План-конспект урока обществознания в 10 классе "Мораль"
план-конспект урока по обществознанию (10 класс)

Филяков Степан Викторович

Цель: формирование основ нравственной культуры обучающихся.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Мораль»

Цель: формирование основ нравственной культуры обучающихся.

Задачи:

Образовательные: познакомить обучающихся с понятиями «мораль» и «нравственность»; выявить основные черты нравственного поведения личности; познакомить с основными категориями морали;

Воспитательные: сформировать основы нравственного поведения обучающихся; воспитывать чувство уважения друг к другу, гуманизм, патриотизм, гражданственность; воспитывать коммуникативную культуру общения и взаимопонимание.

Развивающие: продолжить  развитие умений учащихся анализировать конкретные ситуации с позиций норм морали; развивать коммуникативную культуру обучающихся, умение работать с различными источниками информации, составлять синквейн, вести диспут, выполнять мини-проекты.

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: урок-исследование.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь в клетку, классная доска, фрагменты документов, учебные таблицы и иллюстрации.

План:

I. Орг. момент.

II. Актуализация.

III. Изучение нового материала.

1. Что такое мораль?

а) Определение морали.

б) Подходы к происхождению морали.

в) Принципы  морали.

г) Нравственные (моральные) идеалы.

2. Мораль и право.

3.  Нравственная культура личности.

а) Определение нравственной культуры личности.

б) Три  этапа формирования нравственной культуры.

IV. Закрепление.

V. Итоги. Рефлексия.

VI. Д/З.

Ход урока:

I. Орг. момент. Приветствие. Проверка готовности к уроку.

II. Актуализация. Работа по вопросам к домашнему параграфу.

III. Изучение нового материала.

Древнегреческий философ Диоген Синопский, пытаясь отыскать истину, зажёг днём фонарь и расхаживал с ним по улице.  Я тоже зажигаю фонарь и днём с огнём  повторяю  знаменитую фразу Диогена: «Ищу человека!» При свете этого фонаря приглашаю вас к философскому разговору.

О чём же будет этот разговор? Попробуйте сами определить его тему, прослушав одну старинную  притчу. «Однажды пастух обидел одного человека, а тот затаил на него злобу и решил отомстить. Он знал, что обидчик пасет животных в определенном месте, где почти никто не ходит, и решил воспользоваться этим: выкопать глубокую яму, чтобы пастух упал в нее. Поздней ночью человек начал копать. Когда он копал, то представлял себе, как его обидчик попадает в яму и, может быть, что-нибудь себе сломает, или умрет в ней, не имея возможности вылезти оттуда. Или, по крайней мере, в яму упадет его корова, овца или, на худой конец, коза. Долго и упорно он копал, мечтая о мести, не замечая, как яма становилась все глубже и глубже. Но вот забрезжил рассвет, и он очнулся от своих мыслей. Каково же было его отчаяние, когда он увидел, что за это время выкопал такую глубокую яму, что сам не сможет вылезти из неё».

Вопросы для обсуждения:

1. Как вы считаете, о чём нам рассказывает данная притча?  

2. Какой русской пословице притча созвучна? «Не рой яму другому, сам в неё попадёшь»)

3. Сделайте предположение, с какой темой урока мы познакомимся сегодня?

Запишите тему урока в тетрадь.

Попробуйте,  исходя  из плана,  сформулировать  цель нашего урока (Узнаем, что такое мораль, для чего она существует, каковы её идеалы, что представляет собой высоконравственный человек)

1. Что такое мораль?

Мы живём в обществе, в котором существуют определённые ценности. Практически ежедневно мы стоим перед выбором - протянуть руку помощи в ней нуждающемуся  или сделать вид, что это тебя не касается, пройти мимо бездомной собаки или накормить её, отомстить  человеку за обиду, или простить. Чтобы понять, какой выбор нужно сделать, мы опираемся на два регулятора: мораль и право. Именно они указывают как нам себя вести. С правом мы уже знакомы, а с таким регулятором, как мораль - мы сегодня познакомимся более подробно.

Попробуйте дать определение данному термину.

Запишем определение в тетрадь. 

