Конспект и презентация урока на тему "Неопределенные местоимения"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Цель: создать условия для знакомства обучающихся с разрядом неопределённых местоимений , их значением , образованием и правописанием.
Задачи урока:
Образовательная: организовать деятельность учащихся по закреплению умения видеть местоимения разных разрядов, употреблять их в речи , правильно писать.
Развивающая: создать условия для развития логического мышления, коммуникативных умений, познавательного интереса у обучающихся.
Воспитательная: создать условия для воспитания внимательного отношения к языку , к ответам своих товарищей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mbou.doc | 125.5 КБ |
bortovoy_zhurnal.doc | 40.5 КБ |
list_dostizheniy.doc | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема:
«Неопределённые местоимения»
Проект урока русского языка в 6 классе
с презентацией.
Кунаева Алия Жумагалиевна
Учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей» р.п.Степное
2015 г.
Пояснительная записка к уроку русского языка в 6 классе по теме «Неопределённые местоимения» | |
Автор: | учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей» |
Направление: | естественно-научное |
Тема, класс: | Неопределённые местоимения, 6 класс |
Тип: | Урок изучения нового материала |
Характеристика класса | Общеобразовательный класс со средним показателем качества обученности |
Программа: | Русский язык 5-9 классы,. Баранов М. Т., Ладыженская Т.А., – М.: «Просвещение»,2011 г. |
Учебник: | Баранов М. Т., Ладыженская Т.А., «Русский язык 6 класс» 2011 г. |
Раздел: | Раздел «Местоимения» |
Количество часов: 204 учебных часа в год, 6 учебных часов в неделю | |
Цель: создать условия для знакомства обучающихся с разрядом неопределённых местоимений , их значением , образованием и правописанием. Задачи урока: Образовательная: организовать деятельность учащихся по закреплению умения видеть местоимения разных разрядов, употреблять их в речи , правильно писать. Развивающая: создать условия для развития логического мышления, коммуникативных умений, познавательного интереса у обучающихся. Воспитательная: создать условия для воспитания внимательного отношения к языку , к ответам своих товарищей. | |
Методы: | проблемно-поисковый, исследовательский, словесный , наглядный, практический. |
Оборудование: | ПК, мультимедийный проектор; презентация; карточки с заданиями, ЭОР,тест, карточки для самостоятельной работы по новой теме, мел, доска. . |
Формы работы: | самостоятельная, работа в парах, фронтальная работа. |
Данный урок состоит из восьми основных этапов, на каждом из которых максимально создана ситуация активного включения ребенка в учебный процесс.
Тема: Неопределенные местоимения.
Класс 6
Предмет : русский язык
Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление знаний.
Цель урока: создать условия для знакомства обучающихся с разрядом неопределённых местоимений , их значением , образованием и правописанием.
Задачи урока:
Образовательная: организовать деятельность учащихся по закреплению умения видеть местоимения разных разрядов, употреблять их в речи , правильно писать.
Развивающая: создать условия для развития логического мышления, коммуникативных умений, познавательного интереса у обучающихся.
Воспитательная: создать условия для воспитания внимательного отношения к языку , к ответам своих товарищей.
Оборудование урока:
- мультимедийный проектор;
- презентация; карточки с заданиями .
- ЭОР
Планируемые результаты: учащиеся научатся находить неопределённые местоимения в тексте , правильно их писать ,употреблять в речи; аргументировано отвечать , доказывать своё мнение.
Ход урока:
-Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас не совсем обычный урок, на нём присутствуют гости. Они с большим интересом узнают, на сколько вы умеете быстро и легко справляться с полученными заданиями, а я вас в этом поддержу.
Присаживайтесь!
Я рада всех вас видеть! Один древний философ сказал: «Если ты утром улыбнулся и пожелал доброго утра кому-нибудь, то значит, день твой прожит не зря». Давайте сегодня на уроке подарим друг другу хорошее настроение и улыбнемся.
А теперь настроимся на работу - откроем ладошки новым знаниям и произнесем
волшебную фразу: «Я хочу много знать!»
