по обществознанию в 11 классе по теме «Межэтническое сотрудничество. Межнациональные конфликты»
Цели и задачи урока:1) познакомить с уровнями межэтнических отношений, тенденциями в развитии межэтнических отношений, показать сущность межнационального сотрудничества, причины и природу межэтн...
План-конспект открытого урока обществознания и ОБЖ в 9 классе «Личность и личный выбор. Молодое поколение против курения».
Данный урок обществознания интегрирован с уроком ОБЖ. На нем рассматриваются тема по обществознанию "Личность и личный выбор" и тема по ОБЖ "Молодое поколение против курения". Это позволяет рассмотрет...
План-конспект открытого урока обществознания в 7 классе "Почему важно соблюдать закон?"
На данном уроке, учащийся на примерах из литературы, истории узнает, какую роль в жизни человека, общества и государства играет правовая культура....

План-конспект открытого урока по обществознанию в 9 классе. Тема: «Налоги»
Ход урока Организационный момент I.Текущий контроль знаний и умений учащихся 1. Проверочные тесты 2. Вопросы и задания учащимся: а) зада...