Элективный курс "Политология"
элективный курс по обществознанию
Элективный курс «Политология» является интегративным курсом, пересекающимся с модулем «Политическая сфера жизни общества» курса «Обществознание. Базовый уровень. 10 класс». Элективный курс «Политология» расширяет необходимые старшеклассникам знания о политической сфере общества и политике, о том, что такое государство и как устроен государственный аппарат, какие права и свободы имеются у гражданина, как их можно использовать и при необходимости защищать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_elektivnogo_kursa_politologiya.doc | 132 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №2 Н.Зайцевой»
СОГЛАСОВАНО Руководитель МО _____________Е.И.Шелашская «29» августа 2021 г. | Директор ___________ Л.С. Гаврилюк «29» августа 2021 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Элективный курс
Политология
Разработал:
Учитель истории и обществознания
Шикина А.Ю.
г. Рославль
2021
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа составлена на основе методического пособия Т.В. Кашаниной, А.В. Кашанина «Политология. 10 – 11 кл.- М.: Дрофа, 2018 г. - (Элективные курсы). Учебное пособие соответствует федеральному компоненту государственного стандарта для профильного уровня.
Элективный курс «Политология» является интегративным курсом, пересекающимся с модулем «Политическая сфера жизни общества» курса «Обществознание. Базовый уровень. 10 класс». Элективный курс «Политология» расширяет необходимые старшеклассникам знания о политической сфере общества и политике, о том, что такое государство и как устроен государственный аппарат, какие права и свободы имеются у гражданина, как их можно использовать и при необходимости защищать. Программа предусматривает интеграцию со школьным курсом «Право». В каждой теме рассматриваются вопросы правового регулирования того или иного вида политической деятельности.
Значимое место в программе «Политология» отводится освещению политической ситуации в современной РФ, что характеризует актуальность и значимость данного курса.
В программе курса предусмотрены занятия по подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ по обществознанию. На каждом занятии отводится время на решение практических заданий по типу ЕГЭ.
Важное место в предлагаемом курсе уделяется личностно-ориентированным аспектам преподавания и практической ориентации учащихся на конкретные цели.
Программа сориентирована на организацию активной самостоятельной работы учащихся с использованием знаний и умений, приобретенных на уроках социально-гуманитарного цикла.
Место предмета в учебном плане.
Рабочая программа элективного курса «Обществознание», состоящая из 4 модулей («Основы экономики», «Политология», «Право», «Изучаем Конституцию») предназначена для реализации в течение 2 лет (по 2 модуля в год). Программы чередуются, т.к. состав обучающихся каждый год меняется (выпускаются 11 кл, приходят обучающиеся 10 кл)
Программа ориентирована на использование учебного пособия:
Цели курса:
Формирование у учащихся целостного представления о природе политики, её роли и значении в жизни общества, принципах и механизмах её организации и реализации.
Активизация познавательной деятельности учащихся, развитие информационной и коммуникативной компетентности.
Воспитание гражданских и патриотических качеств личности.
Формирование опыта практического применения приобретенных знаний и умений.
Предпрофессиональная подготовка учащихся, желающих продолжить обучение в ВУЗах по гуманитарным специальностям.
Задачи курса:
1. Освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний. Формирование потребности в знаниях, готовности к самообразованию.
2. Овладение умениями познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной деятельности. Осуществление различных видов коллективной, групповой и индивидуальной работы.
3. Формирование научного мировоззрения и самостоятельных мировоззренческих позиций. Воспитание нравственных качеств, эстетического восприятия мира.
4. Развитие памяти, внимания, мышления учащихся. Развитие познавательных интересов, положительных мотивов учебной деятельности.
5. Формирование опыта практического применения приобретенных знаний и умений жизнедеятельности.
6. Предпрофессиональная подготовка учащихся, желающих продолжить обучение в ВУЗах по гуманитарным специальностям.
Предметные результаты:
По окончании курса выпускники должны перечислять основные признаки, функции, формы государства, основные черты гражданского общества; определять понятия «государство», «правовое государство», «гражданское общество»; описывать государственный аппарат, местное самоуправление, гражданское общество; сравнивать избирательные системы, политические режимы, формы государства; объяснять роль государства в политической системе, связь правового государства и гражданского общества; характеризовать власть, её происхождение и виды, политическую идеологию, политическую культуру; выявлять структуру объекта, соотношение и функции его элементов: политической системы, системы права, политической идеологии, системы судебной защиты прав человека; приводить примеры политической культуры; давать оценку предлагаемым фактам с точки зрения политической культуры.
