Применение информационно-коммуникативных технологий на уроках истории, обществознания
статья по истории по теме

Горина Наталья Константиновна

Активное и эффективное внедрение информационно-коммуникативных технологий в образовательный процесс является важным фактором создания системы образования, отвечающей требованиям информационного общества и процессу реформирования традиционной системы образования в свете требований современного общества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ikt.doc150 КБ

Предварительный просмотр:

.

СИПКРО

ИТОГОВАЯ РАБОТА

по курсам повышения квалификации ИОЧ

по программе инвариантного блока:

«Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»

Практико-ориентированный проект на тему:

Применение информационно-коммуникативных технологий на уроках истории и обществознания

Выполнил

учитель истории и обществознания

высшей категории

Горина Наталья Константиновна

ГБОУ ООШ с. Старый Буян

муниципального района Красноярский

САМАРА

2013 год

Пояснительная записка

             В современном обществе, когда информация становится высшей ценностью, а информационная культура человека - определяющим фактором их профессиональной деятельности, изменяются и требования к системе образования, происходит существенное повышение статуса образования. Каждому человеку необходимо постоянно повышать уровень своего образования для обеспечения успешности. Повышение эффективности, адаптивности и содержательности учебного процесса достигается путем комплексного использования различных программных и технических средств, а также применения приемов и методов активного обучения. Сейчас успех учащихся напрямую зависит от качества работы учителя, от того, насколько он способен уловить дух и потребности времени.     Несомненно, применение компьютерных технологий напрямую отвечает требованиям модернизации образования. Век компьютерных технологий набирает обороты и уже, пожалуй, нет ни одной области человеческой деятельности, где она не нашла бы свое применение. Педагогические технологии не остались в стороне от всеобщего процесса компьютеризации. Электронные учебники,  виртуальные экскурсии, программы-репетиторы, справочники, энциклопедии, уроки в электронном виде и методические разработки к ним.  Сейчас существует довольно широкий интерактивный мир возможностей для успешного учебного процесса. 

Проблема. Актуальность проекта: 

             Внедрение информационно-коммуникативных технологий в образование существенным образом ускоряет передачу знаний и накопленного технологического и социального опыта человечества не только от поколения к поколению, но и от одного человека другому. Современные информационно-коммуникативные технологии, повышая качество обучения и образования, позволяют человеку успешнее и быстрее адаптироваться к окружающей среде и происходящим социальным изменениям. Это дает каждому человеку возможность получать необходимые знания, как сегодня, так и в будущем постиндустриальном обществе. Активное и эффективное внедрение этих технологий в образование является важным фактором создания системы образования, отвечающей требованиям информационного общества и процессу

реформирования традиционной системы образования в свете требований современного общества.

Цель проекта: повышение познавательной активности учащихся средствами информационно-коммуникативных технологий.

Задачи проекта: 

  1. изучить методику использования  информационно-коммуникационных технологий в системе современного российского образования;
  2. выявить возможности  использования  информационно-коммуникационных технологий в целях активизации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания;
  3. экспериментально проверить эффективность методики использования информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения истории и обществознания как средства повышения мотивации в учебно-познавательной деятельности;
  4. провести анализ, систематизацию и обобщение результатов, полученных в  ходе реализации проекта.

Ожидаемый результат: 

             Введение информационных технологий при изучении истории и обществознания позволит:

  1. расширить образовательный и воспитательный потенциал изучения истории и обществознания;
  2. сделать историческую информацию более открытой и привлекательной для широкого сообщества;
  3. вовлечь каждого учащегося в активный познавательный процесс, причем не пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности, применение приобретенных знаний на практике и четкого осознания, где, каким образом и для каких целей эти знания могут быть применены;
  4. повысить профессионализм педагога, стимулировать желание совершенствовать работу;
  5. создать сайт на портале «Социальная сеть работников
    образования» -  nsportal.ru.

