Рабочая программа внеурочной деятельности «Инженерное метро» для обучающихся 10-11 классов
рабочая программа по математике (10 класс)
Социально-экономическое развитие общества определяет задачи образования. Ценность личности – «образование и развитие личности через всю жизнь», которая входит в приоритетные задачи - формируют образовательные организации.
В нормативных документах сформулирована ответственность дополнительного образования детей в решении значимой цели:
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р «Концепция развития дополнительного образования детей»;
- Указ Президента России от 29.05.2017 № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства»;
Актуальность дополнительной общеразвивающей программы «Инженерное метро» (далее - программа «ИМ») обусловлена обновляющимся содержанием дополнительного образования детей. Оно должно осуществлять всестороннее развитие учащихся посредством обучения новым технологиям; удовлетворять индивидуальные потребности учащихся в научно-техническом творчестве и оказывать поддержку детям, которые проявляют развитые способности. Новое содержание дополнительного образования предполагает расширение спектра дополнительных общеразвивающих программ технической направленности для учащихся.
Педагогическая целесообразность программы «ИМ» заключается в том, что ее содержание является интегративным, т.е. расширяются, систематизируются знания, умения и навыки нескольких учебных предметов: математика, геометрия, технология и информатика. Учащиеся в разных видах продуктивной учебной деятельности при использовании оптимальных образовательных технологий эффективно получают индивидуальные метапредметные результаты: развитие психических процессов (логическое, трёхмерное и комбинаторное мышление, пространственное представление, разные виды памяти, внимание; комбинаторные способности, навыки экспериментирования); качества личности (командность, самоорганизация, саморегулирование, самоопределение).
Новизна программы «ИМ» заключается в применении нового средства обучения – конструктора «Куборо» для сложения дорожек-лабиринтов различных форм; в последовательном составлении программного содержания от простого к сложному; с чередованием репродуктивного и творческого материала; с аудиторными и внеаудиторными занятиями.
Цель: формирование у учащихся первоначальных конструкторских умений и навыков средствами конструктора «Куборо».
Задачи:
- Воспитывать у учащихся позитивное ценностное отношение к «Человеку. Творчеству»: интерес к конструированию и экспериментированию, сотрудничество со сверстниками и взрослыми, самостоятельность; профессии, которые связаны с конструированием.
- Развитие образовательной среды для формирования инженерных навыков учащихся города Муравленко, формирование у учащихся умений физического моделирования и конструирования с использованием элементов системы Cuboro.Осваивать чтение координатной сетки, чертежа, объемного изображения; алгоритм решения технических задач в процессе конструирования, технологию проведения конструкторских соревнований.
- Развивать у учащихся трехмерное, оперативное и логическое мышление; формировать навыки публичной демонстрации кубических конструкций, работы в группе.
- Организация и проведение соревнований, по Cuboro среди школьников, проведение тренировок и подготовка к чемпионату России по Cuboro, проведение чемпионата города Муравленко среди школьных команд в двух возрастных группах 7-10 лет, 10-16 лет.
- Обобщение и мультиплицирование опыта реализации проекта на другие муниципалитеты ЯНАО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vneurochnoy_deyatelnosti_inzhenernoe_metro.doc | 205.5 КБ |
programma_vneurochnoy_deyatelnosti_inzhenernoe_metro.doc | 205.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования Администрации города Муравленко
Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Многопрофильный лицей»
|
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Инженерное метро»
для обучающихся 10-11 классов
Авторы программы:
Салатова И.Н. – учитель математики
Карташова М.Ш. – учитель математики
г. Муравленко, 2023г.
Пояснительная записка
Социально-экономическое развитие общества определяет задачи образования. Ценность личности – «образование и развитие личности через всю жизнь», которая входит в приоритетные задачи - формируют образовательные организации.
В нормативных документах сформулирована ответственность дополнительного образования детей в решении значимой цели:
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р «Концепция развития дополнительного образования детей»;
- Указ Президента России от 29.05.2017 № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства»;
Актуальность дополнительной общеразвивающей программы «Инженерное метро» (далее - программа «ИМ») обусловлена обновляющимся содержанием дополнительного образования детей. Оно должно осуществлять всестороннее развитие учащихся посредством обучения новым технологиям; удовлетворять индивидуальные потребности учащихся в научно-техническом творчестве и оказывать поддержку детям, которые проявляют развитые способности. Новое содержание дополнительного образования предполагает расширение спектра дополнительных общеразвивающих программ технической направленности для учащихся.
Педагогическая целесообразность программы «ИМ» заключается в том, что ее содержание является интегративным, т.е. расширяются, систематизируются знания, умения и навыки нескольких учебных предметов: математика, геометрия, технология и информатика. Учащиеся в разных видах продуктивной учебной деятельности при использовании оптимальных образовательных технологий эффективно получают индивидуальные метапредметные результаты: развитие психических процессов (логическое, трёхмерное и комбинаторное мышление, пространственное представление, разные виды памяти, внимание; комбинаторные способности, навыки экспериментирования); качества личности (командность, самоорганизация, саморегулирование, самоопределение).
Новизна программы «ИМ» заключается в применении нового средства обучения – конструктора «Куборо» для сложения дорожек-лабиринтов различных форм; в последовательном составлении программного содержания от простого к сложному; с чередованием репродуктивного и творческого материала; с аудиторными и внеаудиторными занятиями.
Программа «ИМ» составлена на основе ____________________ и методических материалов:
№ п/п | Название методических материалов | Заимствовано в дополнительную общеразвивающую программу «Куборо» |
1 | Методическое пособие Cuboro 1 «Cuboro думай креативно», 2016 | 1) Развитие навыков работы с литературой, понимания инженерной символики, самостоятельного чтения графического языка; 2) формирование умений постановки конструкторской цели; 3) развитие умений выбора наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач; 4) овладение методами и приемами технического рисования, эскизирования, аксонометрических построений; 5) овладение способами работы с двухмерным пространством, построением простых дорожек и поверхностей из кубических элементов; 6) овладение способами работы с трехмерным пространством, построением многоуровневых дорожек и сложных тоннелей; 7) формирование умений проведения опытов с движением и ускорением шарика; 8) овладение средствами оптимального применения разного количества кубических элементов |
2 | Методическое пособие Cuboro 2 «Карточки с заданиями для наборов cuboro», 2016 | 1) Закрепление умений работы с двухмерным и трехмерным пространством, построением дорожек и тоннелей разной сложности; 2) овладение способами работы с конструкторскими задачами повышенной сложности; 3) формирование навыков и умений участия и проведения соревнований |
Данная методика представляет из себя комплект карт с заданиями разного уровня сложности по разным темам.