Основные формы текущего контроля знаний, умений и навыков учащихся:
- устные и письменные развернутые ответы;
- тесты и задания (части 1 и 2 формата ЕГЭ)
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ПОЛИТОЛОГИЯ»
Раздел I. Политика как искусство управления обществом 14 ч.
Понятие политики и её виды.
Понятие политики. Ее сущностная характеристика. Политика как общественное явление. Происхождение и природа политики. Ее основные структурные звенья. Функции политики. Взаимоотношения политики с другими сферами общественной жизни. Политика и право. Основополагающие направления политологии и их роль в реконструировании политической реальности. Политика как искусство.
Политические конфликты.
Понятие политических конфликтов. Причины политических конфликтов. Виды политических конфликтов. Конструктивные и деструктивные стороны конфликтов. Правовые механизмы разрешения политических конфликтов.
Власть: её виды и критерии эффективности.
Причины появления власти в обществе. Понятие и определение власти. Назначение власти. Виды власти. Особенности государственной власти. Критерии эффективности государственной власти.
Политическое развитие и его способы: эволюция, революция, реформы
Политическое развитие. Способы политического развития. Понятие эволюции, революции, реформы. Достоинства и недостатки способов политического развития.
Политическая система общества
Политическая система общества: понятие, структура и функции. Ее соотношение с другими системами общества. Типы и формы политических систем. Краткая характеристика важнейших компонентов политической системы: структурных образований, нормативной основы, политического сознания и культуры, политических отношений. Государство в политической системе общества. Государство и право.
Политические партии
Понятие политической партии, её признаки. Функции политических партий. Виды политических партий. Партийные системы. Правовое регулирование политических партий в РФ.
Профсоюзы
Понятие профсоюзов и их задачи. Права профсоюзов. Современные тенденции в российском профсоюзном движении.
Религиозные организации
Понятие и функции религиозных организаций. Политические аспекты основных мировых религий. Способы участия религиозных организаций в политической жизни.
Средства массовой информации.
Содержание понятия, признаки «СМИ». Функции средств массовой информации. Место СМИ в жизни общества. СМИ и государство. Правовое регулирование деятельности СМИ в РФ.
Политическое лидерство.
Понятие политического лидерства. Функции политического лидерства. Теории политического лидерства. Типы политического лидерства. Правовое регулирование политического лидерства.
Политическая элита.
Понятие политической элиты и её задачи. Причины существования политической элиты. Правовое регулирование деятельности политических элит.
Политическая культура.
Политическая культура, ее место и роль в культуре человеческой цивилизации. Содержание, элементы и структура политической культуры. Исторические типы политической культуры: их общечеловеческие, цивилизационные, формационные, интернациональные и национально-религиозные ценности. Российская политическая культура. Проблема правового регулирования политической культуры.
Политическая ответственность.
Социальная ответственность и её виды. Политические нормы и их особенности. Понятие политической ответственности. Виды политических санкций.
Право как ограничитель политики и власти. Политика и мораль.
Политические субъекты. Воздействие права на государственную политику и деятельность политических партий. Соотношение политики и морали.
Раздел II. Государство – главный инструмент политики 18 ч.
Происхождение государства.
Теории происхождения государства. История возникновения первых ирригационных государств.
Понятие и признаки государства.
Понятие «суверенитет».
Государственный аппарат.
Понятие государственного аппарата. Особенности государственного органа.
Виды государственных органов. Характеристика законодательных органов. Характеристика исполнительных органов. Правоохранительные органы.
Классификация государств.
Критерии классификации: исторический, экономический. Государственное устройство. Монархия. Республика. Территориальное устройство. Унитарное государство. Федерация. Конфедерация.
Социальное назначение государства.
Задачи государства и его назначение в обществе. Функции государства.
Политический режим и его виды.
Понятие политических режимов и их виды. Тоталитаризм. Авторитаризм. Демократия. Либеральный режим. Демократия: её признаки и виды. Плюсы демократии. Условия создания демократического общества.
Конституция – манифест политики.
Понятие и значение Конституции. Структура Конституции. История конституционности в России. Особенности Конституции РФ. Правовые основы Российского государства.
