Конспект и презентация урока по теме: Плоды. Разнообразие и значение.
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему

Вяльцева Екатерина Александровна

Конспект урока с презентацией по теме: Плоды. Разнообразие и значение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по теме: Плоды. Разнообразие и значение.               (6 класс)

Цель урока: дать определение «плод», «околоплодник», познакомить учащихся с разнообразием и значением плодов.

Планируемые образовательные результаты

       

       Предметные:

  • Усвоение учащимися строения, многообразия и разновидностей плодов, их биологическим значением.
  • Отрабатывать на уроке биологические термины, понятия, определения.

Метапредметные:

  • Умение конструктивно работать с материалом учебника и дополнительного источника;
  • Продолжить формировать умения  приемов сравнения, анализа;
  • Развивать на уроке активную речевую практику;

Личностные:

  • Формирование мировоззренческих представлений учащихся о многообразии и хрупкости живой природы, воспитание трепетного отношения к живой природе, умение видеть прекрасное;
  • Создание условий для развития умений планирования предстоящей деятельности, поиска способов решения проблемы, личностной рефлексии, самооценкой достигнутого;

Решаемые учебные проблемы:

развитие у учащихся навыков самостоятельности и саморазвития.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы: объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, частично – поисковый.

Приёмы: объяснение, беседа, работа с таблицами и наглядным материалом, решение проблемных ситуаций, разгадывание загадок, работа со схемами.

Основное содержание учебного материала: цветок, плод, семязачаток, завязь, опыление, оплодотворение, сухие и сочные плоды, односемянные и многосемянные плоды, способы распространения плодов.

Оборудование: таблицы «Сухие плоды», «Сочные плоды»; коллекции сухих и сочных плодов (натуральные объекты); папки с цветными картинками – «Многообразие плодов», «Образование плода», «Сухие и сочные плоды», «Односемянные и многосемянные» - по одной на парту; карта урока «Плод. Разнообразие и значение» - у каждого ученика.

При планировании урока учитывались возрастные особенности шестиклассников: активность, готовность включаться в разные виды деятельности; стремление выявить свои способности; наличие интереса ко всему новому; желание включаться в познавательную деятельность.

Технологическая карта урока.

Этапы урока

Дидактические задачи урока

Учебная деятельность учителя

Учебная деятельность учащихся

Организационный момент

Подготовка учащихся к работе на занятии

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, организует позитивный психологический настрой урока

Приветствуют учителя. Слушают.

Мотивационный этап.

Обеспечение мотивации и формулирование целей.

Загадывает загадку:

               Весной повис-

               Всё лето кис,

               А сладок стал –

               На землю пал.

(Плод)

Задает вопросы наводящие на тему урока:

Как вы думаете, о чём идёт речь?

Просит сформулировать тему урока.

Задает вопросы выявляющие имеющиеся знания по новой теме::

Что вы можете рассказать о плодах?

А что хотели бы узнать?

Ребята, поставьте цели нашего урока (изучить, узнать)

Обобщает сказанное учащимися.

Отгадывают загадку и формулируют тему урока.

Учащиеся пытаются самостоятельно сформулировать цели урока.

Записывают тему урока в тетрадь.

Актуализация знаний.

Актуализация опорных знаний. Обеспечение первичного восприятия и осмысление знаний.

Задает вопрос:

Рассмотрите плоды на слайде, одинаковы ли они?

Рассматривают и называют различия у плодов.

Изучение нового материала.

Получение и осмысление, запоминание знаний, решение проблемного вопроса.

Предлагает задание:  Найти в §24 определение понятия «плод».   Проговорить его вслух и записать определение в тетради.

Ставит проблемный вопрос: «На месте чего образуются плоды и зачем они нужны»

Создает проблемную ситуацию:

Что же такое плод? Давайте поможем решить спор двум товарищам, один из которых утверждает что кочан капусты это плод, а другой с ним не согласен.  Как Вы думаете, кто из них прав?

 Обобщает ответы учащихся - кочан капусты это не плод, т. к. нет цветка. Кочан – это почка.

