«Формирование толерантных межнациональных отношений у старшеклассников»
презентация к уроку по русскому языку (9, 11 класс) на тему
Презентация покажет основные причины возникновения межнационального конфликта. А при помощи методов, приёмов и упражнений поможет недопустить подобного в вашей школе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель работы: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность средств, способствующих формированию культуры межнациональных отношений. Объект исследования: процесс формирования культуры межнациональныго общения у девятиклассников МБОУ «Байсаровская ООШ». Предмет: совокупность средств, направленных на формирование культуры межэтнических отношений. Задачи: -при помощи анкетирования выяснить отношения девятиклассников к лицам других национальностей; -изучить основные средства формирования доброжелательных международных отношений; -разработать методическую систему, направленную на развитие толерантного межнационального общения; -провести эксперимент с целью апробации разработанной методической системы; -определить её эффективность.
«Мы жители одной планеты, пассажиры одного корабля» (А. де Сент-Экзюпери)
Сотрудничество Прощение
Экономические Культурно-языковые Религиозные Историческое прошлое народов Этнодемографические Основные причины возникновения межнациональных конфликтов
Этапы эксперимента: 1.Диагностический 2.Организационный 3.Практический 4.Обобщающий
Результаты анкетирования: (сформированность межнациональной культуры)
2. Изученная нами литература: Абдулкаримов, Г.Г. Об опыте работы по формированию у детей этнической толерантности В.И. Буренко, Н.Е. Иванюшкин «Воспитание культуры межнационального общения» Погодина А.А. «Программа по формированию толерантности у подростков в рамках классного коллектива». Рубан Л. С. «Дилемма XXI века: толерантность и конфликт»
3.Виды работ, использованные нами: 1) показ фильмов культур различных народов с последующим обсуждением; 2) словарная работа; 3) сравнивали пословицы и поговорки; 4) проводили конкурсы рисунков; 5) просматривали книги о культурах и традициях разных национальностей; 6) проводили лекции; 7) организовали конкурс сочинений; 8)проводили театрализованные сценки; 9)проводили игры с атрибутами разных народов
Упражнение «Мировое приветствие» Россия - объятие и троекратное лобызание поочерёдно в обе щеки; Китай – лёгкий поклон со скрещенными на груди руками; Франция – рукопожатие и поцелуй в обе щеки; Индия – лёгкий поклон, ладони вытянуты по бокам; Япония – лёгкий поклон, ладони прижаты друг к другу перед грудью; Испания - поцелуй в щёку, ладони лежат на предплечья партнёра; Германия – простое рукопожатие и взгляд в глаза; Малайзия – мягкое рукопожатие обеими руками, касание только кончиками пальцев; Эскимосы – потереться друг о друга носами.
Игра «Чем мы похожи?» Приглашаются в круг (члены группы сидят в кругу) один из участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Например: «Таня, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос», Таня выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом. Делается вывод: в любом человеке можно найти сходство с собой.
4. Результаты проекта: (анкета Доминик Де Сент Марса)
На огромной на планете очень разные есть дети: Тихие и шумные, глупые и умные, Есть худые, есть толстушки, молчуны и хохотушки. Кто-то ростом невелик, кто-то слабый ученик. Кто- то рыж, а кто-то бел, кто-то в играх неумел. Ни над кем нельзя смеяться, никого нельзя дразнить. Нужно очень постараться, словно братьев всех любить. И тогда на белом свете так чудесно будет жить !
Предварительный просмотр:
VII РЕСПУБЛИКАНСКИЙ
МОЛОДЕЖНЫЙ ФОРУМ
НАШ ТАТАРСТАН
Тематическая площадка «Территория мира и согласия»
Направления площадки: формирование межнациональных отношений
МБОУ «Байсаровская основная общеобразовательная школа»
Актанышского района
Тема проекта: «Формирование толерантных межнациональных отношений у старшеклассников»
Выполнила:учитель русского
языка и литературы
Шарифуллина А.В.
2017
Введение
Многие беды, которые обрушились на наши плечи, возникают из-за нашей вспыльчивости, недоверия и нетерпимости. Причём все они в большей мере характеризуют не взрослых людей, а подростков. Большинство конфликтов, возникающих в столь юном возрасте, имеют националистическую почву. Агрессивность, жестокость людям других наций – недостатки воспитания, на борьбу с которыми направлены все силы общества. В наше время возрастает волна преступности среди молодёжи. В силу этих обстоятельств необходимо воспитывать в молодых толерантное отношение к другим народам.