В состав методического пособия входит: 102 карты с заданиями, CD – диск на котором находятся рабочие листы для проведения соревнований, оценки деятельности учащихся в построение конструкций, координационные сетки для построение задач и конструкций, а также книга с ответами и рекомендациями для учителя в котором рассказывается, как работать с заданиями, вопросы и ответы.
В процессе обучения и практики предусмотрен промежуточный контроль в виде тестов (см. приложение 1).
Цель: формирование у учащихся первоначальных конструкторских умений и навыков средствами конструктора «Куборо».
Задачи:
- Воспитывать у учащихся позитивное ценностное отношение к «Человеку. Творчеству»: интерес к конструированию и экспериментированию, сотрудничество со сверстниками и взрослыми, самостоятельность; профессии, которые связаны с конструированием.
- Развитие образовательной среды для формирования инженерных навыков учащихся города Муравленко, формирование у учащихся умений физического моделирования и конструирования с использованием элементов системы Cuboro.Осваивать чтение координатной сетки, чертежа, объемного изображения; алгоритм решения технических задач в процессе конструирования, технологию проведения конструкторских соревнований.
- Развивать у учащихся трехмерное, оперативное и логическое мышление; формировать навыки публичной демонстрации кубических конструкций, работы в группе.
- Организация и проведение соревнований, по Cuboro среди школьников, проведение тренировок и подготовка к чемпионату России по Cuboro, проведение чемпионата города Муравленко среди школьных команд в двух возрастных группах 7-10 лет, 10-16 лет.
- Обобщение и мультиплицирование опыта реализации проекта на другие муниципалитеты ЯНАО.
Ожидаемый результат
Учащиеся будут иметь опыт ценностного отношения к товарищам и взрослым, к процессу самостоятельного конструирования, положительного восприятия окружающего мира.
Учащиеся будут знать: терминологию, историю возникновения конструктора «Куборо»; классификацию составных частей; основные комбинации кубических соединений; виды отверстий и тоннелей кубических элементов конструктора; координатную сетку, особенности работы с ней; главные ошибки в построении конструкций и пути их исправления.
Учащиеся будут уметь: создавать простые и сложные конструкции «Куборо»; проводить конструкторские эксперименты, используя различные комбинации кубиков; конструировать индивидуальные и групповые работы; работать с веб-сервисом Cuboro-webkit.
Учащиеся будут иметь опыт: самостоятельного решения технических задач в процессе конструирования; презентации кубических конструкций «Куборо» командой на соревнованиях.
Принципы образования по программе «ИМ»: сознательность и доступность; связь теории с практикой; систематичность и последовательность; активность и прочность, учёт возрастных и индивидуальных особенностей.
Направленность – техническая.
Образовательные области (интеграция) – технология, математика, информатика.
Образовательный уровень – начальный, средний.
Уровень усвоения – ознакомительный, творческий.
Ориентация содержания – практическая.
Характер освоения – развивающий.
Адресат – учащиеся 7-17 лет.
Срок освоения – краткосрочная, 1 год.
Объем программы – 34 ч. (68ч. – вторая ступени обучения )
Форма обучения - очная, очно-заочная с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Режим занятий – один раз в неделю 1 час (2 ч. – вторая ступень обучения (2×40 мин, перерыв10 мин).)
Количество учащихся в объединении – 7-10.
Принципы комплектования объединения: приём в объединение всех желающих детей без специального отбора
По окончании обучения учащиеся получают свидетельство о дополнительном образовании в МАОУ «Многопрофильный лицей».
Содержание программы
Учебно-тематический план 34 часа
№ п/п | Название разделов и тем | Всего часов | В том числе | |
Теория | Практика | |||
1 | Вводное занятие | 1 | Представление содержания программы. Правила охраны труда. Организационные вопросы. Презентация «История возникновения конструктора Куборо» | Игры на создание позитивного настроения в объединении. Знакомство с конструктором «Куборо» |
2 | Раздел 1. Виды фигур | 3 | Основные кубические элементы «Куборо». Нумерация кубиков. Классификация отверстий и ходов. Координатная сетка, особенности работы с ней. Построение начальных конструкций, направленных по горизонтали и вертикали; простых и сложных конструкций, направленных по горизонтали и вертикали | Индивидуальная игра с конструктором. Работа в группах с конструктором, в парах по созданию конструкций разной сложности. Игра «Кто в мешке» |
3 | Раздел 2. Построение фигур | 4 | Строительство конструкции из трех-пяти кубиков. Построение конструкций по заданной координатной сетке, по объемному изображению. Шарик и его значимость в игре. Основные правила начального движения шарика по поверхностям. Плавное и быстрое движение шарика по дорожке. Координатная сетка, особенности работы с ней. Проектирование конструкций по заданным параметрам. Описание конструкций на специальном бланке с координатной сеткой. Описание расположения кубиков уровень за уровнем. Планы конструкций | Построение простых конструкций, конструкций на координатной сетке. Создание конструкций по шаговому плану. Игра «Стройка». Групповая работа «Этажи». Игра «Что лишнее в цепочке построения» |
4 | Раздел 3. Создание фигур по основным параметрам | 4 | Строительство конструкции из определенного числа кубиков. Движение шарика по заданной поверхности: отверстие, дорожка, тоннель, через тоннели, шарика только по дорожкам; только по тоннелям. Особенности построение тоннелей. Простые и сложные тоннели. Строительство конструкции с двумя и тремя дорожками, с дорожками и тоннелями. Использование одного элемента дважды, одного элемента трижды, различных комбинаций в построении. Главные ошибки в построении конструкций и пути их исправления | Построение конструкций по заданным параметрам. Самостоятельное построение конструкции. Создание различных вариантов конструкций с добавлением разных деталей; фигур с помощью базовых строительных кубиков; фигур с использованием одних кубиков дважды или трижды. Игра «Эстафета». Групповая работа «Лабиринты» |
5 | Раздел 4. Создание дорожек разной сложности. Многоуровневые конструкции | 4 | Изучение конструкций разной сложности. Прямой желоб. Изогнутый желоб. Движение шарика по прямой дорожке, по изогнутой дорожке, по поверхности и внутри конструкции. Создание тоннелей из двух кубиков. Строительство конструкции с использованием всех кубиков набора. Многоуровневые построения. | Создание дорожек с помощью кубиков с прямым желобом, с помощью кубиков с изогнутым желобом. Фигуры с двумя и тремя дорожками. Игра «Архитектор». Групповая работа на время. Самостоятельная и групповая работа по построению конструкций с использованием всех кубиков набора. |
6 | Раздел 5. Создание фигур по заданному контуру | 4 | Строительство конструкций по заданному контуру и размеру. Подбор кубиков, которые соответствуют заданному контуру и размеру. Варианты использования дорожек и тоннелей при заданной конструкции | Самостоятельная и групповая работа по построению конструкций с опорой на схему, объемное изображение. Построение дорожек и тоннелей по заданному контуру. Практическое закрепление материала с использование карточек-заданий. Самостоятельная и групповая работа на заданное время |