Задает вопросы:

На месте чего образуется плод?  

Перечислите, у каких  растений есть плоды.

Создание проблемной ситуации

Есть ли плоды у ели?

Обсуждение ответов учащихся

Как же происходит образование плода?

Предлагает вспомнить строение цветка и выполнить первое задание. (Приложение 1, №1.)

Предлагает ответить на вопросы:

Какие процессы, должны произойти с цветком, чтобы на его месте появился плод?

Что такое  опыление?

Что такое оплодотворение?

Из какой части цветка образуется плод?

Проводит динамическую паузу

А сейчас немножко отдохнём, встаньте.

Представим, что мы легкие семена.

Сдунул ветер нас с цветка (дуют)
И поднял под облака (встают на носочки)
Мы летим, летим, летим,
Приземлиться не хотим. (кружатся)
Вертолетики у клена
Ветерок с собой зовет (манят за собой)
Мы расправим руки-крылья (руки в стороны)
И отправимся в полет.(изображают вертолет)
Парашютик  белый-белый
Тоже с ветром полетел бы
Только ветер стал стихать
Всех на землю опускать (медленно приседают)
Мы на место сядем тоже
И занятие продолжим (садятся на место)

Организует самостоятельную работу с коллекцией плодов.

 Разделите на группы плоды и заполните схему «Классификация плодов». (Приложение 1, №2.)

Проводит беседу по вопросам:

О ком позаботилась природа, создав вкусные плоды?

Почему зрелые ягоды никогда не бывают зелёного цвета?

Почему плоды вкусные?

Что находится внутри плода?

Для чего же появились плоды?

Почему необходимо распространять семена?

Предлагает инсценировать Сказку «О жадном дубе» (Приложение 1, №3.)

Создает проблемную ситуацию

Это, конечно, сказка и она, верно, объясняет, для чего семенам нужно путешествовать. Но плоды и семена не могут двигаться самостоятельно, как же им отправиться в путь?

Предлагает отгадать загадки с целью изучение способов распространения семян и одновременным заполнение таблицы. (Загадки Приложение 2. Таблица Приложение 1,№4)

Подведение учащихся к мысли о значении семян

Мы выяснили, что плоды нужны для распространения семян, а какое ещё значение имеют плоды в природе и жизни человека? Составьте схему Значение плодов. (Приложение 1,№5)

Решение проблемного вопроса. 

Давайте вспомним тот вопрос, который мы задали в начале урока и ответим на него.

На месте чего образуются плоды и для чего они нужны?

Работают с учебником.  Находят определение, проговаривают, записывают его в тетрадь.

Заслушивают проблемный вопрос.

Слушают учителя,

– ученики высказывают свои предположения.

Отвечают на вопросы учителя.

– ученики высказывают свои предположения.

Выполняют задание №1 по карте урока.

– ученики высказывают свои предположения.

Выполняют все действия за учителем.

Рассматривают Коллекции плодов и

выполняют задание №2 по карте урока

– ученики высказывают свои предположения.

Инсценируют Сказку «О жадном дубе» при помощи карты урока, задание №3.

– ученики высказывают свои предположения.

Разгадывают загадки и одновременно выполняют задание №4 по карте урока.

– ученики высказывают свои предположения и выполняют задание №5 по карте урока.

 

– ученики высказывают свои предположения.

Подведение итогов

Установление правильности и осознанности усвоения нового материала. Выявление пробелов и неверных представлений, их устранение

Проводит игру «Чужой среди своих» 

В последовательностях названий трёх растений или плодов выявить «лишнее».

1. Рябина, кокос, лопух,.  ( кокос, распространяется водой, остальные – животными)

2.  Подорожник,  лотос, кокос. (подорожник распространяется человеком, а все остальные – водой)

3. Одуванчик, клён, рябина. (Рябина, остальные распространяются ветром.)

(Приложение 1,№6)

Учащиеся выполняют задание №6 по карте урока.

Контроль и самопроверка знаний.

Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий.

Проводит тестовый контроль с самопроверкой

(Приложение 1,№7)

Выполняют задание №7 по карте урока. Проводят взаимопроверку. Выставляют оценки.

