Рабочая программа по обществознанию 6-9 классы
рабочая программа по обществознанию (6, 7, 8, 9 класс)

Вера Алексеевна Попова

Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Контруктором программ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obshchestvoznanie.docx861.5 КБ

Предварительный просмотр:

        

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»

Рабочая программа по обществознанию составлена на основе положений и требований к результатам освоения основной образовательной программы, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, в соответствии с Концепцией преподавания учебного предмета «Обществознание» (2018 г.), а также с учётом федеральной рабочей программы воспитания. Обществознание играет ведущую роль в выполнении школой функции интеграции молодёжи в современное общество: учебный предмет позволяет последовательно раскрывать учащимся подросткового возраста особенности современного общества, различные аспекты взаимодействия в современных условиях людей друг с другом, с основными институтами государства и гражданского общества, регулирующие эти взаимодействия социальные нормы.

Изучение обществознания, включающего знания о российском обществе и направлениях его развития в современных условиях, об основах конституционного строя нашей страны, правах и обязанностях человека и гражданина, способствует воспитанию российской гражданской идентичности, готовности к служению Отечеству, приверженности национальным ценностям. Привлечение при изучении обществознания различных источников социальной информации помогает обучающимся освоить язык современной культурной, социально-экономической и политической коммуникации, вносит свой вклад в формирование метапредметных умений извлекать необходимые сведения, осмысливать, преобразовывать и применять их.

Изучение обществознания содействует вхождению обучающихся в мир культуры и общественных ценностей и в то же время открытию и утверждению собственного «Я», формированию способности к рефлексии, оценке своих возможностей и осознанию своего места в обществе.

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»

Целями обществоведческого образования в основной школе являются:

  • воспитание общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, приверженности базовым ценностям нашего народа;
  • развитие у обучающихся понимания приоритетности общенациональных интересов, приверженности правовым принципам, закреплённым в Конституции Российской Федерации и законодательстве Российской Федерации;
  • развитие личности на исключительно важном этапе её социализации – в подростковом возрасте, становление её духовно-нравственной, политической и правовой культуры, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; развитие интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю; мотивации к высокопроизводительной, наукоёмкой трудовой деятельности;
  • формирование у обучающихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний и доступной по содержанию для школьников подросткового возраста; освоение учащимися знаний об основных сферах человеческой деятельности, социальных институтах, нормах, регулирующих общественные отношения, необходимые для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
  • владение умениями функционально грамотного человека (получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства);
  • создание условий для освоения обучающимися способов успешного взаимодействия с различными политическими, правовыми, финансово-экономическими и другими социальными институтами для реализации личностного потенциала в современном динамично развивающемся российском обществе;
  • формирование опыта применения полученных знаний и умений для выстраивания отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий в общегражданской и в семейно-бытовой сферах; для соотнесения своих действий и действий других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

 В соответствии с учебным планом обществознание изучается с 6 по 9 класс. Общее количество времени на четыре года обучения составляет 136 часов. Общая недельная нагрузка в каждом году обучения составляет 1 час.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

7 КЛАСС

Социальные ценности и нормы.

Общественные ценности. Свобода и ответственность гражданина. Гражданственность и патриотизм. Гуманизм.

Социальные нормы как регуляторы общественной жизни и поведения человека в обществе. Виды социальных норм. Традиции и обычаи.

Принципы и нормы морали. Добро и зло. Нравственные чувства человека. Совесть и стыд.

Моральный выбор. Моральная оценка поведения людей и собственного поведения. Влияние моральных норм на общество и человека.

Право и его роль в жизни общества. Право и мораль.

Человек как участник правовых отношений.

Правоотношения и их особенности. Правовая норма. Участники правоотношений. Правоспособность и дееспособность. Правовая оценка поступков и деятельности человека. Правомерное поведение. Правовая культура личности.

Правонарушение и юридическая ответственность. Проступок и преступление. Опасность правонарушений для личности и общества.

Права и свободы человека и гражданина Российской Федерации. Гарантия и защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации. Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации. Права ребёнка и возможности их защиты.

Основы российского права.

Конституция Российской Федерации – основной закон. Законы и подзаконные акты. Отрасли права.

Основы гражданского права. Физические и юридические лица в гражданском праве. Право собственности, защита прав собственности.

Основные виды гражданско-правовых договоров. Договор купли-продажи. Права потребителей и возможности их защиты. Несовершеннолетние как участники гражданско-правовых отношений.

Основы семейного права. Важность семьи в жизни человека, общества и государства. Условия заключения брака в Российской Федерации. Права и обязанности детей и родителей. Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей.

Основы трудового права. Стороны трудовых отношений, их права и обязанности. Трудовой договор. Заключение и прекращение трудового договора. Рабочее время и время отдыха. Особенности правового статуса несовершеннолетних при осуществлении трудовой деятельности.

Виды юридической ответственности. Гражданско-правовые проступки и гражданско-правовая ответственность. Административные проступки и административная ответственность. Дисциплинарные проступки и дисциплинарная ответственность. Преступления и уголовная ответственность. Особенности юридической ответственности несовершеннолетних.

Правоохранительные органы в Российской Федерации. Структура правоохранительных органов Российской Федерации. Функции правоохранительных органов.

8 КЛАСС

Человек в экономических отношениях.

Экономическая жизнь общества. Потребности и ресурсы, ограниченность ресурсов. Экономический выбор.

Экономическая система и её функции. Собственность.

