конспект и презентация урока на тему "Местное самоуправление" 9 класс
план-конспект урока по обществознанию (9 класс)

Cамданова Инга Борисовна

открытый урок на тему Местное самоуправление в 9 классе по обществознанию

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок на тему: Местное самоуправление

Самданова И.Б.

Класс 9Б

Цель: ознакомление с политической системой РФ, изучение структуры, принципов и функцийорганов местного самоуправления на примере г. Улан-Удэ

Планируемые результаты:

Предметные УУД: определять понятие «местное самоуправление» и основные направления его деятельности, а также порядок организации местного самоуправления на территории города Улан-Удэ; формировать у учеников навыки работы с текстом источника, развитие умений характеризовать роль местного самоуправления в жизни обществана примере Улан-Удэ.

Метапредметные УУД:

Познавательные: самостоятельно находить новые знания и нужную информацию из Устава городского округа г. Улан-Удэ, называть и иллюстрировать примерами принципы устройства местного самоуправления; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; оперировать новыми терминами.

Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении проблем; взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения; правильно использовать речевые средства в соответствии с задачей для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; презентовать свои проекты в ходе выступления.

Регулятивные: прогнозировать результат деятельности, планировать деятельность, время и ресурсы, анализировать ход и результаты собственной деятельности; осуществлять поиск необходимой информации в различных источниках (Конституция, Устав г. Улан-Удэ, учебная литература), а затем анализировать и систематизировать ее

Личностные УУД: реализовать личностные качества; выражать толерантное отношение к людям с противоположными взглядами и убеждениями;воспитывать гражданскую идентичность в форме сознания «Я» как гражданина России, ответственности за свой выбор, за свою малую родину.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: Конституция РФ, ФЗ-№131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», раздаточный материал, учебник, рабочая тетрадь.

План:

  1. Организационный момент.
  2. Введение. Понятие местного самоуправления.
  3. История становления местного самоуправления.
  4. Участие населения в осуществлении местного самоуправления.
  5. Структура органов местного самоуправления.
  6. Полномочия МСУ.
  7. Подведение итогов.

Формы и методы:

1. Исследовательский метод.

2. Метод проблемного изучения.

3. Беседа.

4. Формулирование выводов.

Ход урока

Организационный этап. проверяет готовность обучающихся к уроку; создаёт мотивацию к учебной деятельности; включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Создаёт проблемную ситуации, в результате, которого учащиеся самостоятельно формулируют тему урока, выдвигают цель урока.

Демонстрация видеофрагмента «Выступление В.В. Путина на форуме «Валдай» от 19 сентября 2013 года»

- О чем идет речь в данном выступлении?

- Какие задачи ставит перед гражданами РФ?

- Какие выводы сделалВ.В. Путин?

Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Подумайте на какие вопросы мы должны сегодня ответить.

Вопросы:

  1. Что такое местное самоуправление
  2. Какова его структура
  3. Основные полномочия органов местного самоуправления

Актуализация знаний

Понятие местное самоуправление.

- Какие ассоциации возникают у вас в связи с термином «самоуправление» (ассоциативный ряд фиксируется на доске в виде кластера)

Знакомство с понятием

Обратимся к компетентным источникам: различным справочным изданиям и документам для определения термина.

Самоуправление - внутреннее управление своими местными силами. (толковый словарь В.В. Лопатина)

Самоуправление – право какой-нибудь государственной единицы, области самостоятельно решать дела внутреннего управления и иметь свои правительственные органы (Толковый словарь Д.Н. Ушакова).

Местное самоуправление -система организации деятельности граждан для самостоятельного решения вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических, национально-этнических и иных особенностей, на основе Конституции и законов государства. Осуществляется населением в городских и сельских поселениях через представительные органы власти (муниципальные собрания, советы, комитеты), соответствующие органы управления (местную администрацию), местные референдумы и пр., а также органы территориального общественного самоуправления населения. (Социологический словарь)

Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах,установленныхКонституциейРоссийской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

- Выберите из всех определений наиболее существенные признаки данного понятия.

Признаки местного самоуправления:

1.Самостоятельность и ответственность населения за принятие решений местного характера.

2.Местное самоуправление не входит в систему органов государственной власти.

3. Это особое управленческое звено, осуществляемое самими гражданами.

4.Осуществляется непосредственно (сходы, собрания) или через выборные органы.

История становления местного самоуправления. Местное самоуправление в России имеет глубокие исторические корни. Особое место в истории развития местного самоуправления в России занимает XVI век, поскольку в этот период происходит замена кормления, т. е. системы местного управления через наместников и волостелей, специальными органами самоуправления: губными и земскими учреждениями. В 30-е гг. XVI века в уездах появляются губные учреждения, которые действовали первоначально наряду с наместниками. Выборы губных органов носили всесословный характер: в них принимали участие помещики, служилые люди, крестьяне – все население уезда. В 1555 г. указом Ивана IV вводятся земские учреждения. Они не имели всесословного характера, действовали, как правило, в границах волостей. В XVII в. местное управление бюрократизируется: устанавливается система приказно-воеводского управления на местах. Считается, что развитию местного самоуправления в дореволюционной России дали толчок земская (1864 г.) и городская (1870 г.) реформы Александра II, которые преследовали цель осуществить децентрализацию управления и развить начала местного самоуправления в России. При Александре III были пересмотрены и Положение о земских учреждениях (1890 г.) и Городовое положение (1892 г.).

