Рабочая программа по обществознанию 5 класс
рабочая программа по обществознанию (5 класс)

Старкова Ольга Сергеевна

Рабочая программа по обществознанию 5 класс по учебнику Боголюбова с календарно-тематическим планированием

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obshchestvo_5_klass_2022.docx62.78 КБ
Office spreadsheet icon ktp_obshchestvoznanie_5_klass_2022-2023.xls34 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»

Рабочая программа по обществознанию для 5 класса составлена на основе положений и требований к результатам освоения основной образовательной программы, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, в соответствии с Концепцией преподавания учебного предмета «Обществознание» (2018 г.), а также с учётом Примерной программы воспитания (2020 г.). Обществознание играет ведущую роль в выполнении школой функции интеграции молодёжи в современное общество: учебный предмет позволяет последовательно раскрывать учащимся подросткового возраста особенности современного общества, различные аспекты взаимодействия в современных условиях людей друг с другом, с основными институтами государства и гражданского общества, регулирующие эти взаимодействия социальные нормы.

Изучение курса «Обществознание», включающего знания о российском обществе и направлениях его развития в современных условиях, об основах конституционного строя нашей страны, правах и обязанностях человека и гражданина, способствует воспитанию российской гражданской идентичности, готовности к служению Отечеству, приверженности национальным ценностям. Привлечение при изучении курса различных источников социальной информации, включая СМИ и Интернет, помогает школьникам освоить язык современной культурной, социально-экономической и политической коммуникации, вносит свой вклад в формирование метапредметных умений извлекать необходимые сведения, осмысливать, преобразовывать и применять их.

Изучение учебного курса «Обществознание» содействует вхождению обучающихся в мир культуры и общественных ценностей и в то же время открытию и утверждению собственного «Я», формированию способности к рефлексии, оценке своих возможностей и осознанию своего места в обществе.

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»

Целями обществоведческого образования в основной школе являются:

  • воспитание общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, приверженности базовым ценностям нашего народа;
  • развитие у обучающихся понимания приоритетности общенациональных интересов, приверженности правовым принципам, закреплённым в Конституции Российской Федерации и законодательстве Российской Федерации;
  • развитие личности на исключительно важном этапе её социализации — в подростковом возрасте, становление её духовно-нравственной, политической и правовой культуры, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; развитие интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю; мотивации к высокопроизводительной, наукоёмкой трудовой деятельности;
  • формирование у обучающихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний и доступной по содержанию для школьников подросткового возраста; освоение учащимися знаний об основных сферах человеческой деятельности, социальных институтах, нормах, регулирующих общественные отношения, необходимые для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
  • овладение умениями функционально грамотного человека: получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные;
  • освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
  • создание условий для освоения обучающимися способов успешного взаимодействия с различными политическими, правовыми, финансово-экономическими и другими социальными институтами для реализации личностного потенциала в современном динамично развивающемся российском обществе;
  • формирование опыта применения полученных знаний и умений для выстраивания отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий в общегражданской и в семейно-бытовой сферах; для соотнесения своих действий и действий других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В соответствии с учебным планом общее количество времени на учебный года обучения составляет 35 часов. Недельная нагрузка составляет 1 час. 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 

Человек

Биологическое и социальное в человеке. Черты сходства и различия человека и животного. Возрастные периоды жизни человека и формирование личности. Отношения между поколениями. Что такое наследственность. Наследственность – биологическая сущность всех людей. Можно ли влиять на наследственность. Особенности подросткового возраста. Легко ли быть подростком? Отрочество – пора мечтаний. Самостоятельность – показатель взрослости. Всегда ли самостоятельность приносит пользу.

Семья

Зачем люди создают семьи. Семья и государство. Если семья не выполняет своих обязанностей. Какие бывают семьи. Отношения в семье. Роль семьи в жизни человека и общества. Семейные традиции. Семейный досуг.

Семейные заботы. Каким должен быть хозяин дома. Как хозяйствовать по правилам.

Свободное время подростка. Свободное время и занятия физкультурой. Свободное время и телевизор. Своими руками. Что такое хобби.

Школа

Право человека на образование. Школьное образование. Права и обязанности учащегося.

