Внеурочная деятельность по общественно-гуманитарным дисциплинам в системе школьного обучения
методическая разработка по обществознанию (9 класс)

Белянская Марина Христофоровна

Данный проект является авторской разработкой учителя истории и обществознания к.и.н. М.Х. Белянской по курсу учебной дисциплины «Обществознание».

Общеизвестно, что данный учебный предмет в системе школьного образования нашей страны актуален и востребован, т.к. эти учебные знания имеют практическую значимость. А одной из профессиональных задач учителя – научить учеников этим знаниям и помочь выработать практические умения и навыки для повседневной жизни.

Поэтому автор этого проекта в рамках изучения финансовой грамотности как части учебного материала по «Обществознанию» ежегодно проводит для своих учеников всевозможные мероприятия, позволяющие закрепить учебные знания и помогающие акцентировать внимание на их практическое применение. Например, игра «Деньги, денежки, деньжата» для учеников 8 классов; викторина «Эрудит – 2024» для 9-классников, а для данного проекта использовался материал по игре-викторине «Финансы и романсы совместимы?!» для учеников 7-ых классов.  

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodichka.docx29.25 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Средняя школа № 507» Московского района

Внеурочная деятельность по общественно-гуманитарным дисциплинам в системе школьного обучения

Автор: учитель истории и обществознания

кандидат исторических наук

Белянская Марина Христофоровна

Санкт-Петербург

2024

Если вы считаете, что обучение стоит дорого,  

то попробуйте узнать, сколько стоит невежество

Роберт Кийосаки

1. Теоретическое обоснование внеурочной деятельности общеобразовательных учреждений в современных условиях

Современная школа  и вся образовательная система в нашей стране построена на традициях педагогики, сформированных на протяжении длительного периода и прошедших испытанием времени.

Педагогическая практика России всегда в образовательном процессе рассматривала вариативность обучения, а также возможность использования разнообразных практических методик, что в целом позволяло более глубже и разнообразнее изучать материал школьной программы.  

Так, внеурочная работа является составной частью учебно-воспитательного процесса, потому что эта деятельность, как и обучение учащихся в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой учащийся не только познает новое, но и учится действовать, чувствовать, принимать решения и др. Внеурочная работа ориентирована на создание условий для неформального общения ребят одного класса или учебной параллели, имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность [1, с. 16]. Также внеурочная работа – это возможность организации межличностных отношений в группе, между учащимися и учителем с целью создания социального коллектива.

Исходя из вышесказанного, ЦЕЛЬ внеурочной работы в образовательной организации  заключается в развитии мотивации детей к познанию и творчеству, их адаптации к жизни в обществе.

Основными ЗАДАЧАМИ внеурочной деятельности учащихся являются:

  • выявление интересов, склонностей, способностей и возможностей обучающихся в разных видах деятельности;
  • создание условий для индивидуального развития каждого ученика в избранной сфере внеурочной деятельности;
  • формирование системы знаний, умений, навыков у обучающихся в избранном направлении деятельности;
  • развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей детей.

Очевидны и преимущества в использовании внеурочной  деятельности для закрепления и практического использования отдельных аспектов содержания программ учебных предметов [ 1, с. 17]. Поэтому данная деятельность имеет многообразие форм, к которым относятся экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые  и  научные  исследования  и др.

Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности: 

  • духовно-нравственное; 
  • социальное;
  • общеинтеллектуальное;
  • общекультурное.

Помимо вышесказанного, основные принципы организации внеурочной деятельности [2, с. 23] фиксируют:

  • учёт возрастных особенностей;
  • сочетание индивидуальных и коллективных форм работы;
  • связь теории с практикой;
  • доступность и наглядность;
  • включение в активную жизненную  позицию.

Предмет «Обществознание» создаёт благоприятные условия для урочной и внеурочной интеграции деятельности учащихся. Поэтому в данной работе используются как межпредметные, так и внутрипредметные виды интеграции. Например, межпредметные связи данного учебного предмета наблюдаются с географией, историей, литературой, биологией и др., что позволяет обеспечить учащимся познание целостной картины мира и взаимосвязи её частей. Внутрипредметная интеграция формирует структурирование различных понятий и их конкретизацию.

Наш проект внеурочной деятельности состоит из нескольких мероприятий и соответствует вышеуказанным положениям этой деятельности в общеобразовательных учреждениях.

В данном материале рассматриваем одну из игр, входящую в серию наших мероприятий, – викторину «Финансы и романсы – совместимы?!», в которой содержатся следующие этапы:

1 − подготовительный: постановка цели и задач, определение методики практического проведения, подготовительная работа с учениками-организаторами и учениками-участниками данного мероприятия, выбор и подготовка оборудования и материалов.