2.Слово учителя
-Ребята, вы любите мечтать? Оля, ты любишь мечтать?
В ночном красивом небе
Звёздочки мерцают,
И все на свете дети
К ним полететь мечтают.
Туда , где светит Марс , Юпитер и Венера,
И на Луну попасть
Живёт в ребятах вера.
И на корабле космическом увидеть всё вокруг…
Давайте помечтаем! А ведь случится вдруг?!
- А вы хотите отправиться в космос?
- Вы, ребята, теперь космонавты-лингвисты.
Мы отправляемся сегодня на необычную, загадочную планету под названием
« Местоимение».
Хочу заметить: за успешное выполнение ответственных заданий по итогам путешествия активные космонавты будут отмечены звёздами и оценками, которые в конце полета будут занесены в Почётную книгу космических достижений (журнал).
- Внимание, экипаж! Во время полета вы будете делать записи в бортовом журнале, заносить все, что будет происходить во время полёта.
Обратите внимание на экран: открытые звезды обозначены на карте яркими красками, но есть еще неоткрытые (белые) звезды. И одна из них нас уже ждет.
- Давайте вспомним, какие звёзды на этой планете, мы с вами уже открыли?
Какие разряды местоимений нами уже изучены? (личные, возвратное, относительные, вопросительные)
1 этап «Подготовка к полёту».
-Путешественник, намечая маршрут , уже хоть что – то знает о том месте , в которое направляется.
Проверим, что мы знаем о местоимении:
- Что называется местоимением?
- Почему местоимения называются личными? Назовите их.
- В чём особенность возвратного местоимения?
- Для чего нужны относительные местоимения?
- Какова роль вопросительных местоимений?
В листе достижений поставьте себе оценку за этот этап урока
«Внимание! Неопознанный объект»
- Ой, что это? Что-то непонятное …(читаем)
Несколько неопознанных летающих объектов движутся нам навстречу. Некоторые из них разлетелись по всей Галактике. Следует что-то предпринять, чтобы они не навредили кораблю. Кое-кто должен отправиться в какой-то день на помощь.
По всей видимости, какой-то неизведанный объект движется нам навстречу. Рассмотрим повнимательнее.
- Сколько неопознанных летающих объектов движется к нам? (Несколько)
-Какие из них разлетелись по Галактике? (Некоторые)
-Что необходимо предпринять, чтобы они не навредили кораблю? (Что-то)
- Кто и когда должен отправиться на помощь? (Кое-кто в какой-то день)
-Назовите выделенные слова.
- К какой части речи они относятся? Почему? (указывают на предметы, количества, признаки, но не называют их).
- Указывают ли данные местоимения определённо, точно на количество, признак, предмет?
- Как называется звезда в созвездии Местоимение, к которой мы сегодня отправимся? (Неопределенная)
Какова же тема урока? Неопределенные местоимения
Итак, записываем в бортовой журнал число, классная работа и тема урока «Неопределенные местоимения»
-Что означает слово неопределенный?
Мы послушаем сообщение, которое приготовила Макарова Регина, работая со словарем С. И. Ожегова (читает по словарю)
Индивидуальное задание.
Значение слова «неопределенный» по словарю С.И.Ожегова.
Неопределенный (словарь Ожегова): 1)точно не установленный;
2)не вполне отчетливый
- В любое путешествие отправляются с определённой намеченной целью.
-У нас такая цель есть?
- А какая у нас с вами цель?
- Чему мы с вами должны научиться? Что понять? Что узнать?
(Дети формулируют цель урока)
Познакомиться с неопределенными местоимениями: узнать, на что они указывают, от чего и с помощью чего образованы и как правильно пишутся.
«Взлет ракеты» Полетели!
2 этап «Что обозначают неопределенные местоимения?»
-Что мы уже знаем о лексическом значении неопределенных местоимений? На что они указывают? (указывают на неопределенные предметы, признаки и количества).
Соедини стрелочкой неопределенное местоимение и его значение.
…на предметы | ...на признаки | …на количество |
Некто Нечто Кто-то | Кое-какой Некоторый Какой-либо | Несколько Сколько-нибудь |
(Проверяем)На предметы (ученик отвечает), на признаки, на количество
Молодцы! Взлет состоялся!