Формы самообразования. Испокон века книга растит человека. Самообразование – путь к успеху. Самообразование и самоорганизация.

Отношения с друзьями и сверстниками.

Труд

Каким бывает труд. Что создается трудом. Как оценивается труд. Богатство и бедность. Богатство обязывает.

Что такое творчество. Мастер и ремесленник. Творчество в искусстве.

Родина

Российская Федерация. Русский язык – государственный. За что мы любим свою страну. Россия — многонациональное государство. Мы – дети разных народов, мы – один народ. Многонациональная культура России. Что такое национальность.

 Что говорит закон. Государственная власть в нашей стране. Государственный Герб, Государственный Флаг, Государственный Гимн Российской Федерации. Наша страна в начале XXI века. Место нашей Родины среди современных государств.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные и метапредметные результаты представлены с учётом особенностей преподавания обществознания в основной школе.

Планируемые предметные результаты и содержание учебного предмета распределены по годам обучения с учётом входящих в курс содержательных модулей (разделов) и требований к результатам освоения основной образовательной программы, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также с учётом Примерной программы воспитания. Содержательные модули (разделы) охватывают знания об обществе и человеке в целом, знания всех основных сфер жизни общества и знание основ российского права. Представленный в программе вариант распределения модулей (разделов) по годам обучения является одним из возможных.

Научным сообществом и представителями высшей школы предлагается такое распределение содержания, при котором модуль (раздел) «Основы российского права» замыкает изучение курса в основной школе.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты воплощают традиционные российские социокультурные и духовно-нравственные ценности, принятые в обществе нормы поведения, отражают готовность обучающихся руководствоваться ими в жизни, во взаимодействии с другими людьми, при принятии собственных решений. Они достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в процессе развития у обучающихся установки на решение практических задач социальной направленности и опыта конструктивного социального поведения по основным направлениям воспитательной деятельности, в том числе в части:

Гражданского воспитания:

готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; представление о способах противодействия коррупции; готовность к разнообразной созидательной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; активное участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтёрство, помощь людям, нуждающимся в ней).   

Патриотического воспитания:

осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе; проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам России, государственным праздникам; историческому, природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.

Духовно-нравственного воспитания:

ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков; свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства.

Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни; осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья; соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде;

способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;

умение принимать себя и других, не осуждая; 

сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.

Трудового воспитания:

установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; уважение к труду и результатам трудовой деятельности; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей.    

Экологического воспитания:

ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценка возможных последствий своих действий для окружающей среды; повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности. 

Ценности научного познания:

ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, о взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира; овладение основными навыками исследовательской деятельности; установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия. 

Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:   

освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;

способность обучающихся во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других;

способность действовать в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей; осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефицит собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие;         

навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефицит собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие;

умение распознавать конкретные примеры понятия по характерным признакам, выполнять операции в соответствии с определением и простейшими свойствами понятия, конкретизировать понятие примерами, использовать понятие и его свойства при решении задач (далее — оперировать понятиями), а также оперировать терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития; 

умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;

умение оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;

способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы, формируемые при изучении обществознания:

1. Овладение универсальными учебными познавательными действиями

Базовые логические действия:

выявлять и характеризовать существенные признаки социальных явлений и процессов;

устанавливать существенный признак классификации социальных фактов, основания для их обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;

с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;

предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;

выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;

выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов; 

делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;

самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).

Базовые исследовательские действия:

использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;

формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;

формулировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;

проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;

оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования;

самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;

прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.

Работа с информацией:

применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;

выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм  представления;

находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;

самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации;

оценивать надёжность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно;

эффективно запоминать и систематизировать информацию.

2. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями

Общение:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения;

выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;

распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;

понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;

в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;

сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

публично представлять результаты выполненного исследования, проекта;

самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.

Совместная деятельность:

понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;

принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);

выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды;

оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой.

3. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями

Самоорганизация:

выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;

ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений в группе);

самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;

составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом объекте;

делать выбор и брать ответственность за решение.

Самоконтроль:

владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;

давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;

учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;

объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;

вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;

оценивать соответствие результата цели и условиям.