2 – проведение внеурочного мероприятия;

3 − заключительный: обобщение результатов работы, анализ и формулировка выводов.

При организации данной работы использовался тип модульной реализации внеурочной деятельности, ориентированной на определенный период времени. Исходя из условий учебного года, организаторы сконцентрировали внимание на IV четверть учебного года, когда ученики 7 классов фактически  полностью изучили объем учебного материала по «Обществознанию» за данный год обучения.

Таким образом, изучив и продемонстрировав теоретическую основу внеурочной деятельности в общеобразовательном учреждении, рассмотрим практическую работу – проведение игры-викторины «Финансы и романсы–совместимы?!».

2. Игра-викторина

«Финансы и романсы – совместимы?!»

Общеизвестно, что при изучении учебной дисциплины «Обществознание» многие ученики сталкиваются с многочисленными проблемами, в т.ч. и с пониманием учебного материала, из-за чего часто возникают различные проблемы. Перед учителем стоит задача – сделать учебный материал доступным для учеников 7 класса, а также акцентировать их внимание на практическую значимость данного общеобразовательного предмета. Поэтому используя разнообразные формы работы изучения учебного материала, остановим внимание на внеурочной деятельности – проведение финансовой игры-викторины между командами данной параллели.

На подготовительном этапе важным было решить определенные задачи. Например, сформировать состав организаторов игры для 7-классников из учеников старших классов (9 класс). Эта группа разделилась на две части, первая – состояла из нескольких человек, отвечавших за создание сценария игры-викторины, подборку материала по экономической теме, финансовых задач и т.д. Другие старшеклассники обеспечивали техническое оснащение – компьютер, экран, а также оформление зала – места проведения данного мероприятия, украсив шарами и плакатами с математическими формулами и изречениями мудрецов прошлого. Например:

 «Слаб духом тот, кому богатство не по силам» (Сенека)

«Деньги для людей умных составляют средство, для глупцов — цель»      (А. Декурсель)

«Тот наиболее богат, кто доволен малым, ибо такое довольство свидетельствует о богатстве натуры»  (Сократ)

Вообще для 9-классников участие в игре-викторине в качестве организаторов значимо и имеет множество положительных моментов. Сюда относится учебные – например,  самообразование, из чего формируются учебные знания, воспитательные – ответственность, организованность, инициативность и др.

Таким образом, начался подготовительный этап, где также  7 классы создавали команды по 5-6 человек в каждой, определялись со своим названием и решали организационные вопросы. Для каждого члена команды нашлось дело, и поле ответственности такому ученику доставалось какое-либо задание: например, сформировать пакет из пяти вопросов на финансовую тему для команды противников; приготовить презентацию или видеоматериал команды по одной из экономических тем учебной программы и др.

Совместно с учителем, организаторы из 9 классов сформировали сценарий игры-викторины, назвав данное мероприятия: «Финансы и романсы – совместимы?!». Вся эта деятельность была направлена на создание увлекательного и познавательного мероприятия. Закончив этот этап, учитывая недоработки и внесения дополнений, а также решив организационные вопросы с помещением и его украшением, установкой технического оборудования и др., происходит переход в следующий этап деятельности.  

Для реализации основного этапа игры-викторины задействованы все организаторы и приглашенные команды, а также судейство. Что в целом составило определенное количество других учеников из 9, 7 параллелей и учителя.

Важное значение в реализации проекта на этом этапе принадлежит ведущим-организаторам из 9 класса: их красноречие, умение сделать акцент на необходимом моменте игры и подвести небольшой итог в ходе самого мероприятия, а самое главное – руководить игрой.

Ход сценария мероприятия подразумевал представление команд, где учитывались оригинальность и конкретика, а также внешний вид участников. Небольшие по объему презентации команд позволили продемонстрировать каждого участника команды по отдельности и что они представляют в целом один социальный организм.

Сама игра начиналась с разминки команд, которые отвечали на ряд вопросов “Экономическая эстафеты”. Приведем для иллюстрации данного этапа некоторые из них: 

1. Французы называют этим словом весы, а русские бухгалтеры – годовой отчет. Назовите слово … (баланс).

2. “Коко-кола” по отношению к “Пепси-кола” — это….. Кто? (Конкурент).

3. «Экономическая» порода собак – это….. Какая? (Такса, ведь это еще и установленная расценка)

4. Переведите на современный русский старинное русское слово “проторгаш” (Банкрот).

5. Приведите фольклорный пример неудачного бартера (Шило на мыло).

Команды - победители приобретали возможность первыми начинать следующий этап игры – финансовый бой. По заранее подготовленным материалам в домашней обстановке, команды задавали вопросы противникам. Судейство оценивало обе стороны, также учитывалась корректность поставленного вопроса для одной команды и четкие ответы – для другой.

