конспект и презентация урока на тему "Местное самоуправление" 9 класс
план-конспект урока по обществознанию (9 класс)
открытый урок на тему Местное самоуправление в 9 классе по обществознанию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_na_temu_mestnoe_samoupravlenie_1.docx | 29.99 КБ |
mestnoe_samoupravlenie_9_klass_1.pptx | 2.25 МБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок на тему: Местное самоуправление
Самданова И.Б.
Класс 9Б
Цель: ознакомление с политической системой РФ, изучение структуры, принципов и функцийорганов местного самоуправления на примере г. Улан-Удэ
Планируемые результаты:
Предметные УУД: определять понятие «местное самоуправление» и основные направления его деятельности, а также порядок организации местного самоуправления на территории города Улан-Удэ; формировать у учеников навыки работы с текстом источника, развитие умений характеризовать роль местного самоуправления в жизни обществана примере Улан-Удэ.
Метапредметные УУД:
Познавательные: самостоятельно находить новые знания и нужную информацию из Устава городского округа г. Улан-Удэ, называть и иллюстрировать примерами принципы устройства местного самоуправления; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; оперировать новыми терминами.
Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении проблем; взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения; правильно использовать речевые средства в соответствии с задачей для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; презентовать свои проекты в ходе выступления.
Регулятивные: прогнозировать результат деятельности, планировать деятельность, время и ресурсы, анализировать ход и результаты собственной деятельности; осуществлять поиск необходимой информации в различных источниках (Конституция, Устав г. Улан-Удэ, учебная литература), а затем анализировать и систематизировать ее
Личностные УУД: реализовать личностные качества; выражать толерантное отношение к людям с противоположными взглядами и убеждениями;воспитывать гражданскую идентичность в форме сознания «Я» как гражданина России, ответственности за свой выбор, за свою малую родину.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: Конституция РФ, ФЗ-№131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», раздаточный материал, учебник, рабочая тетрадь.
План:
- Организационный момент.
- Введение. Понятие местного самоуправления.
- История становления местного самоуправления.
- Участие населения в осуществлении местного самоуправления.
- Структура органов местного самоуправления.
- Полномочия МСУ.
- Подведение итогов.
Формы и методы:
1. Исследовательский метод.
2. Метод проблемного изучения.
3. Беседа.
4. Формулирование выводов.
Ход урока
Организационный этап. проверяет готовность обучающихся к уроку; создаёт мотивацию к учебной деятельности; включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне.
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Создаёт проблемную ситуации, в результате, которого учащиеся самостоятельно формулируют тему урока, выдвигают цель урока.
Демонстрация видеофрагмента «Выступление В.В. Путина на форуме «Валдай» от 19 сентября 2013 года»
- О чем идет речь в данном выступлении?
- Какие задачи ставит перед гражданами РФ?
- Какие выводы сделалВ.В. Путин?
Сформулируйте тему сегодняшнего урока.
Подумайте на какие вопросы мы должны сегодня ответить.
Вопросы:
- Что такое местное самоуправление
- Какова его структура
- Основные полномочия органов местного самоуправления
Актуализация знаний
Понятие местное самоуправление.
- Какие ассоциации возникают у вас в связи с термином «самоуправление» (ассоциативный ряд фиксируется на доске в виде кластера)
Знакомство с понятием
Обратимся к компетентным источникам: различным справочным изданиям и документам для определения термина.
Самоуправление - внутреннее управление своими местными силами. (толковый словарь В.В. Лопатина)
Самоуправление – право какой-нибудь государственной единицы, области самостоятельно решать дела внутреннего управления и иметь свои правительственные органы (Толковый словарь Д.Н. Ушакова).
Местное самоуправление -система организации деятельности граждан для самостоятельного решения вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических, национально-этнических и иных особенностей, на основе Конституции и законов государства. Осуществляется населением в городских и сельских поселениях через представительные органы власти (муниципальные собрания, советы, комитеты), соответствующие органы управления (местную администрацию), местные референдумы и пр., а также органы территориального общественного самоуправления населения. (Социологический словарь)
Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах,установленныхКонституциейРоссийской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
- Выберите из всех определений наиболее существенные признаки данного понятия.
