Конспект и презентация урока по теме: Плоды. Разнообразие и значение.
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему
Конспект урока с презентацией по теме: Плоды. Разнообразие и значение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока. Плоды. Разнообразие и значение | 45.33 КБ |
Презентация. Плоды. Разнообразие и значение. | 1023.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по теме: Плоды. Разнообразие и значение. (6 класс)
Цель урока: дать определение «плод», «околоплодник», познакомить учащихся с разнообразием и значением плодов.
Планируемые образовательные результаты
Предметные:
- Усвоение учащимися строения, многообразия и разновидностей плодов, их биологическим значением.
- Отрабатывать на уроке биологические термины, понятия, определения.
Метапредметные:
- Умение конструктивно работать с материалом учебника и дополнительного источника;
- Продолжить формировать умения приемов сравнения, анализа;
- Развивать на уроке активную речевую практику;
Личностные:
- Формирование мировоззренческих представлений учащихся о многообразии и хрупкости живой природы, воспитание трепетного отношения к живой природе, умение видеть прекрасное;
- Создание условий для развития умений планирования предстоящей деятельности, поиска способов решения проблемы, личностной рефлексии, самооценкой достигнутого;
Решаемые учебные проблемы:
развитие у учащихся навыков самостоятельности и саморазвития.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы: объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, частично – поисковый.
Приёмы: объяснение, беседа, работа с таблицами и наглядным материалом, решение проблемных ситуаций, разгадывание загадок, работа со схемами.
Основное содержание учебного материала: цветок, плод, семязачаток, завязь, опыление, оплодотворение, сухие и сочные плоды, односемянные и многосемянные плоды, способы распространения плодов.
Оборудование: таблицы «Сухие плоды», «Сочные плоды»; коллекции сухих и сочных плодов (натуральные объекты); папки с цветными картинками – «Многообразие плодов», «Образование плода», «Сухие и сочные плоды», «Односемянные и многосемянные» - по одной на парту; карта урока «Плод. Разнообразие и значение» - у каждого ученика.
При планировании урока учитывались возрастные особенности шестиклассников: активность, готовность включаться в разные виды деятельности; стремление выявить свои способности; наличие интереса ко всему новому; желание включаться в познавательную деятельность.
Технологическая карта урока.
Список литературы используемой при подготовке конспекта урока
1. Учебник по биологии 6 класс. Пономарёва И.Н. стр.88 – 94.
2. Биология в таблицах и схемах. Для школьников и абитуриентов. Изд. 2-е. СПб, ООО «Виктория плюс», 2008. – 128стр.
Приложение 1
Карта урока «Плод. Разнообразие и значение».
ФИ ученика ________________________________________________ дата ________
1. «Строение цветка» подпишите части цветка обозначенные цифрами.
Подсказки: Лепестки; Тычинки; Цветоложе; Пестик; Цветоножка; Чашелистики.
2. Заполните схему «Классификация плодов».
Плоды
Сухие Сочные
3. Сказка «О жадном дубе» (инсценировка)
На околице села рос дуб, хмурый, ворчливый и жадный. Ничем не хотел с другими делиться. Раз прибежала к нему мышка и говорит: «Разреши взять у тебя два желудя. Один я съем, другой посажу на дальней поляне, чтобы и там вырос дубочек».
А дуб как на нее набросится: «Убирайся, пока цела! Не дам я тебе желудей – пусть все со мной остаются!» Задрожала мышка от страха, убежала и больше не появлялась. С тех пор никто из зверей не осмеливался приближаться к дубу: ни мыши, ни белки, ни бурундуки. Так и жил он в полном одиночестве. Временами у дуба появлялись желуди. Дубу очень хотелось, чтобы все его потомство было при нем. Созрев, они падали на землю и тут же, под кроной, прорастали. Но росткам не хватало места и солнца. Они мешали друг другу, глушили друг друга и погибали в юном возрасте. Прошли годы. Дуб состарился и однажды, в бурю, рухнул. Так и не дождался жадный старик себе смены».