Затем каждая команда предлагала просмотреть короткий экономический проект команды (презентацию или видеоматериал на определенную тему, выбранную самостоятельно) и на этой основе определялась оригинальность, умение лаконично, но ёмко представить тему. По итогам этого конкурса, определялась команда, получившая наибольшее количество баллов, которая первая переходила в следующий этап игры – коммуникативный бой – каждая группа аргументировано отстаивала свою точку зрения при обсуждении конкретной темы. Приведем примеры этих тем [3].

Тема 1. Личные (семейные) финансы.

Финансовое планирование и бюджет

1. Нужно вводить финансовые отношения между членами семьи.

А) Да, вводить финансовые отношения между членами семьи нужно, потому что …

Б) Нет, вводить финансовые отношения между членами семьи не нужно, потому что…

Тема 2. Сбережения семьи. Услуги банковских организаций

1. Открывать вклад в банке нужно всегда, даже если у тебя нет свободных денег.

А) Да, открывать вклад в банке нужно независимо от суммы зачисления средств, потому что ….

Б) Нет, вклад в банке нужно открывать, только если у тебя есть свободная сумма денег, потому что ….

Завершающим этапом данного мероприятия стало решение каждой команды финансовых задач. За конкретно отведенное время все представители группы  должны обсудить и решить задачу, а капитан команды – предоставить ответ судейству и публике, обоснованно защитив сформированное командой решение.

Приведем для примера некоторые из этих задач [4]:

Задача 1: Представьте, что семья Феди Агеева состоит из пяти человек: Федя, его мама, папа, бабушка и дедушка. Мама получает заработную плату, работая врачом в больнице, 35 000 руб. (без учёта налога на доходы физических лиц), папа инженер на заводе, получает зарплату 52 000 руб. (без учета налога на доходы физических лиц), бабушка и дедушка получают пенсию соответственно 12 000 руб. и 14 000 руб.

Вопросы задачи:

1. Каков совокупный доход семьи Агеевых?

2. Каков доход семьи в расчёте на каждого члена?

Свой ответ обоснуйте расчетами.

Задача 2: Начисленная заработная плата гражданина составляла с января по июнь включительно 23 000 руб. в месяц, с июля по декабрь – 25 000 руб. В августе гражданин, участвуя в поэтическом конкурсе – акции рекламного характера, был удостоен призового места и награждён электронной книгой стоимостью 10 000 руб.

Какую сумму налога на доходы физических лиц необходимо заплатить в бюджет? Свой ответ обоснуйте расчетами.

После зашиты каждой командой решения задачи, судейство подвело итоги и публично оповестило свое решение, определив победителя. В данной ситуации учитывались психико-эмоциональные возможности 7-классников, поэтому мероприятие проходит в ограниченных временных пределах – 45 минут, что соответствует нормативам СанПина.    

Итак, игра-викторина завершилась. Представители команд – капитаны, после внутреннего обсуждения, рассказывают о новых знаниях, полученных в процессе игры; о том, что им больше всего понравилось, как они будут использовать экономические знания в повседневной жизни.  Также подводят итоги и организаторы мероприятия, высказывая свои наблюдения за игрой и ее участниками. Основная мысль этих высказываний заключается в названии игры, что финансы с романсами совместимы, потому что оптимизм, трудолюбие, целеустремленность помогают зарабатывать знания, которые для учеников сегодня являются копилкой финансов – знаний учеников. В целом, подобные познавательно-развлекательные мероприятия помогают создать атмосферу позитивности и положительные психико-эмоциональные чувства у участников игры.

После окончания игры-викторины организаторы провели обсуждение мероприятия, выявляя как положительные, так и отрицательные моменты, акцентируя внимание на собственную деятельность.          

Подводя итоги игры-викторины «Финансы и романсы – совместимы?!», отметим, что такие внеурочное мероприятие позволяет решить как учебные задачи, так и воспитательные. Во-первых, у учеников появляется заинтересованность к учебному процессу и наглядно фиксируются, что теоретические знания имеют основание использоваться в практической деятельности как в стенах школьного учреждения и вне его. В процессе игры учащиеся 7 и 9 классов демонстрируют учебные умения и навыки, приобретенные ранее. Во-вторых, развиваются коммуникативные навыки как конкретного ученика в отдельности, так и работа всей команды. Данное утверждение относится как к участникам игры, так и к ее организаторам.

3. Заключение

В целом, вышеуказанное внеурочное занятие и ее методическая разработка являются отражением организаторской роли учителя, который руководит, контролирует и помогает всем участникам игры. Ненавязчивая форма выполненных функций наставником, позволяет ученикам всех групп проявлять инициативу и самостоятельность. Ведь сотрудничество – это не просто открытость и настроенность учителя на учащихся, это еще и способность через определенную систему принципов и мер организовать совместное творчество.