Этапы работы:

Первый этап (2010 – 2011 учебный год) – теоретическое осмысление проблемы, определение наиболее значимых теоретических положений, уточнение и наполнение содержанием, разработка и определение задач исследования.

Второй этап (2011 – 2012, 2012 – 2013 учебные года) –  практическая организация работы по анализу мотивации к обучению учащихся. Реализация методики развития мотивации к обучению учащихся истории и обществознания через использование ИКТ.

Третий этап (2013 – 2014 учебный год) – уточнение и обобщение результатов опытно-экспериментальной работы. Интеграция в процесс использования информационно-коммуникативных технологий кейс-технологий.

             На первом этапе работы над проектом (январь  2011 года) в школе было проведено исследование, направленное на изучение уровней познавательной активности учащихся, в котором участвовали 13 учащихся 7 – 9 классов (13 – 15 лет).

             При проведении исследования был использован диагностический метод мотивации учения и эмоционального отношения к учению, основанный на опроснике Ч. Д. Спилберга (модификация А. Д. Андреевой 1987г.).

             Анализ полученных данных позволил разделить учащихся на 5 групп, каждая из которых соответствовала определенному уровню.

1 уровень – продуктивная мотивация с выраженным преобладанием познавательной мотивацией учения и положительным эмоциональным отношением к нему.

2 уровень – продуктивная мотивация, позитивное отношение к учению.

3 уровень – средний уровень с несколько сниженной познавательной мотивацией.

4 уровень – сниженная мотивация, переживание «школьной скуки», отрицательное эмоциональное отношение к учению.

5 уровень – резко отрицательное отношение к учению.

             Мы решили обратиться к качественному показателю, в котором одним из нормативных значений была познавательная активность.

             Путем сравнительного анализа было получено следующее.

Уровень мотивации учения

Высокая познавательная активность

Средняя познавательная активность

Низкая познавательная активность

1 уровень 8 %

8%

2 уровень 23 %

8%

15%

3 уровень 38 %

15%

15%

8%

4 уровень 23 %

15%

8 %

5 уровень 8 %

8%

             Таким образом, мы получили следующий показатель познавательной активности по исследуемой группе учащихся:

  1. высокая познавательная активность у 23 %;
  2. средняя познавательная активность у 53 %;
  3. низкая познавательная активность у 24 %.

            Результаты мониторинга показали, что познавательная активность у школьников развита недостаточно.

             Таким образом, возникли противоречия между требованиями ФГОС к результатам освоения основной общеобразовательной программы и уровнем познавательной активности учащихся.

             Причины данного противоречия, на мой взгляд, - это недостаточность наглядного материала, отсутствие современного оборудования в достаточном объеме, сложность самого предмета. Возникшее противоречие связано и с бурно и непрерывно растущим объемом человеческих знаний. В условиях, когда каждые несколько лет объем информации удваивается, классический учебник и преподаватель неизбежно становятся поставщиками устаревших знаний.  Но также я отметила и то, что число детей, умеющих пользоваться компьютером, стремительно растет, и эта тенденция будет ускоряться независимо от парадигмы школьного образования.  В связи с этим у  каждого учителя были и есть проблемы в плане преподавательской деятельности, и каждый их решает, изыскивая новые возможности и методы обучения.

             Я обратилась к педагогической науке и изучила многочисленную современную литературу, в которой освещается проблема активизации познавательной деятельности.

             Т. И. Шамова в книге «Активизация учения школьников» пишет, что эффективность обучения находится в прямой зависимости от уровня активности ученика в познавательной деятельности, степени его самостоятельности в этом процессе. Активность школьников в учении обеспечивает развитие их творческих возможностей, новых познавательных потребностей, навыков познавательной деятельности.

             Включение школьников в учебно-познавательную деятельность по достижению целей обучения обеспечивается с помощью средств активизации, в качестве которых выступают содержание образования, методы и формы обучения.