Россия — многонациональное государство, отличающееся большим этнокультурным многообразием. К сожалению, межнациональные конфликты в нашей стране встречаются сплошь и рядом. Отсюда и вытекает актуальность нашего исследования, ведь в нынешнее время проблема формирования межнационального отношения приобретает большое значение. Тема межэтнического столкновения является предметом обсуждение международных организаций, парламентов и правительств, а также деятелей образования.
Цель работы - теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность средств, способствующих формированию культуры межнациональных отношений.
Объектом исследования является процесс формирования культуры межнациональных отношений у девятиклассников МБОУ «Байсаровская ООШ».
Предмет – совокупность средств, направленных на формирование культуры межэтнических отношений.
Методологическую основу составили труды Г.Г.Абдулкаримова, Т.Д.Дмитриева, А.С.Макаренко, А.А.Погодиной, В.А.Сухомлинского.
Изучение методической литературы по данному исследованию позволило выдвинуть гипотезу: предполагается, что формирование совокупности средств, направленных на улучшение международных отношений девятиклассников будет успешно реализовываться во внеурочной деятельности.
Для реализации цели исследования необходимо решение следующих задач:
-при помощи анкетирования выяснить отношения девятиклассников к лицам других национальностей;
-изучить основные средства формирования доброжелательных международных отношений;
-разработать методическую систему, направленную на развитие толерантного межнационального общения;
-провести эксперимент с целью апробации разработанной методической системы;
-определить её эффективность.
При создании методической системы были применены следующие методы исследования:
- описательно-аналитический: изучение и проблемный анализ социальных, психолого-педагогических, лингвистических, методических источников теоретического и практического характера;
- социально-педагогический: анализ программ, учебников, методических пособий по данной теме;
- статистический: количественный и качественный анализ анкет;
-экспериментальный: проведение констатирующего и обучающего эксперимента.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты расширяют научные представления формирования межэтнических отношений у подростков.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его методические разработки, направленные на развитие международного общения обучающихся, можно применять в преподавательской деятельности.
Оглавление
Введение…………………………………………………………………….…..…….2
Причины и типы возникновения межнациональных конфликтов.……………..…5
Отношения подростков к межнациональным конфликтам………………………..6
Формирования культуры межнациональных отношений у девятиклассников…..7
Заключение…………………………………………………………………….…..….9
Список использованной литературы……………………………………………….10
Приложения
Причины и типы возникновения межнациональных конфликтов
Для того чтобы не допустить среди подростков международные конфликты, необходимо разобраться, почему возникают разногласия между представителями разных этносов.
Так, основными причинами межнационального конфликта являются:
1) экономические причины - борьба этносов за право на использование земли и природных ресурсов;
2) социальные причины - требования равенства перед законом, в образовании, работе, особенно на престижные места в органах власти;
3) культурно - языковые причины - требования сохранения, возрождения и развития родного языка.
4) конфессиональными, религиозными причины.
5) Историческое прошлое конфликтующих народов.
6) Этнодемографические - изменение соотношения численности контактирующих народов.
Типы межнациональных конфликтов:
1) конфликты стереотипов (этнические группы четко не осознают причины противоречий, но в отношении оппонента создают негативный образ "нежелательного соседа", армяно-азербайджанский конфликт);
2) конфликт идей: выдвижение тех или иных притязаний, обоснование "исторического права" на государственность, на территорию (Эстония, Литва, Татарстан, в своё время идея Уральской республики);
3) конфликт действий: митинги, демонстрации, пикеты, принятие институциональных решений, открытые столкновения.
Отношения подростков к межнациональным конфликтам
Российские подростки ХХI века, принадлежащие к разным этносам, испытывают колоссальную нагрузку со стороны коренных жителей России. Для того чтобы облегчить данную ситуацию, необходимо разработать план по предотвращению националистических конфликтов.
С целью выяснения отношения подростков нашей школы к людям принадлежащим другим нациям, был проведён социологический опрос, вопросы и ответы которого представлены в приложении1.
Так, мы выяснили, что в нашей школе учатся 82% татар и 18% русских.
Чтобы узнать отношения подростков к межнациональному общению, были опрошены учащиеся 7-9 классов (19 человек).