Рефлексия.

Мобилизация учащихся на рефлексию своей учебной деятельности

Проводит рефлексию

Что мы сегодня с вами делали на уроке?

- Зачем мы это делали?

- Как мы это делали?

- Что же у нас получилось?

Рефлексируют.

Отвечают на вопросы

Информация о домашнем задании.

Обеспечение понимание цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей.

Задает домашнее задание.

1. Изучить §24 (стр.91-94; устно ответить на в.№1,2,4.

2. Заполните таблицу

Название растения

Плод сухой или сочный

Количество семян

Тип плода

1. Фасоль

Сухой

Много

Боб

2.

 

 

 

3.

 

 

 

4.

 

 

 

3. Задание на выбор.

А) Составьте кроссворд по теме Плоды.

Б) Подготовьте доклад по теме Экзотические плоды. В) Вспомните, в каких сказках, рассказах главными героями являются какие либо плоды.

Записывают домашнее задание.

Список литературы используемой при подготовке конспекта урока

1. Учебник по биологии 6 класс. Пономарёва И.Н. стр.88 – 94.

2. Биология в таблицах и схемах. Для школьников и абитуриентов. Изд. 2-е. СПб, ООО «Виктория плюс», 2008. – 128стр.

Приложение 1

Карта урока «Плод. Разнообразие и значение».

ФИ ученика ________________________________________________  дата ________

1. «Строение цветка» подпишите части цветка обозначенные цифрами.

full_image002.gif

Подсказки: Лепестки; Тычинки; Цветоложе; Пестик; Цветоножка; Чашелистики.

2. Заполните схему «Классификация плодов».

Плоды

                              Сухие                                                                    Сочные

3. Сказка «О жадном дубе» (инсценировка)

На околице села рос дуб, хмурый, ворчливый и жадный. Ничем не хотел с другими делиться. Раз прибежала к нему мышка и говорит: «Разреши взять у тебя два желудя. Один я съем, другой посажу на дальней поляне, чтобы и там вырос дубочек».
А дуб как на нее набросится: «Убирайся, пока цела! Не дам я тебе желудей – пусть все со мной остаются!» Задрожала мышка от страха, убежала и больше не появлялась.
 С тех пор никто из зверей не осмеливался приближаться к дубу: ни мыши, ни белки, ни бурундуки. Так и жил он в полном одиночестве. Временами у дуба появлялись желуди. Дубу очень хотелось, чтобы все его потомство было при нем. Созрев, они падали на землю и тут же, под кроной, прорастали. Но росткам не хватало места и солнца. Они мешали друг другу, глушили друг друга и погибали в юном возрасте.  Прошли годы. Дуб состарился и однажды, в бурю, рухнул. Так и не дождался жадный старик себе смены».

4. Таблица «Способы распространения плодов»

Способы распространения плодов и семян

Примеры растений

Особенности плода, семени, связанные с распространением

Ветром

Водой

  1.  

Человеком

  1.  

Животными

Саморазбрасыванием

5. Заполните схему:

                                                 ЗНАЧЕНИЕ ПЛОДОВ

                   В ПРИРОДЕ                                                          В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

6. Игра «Чужой среди своих» 

В последовательностях названий трёх растений или плодов выявить «лишнее».

1. Рябина, кокос, лопух,.  

2.  Подорожник,  лотос, кокос.

3. Одуванчик, клён, рябина.

Запишите номера тех растений, которые вы считаете лишними _____________

7. Тест по теме Плоды.

Вариант 1.

А1. На какие группы можно разделить плоды по содержимому околоплодника?

  1. вскрывающиеся и невскрывающиеся
  2. односемянные и многосемянные
  3. сухие и сочные
  4. большие и маленькие 

А2. Благодаря какой функции плодов происходит освоение растениями новых территорий?

  1. защита
  2. созревание
  3. развитие
  4. распространение

А3. Из чего развивается плод?

  1. из завязи пестика
  2. из пыльцы пыльника
  3. из семязачатков пестика
  4. из венчика

В1. Из каких частей состоит плод?

