Использование информационно- коммуникативных технологий на уроках обществознания.
статья по обществознанию по теме

Сергун Татьяна Александровна

Мы живем в такую эпоху, когда человечество вступило в новую стадию своего развития- информационную эру. Сегодня наша жизнь становится все более зависимой от информационных технологий. Они широко, интенсивно и эффективно используются человеком во всех сферах деятельности. Компьютер  стал незаменимым помощником в учебе, в работе и отдыхе, упростил поиск и получение необходимой и своевременной информации, общение между людьми, ускорил принятие решений.

Использование ИКТ в образовании является одним из значимых направлений развития информационного общества. Обучающиеся учатся самостоятельно находить информацию, анализировать, обобщать и передавать её другим, осваивать новые технологии. Большую роль в этом может и должно сыграть активное применение ИКТ в учебном процессе.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование информационно- коммуникативных технологий на уроках обществознания.

Мы живем в такую эпоху, когда человечество вступило в новую стадию своего развития- информационную эру. Сегодня наша жизнь становится все более зависимой от информационных технологий. Они широко, интенсивно и эффективно используются человеком во всех сферах деятельности. Компьютер  стал незаменимым помощником в учебе, в работе и отдыхе, упростил поиск и получение необходимой и своевременной информации, общение между людьми, ускорил принятие решений.

Использование ИКТ в образовании является одним из значимых направлений развития информационного общества. Обучающиеся учатся самостоятельно находить информацию, анализировать, обобщать и передавать её другим, осваивать новые технологии. Большую роль в этом может и должно сыграть активное применение ИКТ в учебном процессе. Практика показывает, что:

 - использование ИКТ способствует повышению качества знаний обучающихся, уровню воспитанности, их общему и специальному развитию ;

 - использование ИКТ позволяет более оптимально расходовать силы и средства учителя и ученика для достижения устойчивых положительных результатов обучения, воспитания и развития;

- использование ИКТ позволяет добиваться стабильности результатов учебно-воспитательного процесса;

- использование ИКТ позволяет организовать новые формы, методы обучения и воспитания;

- использование ИКТ позволяет учителю сэкономить массу времени, которое он раньше затрачивал на меловые записи и рисунки на доске.

Один из моих коллег высказал мнение, с которым я не могу согласиться. Было отмечено, что обществознание – яркий пример крайне затруднительной интеграции ИКТ в этот предмет. Визуализация здесь сведена к минимуму – диаграмма, схема, таблица. Рынок крайне скудно насыщен «электронными уроками» по обществознанию, а те продукты, что представлены, не выдерживают критики. Теоретический уровень в данной дисциплине столь высок, что практически не позволяет применять эффект визуализации, которая является на сей день отправным пунктом для внедрения ИКТ на уроках истории и обществознания.

Преподавая предмет, я убедилась, что использование ИКТ на уроках  обществознания позволяет подготовить обучающегося к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, вооружить его современными средствами и технологиями работы, сформировать у него информационную культуру.

Опираясь на свой опыт работы при использовании ИКТ в процессе обучения школьников, мне хотелось бы выделить следующее:

  1.  на уроках обществознания часто используется разнообразный текстовый материал: фрагменты из документов, научных трудов, высказывания политиков, мыслителей, кратко сформулированные основные идеи, обобщающие выводы. Учителю не надо зачитывать цитаты, нет необходимости листать учебник, книгу, исторический источник, документ. На файл учитель может занести любой материал и в нужный момент использовать на уроке. Обучающимся остается только включить монитор и прочитать увиденное.
  2. Помимо текстовых ИКТ обеспечивают наглядное представление учебного материала, визуализацию  звуковых фрагментов, графических изображений, демонстрационных слайдов, видеофрагментов, анимационных  и интерактивных сюжетов.
  3. Учитель может организовать урок, используя различные типы и формы учебных занятий.
  4. В системе работы с ИКТ можно рекомендовать к применению и использованию программы общего назначения – Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft PowerPoint, Microsoft FrontPage, Microsoft Publisher, Adobe Photoshop и др. Данные программы я с успехом использую в процессе обучения обществознания.

В своей работе я широко применяю презентации, которые использую на различных этапах урока. Зрительное восприятие изучаемых объектов позволяет быстрее и глубже воспринимать излагаемый материал. Презентации дают возможность задавать произвольный порядок подачи имеющегося материала в зависимости от его целей, дополнения или изменения материала в любой форме (текст, таблицы, диаграммы, слайды, видео и аудио фрагменты и т. д.), что позволяет максимально использовать все виды наглядности и сосредоточить внимание на ходе урока . Чем интереснее, эстетичнее, профессиональнее оформление конечного результата, тем выше воспитательное значение мероприятия, глубже интерес к изучаемому материалу

Для подготовки презентации ученик должен отобрать и использовать большое количество источников информации, при этом слайды должны быть максимально информативными и наглядными, быть не только красивыми, но и отражать внутреннее отношение автора к излагаемому вопросу. В процессе презентации обучающиеся приобретают опыт публичных выступлений, включается элемент соревновательности, что позволяет превратить каждую работу в продукт индивидуального творчества и повысить самооценку ученика.

В результате, исходя из опыта, я могу отметить, что у обучающихся, активно работающих с ИКТ, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в потоке информации, умений выделять главное, обобщать, делать выводы.

При использовании презентаций  не следует забывать  о значении для обучающегося общения с учителем. Учитель всегда должен помнить о том, что центром внимания на уроке является не сама презентация, как бы красиво она не была выполнена и показана, а формы и методы обучения предмету с использованием той самой презентации.

Информационные технологии на уроках обществознания я использую в следующих вариантах:

1.Мультимедийные презентации. За время преподавания курсов мною разработаны уроки с применением ИКТ по темам, а также отдельные мультимедийные презентации. Применяются презентации, созданные обучающимися, что позволяет развивать их информационные и коммуникационные компетенции. Примером могут служить уроки  по теме «Глобальные проблемы современности», для которых ученики создают презентации : «Терроризм», «Экологический кризис», «Экологические катастрофы».

2. Флеш-фильмы. Я считаю этот ресурс незаменимым на уроках. Никакой, даже самый красноречивый рассказ учителя, не заменит фильм. Например, очень нравится ученикам фильм «Религии в современном мире», который предлагается для просмотра в разделе «Духовные ценности».
3. Тесты. Этот ресурс позволяет организовать фронтальную, групповую и индивидуальную работу обучающихся на уроке, а так же проверить свои знания и степень усвоения материала дома.
4. Кроссворды. Используем для закрепления материала и в процессе отработки терминов. К тому же они позволяют сэкономить время на данном этапе обработки материала и контроля знаний.

