Информационно-коммуникативные технологии в преподавании истории и обществознания
методическая разработка по обществознанию (9 класс)

Хасанова Альбина Мубаракзяновна

Информационно-коммуникативные технологии в преподавании

истории и обществознания

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Информационно-коммуникативные технологии в преподавании

истории и обществознания

МБОУ – Саушская ООШ Тюлячинского муниципального района

учитель истории и обществознания Хасанова Альбина Мубаракзяновна

В Концепции модернизации российского образования поставлена важная задача: подготовить подрастающее поколение к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, в котором ускоряется процесс появления новых знаний, постоянно возникает потребность в новых профессиях, в непрерывном повышении квалификации.

Использование ИКТ открывает новые возможности для построения системы работы учителя по организации учебного процесса, как на уроке, так и во внеурочное время.

В числе положительных моментов применение информационных технологий в образовании называется возможность самостоятельного обучения с открытым доступом к обширным информационным ресурсам, наличие обратной связи. С помощью компьютера учащийся может очутиться в самом разном окружении, требующем от него творческого подхода.

        Информационно-коммуникационные технологии способны: стимулировать познавательный интерес, придать учебной работе проблемный, творческий, исследовательский характер, во многом способствовать обновлению содержательной стороны предмета, индивидуализировать процесс обучения и развивать самостоятельную деятельность школьников.

 Использование ИКТ на уроках истории и обществознания способствует формированию информационной компетентности учащихся, повышению познавательной активности и учебной мотивации.
     Использование ИКТ позволяет по-новому организовать самостоятельную учебную деятельность школьников. Например, с помощью мультимедиа-учебников учащиеся имеют возможность самостоятельно приобретать знания, проверять свои достижения с помощью практических работ разного вида (обучающие, тренировочные, игровые) и тестовых заданий, вести учёт результатов. Большинство практических заданий носят игровой характер, что позволяет в интересной форме закрепить знания и умения учащихся. При этом школьник может дополнительно использовать информацию из учебника, исторических карт и других средств обучения. Мультимедиа-технологии позволяют не только выстраивать материал в виде последовательного изложения, но и создают возможность нелинейного перемещения между различными частями курса. Благодаря этому школьники могут изучать материал в необходимой для них последовательности, устанавливать индивидуальный темп усвоения материала. Все эти возможности способствуют развитию желания и умения учиться, развивают интерес к предмету. Наблюдения за процессом обучения показали, что на уроках с использованием мультимедиа-учебников даже «слабые» учащиеся работают более активно, не отвлекаются, заинтересованно выполняют задания.

Применение ИКТ помогает формированию мотивации успеха у учащихся. Самое главное, что учащиеся привыкают самостоятельно работать с информацией: искать, анализировать, сравнивать, обобщать, перерабатывать, трансформировать, создавать свои проекты в разных формах. Учитель в этом случае - координатор деятельности, а не поставщик готовой информации.

Телекоммуникационные возможности Интернета можно использовать для организации дистанционного обучения и для организации общения с помощью форумов, видеоконференций. Образовательные ресурсы Интернета могут успешно использоваться учителем на уроках истории в режимах on-line или off-line.
 
Перспективы использования информационных технологий на уроках очень разнообразны и безграничны:

      1. Уроки с использованием презентаций, подготовленных учителем.       Преимущество представления информации в виде презентации над информацией в виде речи состоит в том, что при необходимости в процессе обучения учащийся может самостоятельно вернуться к той части информации, которую не усвоил, не отвлекая при этом учителя. Презентация позволяет иллюстрировать рассказ, сделать урок более организованным, наглядным, интересным, мобильным.
     2. Уроки, на которых учащиеся представляют свои проекты в форме презентаций (это могут быть уроки изучения нового материала, семинары, практикумы, обобщающие уроки). Очень интересна форма подготовки домашнего задания (в том числе и опережающего) в виде выполнения презентации.      Ученик при создании каждого слайда превращается в компьютерного художника (слайд должен быть красивым и отражать внутреннее отношение к излагаемому вопросу). Кроме того, данный вид учебной деятельности формирует общеучебные умения и навыки, он позволяет развивать у ученика логическое мышление.

      3. Уроки с использованием учебных фильмов и мультимедийных пособий. На таких уроках очень высока степень наглядности, они содержательны и динамичны.