После Октябрьской революции 1917 г. в СССР был взят курс на ликвидацию старых органов местного самоуправления. С 1990-х гг. начался процесс становления местного самоуправления в России. Так, 9.04.1990 г. был принят Закон СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР», который определил основные направления развития местных органов власти, принципы их формирования и деятельности как органов самоуправления, самоорганизации граждан. С принятием Закона РСФСР от 6.07.1991 г. «О местном самоуправлении в РСФСР» начался процесс реформирования местных органов власти и системы местного самоуправления. Органы местного самоуправления на всей протяженности нашей истории имели разные названия и особенную структуру.

Участие населения в осуществлении местного самоуправления.

А теперь разберемся, каким образом народ через местное самоуправление осуществляет свою власть. Для этого обратимся к Конституции РФ (глава 1 ст. 12, глава 8). (учащиеся работают со статьями Конституции).

Вывод: местные органы власти – это органы которые осуществляют самостоятельную деятельность, т.е. без вмешательства государства, не входят в систему органов государственной власти, не могут назначаться государством, не находятся в подчинении органов государственной власти, избираются населением и ему подконтрольны и подотчетны.

Изучите ст. 130 и 131 Конституции и выясните как гражданами осуществляется местное самоуправление.

Изучите ст.4 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» и выясните что составляет правовую основу местного самоуправления.

Структура органов местного самоуправления.

Чтобы познакомиться со структурой МСУ г. Улан-Удэ нам нужно будет изучить устав города. Этот документ лежит у вас на партах. Задание: составить структуру органов МСУ г. Улан-Удэ и определить основные направления деятельности

Ученики делятся на группы, придумывают название группы, нацелены на работу в группе в течение урока и в конце дают оценочную характеристику работе смежной группы. Работа с документом. У каждой группы индивидуальное задание.Знакомство с полномочиями органов МСУ.

Работа в группах:

1 группа: задание: полномочия мэра г. Улан-Удэ

2 группа: задание: полномочия Городского совета г. Улан-Удэ

3 группа: задание полномочия администрации г. Улан-Удэ

Один из представителей группы выходит и рассказывает о полномочиях МСУ

Итак, у нас получилась структура МСУ г. Улан-Удэ с четким разграничением органов.

Через изучение полномочий и правил формирования органов МСУ кластер дополняется стрелками, показывающими взаимодействие органов МСУ.

Желающие делают комментарий и основные выводы к кластеру на доске.

Вывод: структура органов МСУ состоит из четырех звеньев: Представительное звено, исполнительно-распорядительное, Контрольно-счетная палата и иные органы МСУ.

Учитель еще раз обращает внимание на составленные кластеры и презентацию.

Подведение итогов урока

А теперь давайте сформулируем вместе в чём значение местного самоуправления.

В чём польза местного самоуправления для общества?

  • Совершенствование местного самоуправления обеспечивает привлечение населения к управлению и тем самым способствует дальнейшему развитию демократии.
  • Вовлечение граждан в решение местных проблем влияет на развитие их самосознания, побуждает к активной деятельности.
  • Местные нужды лучше всего знакомы самим жителям.
  • Местное самоуправление развивает в гражданах самостоятельность, энергию и предприимчивость, они перестают ожидать всех благ от правительства, привыкая полагаться на самих себя.
  • Местное самоуправление связывает администрацию с народом. Наряду с частными интересами у гражданина появляются общественные.
  • Местное самоуправление является серьёзной подготовительной школой для государственных деятелей высших категорий, которые через него знакомятся с социальными проблемами рядовых граждан.
  • Развитие самоуправления открывает гражданам возможности принимать на себя ответственность за решение насущных задач, не полагаясь на федеральную власть, что в конечном итоге приводит к становлению гражданского общества.

Рефлексия

Каждая группа дает оценочное суждение работы каждой группы.

Вывод. Большое спасибо за участие в нашем мероприятии. Хочется верить, что каждый из вас став взрослым не останется равнодушным к жизни народа и страны в целом и для этого, как мы поняли сегодня не обязательно быть политиком.

Домашнее задание.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Местное самоуправление Обществознание. 9 класс

Слайд 3

Самоуправление Демократия Народ Управа Ответственность

Слайд 4

Самоуправление - внутреннее управление своими местными силами. Русский толковый словарь В.В. Лопатина Самоуправление – право какой-нибудь государственной единицы, области самостоятельно решать дела внутреннего управления и иметь свои правительственные органы Толковый словарь Д.Н. Ушакова.