5.Тренажеры.  Одной из основных задач в старших классах является качественная подготовка обучающихся к ЕГЭ. Для достижения этой цели мною используются задания, приближенные к реальным вариантам заданий ГИА и ЕГЭ.
Во внеклассной работе я использую различные формы применения ИКТ. Например, викторина «Права литературных героев», проведенная в рамках декады права. При проведении викторины я делю класс на 2 команды. Вывожу на экран задания. Команды демонстрируют презентации, которые подготовлены ими в рамках домашнего задания.  

Использование ИКТ применимо в тематических классных часах, например  « Я- гражданин Российской Федерации ». В специально разработанный теоретический материал вплетены видео- и аудио-источники: можно проследить изменения в символике России, прослушать гимны России в разные эпохи истории нашей  страны.

Показателями результативности моей работы с использовании ем ИКТ на уроках обществознании можно считать следующее:

Проведенное среди обучающихся анкетирование показало,  что

а) необходимость проведения уроков с использованием ИКТ признают 100% опрошенных обучающихся;

б)  90% опрошенных считают, что  уроки с использованием ИКТ интереснее, тема урока усваивается прочнее;

в) 90 % участвовавших в опросе считают, что подобные уроки  привлекают сменой видов деятельности и наглядностью;

г) 70% опрошенных признали, что именно уроки с использованием ИКТ подтолкнули их к началу творческой  деятельности, разработке презентаций и проектов;

г) 85% опрошенных обучающихся считают, что при подготовке к  урокам, на которых   используются ИКТ, они овладели  навыками грамотного поиска информации, ее переработки, отбора, анализа  и представления готового продукта, созданного в результате (презентация, проект, доклад и т.д.).

Результаты опроса показывают, что использование компьютерных технологий на уроках помогает формировать ЗУНы обучающихся, делает для них урок более привлекательным и , что немаловажно, учит их ориентироваться в огромном количестве информации, перерабатывать ее, анализировать, что и является основой формирования ИКТ-компетентности.

Немаловажным результатом можно считать тот факт, что обучающиеся свои проекты, подготовленные к урокам и внеклассным мероприятиям, стали представлять на конкурсах разного уровня: 

Наряду с достоинствами нельзя не отметить трудоёмкость при подготовке уроков с использованием  ИКТ.  Поначалу на подготовку я тратила  много времени. Накопив дидактический материал и систематизировав его, я почувствовала  значительное облегчение труда за счет этих наработок. Накопленный материал - компьютерные слайды, тесты, контрольные работы и т.д.-с легкостью изменяется, улучшается и дополняется,  используется в течение длительного времени,  усваивается обучающимися значительно лучше, так как использование ИКТ на уроках способствует развитию учебной мотивации школьников, формируется информационная компетентность обучающихся, на уроке практически не встает вопрос дисциплины.

К трудностям иного характера можно отнести:

1. В кабинете находится только один компьютер, а это не даёт возможности максимально индивидуализировать процесс обучения.

2. Отсутствует подключение к сети Интернет, что затрудняет доступ к информации непосредственно на уроке, если возникает такая необходимость.

3. Не  все обучающиеся дома обеспечены компьютерами, что может отрицательно влиять на самостоятельную работу детей.

4. Недостаточная компьютерная грамотность учителя.

5. Бывает случаи, что компьютер «зависает», электричество отключают, мышка не работает и т.д.

Учитель, который использует ИКТ на уроках должен:

-  иметь компьютер дома,

-  владеть основами  компьютерной грамотности,

-  иметь выход в Интернет,

-  уметь находить необходимую информацию в Интернете,

-  уметь установить диск или программу на компьютер и быстро находить на нем нужную информацию,

-  уметь сам составлять презентации.  
В заключении хотелось бы отметить, что целесообразность использования  информационных и информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе вообще и на уроках обществознания в частности не вызывает сомнения. Внедрение информационных технологий в учебный процесс позволило мне изменить форму традиционных уроков, что способствовало развитию информационно-коммуникативной компетентности учащихся и, в итоге, повышению качества знаний.

В подготовке к работе с использованием  ИКТ могу рекомендовать список  литературы:

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании». – М., 2007 г.
  2.  Интернет в гуманитарном образовании. Под ред. Полат Е.С. М., Владос, 2001 г.
  3.  Информационные технологии в образовании – шаг в будущее. -                    « Учитель». 2002, № 4.
  4.  Киреева Е.Д. Анализ перспективного развития существующих форм образовательных Интернет-проектов . «Инновации в образовании». 2002- № 4.
  5. Концепция социально-гуманитарного (обществоведческого) образования в современной школе (2008) // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2008. – № 7-8.
  6. Концепция преподавания обществознания в современной российской школе и учебника «Обществознание. XI класс» (проект) // Преподавание истории в школе. – 2008. – № 1- 2.
  7. Матрос Д.Ш., Полев Д.М., Мельникова Н.Н. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга. «Школьные технологии» 1999.- №2 -3.
  8. Сергеев И.С. Как реализовать компетентностный подход в обучении / И.С. Сергеев // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2004. – № 3.
  9. Шевченко Н.И. «Педагогические технологии: социализация школьников на уроках обществознания»//Москва: Изд-во «Русское слово»,2008г.

Методическая литература:

-      Белиловская М.Е. Информационные технологии в образовании. - «Информатика ПС» 1999г, № 47.

-  Предметно-содержательные журналы «Современный урок» за 2007-2010 г.

 - Развитие познавательного интереса учащихся на уроках истории и обществознания посредством внедрения ИКТ (из опыта экспериментальной работы). И.Н.Черкасова, К.А. Кипа. Интерактивное образование. Электронная газета. № 12-13, октябрь 2007 г.

 - Информатизация общего среднего образования: научно-методическое пособие. Под редакцией Д.Ш. Матроса.- М.: Педагогическое общество России, 2004 г.

 - Женина Л.В., Маткин А.А. История. Методические рекомендации по использованию информационно-коммуникативных технологий в цикле социально-экономических дисциплин в общеобразовательной школе. Под редакцией И.Г. Семакина. – Пермь: издательство ПРИПИТ, 2004 г.

 - Сергеев И.С. Как реализовать компетентностный подход в обучении. Преподавание истории и обществознания в школе. – 2004 г.- №3.

 - Интернет в гуманитарном образовании. Под редакцией Полат Е.С. М., Владос, 2001 г.

 - Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2003 г.

Основная идея: повышение положительной мотивации к предметам история и обществознание и качества знаний учащихся через использование ИКТ.