7 | Раздел 6. Экспериментирование | 5 | Понятие «эксперимент». Различные эксперименты с построением конструкций из определенного числа кубиков, с направлением движения, временем движения шарика. Усложнение простых конструкций. Поэтапное строительство. Варианты комбинаций. Множество различных комбинаций кубиков. Направление и время движения. Работа с веб-сервисом Cuboro-webkit | Создание фигур по контуру. Строительство уровней из заданного набора кубиков. Работа в группах на создание различных вариантов конструкций. Задания на построение конструкций по координатной сетке, чертежу, объемному изображению. Проведение опытов и экспериментов с построением, движением шарика. Самостоятельная работа по созданию фигур на веб-сервисе Cuboro-webkit |
8 | Раздел 7. Создание фигур по собственному замыслу | 4 | Особенности создания конструкций по собственному замыслу. Конструкции с наименьшим количеством кубиков и конструкции с использованием всех кубиков набора. Создание произвольных конструкций по заданным задачам: количество кубиков и уровней; количество дорожек и тоннелей; сложность конструкции. Задания на пространственное и логическое мышление. Разбор схем конструкций | Самостоятельная практика по созданию конструкций. Индивидуальная и групповая работа по разработке схем произвольных конструкций. Индивидуальная и групповая работа по разработке схем произвольных конструкций. Создание фигур с соединением от двух до пяти кубиков вместе |
9 | Раздел 8. Опыты | 2 | Движение шарика по заданной траектории, по наклонной плоскости. Плавный и быстрый бег шарика. Различные опыты с разнообразным движением шарика | Индивидуальная и групповая работа по проведению опытов с движением и ускорением шарика; движением шарика по заданной и произвольной траектории |
10 | Раздел 9. Соревнования | 3 | Правила проведения соревнований, поведения на соревнованиях. Работа в команде: цель и задачи команды, распределение обязанностей, ответственность каждого участника команды. Основные нарушения при работе в команде, на соревнованиях | Участие в соревнованиях |
Всего 35 |
Содержание программы
Учебно-тематический план 68 часа
№ п/п | Название разделов и тем | Всего часов | В том числе | |
Теория | Практика | |||
1 | Вводное занятие | 1 | Представление содержания программы. Правила охраны труда. Организационные вопросы. Презентация «История возникновения конструктора Куборо» | Игры на создание позитивного настроения в объединении. Знакомство с конструктором «Куборо» |
2 | Раздел 1. Виды фигур | 6 | Основные кубические элементы «Куборо». Нумерация кубиков. Классификация отверстий и ходов. Координатная сетка, особенности работы с ней. Построение начальных конструкций, направленных по горизонтали и вертикали; простых и сложных конструкций, направленных по горизонтали и вертикали | Индивидуальная игра с конструктором. Работа в группах с конструктором, в парах по созданию конструкций разной сложности. Игра «Кто в мешке» |
3 | Раздел 2. Построение фигур | 8 | Строительство конструкции из трех-пяти кубиков. Построение конструкций по заданной координатной сетке, по объемному изображению. Шарик и его значимость в игре. Основные правила начального движения шарика по поверхностям. Плавное и быстрое движение шарика по дорожке. Координатная сетка, особенности работы с ней. Проектирование конструкций по заданным параметрам. Описание конструкций на специальном бланке с координатной сеткой. Описание расположения кубиков уровень за уровнем. Планы конструкций | Построение простых конструкций, конструкций на координатной сетке. Создание конструкций по шаговому плану. Игра «Стройка». Групповая работа «Этажи». Игра «Что лишнее в цепочке построения» |
4 | Раздел 3. Создание фигур по основным параметрам | 8 | Строительство конструкции из определенного числа кубиков. Движение шарика по заданной поверхности: отверстие, дорожка, тоннель, через тоннели, шарика только по дорожкам; только по тоннелям. Особенности построение тоннелей. Простые и сложные тоннели. Строительство конструкции с двумя и тремя дорожками, с дорожками и тоннелями. Использование одного элемента дважды, одного элемента трижды, различных комбинаций в построении. Главные ошибки в построении конструкций и пути их исправления | Построение конструкций по заданным параметрам. Самостоятельное построение конструкции. Создание различных вариантов конструкций с добавлением разных деталей; фигур с помощью базовых строительных кубиков; фигур с использованием одних кубиков дважды или трижды. Игра «Эстафета». Групповая работа «Лабиринты» |
5 | Раздел 4. Создание дорожек разной сложности. Многоуровневые конструкции | 8 | Изучение конструкций разной сложности. Прямой желоб. Изогнутый желоб. Движение шарика по прямой дорожке, по изогнутой дорожке, по поверхности и внутри конструкции. Создание тоннелей из двух кубиков. Строительство конструкции с использованием всех кубиков набора. Многоуровневые построения. | Создание дорожек с помощью кубиков с прямым желобом, с помощью кубиков с изогнутым желобом. Фигуры с двумя и тремя дорожками. Игра «Архитектор». Групповая работа на время. Самостоятельная и групповая работа по построению конструкций с использованием всех кубиков набора. |
6 | Раздел 5. Создание фигур по заданному контуру | 8 | Строительство конструкций по заданному контуру и размеру. Подбор кубиков, которые соответствуют заданному контуру и размеру. Варианты использования дорожек и тоннелей при заданной конструкции | Самостоятельная и групповая работа по построению конструкций с опорой на схему, объемное изображение. Построение дорожек и тоннелей по заданному контуру. Практическое закрепление материала с использование карточек-заданий. Самостоятельная и групповая работа на заданное время |
7 | Раздел 6. Экспериментирование | 9 | Понятие «эксперимент». Различные эксперименты с построением конструкций из определенного числа кубиков, с направлением движения, временем движения шарика. Усложнение простых конструкций. Поэтапное строительство. Варианты комбинаций. Множество различных комбинаций кубиков. Направление и время движения. Работа с веб-сервисом Cuboro-webkit | Создание фигур по контуру. Строительство уровней из заданного набора кубиков. Работа в группах на создание различных вариантов конструкций. Задания на построение конструкций по координатной сетке, чертежу, объемному изображению. Проведение опытов и экспериментов с построением, движением шарика. Самостоятельная работа по созданию фигур на веб-сервисе Cuboro-webkit |
8 | Раздел 7. Создание фигур по собственному замыслу | 8 | Особенности создания конструкций по собственному замыслу. Конструкции с наименьшим количеством кубиков и конструкции с использованием всех кубиков набора. Создание произвольных конструкций по заданным задачам: количество кубиков и уровней; количество дорожек и тоннелей; сложность конструкции. Задания на пространственное и логическое мышление. Разбор схем конструкций | Самостоятельная практика по созданию конструкций. Индивидуальная и групповая работа по разработке схем произвольных конструкций. Индивидуальная и групповая работа по разработке схем произвольных конструкций. Создание фигур с соединением от двух до пяти кубиков вместе |
9 | Раздел 8. Опыты | 4 | Движение шарика по заданной траектории, по наклонной плоскости. Плавный и быстрый бег шарика. Различные опыты с разнообразным движением шарика | Индивидуальная и групповая работа по проведению опытов с движением и ускорением шарика; движением шарика по заданной и произвольной траектории |
10 | Раздел 9. Соревнования | 8 | Правила проведения соревнований, поведения на соревнованиях. Работа в команде: цель и задачи команды, распределение обязанностей, ответственность каждого участника команды. Основные нарушения при работе в команде, на соревнованиях | Участие в соревнованиях |
Всего | 68 |
Условия реализации дополнительной общеразвивающей программы
Материально-технические условия: комплект учебной мебели (стулья, столы, учебная настенная доска, шкафы для хранения оборудования и материалов), комплекты конструкторов «Куборо».