Данные опроса показали следующее: 8(42%) учеников считают, что межэтническому общению главным образом помогает знание языка, 2 (10%)- стремление к диалогу, 3 (16%) знание культуры и традиций, 6 (32%) не смогли ответить на вопрос. К стереотипу «Россия для русских» положительно относятся 2 (10%), отрицательно 10 (53%), 7 (37%) не смогли ответить на вопрос. На вопрос «Как вы считаете, тот факт, что в России живут люди многих национальностей, приносит ей в целом больше пользы или больше вреда?» положительно ответили 6 (32%), отрицательно 10(53%), не ответили 3 (15%). Неприязнь по отношению к представителям другой национальности чувствуют 5 (26%), 8 (42%) ощущают безразличие, 6 (32%) воздержались от ответа. 79% чувствуют себя в многонациональном обществе комфортно, 4 (21%) неудобно. На национальность обращают внимание 3 (16%) опрошенных, 16 (84%) безразлично. Предметом получения знаний о мировых религиях 10 (53%) учащихся назвали историю, 6 (32%) обществознание, 2 (10%) литературу, 26 (5%) географию, хотя практически на всех предметах можно развивать межнациональные доброжелательные отношения. 9 (47%) учеников относятся к дружбе с людьми разных национальностей положительно, 7 (37%) нейтрально, 3 (16 %) отрицательно.
Таким образом, социологический опрос даёт представление о ситуации, царящей в нашей школе. Несмотря на то, что процентное соотношение невелико, можно сделать вывод, что нашим подросткам есть куда стремиться в общении с людьми других национальностей. Значит, проблема межэтнического общения существует не только в России, но и в нашей школе. Именно этому и будет посвящено наше исследование.
Формирование культуры межнациональных отношений у девятиклассников
Школьный возраст – это начало осознанного восприятия мира, когда в человеке закладываются критерии добра и зла, порядочности и лживости, смелости и трусости. Поэтому эти возраста является одним из основных этапов воспитания, в котором воспитываются основные принципы гуманной жизни.
У подрастающего поколения необходимо формировать уважение к другим народам и культурам, готовность к деловому сотрудничеству и взаимодействию, совместному решению общечеловеческих проблем; нужно научить уважать любого человека, представителя иной социокультурной группы; стимулировать желание познавать разные культуры; формировать толерантность к этническим культурам, учить предотвращать или творчески преодолевать конфликты. Необходимо формировать знания, умения и навыки поведения толерантного, принимающего, позитивно-активного в отношениях с другими расами, этносами, народами, нациями.
Одной из форм патриотического и интернационального воспитания, прочно вошедших в практику детских учреждений, возглавляемых А.С. Макаренко, были проводимые ежегодно походы и экскурсии по республикам и областям нашей многонациональной страны, из которых воспитанники выносили глубокие впечатления и обогащенные чувства дружбы народов и любви к Родине.
В.А. Сухомлинский обращал внимание на то, что воспитание детей в духе дружбы народов надо начинать задолго до школы. Важную роль в этом процессе он отводил семье. Именно в семье, подчеркивал он, закладываются первоосновы формирования интернациональных чувств.
В современном образовании практически отсутствуют методики для формирования культуры межнациональных отношений в рамках школьного образования. Мы постарались её создать.
Эксперимент мы провели в МБОУ «Байсаровская ООШ» с учениками 9-го класса, ведь они стоят перед порогом во взрослую жизнь, где они повстречают лиц разных национальностей.
Исследовательская работа состояла из 4 этапов: диагностический, организационный, практический, обобщающий.
С целью выявления уровня формирования межнациональных отношений был проведён социологический опрос, его результаты представлены в приложении 2. На данном этапе мы выяснили, что, в частности у девятиклассников, есть проблемы межэтнического общения.
На следующем этапе мы на дополнительном часу внедряли различные методы и приёмы по формированию толерантных межнациональных отношений. А именно:
1) создали и показали аудио - видео с высокохудожественными фильмами культур различных народов (татарского, башкирского, русского, украинского и др.) с последующим обсуждением;
2) проводили словарную работу по разным языкам;
3) сравнивали пословицы и поговорки нескольких народов;
4) чтобы возродить духовные ценности, проводили конкурсы рисунков на темы: «Дружба народов», «В единстве - наша сила»;
5) просматривали книги о культурах и традициях разных национальностей;
6) проводили лекции на темы: «Традиции народов нашей страны», «Моя многонациональная страна», «Я горжусь своей страной и её народом»;
7) организовали конкурс сочинений, презентаций на тему: «Традиции наций»;
8)провели конкурс стенгазет с целью ознакомления учащихся с культурой и традициями других народов;
9)проводили театрализованные сценки с участием девятиклассниками;
10)проводили игры с атрибутами разных народов.
Эту работу мы провели с сентября по декабрь, 1 раз в неделю (и на уроках литературы).