Мораль (от лат. moralis, mores — нравственный, относящийся к нраву, характер) — совокупность особых, духовных правил, регулирующих поведение человека, его отношение к другим людям, самому себе, а также к окружающей среде.

Смысл морали воплощен в ее «золотом правиле»: «Поступай по отношению к другому так, как ты хотел бы, чтобы он поступал по отношению к тебе» (или: «Не делай другому того, чего себе не желаешь»).

С глубокой древности и до наших дней развитие морали демонстрирует специфические особенности, в зависимости от определенных социокультурных  и исторических условий. Я предлагаю вам проанализировать развитие морали и её принципов в разные периоды истории человечества.

Следующий этап урока, делим класс на 5 групп.

  1. группа - анализируют период первобытности.
  2. группа – анализируют период античности.
  3. группа - анализирует период средневековья.
  4. группа - анализирует период нового времени.
  5. группа - анализируют период новейшей истории.

Работа в группах.

Задание: используя текст и знания по истории, каждой группе необходимо:

- проанализировать подход к происхождению морали и выявить основные моральные принципы данного исторического периода;

- найти понятие нравственного идеала для данного периода времени.

Каждой группе отводится время на защиту своей точки зрения, где учащиеся характеризуют подходы, принципы и нравственные идеалы морали в данный исторический период.

Содержание морали:

1. Принципы морали (от лат. principium — основа) — исходные положения, на основе которых строится вся мораль, всё моральное поведение человека (гуманность, альтруизм, справедливость, милосердие, терпимость и др.)

2. Нормы морали (заповеди) — правила поведения, строго и конкретно предписывающие человеку, какие поступки он должен (или не должен) совершать (уважай старших, не убивай, не лги, не воруй, не завидуй, не клевещи и др.)

3. Моральный идеал (от гр. idea — понятие, справедливость) — всё самое лучшее, что выработано моралью, человеколюбие.

4. Моральные (всеобщие, общечеловеческие, абсолютные) ценности — нечто важное, необходимое, полезное для жизни (смысл жизни, свобода, счастье и др.)

Какой вывод мы можем сделать на основе изучения этапов развития морали в обществе?  (Мораль – явление историческое, с развитием общества развивалась и изменялась  мораль. В Новейшее  время  мораль постепенно уступает место праву)

2. Мораль и право.

- Итак,  чем мораль отличается от права?

- Давайте вспомним, что такое право?

Право – система общеобязательные правил поведения, установленных государством.

А теперь давайте проанализируем,  что объединяет понятия мораль и право, и что их отличает?

Ответы учащихся. Выслушав точку зрения учеников, учитель делает вывод.

Общее:

1. Мораль и право относится к социальным нормам.

2. Выступает мерой свободы в обществе.

3. Регулирует общественные отношения.

Отличия:

1. Право возникло позже морали.

2. Нормы морали добровольные,  а права обязательные.

3. Мораль поддерживает общественные отношения, подконтрольные и неподконтрольные государству (дружба, любовь и т. д.)

4. Право регулирует отношения,  которые подконтрольны государству.

 Давайте подведём итоги и закрепим их в таблицах, которые лежат на ваших столах.

Вопросы для сравнения

Право

Мораль

Кто вырабатывает?

Государство

Общество

Где закреплено?

В законах государства

Нет письменного закрепления

Каковы последствия нарушения?

Наступает юридическая ответственность

Общественное осуждение, критика, «угрызение» совести

Выполнение:

Обязательно

Не обязательно

Что регулирует?

Служат для регулирования и оценки поступков человека.

Эти таблицы вложите в свои тетради.

3.  Нравственная культура личности.

Нравственная культура личности — это степень восприятия индивидом нравственного сознания и культуры общества, показатель того, насколько глубоко и органично требования нравственности воплотились в поступках человека благодаря влиянию общества. 

Три этапа формирования нравственной культуры:

1. Формирование элементарной нравственности. Основан на послушании и подражании. Главный мотив нравственного поведения — страх, боязнь наказания. Через этот этап обычно проходят все дети, однако есть и взрослые, для которых характерно подобного рода поведение. 