Информационно-методические условия:
- электронные образовательные ресурсы:
- информационно-коммуникационные технологии: Microsoft Word, Microsoft PowerPoint, Paint, Microsoft Publisher, Google Forms, Learnis, CuboroDraw.
Сетевые ресурсы: программа «Куборо» реализуется с использованием сетевой формы в соответствии с договором о сетевой форме реализации программы в муниципальных общеобразовательных учреждениях или муниципальных дошкольных образовательных учреждениях.
Методические условия:
- рекомендуемые типы занятий: по Ю.А. Конаржевскому, игра, соревнование;
- рекомендуемые образовательные технологии: игровая, групповой работы, рефлексия, интеллект-карта, информационно-коммуникационные, проектного обучения, ТРИЗ, диагностическая;
- методические материалы: методическая литература, методические разработки мероприятий, дидактический материал, демонстрационные образцы изделий (Приложение 2).
Список рекомендуемой литературы
Для педагога
- Маттиас Эттер «Cuboro – думай креативно» (методическое пособие), 2016.
- Петров В.М. 5 методов активизации творчества. Учебное пособие. – М.: Солон-пресс, 2016. – 96 с.
- Тищенко А.Т. Технология. Индустриальные технологии. 7 класс. Учебник. ФГОС. – М.: Вентана-Граф, 2018. – 176 с.
- Филиппов С.А. Уроки робототехники. Конструкция. Движение. Управление. – М.: Лаборатория знаний, 2017. – 176 с.
- Филипов С.А. Конструкция. Движение. Управление. – М.: Лаборатория знаний, 2017. – 176 с.
- https://www.cuboro.ru
- http://creative-edu.ru
Для учащихся
- Перевезенцева И.А. 500 умных загадок на каждый день. Издательство «Мартин», 2019г.
- http://www.cuboro-webkit.ru
Для родителей (законных представителей)
- Алябьева Е.А. Как развить логическое мышление у ребенка 5-8 лет. - М.: Сфера, 2018. – 112 с.
- Шумак С.Е. Развиваем логическое мышление. Тетрадь для учащихся 1-2 классов. - М.: Белый ветер, 2018. – 40 с.
Приложение 1
Методические рекомендации по проведению аттестации учащихся
Тест
1. Что такое конструирование?
а) Этап создания изделия.
б) Технологичное, прочное, надёжное, экономическое изделие.
2. С чего начинается конструирование?
а) С изготовления моделей.
б) Со зрительного представления изделия.
3. Что такое конструирование по чертежу?
а) Построение по тексту с соблюдением четкой последовательности.
б) Построение по изображению, выполненное при помощи чертежных инструментов.
4. Выберите основной характер деревянного конструктора?
а) Изготавливается из природного материала.
б) Подходит для учащихся только старшего возраста.
5. По перечисленным словам определить вид конструктора: шарик, желоб, кубическая конструкция.
а) Магнитный конструктор.
б) Деревянный конструктор – Куборо.
Практическая работа «Составление конструкции по основным параметрам»
Максимально эффективно по указанной системе критериев (Таблица 1. «Система критериев для оценки конструкции») построить конструкцию с использованием набора «Куборо» по заданному контуру (Таблица 2. «Координатная сетка»). За контур выходить запрещается. Высота стартовой башни может быть любая, старт может осуществляться из любого элемента.
Таблица 1. «Система критериев для оценки конструкции»
Критерии оценки | ||||
Критерии оценки не применяются, если не выполнено исходное условие конструкторской задачи | Кол-во | Балл за один элемент | Итого | |
Критерии оценки | Все элементы конструкции | 1 | ||
Элементы, формирующие движение | 2 | |||
Элементы с двойным касанием шарика | 4 | |||
Элементы с тройным касанием шарика | 12 | |||
Базовые строительные и участвующие в формировании дорожки одновременно | 4 | |||
ИТОГО |
Таблица 2. «Координатная сетка»
Практическая работа «Составление конструкции по основным параметрам»
Максимально эффективно по указанной системе критериев (Таблица 1. «Система критериев для оценки конструкции») достроить конструкцию с использованием всех элементов из набора «Куборо» не выходя за заданный контур (Таблица 2. «Координатная сетка»). Элементы №4 и №12 могут находиться на любом уровне. Элемент №4 необходимо задействовать несколько раз. Элемент №12 является стартовым. Элемент №9 размещается на первом уровне и является выходом. Обязательно соблюдение расположения элементов указанное на чертеже (Таблица 2) - №12, №9 и №4.