Чтобы проверить эффективность проделанной работы, при помощи анкеты Доминик Де Сент Марса мы выяснили, что в среднем у детей количество кружочков 6 (из возможных 8), что говорит о сформированности толерантности у девятиклассников. (Результаты методики даны в приложении 3).
Таким образом, мы можем сделать вывод, что предложенная нами методика помогла улучшить межэтническую культуру девятиклассников.
Заключение
Подводя итоги нашему исследованию, мы выяснили, что проблема межнациональных конфликтов действительно есть и решать её необходимо немедленно. Все возрастающее недоверие людей друг к другу ведёт к конфликтам не только на бытовом, но и на глобальном уровне. Это особенно опасно для нашей страны, так как Россия – многонациональное государство. Хуже всего то, что проблема межэтнических конфликтов коснулась и подростковой среды, и результаты проведённого нами исследования подтвердили это.
Нам удалось выявить основные причины такого социального явления как межнациональные конфликты.
Прежде всего, мы считаем, что причина нарастающих конфликтов кроется в самих людях, в их отношении к представителям другой национальности. Во-вторых, наше государство не имеет четкой политики, направленной на предупреждение данных конфликтов. В-третьих, большинство подобных конфликтов остаются без внимания, так как воспринимаются правоохранительными органами как конфликты на бытовом уровне. Кроме того, мы считаем, что одним из основных способов предупреждения межэтнических конфликтов, должна стать толерантность, то есть необходимо пропагандировать мир, уважение к чужим культурам, традициям.
Чтобы избежать конфликтов в подростковой среде, необходимо уже со школьной скамьи учить детей любить и уважать всех людей, к какой национальности они бы ни принадлежали. Нужно уметь доверять и помогать друг другу, в противном случае мы никогда не сможем ужиться в нашей стране, и конфликты будут продолжаться и в следующих поколениях.
Список использованной литературы
- Абдулкаримов, Г.Г. Об опыте работы по формированию у детей этнической толерантности [Текст]/ Г.Г.Абдулкаримов // Дополнительное образование. – 2002. – № 2.
- Бателаан П. Межкультурное образование - больше, чем долг [Текст]/П .Бателаан. – М.: Просвещение, 2012. – С.243
- Воспитание культуры межнационального общения: Методические рекомендации (Составители В.И. Буренко, Н.Е. Иванюшкин и другие). - М., 2010. – 134 с.
- М.М. Есжанова. Воспитание толерантности.//Воспитание школьника 2010, №4
- Погодина А.А. «Программа по формированию толерантности у подростков в рамках классного коллектива».
- Рубан Л. С. "Дилемма XXI века: толерантность и конфликт, М., 2006, Academia
Приложение 1
Анкетирование
1.Межэтническому общению главным образом помогают:
знание языка
стремление к диалогу
знание культуры и традиций
общее дело
Другое
2.Как вы относитесь к идее «Россия для русских»?
положительно
отрицательно
затрудняюсь ответить
3.Россия – многонациональная страна. Как вы считаете, тот факт, что в России живут люди многих национальностей, приносит ей в целом больше пользы или больше вреда?
больше пользы
больше вреда
затрудняюсь ответить
4.Некоторые люди испытывают раздражение или неприязнь по отношению к представителям той или иной национальности. Каково Ваше отношение?
испытываю неприязнь к некоторым национальностям
отношусь ко всем людям одинаково вне зависимости от национальности
затрудняюсь ответить
5.Как Вы чувствуете себя в многонациональном обществе?
комфортно
не удобно
6. Обращаете ли вы внимание на национальность людей при общении?
да
нет
7.Какой предмет в школах или университетах, по Вашему мнению, нужен для получения знаний о мировых религиях
история
общество
литература
география
8.Как Вы относитесь к дружбе людей разных национальностей?
положительно
нейтрально
отрицательно
Приложение 2
Результаты
1.Межэтническому общению главным образом помогают:
знание языка -8ч.
стремление к диалогу -2ч.
знание культуры и традиций -3ч
затрудняюсь ответить -6ч.
2.Как вы относитесь к идее «Россия для русских»?
положительно 2ч
отрицательно 10ч
затрудняюсь ответить 7ч
3.Россия – многонациональная страна. Как вы считаете, тот факт, что в России живут люди многих национальностей, приносит ей в целом больше пользы или больше вреда?
больше пользы 6ч.
больше вреда 10ч.
затрудняюсь ответить 3ч.
4.Некоторые люди испытывают раздражение или неприязнь по отношению к представителям той или иной национальности. Каково Ваше отношение?
испытываю неприязнь 5ч.