Признаки местного самоуправления:
1.Самостоятельность и ответственность населения за принятие решений местного характера.
2.Местное самоуправление не входит в систему органов государственной власти.
3. Это особое управленческое звено, осуществляемое самими гражданами.
4.Осуществляется непосредственно (сходы, собрания) или через выборные органы.
История становления местного самоуправления. Местное самоуправление в России имеет глубокие исторические корни. Особое место в истории развития местного самоуправления в России занимает XVI век, поскольку в этот период происходит замена кормления, т. е. системы местного управления через наместников и волостелей, специальными органами самоуправления: губными и земскими учреждениями. В 30-е гг. XVI века в уездах появляются губные учреждения, которые действовали первоначально наряду с наместниками. Выборы губных органов носили всесословный характер: в них принимали участие помещики, служилые люди, крестьяне – все население уезда. В 1555 г. указом Ивана IV вводятся земские учреждения. Они не имели всесословного характера, действовали, как правило, в границах волостей. В XVII в. местное управление бюрократизируется: устанавливается система приказно-воеводского управления на местах. Считается, что развитию местного самоуправления в дореволюционной России дали толчок земская (1864 г.) и городская (1870 г.) реформы Александра II, которые преследовали цель осуществить децентрализацию управления и развить начала местного самоуправления в России. При Александре III были пересмотрены и Положение о земских учреждениях (1890 г.) и Городовое положение (1892 г.).
После Октябрьской революции 1917 г. в СССР был взят курс на ликвидацию старых органов местного самоуправления. С 1990-х гг. начался процесс становления местного самоуправления в России. Так, 9.04.1990 г. был принят Закон СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР», который определил основные направления развития местных органов власти, принципы их формирования и деятельности как органов самоуправления, самоорганизации граждан. С принятием Закона РСФСР от 6.07.1991 г. «О местном самоуправлении в РСФСР» начался процесс реформирования местных органов власти и системы местного самоуправления. Органы местного самоуправления на всей протяженности нашей истории имели разные названия и особенную структуру.
Участие населения в осуществлении местного самоуправления.
А теперь разберемся, каким образом народ через местное самоуправление осуществляет свою власть. Для этого обратимся к Конституции РФ (глава 1 ст. 12, глава 8). (учащиеся работают со статьями Конституции).
Вывод: местные органы власти – это органы которые осуществляют самостоятельную деятельность, т.е. без вмешательства государства, не входят в систему органов государственной власти, не могут назначаться государством, не находятся в подчинении органов государственной власти, избираются населением и ему подконтрольны и подотчетны.
Изучите ст. 130 и 131 Конституции и выясните как гражданами осуществляется местное самоуправление.
Изучите ст.4 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» и выясните что составляет правовую основу местного самоуправления.
Структура органов местного самоуправления.
Чтобы познакомиться со структурой МСУ г. Улан-Удэ нам нужно будет изучить устав города. Этот документ лежит у вас на партах. Задание: составить структуру органов МСУ г. Улан-Удэ и определить основные направления деятельности
Ученики делятся на группы, придумывают название группы, нацелены на работу в группе в течение урока и в конце дают оценочную характеристику работе смежной группы. Работа с документом. У каждой группы индивидуальное задание.Знакомство с полномочиями органов МСУ.
Работа в группах:
1 группа: задание: полномочия мэра г. Улан-Удэ
2 группа: задание: полномочия Городского совета г. Улан-Удэ
3 группа: задание полномочия администрации г. Улан-Удэ
Один из представителей группы выходит и рассказывает о полномочиях МСУ
Итак, у нас получилась структура МСУ г. Улан-Удэ с четким разграничением органов.
Через изучение полномочий и правил формирования органов МСУ кластер дополняется стрелками, показывающими взаимодействие органов МСУ.