Таблица 1. «Система критериев для оценки конструкции»
Критерии оценки | ||||
Критерии оценки не применяются, если не выполнено исходное условие конструкторской задачи | Кол-во | Балл за один элемент | Итого | |
Критерии оценки | Все элементы конструкции | 1 | ||
Элементы, формирующие движение | 2 | |||
Элементы с двойным касанием шарика | 4 | |||
Элементы с тройным касанием шарика | 12 | |||
Базовые строительные и участвующие в формировании дорожки одновременно | 4 | |||
ИТОГО |
Учащиеся создают модели из конструктора по схеме и словесной инструкции. Развивают все виды мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, логическое и пространственное. Закрепляют умения по счету и решению задач на сложение и вычитание, на различные действия по измерению; словарь элементарных понятий по математике и геометрии. Выпускники могут продолжить обучение по программам: «Робототехника», «Детская техническая мастерская»
Таблица 2. «Координатная сетка»
|
Предварительный просмотр:
Управление образования Администрации города Муравленко
Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Многопрофильный лицей»
|
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Инженерное метро»
для обучающихся 10-11 классов
Авторы программы:
Салатова И.Н. – учитель математики
Карташова М.Ш. – учитель математики
г. Муравленко, 2023г.
Пояснительная записка
Социально-экономическое развитие общества определяет задачи образования. Ценность личности – «образование и развитие личности через всю жизнь», которая входит в приоритетные задачи - формируют образовательные организации.
В нормативных документах сформулирована ответственность дополнительного образования детей в решении значимой цели:
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р «Концепция развития дополнительного образования детей»;
- Указ Президента России от 29.05.2017 № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства»;
Актуальность дополнительной общеразвивающей программы «Инженерное метро» (далее - программа «ИМ») обусловлена обновляющимся содержанием дополнительного образования детей. Оно должно осуществлять всестороннее развитие учащихся посредством обучения новым технологиям; удовлетворять индивидуальные потребности учащихся в научно-техническом творчестве и оказывать поддержку детям, которые проявляют развитые способности. Новое содержание дополнительного образования предполагает расширение спектра дополнительных общеразвивающих программ технической направленности для учащихся.
Педагогическая целесообразность программы «ИМ» заключается в том, что ее содержание является интегративным, т.е. расширяются, систематизируются знания, умения и навыки нескольких учебных предметов: математика, геометрия, технология и информатика. Учащиеся в разных видах продуктивной учебной деятельности при использовании оптимальных образовательных технологий эффективно получают индивидуальные метапредметные результаты: развитие психических процессов (логическое, трёхмерное и комбинаторное мышление, пространственное представление, разные виды памяти, внимание; комбинаторные способности, навыки экспериментирования); качества личности (командность, самоорганизация, саморегулирование, самоопределение).
Новизна программы «ИМ» заключается в применении нового средства обучения – конструктора «Куборо» для сложения дорожек-лабиринтов различных форм; в последовательном составлении программного содержания от простого к сложному; с чередованием репродуктивного и творческого материала; с аудиторными и внеаудиторными занятиями.
Программа «ИМ» составлена на основе ____________________ и методических материалов:
№ п/п | Название методических материалов | Заимствовано в дополнительную общеразвивающую программу «Куборо» |
1 | Методическое пособие Cuboro 1 «Cuboro думай креативно», 2016 | 1) Развитие навыков работы с литературой, понимания инженерной символики, самостоятельного чтения графического языка; 2) формирование умений постановки конструкторской цели; 3) развитие умений выбора наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач; 4) овладение методами и приемами технического рисования, эскизирования, аксонометрических построений; 5) овладение способами работы с двухмерным пространством, построением простых дорожек и поверхностей из кубических элементов; 6) овладение способами работы с трехмерным пространством, построением многоуровневых дорожек и сложных тоннелей; 7) формирование умений проведения опытов с движением и ускорением шарика; 8) овладение средствами оптимального применения разного количества кубических элементов |
2 | Методическое пособие Cuboro 2 «Карточки с заданиями для наборов cuboro», 2016 | 1) Закрепление умений работы с двухмерным и трехмерным пространством, построением дорожек и тоннелей разной сложности; 2) овладение способами работы с конструкторскими задачами повышенной сложности; 3) формирование навыков и умений участия и проведения соревнований |
Данная методика представляет из себя комплект карт с заданиями разного уровня сложности по разным темам.
В состав методического пособия входит: 102 карты с заданиями, CD – диск на котором находятся рабочие листы для проведения соревнований, оценки деятельности учащихся в построение конструкций, координационные сетки для построение задач и конструкций, а также книга с ответами и рекомендациями для учителя в котором рассказывается, как работать с заданиями, вопросы и ответы.
В процессе обучения и практики предусмотрен промежуточный контроль в виде тестов (см. приложение 1).
Цель: формирование у учащихся первоначальных конструкторских умений и навыков средствами конструктора «Куборо».
Задачи:
- Воспитывать у учащихся позитивное ценностное отношение к «Человеку. Творчеству»: интерес к конструированию и экспериментированию, сотрудничество со сверстниками и взрослыми, самостоятельность; профессии, которые связаны с конструированием.
- Развитие образовательной среды для формирования инженерных навыков учащихся города Муравленко, формирование у учащихся умений физического моделирования и конструирования с использованием элементов системы Cuboro.Осваивать чтение координатной сетки, чертежа, объемного изображения; алгоритм решения технических задач в процессе конструирования, технологию проведения конструкторских соревнований.
- Развивать у учащихся трехмерное, оперативное и логическое мышление; формировать навыки публичной демонстрации кубических конструкций, работы в группе.
- Организация и проведение соревнований, по Cuboro среди школьников, проведение тренировок и подготовка к чемпионату России по Cuboro, проведение чемпионата города Муравленко среди школьных команд в двух возрастных группах 7-10 лет, 10-16 лет.
- Обобщение и мультиплицирование опыта реализации проекта на другие муниципалитеты ЯНАО.
Ожидаемый результат
Учащиеся будут иметь опыт ценностного отношения к товарищам и взрослым, к процессу самостоятельного конструирования, положительного восприятия окружающего мира.
Учащиеся будут знать: терминологию, историю возникновения конструктора «Куборо»; классификацию составных частей; основные комбинации кубических соединений; виды отверстий и тоннелей кубических элементов конструктора; координатную сетку, особенности работы с ней; главные ошибки в построении конструкций и пути их исправления.
Учащиеся будут уметь: создавать простые и сложные конструкции «Куборо»; проводить конструкторские эксперименты, используя различные комбинации кубиков; конструировать индивидуальные и групповые работы; работать с веб-сервисом Cuboro-webkit.