В2. Генеративными частями цветкового растения являются: цветок, …, ….

С1. Перечислите функции плода.  

Вариант 2.

А1. Что защищает семена?

  1. околоцветник
  2. околоплодник
  3. кожура
  4. чешуи

А2. На какие группы можно разделить плоды по способу рассыпания?

  1. сухие и сочные
  2. односемянные и многосемянные
  3. вскрывающиеся и невскрывающиеся
  4. большие и маленькие

А3. Из чего развиваются семена?

  1. из пыльцы пыльника
  2. из семязачатка пестика
  3. из спермия
  4. из венчика

В1. Как еще называют цветковые растения?

В2. Каковы основные биологические функции плодов и семян?

С1. На какие группы можно разделить плоды?

Приложение 2

Загадки по распространению семян.

1. Под забором у края степей

    Сладко спал одинокий репей,

    Спал и видел прекрасные сны,

    Как он вцепится в заячью грудь

    И в далёкий отправится путь.

Животными – крючки, липучки, сладкие, сочные, яркие.

2. Летят пушинки чистые

    За луг, за сад, за лес…

    И к нам парашютистами

    Спускаются с небес.

                   (Одуванчик)

    Пролетают вереницы –

    Новосёлы – птицы;

    Прилетят домой –

    И крылья долой.

                                (Клён)

Ветром – лёгкие, имеются крылышки.

3. На сучке -  арканчик

    Держит чемоданчик.

    Крышка открылась –

    Всё развалилось

              (созревшие семена гороха)

Под кустами, у плетня,

      Не смолкает трескотня;

      Пуля слева, пуля справа…

      На кого идёт облава

                (саморазбрасывание семян у акации)

Самораспространение – плоды, вскрываются самостоятельно.

4. Плывёт утица,

    Ныряет, крутится,

    От родного берега

    Далеко очутится.

                (Кокос)

Водой – лёгкие, маленькая  плотность.

5. Выпускает он листы

    Широченной  широты.

    Держатся на стеблях крепких

    Сто плодов шершавых, цепких.

    Если их не обойдёшь –

    На себе их все найдёшь!

                  (Лопух)

 Человеком – крючки, липучки.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока: Плоды. Разнообразие и значение. Учитель биологии Вяльцева Екатерина Александровна, МБОУ ООШ №8 имени Ищенко Федора Федоровича ст. Бесленеевской.

Слайд 3

Весной повис- Всё лето кис, А сладок стал – На землю пал.

Слайд 4

Тема урока: Плоды. Разнообразие и значение.

Слайд 6

Плод – важнейший орган размножения цветковых растений, образующийся из цветка после опыления и оплодотворения.

Слайд 7

«На месте чего образуются плоды и зачем они нужны»

Слайд 8

Решение проблемной ситуации: Что же такое плод? Давайте поможем решить спор двум товарищам, один из которых утверждает что кочан капусты это плод , а другой с ним не согласен. Как Вы думаете, кто из них прав?

Слайд 9

Кочан капусты это не плод , т. к. нет цветка . Кочан – это почка .

Слайд 10

На месте чего образуется плод?

Слайд 11

Плод образуется на месте цветка . Плод – это орган цветкового растения.

Слайд 12

Подсказки : Лепестки; Тычинки; Цветоложе; Пестик; Цветоножка; Чашелистики

Слайд 13

Какие процессы необходимы для образования плода? Процессы, необходимые для образования плода: - Образование цветка - Опыление - Оплодотворение - Образование плода

Слайд 14

Плод - важнейший орган размножения цветковых растений, образующийся на месте цветка после опыления и оплодотворения.

Слайд 15

Если в цветке только один пестик, то плод, развивающийся из него, называют простым (пшеница, горох, вишня). Из цветка, имеющего несколько пестиков, формируется сборный, или сложный, плод (малина, ежевика). Соплодие образуется из целого соцветия в результате срастания нескольких плодов и превращения их в единое целое (ананас, инжир, шелковица, свёкла).

