Технология формирования толерантности у старшеклассников. Презентация
методическая разработка по обществознанию (10, 11 класс)

Раздобурдина Елена Алексеевна

В презентации раскрывается последовательность методов  и приёмов работы  в технологии педагогической деятельности по формированию толерантности у обучающихся старших классов. Раскрывается алгоритм действий учителя, применяющего методику критического мышления и методику проблемного обучения и воспитания. Интересен опыт автора в воспитательной работе с учащимися  в современном непростом мире.Материал может быть использован на уроках и классных часах в старших классах.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Технология формирования толерантности у старшеклассников

Слайд 2

Технология педагогической деятельности предполагает определенный алгоритм действий , определенную последовательность педагогических методов и приемов. В основе технологии: методика критического мышления; методика проблемного обучения и воспитания.

Слайд 3

Алгоритм технологии

Слайд 4

Главные принципы предлагаемой технологии, как любой интерактивной технологии принцип сотрудничества , предполагающий учет личностных и возрастных особенностей обучающихся; принцип интенсивного диалога (общения) между учащимися, учащимися и учителем (классным руководителем); принцип сочетания коллективной деятельности (всего коллектива, групп учащихся) и индивидуальной ; принцип свободы выбора как права существования личной точки зрения; принцип позитивности оценивания - преобладание положительных эмоций у воспитателя в процессе оценивания, стремление отметить достижения личности; рефлексия - самоанализ деятельности учащегося и учителя.

Слайд 5

I этап технологии «Фаза вызова» - создание проблемной ситуации, вызов устойчивого интереса учащихся к обсуждению проблемы.

Слайд 6

1 шаг. Проблемное задание Владельцу гостиницы необходимо разместить постояльцев, но количество мест ограничено. Как правильно поступить в этой ситуации?

Слайд 7

Семья пенсионеров из Твери. Семья студентов из Воронежа (один из которых – гражданин Нигерии) с сыном. Двое мужчин из Мурманска, жаждущих уединения. Семья из 6 человек, члены общины «Свидетели Иеговы». Семья с ребенком-инвалидом с детства. Цыган (кузнец) с женой из Ставрополя. Семья скотоводов из калмыцкого хотона, 5 человек. Семья чеченского военнослужащего. Семья грузинского винодела из Панкиси. Трое таджикских строителей, работающих в соседнем поселке. Семья из 3 человек из Львова. Семья чернокожих миссионеров из США. Мулла из Казани. Группа скинхедов из Санкт-Петербурга. Кампания парней и девушек из Самары, 6человек.

Слайд 8

2 шаг. Обсуждение и поиск решения в группе

Слайд 9

3 шаг. Выступление с опорой на алгоритм ответа ПОПС – формула *Позиция (Мы думаем, что …) *Объяснения (Потому, что …) *Пример (Например …) *Следствие (Следовательно …)

Слайд 10

II этап технологии «Фаза осмысления» — работа учащихся с информацией, овладение знаниями по определенной проблеме.

Слайд 11

1 шаг. Учащиеся читают вслух тексты «Что такое толерантность?». 2 шаг. Каждой группе необходимо решить одно проблемное задание . 3 шаг. Выступление по проблеме.

Слайд 12

Одна из учениц представила следующее понимание толерантности «Я считаю, что толерантность — это качество, которое должен воспитывать в себе каждый человек . Быть толерантным — значит быть терпимым к другим нациям, традициям, культурам. Если кто-то не такой, как ты, то это не значит, что он хуже. Понятие толерантности неразрывно связано с моралью и правом. Например, каждый человек имеет право исповедовать любую религию, независимо от его национальности, места нахождения. Значит, осуждая другие религии, не принимая их, мы нарушаем права этих людей. Самые простейшие нормы морали не допускают публичного унижения человека, личности, оскорбления личного достоинства только потому, что он - иудей или католик».

Слайд 13

4 шаг. Знакомство с информацией о межнациональных конфликтах в современной России и в мире, о ситуации с мигрантами в крупных городах (Интернет-ресурсы) Могут быть выступления учащихся с сообщениями по проблеме толерантности.

Слайд 14

5 шаг . Решение проблемных заданий с выходом на дискуссионные формы работы 1. Обсуждаем: Как создать толерантное общество? Применяем метод «мозгового штурма»

Слайд 15

Метод «мозгового штурма» 1. Создание банка идей (учитель записывает на доске все идеи учащихся). Критика и комментирование не допускается. Регламент – 10-15 минут. 2. Коллективное обсуждение идей и предложений. Важно найти рациональное в любом из предложений, попытаться совместить их в целое. Регламент – 5-10 минут. 3. Выбор наиболее перспективных решений с точки зрения имеющихся ресурсов. Регламент – 10 минут.

Слайд 16

2. Обсуждаем Исходя из анализа многообразия культур в мире и России, многонационального состава класса, обсудите пути ознакомления с культурой собственного народа, культурами других народов . Составьте проект по изучению культуры своего народа.

Слайд 17

III этап технологии Рефлексия, высказывание собственного мнения по проблеме толерантности .

Слайд 18

Можно предложить варианты рефлексии: 1. Самостоятельно оцените значение толерантности для современной России. Свою оценку аргументируйте (ПОПС- формула) 2. Составьте синквейн «Толерантность».

Слайд 19

Правила составления синквейна 1 строка Ключевое слово – существительное. 2 строка Два прилагательных, характеризующих данное понятие. 3 строка Три глагола, выражающих действие понятия. 4 строка Фраза из 4 слов; короткое предложение, в котором автор высказывает свое отношение к понятию. 5 строка Существительное – одно слово – резюме, которое позволяет выразить личное отношение.

Слайд 20

3. Составьте кластер Кластер — графическая организация материала («пучок», «созвездие»). Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки – лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее. Это форма подведения итогов.

Слайд 21

4. Заполните анкету (индивидуально или в группах, обсуждая) № п/п Высказывание Согласен Не согласен Скорее согласен, чем не согласен Скорее не согласен, чем согласен Не знаю 1. Каждый цивилизованный человек должен воспитывать в себе толерантность. 2. Толерантность проявляется к любым взглядам и мнениям. 3. Нельзя проявлять толерантность к взглядам, которые могут вызывать беспорядки. 4. Следует запрещать взгляды и мнения, противоречащие нормам морали.

Слайд 22

Технология формирования толерантности у старшеклассников


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание толерантности у старшеклассников

Наиболее частые обращения классных руководителей за помощью к психологу - проблема межличностных отношений в классе, в основе которых часто лежат явления нетерпимости. Обстановка в стране, в обществе ...

Диагностика уровня сформированности толерантности у старшеклассников

Материал предназначен классным руководителям, педагогам в работе с детьми...

Технологии формирования и развития толерантности учащихся

Презентация «Социальные и психологические факторы и технологии формирования и развития толерантности участников образовательного процесса» может послужить алгоритмом развития чувства толерантност...

ТЕЗИСЫ О ВОСПИТАНИИ ТОЛЕРАНТНОСТИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

В статье представлены средства воспитания толерантности у старшеклассников на уроках английского языка.Статья носит описательный характер....

презентация " Формирование толерантного сознания и поведения обучающихся на уроках Всеобщей истории

В условиях глобализации мира, на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и свободного развития личности. На уроках истории, начиная с пятого класса необходимо...

«Формирование толерантных межнациональных отношений у старшеклассников»

Презентация покажет основные причины возникновения межнационального конфликта. А при помощи методов, приёмов и упражнений поможет недопустить подобного в вашей школе....