Учащиеся будут иметь опыт: самостоятельного решения технических задач в процессе конструирования; презентации кубических конструкций «Куборо» командой на соревнованиях.
Принципы образования по программе «ИМ»: сознательность и доступность; связь теории с практикой; систематичность и последовательность; активность и прочность, учёт возрастных и индивидуальных особенностей.
Направленность – техническая.
Образовательные области (интеграция) – технология, математика, информатика.
Образовательный уровень – начальный, средний.
Уровень усвоения – ознакомительный, творческий.
Ориентация содержания – практическая.
Характер освоения – развивающий.
Адресат – учащиеся 7-17 лет.
Срок освоения – краткосрочная, 1 год.
Объем программы – 34 ч. (68ч. – вторая ступени обучения )
Форма обучения - очная, очно-заочная с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Режим занятий – один раз в неделю 1 час (2 ч. – вторая ступень обучения (2×40 мин, перерыв10 мин).)
Количество учащихся в объединении – 7-10.
Принципы комплектования объединения: приём в объединение всех желающих детей без специального отбора
По окончании обучения учащиеся получают свидетельство о дополнительном образовании в МАОУ «Многопрофильный лицей».
Содержание программы
Учебно-тематический план 34 часа
№ п/п | Название разделов и тем | Всего часов | В том числе | |
Теория | Практика | |||
1 | Вводное занятие | 1 | Представление содержания программы. Правила охраны труда. Организационные вопросы. Презентация «История возникновения конструктора Куборо» | Игры на создание позитивного настроения в объединении. Знакомство с конструктором «Куборо» |
2 | Раздел 1. Виды фигур | 3 | Основные кубические элементы «Куборо». Нумерация кубиков. Классификация отверстий и ходов. Координатная сетка, особенности работы с ней. Построение начальных конструкций, направленных по горизонтали и вертикали; простых и сложных конструкций, направленных по горизонтали и вертикали | Индивидуальная игра с конструктором. Работа в группах с конструктором, в парах по созданию конструкций разной сложности. Игра «Кто в мешке» |
3 | Раздел 2. Построение фигур | 4 | Строительство конструкции из трех-пяти кубиков. Построение конструкций по заданной координатной сетке, по объемному изображению. Шарик и его значимость в игре. Основные правила начального движения шарика по поверхностям. Плавное и быстрое движение шарика по дорожке. Координатная сетка, особенности работы с ней. Проектирование конструкций по заданным параметрам. Описание конструкций на специальном бланке с координатной сеткой. Описание расположения кубиков уровень за уровнем. Планы конструкций | Построение простых конструкций, конструкций на координатной сетке. Создание конструкций по шаговому плану. Игра «Стройка». Групповая работа «Этажи». Игра «Что лишнее в цепочке построения» |
4 | Раздел 3. Создание фигур по основным параметрам | 4 | Строительство конструкции из определенного числа кубиков. Движение шарика по заданной поверхности: отверстие, дорожка, тоннель, через тоннели, шарика только по дорожкам; только по тоннелям. Особенности построение тоннелей. Простые и сложные тоннели. Строительство конструкции с двумя и тремя дорожками, с дорожками и тоннелями. Использование одного элемента дважды, одного элемента трижды, различных комбинаций в построении. Главные ошибки в построении конструкций и пути их исправления | Построение конструкций по заданным параметрам. Самостоятельное построение конструкции. Создание различных вариантов конструкций с добавлением разных деталей; фигур с помощью базовых строительных кубиков; фигур с использованием одних кубиков дважды или трижды. Игра «Эстафета». Групповая работа «Лабиринты» |
5 | Раздел 4. Создание дорожек разной сложности. Многоуровневые конструкции | 4 | Изучение конструкций разной сложности. Прямой желоб. Изогнутый желоб. Движение шарика по прямой дорожке, по изогнутой дорожке, по поверхности и внутри конструкции. Создание тоннелей из двух кубиков. Строительство конструкции с использованием всех кубиков набора. Многоуровневые построения. | Создание дорожек с помощью кубиков с прямым желобом, с помощью кубиков с изогнутым желобом. Фигуры с двумя и тремя дорожками. Игра «Архитектор». Групповая работа на время. Самостоятельная и групповая работа по построению конструкций с использованием всех кубиков набора. |
6 | Раздел 5. Создание фигур по заданному контуру | 4 | Строительство конструкций по заданному контуру и размеру. Подбор кубиков, которые соответствуют заданному контуру и размеру. Варианты использования дорожек и тоннелей при заданной конструкции | Самостоятельная и групповая работа по построению конструкций с опорой на схему, объемное изображение. Построение дорожек и тоннелей по заданному контуру. Практическое закрепление материала с использование карточек-заданий. Самостоятельная и групповая работа на заданное время |
7 | Раздел 6. Экспериментирование | 5 | Понятие «эксперимент». Различные эксперименты с построением конструкций из определенного числа кубиков, с направлением движения, временем движения шарика. Усложнение простых конструкций. Поэтапное строительство. Варианты комбинаций. Множество различных комбинаций кубиков. Направление и время движения. Работа с веб-сервисом Cuboro-webkit | Создание фигур по контуру. Строительство уровней из заданного набора кубиков. Работа в группах на создание различных вариантов конструкций. Задания на построение конструкций по координатной сетке, чертежу, объемному изображению. Проведение опытов и экспериментов с построением, движением шарика. Самостоятельная работа по созданию фигур на веб-сервисе Cuboro-webkit |
8 | Раздел 7. Создание фигур по собственному замыслу | 4 | Особенности создания конструкций по собственному замыслу. Конструкции с наименьшим количеством кубиков и конструкции с использованием всех кубиков набора. Создание произвольных конструкций по заданным задачам: количество кубиков и уровней; количество дорожек и тоннелей; сложность конструкции. Задания на пространственное и логическое мышление. Разбор схем конструкций | Самостоятельная практика по созданию конструкций. Индивидуальная и групповая работа по разработке схем произвольных конструкций. Индивидуальная и групповая работа по разработке схем произвольных конструкций. Создание фигур с соединением от двух до пяти кубиков вместе |
9 | Раздел 8. Опыты | 2 | Движение шарика по заданной траектории, по наклонной плоскости. Плавный и быстрый бег шарика. Различные опыты с разнообразным движением шарика | Индивидуальная и групповая работа по проведению опытов с движением и ускорением шарика; движением шарика по заданной и произвольной траектории |
