Рабочая программа по обществознанию 5 класс
рабочая программа по обществознанию (5 класс)
Рабочая программа по обществознанию 5 класс по учебнику Боголюбова с календарно-тематическим планированием
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obshchestvo_5_klass_2022.docx | 62.78 КБ |
ktp_obshchestvoznanie_5_klass_2022-2023.xls | 34 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
Рабочая программа по обществознанию для 5 класса составлена на основе положений и требований к результатам освоения основной образовательной программы, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, в соответствии с Концепцией преподавания учебного предмета «Обществознание» (2018 г.), а также с учётом Примерной программы воспитания (2020 г.). Обществознание играет ведущую роль в выполнении школой функции интеграции молодёжи в современное общество: учебный предмет позволяет последовательно раскрывать учащимся подросткового возраста особенности современного общества, различные аспекты взаимодействия в современных условиях людей друг с другом, с основными институтами государства и гражданского общества, регулирующие эти взаимодействия социальные нормы.
Изучение курса «Обществознание», включающего знания о российском обществе и направлениях его развития в современных условиях, об основах конституционного строя нашей страны, правах и обязанностях человека и гражданина, способствует воспитанию российской гражданской идентичности, готовности к служению Отечеству, приверженности национальным ценностям. Привлечение при изучении курса различных источников социальной информации, включая СМИ и Интернет, помогает школьникам освоить язык современной культурной, социально-экономической и политической коммуникации, вносит свой вклад в формирование метапредметных умений извлекать необходимые сведения, осмысливать, преобразовывать и применять их.
Изучение учебного курса «Обществознание» содействует вхождению обучающихся в мир культуры и общественных ценностей и в то же время открытию и утверждению собственного «Я», формированию способности к рефлексии, оценке своих возможностей и осознанию своего места в обществе.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
Целями обществоведческого образования в основной школе являются:
- воспитание общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, приверженности базовым ценностям нашего народа;
- развитие у обучающихся понимания приоритетности общенациональных интересов, приверженности правовым принципам, закреплённым в Конституции Российской Федерации и законодательстве Российской Федерации;
- развитие личности на исключительно важном этапе её социализации — в подростковом возрасте, становление её духовно-нравственной, политической и правовой культуры, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; развитие интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю; мотивации к высокопроизводительной, наукоёмкой трудовой деятельности;
- формирование у обучающихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний и доступной по содержанию для школьников подросткового возраста; освоение учащимися знаний об основных сферах человеческой деятельности, социальных институтах, нормах, регулирующих общественные отношения, необходимые для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
- овладение умениями функционально грамотного человека: получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные;
- освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
- создание условий для освоения обучающимися способов успешного взаимодействия с различными политическими, правовыми, финансово-экономическими и другими социальными институтами для реализации личностного потенциала в современном динамично развивающемся российском обществе;
- формирование опыта применения полученных знаний и умений для выстраивания отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий в общегражданской и в семейно-бытовой сферах; для соотнесения своих действий и действий других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с учебным планом общее количество времени на учебный года обучения составляет 35 часов. Недельная нагрузка составляет 1 час.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Человек
Биологическое и социальное в человеке. Черты сходства и различия человека и животного. Возрастные периоды жизни человека и формирование личности. Отношения между поколениями. Что такое наследственность. Наследственность – биологическая сущность всех людей. Можно ли влиять на наследственность. Особенности подросткового возраста. Легко ли быть подростком? Отрочество – пора мечтаний. Самостоятельность – показатель взрослости. Всегда ли самостоятельность приносит пользу.
Семья
Зачем люди создают семьи. Семья и государство. Если семья не выполняет своих обязанностей. Какие бывают семьи. Отношения в семье. Роль семьи в жизни человека и общества. Семейные традиции. Семейный досуг.
Семейные заботы. Каким должен быть хозяин дома. Как хозяйствовать по правилам.
Свободное время подростка. Свободное время и занятия физкультурой. Свободное время и телевизор. Своими руками. Что такое хобби.
Школа
Право человека на образование. Школьное образование. Права и обязанности учащегося.