Права и свободы как показатель гуманизма политики.
Правовой статус правовое положение личности.
Понятие прав человека. Особенности прав человека. Этапы освоения прав человека. Классификация прав и свобод.
Политические права и свободы.
Понятие политических прав и свобод. Свобода мысли, слова, печати. Свобода объединений. Свобода собраний, митингов, демонстраций. Участие в референдуме. Избирательное право. Право на доступ к государственной службе. Право участвовать в отправлении правосудия. Право на обращение в государственные органы или на петиции.
Плебисцит, референдум, всенародный опрос.
Исторические корни. Порядок и цель референдума. Вопросы, выносимые на референдум. Виды референдума. Порядок проведения и практика проведения референдумов в России.
Выборы.
Представительная демократия в прошлом. Достоинства и недостатки выборной системы управления. Понятие избирательного права. Нормативная основа выборов. Принципы избирательного права. Права избирателя. Виды избирательных систем. Характеристика мажоритарной и пропорциональной избирательной системы.
Избирательный процесс и ответственность за его нарушение
Избирательные органы. Стадии избирательного процесса. Ответственность за нарушение избирательного законодательства.
Парламентаризм – как форма выражения политики.
Эволюция парламентаризма. Парламенты и их типы. Понятие законотворчества. Требования к законотворчеству. Законотворческий процесс.
Правовой нигилизм как отрицательный фактор политики
Понятие и виды нигилизма. Причины и формы нигилизма. Правовой нигилизм в российском обществе. Пути преодоления правового нигилизма.
Правовое государство.
Исторические корни. Признаки правового государства. Судьба правового государства в России.
Социальное государство.
Условия возникновения. Признаки социального государства.
Государство и гражданское общество.
Понятие гражданского общества. Личность в гражданском обществе. Структура гражданского общества. Взаимодействие государства и гражданского общества. Становление гражданского общества в России.
Практического занятие 1 ч.
Урок обобщения знаний и умений 1 ч.
ПЕРЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
Учебное пособие:
Политология. 10-11 кл. Т.В. Кашанина, А.В. Кашанин - М.: Дрофа, 2007 г. (Элективные курсы)
Дополнительная литература:
1. Алмонд Г., Пауэлл Дж., Стром К., Далтон Р. Сравнительная политология сегодня: Мировой обзор: Пер. с англ. М., 2002.
2. Бенетон Ф. Введение в политическую науку: Пер. с фр. М., 2002.
3. Гоморов И. Н. Государство и государственная власть: предпосылки, особенности, структура. М., 2002.
4. Дворкин Р. О правах всерьез: Пер. с англ. М., 2004.
5. Демидов А. И., Малъко А. В. Политология в вопросах и ответах. М., 1998.
6. Кашанина Т. В. Происхождение государства и права. М., 2004.
7. Любашиц В, Я., Мордовцов A. iO., Мамычев А. Ю. Государственная власть: введение в общую теорию. Ростов н/Д, 2003.
8. Политология / Под ред. М. Н. Марченко. М., 1997.
9. Политология для юристов / Под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько. М., 1999.
10. Пугачев В. П., Соловьев А. И. Введение в политологию. М., 2003.