10 | Раздел 9. Соревнования | 3 | Правила проведения соревнований, поведения на соревнованиях. Работа в команде: цель и задачи команды, распределение обязанностей, ответственность каждого участника команды. Основные нарушения при работе в команде, на соревнованиях | Участие в соревнованиях |
Всего 35 |
Содержание программы
Учебно-тематический план 68 часа
№ п/п | Название разделов и тем | Всего часов | В том числе | |
Теория | Практика | |||
1 | Вводное занятие | 1 | Представление содержания программы. Правила охраны труда. Организационные вопросы. Презентация «История возникновения конструктора Куборо» | Игры на создание позитивного настроения в объединении. Знакомство с конструктором «Куборо» |
2 | Раздел 1. Виды фигур | 6 | Основные кубические элементы «Куборо». Нумерация кубиков. Классификация отверстий и ходов. Координатная сетка, особенности работы с ней. Построение начальных конструкций, направленных по горизонтали и вертикали; простых и сложных конструкций, направленных по горизонтали и вертикали | Индивидуальная игра с конструктором. Работа в группах с конструктором, в парах по созданию конструкций разной сложности. Игра «Кто в мешке» |
3 | Раздел 2. Построение фигур | 8 | Строительство конструкции из трех-пяти кубиков. Построение конструкций по заданной координатной сетке, по объемному изображению. Шарик и его значимость в игре. Основные правила начального движения шарика по поверхностям. Плавное и быстрое движение шарика по дорожке. Координатная сетка, особенности работы с ней. Проектирование конструкций по заданным параметрам. Описание конструкций на специальном бланке с координатной сеткой. Описание расположения кубиков уровень за уровнем. Планы конструкций | Построение простых конструкций, конструкций на координатной сетке. Создание конструкций по шаговому плану. Игра «Стройка». Групповая работа «Этажи». Игра «Что лишнее в цепочке построения» |
4 | Раздел 3. Создание фигур по основным параметрам | 8 | Строительство конструкции из определенного числа кубиков. Движение шарика по заданной поверхности: отверстие, дорожка, тоннель, через тоннели, шарика только по дорожкам; только по тоннелям. Особенности построение тоннелей. Простые и сложные тоннели. Строительство конструкции с двумя и тремя дорожками, с дорожками и тоннелями. Использование одного элемента дважды, одного элемента трижды, различных комбинаций в построении. Главные ошибки в построении конструкций и пути их исправления | Построение конструкций по заданным параметрам. Самостоятельное построение конструкции. Создание различных вариантов конструкций с добавлением разных деталей; фигур с помощью базовых строительных кубиков; фигур с использованием одних кубиков дважды или трижды. Игра «Эстафета». Групповая работа «Лабиринты» |
5 | Раздел 4. Создание дорожек разной сложности. Многоуровневые конструкции | 8 | Изучение конструкций разной сложности. Прямой желоб. Изогнутый желоб. Движение шарика по прямой дорожке, по изогнутой дорожке, по поверхности и внутри конструкции. Создание тоннелей из двух кубиков. Строительство конструкции с использованием всех кубиков набора. Многоуровневые построения. | Создание дорожек с помощью кубиков с прямым желобом, с помощью кубиков с изогнутым желобом. Фигуры с двумя и тремя дорожками. Игра «Архитектор». Групповая работа на время. Самостоятельная и групповая работа по построению конструкций с использованием всех кубиков набора. |
6 | Раздел 5. Создание фигур по заданному контуру | 8 | Строительство конструкций по заданному контуру и размеру. Подбор кубиков, которые соответствуют заданному контуру и размеру. Варианты использования дорожек и тоннелей при заданной конструкции | Самостоятельная и групповая работа по построению конструкций с опорой на схему, объемное изображение. Построение дорожек и тоннелей по заданному контуру. Практическое закрепление материала с использование карточек-заданий. Самостоятельная и групповая работа на заданное время |
7 | Раздел 6. Экспериментирование | 9 | Понятие «эксперимент». Различные эксперименты с построением конструкций из определенного числа кубиков, с направлением движения, временем движения шарика. Усложнение простых конструкций. Поэтапное строительство. Варианты комбинаций. Множество различных комбинаций кубиков. Направление и время движения. Работа с веб-сервисом Cuboro-webkit | Создание фигур по контуру. Строительство уровней из заданного набора кубиков. Работа в группах на создание различных вариантов конструкций. Задания на построение конструкций по координатной сетке, чертежу, объемному изображению. Проведение опытов и экспериментов с построением, движением шарика. Самостоятельная работа по созданию фигур на веб-сервисе Cuboro-webkit |
8 | Раздел 7. Создание фигур по собственному замыслу | 8 | Особенности создания конструкций по собственному замыслу. Конструкции с наименьшим количеством кубиков и конструкции с использованием всех кубиков набора. Создание произвольных конструкций по заданным задачам: количество кубиков и уровней; количество дорожек и тоннелей; сложность конструкции. Задания на пространственное и логическое мышление. Разбор схем конструкций | Самостоятельная практика по созданию конструкций. Индивидуальная и групповая работа по разработке схем произвольных конструкций. Индивидуальная и групповая работа по разработке схем произвольных конструкций. Создание фигур с соединением от двух до пяти кубиков вместе |
9 | Раздел 8. Опыты | 4 | Движение шарика по заданной траектории, по наклонной плоскости. Плавный и быстрый бег шарика. Различные опыты с разнообразным движением шарика | Индивидуальная и групповая работа по проведению опытов с движением и ускорением шарика; движением шарика по заданной и произвольной траектории |
10 | Раздел 9. Соревнования | 8 | Правила проведения соревнований, поведения на соревнованиях. Работа в команде: цель и задачи команды, распределение обязанностей, ответственность каждого участника команды. Основные нарушения при работе в команде, на соревнованиях | Участие в соревнованиях |
Всего | 68 |
Условия реализации дополнительной общеразвивающей программы
Материально-технические условия: комплект учебной мебели (стулья, столы, учебная настенная доска, шкафы для хранения оборудования и материалов), комплекты конструкторов «Куборо».
Информационно-методические условия:
- электронные образовательные ресурсы:
- информационно-коммуникационные технологии: Microsoft Word, Microsoft PowerPoint, Paint, Microsoft Publisher, Google Forms, Learnis, CuboroDraw.
Сетевые ресурсы: программа «Куборо» реализуется с использованием сетевой формы в соответствии с договором о сетевой форме реализации программы в муниципальных общеобразовательных учреждениях или муниципальных дошкольных образовательных учреждениях.