Формы самообразования. Испокон века книга растит человека. Самообразование – путь к успеху. Самообразование и самоорганизация.
Отношения с друзьями и сверстниками.
Труд
Каким бывает труд. Что создается трудом. Как оценивается труд. Богатство и бедность. Богатство обязывает.
Что такое творчество. Мастер и ремесленник. Творчество в искусстве.
Родина
Российская Федерация. Русский язык – государственный. За что мы любим свою страну. Россия — многонациональное государство. Мы – дети разных народов, мы – один народ. Многонациональная культура России. Что такое национальность.
Что говорит закон. Государственная власть в нашей стране. Государственный Герб, Государственный Флаг, Государственный Гимн Российской Федерации. Наша страна в начале XXI века. Место нашей Родины среди современных государств.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные и метапредметные результаты представлены с учётом особенностей преподавания обществознания в основной школе.
Планируемые предметные результаты и содержание учебного предмета распределены по годам обучения с учётом входящих в курс содержательных модулей (разделов) и требований к результатам освоения основной образовательной программы, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также с учётом Примерной программы воспитания. Содержательные модули (разделы) охватывают знания об обществе и человеке в целом, знания всех основных сфер жизни общества и знание основ российского права. Представленный в программе вариант распределения модулей (разделов) по годам обучения является одним из возможных.
Научным сообществом и представителями высшей школы предлагается такое распределение содержания, при котором модуль (раздел) «Основы российского права» замыкает изучение курса в основной школе.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты воплощают традиционные российские социокультурные и духовно-нравственные ценности, принятые в обществе нормы поведения, отражают готовность обучающихся руководствоваться ими в жизни, во взаимодействии с другими людьми, при принятии собственных решений. Они достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в процессе развития у обучающихся установки на решение практических задач социальной направленности и опыта конструктивного социального поведения по основным направлениям воспитательной деятельности, в том числе в части:
Гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; представление о способах противодействия коррупции; готовность к разнообразной созидательной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; активное участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтёрство, помощь людям, нуждающимся в ней).
Патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе; проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам России, государственным праздникам; историческому, природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.
Духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков; свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни; осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья; соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.
Трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; уважение к труду и результатам трудовой деятельности; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей.
Экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценка возможных последствий своих действий для окружающей среды; повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, о взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира; овладение основными навыками исследовательской деятельности; установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
способность обучающихся во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других;
способность действовать в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей; осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефицит собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие;
навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефицит собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие;
умение распознавать конкретные примеры понятия по характерным признакам, выполнять операции в соответствии с определением и простейшими свойствами понятия, конкретизировать понятие примерами, использовать понятие и его свойства при решении задач (далее — оперировать понятиями), а также оперировать терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития;
умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
умение оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы, формируемые при изучении обществознания:
1. Овладение универсальными учебными познавательными действиями
Базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки социальных явлений и процессов;
устанавливать существенный признак классификации социальных фактов, основания для их обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;
формулировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования;
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации;
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
2. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями
Общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения;
выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты выполненного исследования, проекта;
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.
Совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой.
3. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями
Самоорганизация:
выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений в группе);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом объекте;
делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль:
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям.
Эмоциональный интеллект:
различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
выявлять и анализировать причины эмоций;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
регулировать способ выражения эмоций.