В листе достижений поставьте себе оценку за этот этап урока
3 этап «Как образуются местоимения?»
-Как образуются неопределенные местоимения?
– Откройте учебник (стр.175)
(Делаем вывод, опираясь на слайды и таблицу учебника)
- От каких местоимений?
- Что присоединяется к вопросительным местоимениям?
(Ученик идет и составляет схему, на доске уже висят в столбик карточки с надписью «вопр.м.», а рядом вперемешку приставки и суффиксы) :
НЕ+ВОПР.М.
КОЕ+ВОПР.М.
ВОПР.М.+ТО
ВОПР.М.+ЛИБО
ВОПР.М.+НИБУДЬ
Упр. 414 – по цепочке – как образованы данные слова. Записываем в бортовой журнал и комментируем по ходу записи.
В листе достижений поставьте себе оценку за этот этап урока
4 этап «Космическая зарядка» -
А теперь, ребята, встали,
Быстро – быстро побежали,
Руки в стороны, вперёд
Повернулись вправо, влево,
А теперь наоборот. Продолжаем наш полет!
5этап Работа с таблицей
«Встреча с инопланетянами»
- Каких только чудес ни бывает в космосе! Не редкость и сами инопланетяне. А вот и они. Один инопланетянин вручил мне письмо с информацией, которая позволит нам лучше узнать звезду «Неопределенная» в созвездии «Местоимение».
Кто(то) просит чего(нибудь) (кое) (у) кого.
Встречайте кого(либо) в (не)котором году.
- Ребята, нужно раскрыть скобки и правильно написать местоимения. Тогда информация восстановится.
- А сможем, мы с вами правильно написать местоимения?
- А почему не сможем?
- Мы не знаем, как правильно писать неопределённые местоимения.
Для того чтобы правильно написать слова, нужно знать, как пишутся местоимения с приставками и суффиксами.
-Задание: прочитайте правила на стр.175-176.
Задание по экипажам
1 экипаж изучает правило слитного написания местоимений
2 экипаж изучает правило раздельного написания местоимений
3 экипаж изучает правило дефисного написания местоимений
Рассмотрите таблицу, которую вы видите в вашем бортовом журнале.
В пустой квадрат впишите ваше правило. Информацию ищите на стр. 175-176
Расскажите, как пишутся неопределенные местоимения.
«Выезд» правил - по очереди, после ответа ученика.
Работа с таблицей .
1 экипаж 2 экипаж 3 экипаж
слитно | раздельно | Через дефис |
Некто Нечто Некоторый несколько | Кое с кем Кое для кого Кое о чем Кое по кому | Кто-то Чей-либо Где-нибудь Кое-какой |
Не пишется слитно | местоимения с предлогом пишутся в три слова | Приставка кое- и суффиксы –то, –либо, -нибудь пишутся через дефис |
Напоминалка:
кое, либо, то, нибудь - черточку не позабудь! ( дети проговаривают хором)
- Ребята, я считаю, что теперь настало время заняться расшифровкой текста и извлечь информацию. Теперь вы справитесь.
6 этап «Разгадываем письмо»
Задание: списываем, раскрывая скобки и обозначая орфограмму№43,№44. Работаем в бортовых журналах.
Два человека выполняют у доски по одному предложению.
-Какие местоимения вы написали слитно?
-Раздельно?
-Через дефис?
В листе достижений поставьте себе оценку за этот этап урока
7 этап «Работа в парах»:
Помогаем друг другу в процессе работы
Задание: запишите в тетрадь из карточки предложения, вставляем подходящие по смыслу неопределённые местоимения.
1)Поздно вечером …постучался к нам.
2)На берегу реки росла … пышная зелень.
3) Товарищ вытащил из шкафа … книгу.
4) Вскоре мы заметили на дороге … чёрное .