отношусь ко всем людям одинаково 8ч.
затрудняюсь ответить 6ч.
5.Как Вы чувствуете себя в многонациональном обществе?
комфортно 15ч.
не удобно 4ч.
6. Обращаете ли вы внимание на национальность людей при общении?
да 3ч.
нет 16ч.
7.Какой предмет в школах или университетах, по Вашему мнению, нужен для получения знаний о мировых религиях
история 10ч.
общество 6ч.
литература 2ч.
география 1ч.
8.Как Вы относитесь к дружбе людей разных национальностей?
положительно 9ч.
нейтрально 7ч.
отрицательно 3ч.
Приложение3
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ ДЕТЕЙ
(По материалам ЮНЕСКО. Автор Доминик Де Сент Марс)
«Толерантность в кругу друзей»;
В каждой серии восемь незаконченных предложений. Под каждой картинкой расположены два варианта ответов, которыми можно закончить предложение. Детям предлагается из двух вариантов ответа выбрать тот, который ему кажется наиболее подходящим. В тесте толерантный ответ обозначен кружочком, нетолерантный - точкой, ответы расположены в случайном порядке.
Для определения уровня толерантности подсчитываете, сколько каждый испытуемый выбрал кружков. Чем больше кружков, тем более он толерантен. Следует подсчитать общий уровень толерантности испытуемого и уровень толерантности в каждой из сфер.
Этим тестом следует воспользоваться до начала обучения по нашей программе «Формирование толерантности в межличностных и межнациональных отношениях» и по окончании обучения. Результаты сравниваются, делаются выводы.
1.Наташа плохо одета...
· Это не имеет значения. 7ч.
· Ты вместе со своими друзьями будешь ее дразнить. 0ч.
2.Твой знакомый мальчик - другой национальности, он соблюдает традиции своего народа…
· Ты скажешь ему, что это смешно. 2ч.
· Ты попросишь его рассказать тебе об этом. 5ч.
3.Кожа Джона не такого цвета, как твоя...
· Ты попытаешься поближе с ним познакомиться. 6ч.
· Ты скажешь, что тебе не нравятся люди такого цвета, как он. 1ч.
4.Старичок впереди тебя идет очень медленно...
· Ты толкнешь его, чтобы скорее пройти. 0ч.
· Ты придержишь дверь, чтобы он прошел. 7ч.
5.Ты мальчик, тебя посадили за одну парту с девочкой...
· Ты скажешь, что все девчонки глупые. 2ч.
· Ты поболтаешь с ней. 5ч.
6.Ты девочка, тебя посадили за одну парту с мальчиком...
· Ты скажешь, что все мальчишки глупые. 2ч.
· Ты поболтаешь с ним. 5ч.
7.Ты видишь, что кого-то бьют...
· Ты защитишь его 4ч.
· Ты сделаешь вид, будто ничего не видел 3ч.
8.Тебя знакомят с ребенком, который передвигается только в инвалидной коляске...
· Ты поговоришь с ним, как с любым другим человеком, 4ч.
· Ты сделаешь вид, что не заметил его. 3ч.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Формирование культуры межнациональных отношений в поликультурном пространстве"
Статья содержит материалы исследований среди учащихся по вопросам межнациональных отношений....
презентация к уроку обществознания "Толерантность в межнациональных отношениях"
Задачи урока.•Определить, в чем заключается межэтническое сотрудничество.•Рассмотреть причины и сущность межэтнических конфликтов.•Узнать основные способы регулирования межэтнических отношений.•...
Педагогические условия формирования культуры межнациональных отношений у школьников.
Педагогические отношения формирования культуры межнациональных отношений у школьников....
Статья "Толерантность в межнациональных отношениях"
В статье представлен собственный опыт при работе в группе со студентами разных национальностей....
Деятельность ГБПОУ «Арзамасский коммерческо-технический техникум» по воспитанию культуры толерантности и гармонизации межнациональных отношений
Деятельность по воспитанию культуры толерантности в Арзамасском коммерческо-техническом техникуме реализуется в рамках программы по гармонизации межнациональных отношений и формированию то...
Управленческий проект «Проектирование системы работы школы по формированию культуры межнациональных отношений».
Управленческий проект был подготовлен в рамках программы профессиональной переподготовки "Менеджмент в образовании"...
Классный час "Формирование толерантности по отношению к детям с ограниченными возможностями здоровья"
Формирование толерантного отношения к детям с ОВЗ должно формироваться в учащихся как в рамках семейного воспитания, так и в рамках внеклассной работы....