Слайд 5

Местное самоуправление – система организации деятельности граждан для самостоятельного решения вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических, национально-этнических и иных особенностей. Осуществляется населением в городских и сельских поселениях через представительные органы власти (муниципальные собрания, советы, комитеты), соответствующие органы управления (местную администрацию), местные референдумы и пр., а также органы территориального общественного самоуправления населения. Социологический словарь

Слайд 6

Местное самоуправление в Российской Федерации – организация деятельности граждан, обеспечивающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения, управление муниципальной собственностью, исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Слайд 7

Признаки местное самоуправление Самостоятельность и ответственность населения за принятие решений местного характера. Местное самоуправление не входит в систему органов государственной власти. Это особое управленческое звено, осуществляемое самими гражданами. Осуществляется непосредственно (сходы, собрания) или через выборные органы.

Слайд 8

Местное самоуправление в Российской империи в конце XIX – начале XX века Дворянское собрание и институт предводителей дворянства (в уезде, в губернии) – орган дворянского самоуправления Земские собрания и земские управы (земства в уезде и губернии) – органы уездного и губернского самоуправления Городские думы и городские управы – органы городского самоуправления Сельский сход, волостной сход – органы крестьянского самоуправления

Слайд 9

Виды муниципальных образований Сельское поселение Городское поселение Муниципальный район Городской округ

Слайд 10

Муниципальное образование (город, городской округ, район, село) (ст. 2 ФЗ-131). Представительный орган собрание, совет, дума, комитет и т.д. Выборный Глава муниципального образования – мэр, староста Органы местного самоуправления Назначаемый Органы местной администрации Исполнительно - распорядительный орган Выборный представительный орган

Слайд 11

работа транспорта состояние дорог обеспечение жилых домов и производственных зданий газом, водой и электричеством ремонт домов работа детских садов, школ, аптек, поликлини­к, магазинов, ремонтных мастерских благоустройство территории населенного пункта своевременная уборка мусора разумное использование муниципальной собственности поддержание об­щественного порядка ?

Слайд 12

Различия между органами местного самоуправления и местной властью Местное самоуправление Местная власть Не входит в систему органов государственной власти (самостоятельно, автономно) Входит в систему органов государственной власти Не контролируется государственной властью Существует на общественных началах Органы выборные Подчиняется и подконтрольна вышестоящим органом государственной власти Существует на деньги налогоплательщиков В большинстве случаев назначаемая Органы имеют сроки полномочий Если назначаемая , то срок службы не установлен Относится к институтам гражданского общества Относится к государственным институтам

Слайд 13

Сходство местного самоуправления и местной власти Решения органов местного самоуправления и органов местной власти обязательны для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм, а также органами местного самоуправления, органами местной власти и гражданами Взаимодействие государственных органов и органов местного самоуправления 1. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. 2. Государственные органы не могут ограничивать самостоятельность местного самоуправления, вторгаться в сферу его компетенции.

Слайд 14

Состав муниципальной собственности Средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды И мущество органов местного самоуправления Муниципальные жилищный фонд и нежилые помещения Муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта, другое движимое и недвижимое имущество

Слайд 15

Местный референдум, выборы Собрания, сходы Выборные и другие органы местного самоуправления (собрание представителей – Дума, муниципальный комитет, глава муниципального образования – мэр, староста) Территориальное общественное самоуправление (советы микрорайонов, уличные, домовые комитеты) Формы осуществления местного самоуправления http://gazetahimki.ru/material/941

Слайд 16

Местное самоуправление придает гражданскому обществу организованное самоуправляющееся начало, способствует более полной самореализации граждан, оказывает положительное воздействие на развитие правового государства.

Слайд 17

ЗАКРЕПЛЕНИЕ 1. Определите, какие проблемы будет решать государство, а какие - органы МСУ. 1.Строительство очистных сооружений в селе; 2.Капитальный ремонт улиц; 3.Утверждение Налогового кодекса; 4.Строительство новой школы; 5.Выплата пенсий; 6. Заключение союзного договора России и Белоруссии; 7. Мероприятия по реформированию армии.

Слайд 18

1.Строительство очистных сооружений в селе. (М/С) 2.Капитальный ремонт улиц. (М/С) 3.Утверждение Налогового кодекса. (ГОС.) 4.Строительство новой школы. (м/с) 5.Выплата пенсий. (ГОС.) 6. Заключение союзного договора России и Белоруссии. (ГОС.) 7. Мероприятия по реформированию армии. (ГОС.) ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРОВЕРИМ:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...

Рабочая программа по географии на основе авторской программы Т.П. Герасимовой 6 класс), И.В. Душиной (7 класс), И.И. Бариновой (8-9 классы) при нагрузке 2 часа в каждом классе основной общеобразовательной школы

Программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедийного обеспечения для использования на уроках географии, также содержит обязательный региональный компонент по географии Ростовской области...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г.

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г....

КТП 5 класс ФГОС 2019-2020,РП 5 класс ФГОС 2020-2021, РП 5 класс ФГОС 2021-2022 , РП 6 класс ФГОС 2022-2023

Учебник алгебра 5 класс. Авторы : Г.В. Дорофеев , С.В. Суворова, Е.А. Бунимович , Л.В. Кузнецова , С.С. Минаева, Л.О. Рослова....