В листе достижений поставьте себе оценку за этот этап урока
8этап «Работа с текстом»
«Возвращение на Землю»
- Чтобы возвратиться на Землю, нужно выполнить космическое задание. Это текст. Прочитайте его про себя:
На протяжении тысяч лет человека привлекали огоньки, сверкающие на небе. В течение нескольких столетий астрономы изучали звёзды и планеты. Со временем люди научились изготавливать инструменты, с помощью которых можно наблюдать за небесными светилами и определять их положение. Эти открытия изменили наше представление о Земле и месте, которое она занимает во Вселенной. Ещё в 4 в. до н. э. Аристарх Самосский определил, что Земля вращается вокруг Солнца. Но ему никто не поверил.
Итак, кто желает прочитать текст? Докажите, что это текст. Тип речи. Стиль.
Озаглавим текст. Давайте найдем в тексте местоимения и определим их разряд.
В листе достижений поставьте себе оценку за этот этап урока
9 этап «Тестирование» Космонавты, прилетев на землю, должны представить отчет об эффективности полета. Решите тест.
Тест
1.Какое утверждение является верным?
Неопределенные местоимения
А)обозначают признак предмета по принадлежности
Б)выражают отсутствие чего-либо: предмета, признака, количества
В)указывают на неопределенные предметы, признаки, количества
Г)указывают на того, о ком говорят
2.Какое местоимение пишется раздельно:
А)какой(либо)
Б) кто(то)
В)Кое(у)кого
Г)Кто(нибудь)
3.Какое местоимение пишется в одно слово:
А)(не)кто
Б)Кое(с)кем
В)Кое(какой)
Г)Сколько(нибудь)
4.Какое местоимение пишется через дефис:
А) Как(будто)
Б)(не)сколькими
В)чей(либо)
Г)(подо)мной
В листе достижений поставьте себе оценку за этот этап урока
Мы побывали в созвездии «Местоимение» и привезли с собой много новой информации. Нужно применить ее к домашнему заданию.
Задание на дом:
Составьте рассказ о нашем путешествии, включая в него неопределенные местоимения.
- Обсудим наш полёт.
- Цель достигнута?
-Какую звезду на планете « Местоимение» мы с вами открыли?
- Понравилось путешествие?
- Закончите предложение:
Сегодня на уроке
- было интересно…
- было трудно…
- я поняла, что…
- я научился…
- у меня получилось…
- Отметим самых активных космонавтов. (Вручение звёздочек. Оценки)
Наше космическое путешествие состоялось!
Впереди ещё много неоткрытых звёзд в созвездии « Местоимение» Мы их будем с вами открывать.
Если вы получили удовольствие от общения друг с другом, со мной , считаете , что уносите в душе хорошее настроение , просигнальте звёздами , которые лежат у вас на парте.
Спасибо за урок!
Работа по карточкам.
Определите, как пишутся неопределённые местоимения в данных в таблице предложениях . Рядом укажите номер правила. Работаем ручкой!
(Карточки у детей на парте)
Слайды № 31-32
Я об этом уже (кое) (с) кем беседовал. | 1. Приставка не- в неопр. местоимениях пишется слитно. | |
Расскажите что (нибудь) интересное. | 2. Приставка кое- пишется через дефис. | |
(Не) которые из нас сразу поняли тему. | 3.Суффикс –либо пишется через дефис. | |
Уже нельзя было что (либо) сделать. | 4. Суффикс –нибудь пишется через дефис. | |
Мне нужно приобрести (кое) какие книги. | 5.Если приставка кое- отделена от местоимения предлогом, то пишется отдельно. | |
Моя оценка: | ||
Оценка после проверки: |
| |
- Поднимите руки, у кого 5 правильных ответов?
-4 правильных ответа?
-3 правильных ответа?
- Молодцы!
Я довольна! Мы благополучно вернулись на Землю.
Слайд
Тест на закрепление темы « Неопределённые местоимения»
Слайды №35 - 39
Слайд № 40
- Давайте проверим , можете ли вы узнать звёзды с планеты «Местоимение» в лицо.
Слайд№ 4
Морфологическая разминка. Мини- исследование
-Давайте найдём в тексте все звёзды – местоимения, с которыми мы с вами уже познакомились, определим их разряд.