Считаю, что современный учитель обязан и даже вынужден искать эффективные методы и технологии в преподавании учебных предметов,потому что современное общество требует от образования подготовленных учащихся , которые должны уметь самостоятельно находить информацию, анализировать, обобщать и передавать её другим, осваивать новые технологии. Большую роль в этом может сыграть активное применение ИКТ в учебном процессе, поскольку, как показывает практика: - использование ИКТ способствует повышению интереса и качества знаний учащихся,уровню воспитанности, общему и специальному развитию детей, а также позволяет более оптимально расходовать средства и время педагогов и детей для достижения устойчивых положительных результатов обучения, воспитания и развития; - использование ИКТ позволяет добиваться стабильности результатов учебно-воспитательного

процесса; с применением ИКТ появилась возможность организовывать новые формы, методы обучения и воспитания. Перспективы использования информационных технологий на уроках очень разнообразны и безграничны.Конечно, существует масса технологий, которые выполняют свою миссию и на сегодняшний день, но ИК технологии - это наше будущее и будущее подрастающего поколения. Они будут видоизменяться: расширяться, углубляться,модернизироваться, но останутся в школах навсегда. В настоящее время расширение информационного пространства - основная тенденция общественного развития, которая соответствует социальному заказу. Поэтому нужна постоянная модернизация и поиск более эффективных методов работы в образовании.

Как учитель - предметник и классный руководитель я стараюсь использовать ИКТ в своей педагогической деятельности, при этом руководствуясь следующими нормативными документами и материалами:

  1. Концепция проекта федерального закона "Об образовании в РФ". В этом документе говорится о том, что необходимо ":создание условий для ведения экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования, связанной с внедрением в образовательную практику новых технологий, форм и методов обучения и направленной на более полную реализацию права на образование:".
  2. Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа", в которой говорится следующее: ":В школе будет обеспечено изучение не только достижений прошлого, но и технологий, которые пригодятся в будущем:". ":Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя - ключевая особенность школы будущего:".
  3. "Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года". В этом документе говорится о том, что ":В условиях приоритетной поддержки образования со стороны государства система образования должна обеспечить эффективное использование своих ресурсов - человеческих, информационных, материальных:".

В данный момент у меня сформировался опыт по внедрению ИК технологий в свою практическую деятельность, т.к.

  1. В нашей школе произошло существенное укрепление материальной базы в плане информационно-компьютерного оснащения. В школе появились мультимедиа проектор, экраны, новые компьютеры, Интернет. "Использование ИКТ" стало ведущей методической темой почти всех методических структур. Все это послужило толчком для использования мною информационных технологий в процессе обучения. Использовать ИКТ так часто, как того хотела, я не имела возможности, потому что в моём кабинете не компьютера. Но при необходимости обращаюсь в кабинет информатики и там провожу свои уроки.
  2. Изучение методической литературы: - Предметно-содержательные журналы "Современный урок" за 2007-2010 год. - Развитие познавательного интереса учащихся на уроках истории и обществознания посредством внедрения ИКТ (из опыта экспериментальной работы). И.Н.Черкасова, К.А. Кипа. Интерактивное образование. Как реализовать компетентностный подход в обучении. Преподавание истории и обществознания в школе. - 2004 г.- №3. - Интернет в гуманитарном образовании. Под редакцией Полат Е.С. М., Владос, 2001 г.
  3. Курсы повышения квалификации. - Краткосрочное повышение квалификации при Волгоградском областном институте повышения квалификации работников образования по информационным технологиям, задачному подходу в обучении экономики, права, истории, обществознания. Дистанционные курсы Педагогического университета "Первое сентября" по теме: "Как преподавать историю в современной школе: теория и методика". На всех вышеперечисленных курсах большое внимание уделялось использованию ИКТ в учебном процессе.
  4. РМО учителей истории и обществознания. - Тема "Использование информационно-коммуникативных технологий в процессе преподавания наук социально-гуманитарного цикла" является одной из главных тем в работе РМО. Проводились, обсуждались и анализировались уроки истории и обществознания с применением ИКТ.

Выпускник современной школы, который будет жить, и трудиться в грядущем тысячелетии в постиндустриальном обществе, должен уметь самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Совершенно очевидно, что используя только традиционные методы обучения,решить эту проблему невозможно. И это задача не только и даже не столько содержания образования,сколько используемых технологий обучения.Поэтому уже в настоящее время возникла необходимость организации процесса обучения на основе современных информационно-коммуникативных технологий, где в качестве источников информации всё шире используются электронные средства, в первую очередь, глобальные телекоммуникационные сети Интернет. Широкое внедрение новых педагогических технологий позволит изменить саму парадигму образования, и новые информационные технологии позволят наиболее эффективно реализовать возможности, заложенные в новых педагогических технологиях.

Компьютер дает учителю новые возможности,позволяя вместе с учеником получать удовольствие от увлекательного процесса познания, не только силой воображения раздвигая стены школьного кабинета, но с помощью новейших технологий позволяет погрузиться в яркий красочный мир. Повысить положительную мотивацию обучения, ведь в настоящее время существует большое количество энциклопедических мультимедийных программ демонстрационного характера.

Систематическое использование персонального компьютера и информационных технологий на уроках приводит к целому ряду положительных результатов:

  1. Повышение положительной мотивации к предметам
  2. Использование наглядности на уроке.
  3. Повышение производительности труда.
  4. Установление межпредметных связей с информатикой.
  5. Учитель способствует организации проектной деятельности учащихся.
  6. Учитель, создающий, или использующий информационные технологии, вынужден обращать огромное внимание подачи учебного материала. Что положительным образом сказывается на уровне знаний учащихся.

В работе есть свои минусы, т.к. трудоёмкость данного опыта для меня, как для пользователя,заключается в следующем:

  1. В классе нет компьютера.
  2. Не у всех учащихся есть дома компьютер, что может отрицательно влиять на самостоятельную работу детей. Ответственные ученики в этом случае вынуждены работать на компьютере в школе или обращаются за помощью к своим друзьям, что требует больше времени.
  3. В отдельных моментах трудность составляет недостаточная компьютерная грамотность учителя.
  4. На составление презентаций уходит много времени.

Заимствовать презентации в полном объеме у своих коллег или в Интернете не всегда возможно,т.к. они не всегда полностью соответствуют целям и задачам моего урока, учебным возможностям моего класса. Презентацию предварительно необходимо просмотреть, убрать ненужное, что-то добавить, проверить, чтоб она работала на школьном компьютере. Все это требует дополнительных временных затрат.

Когда учителя активнее начинают использовать информационные технологии в процессе обучения,они нередко забывают, что эффективным в этом случае является только деятельностный подход. При подготовке к уроку с использованием ИКТ учитель должен обязательно ответить на вопрос:чем эффективнее будет использование этой технологии (демонстрация, видеоряд, программа и т. д.) в сравнении с традиционным, опробованным подходом, без ИКТ. Если использование ИКТ позволит сократить время на усвоение материала,научит ребенка самого делать выводы, даст возможность продемонстрировать то, что трудно описать словами, сделает процесс обучения интересным - это более эффективный подход, его следует использовать.