11. Чиркин Б. Е. Государствоведение. М., 1999. Чиркин В, Е. Современное государство. М., 2001. Юдовская А. Я., Морозова С. Н. Становление гражданского общества: исторические истоки. М., 2006
Календарно – тематическое планирование по элективному курсу «Политология»
11 класс
№ урока | Тема урока | Д/з |
1. | Понятие политики и её виды. | §1, записи в тетради |
2. | Политические конфликты. | §2, вопросы |
3. | Власть: её виды и критерии эффективности. | §3, вопросы |
4. | Политическое развитие и его способы: эволюция, революция, реформа. | §4, вопросы |
5. | Политическая система общества. | §5, подготовка к ЕГЭ (28-31) |
6. | Политические партии. | §6 Задания 13-16 |
7. | Профсоюзы. | §7, вопросы |
8. | Религиозные организации. | §8, записи в тетради |
9. | СМИ | §9, подготовка к ЕГЭ (28-31) |
10. | Политическое лидерство. | §10 подготовка к ЕГЭ (22-27) |
11. | Политическая элита. | §11 подготовка К ЕГЭ (13-16) |
12. | Политическая культура. | § 12, вопросы, задание 32 |
13. | Политическая ответственность. | §13, вопросы |
14. | Право как ограничитель политики и власти. Право и мораль. | §14, записи в тетради |
15. | Происхождение государства. | §15 |
16. | Понятие и признаки государства. | §16, 22-27 |
17. | Государственный аппарат. | §17 |
18. | Классификация государств. | §18, 28-31 |
19. | Социальное назначение государства. | §19, задание 33 |
20. | Политический режим и его виды. | §20, 22-27 |
21. | Демократия: её признаки и виды. | §21, эссе |
22. | Конституция – манифест политики. | §22, 32 |
23. | Право и свобода как показатель гуманизма. | §23, вопросы |
24. | Политические права и свободы. | §24, гл.2 Конституции РФ |
25. | Плебисцит, референдум, всенародный опрос. | §25 |
26. | Выборы. | §26, 32, 34 |
27. | Избирательный процесс и ответственность за его нарушение. | §27, вопросы |
28. | Парламентаризм как форма выражения политики. | §28, 28-31 |
29. | Правовой нигилизм как отрицательный фактор политики. | §29, эссе |
30. | Правовое государство. | §30, 35 |
31. | Социальное государство. | §31, вопросы, задание 33 |
32. | Государство и гражданское общество | §32, задания 32, 35 |
33. | Практическое занятие. Выполнение заданий в формате ЕГЭ. | |
34. | Урок обобщения знаний и умений. |
Методические материалы по элективному курсу
Задания для самостоятельной работы
Задание I. Какая общая мысль объединяет нижеприведенные высказывания?
«Вы можете не заниматься политикой, все равно политика займется вами» (Ш. Монталабер, французский писатель).
«Политика вас не берет силой, мы все погружены в нее, хотим мы того или нет» (С. Маршак, советский поэт).
Поясните на примерах мысль, заключенную в этих высказываниях. Как политика влияет на вашу жизнь?
Задание 2. Исследование российских социологов, проведенное осенью 1994 г., выявило приверженность населения к тем или иным формам участия в политической жизни. 13% предпочли участие в предвыборных кампаниях и референдумах. По 7% из числа опрошенных обнаружили приверженность к каждой из следующих форм: обращение в суд, самостоятельные действия через свои связи. 4% предпочли участие в забастовках; обращение в средства массовой информации; участие в деятельности организаций, выражающих интересы отдельных социальных групп (врачей, рабочих, предпринимателей и т.д.).
2% выразили готовность участвовать в митингах и демонстрациях; в деятельности политических партий. 57% опрошенных ответили: «Считаю, что эффективных способов влияния на власть не существует».
Как вы думаете, если бы этот опрос проводили сегодня, то как бы изменилось отношение к отдельным формам участия в политической? Какую позицию заняли бы вы сами? Свой ответ объясните. Для обоснования можно провести мини-исследование.
Задание 3. По мнению известного американского обозревателя и политика У. Липпмана, «ни один истинный политик никогда не рассматривает своих избирателей как разумных существ. Политик, имеющий успех, независимо от того, является ли он добрым или злым, всегда воздействует на динамические элементы: волю, потребности и мнение людей».
Проанализируйте это высказывание с точки зрения взаимоотношений профессионального политика с политиками «по случаю», т.е. избирателями. Можно ли утверждать, что такой политик достигает поставленной цели недостойными средствами? Представьте себя на месте этого политика и обоснуйте закономерность достижения «своего» успеха в выборной кампании.
Задание 4. Исследование, проведенное Центром социологии образования Российской академии образования, направленное на выявление склонности старшеклассников к выражению политического протеста, показало: 31% опрошенных заявили, что ограничились бы обсуждением политических событий в семье или с друзьями; 10,2% протест никак бы не выражали, а носили бы в себе; 13,5% сказали, что вообще никогда не протестуют; 18,1% не знают, как поведут себя в той или иной политической ситуации.
В то же время 4,8% выразили готовность участвовать в митингах; 3,5% - в забастовках; 5,3 — в акциях гражданского неповиновения; 4,0% склонны к экстремистским действиям, 8,6% из числа школьников заявили, что обратились бы в суд; 5,0% - в средства массовой информации; 2,2% предпочитают обращаться непосредственно к властям.
А как бы вы повели себя, если бы возникла бы необходимость выразить протест? К каким формам протеста вы бы прибегли? Объясните свой выбор.