Производство – источник экономических благ. Факторы производства. Трудовая деятельность. Производительность труда. Разделение труда.

Предпринимательство. Виды и формы предпринимательской деятельности.

Обмен. Деньги и их функции. Торговля и её формы.

Рыночная экономика. Конкуренция. Спрос и предложение. Рыночное равновесие. Невидимая рука рынка. Многообразие рынков.

Предприятие в экономике. Издержки, выручка и прибыль. Как повысить эффективность производства.

Заработная плата и стимулирование труда. Занятость и безработица.

Финансовый рынок и посредники (банки, страховые компании, кредитные союзы, участники фондового рынка). Услуги финансовых посредников.

Основные типы финансовых инструментов: акции и облигации.

Банковские услуги, предоставляемые гражданам (депозит, кредит, платёжная карта, денежные переводы, обмен валюты). Дистанционное банковское обслуживание. Страховые услуги. Защита прав потребителя финансовых услуг.

Экономические функции домохозяйств. Потребление домашних хозяйств. Потребительские товары и товары длительного пользования. Источники доходов и расходов семьи. Семейный бюджет. Личный финансовый план. Способы и формы сбережений.

Экономические цели и функции государства. Налоги. Доходы и расходы государства. Государственный бюджет. Государственная бюджетная и денежно-кредитная политика Российской Федерации. Государственная политика по развитию конкуренции.

Человек в мире культуры.

Культура, её многообразие и формы. Влияние духовной культуры на формирование личности. Современная молодёжная культура.

Наука. Естественные и социально-гуманитарные науки. Роль науки в развитии общества.

Образование. Личностная и общественная значимость образования в современном обществе. Образование в Российской Федерации. Самообразование.

Политика в сфере культуры и образования в Российской Федерации.

Понятие религии. Роль религии в жизни человека и общества. Свобода совести и свобода вероисповедания. Национальные и мировые религии. Религии и религиозные объединения в Российской Федерации.

Что такое искусство. Виды искусств. Роль искусства в жизни человека и общества.

Роль информации и информационных технологий в современном мире. Информационная культура и информационная безопасность. Правила безопасного поведения в Интернете.

.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные и метапредметные результаты представлены с учётом особенностей преподавания обществознания в основной школе.

Планируемые предметные результаты и содержание учебного предмета распределены по годам обучения с учётом входящих в курс содержательных модулей (разделов) и требований к результатам освоения основной образовательной программы, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также с учётом федеральной рабочей программы воспитания. Содержательные модули (разделы) охватывают знания об обществе и человеке в целом, знания всех основных сфер жизни общества и знание основ российского права. Представленный в программе вариант распределения модулей (разделов) по годам обучения является одним из возможных.

Научным сообществом и представителями высшей школы предлагается такое распределение содержания, при котором модуль (раздел) «Основы российского права» замыкает изучение курса в основной школе.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты воплощают традиционные российские социокультурные и духовно-нравственные ценности, принятые в обществе нормы поведения, отражают готовность обучающихся руководствоваться ими в жизни, во взаимодействии с другими людьми, при принятии собственных решений. Они достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в процессе развития у обучающихся установки на решение практических задач социальной направленности и опыта конструктивного социального поведения по основным направлениям воспитательной деятельности, в том числе в части:

Гражданского воспитания:

готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; представление о способах противодействия коррупции; готовность к разнообразной созидательной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; активное участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтёрство, помощь людям, нуждающимся в ней). 

Патриотического воспитания:

осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе; проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам России, государственным праздникам; историческому, природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.

Духовно-нравственного воспитания:

ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков; свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства.

Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни; осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья; соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде;

способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;

умение принимать себя и других, не осуждая;

сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.

Трудового воспитания:

установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; уважение к труду и результатам трудовой деятельности; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей. 

Экологического воспитания:

ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценка возможных последствий своих действий для окружающей среды; повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности. 

Ценности научного познания:

ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, о взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира; овладение основными навыками исследовательской деятельности; установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия. 

Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;

способность обучающихся во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других;

способность действовать в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей; осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефицит собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие;

навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефицит собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие;

умение распознавать конкретные примеры понятия по характерным признакам, выполнять операции в соответствии с определением и простейшими свойствами понятия, конкретизировать понятие примерами, использовать понятие и его свойства при решении задач (далее – оперировать понятиями), а также оперировать терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития;

умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;

умение оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;

способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы, формируемые при изучении обществознания:

1. Овладение универсальными учебными познавательными действиями.

Базовые логические действия:

выявлять и характеризовать существенные признаки социальных явлений и процессов;

устанавливать существенный признак классификации социальных фактов, основания для их обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;

с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;

предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;

выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;

выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;

делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;

самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).

Базовые исследовательские действия:

использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;

формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;

формулировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;

проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;

оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования;

самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;

прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.

Работа с информацией:

применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;

выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;

находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;

самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации;

оценивать надёжность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно;

эффективно запоминать и систематизировать информацию.

2. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями.

Общение:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения;

выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;

распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;

понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;

в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;

сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

публично представлять результаты выполненного исследования, проекта;

самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.

Совместная деятельность:

понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;

принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);

выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды;

оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой.

3. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями.

Самоорганизация:

выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;

ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений в группе);

самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;

составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом объекте;

делать выбор и брать ответственность за решение.

Самоконтроль:

владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;

давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;

учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;

объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;

вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;

оценивать соответствие результата цели и условиям.