Принятие себя и других:
осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
признавать своё право на ошибку и такое же право другого;
принимать себя и других, не осуждая;
открытость себе и другим;
осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Человек и его социальное окружение (Человек, семья, школа, труд)
- осваивать и применять знания о социальных свойствах человека, формировании личности, особенностях взаимодействия человека с другими людьми;
- характеризовать биосоциальную природу человека, особенности подросткового возраста;
- характеризовать семью и семейные отношения; традиционные российские духовно-нравственные ценности на примерах семьи, семейных традиций; оценивать социальное значение семейных традиций и обычаев; основные роли членов семьи, включая свою;
- использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике семейных конфликтов; выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов;
- исследовать несложные практические ситуации, связанные с отношениями в семье, типичными для разных стран и исторических периодов;
- характеризовать совместный труд членов семьи, включая собственные обязанности в ведении домашнего хозяйства; различать домашнее хозяйство городского и сельского жителя, в т. ч. в Челябинской области;
- описывать и оценивать способы проведения свободного времени;
- характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать верные критерии для оценки безопасных условий жизни; на примерах показывать опасность пагубных привычек, угрожающих здоровью
- объяснять роль семьи в жизни человека и общества; показывать на конкретных примерах меры государственной поддержки семьи в РФ и Челябинской области;
- раскрывать на конкретных примерах значение образования в жизни человека в прошлом и настоящем; описывать ступени школьного образования;
- характеризовать образование и его значение для человека и общества; учёбу как основной труд школьника; выявлять позитивные результаты учения;
- характеризовать формы и значение самообразования;
- использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных связей младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями; иллюстрировать примерами значимость товарищеской поддержки сверстников для человека
- характеризовать особенности труда как одного из основных видов деятельности человека; объяснять значение трудовой деятельности для личности и общества;
- различать материальную и моральную оценку труда;
- объяснять значение для общества благотворительности и меценатства;
- различать творчество и ремесло, приводить примеры творчества;
- раскрывать на конкретных примерах значение образования в жизни человека в прошлом и настоящем; описывать ступени школьного образования;
- характеризовать учёбу как основной труд школьника; выявлять позитивные результаты учения; характеризовать формы и значение самообразования;
- использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных связей младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями; иллюстрировать примерами значимость товарищеской поддержки сверстников для человека
- использовать полученные знания для объяснения (устного и письменного) роли непрерывного образования, значения личного социального опыта при осуществлении образовательной деятельности и общения в школе, семье, группе сверстников;
- определять и аргументировать с опорой на обществоведческие знания факторы социализации личности;
- решать познавательные и практические задачи, касающиеся прав и обязанностей учащегося; отражающие особенности отношений в семье, со сверстниками, старшими и младшими;
- овладевать смысловым чтением текстов обществоведческой тематики, в том числе извлечений из Закона «Об образовании в Российской Федерации»; составлять на их основе план, преобразовывать текстовую информацию в таблицу, схему;
- искать и извлекать информацию о связи поколений в нашем обществе, об особенностях подросткового возраста, о правах и обязанностях учащегося из разных адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций СМИ с соблюдением правил информационной безопасности при работе в Интернете;
- анализировать, обобщать, систематизировать, оценивать социальную информацию о человеке и его социальном окружении из адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций в СМИ;
- оценивать собственные поступки и поведение других людей в ходе общения, в ситуациях взаимодействия с людьми с ограниченными возможностями здоровья; оценивать своё отношение к учёбе как важному виду деятельности;
- приобретать опыт использования полученных знаний в практической деятельности, в повседневной жизни для выстраивания отношений с представителями старших поколений, со сверстниками и младшими по возрасту, активного участия в жизни школы и класса;
- приобретать опыт совместной деятельности, включая взаимодействие с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности на основе гуманистических ценностей, взаимопонимания между людьми разных культур.