Задание 5. Студенты, обучающиеся в вузах крупного города, собрались на митинг против снижения стипендиального фонда и сокращения приема на отделения с бесплатным обучением. Они направились к зданию, где размещались власти города, чтобы заявить о своих требованиях. Перед зданием стояла цепь омоновцев. В них были брошены бутылки, в результате чего один из милиционеров получил тяжелую черепно-мозговую травму. Митингующих разогнали милицейскими дубинками. В дальнейшем выяснилось, что инцидент спровоцировали примкнувшие к студентам экстремистские группы.
При обсуждении случившегося в руководстве студенческой организации были высказаны разные точки зрения. Не надо было проводить митинг, т. к. под его прикрытием всегда возможны беспорядки. Лучше было выставить пикет с плакатами протеста; можно было обойтись и без пикета, а отправить телеграммы протеста в органы власти; митинг проводить было нужно, но при этом организовать дружину, чтобы поддерживать порядок и не допускать посторонних людей.
Представьте себе, что вы участвуете в этом обсуждении. Ваша точка зрения? Ваши аргументы?
Задание 6. Проведенный учеными в 1994 г. опрос выявил пять групп населения России, по-разному относящихся к политической деятельности:
1-я группа (18,5%) - интерес к политике постоянен, пользуются различными источниками информации, чтобы быть в курсе происходящих событий;
2-я группа (4,8%) - давно выбрали политические силы и лидеров, которым доверяют и следят в основном за их деятельностью;
3-я группа (44,5%) — политикой интересуются от случая к случаю, в основном заняты собственными делами;
4-я группа (15,8%) - политикой не интересуются, участия в политической жизни не принимают и не собираются принимать; 5-я группа (4,6%) - затрудняются определить свою позицию. К какому из названных типов политиков вы бы отнесли каждую из перечисленных групп? К какой группе вы бы отнесли ваших знакомых сегодня?
Задание 7. Знаменитый политический деятель Древнего Рима Цицерон говорил: «Каким, прежде всего, бескорыстием должны отличаться императоры, какой воздержанностью во всех отношениях, какой честностью, какой доступностью, каким умом, какой человечностью!»
Можно ли распространить эти пожелания на современных политических деятелей? Какие из названных качеств вы посчитали бы сегодня наиболее актуальными? Почему?
Задание 8. Из числа перечисленных ниже характеристик укажите те, которые наиболее важны для профессионального политика:
терпимость, честолюбие, открытость, прямота, сдержанность; эмоциональность, гибкость, надежность, принципиальность, хитрость, остроумие, честность, властность, сила, расчетливость, высокий интеллект, мудрость, мужественность, компетентность, внешняя привлекательность, эрудиция, образованность, профессионализм.
Раскройте значение для политической деятельности каждой из выбранных вами характеристик.
Задание 9. Во всех современных государствах с развитой демократией власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Сегодня многие выделяют и четвертую власть - средства массовой информации (печать, радио, телевидение, глобальные и локальные информационные сети), оказывающие влияние на формирование общественного мнения.
Считаете ли вы СМИ властью? Какие преимущества получает политик в предвыборной борьбе, имея доступ к средствам массовой информации? Как сказывается на политической жизни страны контроль над средствами массовой информации правительственных или промышленно-финансовых структур? Что вам известно об использовании новейших информационных технологий, оказывающих огромное влияние на поведение людей?
Задание 10. Ниже приведены шутливые советы политикам из книги В.И. Курбатова «Магия власти».
«Помните: для того, чтобы народ реальнее ощутил результаты вашей деятельности, он должен как можно сильнее предаться иллюзиям.
Помните: чем слабее ваши доводы в споре с вашим политическим оппонентом, тем упрямее вы должны быть.
Помните, что многообещающий политик - это тот, кто много обещает, но ничего не выполняет.
Помните, что когда его уличат в этом, он обещает больше не обещать.
Помните, что в политическом споре и молчании бывает героизм». Какой из советов вам представляется наиболее интересным? Почему?
Задание II. Согласны ли вы с таким утверждением французского писателя Р. Шатобриана: «Как и почти всегда в политике, результат бывает противоположен предвидению»? Аргументируйте свой ответ. Подумайте, чем объяснить, что результат не всегда совпадает с намеченной целью?
Задание 12. Древнегреческий философ Платон считал, что политика - это «искусство жить вместе». Согласны ли вы с таким определением? Обоснуйте ответ.