школа обеспечена большим количеством таких пособий, как мультимедийное учебное пособие «История для 5-9 классов», электронная библиотека «Просвещение», энциклопедия «Вехи истории», учебный фильм «От Кремля до Рейхстага», учебное электронное издание по всеобщей истории для 5-9 классов, учебное электронное издание по обществознанию для 8-9 классов и другие.
      Многие из них отвечают требованиям к современному уроку, содержат интересный, разнообразный материал, задания для закрепления, исторические документы, тестовые задания.

4. Интегрированные уроки (история - информатика, обществознание - информатика). Это уроки, где работают совместно два учителя. Такие   уроки продуктивные, т.к. результатом часто являются мини-проекты, а порой из таких мини-проектов создаются впоследствии научно-исследовательские работы.      

        5. Уроки с использованием Интернет-ресурсов.

 Интернет можно рассматривать как часть информационно - коммуникационной предметной среды, которая содержит богатейший информационный потенциал. Можно  использовать образовательные ресурсы Интернета для поиска исторических источников, текстов монографий и курсов лекций, разнообразных методических материалов, газетных и журнальных статей, рефератов и др. Интернета можно использовать для организации дистанционного обучения и для организации общения с помощью форумов, видеоконференций.

              Огромный каталог информационных ресурсов по истории расположен на сайте Исторического факультета МГУ http://www.hist.msu.ru/. Это библиотека электронных ресурсов http://www.hist.msu.ru/ER/index.html, содержащая электронные тексты исторических источников на русском языке, базу статистических данных по экономической истории России конца XIX – начала XX вв., аннотации книг Исторического факультета МГУ.

         Большую библиотеку античной литературы можно найти по адресу http://cyrill.newmail.ru/index2.html.  В глобальной сети созданы уникальные ресурсы по истории древних цивилизаций: сайт по история Древней Месопотамии http://members.tripod.com/~sesna/oldeast/, сайт о Древнеримской цивилизации http://rome.webzone.ru/ и Древнеегипетской цивилизации http://www.kemet.ru/. На этих сайтах можно найти не только учебные тексты, но и различные объекты мультимедиа (видео и звуковые файлы, фотографии, карты, схемы и др.), которые открывают огромные возможности по их использованию в педагогическом процессе.
      Другим важным образовательным ресурсом являются методические сайты: сайт издательства «1 сентября»
http://www.1september.ru/ru/ - и его раздел «история»,  который содержит электронную версию газеты «История» с архивом за  предыдущие годы  http://his.1september.ru/index.php,  и сайт «Я иду на урок истории» http://his.1september.ru/urok/. На этих сайтах содержится большое количество сценариев уроков, олимпиад, исторических вечеров, разработок тестов и контрольных работ и др.

Любопытные методические разработки и характеристика современных методов обучения содержатся на сайте «Методическая копилка по истории».
         Учитель истории может найти в сети большие возможности для методической поддержки процесса обучения в старшей школе на сайте российской Федерации интернет-образования, а точнее его в его разделе СОМ (Сетевое объединение методистов), который расположен по адресу
http://center.fio.ru/som/.
        Использование Интернета на уроках истории значительно увеличивает объем информации  задействованной в историческом образовании, позволяет свободно реализовать современные интерактивные технологии, в том числе проектные и модульные.  
        В процессе обучения истории и обществознанию можно использовать  цифровые образовательные ресурсы, в частности, компьютерные учебники. Компьютерные учебники позволяют облегчить усвоение обширного материала за счёт комплексного воздействия видеоряда и звука, а также посредством чисто компьютерных возможностей: диалога с учеником, автоматизированного контроля усвоения пройденного материала. Учебники снабжены обширным справочным материалом: персоналиями, подробной хронологией, терминологическим словарем, анимированными картами, иллюстрациями (редкие фотографии, плакаты, картины, рисунки, схемы, диаграммы); кинохрониками, документами, уникальными фонограммами (речи политических деятелей, наиболее популярные песни разных лет и т.д.). Они являются одновременно учебником, рабочей тетрадью, атласом, хрестоматией, справочником и учебным видеофильмом. Кроме того, данные программы содержат удобную полнотекстовую поисковую систему, позволяющую использовать её в качестве энциклопедии.