Эмоциональный интеллект:

различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;

выявлять и анализировать причины эмоций;

ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;

регулировать способ выражения эмоций.

Принятие себя и других:

осознанно относиться к другому человеку, его мнению;

признавать своё право на ошибку и такое же право другого;

принимать себя и других, не осуждая;

открытость себе и другим;

осознавать невозможность контролировать всё вокруг.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Человек и его социальное окружение (Человек, семья, школа, труд)

  • осваивать и применять знания о социальных свойствах человека, формировании личности, особенностях взаимодействия человека с другими людьми;
  • характеризовать биосоциальную природу человека, особенности подросткового возраста; 
  • характеризовать семью и семейные отношения; традиционные российские духовно-нравственные ценности на примерах семьи, семейных традиций;  оценивать социальное значение семейных традиций и обычаев; основные роли членов семьи, включая свою;
  • использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике семейных конфликтов; выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов;
  • исследовать несложные практические ситуации, связанные с отношениями в семье, типичными для разных стран и исторических периодов;
  • характеризовать совместный труд членов семьи, включая собственные обязанности в ведении домашнего хозяйства; различать домашнее хозяйство городского и сельского жителя, в т. ч. в Челябинской области;
  • описывать и оценивать способы проведения свободного времени;
  • характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать верные критерии для оценки безопасных условий жизни; на примерах показывать опасность пагубных привычек, угрожающих здоровью
  • объяснять роль семьи в жизни человека и общества; показывать на конкретных примерах меры государственной поддержки семьи в РФ и Челябинской области;
  • раскрывать на конкретных примерах значение образования в жизни человека в прошлом и настоящем; описывать ступени школьного образования;
  • характеризовать образование и его значение для человека и общества; учёбу как основной труд школьника; выявлять позитивные результаты учения;
  • характеризовать формы и значение самообразования;
  • использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных связей младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями;  иллюстрировать примерами значимость товарищеской поддержки сверстников для человека
  • характеризовать особенности труда как одного из основных видов деятельности человека; объяснять значение трудовой деятельности для личности и общества;
  • различать материальную и моральную оценку труда;
  • объяснять значение для общества благотворительности и меценатства;
  • различать творчество и ремесло, приводить примеры творчества;
  • раскрывать на конкретных примерах значение образования в жизни человека в прошлом и настоящем; описывать ступени школьного образования;
  • характеризовать учёбу как основной труд школьника; выявлять позитивные результаты учения; характеризовать формы и значение самообразования;
  • использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных связей младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями;  иллюстрировать примерами значимость товарищеской поддержки сверстников для человека
  • использовать полученные знания для объяснения (устного и письменного) роли непрерывного образования, значения личного социального опыта при осуществлении образовательной деятельности и общения в школе, семье, группе сверстников;
  • определять и аргументировать с опорой на обществоведческие знания  факторы социализации личности;
  • решать познавательные и практические задачи, касающиеся прав и обязанностей учащегося; отражающие особенности отношений в семье, со сверстниками, старшими и младшими;
  • овладевать смысловым чтением текстов обществоведческой тематики, в том числе извлечений из Закона «Об образовании в Российской Федерации»; составлять на их основе план, преобразовывать текстовую информацию в таблицу, схему;
  • искать и извлекать информацию о связи поколений в нашем обществе, об особенностях подросткового возраста, о правах и обязанностях учащегося из разных адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций СМИ с соблюдением правил информационной безопасности при работе в Интернете;
  • анализировать, обобщать, систематизировать, оценивать социальную информацию о человеке и его социальном окружении из адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций в СМИ;
  • оценивать собственные поступки и поведение других людей в ходе общения, в ситуациях взаимодействия с людьми с ограниченными возможностями здоровья; оценивать своё отношение к учёбе как важному виду деятельности;
  • приобретать опыт использования полученных знаний в практической деятельности, в повседневной жизни для выстраивания отношений с представителями старших поколений, со сверстниками и младшими по возрасту, активного участия в жизни школы и класса;
  • приобретать опыт совместной деятельности, включая взаимодействие с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности на основе гуманистических ценностей, взаимопонимания между людьми разных культур.