Общество, в котором мы живём (Родина)
- осваивать и применять знания об обществе и природе, положении человека в обществе; о народах России, о государственной власти в Российской Федерации; культуре и духовной жизни;
- характеризовать государственное устройство Российской Федерации, статус Челябинской области как субъекта РФ;
- описывать государственные символы РФ, историю их возникновения и развития, а также значение русского языка как государственного в РФ;
- объяснять смысл понятия «гражданин», характеризовать основные права и обязанности граждан РФ;
- характеризовать особенности России как многонационального государства;
- показывать на конкретных примерах исторического прошлого и современной жизни российского общества проявления толерантности;
- объяснять смысл понятия «патриотизм»; приводить примеры служения Отечеству в разных сферах жизни
- определять и аргументировать с опорой на обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт своё отношение к сохранению духовных ценностей российского народа;
- решать познавательные и практические задачи (в том числе задачи, отражающие возможности юного гражданина внести свой вклад в решение экологической проблемы);
- овладевать смысловым чтением текстов обществоведческой тематики, касающихся отношений человека и природы, устройства общественной жизни, основных сфер жизни общества;
- извлекать информацию из разных источников о человеке и обществе, включая информацию о народах России;
- анализировать, обобщать, систематизировать, оценивать социальную информацию, включая экономико-статистическую, из адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций в СМИ; используя обществоведческие знания, формулировать выводы;
- оценивать собственные поступки и поведение других людей с точки зрения их соответствия духовным традициям общества;
- использовать полученные знания, включая основы финансовой грамотности, в практической деятельности, направленной на охрану природы; защиту прав потребителя (в том числе потребителя финансовых услуг), на соблюдение традиций общества, в котором мы живём;
- осуществлять совместную деятельность, включая взаимодействие с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности на основе взаимопонимания между людьми разных культур; осознавать ценность культуры и традиций народов России.
№ | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Дата изучения | Виды деятельности | Виды, формы контроля | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы | ||
всего | контрольные работы | практические работы | ||||||
Раздел 1. Человек | ||||||||
1 | Введение | 1 | 0 | 0 | 06.09 | Коллективная работа с текстом учебника для изучения содержания его структуры, работа со схемой, анализ проблемных ситуаций | Устный опрос Самооценка | http://www.youtube.com/watch?v=BlcSTQNeBb4 |
2 | Загадка человека. | 1 | 0 | 1 | 13.09 | Осваивать и применять знания о социальных свойствах человека: распознавать в предлагаемых ситуациях особенности биологического и социального в человеке; Сравнивать свойства человека и животных: отбирать приведённые в тексте описания свойств; называть особенности, свойственные только человеку; | Устный опрос Практическая работа Самооценка | РЭШ https://resh.edu.ru/subject/24/ |
3 | Что такое наследственность. | 1 | 0 | 1 | 20.09 | Составлять план и выделять основные смысловые части текста. Готовить проект по теме: «Кто на кого похож», подобрав фотографии внешне похожих людей и используя ресурсы Интернета. | Устный опрос Творческое задание Взаимооценка | http://www.youtube.com/watch?v=K09ipZ_kamY |
4 | Отрочество - особая пора жизни. | 1 | 0 | 1 | 27.09 | Описывать отрочество как особую пору жизни. определять свое место среди сверстников и взрослых, пони мать себя. Составлять социальный портрет подростка. | Устный опрос Практическая работа Самооценка | РЭШ https://resh.edu.ru/subject/24/ |
5 | Самостоятельность – показатель взрослости | 1 | 0 | 1 | 04.10 | Раскрывать на конкретных примерах значение самостоятельности как показателя взрослости. Высказывать суждение: Всегда ли самостоятельность приносит пользу | Устный опрос Практическая работа Самооценка | РЭШ |
6 | Урок повторения и обобщения по теме «Человек». | 1 | 1 | 0 | 11.10 | Находить основную мысль прочитанного текста и записывать ее. Выполнять задания тестового характера | Устный опрос Тестирование | https://uchi.ru/teachers/class_books |
Раздел 2. Семья | ||||||||
7 | Семья – ячейка общества | 1 | 0 | 0 | 18.10 | Показывать на конкретных примерах меры государственной поддержки семьи. Исследовать несложные практические ситуации, связанные с отношениями в семье, типичными для разных стран и исторических периодов. Выражать собственную точку зрения на значение семьи | Устный опрос Практическая работа Самооценка | РЭШ |