Эмоциональный интеллект:

различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;

выявлять и анализировать причины эмоций;

ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;

регулировать способ выражения эмоций.

Принятие себя и других:

осознанно относиться к другому человеку, его мнению;

признавать своё право на ошибку и такое же право другого;

принимать себя и других, не осуждая;

открытость себе и другим;

осознавать невозможность контролировать всё вокруг.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

7 КЛАСС

Социальные ценности и нормы

  • осваивать и применять знания о социальных ценностях; о содержании и значении социальных норм, регулирующих общественные отношения;
  • характеризовать традиционные российские духовно-нравственные ценности (в том числе защита человеческой жизни, прав и свобод человека, гуманизм, милосердие); моральные нормы и их роль в жизни общества;
  • приводить примеры гражданственности и патриотизма; ситуаций морального выбора; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм;
  • классифицировать социальные нормы, их существенные признаки и элементы;
  • сравнивать отдельные виды социальных норм;
  • устанавливать и объяснять влияние социальных норм на общество и человека;
  • использовать полученные знания для объяснения (устного и письменного) сущности социальных норм;
  • определять и аргументировать с опорой на обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт своё отношение к явлениям социальной действительности с точки зрения социальных ценностей; к социальным нормам как регуляторам общественной жизни и поведения человека в обществе;
  • решать познавательные и практические задачи, отражающие действие социальных норм как регуляторов общественной жизни и поведения человека;
  • овладевать смысловым чтением текстов обществоведческой тематики, касающихся гуманизма, гражданственности, патриотизма;
  • извлекать информацию из разных источников о принципах и нормах морали, проблеме морального выбора;
  • анализировать, обобщать, систематизировать, оценивать социальную информацию из адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций в СМИ, соотносить её с собственными знаниями о моральном и правовом регулировании поведения человека;
  • оценивать собственные поступки, поведение людей с точки зрения их соответствия нормам морали;
  • использовать полученные знания о социальных нормах в повседневной жизни;
  • самостоятельно заполнять форму (в том числе электронную) и составлять простейший документ (заявление);
  • осуществлять совместную деятельность, включая взаимодействие с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности на основе гуманистических ценностей, взаимопонимания между людьми разных культур.

Человек как участник правовых отношений

  • осваивать и применять знания о сущности права, о правоотношении как социальном и юридическом явлении; правовых нормах, регулирующих типичные для несовершеннолетнего и членов его семьи общественные отношения; правовом статусе гражданина Российской Федерации (в том числе несовершеннолетнего); правонарушениях и их опасности для личности и общества;
  • характеризовать право как регулятор общественных отношений, конституционные права и обязанности гражданина Российской Федерации, права ребёнка в Российской Федерации;
  • приводить примеры и моделировать ситуации, в которых возникают правоотношения, и ситуации, связанные с правонарушениями и наступлением юридической ответственности; способы защиты прав ребёнка в Российской Федерации; примеры, поясняющие опасность правонарушений для личности и общества;
  • классифицировать по разным признакам (в том числе устанавливать существенный признак классификации) нормы права, выделяя существенные признаки;
  • сравнивать (в том числе устанавливать основания для сравнения) проступок и преступление, дееспособность малолетних в возрасте от 6 до 14 лет и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет;
  • устанавливать и объяснять взаимосвязи, включая взаимодействия гражданина и государства, между правовым поведением и культурой личности; между особенностями дееспособности несовершеннолетнего и его юридической ответственностью;
  • использовать полученные знания для объяснения сущности права, роли права в обществе, необходимости правомерного поведения, включая налоговое поведение и противодействие коррупции, различий между правомерным и противоправным поведением, проступком и преступлением; для осмысления личного социального опыта при исполнении типичных для несовершеннолетнего социальных ролей (члена семьи, учащегося, члена ученической общественной организации);
  • определять и аргументировать с опорой на обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт своё отношение к роли правовых норм как регуляторов общественной жизни и поведения человека;
  • решать познавательные и практические задачи, отражающие действие правовых норм как регуляторов общественной жизни и поведения человека, анализировать жизненные ситуации и принимать решения, связанные с исполнением типичных для несовершеннолетнего социальных ролей (члена семьи, учащегося, члена ученической общественной организации);
  • овладевать смысловым чтением текстов обществоведческой тематики: отбирать информацию из фрагментов Конституции Российской Федерации и других нормативных правовых актов, из предложенных учителем источников о правах и обязанностях граждан, гарантиях и защите прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, о правах ребёнка и способах их защиты и составлять на их основе план, преобразовывать текстовую информацию в таблицу, схему;
  • искать и извлекать информацию о сущности права и значении правовых норм, о правовой культуре, о гарантиях и защите прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, выявлять соответствующие факты из разных адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций СМИ с соблюдением правил информационной безопасности при работе в Интернете;
  • анализировать, обобщать, систематизировать, оценивать социальную информацию из адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций СМИ, соотносить её с собственными знаниями о правовом регулировании поведения человека, личным социальным опытом; используя обществоведческие знания, формулировать выводы, подкрепляя их аргументами;
  • оценивать собственные поступки и поведение других людей с точки зрения их соответствия правовым нормам: выражать свою точку зрения, участвовать в дискуссии;
  • использовать полученные знания о праве и правовых нормах в практической деятельности (выполнять проблемные задания, индивидуальные и групповые проекты), в повседневной жизни для осознанного выполнения гражданских обязанностей (для реализации и защиты прав человека и гражданина, прав потребителя, выбора профессии и оценки собственных перспектив в профессиональной сфере с учётом приобретённых представлений о профессиях в сфере права, включая деятельность правоохранительных органов); публично представлять результаты своей деятельности (в рамках изученного материала, включая проектную деятельность), в соответствии с темой и ситуацией общения, особенностями аудитории и регламентом;
  • самостоятельно заполнять форму (в том числе электронную) и составлять простейший документ при получении паспорта гражданина Российской Федерации;
  • осуществлять совместную деятельность, включая взаимодействие с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности на основе национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур.