Желающие делают комментарий и основные выводы к кластеру на доске.
Вывод: структура органов МСУ состоит из четырех звеньев: Представительное звено, исполнительно-распорядительное, Контрольно-счетная палата и иные органы МСУ.
Учитель еще раз обращает внимание на составленные кластеры и презентацию.
Подведение итогов урока
А теперь давайте сформулируем вместе в чём значение местного самоуправления.
В чём польза местного самоуправления для общества?
- Совершенствование местного самоуправления обеспечивает привлечение населения к управлению и тем самым способствует дальнейшему развитию демократии.
- Вовлечение граждан в решение местных проблем влияет на развитие их самосознания, побуждает к активной деятельности.
- Местные нужды лучше всего знакомы самим жителям.
- Местное самоуправление развивает в гражданах самостоятельность, энергию и предприимчивость, они перестают ожидать всех благ от правительства, привыкая полагаться на самих себя.
- Местное самоуправление связывает администрацию с народом. Наряду с частными интересами у гражданина появляются общественные.
- Местное самоуправление является серьёзной подготовительной школой для государственных деятелей высших категорий, которые через него знакомятся с социальными проблемами рядовых граждан.
- Развитие самоуправления открывает гражданам возможности принимать на себя ответственность за решение насущных задач, не полагаясь на федеральную власть, что в конечном итоге приводит к становлению гражданского общества.
Рефлексия
Каждая группа дает оценочное суждение работы каждой группы.
Вывод. Большое спасибо за участие в нашем мероприятии. Хочется верить, что каждый из вас став взрослым не останется равнодушным к жизни народа и страны в целом и для этого, как мы поняли сегодня не обязательно быть политиком.
Домашнее задание.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Местное самоуправление Обществознание. 9 класс
Самоуправление Демократия Народ Управа Ответственность
Самоуправление - внутреннее управление своими местными силами. Русский толковый словарь В.В. Лопатина Самоуправление – право какой-нибудь государственной единицы, области самостоятельно решать дела внутреннего управления и иметь свои правительственные органы Толковый словарь Д.Н. Ушакова.
Местное самоуправление – система организации деятельности граждан для самостоятельного решения вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических, национально-этнических и иных особенностей. Осуществляется населением в городских и сельских поселениях через представительные органы власти (муниципальные собрания, советы, комитеты), соответствующие органы управления (местную администрацию), местные референдумы и пр., а также органы территориального общественного самоуправления населения. Социологический словарь
Местное самоуправление в Российской Федерации – организация деятельности граждан, обеспечивающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения, управление муниципальной собственностью, исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Признаки местное самоуправление Самостоятельность и ответственность населения за принятие решений местного характера. Местное самоуправление не входит в систему органов государственной власти. Это особое управленческое звено, осуществляемое самими гражданами. Осуществляется непосредственно (сходы, собрания) или через выборные органы.
Местное самоуправление в Российской империи в конце XIX – начале XX века Дворянское собрание и институт предводителей дворянства (в уезде, в губернии) – орган дворянского самоуправления Земские собрания и земские управы (земства в уезде и губернии) – органы уездного и губернского самоуправления Городские думы и городские управы – органы городского самоуправления Сельский сход, волостной сход – органы крестьянского самоуправления
Виды муниципальных образований Сельское поселение Городское поселение Муниципальный район Городской округ
Муниципальное образование (город, городской округ, район, село) (ст. 2 ФЗ-131). Представительный орган собрание, совет, дума, комитет и т.д. Выборный Глава муниципального образования – мэр, староста Органы местного самоуправления Назначаемый Органы местной администрации Исполнительно - распорядительный орган Выборный представительный орган
работа транспорта состояние дорог обеспечение жилых домов и производственных зданий газом, водой и электричеством ремонт домов работа детских садов, школ, аптек, поликлиник, магазинов, ремонтных мастерских благоустройство территории населенного пункта своевременная уборка мусора разумное использование муниципальной собственности поддержание общественного порядка ?