Задание 14. В одной из молодежных аудиторий проводилась дискуссия на тему: «Нужны ли политологические знания рядовому россиянину?». Один из участников дискуссии утверждал, что некоторую аполитичность может себе позволить часть граждан в тех странах, где прочно укоренились демократические традиции и созданы бесперебойно действующие демократические механизмы. Иное дело у нас...
Продолжите мысль участника дискуссии. Согласны ли вы с ним? Аргументируйте свой ответ. Если бы вам пришлось выступать в данной аудитории, как вы ответили бы на поставленный вопрос? Составьте план своего выступления.
Задание 15. Во второй половине 1970-х годов для урегулирования арабо-израильского конфликта были предприняты следующие действия: третья сторона в лице президента США тех лет Д. Картера разработала вариант договора между арабами и израильтянами. Вначале с ними дали ознакомиться президенту Египта А. Садату, предупредив, что это не окончательный текст, а лишь набросок, требующий значительной доработки, и что арабы могут вносить в него любые исправления, замечания и дополнения. Египетская сторона согласилась. Она раскритиковала предложенный вариант договора и передала свои пометки американцам. То же самое проделали израильтяне. Эта процедура повторялась 36 раз. В конце концов, получился вариант, который стал приемлемым для всех.
О каком методе разрешения политических конфликтов идет речь? Аргументируйте свой ответ. Оцените метод с позиций демократии и гуманизма.
Задание 16. Вообразите, что вы - один из организаторов движения старшеклассников «За демократизацию школы». Разработайте проект программы, который бы вы представили на обсуждение своим товарищам.
Задание 17. Ряд ученых и публицистов считают, что в нашей стране не изжит еще тоталитарный тип политической культуры многих людей. Выражается это, в частности, в подмене объективного знания «житейскими» представлениями о политической действительности (свободе, праве, демократии, гражданине и пр.), в ориентациях на конфронтацию, поиск врага, борьбу как универсальный метод решения спорных политических проблем.
Согласны ли вы с этим утверждением? Поделитесь своими соображениями и впечатлениями. Опираясь на изученный материал, охарактеризуйте демократический тип политической культуры и ее значимость для личности и общества.
Задание 18. Познакомьтесь с предвыборной программой одной из политических партий РФ и оцените ее с позиций требований, предъявляемых к такого рода документам.
Задание 19. Вы - участник митинга. Какие из названных ниже действий вы сочли бы конструктивными и почему:
встал ближе к трибуне;
пришел бы строго в установленное время;
постарался бы сдерживать свои отрицательные эмоции;
отошел бы подальше от трибуны;
пришел бы намного раньше установленного времени;
постарался бы расшевелить толпу своими эмоциональными громкими возгласами.
Задание 20. Оцените деятельность политического лидера одной из российских политических партий, ориентируясь на требования к конструктивному исполнению этой роли.
Задание 21. Используя материалы средств массовой информации, выясните, какие политические фракции работают сегодня в российском парламенте и каковы их политические ориентации?
Задание 22. Существует афоризм: «Если современный человек не занимается политикой, то политика все равно занимается человеком». Как вы понимаете это афоризм? Приведите примеры, подтверждающие его смысл.
Задание 23. Укажите, какие из нижеприведенных положений являются признаками понятия «плюрализм»:
1) самостоятельность и равноправие разнообразных элементов общества;
2) создание условий для конкуренции и существование оппозиции;
3) многопартийная система;
4) демократический политический режим;
5) цивилизованные способы разрешения социальных конфликтов. Свой выбор поясните.
Ответы: 1,2,5.
Задание 24. Бывшая премьер-министр Великобритании М. Тэтчер родилась в 1925 г. в маленьком городке Грзнтем в Северной Англии. Прекрасно окончив школу, Маргарет поступила в Оксфордский университет - один из лучших в стране, где изучала химию. Однако главной ее страстью стала политика. В своих политических ориентациях она следовала за отцом и стала членом консервативной партии. В 1959 г. Маргарет была избрана в парламент. К тому времени она вышла замуж за бизнесмена Д. Тэтчера и стала матерью. За четыре года ей удалось сплотить партию, обновить ее программу. Консерваторы стали оплотом растущего недовольства засильем государства во всех сферах общественной жизни и одержали победу на выборах 1979 г. В результате Тэтчер стала премьер-министром страны. В 1990 г. она ушла в отставку с поста лидера партии.