На протяжении тысяч лет человека привлекали огоньки, сверкающие на небе. В течение нескольких столетий астрономы изучали звёзды и планеты. Со временем люди научились изготавливать инструменты, с помощью которых можно наблюдать за небесными светилами и определять их положение. Эти открытия изменили наше представление о Земле и месте, которое она занимает во Вселенной. Ещё в 4 в. до н. э. Аристарх Самосский определил, что Земля вращается вокруг Солнца. Но ему никто не поверил.
Слайд№ 5
Проверка:
- Которых – относительное
- Их – притяжательное
- Наше – притяжательное
- Которое – относительное
- Что – относительное
- Ему – личное
- Никто - отрицательное
- Вижу, космонавты готовы.
-А в течение скольких столетий астрономы изучали звёзды и планеты?
- Определить часть речи слова «нескольких»?
- Как вы определили?
- А можете ли вы определить разряд у этого местоимения?
Значит ,это звезда с планеты « Местоимение» , которая нам ещё неизвестна , которую нам с вами предстоит открыть.
- Расшифровывать вы научились, а теперь давайте попробуем зашифровать информацию.
Задание: на экране вы видите неопределённые местоимения, раскройте скобки, зашифровав правописание местоимений.
Слайд№26
Цифровой диктант
- Что (нибудь),кое (с) кем,
- кое ( к) кому, (не)который,
- кое (кому),
- чьи (нибудь),
- (не)сколько, чего(то),
- кое(из) кого, кое(чему),какой(либо).
Слитно -1
Раздельно – 2
Через дефис – 3
Слайд№ 27
Проверка:
Шрифт
- 32213313233
- Расскажите о правилах написания неопределенных местоимений, опираясь на составленную схему.
Предварительный просмотр:
Бортовой журнал
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Тема:______________________________________________________________________
-На что указывают неопределенные местоимения? (соедини стрелочкой)
на предметы некто
кое-какой
на признаки некоторый
несколько
на количество нечто
кто-то
какой-либо
сколько-нибудь
-Как образуются неопределенные местоимения ? (дорисуй схему)
+ ВОПРОСИТ. МЕСТ.
+ ВОПРОСИТ. МЕСТ
ВОПРОСИТ. МЕСТ+
ВОПРОСИТ. МЕСТ.+
ВОПРОСИТ. МЕСТ.+
Упражнение 414
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
-Как пишутся неопределенные местоимения с приставками и суффиксами?
Задание по экипажам
1 экипаж изучает правило слитного написания местоимений
2 экипаж изучает правило раздельного написания местоимений
3 экипаж изучает правило дефисного написания местоимений
В пустой квадрат впишите ваше правило. Информацию ищите на стр. 175-176
Работа с таблицей
1 экипаж 2 экипаж 3 экипаж
слитно | раздельно | Через дефис |
Некто Нечто Некоторый несколько | Кое с кем Кое для кого Кое о чем Кое по кому | Кто-то Чей-либо Где-нибудь Кое-какой |
Разгадываем письмо (выпишите местоимения, раскройте скобки)
Кто(то) просит чего(нибудь) (кое) (у) кого.
Встречайте кого(либо) в (не)котором году.
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Работа с текстом
На протяжении тысяч лет человека привлекали огоньки, сверкающие на небе. В течение нескольких столетий астрономы изучали звёзды и планеты. Со временем люди научились изготавливать инструменты, с помощью которых можно наблюдать за небесными светилами и определять их положение. Эти открытия изменили наше представление о Земле и месте, которое она занимает во Вселенной. Ещё в четвертом веке до нашей эры Аристарх Самосский определил, что Земля вращается вокруг Солнца. Но ему никто не поверил.