Различия между органами местного самоуправления и местной властью Местное самоуправление Местная власть Не входит в систему органов государственной власти (самостоятельно, автономно) Входит в систему органов государственной власти Не контролируется государственной властью Существует на общественных началах Органы выборные Подчиняется и подконтрольна вышестоящим органом государственной власти Существует на деньги налогоплательщиков В большинстве случаев назначаемая Органы имеют сроки полномочий Если назначаемая , то срок службы не установлен Относится к институтам гражданского общества Относится к государственным институтам
Сходство местного самоуправления и местной власти Решения органов местного самоуправления и органов местной власти обязательны для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм, а также органами местного самоуправления, органами местной власти и гражданами Взаимодействие государственных органов и органов местного самоуправления 1. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. 2. Государственные органы не могут ограничивать самостоятельность местного самоуправления, вторгаться в сферу его компетенции.
Состав муниципальной собственности Средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды И мущество органов местного самоуправления Муниципальные жилищный фонд и нежилые помещения Муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта, другое движимое и недвижимое имущество
Местный референдум, выборы Собрания, сходы Выборные и другие органы местного самоуправления (собрание представителей – Дума, муниципальный комитет, глава муниципального образования – мэр, староста) Территориальное общественное самоуправление (советы микрорайонов, уличные, домовые комитеты) Формы осуществления местного самоуправления http://gazetahimki.ru/material/941
Местное самоуправление придает гражданскому обществу организованное самоуправляющееся начало, способствует более полной самореализации граждан, оказывает положительное воздействие на развитие правового государства.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ 1. Определите, какие проблемы будет решать государство, а какие - органы МСУ. 1.Строительство очистных сооружений в селе; 2.Капитальный ремонт улиц; 3.Утверждение Налогового кодекса; 4.Строительство новой школы; 5.Выплата пенсий; 6. Заключение союзного договора России и Белоруссии; 7. Мероприятия по реформированию армии.
1.Строительство очистных сооружений в селе. (М/С) 2.Капитальный ремонт улиц. (М/С) 3.Утверждение Налогового кодекса. (ГОС.) 4.Строительство новой школы. (м/с) 5.Выплата пенсий. (ГОС.) 6. Заключение союзного договора России и Белоруссии. (ГОС.) 7. Мероприятия по реформированию армии. (ГОС.) ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРОВЕРИМ:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект и презентация урока по теме: "Действие электрического тока на человека"
Урок в 9 классе по учебнику С.В.Громов и Н.А. Родина...
Конспект и презентация урока по теме"Первоначальные сведения о строении вещества"
Конспект и презентация урока по теме " Первоначальные сведения о строении вещества". Урок обобщения и закрепления знаний по теме «Первоначальные сведения о строении вещества».При проведении урока...
Конспект и презентация урока русского языка в 5 классе "Обобщение материала по теме "Фонетика"
Данный урок с презентацией разработан для учащихся 5 класса, обучающихся по учебнику Т.А. Ладыженской. Нацелен на обобщение и закрепление знаний учащихся по теме «Фонетика». Игровая форма урока ...
Конспект и презентация урока по теме "Умножение и деление натуральных чисел"
Разработка содержит развернутый конспект урока и презентацию. Конспект урока сопровождается сюжетной линией сказки "Путешествие в изумрудный город", а презентация служит наглядным представлением....
Конспект и презентация урока по теме: Плоды. Разнообразие и значение.
Конспект урока с презентацией по теме: Плоды. Разнообразие и значение....
Конспект и презентация урока на тему "Неопределенные местоимения"
Цель: создать условия для знакомства обучающихся с разрядом неопределённых местоимений , их значением , образованием и правописанием. Задачи урока: Образовательная: организовать деятельность учащ...
конспект с презентацией урока внеклассного чтения в 9 классе "Тема Родины в творчестве поэтов Крыма.".
Внеклассное чтение№ 3 Тема Родины в творчестве поэтов Крыма. ...