             Система средств активизации учения школьников будет обеспечивать организацию учения как мотивированного, целенаправленного, самоуправляемого процесса, если она будет отвечать следующим требованиям:

  1. возбуждать и развивать внутренние мотивы учения школьников на всех его этапах;
  1. стимулировать механизм ориентировки учащихся, обеспечивающей целеполагание и планирование предстоящей деятельности;
  2. обеспечивать формирование учебных и интеллектуальных умений школьников по переработке учебной информации;
  3. стимулировать их физические и нравственно-волевые силы по достижению учебно-познавательных целей;
  4. обеспечивать самооценку учебно-познавательной деятельности в ходе процесса учения на основе самоконтроля и самокоррекции.

             Конкретные средства активизации учения школьников отбираются учителем в соответствии с указанными требованиями, и в этом плане предоставляется широкая возможность для варьирования, позволяющего учесть возрастные особенности и реальные учебные возможности учащихся данного класса.

           По моему мнению, информационно-коммуникативные технологии отвечают всем выше перечисленным требованиям.

             Работу по внедрению ИКТ в процесс преподавания сначала обществознания, а затем и истории я начала с 2009. На начальном этапе все выглядело довольно примитивно. В настоящее время намного больше возможностей.

             В 2011 году наша школа получила первый мобильный класс портативных компьютеров (7 ноутбуков и моноблок). В школе есть проектор и экран.  Это открыло возможность интенсивного использования компьютера в роли инструмента учебной деятельности практически на каждом уроке истории и обществознания.  У меня к тому времени скопилось большое количество материала и наработок: видеоролики, тексты заданий для учащихся, рисунки, краткие конспекты теории. Весь этот материал я сделала доступным для поддержки самостоятельной работы учащихся.

             Современную жизнь мы уже не представляем без ИКТ. И если цель нашей педагогической деятельности формирование личности, способной адаптироваться в современном мире, то без использования ИКТ в образовательном процессе нам не обойтись.

             Компьютер позволяет накапливать и сохранять дидактическую базу, решать проблему наглядности.

             Если раньше стояла проблема обеспечения учебного процесса историческими картами, то с использованием интерактивных ресурсов стало возможным карту, по мере необходимости, вывести на экран и использовать в учебном процессе. Собирая нужные документы (фотографии, статьи, рисунки) по конкретным темам в папки, я использую их для составления компьютерных сценариев уроков, для контроля знаний учащихся, выполненных в программе для создания презентаций Power Point. Презентации с помощью данной программы, при необходимости можно изменять и дополнять.

             Таким образом, информационно-коммуникационные технологии способны: стимулировать познавательный интерес к истории, придать учебной работе проблемный, творческий, исследовательский характер, во многом способствовать обновлению содержательной стороны предмета история, индивидуализировать процесс обучения и развивать самостоятельную деятельность школьников.

           Такое богатство возможностей информационно-коммуникативных технологий и компьютера в частности позволяет внимательнее отнестись к изучению его в роли нового дидактического средства.

          В процессе преподавания истории и обществознания я использую следующую модель применения ИКТ-ресурсов.  

             Во-первых, применение компьютерной презентации в качестве сопровождения рассказа учителя.

             Для человека,  живущего в рамках современной цивилизации характерно стремление к визуальному восприятию информации. Данное культурное явление приводит к тому, что в процессе информационной коммуникации зрительный знак преобладает над текстовым. Предметы история и обществознание не являются исключением. Применение в процессе обучения мультимедийных технологий, способствует частичному решению данной проблемы. Электронные учебные пособия, созданные на базе мультимедиа, оказывают сильное воздействуют на память и воображение,  облегчают процесс запоминания,  позволяют сделать урок более интересным и динамичным, «погрузить» ученика в обстановку какой-либо исторической эпохи, создать иллюзию соприсутствия, сопереживания, содействуют становлению объемных и ярких представлений о прошлом.

             Так же этот метод позволяет решить проблему наглядности приводимого материала, так как  многие кабинеты истории не имеют богатой коллекции карт, репродукций, обучающих схем и т.д.