Общество, в котором мы живём (Родина)

  • осваивать и применять знания об обществе и природе, положении человека в обществе; о народах России, о государственной власти в Российской Федерации; культуре и духовной жизни;
  • характеризовать государственное устройство Российской Федерации, статус Челябинской области как субъекта РФ;
  • описывать государственные символы РФ, историю их возникновения и развития, а также значение русского языка как государственного в РФ;
  • объяснять смысл понятия «гражданин», характеризовать основные права и обязанности граждан РФ;
  • характеризовать особенности России как многонационального государства;
  • показывать на конкретных примерах исторического прошлого и современной жизни российского общества проявления толерантности;
  • объяснять смысл понятия «патриотизм»; приводить примеры служения Отечеству в разных сферах жизни
  • определять и аргументировать с опорой на обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт своё отношение к сохранению духовных ценностей российского народа;
  • решать познавательные и практические задачи (в том числе задачи, отражающие возможности юного гражданина внести свой вклад в решение экологической проблемы);
  • овладевать смысловым чтением текстов обществоведческой тематики, касающихся отношений человека и природы, устройства общественной жизни, основных сфер жизни общества;
  • извлекать информацию из разных источников о человеке и обществе, включая информацию о народах России;
  • анализировать, обобщать, систематизировать, оценивать социальную информацию, включая экономико-статистическую, из адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций в СМИ; используя обществоведческие знания, формулировать выводы;
  • оценивать собственные поступки и поведение других людей с точки зрения их соответствия духовным традициям общества;
  • использовать полученные знания, включая основы финансовой грамотности, в практической деятельности, направленной на охрану природы; защиту прав потребителя (в том числе потребителя финансовых услуг), на соблюдение традиций общества, в котором мы живём;
  • осуществлять совместную деятельность, включая взаимодействие с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности на основе взаимопонимания между людьми разных культур; осознавать ценность культуры и традиций народов России.


п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Дата изучения

Виды деятельности

Виды, формы контроля

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

всего

контрольные работы

практические работы

Раздел 1. Человек 

1

Введение

1

0

0

06.09

Коллективная работа с текстом учебника для изучения содержания его структуры, работа со схемой, анализ проблемных ситуаций

Устный опрос

Самооценка

http://www.youtube.com/watch?v=BlcSTQNeBb4

2

Загадка человека.

1

0

1

13.09

Осваивать и применять знания о социальных свойствах человека: распознавать в предлагаемых ситуациях особенности биологического и социального в человеке; Сравнивать свойства человека и животных: отбирать приведённые в тексте описания свойств; называть особенности, свойственные только человеку;

Устный опрос

Практическая работа

Самооценка

РЭШ

https://resh.edu.ru/subject/24/

3

Что такое наследственность.

1

0

1

20.09

Составлять план и выделять основные смысловые части текста. Готовить проект по теме: «Кто на кого похож», подобрав фотографии внешне похожих людей и используя ресурсы Интернета.

Устный опрос

Творческое задание

Взаимооценка

http://www.youtube.com/watch?v=K09ipZ_kamY

4

Отрочество - особая пора жизни.

1

0

1

27.09

Описывать отрочество как особую пору жизни. определять свое место среди сверстников и взрослых, пони мать себя. Составлять социальный портрет подростка.

Устный опрос

Практическая работа

Самооценка

РЭШ

https://resh.edu.ru/subject/24/

5

Самостоятельность – показатель взрослости

1

0

1

04.10

Раскрывать на конкретных примерах значение самостоятельности как показателя взрослости. Высказывать суждение: Всегда ли самостоятельность приносит пользу

Устный опрос

Практическая работа

Самооценка

РЭШ

https://resh.edu.ru/subject/24/

6

Урок повторения и обобщения по теме «Человек».