Как менялся политический статус и политические роди М. Тэтчер? Какие личные качества Тэтчер способствовали, на ваш взгляд, ее становлению как политического лидера? Аргументируйте свой ответ.
Задание 25. Подберите литературу, в том числе мемуарную, о жизни и деятельности какого-либо из российских парламентариев. Сделайте на основе его биографических данных небольшое сообщение. Определите, какие политические роли он выполнял, прежде чем стал депутатом Государственной Думы.
Задание 26. К механизмам участия граждан в политической жизни надо относить такие политические институты и учреждения, которые обеспечивают представление и защиту их интересов в высших законодательных, судебных и исполнительных органах страны. В качестве примера можно назвать избирательное право и голосование, выдвижение кандидатов и баллотирование, организацию политических партий и ассоциаций, институт представительства, институт гражданства, деятельность СМИ и т.д.
Расскажите, какими из перечисленных механизмов в последние пять лет пользовались вы, ваши родственники и знакомые. Что бы вам хотелось в них изменить? Насколько удовлетворены вы и ваши знакомые своим участием в политической жизни страны?
Задание 27. Объясните, почему основным фактором, повлиявшим на выбор партии, согласно опросам, являются выступления лидеров партии по телевидению и предвыборные ролики, и только на третьем месте оказываются советы близких и родных?
Задание 28. В демократическом государстве рядовые граждане оказывают влияние на правительство двумя путями: голосованием на выборах и созданием организованных общественных групп.
Как вы думаете, какой путь в России является более эффективным?
Задание 29. Подумайте и распределите на «группы давления» и «группы интересов» следующие организации и движения:
а) профсоюзы
б) союз предпринимателей,
в) феминистское движение,
г) экологическое движение,
д) красный крест,
е) совет ветеранов,
ж) союз офицеров,
з)объединение казаков,
и) движение солдатских матерей.
Задание 30. Некоторые политологи высказывают мысль о том, что в современную эпоху, по мере утверждения во всем мире западной демократической модели жизнеустройства, войны становятся достоянием истории.
А что по этому поводу думаете вы?
Задание 31. Как вы понимаете эти выражения?
Элита - это небольшая группа людей, которые отличаются не тем. что обладают лучшими нравственными или творческими качествами, а тем, что обладают наибольшей властью в обществе.
Элита общества - узкий круг избранных людей, располагающих большой властью и не меньшими деньгами, обитает на вершине социальной пирамиды.
К элите обычно относят представителей деловых и финансовых кругов, специалистов в области внешней политики и обороны.
Задание 32. Как существо политическое, человек проявляет разную степень активности. Политологи считают, что лишь 10 — 20 % людей действительно политически активны, а 80 - 90% - политически равнодушны.
Согласны ли вы с этим утверждением? Пассивность и активность в данном случае - черта личности или следствие условий, сложившихся в обществе? А сами вы считаете себя политически активными или пассивными?
Задание 33. Субъектами политики называют всех, кто, так или иначе, участвует в политической жизни. Являются ли субъектами политики граждане, партии, организации, класс, государство, этнос?
Задание 34. Может ли политика быть нравственной? «Политика - дело грязное». Так думают и обыватели, и специалисты в области политики. Например, Н.А. Бердяев писал, что у него сформировалось стойкое отвращение к политике, поскольку она всегда основана на лжи. Согласны ли вы с этим мнением? Свой ответ аргументируйте.
Задание 35. Приведите примеры из истории и современности, иллюстрирующие проявления политического экстремизма. Каково ваше отношение к этому явлению? свор": ответ аргументируйте.
Задание 36. Политологи считают, что 10% успеха лидера зависит от того, что он говорит, и 60% - от того, какое впечатление он производит.
Присмотритесь к нашим политикам. Можете ли вы среди них найти иллюстрацию данного положения? А может быть, неверна исходная формула? Тогда замените ее и составьте правильную, снабдив ее конкретными примерами.
Задание 37. Сравните традиционное, легальное, харизматическое лидерство. Что общего и что различного у этих типов лидерства?
Задание 38. Какой из политических лидеров прошлого или современности вам интересен больше других? Попытайтесь, опираясь на комплекс факторов, перечисленных М. Херманн, его охарактеризовать.