              Во-вторых, использование технологий ИКТ  как средства контроля  знаний учащихся. В учебном процессе тестирование в той или иной форме используется давно. В традиционной форме тестирование это чрезвычайно трудоемкий процесс, который требует больших временных вложений. Использование компьютеров делает процесс тестирования настолько технологичным, что в ближайшем будущем он станет основным элементом контроля уровня знаний учащихся.

             Информационно-коммуникационные технологии расширяют возможности диагностики уровня усвоения исторической информации. Разнообразные тестовые системы и оболочки позволяют индивидуализировать процесс оценки знаний учащихся, развивать способность учащихся к самооценке.

             Тест, запущенный через локальную компьютерную сеть, поможет сэкономить время урока и исключить субъективность в оценке знаний учащихся.

             Мною ведется активная работа по отбору и разработке средств для осуществления тестирования учащихся с учетом того, что тестирование является важным элементом не только контроля знаний, но и обучения.

             В-третьих, использование ИКТ-технологий как средства развития навыков самостоятельного поиска и обработки исторических и обществоведческих учебных материалов.

             Приоритет исследовательских и проектных технологий в преподавании истории и обществознания предполагает использование широкой базы исторических источников, которая не всегда имеется в школьных библиотеках. Возможности ИКТ (электронных учебных пособий и глобальной сети Интернет) по хранению и передаче информации позволяют решить эти задачи: повысить информационную насыщенность урока, выйти за рамки школьных учебников, дополнить и углубить их содержание.

             Современный образовательный процесс предполагает развитие у обучаемых творческих способностей. Подобное требование диктует необходимость работы учащихся с информацией, самостоятельно формируемой ими в виде  творческой образовательной продукции. Решению данной задачи способствует развитие проектных технологий в изучении истории и обществознания. В данном случае ИКТ, изначально предназначенные для создания информационных продуктов различного рода (текстов, презентаций, web – страниц и т.п.)  и обладающие огромным творческим потенциалом, также могли бы стать эффективным инструментом в руках учащихся.

             Данным средством может быть мультимедийный диск, информация с которого установлена на рабочих местах в классе информатики, или использование ресурсов Internet. Роль учителя сводиться к объяснению задания и определению направления поиска информации. В данном случае ученики самостоятельно работают с компьютером. На мой взгляд, при такой форме обучения формируется самостоятельность учащихся в получении необходимых знаний.

             Интернет можно рассматривать как часть информационно - коммуникационной предметной среды, которая содержит богатейший информационный потенциал. Учитель истории может использовать образовательные ресурсы Интернета для поиска исторических источников, текстов монографий и курсов лекций, разнообразных методических материалов, газетных и журнальных статей, рефератов и др.  В Интернете можно найти сайты различных образовательных учреждений и органов управления образованием. Телекоммуникационные возможности Интернета можно использовать для организации дистанционного обучения и для организации общения с помощью форумов, чатов и видеоконференций. Образовательные ресурсы Интернета могут успешно использоваться учителем на уроках истории в режимах on-line.

             Электронные библиотеки представляют собой сложные информационные системы. Все чаще на сайтах этих библиотек размещаются отсканированные книжные тексты. Значительную информацию можно получить на сайте Государственной публичной исторической библиотеки http://www.shpl.ru.

             Огромный каталог информационных ресурсов по истории расположен на сайте Исторического факультета МГУ http://www.hist.msu.ru/.

             Это библиотека  электронных ресурсов http://www.hist.msu.ru/ER/index.html, содержащая электронные тексты исторических источников на русском языке, базу статистических данных по экономической истории России конца XIX – начала XX  вв., аннотации книг Исторического факультета МГУ. Кроме того, на этом сайте можно найти коллекцию ссылок на исторические ресурсы, возможно, самую большую в русскоязычной части Интернета.