Основы российского права

  • осваивать и применять знания о Конституции Российской Федерации, других нормативных правовых актах, содержании и значении правовых норм, об отраслях права, о правовых нормах, регулирующих типичные для несовершеннолетнего и членов его семьи общественные отношения (в гражданском, трудовом и семейном, административном, уголовном праве); о защите прав несовершеннолетних; о юридической ответственности (гражданско-правовой, дисциплинарной, административной, уголовной); о правоохранительных органах; об обеспечении безопасности личности, общества и государства, в том числе от терроризма и экстремизма;
  • характеризовать роль Конституции Российской Федерации в системе российского права; правоохранительных органов в защите правопорядка, обеспечении социальной стабильности и справедливости; гражданско-правовые отношения, сущность семейных правоотношений; способы защиты интересов и прав детей, оставшихся без попечения родителей; содержание трудового договора, виды правонарушений и виды наказаний;
  • приводить примеры законов и подзаконных актов и моделировать ситуации, регулируемые нормами гражданского, трудового, семейного, административного и уголовного права, в том числе связанные с применением санкций за совершённые правонарушения;
  • классифицировать по разным признакам виды нормативных правовых актов, виды правонарушений и юридической ответственности по отраслям права (в том числе устанавливать существенный признак классификации);
  • сравнивать (в том числе устанавливать основания для сравнения) сферы регулирования различных отраслей права (гражданского, трудового, семейного, административного и уголовного), права и обязанности работника и работодателя, имущественные и личные неимущественные отношения;
  • устанавливать и объяснять взаимосвязи прав и обязанностей работника и работодателя, прав и обязанностей членов семьи; традиционных российских ценностей и личных неимущественных отношений в семье;
  • использовать полученные знания об отраслях права в решении учебных задач: для объяснения взаимосвязи гражданской правоспособности и дееспособности; значения семьи в жизни человека, общества и государства; социальной опасности и неприемлемости уголовных и административных правонарушений, экстремизма, терроризма, коррупции и необходимости противостоять им;
  • определять и аргументировать своё отношение к защите прав участников трудовых отношений с опорой на знания в области трудового права, к правонарушениям, формулировать аргументированные выводы о недопустимости нарушения правовых норм;
  • решать познавательные и практические задачи, отражающие типичные взаимодействия, регулируемые нормами гражданского, трудового, семейного, административного и уголовного права;
  • овладевать смысловым чтением текстов обществоведческой тематики: отбирать информацию из фрагментов нормативных правовых актов (Гражданский кодекс Российской Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации, Трудовой кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Уголовный кодекс Российской Федерации), из предложенных учителем источников о правовых нормах, правоотношениях и специфике их регулирования, преобразовывать текстовую информацию в таблицу, схему;
  • искать и извлекать информацию по правовой тематике в сфере гражданского, трудового, семейного, административного и уголовного права: выявлять соответствующие факты из разных адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций СМИ с соблюдением правил информационной безопасности при работе в Интернете;
  • анализировать, обобщать, систематизировать, оценивать социальную информацию из адаптированных источников(в том числе учебных материалов) и публикаций СМИ, соотносить её с собственными знаниями об отраслях права (гражданского, трудового, семейного, административного и уголовного) и личным социальным опытом; используя обществоведческие знания, формулировать выводы, подкрепляя их аргументами, о применении санкций за совершённые правонарушения, о юридической ответственности несовершеннолетних;
  • оценивать собственные поступки и поведение других людей с точки зрения их соответствия нормам гражданского, трудового, семейного, административного и уголовного права;
  • использовать полученные знания о нормах гражданского, трудового, семейного, административного и уголовного права в практической деятельности (выполнять проблемные задания, индивидуальные и групповые проекты), в повседневной жизни для осознанного выполнения обязанностей, правомерного поведения, реализации и защиты своих прав; публично представлять результаты своей деятельности (в рамках изученного материала, включая проектную деятельность), в соответствии с темой и ситуацией общения, особенностями аудитории и регламентом;
  • самостоятельно заполнять форму (в том числе электронную) и составлять простейший документ (заявление о приёме на работу);
  • осуществлять совместную деятельность, включая взаимодействие с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности, на основе национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур.