Главным в работе педагога является результат -хорошие знания ученика, которые могут быть получены в том числе и путем правильного подбора форм и методов обучения. Не стоит проводить уроки с применением ЦОР постоянно, но в то же время ученики должны чувствовать, что такие уроки проводятся в системе. Также стоит помнить о том,что техника есть техника и, к сожалению, бывает так, что в самый ответственный момент компьютер"зависает", электричество отключают, мышка не работает и т.д. Поэтому в голове у учителя на такой случай всегда должен быть "план Б", "путь к отступлению" к обычным и привычным средствам обучения: доска, мел, и до боли знакомая и родная старенькая карта, которая, как лучший друг,никогда не подведёт.

В процессе обучения истории и обществознанию я использую цифровые образовательные ресурсы, в частности, компьютерные учебники, которые у меня есть теперь уже в большом количестве:

  1. Всеобщая История , учебное электронное издание. История Древнего мира (V класс).
  2. Всеобщая История , учебное электронное издание. История Средних веков (VI класс).
  3. Всеобщая История , учебное электронное издание. Новая история (7- 8 классы)
  4. История России XIX века (VIII класс).
  5. История России XX век.
  6. Неизвестная война (документальный фильм - ВОВ)

Компьютерные учебники позволяют облегчить усвоение обширного материала за счёт комплексного воздействия видеоряда и звука(музыка, шумы, дикторский текст), а также посредством чисто компьютерных возможностей:диалога с учеником, автоматизированного контроля усвоения пройденного материала.Учебники снабжены обширным справочным материалом: персоналиями, подробной хронологией,терминологическим словарем, анимированными картами, иллюстрациями (редкие фотографии,плакаты, картины, рисунки, схемы, диаграммы);кинохрониками, документами, уникальными фонограммами (речи политических деятелей,наиболее популярные песни разных лет и т.д.). Они являются одновременно учебником, рабочей тетрадью, атласом, хрестоматией, справочником и учебным видеофильмом. Кроме того, данные программы содержат удобную полнотекстовую поисковую систему, позволяющую использовать её в качестве энциклопедии. Очень важно то, что они сделаны именно для тех учебников, по которым я работаю. Темы учебника полностью совпадают с материалом на диске, что существенно облегчает работу по моему предмету. Очень удобно изучать,повторять и закреплять учебный материал по истории России, так как он содержит сведения обо всех основных событиях истории, подборку интерактивных карт, презентаций, схем,иллюстраций и контрольно-проверочных тестов.

Преимущества компьютерных учебников заключается в следующем:

  1. Яркое, иллюстративное изложение изучаемого материала делает учебный процесс разнообразным, нескучным.
  2. Учебный материал излагается в доступной форме.
  3. Анимированные схемы и презентации помогают лучше разобраться в большом объёме исторической информации, изучить отдельные аспекты истории в наглядной форме, что способствует и лучшему запоминанию.
  4. Интерактивные карты иллюстрируют новый материал и позволяют зримо увидеть исторические и географические особенности стран.
  5. Подборка интерактивных тестов даёт возможность проверить знания учащихся на основе объективной автоматизированной оценки.

Кроме того, большую ценность представляет работа с персоналиями, документами,историческими источниками. На школьных олимпиадах есть вопросы, включающие сведения о государственных, общественных и культурных деятелях. Этот материал не всегда есть в нужном объеме даже в районной библиотеке. Данная проблема решается в этом случае очень просто:электронный учебник предоставляет нам фотографии, портреты, картины, архитектурные сооружения, музыкальные произведения и т.д.Работать с источником, извлекать из него информацию, анализировать его приходится не только на олимпиадах, но и при подготовке к ЕГЭ.Четыре задания блока "С" направлены именно на это. Причем, на уроке отпадает необходимость обеспечивать документом индивидуально каждого ученика, достаточно вывести его на экран. Уроки истории играют огромную роль в патриотическом воспитании учащихся. И здесь на помощь снова приходят ИКТ. Они позволяют заинтересовать,вовлечь в учебный процесс даже самого слабого ученика. Просматривая фильмы о Великой Отечественной войне ребята с большим интересом воспринимают информацию и отвечают на поставленные вопросы учителя.

Очень полезно использовать на уроках в процессе объяснения и закрепления нового материала презентации. Презентация составляется в той форме, которая кажется учителю наиболее эффективной, есть возможность составить ее дифференцированно для каждого класса с учетом его особенностей. Их можно накапливать,постепенно дорабатывать и в итоге собрать банк по всем основным темам. В старших классах дети с удовольствием сами участвуют в этом процессе,составляя презентации по пройденным темам,демонстрируя их классу. Многие учителя,научившись создавать электронные презентации,начинают их применять достаточно часто.Наблюдается следующий факт: презентации,перегруженные наглядно-иллюстративным материалом, снижают эффективность его усвоения.Таким образом, мы видим, что наряду с многочисленными преимуществами использование информационных технологий в процессе обучения может иметь противоречия и своего рода недостатки, если не учитывать их особенности и требования к использованию. Однако не следует забывать и о значении для учащегося общения с учителем Учитель всегда должен помнить о том, что центром внимания на уроке является не сама презентация, как бы красиво она не была выполнена и показана, а формы и методы обучения предмету с использованием той самой презентации.

В моём распоряжении имеются презентации,заимствованные у коллег и собственные.

Мною составлены презентации по следующим темам:

История России:

  1. Основные направления внутренней и внешней политики Ивана IV.
  2. Реформы Петра I.
  3. Реформы Александра II.
  4. Экономические реформы 1985-1991 годов.

Данные презентации используются при изучении и закреплении нового материала.

Обществознание:

  1. Глобальные проблемы современного человечества (используется при изучении нового материала).
  2. Политическая сфера жизни общества (используется на повторительно-обобщающем уроке по данной теме).
  3. Экономическая сфера жизни общества (используется на повторительно- обобщающем уроке по данной теме).
  4. Социальная сфера жизни общества (используется на повторительно-обобщающем уроке по данной теме).
  5. Духовная сфера жизни общества (используется на повторительно-обобщающем уроке по данной теме).

Использование новых информационных технологий способно существенно углубить содержание материала, а применение нетрадиционных методик обучения может оказать заметное влияние на формирование практических умений и навыков учащихся в освоении исторического и обществоведческого материала, более глубокую заинтересованность предметами.

В заключение хотелось бы сказать, что современный педагог просто обязан уметь работать с современными средствами обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав - право на качественное образование. Сегодня учитель, действующий в рамках традиционной технологии - "мел и доска",существенно уступает своим коллегам, ведущим занятия с использованием информационных технологий.

Поделиться


ИКТ на уроках истории и обществознания

Специфика критериев предмета и методов гуманитарных дисциплин обусловливает разницу в применении ИКТ на уроках истории и обществознания. Естественные науки предполагают точное формульное определение закономерностей, описывающих рассматриваемые природные явления, а также формульную запись новых гипотез и теорий. Предмет и методы гуманитарных дисциплин не предполагают формульного выражения той или иной закономерности. «Формулы» закономерностей гуманитарных наук претерпевают постоянные изменения, а могут и вообще структурно отличаться друг от друга, в зависимости от применяемого метода. Отношение к ценностям, антропоцентризм, идеологическая нейтральность и нагруженность, субеъект-объектные отношения, устойчивость и подвижность объекта, методология – все эти факторы предопределяют вышеупомянутую разницу в применении компьютерных технологий в преподавании обществоведческих дисциплин.