             Профессионалы и любители создают в Интернете сайты посвященные отдельным историческим периодам и разделам исторической науки. Большую библиотеку античной литературы можно найти по адресу http://cyrill.newmail.ru/index2.html.

             В глобальной сети созданы уникальные ресурсы по истории древних цивилизаций:

  1. сайт по истории Древней Месопотамии http://members.tripod.com/~sesna/oldeast/;
  2. сайт о Древнеримской цивилизации http://rome.webzone.ru/;
  3. сайт о Древнеегипетской цивилизации http://www.kemet.ru/ 

             На этих сайтах можно найти не только учебные тексты, но и различные объекты мультимедиа (видео и звуковые файлы, фотографии, карты, схемы и др.), которые открывают огромные возможности по их использованию в педагогическом процессе.

             Другим важным образовательным ресурсом являются методические сайты:

  1. сайт издательства «1 сентября» http://www.1september.ru/ru/ -  и его раздел «история», который содержит электронную версию газеты «История» http://his.1september.ru/index.php;
  2. сайт «Я иду на урок истории» http://his.1september.ru/urok/ . На этих сайтах содержится большое количество сценариев уроков, олимпиад, исторических вечеров, разработок тестов и контрольных работ и др.

             Так же  при подготовке к урокам я  использую ресурсы следующих сайтов:

1.  Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru;

2.  Российский общеобразовательный портал http://www.school.edu.ru;

3. Портал информационной поддержки Единого государственного экзамена http://ege.edu.ru;

4. Федеральный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании» http://www.ict.edu.ru;

5. Российский портал открытого образования http://www.openet.edu.ru.

6. Единое окно доступа к образовательным ресурсам         http://window.edu.ru/

7. Образовательный портал РТ  http://www.edurt.ru/ege/

8. Единая коллекция ЦОР  http://school-collection.edu.ru/collection/

9. Методические рекомендации к урокам по истории Древнего мира. http://sc.tverobr.ru/dlrstore/4b661375-8da4-4326-9a8a-b8a9e8d7904b/method.html

             Таким образом, использование Интернета на уроках истории значительно увеличивает объем информации, задействованной в историческом образовании, позволяет свободно реализовать современные интерактивные технологии, в том числе проектные и модульные.

             В результате всех изменений  сделало возможным совершенно новое построение уроков истории и обществознания.

             Использование инновационных технологий, в частности информационно-коммуникативных,  позволило мне  повысить мотивацию детей к изучению истории и обществознания, усилить наглядность преподавания и активизировать деятельность детей на уроках.   

             В марте 2013 года была проведена повторная диагностика, которая дала следующие результаты.

Уровень мотивации учения

Высокая познавательная активность

Средняя познавательная активность

Низкая познавательная активность

1 уровень 15%

7,5%

7,5%

2 уровень 31%

15,5%

15,5%

3 уровень 39%

7,5%

24%

7,5%

4 уровень 15%

7,5%

7,5%

5 уровень 0%

             Таким образом, мы получили следующий показатель познавательной активности:

  1. высокая познавательная активность у 30,5%
  2. средняя познавательная активность у 54,5%
  3. низкая познавательная активность у 15%.

             Среди учащихся 5-9 классов (40 человек)  в марте 2013 года мною было проведено анкетирование, в процессе которого детям были заданы два вопроса: «Какие формы уроков вам нравятся?», «Какая деятельность на уроке вам нравится?»  Были получены следующие данные:

Содержание вопроса

Количество   учащихся(%)

Какие формы уроков вам нравятся?

Урок-лекция

37,5

Урок защиты проектов

32,5

Деловая игра

27,5

Мультимедийный урок

85

Какая деятельность на уроке вам нравится?

Работа с учебником

30

Работа с историческим источником

75

Работа с картой (в т.ч. контурной)

65

Защита устных заданий, выполненных в группе

67,5

Выполнение письменных самостоятельных  заданий

50

Защита письменных работ, выполненных индивидуально

47,5

Участие в компьютерном тестировании

77,5

Взаимопроверка

57,5

Работа над проектом

52,5

Работа в роли консультанта

60

Творческая работа (исследовательская работа, реферат, сочинение, эссе, доклад, составление тестов и кроссвордов, рисование,  изготовление наглядного пособия  и т.д.)