8 КЛАСС

Человек в экономических отношениях

  • осваивать и применять знания об экономической жизни общества, её основных проявлениях, экономических системах, собственности, механизме рыночного регулирования экономики, финансовых отношениях, роли государства в экономике, видах налогов, основах государственной бюджетной и денежно-кредитной политики, о влиянии государственной политики на развитие конкуренции;
  • характеризовать способы координации хозяйственной жизни в различных экономических системах; объекты спроса и предложения на рынке труда и финансовом рынке; функции денег;
  • приводить примеры способов повышения эффективности производства; деятельности и проявления основных функций различных финансовых посредников; использования способов повышения эффективности производства;
  • классифицировать (в том числе устанавливать существенный признак классификации) механизмы государственного регулирования экономики;
  • сравнивать различные способы хозяйствования;
  • устанавливать и объяснять связи политических потрясений и социально-экономических кризисов в государстве;
  • использовать полученные знания для объяснения причин достижения (недостижения) результатов экономической деятельности; для объяснения основных механизмов государственного регулирования экономики, государственной политики по развитию конкуренции, социально-экономической роли и функций предпринимательства, причин и последствий безработицы, необходимости правомерного налогового поведения;
  • определять и аргументировать с точки зрения социальных ценностей и с опорой на обществоведческие знания, факты общественной жизни своё отношение к предпринимательству и развитию собственного бизнеса;
  • решать познавательные и практические задачи, связанные с осуществлением экономических действий, на основе рационального выбора в условиях ограниченных ресурсов; с использованием различных способов повышения эффективности производства; отражающие типичные ситуации и социальные взаимодействия в сфере экономической деятельности; отражающие процессы;
  • овладевать смысловым чтением, преобразовывать текстовую экономическую информацию в модели (таблица, схема, график и пр.), в том числе о свободных и экономических благах, о видах и формах предпринимательской деятельности, экономических и социальных последствиях безработицы;
  • извлекать информацию из адаптированных источников, публикаций СМИ и Интернета о тенденциях развития экономики в нашей стране, о борьбе с различными формами финансового мошенничества;
  • анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать и критически оценивать социальную информацию, включая экономико-статистическую, из адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций СМИ, соотносить её с личным социальным опытом; используя обществоведческие знания, формулировать выводы, подкрепляя их аргументами;
  • оценивать собственные поступки и поступки других людей с точки зрения их экономической рациональности (сложившиеся модели поведения производителей и потребителей; граждан, защищающих свои экономические интересы; практики осуществления экономических действий на основе рационального выбора в условиях ограниченных ресурсов; использования различных способов повышения эффективности производства, распределения семейных ресурсов, для оценки рисков осуществления финансовых мошенничеств, применения недобросовестных практик);
  • приобретать опыт использования знаний, включая основы финансовой грамотности, в практической деятельности и повседневной жизни для анализа потребления домашнего хозяйства, структуры семейного бюджета; составления личного финансового плана; для выбора профессии и оценки собственных перспектив в профессиональной сфере; выбора форм сбережений; для реализации и защиты прав потребителя (в том числе финансовых услуг), осознанного выполнения гражданских обязанностей, выбора профессии и оценки собственных перспектив в профессиональной сфере;
  • приобретать опыт составления простейших документов (личный финансовый план, заявление, резюме);
  • осуществлять совместную деятельность, включая взаимодействие с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности, на основе гуманистических ценностей, взаимопонимания между людьми разных культур.

Человек в мире культуры

  • осваивать и применять знания о процессах и явлениях в духовной жизни общества, о науке и образовании, системе образования в Российской Федерации, о религии, мировых религиях, об искусстве и его видах; об информации как важном ресурсе современного общества;
  • характеризовать духовно-нравственные ценности (в том числе нормы морали и нравственности, гуманизм, милосердие, справедливость) нашего общества, искусство как сферу деятельности, информационную культуру и информационную безопасность;
  • приводить примеры политики российского государства в сфере культуры и образования; влияния образования на социализацию личности; правил информационной безопасности;
  • классифицировать по разным признакам формы и виды культуры;
  • сравнивать формы культуры, естественные и социально-гуманитарные науки, виды искусств;
  • устанавливать и объяснять взаимосвязь развития духовной культуры и формирования личности, взаимовлияние науки и образования;
  • использовать полученные знания для объяснения роли непрерывного образования;
  • определять и аргументировать с точки зрения социальных ценностей и с опорой на обществоведческие знания, факты общественной жизни своё отношение к информационной культуре и информационной безопасности, правилам безопасного поведения в Интернете;
  • решать познавательные и практические задачи, касающиеся форм и многообразия духовной культуры;
  • овладевать смысловым чтением текстов по проблемам развития современной культуры, составлять план, преобразовывать текстовую информацию в модели (таблицу, диаграмму, схему) и преобразовывать предложенные модели в текст;
  • осуществлять поиск информации об ответственности современных учёных, о религиозных объединениях в Российской Федерации, о роли искусства в жизни человека и общества, о видах мошенничества в Интернете в разных источниках информации;
  • анализировать, систематизировать, критически оценивать и обобщать социальную информацию, представленную в разных формах (описательную, графическую, аудиовизуальную), при изучении культуры, науки и образования;
  • оценивать собственные поступки, поведение людей в духовной сфере жизни общества;
  • использовать полученные знания для публичного представления результатов своей деятельности в сфере духовной культуры в соответствии с особенностями аудитории и регламентом;
  • приобретать опыт осуществления совместной деятельности при изучении особенностей разных культур, национальных и религиозных ценностей.