Тестирование (обведите правильный ответ)
1.Какое утверждение является верным? Неопределенные местоимения А) обозначают признак предмета по принадлежности Б) выражают отсутствие чего-либо: предмета, признака, количества В) указывают на неопределенные предметы, признаки, количества Г) указывают на того, о ком говорят | 3.Какое местоимение пишется в одно слово: А) (не)кто Б) Кое(с)кем В) Кое(какой) Г) Сколько(нибудь) |
2.Какое местоимение пишется раздельно: А) какой(либо) Б) кто(то) В) кое(у)кого Г) кто(нибудь) | 4.Какое местоимение пишется через дефис: А) как(будто) Б)(не)сколькими В)чей(либо) Г)(подо)мной |
Предварительный просмотр:
Лист достижений ученика 6 класса ------------------------------------------------------------ по теме «Неопределенные местоимения» | |
«Подготовка к полету» |
|
«На что указывают неопределенные местоимения?» |
|
«Как образуются неопределенные местоимения?» |
|
«Работа с таблицей» |
|
«Разгадываем письмо» |
|
«Работа в парах» | |
«Работа с текстом» | |
«Тестирование» | |
Лист достижений ученика 6 класса ------------------------------------------------------------ по теме «Неопределенные местоимения» | |
«Подготовка к полету» |
|
«На что указывают неопределенные местоимения?» |
|
«Как образуются неопределенные местоимения?» |
|
«Работа с таблицей» |
|
«Разгадываем письмо» |
|
«Работа в парах» | |
«Работа с текстом» | |
«Тестирование» | |
Лист достижений ученика 6 класса ------------------------------------------------------------ по теме «Неопределенные местоимения» | |
«Подготовка к полету» |
|
«На что указывают неопределенные местоимения?» |
|
«Как образуются неопределенные местоимения?» |
|
«Работа с таблицей» |
|
«Разгадываем письмо» |
|
«Работа в парах» | |
«Работа с текстом» | |
«Тестирование» | |
Лист достижений ученика 6 класса ------------------------------------------------------------ по теме «Неопределенные местоимения» | |
«Подготовка к полету» |
|
«На что указывают неопределенные местоимения?» |
|
«Как образуются неопределенные местоимения?» |
|
«Работа с таблицей» |
|
«Разгадываем письмо» |
|
«Работа в парах» | |
«Работа с текстом» | |
«Тестирование» | |
Лист достижений ученика 6 класса ------------------------------------------------------------ по теме «Неопределенные местоимения» | |
«Подготовка к полету» |
|
«На что указывают неопределенные местоимения?» |
|
«Как образуются неопределенные местоимения?» |
|
«Работа с таблицей» |
|
«Разгадываем письмо» |
|
«Работа в парах» | |
«Работа с текстом» | |
«Тестирование» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект и презентация урока алгебры в 8 классе по теме:" Наглядное представление статистической информации"
В ходе урока учащиеся повторят построение круговых и столбчатых диаграмм, а также построение кусочно-линейной функции. Знакомятся спонятиями "гистограмма", "диаграмма рассеивания" и "полиго...
Конспект и презентация урока геометрии в 7 классе по теме "Треугольник. Признаки равенства треугольников"
Урок обобщения и систематизации знаий по теме"Признаки равенства треугольников" Цели урока: Образовательные: - закрепить, обобщить и систематизировать материал по теме «Треугольн...
Конспект и презентация урока алгебры в 10 классе по теме "Общие методы решения тригонометрических уравнений"
Урок систематизации знаний по теме "Решение тригонометрических уравнений" можно проводить как в 10 классе ( при изучении соответствующего материала), так и в 11 класе (при подготовке к ЕГЭ)....
Конспект и презентация урока химии "Сера"
Урок проводится с использованием мультимедийного проектора, направлен на повышение мотивации познавательной активности учащихся. Целью данного урока является познакомить обучающихся с важнейшим предст...
конспект и презентация урока во 2 классе тема " Роспись Дымковской барыни"
Подробный конспект урока декоративного рисования для учащихся 2 класса по теме " Роспись Дымковской барыни",предполагает знакомство с особенностями рисования элементов и выбором цвета в...
Конспект и презентация урока русского языка
Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС ООО...
Конспект и презентация урока по истории Средних веков по теме: " Византия при Юстиниане. Борьба с внешними врагами"
Данная работа предназначена для тех, кто работает по учебнику Агибалова, Донской. Она поможет познакомить учащихся с Византийской империей в годы правления императора Юстиниана....