2. Формирование конвенциональной нравственности. На этом этапе главным становится мнение окружающих, иначе говоря, мысль «Что обо мне подумают?»

3. Формирование автономной нравственности, основанной на саморегуляции. Главной движущей силой нравственных поступков становится совесть. 

IV. Закрепление. Игра «да» или «нет» (у учащихся на парте карточки красного (ДА) и синего (НЕТ) цвета, с помощью которых они отвечают на вопросы учителя).

1. Выбирая между добром  и злом человек делает моральный выбор (ДА)

2. Быть моральным это значит отвечать за свои поступки, совершать добрые дела (ДА)

3. Мораль представляет собой нормы, установленные государством (НЕТ)

4. Высоконравственным считают человека честного, воспитанного, почтительного к старшим, ответственного за свои поступки и т. д. (ДА)

5. Нравственные поступки требуют наград, слов  благодарности (НЕТ)

6. Золотое правило нравственности учит нас относиться к людям так, как хотим мы, что бы относились к нам (ДА)

7. Мораль и право регулируют поведение человека в обществе (ДА)

8. Нарушение моральных норм наказывается общественным мнением (ДА)

9. Выполнение норм морали обязательно (НЕТ)

10.  Нормы права содержатся в традициях и обычаях (НЕТ)

V. Итоги. Рефлексия.

Важной составной частью  морали являются её ценности, принципы, категории  и нормы. За долгую историю человечества существовало много ценностей и идеалов, но есть ценности главные, особо значимые, существующие для всех людей. К числу таких ценностей относятся человечность,  гуманизм, патриотизм, гражданственность, свобода. Каждый человек свободен в выборе своего поведения, образа жизни, но и обязан нести ответственность за свой моральный выбор.

В начале урока я зажёг свет в надежде, что он поможет мне найти Человека. Имею ли я право оспаривать мнение известного философа? Но всё же я задаю себе и вам вопрос: а может Диоген  был не прав? Может быть, он искал не там?  

Вывод: Оосвещать надо не мир вокруг себя, а мир в себе. Человека надо искать не в толпе, а в себе самом.

VI. Д/З. Параграф 12 – прочитать, выучить записи в тетради.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план-конспект открытого урока по обществознанию в 8 классе.

План-конспект открытого урока в 8Б классе по теме "Предпринмаптельская деятельность" по программе Боголюбова....

План – конспект интегрированного урока обществознания и английского языка в 7 классе на тему «Подросток в группе» «Teenager in a Group»

Разработка интегрированного урока английского языка и обществознания для 7 класса на тему "Подросток в группе", проведенного в рамках эксперимента "Интеграция английского языка и предметов школьной пр...

План-конспект интегрированного урока английского языка и обществознания в 9 классе на тему: "Правовая ответственность"

Интегрированный урок английского языка и обществознания в 9 классе на тему: "Правовая ответственность" ставит своей целью на основе имеющихся у учащихся знаний расширить понятие «право»; сформир...

План – конспект открытого урока по обществознанию в 11 классе по теме «Межэтническое сотрудничество. Межнациональные конфликты»

Цели и задачи урока:1) познакомить с уровнями межэтнических отношений, тенденциями в развитии межэтнических отношений, показать сущность межнационального сотрудничества, причины и природу межэтн...

План-конспект открытого урока обществознания и ОБЖ в 9 классе «Личность и личный выбор. Молодое поколение против курения».

Данный урок обществознания интегрирован с уроком ОБЖ. На нем рассматриваются тема по обществознанию "Личность и личный выбор" и тема по ОБЖ "Молодое поколение против курения". Это позволяет рассмотрет...

План-конспект открытого урока обществознания в 7 классе "Почему важно соблюдать закон?"

На данном уроке, учащийся на примерах из литературы, истории узнает, какую роль в жизни человека, общества и государства играет правовая культура....

План-конспект открытого урока по обществознанию в 9 классе. Тема: «Налоги»

Ход урока  Организационный момент I.Текущий контроль знаний и умений учащихся  1. Проверочные тесты  2. Вопросы и задания учащимся:      а) зада...