 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 7 КЛАСС

№ п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

Всего

Контрольные работы

Практические работы

Раздел 1. Социальные ценности и нормы

1.1

Социальные ценности

 2

 0

 0

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4170e4

1.2

Социальные нормы

 2

 0

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4170e4

1.3

Мораль и моральный выбор. Право и мораль

 8

 1

 0

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4170e4

Итого по разделу

 12

Раздел 2. Человек как участник правовых отношений

2.1

Правоотношения

 3

 0

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4170e4

2.2

Правонарушения и их опасность для личности и общества

 2

 0

 0

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4170e4

2.3

Защита прав и свобод человека и гражданина

 2

 0

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4170e4

Итого по разделу

 7

Раздел 3. Основы российского права

3.1

Как устроено российское право

 1

 0

 0

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4170e4

3.2

Основы гражданского права

 2

 1

 0

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4170e4

3.3

Основы семейного права

 2

 0

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4170e4

3.4

Основы трудового права

 2

 0

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4170e4

3.5

Виды юридической ответственности

 2

 0

 0

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4170e4

3.6

Правоохранительные органы в Российской Федерации

 3

 0

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4170e4

Итого по разделу

 12

Защита проектов, итоговое повторение

 3

 1

 0

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4170e4

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

 34

 3

 6

 8 КЛАСС

№ п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

Всего

Контрольные работы

Практические работы

Раздел 1. Человек в экономических отношениях

1.1

Экономика — основа жизнедеятельности человека

 5

 1

 0

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f419196

1.2

Рыночные отношения в экономике

 5

 0

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f419196

1.3

Финансовые отношения в экономике

 5

 0

 0

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f419196

1.4

Домашнее хозяйство

 1

 0

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f419196

1.5

Экономические цели и функции государства

 4

 1

 0

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f419196

Итого по разделу

 20

Раздел 2. Человек в мире культуры

2.1

Культура, её многообразие и формы

 1

 0

 0

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f419196

2.2

Наука и образование в Российской Федерации

 4

 0

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f419196

2.3

Роль религии в жизни общества

 2

 0

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f419196

2.4

Роль искусства в жизни человека

 2

 0

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f419196

2.5

Роль информации в современном мире

 2

 0

 0

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f419196

Итого по разделу

 11

Защита проектов, итоговое повторение

 3

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f419196

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

 34

 3

 5

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 6 КЛАСС

№ п/п

Тема урока

Количество часов

Дата изучения

Электронные цифровые образовательные ресурсы

Всего

Контрольные работы

Практические работы

1

Социальное становление человека

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5eb673c

2

Биологическое и социальное в человеке

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5eb68a4

3

Потребности и способности человека

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5eb6a2a

4

Индивид, индивидуальность, личность

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5eb6d90

5

Отношения между поколениями. Особенности подросткового возраста

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5eb6f34

6

Люди с ограниченными возможностями здоровья, их особые потребности и социальная позиция

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5eb70a6

7

Цели, мотивы и виды деятельности

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5eb74b6

8

Познание как вид деятельности

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5eb763c

9

Право человека на образование

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5eb78f8

10

Школьное образование. Права и обязанности учащегося

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5eb7a74

11

Общение и его роль в жизни человека

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5eb7bdc

12

Особенности общения подростков. Общение в современных условиях

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5eb7d58

13

Отношения в малых группах. Групповые нормы и правила. Лидерство в группе

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5eb81b8

14

Межличностные отношения (деловые, личные)

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5eb835c

15

Отношения в семье. Роль семьи в жизни человека и общества

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5eb84ce

16

Семейные традиции. Семейный досуг

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5eb8640

17

Свободное время подростка. Отношения с друзьями и сверстниками

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5eb87b2

18

Конфликты в межличностных отношениях

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5eb8910

19

Повторительно-обобщающий урок по теме "Человек и его социальное окружение"

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5eb8a78

20

Повторительно-обобщающий урок по теме "Человек и его социальное окружение"

 1

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5eb8d48

21

Что такое общество. Связь общества и природы

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5eb8ed8

22

Устройство общественной жизни. Основные сферы жизни общества и их взаимодействие

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5eb9054

23

Социальные общности и группы. Положение человека в обществе

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5eb91c6

24

Что такое экономика?

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5eb932e

25

Политическая жизнь общества. Российская Федерация как государство

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5eb966c

26

Наша страна в начале XXI века

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5eb97de

27

Культурная жизнь. Духовные ценности, традиционные ценности российского народа

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5eb9964

28

Развитие общества

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5eb9aea

29

Развитие общества

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5eb9aea

30

Глобальные проблемы современности и возможности их решения

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5eb9c7a

31

Защита проектов по теме "Духовные ценности российского народа"

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5eba300

32

Защита проектов по теме "Глобальные проблемы современности"

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5eba468

33

Повторительно-обобщающий урок по теме "Общество, в котором мы живем"

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5eba17a

34

Итоговое повторение по теме "Общество и его сферы. Человек в обществе"

 1

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ebab52

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

 34

 2

 0

 7 КЛАСС

№ п/п

Тема урока

Количество часов

Дата изучения

Электронные цифровые образовательные ресурсы

Всего

Контрольные работы

Практические работы

1

Социальные ценности

 1

 1

 0

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ebad0a

2

Гражданственность и патриотизм

 1

 0

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ebae7c

3

Социальные нормы

 1

 0

 0

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ebafee

4

Социальные нормы

 1

 0

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ebb160

5

Нормы и принципы морали

 1

 0

 0

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ebb3f4

6

Нормы и принципы морали

 1

 0

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ebb57a

7

Нравственные чувства человека. Совесть и стыд

 1

 0

 0

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ebb70a

8

Моральный выбор и моральная оценка

 1

 0

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ebb886

9

Влияние моральных норм на общество и человека

 1

 0

 0

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ebbd40

10

Право и его роль в жизни общества. Право и мораль

 1

 0

 0

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ebbee4

11

Обобщающий урок по теме "Социальные ценности и нормы"

 1

 0

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ebc060

12

Повторительно-обобщающий урок по теме "Социальные ценности и нормы"