Творческая коллективная деятельность, конечно же, предполагает взаимовлияние педагога и учащихся, так же, как и учащихся друг на друга. Но оно не осуществляется, само собой. Когда учитель в ходе внеурочной деятельности вместе с детьми размышляет, сомневается, вместе с ними радуется найденному ответу, предлагает новый вариант, советует самим подумать, не скупится на оценочные характеристики типа «молодец», «оригинально» и т. п. – осуществляется подлинное взаимовлияние. Помимо этого, по ФГОС организация внеурочной деятельности необходима как часть дополнительного образования или мероприятия досуговой части школьного времени учащихся [5, с. 4; 7-интернет-ресурсы].

Своеобразие педагогического сотворчества педагога и учащихся заключается еще и в том, что педагог организовывает единство деятельностной и эмоциональной основ этого процесса. Сотворчество осуществляется в совместных действиях: учебных, познавательных, поисковых, конструкторских и других, в которых педагог выступает как консультант-наставник, организуя сотрудничество. Но сотворчество имеет выраженный эмоциональный характер, проявляющийся в сопереживании успеха или неуспеха деятельности, предвосхищая ее результатов и т. п. Разумеется, педагог должен стремиться обеспечить успех как важнейший фактор мотивации деятельности.

В проведении внеурочной деятельности, ее успешном течении, огромна роль личности учителя, его интересы, эрудиция, работоспособность. Чем интереснее работа, которая им проводится, тем большее число учеников она привлекает. Данное утверждение основано на росте  роли  активных форм и методов, которые позволяют организовывать и проводить широкий обмен мнениями, формировать определенные суждения, учат высказывать свою точку зрения, активно отстаивать свое мнение и осознавать свои ошибки [2, с. 26].

В целом, мы исходим из понимания, что в XXI веке финансовая грамотность представляет собой важную компетенцию, она важна для каждого человека, как умение писать, читать и считать [6, с.4]. Финансовая грамотность – область социального опыта существования в мире денег.

Список использованной литературы

1. Берулаева М.Н. Общедидактические подходы к гуманизации образования / Педагогика. 2014. – № 5.       

2. Иванов В.Д. Самодеятельность, самостоятельность, самоуправление. – М.: Просвещение, 2019. – 352 с.     

3. Рутковская Е.Л. ЕГЭ – 2013. Обществознание: Сборник заданий / Е.Л. Рутковская, Т.Е. Лискова, О.А. Котова. – М.: Эксмо, 2012. – 224 c.

4. Шевченко С.В. Обществознание: полный справочник / П.А. Баранов, А.В. Воронцов,  С.В. Шевченко; Под ред. П.А. Баранов. – М.: Астрель, 2013. – 478 c.

5. Федорова С.А. Организация внеурочной деятельности младших школьников в рамках федерального государственного образовательного стандарта: Методическое пособие. Красноярск: Инс-т повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. 2021.– 48 с.

6. Финансовая грамотность в условиях введения ФГОС общего образования: пути реализации: уч.-метод. пос./ И.Л. Каменчук, Т.О. Вдовин, А.А. Матутин. – Саратов: ГАУ ДПО, 2018. – 48 с.

       

Интернет – ресурсы:

7. https://www.mos.ru/upload/documents/oiv/uk_p_271_04_02_2010_r10.pdf - Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа ", утвержденная Президентом РФ Д. Медведевым 4 февраля 2010 г. N Пр-271 (дата обращения – 10. 11.2023).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Внеурочная деятельность преподавателя -организатора как средство повышения мотивации к обучению"

Презентация содержит материал о формах  учебной и внеучебной деятельности по ОБЖ...

КТП для программы внеурочной деятельности "Театр на английском языке" 1-й год обучения (5 класс)

Планирование составлено на основе программы «Театр на английском языке» для учащихся 5-х классов, 1ч в неделю....

КТП для программы внеурочной деятельности "Театр на английском языке" 2-й год обучения (6 класс)

Планирование составлено на основе программы «Театр на английском языке» для учащихся 6-х классов, 1ч в неделю....

Программа внеурочной деятельности группы " Общефизической подготовки для учащихся первой ступени обучения"

Программа внеурочной деятельности группы " Общефизической подготовки для учщихся первой ступени обучения"...

Построение системы внеурочной деятельности по английскому языку в целях повышения качества обучения.

Построение системы внеурочной деятельности по английскому языку в целях повышения качества обучения....

Информационная карта занятия внеурочной деятельности + План – конспект учебного занятия в системе внеурочной деятельности "Лаборатория анатомии растений

laquo;Лаборатория анатомии растений» - аудиторное занятие, которое создает для развития у детей познавательного интереса, повышения интереса к исследовательской деятельности и способствует...