Методические условия:
- рекомендуемые типы занятий: по Ю.А. Конаржевскому, игра, соревнование;
- рекомендуемые образовательные технологии: игровая, групповой работы, рефлексия, интеллект-карта, информационно-коммуникационные, проектного обучения, ТРИЗ, диагностическая;
- методические материалы: методическая литература, методические разработки мероприятий, дидактический материал, демонстрационные образцы изделий (Приложение 2).
Список рекомендуемой литературы
Для педагога
- Маттиас Эттер «Cuboro – думай креативно» (методическое пособие), 2016.
- Петров В.М. 5 методов активизации творчества. Учебное пособие. – М.: Солон-пресс, 2016. – 96 с.
- Тищенко А.Т. Технология. Индустриальные технологии. 7 класс. Учебник. ФГОС. – М.: Вентана-Граф, 2018. – 176 с.
- Филиппов С.А. Уроки робототехники. Конструкция. Движение. Управление. – М.: Лаборатория знаний, 2017. – 176 с.
- Филипов С.А. Конструкция. Движение. Управление. – М.: Лаборатория знаний, 2017. – 176 с.
- https://www.cuboro.ru
- http://creative-edu.ru
Для учащихся
- Перевезенцева И.А. 500 умных загадок на каждый день. Издательство «Мартин», 2019г.
- http://www.cuboro-webkit.ru
Для родителей (законных представителей)
- Алябьева Е.А. Как развить логическое мышление у ребенка 5-8 лет. - М.: Сфера, 2018. – 112 с.
- Шумак С.Е. Развиваем логическое мышление. Тетрадь для учащихся 1-2 классов. - М.: Белый ветер, 2018. – 40 с.
Приложение 1
Методические рекомендации по проведению аттестации учащихся
Тест
1. Что такое конструирование?
а) Этап создания изделия.
б) Технологичное, прочное, надёжное, экономическое изделие.
2. С чего начинается конструирование?
а) С изготовления моделей.
б) Со зрительного представления изделия.
3. Что такое конструирование по чертежу?
а) Построение по тексту с соблюдением четкой последовательности.
б) Построение по изображению, выполненное при помощи чертежных инструментов.
4. Выберите основной характер деревянного конструктора?
а) Изготавливается из природного материала.
б) Подходит для учащихся только старшего возраста.
5. По перечисленным словам определить вид конструктора: шарик, желоб, кубическая конструкция.
а) Магнитный конструктор.
б) Деревянный конструктор – Куборо.
Практическая работа «Составление конструкции по основным параметрам»
Максимально эффективно по указанной системе критериев (Таблица 1. «Система критериев для оценки конструкции») построить конструкцию с использованием набора «Куборо» по заданному контуру (Таблица 2. «Координатная сетка»). За контур выходить запрещается. Высота стартовой башни может быть любая, старт может осуществляться из любого элемента.
Таблица 1. «Система критериев для оценки конструкции»
Критерии оценки | ||||
Критерии оценки не применяются, если не выполнено исходное условие конструкторской задачи | Кол-во | Балл за один элемент | Итого | |
Критерии оценки | Все элементы конструкции | 1 | ||
Элементы, формирующие движение | 2 | |||
Элементы с двойным касанием шарика | 4 | |||
Элементы с тройным касанием шарика | 12 | |||
Базовые строительные и участвующие в формировании дорожки одновременно | 4 | |||
ИТОГО |
Таблица 2. «Координатная сетка»
Практическая работа «Составление конструкции по основным параметрам»
Максимально эффективно по указанной системе критериев (Таблица 1. «Система критериев для оценки конструкции») достроить конструкцию с использованием всех элементов из набора «Куборо» не выходя за заданный контур (Таблица 2. «Координатная сетка»). Элементы №4 и №12 могут находиться на любом уровне. Элемент №4 необходимо задействовать несколько раз. Элемент №12 является стартовым. Элемент №9 размещается на первом уровне и является выходом. Обязательно соблюдение расположения элементов указанное на чертеже (Таблица 2) - №12, №9 и №4.
Таблица 1. «Система критериев для оценки конструкции»
Критерии оценки | ||||
Критерии оценки не применяются, если не выполнено исходное условие конструкторской задачи | Кол-во | Балл за один элемент | Итого | |
Критерии оценки | Все элементы конструкции | 1 | ||
Элементы, формирующие движение | 2 | |||
Элементы с двойным касанием шарика | 4 | |||
Элементы с тройным касанием шарика | 12 | |||
Базовые строительные и участвующие в формировании дорожки одновременно | 4 | |||
ИТОГО |
Учащиеся создают модели из конструктора по схеме и словесной инструкции. Развивают все виды мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, логическое и пространственное. Закрепляют умения по счету и решению задач на сложение и вычитание, на различные действия по измерению; словарь элементарных понятий по математике и геометрии. Выпускники могут продолжить обучение по программам: «Робототехника», «Детская техническая мастерская»
Таблица 2. «Координатная сетка»
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Увлекательный волейбол» для обучающихся 9-х классов
Рабочая программа внеурочной деятельности «Волейбол» предназначена для обучающихся 9 классов МОУ «Средняя общеобразовательная школа №6 с углубленным изучением отдельных предметов», г. Надым. Представ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Лыжная подготовка» для обучающихся 6а,7а,7в классов
Цели и задачи стоящие перед учебной группой на текущий учебный год: Цели:- Укрепление здоровья и повышение уровня физического развития учащихся - Воспитание спортивного резерва для занятия л...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Белая ладья» для обучающихся 5 класса
Рабочая программа внеурочной деятельности«Белая ладья»для обучающихся 5 класса...
Рабочая программа внеурочной деятельности ТВОЙ ВЫБОР для обучающихся 7 класса
Рабочая программа внеурочной деятельности ТВОЙ ВЫБОР для обучающихся 7 А класса ...
Рабочая программа внеурочной деятельности. Логопедические занятия для обучающихся 5 класса с ОВЗ, имеющих ЗПР
Программа для учащихся 5 класса с ОВЗ, посещающих логопедические занятия в начальных классах. У подростков с ЗПР сохраняются нарушения письма, наличие специфических ошибок сопровождается большим ...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Мой выбор" для обучающихся 10 класса.
Программа внеурочных занятий для старшеклассников 10-11 класс с учетом требований ФГОС СОО. Предназнчена как для кружковой деятельности, а так же можно использовать в проведении классных часов для обу...
Рабочая программа внеурочной деятельности по математике для обучающихся 9 класса "Математический практикум"
Курс рассчитан на 34 занятия. Включенный в программу материал предполагает повторение следующих разделов математики: числа и вычисления, алгебраические выражения, уравнения и неравенства, числовые пос...