 1

 1

 0

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ebc1e6

13

Правоотношения и их особенности. Правовые нормы

 1

 0

 0

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ebc358

14

Правомерное поведение

 1

 0

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ebc5b0

15

Правовая культура личности

 1

 0

 0

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ebc970

16

Правонарушение и юридическая ответственность

 1

 0

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ebcae2

17

Правонарушение и юридическая ответственность

 1

 0

 0

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ebcc54

18

Права, свободы, обязанности гражданина Российской Федерации

 1

 0

 0

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ebcdbc

19

Права ребёнка и возможности их защиты

 1

 0

 0

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ebcf24

20

Конституция Российской Федерации - Основной закон. Система права

 1

 0

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ebd08c

21

Основы гражданского права

 1

 0

 0

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ebd1f4

22

Основы гражданского права

 1

 0

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ebd5be

23

Основы семейного права

 1

 0

 0

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ebd74e

24

Основы семейного права

 1

 0

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ebd8c0

25

Основы трудового права

 1

 0

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ebda32

26

Основы трудового права

 1

 0

 0

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ebdbb8

27

Виды юридической ответственности

 1

 0

 0

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ebdd16

28

Особенности юридической ответственности несовершеннолетних

 1

 0

 0

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ebdfd2

29

Правоохранительные органы в Российской Федерации

 1

 0

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ebe144

30

Повторительно-обобщающий урок по теме "Основы российского права"

 1

 0

 0

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ebe2ac

31

Повторительно-обобщающий урок по темам "Человек как участник правовых отношений. Основы российского права"

 1

 1

 0

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ebe414

32

Защита проектов по теме " Гражданин Российской Федерации"

 1

 0

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ebe590

33

Защита проектов по теме "Права и обязанности несовершеннолетних"

 1

 0

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ebf7b0

34

Итоговое повторение по темам «Человек как участник правовых отношений» и "Основы российского права"

 1

 0

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ebfbac

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

 34

 3

 15

 8 КЛАСС

№ п/п

Тема урока

Количество часов

Дата изучения

Электронные цифровые образовательные ресурсы

Всего

Контрольные работы

Практические работы

1

Экономическая жизнь общества

 1

 0

 0

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ebfda0

2

Экономическая система и её функции. Собственность

 1

 1

 0

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ebff6c

3

Производство — источник экономических благ

 1

 0

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec0124

4

Предпринимательство

 1

 0

 0

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec06f6

5

Деньги, обмен, торговля

 1

 0

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec091c

6

Рыночная экономика. Конкуренция. Многообразие рынков

 1

 0

 0

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec0ae8

7

Спрос и предложение. Рыночное равновесие

 1

 0

 0

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec0cb4

8

Предприятие в экономике

 1

 0

 0

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec0e62

9

Заработная плата и стимулирование труда. Занятость и безработица

 1

 0

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec1132

10

Финансовый рынок и финансовые посредники

 1

 0

 0

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec12ea

11

Банковские услуги

 1

 0

 0

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec14b6

12

Страховые услуги

 1

 0

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec175e

13

Финансовая безопасность

 1

 0

 0

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec1920

14

Экономические функции домохозяйств

 1

 0

 0

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec1ae2

15

Потребление домашних хозяйств. Потребительские товары и товары длительного пользования

 1

 0

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec1e70

16

Семейный бюджет и финансовое планирование

 1

 0

 0

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec2046

17

Экономические цели и функции государства

 1

 0

 0

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec21ea

18

Налоги. Государственный бюджет. Государственная политика по развитию конкуренции

 1

 0

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec23a2

19

Повторительно-обобщающий урок по теме "Человек в экономических отношениях"

 1

 0

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec255a

20

Повторительно-обобщающий урок по теме "Человек в экономических отношениях"

 1

 1

 0

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec27f8

21

Культура, её многообразие и формы.

 1

 0

 0

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec29ce

22

Наука. Роль науки в развитии общества

 1

 0

 0

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec2b86

23

Образование в современном обществе

 1

 0

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec2d2a

24

Образование в Российской Федерации. Самообразование

 1

 0

 0

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec305e

25

Политика в сфере культуры и образования в Российской Федерации

 1

 0

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec31da

26

Роль религии в жизни человека и общества

 1

 0

 0

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec3356

27

Национальные и мировые религии. Религии и религиозные объединения в Российской Федерации

 1

 0

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec34c8

28

Что такое искусство. Виды искусств

 1

 0

 0

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec363a

29

Роль искусства в жизни человека и общества

 1

 0

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec38c4

30

Общество и его развитие. Информация и современный мир

 1

 0

 0

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec3f72

31

Роль информации и информационных технологий в современном мире

 1

 0

 0

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec3a5e

32

Повторительно-обобщающий урок по теме "Человек в мире культуры"

 1

 1

 0

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec3bd0

33

Защита проектов по теме по теме "Финансовая грамотность"

 1

 0

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec3d60

34

Итоговое повторение по темам "Человек в экономике", "Человек в мире культуры"

 1

 0

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec40e4

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

 34

 3

 12

 9 КЛАСС

№ п/п

Тема урока

Количество часов

Дата изучения

Электронные цифровые образовательные ресурсы

Всего

Контрольные работы

Практические работы

1

Политика и политическая власть

 1

2

Государство — политическая организация общества

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec4652

3

Политические режимы

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec47ec

4

Формы политического участия. Выборы, референдум

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec4aee

5

Политические партии, их роль в демократическом обществе. Общественно- политические организации