Влияние ИКТ на личность обучаемого

Применяемые в образовании ИКТ не могут не сказываться на психологическом состоянии, мировоззрении и поведении учащихся. Мировосприятие человека зависит не только от его способностей, но и, конечно, от тех средств, которые он использует в познавательной деятельности. Компьютер – средство, расширяющее возможности человека при изучении окружающей действительности, что и делает его на первый взгляд столь незаменимым средством в образовательном процессе.

Но, расширяя наши возможности, компьютер преподносит и целый ряд проблем.

«Во-первых, те новообразования, которые возникают под влиянием ИКТ, переносятся в условия традиционного общения. Исследования психологов показали, что значительно усиливаются требования к точности формулировок, логичности и последовательности изложения, повышается значение рефлексии, однако при этом же снижается роль эмоциональных средств общения».

Важно заметить, на мой взгляд, что машина нарушает структуру традиционных субъект-объектных отношений, становясь медиатором, который может не только способствовать продуктивной работе, но и отвлекать как учителя, так и ученика непосредственно от темы разговора. В результате того, что компьютер является своего рода «тормозом» выброса эмоций, нивелируется куда более важная составляющая диалога – эмоциональный окрас. А эмоции учителя, как мне представляется, могут способствовать концентрации внимания или мотивации ученика куда в большей степени, нежели субъективно-пассивная визуализация.

«Во-вторых, особенности традиционной деятельности становятся присущи и компьютеризованной. Особенно это заметно по современным образовательным ресурсам, где наблюдается присутствие автора, визуализация и воссоздание реальных образов изучаемых объектов, процессов – и это далеко неполный перечень приведенных примеров. Наблюдаются элементы “очеловечивания” программ и отчасти самих компьютеров.

Подобные противоположно направленные воздействия и формируют сложную и противоречивую структуру различных видов деятельности (в том числе и учебно-познавательный), основанной на применении информационно-коммуникационных технологий». «Очеловечивание» программ уже приводит к появлению соавтора урока – голос за кадром фото- или видеоряда. Как бы мы того не хотели и не старались отрицать, но отчасти это – протезирование учителя с перспективой подмены или замены. Нельзя допустить того, чтобы ИКТ из средства мотивации и подстраховки переходило в средство «подмены-протезирования-замены».

Внедрение сети Интернет в образовательный процесс «повышает активность обучающихся, способствует росту их самостоятельности и индивидуализации подхода к обучению, раскрепощает в общении, способствует преодолению стереотипов авторитарного стиля взаимодействия педагога и ученика». Все это стимулирует развитие личности обучающегося, самостоятельности его суждений, инициативности, мобильности, умения отстаивать свою точку зрения. Но есть и обратный эффект, который лишает образование реальной социализации, протезируя её социализацией виртуальной. «Психологические последствия этого явления – социальная изоляция (частичный или полный отказ от общения с другими людьми, замкнутость в общении, замена реальных друзей виртуальными, ослабление эмоциональных реакций, существенное сужение сферы интересов, озлобленность)» . Даже самый авторитарный стиль преподавания не приводит к изоляции ученика. Интернет-зависимость и атмосфера виртуальной реальности дают ученику ощущение свободы, независимости и безнаказанности. Налицо смена приоритетов народного образования или просто расширение возможностей системы? Что лучше: авторитаризм традиционной школы, ведущий к реальной адаптации и социализации или свобода и независимость и путь к изоляции и замкнутости?

Интернет, социальные сети, форумы – яркий пример безконтрольного распространения информации и крайне редко – знания. Знание требует контроля, информация – только канала распространения. Сложно представить себе образование без контроля на любом этапе этого процесса. Интернет-технологии есть прямая противоположность «авторитарному стилю взаимодействия педагога и ученика».

Стимулирует ли метод «копировать-вставить» аналитическое мышление у учащихся? Эта проблема схожа с извечным вопросом о возможности использования калькулятора на уроках математики. С одной стороны процессор позволяет заменить устный счёт и перейти к анализу данных. Но, теряя навык устного счёта, мы получаем резкий спад мыслительной деятельности.

«Наибольшая опасность здесь кроется в том, что современные ИКТ часто обеспечивают легкость получения разнообразной информации. Поэтому задача педагога состоит в том, чтобы направить усилия обучающихся на самостоятельную выработку новых знаний, представляющих собой результат познавательного процесса».

Влияние ИКТ на методику преподавания истории и обществознания

За свой небольшой по меркам современной педагогической практики опыт я столкнулся с двумя принципиальными позициями в отношении применения ИКТ на уроках истории (или обществознания):

1. Традиционный подход, который довольно ярко может быть выражен такими словами: «Осталось на наших уроках ещё комиксы показывать и по ним изучать историю страны».

2. Современный подход, либеральный, сторонники которого видят в ИКТ незаменимого помощника и стимулирующий к работе ресурс, как для педагога, так и для учащихся.

На уроках истории и обществознания резко ограничивается весь тот спектр возможностей ИКТ, которые могут быть применены на уроках естественных наук. Мы не ставим экспериментов, не проводим опытов и не делаем лабораторных работ. Возможности виртуальных лабораторий исключаются сразу же. Применение ИКТ на уроках истории и обществознания в подавляющем большинстве случаев – это самостоятельно подготовленные презентации в MS PowerPoint, либо урок с использованием материалов электронных энциклопедий, виртуальных уроков и т.п., которые по своей сути – усложнённая форма тех же презентаций.

Я говорю о презентации, как о самой популярной форме подачи материала с применением ИКТ. Извечное геополитическое противостояние и тут не обошло проблему стороной. «Проецированное изображение — такая же часть американской культуры, как и комикс. У нас проецированным изображением — диафильмом — развлекали детей младшего школьного возраста. Начиная со школы и до конца жизни люди обходились устным рассказом, иногда прибегая к мелу на доске». Устный рассказ в советской и российской системах образования – это традиция. Непосредственное, контактное общение, решение любой проблемы этим путём – в крови нации. Для цивилизации Запада шумный сосед – проблема, которую будет решать полицейский-медиатор (а в будущем, видимо, робот), в России участковый – гость редкий. Так и в школе: учитель – источник, лидер, авторитет, который «знает всё». Разве такому нужен проектор или другие средства для «посредственной» подачи материала?

«Американцам органически свойственно думать глазами. Газеты печатают инфографику, новостные каналы показывают трехмерные сцены произошедшего в разрезе. Зрители умеют эту информацию воспринимать. Достаточно взять любую деловую книгу — американский автор обязательно нарисует какую-нибудь табуретку, три ножки которой будут обозначать три основополагающих принципа, на которых покоится сидушка явления.