1

1

0

11.10

Находить основную мысль прочитанного текста и записывать ее. Выполнять задания тестового характера

Устный опрос

Тестирование

https://uchi.ru/teachers/class_books

Раздел 2. Семья

7

Семья – ячейка общества

1

0

0

18.10

Показывать на конкретных примерах меры государственной поддержки семьи. Исследовать несложные практические ситуации, связанные с отношениями в семье, типичными для разных стран и исторических периодов. Выражать собственную точку зрения на значение семьи

Устный опрос

Практическая работа

Самооценка

РЭШ

https://resh.edu.ru/subject/24/

8

Какие бывают семьи

1

0

1

25.10

Осваивать и применять знания об особенностях взаимодействия человека с другими людьми в малых группах: анализировать текстовую и аудиовизуальную информацию, находить и извлекать сведения об отношениях в семье; Сравнивать двухпоколенные и трёхпоколенные семьи.

Устный опрос

Практическая работа

Самооценка

РЭШ

https://resh.edu.ru/subject/24/

МЭШ

https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/10302251?menuReferrer=catalogue

9

Семейные заботы.

1

0

0

08.11

Характеризовать совместный труд членов семьи. Сравнивать домашнее хозяйство городского и сельского жителя. Описывать собственные обязанности в ведении семейного хозяйства

Устный опрос

Практическая работа

Самооценка

РЭШ

https://resh.edu.ru/subject/24/

10

Каким должен быть хозяин дома.

1

0

1

15.11

работать с текстом учебника; решать логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения

Устный опрос

Практическая работа

Самооценка

РЭШ

https://resh.edu.ru/subject/24/

11

Дому нужен хозяин

1

0

1

22.11

Решать практико-ориентированные задания, работать с платёжными документами

Устный опрос

Практическая работа

Самооценка

РЭШ

https://resh.edu.ru/subject/24/

12

Свободное время.

1

0

1

29.11

Исследовать несложные практические ситуации, связанные с проведением подростками свободного времени.

Устный опрос

Практическая работа

Самооценка

https://school.kco27.ru/wp-content/uploads/5%D0%BA%D0%BB-%D0%9E%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%9F%D1%80%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%BA%D1%83%D0%BC.pdf

13

Что такое хобби.

1

0

1

06.12

Описывать и оценивать собственные увлечения в контексте возможностей личностного развития. Характеризовать значимость здорового образа жизни.

Устный опрос

Практическая работа

Самооценка

https://testschool.ru/2017/06/29/test-po-obshhestvoznaniyu-svobodnoe-vremya-5-klass/

14

Практикум по теме «Семья»

1

0

1

13.12

Практикум

Раздел 3. Школа

15

Образование в жизни человека

1

0

0

20.12

Осваивать и применять знания о праве на образование, об образовании и его уровнях в РФ: Оценивать своё отношение к учёбе как к важному виду деятельности и значение получения образования для своего будущего: выражать свою точку зрения, участвовать в дискуссии;

Устный опрос

Практическая работа

Самооценка

МЭШ https://uchebnik.mos.ru/main

16

Образование и самообразование

1

0

1

27.12

Находить данные в учебных материалах и предоставленных учителем источниках; Извлекать информацию о правах и обязанностях учащегося из разных адаптированных источников (в том числе учебных материалов): заполнять таблицу и составлять план;

Устный опрос

Практическая работа

Самооценка

МЭШ https://uchebnik.mos.ru/main

17

Одноклассники, сверстники, друзья

1

0

1

Осваивать и применять знания об особенностях взаимодействия человека с другими людьми в малых группах: анализировать текстовую и аудиовизуальную информацию, находить и извлекать сведения об отношениях в семье и группе сверстников;

Подготовка и презентация проекта

МЭШ

https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/7461911?menuReferrer=catalogue

МЭШ https://uchebnik.mos.ru/main

18

Урок повторения и обобщения по теме «Школа»

1

1

0

Давать адекватную оценку собственного отношения к учению, умения учиться и возможности его развития;

Практикум

МЭШ https://uchebnik.mos.ru/main

Раздел  4. Труд

19

Труд –основа жизни.

1

0

0

Характеризовать особенности труда как одного из основных видов деятельности человека. Заполнять кластер «Как оценивается труд». Составлять синонимы со словом «Труд».

Устный опрос

Практическая работа

Самооценка

МЭШ https://uchebnik.mos.ru/main

20

Урок-практикум на тему: «Богатство и бедность»

1

0

1

Составление семейного бюджета, работа в парах с последующей проверкой выполнения задания, фронтальная беседа, анализ иллюстративного материала, проектирование выполнения домашнего задания

Практикум

21

Труд и творчество.