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec4c9c

6

Повторительно-обобщающий урок по теме "Человек в политическом измерении"

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec4e68

7

Основы конституционного строя Российской Федерации

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec53c2

8

Основы конституционного строя Российской Федерации

 1

9

Высшие органы публичной власти в Российской Федерации

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec575a

10

Государственное управление и противодействие коррупции

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec591c

11

Государственно- территориальное устройство Российской Федерации

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec5ae8

12

Местное самоуправление

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec5dcc

13

Конституционный статус гражданина Российской Федерации. Гражданство Российской Федерации

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec5f7a

14

Повторительно-обощающий урок по теме «Гражданин и государство»

 1

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec6150

15

Социальная структура общества

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec64de

16

Социальная мобильность

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec66a0

17

Социальный статус человека в обществе

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec6a4c

18

Социальные роли. Ролевой набор подростка

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec6c40

19

Социализация личности

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec6e0c

20

Семья и ее функции

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec6fce

21

Этнос и нация. Россия- многонациональное государство

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec7190

22

Этнос и нация. Россия- многонациональное государство

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec746a

23

Социальная политика Российского государства

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec55a2

24

Отклоняющееся поведение

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec765e

25

Повторительно-обобщающий урок по теме "Человек в системе социальных отношений"

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec7a0a

26

Информационное общество

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec96de

27

Сущность глобализации

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec98b4

28

Молодёжь — активный участник общественной жизни

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec9a58

29

Профессиии настоящего и будущего

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec9be8

30

Здоровый образ жизни. Мода и спорт

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec9e54

31

Защита проектов, итоговое повторение по теме "Человек в политическом измерении"

 1

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec9fc6

32

Защита проектов, итоговое повторение по теме "Гражданин и государство"

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5eca1ec

33

Защита проектов, итоговое повторение по теме "Человек в системе социальных отношений"

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5eca3d6

34

Защита проектов, итоговое повторение по теме "Человек в современном изменющемся мире"

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5eca552

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

 34

 2

 0

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

• Обществознание 8 класс/ Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Городецкая Н.И. и др. Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
 • Обществознание: 7-й класс: учебник; 1-ое издание 7 класс/ Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Половникова А.В. и др. Акционерное общество «Издательство «Просвещение»

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

http://lesson-history.narod.ru
 Компьютер на уроках истории, обществознания и права
 http://rusolymp.ru/
 Всероссийские олимпиады
 http://edu.tomsk.ru/13.html?title=7
 Ресурсы для учителей истории, обществознания и права (сайт ТОИПКРО)
 http://www.internet-school.ru/
 Интернет-школа «Просвещение.ru»
 http://ege.edu.ru/
 Информационная поддержка ЕГЭ

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

http://www.constitution.ru/
 Сайт «Конституция Российской Федерации»
 http://www.hro.org
 Международные документы по правам человека
 http://www.gdezakon.ru/
 Конституция, кодексы и законы Российской Федерации
 http://www.garant.ru
 Правовая база данных «Гарант»
 http://www.consultant.ru
 Правовая база данных «Консультант-Плюс»
 www.gov.ru
 Портал федеральных органов государственной власти РФ. Сайт Президента РФ,
 Правительства, Совета Федерации, Государственной Думы, ЦИК, высших органов
 судебной власти
 http://www.uznay-prezidenta.ru/
 «Президент России – гражданам школьного возраста». Информация о Президенте,
 Конституции, государственных символах и др. Режим flash – с мультфильмом
 Режим html – обычный
 www.mon.gov.ru
 Сайт министерства образования и науки Российской Федерации
 http://www.democracy.ru
 Раздел «Хочу все знать» - материалы о государственном устройстве, о роли закона, о
 процессе создания законов и их применения, о способах разреше-ния возможных споров.
 Задания для проверки знаний о демократии
 http://www.rossimvolika.ru/http://danur-w.narod.ru/
 Материалы о символики России, история создания символов, фонограммы гимна России.
 http://danur-w.narod.ru/
 Методический материал для педагогов и материалы для учащихся по обществознанию.
 Теория и практикум по обществознанию 8-11 классы. Экзаменационные билеты. Учебная
 программа «Технология интеллектуальной деятельности».
 http://be.economicus.ru/
 М.А.Сторчевой. Основы экономики. Электронная версия учебника по вводному курсу
 экономики.
 http://www.wciom.ru
 Сайт Всероссийского Центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ)
 http://www.levada.ru
 Левада – Центр. Крупейший неправительственный центр изучения общественного мнения
 Методические ресурсы
 http://lesson-history.narod.ru
 Компьютер на уроках истории, обществознания и права
 http://rusolymp.ru/
 Всероссийские олимпиады
 http://edu.tomsk.ru/13.html?title=7
 Ресурсы для учителей истории, обществознания и права (сайт ТОИПКРО)
 http://www.internet-school.ru/
 Интернет-школа «Просвещение.ru»
 http://ege.edu.ru/
 Информационная поддержка ЕГЭ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обществознанию для 5 класса по программе Л.Н. Боголюбова

Рабочая программа является методической разработкой учителя истории и обществознания ГБОУ гимназии № 498 Павловича Романа Сергеевича. Состоит из пояснительной записки, календарно-тематического планиро...

Рабочая программа по обществознанию в 5 классе к учебнику :Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во

Рабочая программа. Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. ...

Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»

Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...

Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...

Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...