Иллюстрированный аргумент воспринимается нами как украшение. У нас не умеют его ни воспринимать, ни создавать. Русская традиция во многом основана на европейской, где никогда не считалось стыдным показаться на публике с рассказом без нарисованных тезисов». Переоценить значение устной традиции в культуре русского народа невозможно.

Таблоиды, усыпанные иллюстрациями передовицы газет явление для России абсолютно новое, пришедшее с девяностыми. Вспомним передовицы «Правды», «Труда» или «Комсомольца» – сплошь текст, картинка – дополнение или иллюстрация, она почти неинформативна. Это типичная советская закалка, которая не вступила в постиндустриальную эпоху вместе с Западом, идя по своему пути. Этим также можно объяснить и то, что русскому бухгалтеру, чиновнику крайне трудно оторваться от бумаги. Задача создать «электронное правительство», поставленная президентом, архисложна для страны, в которой не представляют себе бухгалтерию без бумаги.

Сохранение и передача хороших традиций советского школы для учителей истории первостепенна.

«Слайды в «Пауэр пойнте» практически всегда содержат примитивные аргументы — три строчки текста или одну круговую диаграммку, потому что более плотная подача информации невозможна. Нельзя же читать страницу текста с телевизора — так же и с презентациями.

Презентации всегда готовятся исходя из следующей картины мира: представитель племени А должен встретиться в лесу с представителями племени Б (от которых ему что-то нужно) и показать им связку зубов. Результат практически всегда известен: если в комнате одни презентацию показывали, а другие — смотрели, то все эти люди не принимают решений. Решение будет принято позже на встрече старейшин племен А и Б» .

Читая меткие высказывания А. Лебедева в отношении презентаций, где он рассматривает среду «Пауэр Поинта» как логичное цифровое продолжение слайд-проектора, невольно напрашивается сравнение презентации с мультфильмом (набором кадров). Мультфильм (комикс) в школе, на уроке истории, для учителя-традиционалиста сравнимо с полной противоположностью продуктивной работе. Процесс «подачи» слайдов не может не прерывать речь учителя, не создавать пауз в момент раскрытия всего многообразия причинно-следственных связей.

Визуализация. На первый взгляд безопасный и «естественный» процесс таит в себе, на мой взгляд, не меньшую угрозу. Выводы знаменитого канадского социолога, философа, исследователя коммуникационной сферы М. Маклюэна являют перед нами такую картину: в ХХ веке общество (в течение каких-то ста лет) сумело трансформироваться самым кардинальным образом. Человек, получавший в течение долгих веков информацию посредством письменного языка и основного его носителя – бумаги, позволяет нам говорить о «становлении человека печатающего». Книга, газета, журнал, листовка и т.п. – текст, в прямую зависимость от которого был поставлен человек, безусловно, требует напряжения – складывать буквы в слоги, слова и предложения, осмыслять прочитанное, запоминать, передавать… Важно, что бумага, как носитель именно текстовой информации, требовала от человека самостоятельно визуализировать, представлять, рисовать образы в своём сознании, давая ту самую почву для разных точек зрения, споров и т.п. Радио отдалённо чем-то напоминало книгу. Человек, слушая информацию, нуждался в визуализации, а, следовательно, либо сам представлял то, что слышал (понимал), либо отправлялся на улицу – слушать «воочию» (см. знаменитую фотографию «Москвичи слушают сообщение о начале войны с Германией»). Здесь проявляется стремление увидеть информационный поток. Чем больше чувств задействовано в процессе получения информации – тем лучше. Решающее значение имеет зрение. Вот здесь и приходит эра диктатуры, эра индивидуализации, эра «строительства Берлинской стены в каждой квартире» по Маклюэну. Телевидение, казалось, замкнуло круг – задействованы два (на тот момент) определяющих чувства – слух (первая половина ХХ века) и зрение (вторая половина ХХ века). Соединившись воедино, мы получаем «информационный тоталитаризм». Телевизор – это диктатор. Он не даёт право высказаться. Высказаться, просматривая телевизор дома, можно в лучшем случае в рамках своей семьи. Визуализация, проникающая извне, несёт в себе диктат по отношению к приёмнику информации. Принимающая сторона лишена права «рисовать свою картину». Частично такой же процесс мы видим и на примере презентации: показали «как оно было», следовательно, у большей части аудитории ограничили возможность самостоятельно визуализировать (воображать). Этот путь, как видно, серьёзно подрывает возможность научить ученика самостоятельно анализировать то, что уже «увидено» до него, а ему показано как данность. В этом, по моему мнению, кроется опасность визуализации при попытках развить у ребёнка умение самостоятельно анализировать, синтезировать и делать свои выводы.

С другой стороны, очевидно, что эра телевидения продолжается и детей, воспитанных на литературе, книгах и статьях с каждым годом не прибавляется. Телевизор – основной источник «достоверной информации». Интернет пока не стал первоочередным информатором школьника. Он скорее игрушка. Поколения детей, воспитанных на «диктатуре экрана», сидят за партами и ждут от учителей хотя бы отдалённого сходства с просмотром телевизора. Лишь стоит произнести: «Посмотрим видео или презентацию», – моментальное облегчение за партами. Это закон в субъект-объектных отношениях на уроке, где помимо субъекта и объекта появляется медиатор. Как только мы предлагаем посмотреть то, что кто-то уже увидел и нарисовал за них и до них, мы моментально облегчаем их труд на уроке. Мне видятся три пути решения проблемы:

1. Постоянное напряжение с минимальным применением технологий

2. Поиск новых методик подачи материала с максимальным использованием технологий

3. Умелое сочетание двух вышеперечисленных путей

Каждый учитель делает выбор самостоятельно. Многое, на мой взгляд, зависит, конечно, и от той линии, которую проводит Министерство образования. В зависимости от задачи, которую ставит министерство, мы выбираем путь. И вот здесь удобный третий путь оказывается не всегда эффективным. Тестирование – форма роботизации, фиксации и воспроизведения усвоенного, чаще заученного. Аналитическая часть минимальна. Здесь «диктат экрана» может оказаться куда более выгодным. Доказательством того может служить пример сдачи теоретического экзамена в ГИБДД. Пусть это и более упрощённая форма теста, нежели ЕГЭ, но схема схожа. Нередки случаи, когда большинство сдавших тест «без ошибок» через неделю не помнят узловых моментов ПДД, не могут применить теорию правил на практике. Во всех аннотациях и рекомендациях при подготовке и во время сдачи теоретического экзамена в ГИБДД постоянно можно встретить слова «Настоятельно рекомендуем не заучивать картинки и ответы к ним, а понять суть правила, его теоретическую сторону» и т.д. На мой взгляд, то же самое можно писать и в рекомендациях при сдаче ЕГЭ. С баллами по истории и обществознанию куда выше среднего, новоявленный студент сдаёт первый экзамен по истории России или социологии в ВУЗе, а преподаватель в растерянности докладывает на совете факультета, что подавляющее большинство студентов «не умеют говорить». В связи с этим я связываю дальнейшие перспективы развития ЕГЭ, как экзаменационной формы, только в прямой зависимости от технико-технологической части подготовки к экзамену, а, следовательно, в этой перспективе, учитель становится придатком техники и технологий, переворачивая всю систему образования с ног на голову.