Задание 39. У. Черчилль говорил: «Отличие государственного деятеля от политика в том, что политик ориентируется на следующие выборы, а государственный деятель - на следующие поколения». Согласны ли вы с этим утверждением? Аргументируйте свой ответ.
Задание 40. Вообразите, что вы - организатор митинга. Какие действия вы бы предприняли?
А. Оповестил бы о митинге своих политических сторонников.
Б. Оповестил бы политических сторонников и политических оппонентов.
В. Предоставлял бы слово всем желающим.
Г. Предоставлял бы слово только своим сторонникам.
Д. Попытался бы обличить своих политических оппонентов, призвал бы к беспощадной борьбе с ними.
Свой выбор обоснуйте.
Контрольные вопросы по элективному курсу
1. В чем заключается роль политики в общественной жизни?
2. Как соотносятся политика и власть?
3. Каковы особенности развития политических партий в современной России?
4. Можно ли утверждать, что в современной России сформировалась многопартийная система?
5. Какие тенденции в развитии современной российской многопартийности вы могли бы выделить?
6. Чем можно объяснить усиление политической активности предпринимательских организаций и профсоюзов в РФ?
7. Какие качества человека могут позволить ему стать политическим лидером?
8. Какие качества необходимы для политического лидера в современной России?
9. Существуют ли различия между лидером и политиком?
10. Определите роль и значение средств массовой информации в политической жизни.
11. Какие виды участия в политической жизни вы знаете?
12. Чем опасен абсентеизм?
13. Насколько важен голос одного человека на выборах?
14. Существуют ли в реальной жизни действительно свободные выборы и каким характеристикам они должны соответствовать?
15. В чем состоит опасность популизма?
16. Какие факторы влияют на решение человека при голосовании за определенного кандидата?
17. Какие формы гражданских инициатив вы знаете? Приведите примеры из жизни вашего города, района, улицы.
18. Противоречат ли друг другу понятия «гражданин страны» и «гражданин мира»?
!9. Что вы понимаете под политической речью? Приведите примеры из реальной политической жизни.
20. Чему посвящаются политические выступления? Приведите примеры из реальной политической жизни.
21. Каковы отличительные черты политических выступлений? Приведите примеры из реальной политической жизни.
22. Какую роль умение или неумение выступать играет в судьбе политических лидеров? Приведите примеры из реальной политической жизни.
23. Каким образом обычный гражданин может повлиять на принимаемые властями решения?
24. Какие из предложенных способов являются законными, а какие - нет?
25. Какие действия, на ваш взгляд, окажутся наиболее эффективными?
26. Что такое политическая пропаганда?
27. Каковы наиболее распространенные примеры политической пропаганды? В чем ее значение?
28. Где мы сталкиваемся с политической пропагандой?
29. Зачем нужна политическая пропаганда?
30. Как воздействует политическая пропаганда на людей?
31. Охарактеризуйте основные функции политического лидерства.
32. Что такое избирательная кампания? Какие события являются ее началом, какие - окончанием?
33. Охарактеризуйте основные этапы избирательной кампании.
34. Что такое политическое поведение?
35. По каким признакам различают формы политического поведения?
36. Чем определяются возможности регулирования политического поведения?
37. Каковы основные мотивы политического поведения?
38. Охарактеризуйте причины политических конфликтов.
39. Каковы пути предотвращения и разрешения конфликтов?
40. Назовите пассивные формы политического поведения.
41. Каковы мотивы активного политического поведения?
42.Чем опасно экстремистское поведение?
43. Каковы возможности политического поведения?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс "Основы православной культуры"
Элективный курс "Основы православной культуры". Программа курса предлагается учащимся 9 – 10 классов общеобразовательной школы. Она направлена на развитие жизненных навыков старшеклассников, связан...
Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная
Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...
ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ Требования к элективным курсам
ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫТребования к элективным курсамИзбыточность (их должно быть много).Кратковременность (6–16 часов).Оригинальность содержания, названия.Курс должен заканчиваться определенным результатом ...
Программа элективного курса для 11 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (11 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс
Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...
Программа элективного курса для 10 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (10 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс
Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ» В СТАРШИХ КЛАССАХ (Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 класса)
РЕЦЕНЗИЯна программу элективного курса«Серебряный век русской поэзии» в старших классахучителя русского языка и литературы МБОУ « Тогурская СОШ» Ольги Георгиевны Зиновой.Элективный курс «Серебряный ве...