8 | Какие бывают семьи | 1 | 0 | 1 | 25.10 | Осваивать и применять знания об особенностях взаимодействия человека с другими людьми в малых группах: анализировать текстовую и аудиовизуальную информацию, находить и извлекать сведения об отношениях в семье; Сравнивать двухпоколенные и трёхпоколенные семьи. | Устный опрос Практическая работа Самооценка | РЭШ https://resh.edu.ru/subject/24/ МЭШ https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/10302251?menuReferrer=catalogue |
9 | Семейные заботы. | 1 | 0 | 0 | 08.11 | Характеризовать совместный труд членов семьи. Сравнивать домашнее хозяйство городского и сельского жителя. Описывать собственные обязанности в ведении семейного хозяйства | Устный опрос Практическая работа Самооценка | РЭШ |
10 | Каким должен быть хозяин дома. | 1 | 0 | 1 | 15.11 | работать с текстом учебника; решать логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения | Устный опрос Практическая работа Самооценка | РЭШ |
11 | Дому нужен хозяин | 1 | 0 | 1 | 22.11 | Решать практико-ориентированные задания, работать с платёжными документами | Устный опрос Практическая работа Самооценка | РЭШ |
12 | Свободное время. | 1 | 0 | 1 | 29.11 | Исследовать несложные практические ситуации, связанные с проведением подростками свободного времени. | Устный опрос Практическая работа Самооценка | |
13 | Что такое хобби. | 1 | 0 | 1 | 06.12 | Описывать и оценивать собственные увлечения в контексте возможностей личностного развития. Характеризовать значимость здорового образа жизни. | Устный опрос Практическая работа Самооценка | https://testschool.ru/2017/06/29/test-po-obshhestvoznaniyu-svobodnoe-vremya-5-klass/ |
14 | Практикум по теме «Семья» | 1 | 0 | 1 | 13.12 | Практикум | ||
Раздел 3. Школа | ||||||||
15 | Образование в жизни человека | 1 | 0 | 0 | 20.12 | Осваивать и применять знания о праве на образование, об образовании и его уровнях в РФ: Оценивать своё отношение к учёбе как к важному виду деятельности и значение получения образования для своего будущего: выражать свою точку зрения, участвовать в дискуссии; | Устный опрос Практическая работа Самооценка | МЭШ https://uchebnik.mos.ru/main |
16 | Образование и самообразование | 1 | 0 | 1 | 27.12 | Находить данные в учебных материалах и предоставленных учителем источниках; Извлекать информацию о правах и обязанностях учащегося из разных адаптированных источников (в том числе учебных материалов): заполнять таблицу и составлять план; | Устный опрос Практическая работа Самооценка | МЭШ https://uchebnik.mos.ru/main |
17 | Одноклассники, сверстники, друзья | 1 | 0 | 1 | Осваивать и применять знания об особенностях взаимодействия человека с другими людьми в малых группах: анализировать текстовую и аудиовизуальную информацию, находить и извлекать сведения об отношениях в семье и группе сверстников; | Подготовка и презентация проекта | МЭШ https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/7461911?menuReferrer=catalogue МЭШ https://uchebnik.mos.ru/main | |
18 | Урок повторения и обобщения по теме «Школа» | 1 | 1 | 0 | Давать адекватную оценку собственного отношения к учению, умения учиться и возможности его развития; | Практикум | МЭШ https://uchebnik.mos.ru/main | |
Раздел 4. Труд | ||||||||
19 | Труд –основа жизни. | 1 | 0 | 0 | Характеризовать особенности труда как одного из основных видов деятельности человека. Заполнять кластер «Как оценивается труд». Составлять синонимы со словом «Труд». | Устный опрос Практическая работа Самооценка | МЭШ https://uchebnik.mos.ru/main | |
20 | Урок-практикум на тему: «Богатство и бедность» | 1 | 0 | 1 | Составление семейного бюджета, работа в парах с последующей проверкой выполнения задания, фронтальная беседа, анализ иллюстративного материала, проектирование выполнения домашнего задания | Практикум | ||
21 | Труд и творчество. | 1 | 0 | 0 | Различать творчество и ремесло. Раскрывать признаки мастерства на примерах творений известных мастеров | Устный опрос Практическая работа Самооценка | МЭШ https://uchebnik.mos.ru/main | |
22 | Практикум «Народные промыслы» | 1 | 0 | 1 | Готовить сообщение, презентацию | Устный опрос Практическая работа Самооценка | МЭШ https://uchebnik.mos.ru/main | |
23 | Повторительно- обобщающий урок по теме «.Труд». | 1 | 1 | 0 | Тест | |||
Раздел 5. Родина | ||||||||