80

             

             С той же целью я проводила блиц-опрос старшеклассников. На вопрос: «Как вы можете оценить использование  учителем истории и обществознания   на уроках новых форм и методов работы, в том числе и компьютерных технологий?».  95%  учеников ответили: «положительно». На вопрос: «Какие изменения это влечет за собой?». 84% учащихся сказали, что  это воспитывает молодежь, позволяет ей нестандартно мыслить, вносить новое содержание в социальную жизнь.

             Использование информационно-компьютерных технологий открывает для меня новые возможности в преподавании моего предмета, т.к. используя ИКТ на уроках истории и обществознания, я сталкиваюсь с новыми формами и методами преподавания, ищу новые подходы и стили к процессу обучения.

            Но следует помнить, что данные науки являются гуманитарными и требуют развития навыков устной речи, формирования своего собственного отношения к описываемым событиям и приобщения к книжной культуре. Поэтому в процессе обучения они должны разумно чередоваться с другими методами работы. Согласно моему мнению, даже самый лучший компьютер не сможет заменить живого учителя. Самое главное, чтобы современный педагог смог рационально использовать нововведения, входящие в школьную жизнь.

             

Список литературы:

  1. Андреев А.А. Компьютерные и телекоммуникационные технологии в сфере образования. //Школьные технологии. 2001. №3.
  2. Башмаков М. И., Поздняков С. Н., Резник Н. А. Процесс обучения в   информационной среде. //Школьные технологии. 2000. №6,3.
  3. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утверждена Президентом РФ Д.А. Медведевым от  4 февраля 2010 г.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17»  декабря  2010 г. № 1897
  5. Фундаментальное ядро содержания общего образования/ Под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова - М. «Просвещение», 2009г
  6. http://news.1september.ru   
  7. http://do.gendocs.ru/docs/index-300705.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование информационно-коммуникативной компетентности учащихся на уроках истории, обществознания и права через использование технологии критического мышления.

Если мы хотим способствовать развитию личности ученика, то мы должны относиться к нему как к личности, уважать его способность мыслить, а мыслить - значит сомневаться. Критичность мышления является од...

"Формирование патриотической компетенции обучающихся через применение инновационных педагогических технологий на уроках истории и в системе дополнительного образования по предмету"

Педагогический проект на тему "Формирование патриотической компетенции обучающихся через применение инновационных педагогических технологий на уроках истории и в системе дополнительного образования по...

Отчёт о применении педагогических технологий на уроках истории, обществознания и кубановедения

Данный  отчёт   -   применение  педагогических  технологий  на  уроках....

«Применение здоровьесберегающих технологий на уроках истории обществознания».

На сегодняшний день одной из важных проблем государства является охрана здоровья. Дети один из самых незащищённых объектов общества.Большую часть времени ребёнок проводит в школе. На него ложиться огр...

обобщение опыта учителя истории и обществознания «Использование ИТК и Интернет технологий на уроках истории, обществознания и во внеурочной деятельности»

С появлением в школе персонального компьютера, меня заинтересовали возможности использования новых информационных технологий на уроках истории. К настоящему времени накоплен определенный опыт практиче...

Применение современных образовательных технологий на уроках истории и обществознания в рамках реализации ФГОС

Представлены особенности преподавания истории и обществознания в контексте  реализации ФГОС ООО. Определены принципы, используемые технологии, позволяющие сформировать универсальные учебные дейст...

Применение современных педагогических технологий на уроках истории и обществознания в целях реализации ФГОС.

Анализ современных педагогических  технологий, используемых на уроках истории и обществознания в свете реализации ФГОС и системно-детельностного подхода в образовании....