С другой стороны, необходимо поговорить и о плюсах либерального подхода и привлечения технологий в устные предметы.

На примере своего урока по теме нацистского и фашистского режимов я бы хотел показать положительные стороны технологий.

Экран может быть отличным проводником и «входом» в тему урока. Он концентрирует внимание на символе (картинке), формирует образ, помогая учителю донести суть проблемы. На примере моего урока – это первый слайд. Слова нацизм и фашизм сегодня вызывают в первую очередь если не чувство страха, то, как минимум – опасения. Символ свастики, не раз виденный учениками и до урока, моментально концентрирует, сосредотачивает и настраивает на определённый рабочий лад. Особенно заметно это влияние на учеников с нарушением эмоционально – волевой сферы. Визуализация позволяет на довольно продолжительный срок поддерживать максимальную концентрацию учащихся, не прилагая к этому дополнительных усилий. Конечно, очень важная задача – грамотно подобрать символ (символы), которые бы как можно шире охватывали суть урока. Здесь следует избегать эклектичности. Минимальный набор образов неразрывно и непосредственно связанный с темой (проблемой). Посредственные, абстрактные образы не смогут направить мысли детей в нужное для работы русло.

Особое внимание из презентации своего урока я бы хотел обратить на итоговую таблицу, дающую сравнительную характеристику идеологий по отношению к разным факторам. Таблица в системе «Пауэр Поинт» позволяет, не отрывая внимания учеников от экрана, пошагово заполнять таблицу, привлекая к работе учеников. Здесь есть ряд скорее технических преимуществ: не нужно использовать мел, таблица заполняется быстрее, следовательно, экономится время, которое можно потратить на анализ материала.

Несомненным плюсом является и возможность применения фото и видеоматериалов на уроках истории. Видео даёт несравненное преимущество с устной подачей материала, т.к. предоставляет возможность пусть и посредственного, но максимального приближения к эпохе, о которой идёт повествование. Большой недостаток – довольно узкие, по меркам истории, рамки – ХХ – начало XXI века, когда вообще можно говорить о документальном видео (я не беру в расчёт 3D анимацию и обучающие фильмы, созданные с применением этой технологии). На примере своего урока аудио- и видеоматериалы – это яркие речи А. Гитлера, военные марши и парады, отрывки из лент Лени Рифеншталь, массовые фестивали, шествия и прочее.

Перспективы дальнейшей интеграции ИКТ в преподавании гуманитарных дисциплин

Заглядывая за горизонт, представляешь, как могут технологии будущего, не самого далёкого, как мне кажется, видоизменить уроки истории.

Наибольшую популярность в мире сегодня уже завоевали сенсорные технологии. Возможность управления прикосновением к экрану, создаёт у человека ощущение моментального и самое главное – непосредственного управления процессами. Touchscreen technology (технология тачскрин) – уже выполняет поставленную перед ней задачу – отвоевать рынок у кнопок. Анализ взаимодействия человека и машины позволяет выделить следующие приоритетные задачи, стоящие перед разработчиками современных устройств:

1. сокращение времени выполнения команды машиной, полученной от пользователя.

2. разработка технологий, позволяющих исключить из процесса сначала вспомогательные средства управления – мыши, клавиатуры и т.п., а затем и само устройство.

3. мобильность и портативность устройств; конечной целью этой задачи является минимизация вплоть до возможности внедрения его в мозг.

С 2009 года в сфере технологий произошёл ещё один взрыв – 3D технологии нового поколения. Теперь видео можно не только смотреть, в нём можно присутствовать. Пока посредством очков, но не за горами и дальнейшее развитие.

Синтез технологий тачскрин и 3D открывает новое измерение, в котором ученик уже будет непосредственным участником тех или иных событий Столетней или Второй мировой войны, Февраля или Октября 1917 года, правдоподобно смоделированных программистами. Это будет куда более крупный успех технологий, который, несомненно, вызовет всплеск хвалебных отзывов от учителей. Даже сегодня не так просто встретить достойную, обоснованную критику наших сравнительно примитивных технологий, которые мы используем на уроках. Что уж говорить о реакции на вышеописанные мною уроки через пару десятков лет.

Технологии и темпы их развития почти не оставляют шансов сторонниками консервативной позиции. Скорости развития компьютерных технологий и методических изысканий, основанных на старой школе субъект-объектного общения не идут ни в какое сравнение. Неизбежно слияние этих путей. Подобно тому, как сегодня почти любое дело, требующее передачи, хранения и преобразования информации не обходится без компьютера, так и в будущем ни один методист, разрабатывающий новые подходы, уже не будет представлять себе урок без компьютера. Законы техники просты и коварны – усложнение внутренних, скрытых от пользователя систем и максимальное и константное упрощение интерфейса – превращают нас в приложение к аппарату. Всё сильнее стирается граница разницы между пользователем и машиной. Машина, поглощая пользователя, уже поставила его в прямую зависимость. Следующая задача компьютерной технологии – убрать пользователя. Пользователь теперь сам того не понимая станет приложением, частью программного обеспечения, деятельность которого в какой бы то ни было сфере будет зависеть исключительно от работоспособности устройства.

Немаловажным будет заметить, что развитие компьютерных технологии проходит в чёткоочерченном направлении: минимальная часть населения использует их в научных целях. Для большинства компьютер скорее похож на средство вспомогательное, чаще расслабляющее. Это определяется тем, что дети с детства воспринимают компьютер как игрушку, фабрику игрушек. Машина не заставляет человека играть, она предлагает – поработать или поиграть. Выбор ребёнка очевиден. В состоянии ли учитель изменить настоль фундаментальную установку?

Резюмируя всё вышесказанное, хочу обратить ваше внимание на то, что перед учителем в очередной раз будет стоять проблема выбора. За учителем останется решение – принятие и применение технического прогресса на уроке или отстаивание позиций старой школы. Я не могу говорить за учителей естественных наук, их доводы могут быть прямо противоположными. Но гуманитарная сфера получает от вмешательства технологий не только дивиденды. Во многом от тех задач, которые будут стоять перед преподаванием гуманитарных дисциплин, будет зависеть выбор тех, кто будет доносить знания до учащихся.