Слайд 16

Плоды Сухие Сочные

Слайд 17

Классификация плодов: Сочные плоды: Ягода - барбарис финиковая пальма виноград банан томат черника Яблоко -ананас -яблоня -айва Тыквина - тыква -арбуз -огурец Костянка -слива -вишня -абрикос -черёмуха -бузина -крушина Многокостянка -малина -костяника -земляника -ежевика -морошка Померанец -лимон -апельсин

Слайд 18

Сухие плоды: Орех -лещина -фундук Жёлудь -дуб Семянка -подсолнечник Зерновка -пшеница -кукуруза Боб -фасоль -горох -бобы -акации Коробочка лён хлопчатник мак фиалка табак тюльпан белена дурман Стручок -сурепка -капуста -редис -репа -брюква -редька -левкоя -якутка

Слайд 19

О ком позаботилась природа, создав вкусные плоды?

Слайд 20

Плод – это приспособление цветкового растения к распространению семян.

Слайд 21

Способы распространения семян: Ветром - лёгкие, маленькая плотность. Самораспространение - плоды, вскрываются самостоятельно . Водой - лёгкие, имеются крылышки. Человеком - крючки, липучки. Животными - крючки, липучки, сладкие, сочные, яркие.

Слайд 22

Способы распространения плодов и семян Примеры растений Особенности плода, семени, связанные с распространением Ветром Водой Человеком Животными Саморазбрасыванием «Способы распространения плодов»

Слайд 23

ЗНАЧЕНИЕ ПЛОДОВ В ПРИРОДЕ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

Слайд 24

Решение проблемного вопроса. На месте чего образуются плоды и для чего они нужны?

Слайд 25

Плоды образуются на месте цветка . Плоды нужны для распространения семян.

Слайд 26

Игра «Чужой среди своих» В последовательностях названий трёх растений или плодов выявить «лишнее». 1. Рябина, кокос, лопух,. 2. Подорожник, лотос, кокос. 3. Одуванчик, клён, рябина.

Слайд 27

Рефлексия. Что мы сегодня с вами делали на уроке? - Зачем мы это делали? - Как мы это делали? - Что же у нас получилось?

Слайд 28

Домашнее задание . 1. Изучить §24 (стр.91-94; устно ответить на в.№1,2,4. 2. Заполните таблицу 3. Задание на выбор. А) Составьте кроссворд по теме Плоды. Б) Подготовьте доклад по теме Экзотические плоды. В) Вспомните, в каких сказках, рассказах главными героями являются какие либо плоды. Название растения Плод сухой или сочный Количество семян Тип плода 1. Фасоль Сухой Много Боб 2. 3. 4.

Слайд 29

СПАСИБО ЗА УРОК!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект и презентация урока по теме"Первоначальные сведения о строении вещества"

Конспект и презентация урока по теме " Первоначальные сведения о строении вещества". Урок обобщения и закрепления знаний по теме «Первоначальные сведения о строении вещества».При проведении урока...

Конспект и презентация урока по теме "Умножение и деление натуральных чисел"

Разработка содержит развернутый конспект урока и презентацию. Конспект урока сопровождается сюжетной линией сказки "Путешествие в изумрудный город", а презентация служит наглядным представлением....

Конспект и презентация урока на тему "Неопределенные местоимения"

Цель: создать условия для знакомства обучающихся с разрядом неопределённых местоимений , их значением , образованием и правописанием. Задачи урока: Образовательная: организовать деятельность учащ...

Урок по биологии «Плод. Разнообразие и значение плодов»

Учебник: Биология, авторская линия под редакцией И. Н. ПономаревойКласс: 6Ф. И. О.: Солодова Елена АлексеевнаТема урока: Плод. Разнообразие и значение плодовТип урока: комбинированный урокЦелевы...

конспект и презентация урока на тему "Правильные многогранники"

конспект и презентация урока на тему "Правильные многогранники"...

презентация урока на тему" как определить лексическое значение слова"

Урок по русскому языку. Лексика, 5 класс .К учебнику под редакцией М.М.Разумовской...