1

0

0

Различать творчество и ремесло. Раскрывать признаки мастерства на примерах творений известных мастеров

Устный опрос

Практическая работа

Самооценка

МЭШ https://uchebnik.mos.ru/main

22

Практикум «Народные промыслы»

1

0

1

Готовить сообщение, презентацию

Устный опрос

Практическая работа

Самооценка

МЭШ https://uchebnik.mos.ru/main

23

Повторительно- обобщающий урок по теме «.Труд».

1

1

0

Тест

Раздел 5. Родина

24

Наша родина - Россия

1

0

0

Осваивать и применять знания о явлениях в политической жизни общества, Объяснять смысл понятия субъект Российской Федерации. Знать и называть статус субъекта РФ, в котором находится школа. Характеризовать особенности России как многонационального государства. Объяснять значение русского языка как государственного.

Устный опрос

Практическая работа

Самооценка

МЭШ https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/8886155?menuReferrer=catalogue

РЭШ

https://resh.edu.ru/subject/24/

25

Что значит быть патриотом.

1

0

0

Извлекать информацию из текста. Объяснять смысл пословиц. Приводить примеры проявления патриотизма

Устный опрос

Практическая работа

Самооценка

 МЭШ https://uchebnik.mos.ru/main

26

Государственные символы России.

1

0

1

Осваивать и применять знания описывать политические события, государственные символы России;

Устный опрос

Практическая работа

Самооценка

РЭШ

https://resh.edu.ru/subject/24/

27

Государственные символы России.

1

0

0

Знать текст гимна РФ. Использовать дополнительные источники информации для создания коротких информационных материалов, посвященных государственным символам Росси

Устный опрос

Практическая работа

Самооценка

РЭШ

https://resh.edu.ru/subject/24/

28

Гражданин России.

1

0

0

Объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданин». Приводить примеры добросовестного выполнения гражданских обязанностей. Приводить примеры и давать оценку проявлениям гражданственности, представленным в СМИ

Устный опрос

Практическая работа

Самооценка

РЭШ

https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/10803218?menuReferrer=catalogue

29

Права и обязанности граждан России.

1

0

1

Называть и иллюстрировать примерами основные права граждан РФ. Называть основные обязанности граждан РФ.

Устный опрос

Практическая работа

Самооценка

РЭШ

https://resh.edu.ru/subject/24/

30

Мы – многонациональный народ.

1

0

0

Работать с текстом учебника; анализировать таблицы; решать логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения

Устный опрос

Практическая работа

Самооценка

РЭШ

https://resh.edu.ru/subject/24/

31

Многонациональная культура России

1

0

1

Осваивать и применять знания о культуре и духовной жизни: извлекать и интерпретировать информацию из разных источников;

Устный опрос

Практическая работа

Самооценка

РЭШ

https://resh.edu.ru/subject/24/

32

Практикум по теме «Родина»

1

0

1

Произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.

Практикум

РЭШ

https://resh.edu.ru/subject/24/

Раздел 6. Заключение

33

Повторительно- обобщающий урок по курсу обществознания Человек и общество

1

1

0

Контрольная работа

34

Защита проектов

1

0

1

Проводить простейшие исследования, интервьюировать родителей, бабушек и дедушек, создавать иллюстрированный текст или электронную презентацию на заданную тему; выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами.

35

Защита проектов

1

0

1

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА 

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

Боголюбов Л.Н., Виноградова Н.Ф., Городецкая Н.И. и другие. Обществознание, 5 класс. Издательство «Просвещение» Издательство «Просвещение»;

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Л. Н. Боголюбов, Н. Ф. Виноградова, Н. И. Городецкая и др. Обществознание. Поурочные разработки. 6 класс. Пособие для учителей. Под редакцией Л. Ф. Ивановой

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

РЭШ

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

Проектор, экран

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

Справочные материалы, рабочие листы.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")

Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...

Рабочая программа по обществознанию в 5 классе к учебнику :Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во

Рабочая программа. Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. ...

КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)

КТП рабочая программа по обществознанию  к учебнику  Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)....

Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»

Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...

Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...

Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...