4. Таблица «Способы распространения плодов»
Способы распространения плодов и семян | Примеры растений | Особенности плода, семени, связанные с распространением |
Ветром | ||
Водой | ||
Человеком | ||
Животными | ||
Саморазбрасыванием |
5. Заполните схему:
ЗНАЧЕНИЕ ПЛОДОВ
В ПРИРОДЕ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
6. Игра «Чужой среди своих»
В последовательностях названий трёх растений или плодов выявить «лишнее».
1. Рябина, кокос, лопух,.
2. Подорожник, лотос, кокос.
3. Одуванчик, клён, рябина.
Запишите номера тех растений, которые вы считаете лишними _____________
7. Тест по теме Плоды.
Вариант 1.
А1. На какие группы можно разделить плоды по содержимому околоплодника?
- вскрывающиеся и невскрывающиеся
- односемянные и многосемянные
- сухие и сочные
- большие и маленькие
А2. Благодаря какой функции плодов происходит освоение растениями новых территорий?
- защита
- созревание
- развитие
- распространение
А3. Из чего развивается плод?
- из завязи пестика
- из пыльцы пыльника
- из семязачатков пестика
- из венчика
В1. Из каких частей состоит плод?
В2. Генеративными частями цветкового растения являются: цветок, …, ….
С1. Перечислите функции плода.
Вариант 2.
А1. Что защищает семена?
- околоцветник
- околоплодник
- кожура
- чешуи
А2. На какие группы можно разделить плоды по способу рассыпания?
- сухие и сочные
- односемянные и многосемянные
- вскрывающиеся и невскрывающиеся
- большие и маленькие
А3. Из чего развиваются семена?
- из пыльцы пыльника
- из семязачатка пестика
- из спермия
- из венчика
В1. Как еще называют цветковые растения?
В2. Каковы основные биологические функции плодов и семян?
С1. На какие группы можно разделить плоды?
Приложение 2
Загадки по распространению семян.
1. Под забором у края степей
Сладко спал одинокий репей,
Спал и видел прекрасные сны,
Как он вцепится в заячью грудь
И в далёкий отправится путь.
Животными – крючки, липучки, сладкие, сочные, яркие.
2. Летят пушинки чистые
За луг, за сад, за лес…
И к нам парашютистами
Спускаются с небес.
(Одуванчик)
Пролетают вереницы –
Новосёлы – птицы;
Прилетят домой –
И крылья долой.
(Клён)
Ветром – лёгкие, имеются крылышки.
3. На сучке - арканчик
Держит чемоданчик.
Крышка открылась –
Всё развалилось
(созревшие семена гороха)
Под кустами, у плетня,
Не смолкает трескотня;
Пуля слева, пуля справа…
На кого идёт облава
(саморазбрасывание семян у акации)
Самораспространение – плоды, вскрываются самостоятельно.
4. Плывёт утица,
Ныряет, крутится,
От родного берега
Далеко очутится.
(Кокос)
Водой – лёгкие, маленькая плотность.
5. Выпускает он листы
Широченной широты.
Держатся на стеблях крепких
Сто плодов шершавых, цепких.
Если их не обойдёшь –
На себе их все найдёшь!
(Лопух)
Человеком – крючки, липучки.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Весной повис- Всё лето кис, А сладок стал – На землю пал.
Тема урока: Плоды. Разнообразие и значение.
Плод – важнейший орган размножения цветковых растений, образующийся из цветка после опыления и оплодотворения.
«На месте чего образуются плоды и зачем они нужны»
Решение проблемной ситуации: Что же такое плод? Давайте поможем решить спор двум товарищам, один из которых утверждает что кочан капусты это плод , а другой с ним не согласен. Как Вы думаете, кто из них прав?
Кочан капусты это не плод , т. к. нет цветка . Кочан – это почка .
На месте чего образуется плод?
Плод образуется на месте цветка . Плод – это орган цветкового растения.
Подсказки : Лепестки; Тычинки; Цветоложе; Пестик; Цветоножка; Чашелистики
Какие процессы необходимы для образования плода? Процессы, необходимые для образования плода: - Образование цветка - Опыление - Оплодотворение - Образование плода
Плод - важнейший орган размножения цветковых растений, образующийся на месте цветка после опыления и оплодотворения.