24 | Наша родина - Россия | 1 | 0 | 0 | Осваивать и применять знания о явлениях в политической жизни общества, Объяснять смысл понятия субъект Российской Федерации. Знать и называть статус субъекта РФ, в котором находится школа. Характеризовать особенности России как многонационального государства. Объяснять значение русского языка как государственного. | Устный опрос Практическая работа Самооценка | МЭШ https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/8886155?menuReferrer=catalogue РЭШ https://resh.edu.ru/subject/24/ | |
25 | Что значит быть патриотом. | 1 | 0 | 0 | Извлекать информацию из текста. Объяснять смысл пословиц. Приводить примеры проявления патриотизма | Устный опрос Практическая работа Самооценка | МЭШ https://uchebnik.mos.ru/main | |
26 | Государственные символы России. | 1 | 0 | 1 | Осваивать и применять знания описывать политические события, государственные символы России; | Устный опрос Практическая работа Самооценка | РЭШ https://resh.edu.ru/subject/24/ | |
27 | Государственные символы России. | 1 | 0 | 0 | Знать текст гимна РФ. Использовать дополнительные источники информации для создания коротких информационных материалов, посвященных государственным символам Росси | Устный опрос Практическая работа Самооценка | РЭШ https://resh.edu.ru/subject/24/ | |
28 | Гражданин России. | 1 | 0 | 0 | Объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданин». Приводить примеры добросовестного выполнения гражданских обязанностей. Приводить примеры и давать оценку проявлениям гражданственности, представленным в СМИ | Устный опрос Практическая работа Самооценка | РЭШ https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/10803218?menuReferrer=catalogue | |
29 | Права и обязанности граждан России. | 1 | 0 | 1 | Называть и иллюстрировать примерами основные права граждан РФ. Называть основные обязанности граждан РФ. | Устный опрос Практическая работа Самооценка | РЭШ https://resh.edu.ru/subject/24/ | |
30 | Мы – многонациональный народ. | 1 | 0 | 0 | Работать с текстом учебника; анализировать таблицы; решать логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения | Устный опрос Практическая работа Самооценка | РЭШ https://resh.edu.ru/subject/24/ | |
31 | Многонациональная культура России | 1 | 0 | 1 | Осваивать и применять знания о культуре и духовной жизни: извлекать и интерпретировать информацию из разных источников; | Устный опрос Практическая работа Самооценка | РЭШ https://resh.edu.ru/subject/24/ | |
32 | Практикум по теме «Родина» | 1 | 0 | 1 | Произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. | Практикум | РЭШ https://resh.edu.ru/subject/24/ | |
Раздел 6. Заключение | ||||||||
33 | Повторительно- обобщающий урок по курсу обществознания Человек и общество | 1 | 1 | 0 | Контрольная работа | |||
34 | Защита проектов | 1 | 0 | 1 | Проводить простейшие исследования, интервьюировать родителей, бабушек и дедушек, создавать иллюстрированный текст или электронную презентацию на заданную тему; выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами. | |||
35 | Защита проектов | 1 | 0 | 1 |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Боголюбов Л.Н., Виноградова Н.Ф., Городецкая Н.И. и другие. Обществознание, 5 класс. Издательство «Просвещение» Издательство «Просвещение»;
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Л. Н. Боголюбов, Н. Ф. Виноградова, Н. И. Городецкая и др. Обществознание. Поурочные разработки. 6 класс. Пособие для учителей. Под редакцией Л. Ф. Ивановой
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
РЭШ
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Проектор, экран
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Справочные материалы, рабочие листы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")
Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...
Рабочая программа по обществознанию в 5 классе к учебнику :Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во
Рабочая программа. Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. ...
КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)
КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)....
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса в соответствии с требованием ФГОС к УМК А. Ф. Никитина, Т. И. Никитиной «Обществознание» М.: Дрофа, 2013 г.
СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ СООТВЕТСТВУЕТ ТРЕБОВАНИЯМ СТАНДАРТА ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ...
Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...
Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»
Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК п...
Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»
Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК п...