Преимущества компьютерных учебников заключается в следующем:

  1. Яркое, иллюстративное изложение изучаемого материала делает учебный процесс разнообразным, нескучным.
  2. Учебный материал излагается в доступной форме.
  3. Анимированные схемы и презентации помогают лучше разобраться в большом объёме исторической информации, изучить отдельные аспекты истории в наглядной форме, что способствует и лучшему запоминанию.
  4. Интерактивные карты иллюстрируют новый материал и позволяют зримо увидеть исторические и географические особенности стран.
  5. Подборка интерактивных тестов даёт возможность проверить знания учащихся на основе объективной автоматизированной оценки.
  6. Уроки компьютерного тестирования. Такие занятия позволяют быстро и эффективно проверить уровень усвоения материала по теме.
    Задания могут быть различных типов: вопросы с несколькими вариантами ответов; вопросы, ответы на которые должны вводиться тестируемым с клавиатуры; вопросы, для ответа на которые нужно установить соответствие между элементами двух или трёх списков; вопросы, где в качестве ответа нужно указать правильную последовательность элементов в предлагаемом списке.
          Компьютер позволяет качественно изменить контроль за деятельностью учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом. Компьютер позволяет проверить все ответы, а во многих случаях он не только фиксирует ошибку, но довольно точно определяет её характер, что помогает вовремя устранить причину, обуславливающую её появление.
          Часто тестовые задания включают разработчики электронных учебников и пособий (например, тестовые задания хорошего качества присутствуют в учебном электронном пособии «Всеобщая история 5-6 класс. История древнего мира»). Кроме этого, можно найти тестовые задания по разным предметам, в том числе по истории и обществознанию, на сайтах образовательных материалов (например,
    www.school-collection.ru). В ходе уроков с использованием ИКТ разных типов и форм проведения учащиеся овладевают следующими навыками: 1) сбор и хранение информации; 2) поиск информации; 3) восприятие, понимание, отбор и анализ информации; 4) организация и представление информации; 5) создание информационного объекта на основе внутреннего представления человека; 6) планирование информации, коммуникация; 7) моделирование; 8) проектирование.          

Владение всем перечисленным составляет основу информационной компетентности учащегося. Кроме этого, применение компьютерной техники делает урок привлекательным и по-настоящему современным, происходит индивидуализация обучения, контроль и подведение итогов проходят объективно и своевременно, повышается уровень учебной мотивации.

Считаю, что использование ИКТ способствует повышению интереса и качества знаний учащихся, уровню воспитанности, общему и специальному развитию детей, а также позволяет более  оптимально расходовать средства и время педагогов и детей для достижения устойчивых положительных результатов обучения, воспитания и развития. С применением ИКТ появилась возможность организовывать новые формы, методы обучения и воспитания.

Выводы:

Положительными сторонами применения компьютерных технологий для учителя можно назвать:

  - экономию времени на уроке;

 -  четкость изложения информации;

- соединение различных технических средств обучения в одном;
- привлечение большого объема информации;

- возможность моделирования различных процессов, особенно не воспроизводимых в условиях школьных лабораторий;

  - обработку информации в любом удобном виде (или в нескольких, например, график, таблица, рисунок);

  - возможность доступа к методическим разработкам уроков, выполненных коллегами;

  - быструю адаптацию готовых разработок, исходя из логики своего урока.

"Минусами" данных методов работы можно назвать:

  - большую подготовительную работу учителя;

 - ограничения организационного плана (не все имеют постоянный доступ к технике, не вся техника соответствует современным требованиям);

 - психологические трудности, возникающие при работе с малоусидчивыми и несдержанными учащимися;

 - возрастание зрительной нагрузки на учеников (если работа проводится в компьютерном классе);

 - усложняется процесс концентрации внимания  в связи с появлением на уроке отвлекающих факторов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование информационно-коммуникативной компетентности учащихся на уроках истории, обществознания и права через использование технологии критического мышления.

Если мы хотим способствовать развитию личности ученика, то мы должны относиться к нему как к личности, уважать его способность мыслить, а мыслить - значит сомневаться. Критичность мышления является од...

статья Компетентностный подход на основе информационно-коммуникативных технологий на уроках обществознания

Статья посвящена использованию компетентностного подхода на основе информационно-коммуникативных  технологий на уроках обществознания. Тема является актуальной в связи с переходом к Федеральным г...

Использование информационно- коммуникативных технологий на уроках обществознания.

Мы живем в такую эпоху, когда человечество вступило в новую стадию своего развития- информационную эру. Сегодня наша жизнь становится все более зависимой от информационных технологий. Они широко, инте...

Применение информационно-коммуникативных технологий на уроках истории, обществознания

Активное и эффективное внедрение информационно-коммуникативных технологий в образовательный процесс является важным фактором создания системы образования, отвечающей требованиям информационного общест...

“Роль информационно-коммуникативных технологий в развитии интересов учащихся на уроках обществознания”

Мы живем в такую эпоху, когда человечество вступило в новую стадию своего развития - информационную эру. Сегодня наша жизнь становится все более зависимой от информационных технологий. Они широко, инт...