Если в цветке только один пестик, то плод, развивающийся из него, называют простым (пшеница, горох, вишня). Из цветка, имеющего несколько пестиков, формируется сборный, или сложный, плод (малина, ежевика). Соплодие образуется из целого соцветия в результате срастания нескольких плодов и превращения их в единое целое (ананас, инжир, шелковица, свёкла).
Плоды Сухие Сочные
Классификация плодов: Сочные плоды: Ягода - барбарис финиковая пальма виноград банан томат черника Яблоко -ананас -яблоня -айва Тыквина - тыква -арбуз -огурец Костянка -слива -вишня -абрикос -черёмуха -бузина -крушина Многокостянка -малина -костяника -земляника -ежевика -морошка Померанец -лимон -апельсин
Сухие плоды: Орех -лещина -фундук Жёлудь -дуб Семянка -подсолнечник Зерновка -пшеница -кукуруза Боб -фасоль -горох -бобы -акации Коробочка лён хлопчатник мак фиалка табак тюльпан белена дурман Стручок -сурепка -капуста -редис -репа -брюква -редька -левкоя -якутка
О ком позаботилась природа, создав вкусные плоды?
Плод – это приспособление цветкового растения к распространению семян.
Способы распространения семян: Ветром - лёгкие, маленькая плотность. Самораспространение - плоды, вскрываются самостоятельно . Водой - лёгкие, имеются крылышки. Человеком - крючки, липучки. Животными - крючки, липучки, сладкие, сочные, яркие.
Способы распространения плодов и семян Примеры растений Особенности плода, семени, связанные с распространением Ветром Водой Человеком Животными Саморазбрасыванием «Способы распространения плодов»
ЗНАЧЕНИЕ ПЛОДОВ В ПРИРОДЕ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
Решение проблемного вопроса. На месте чего образуются плоды и для чего они нужны?
Плоды образуются на месте цветка . Плоды нужны для распространения семян.
Игра «Чужой среди своих» В последовательностях названий трёх растений или плодов выявить «лишнее». 1. Рябина, кокос, лопух,. 2. Подорожник, лотос, кокос. 3. Одуванчик, клён, рябина.
Рефлексия. Что мы сегодня с вами делали на уроке? - Зачем мы это делали? - Как мы это делали? - Что же у нас получилось?
Домашнее задание . 1. Изучить §24 (стр.91-94; устно ответить на в.№1,2,4. 2. Заполните таблицу 3. Задание на выбор. А) Составьте кроссворд по теме Плоды. Б) Подготовьте доклад по теме Экзотические плоды. В) Вспомните, в каких сказках, рассказах главными героями являются какие либо плоды. Название растения Плод сухой или сочный Количество семян Тип плода 1. Фасоль Сухой Много Боб 2. 3. 4.
СПАСИБО ЗА УРОК!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект и презентация урока по теме: "Действие электрического тока на человека"
Урок в 9 классе по учебнику С.В.Громов и Н.А. Родина...
Конспект и презентация урока по теме"Первоначальные сведения о строении вещества"
Конспект и презентация урока по теме " Первоначальные сведения о строении вещества". Урок обобщения и закрепления знаний по теме «Первоначальные сведения о строении вещества».При проведении урока...
Конспект и презентация урока по теме "Умножение и деление натуральных чисел"
Разработка содержит развернутый конспект урока и презентацию. Конспект урока сопровождается сюжетной линией сказки "Путешествие в изумрудный город", а презентация служит наглядным представлением....
Конспект и презентация урока на тему "Неопределенные местоимения"
Цель: создать условия для знакомства обучающихся с разрядом неопределённых местоимений , их значением , образованием и правописанием. Задачи урока: Образовательная: организовать деятельность учащ...
Урок по биологии «Плод. Разнообразие и значение плодов»
Учебник: Биология, авторская линия под редакцией И. Н. ПономаревойКласс: 6Ф. И. О.: Солодова Елена АлексеевнаТема урока: Плод. Разнообразие и значение плодовТип урока: комбинированный урокЦелевы...
конспект и презентация урока на тему "Правильные многогранники"
конспект и презентация урока на тему "Правильные многогранники"...
презентация урока на тему" как определить лексическое значение слова"
Урок по русскому языку. Лексика, 5 класс .К учебнику под редакцией М.М.Разумовской...