В заключении я ещё раз хотел бы вернуться к сопоставлению традиционной и современной школ. Убеждён, что именно благодаря устному рассказу учителя становились и по сей день являются референтной группой. Здесь кроются две важные проблемы: а) при существующих тенденциях активного внедрения ИКТ в образовании с перспективой снижения роли учителя, способна ли машина стать референтом, и б) возможно ли в обозримом будущем изменить отношение детей, начиная с самого детства, к машине? Эти вопросы отнюдь не далёкой перспективы, т.к. технологии создания интеллектуальных машин, искусственного интеллекта – логичное продолжение технико-технологической эволюции.

Когда в планах развития той или иной школе значится «применение ИКТ в образовательной области, где они становятся интегративным стержнем, вокруг которого строится вся система обучения» , можно ли это считать допустимым?

Почти ни разу мною не упомянутое обществознание – яркий пример крайне затруднительной интеграции ИКТ в этот предмет. Визуализация здесь сведена к минимуму – диаграмма, схема, таблица. Рынок крайне скудно насыщен «электронными уроками» по обществознанию, а те продукты, что представлены, не выдерживают критики. Теоретический уровень в данной дисциплине столь высок, что практически не позволяет применять эффект визуализации, которая является на сей день отправным пунктом для внедрения ИКТ на уроках истории и обществознания.

Учителя истории и обществознания, на мой взгляд, как никто другой, должны крайне настороженно относиться к возможностям ИКТ на уроке. Оптимальным представляется путь ограничения применения ИКТ, который позволит нам сохранить основы традиционной школы. Визуализация должна быть строго ограничена рамками, которые должны быть нами установлены.

МЫЛЬНИКОВА Наталья Николаевна,

учитель истории и обществознания

МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №1"

Елабужского муниципального района РТ

На современном этапе развития школьного образования проблема активности познавательной деятельности учащихся приобретает огромное значение в связи с высокими темпами развития и совершенствования науки и техники, потребностью общества в людях образованных, способных быстро ориентироваться в обстановке, мыслить самостоятельно.

Выполнение такого рода задач становится возможным только в условиях активного обучения, стимулирующего мыслительную деятельность учащихся.

Наибольшую активизацию учащихся вызывает деятельность, в которой учащиеся сами принимают непосредственное участие: дискуссии, инсценирование ситуаций и их анализ, исследования, проведение социологических опросов, изготовление макетов и т.д.

На первый план в педагогической деятельности современных педагогов выходят творческие методы обучения.

В своей работе в 5-6 классах я использую метод моделирования обществоведческих ситуаций. Например, при изучении темы «Экономика» на уроках обществознания в 6 классе, учащиеся создают модель производства и реализации товаров. В ходе моделирования данной ситуации, учащиеся знакомятся с понятиями «товар, услуга, производитель, потребитель, факторы производства и т.д». Для этого среди учащихся распределяются роли: предприниматели-производители, потребители-эксперты, рабочие. Учитель играет роль посредника. К нему учащиеся обращаются за сырьем, технологией производства, транспортировкой и т.д. Предприниматель должен наладить производство товара. Купить или создать свою технологию производства, нанять рабочих, закупить сырье, организовать рабочее место-цех, сбыть готовый товар и т.д. Потребители, выступая одновременно экспертами, должны оценить работу производителя. Анализируя созданную модель ситуации, учащиеся делают самостоятельный вывод о процессе создания экономических благ, об основных факторах производства.

В современной методике вновь заговорили о методах создания проектов. Используя метод проектов, педагоги формируют ключевые компетенции учащихся: умение планировать, работать с информацией, оценивать результат, т.е. то, что им необходимо во взрослой повседневной жизни.

Например, на уроках обществознания в 6 классе при изучении темы «Познай самого себя» учащиеся, исследуя тему, делают выводы о необходимости активной деятельности в различных областях, но для этого должны:

1. Собрать необходимую информацию о достижениях, сделанных подростками-сверстниками в разных областях.

2. Собрать информацию о достижениях членов группы, в которую входят они.

3. Определить в какой форме учащиеся будут представлять свою работу.

4. Оформить результаты своей работы и творчески представить ее.

Одним из примеров повышения активности на уроках истории является создание моделей, макетов. Как пример, создание макета дома-музея Н.А.Дуровой. Макет выполнили ученицы 5 класса Калимуллина А. и Камалетдинова Э. Они лично выезжали к дому, изучали особенности строения, пытаясь создать как можно более точную копию здания.

С внедрением компьютерных технологий стало модным использование их на уроках. Это позволяет более точно донести до учащихся особенности исторических событий, привлечь их внимание. К сожалению, оснащение нашей школы не позволяет часто использовать технические средства, т. к. в классе нет ни проектора, ни интерактивной доски. Если выдается такая возможность, использую презентации, которые составляю сама, отрывки из документальных и художественных фильмов.При получении опережающего задания учащиеся также готовят презентации.

На основе своего опыта я еще раз убедилась, что технологии самостоятельного обучения ведут прежде всего к повышению активности учащихся в процессе получения знаний. Успех обучения определяется отношением учащихся к учению, их стремлением к познанию, осознанным и самостоятельным приобретением знаний, умений и навыков, их активностью


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках географии и во внеклассной работе с неслышащими детьми.

На современном этапе развития образования, основной принцип педагогической деятельности должен заключаться в том, чтобы научить ребенка учиться. Чтобы он не привыкал получать знания в готовом виде, а ...

Использование информационно-коммуникативных технологий на уроке.

Выбор образовательных технологий для достижения целей и решения задач, поставленных в рамках предмета "Иностранный язык" обусловлен потребностью сформировать у учащихся комплекс общекультурных компете...

Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках биологии.Урок по теме "Класс Хрящевые рыбы. Отряды: Акулы, Скаты, Химерообразные"

Цели урока:1. Сформировать у обучающихся знания об особенностях строения, многообразии, среде обитания, значения в природе и жизни человека хрящевых рыб, как  самостоятельной группы хордовы...

статья Компетентностный подход на основе информационно-коммуникативных технологий на уроках обществознания

Статья посвящена использованию компетентностного подхода на основе информационно-коммуникативных  технологий на уроках обществознания. Тема является актуальной в связи с переходом к Федеральным г...

Использование информационно – коммуникативных технологий на уроках биологии.

Одним из способов повышения интереса к дисциплинам естественнонаучного цикла, углубления знаний учеников по этим предметам является использование современных информационных технологий, в частности ком...

Методическая разработка. Методические рекомендации «Использование информационно-коммуникативных технологий на уроке истории как инновационного метода работы с учебным историческим материалом на примере уроков в 7 классе при изучении учебной темы «Внутре

  Содержание методической разработки представляется мне особенно актуальным  в связи с переходом основной школы на концентрическую структуру изучения предмета «История», так как конце...

Доклад «Использование информационно - коммуникативных технологий на уроках обществознания»

Доклад «Использование информационно - коммуникативных технологий на уроках обществознания»....