Урок - семинар по теме "Инфляция: причины, виды, социально-экономические последствия".
план-конспект урока по обществознанию (10 класс)

Обществознание. 10 класс. Инфляция: причины, виды, социально-экономические последствия. Урок разработан в системе Способа диалектического обучения.Тип семинара: урок выведения новых знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tensina_g.n._urok_-_seminar_.docx23.91 КБ

Предварительный просмотр:

Тенсина Г.Н. , урок – семинар, МБОУ «Мигнинская СШ»

Урок обществознания в 10 классе

Тема урока: Инфляция: причины, виды, социально-экономические последствия.

Тип семинара: урок выведения новых знаний

I. Образовательно – развивающие цели урока:

1.1. Выведение и усвоение обучающимися новых понятий: инфляция, инфляция спроса, инфляция издержек, ползучая инфляция, галопирующая инфляция, гиперинфляция, антиинфляционные политика, последствия инфляции, сбалансированная инфляция, несбалансированная инфляция, прогнозируемая инфляция, непрогнозируемая инфляция, открытая инфляция, скрытая инфляция, антиинфляционная политика государства.

1.2. Применение обучающимися опорных понятий: деньги, денежная масса, покупательная способность денег, обесценивание денег.

1.3.Овладение обучающимися универсальными учебными действиями:

познавательными: смысловое чтение; поиск и выделение необходимой информации; подведение под понятие; построение логической цепи рассуждений; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной или письменной форме; выбор оснований  и критериев для сравнения; установление причинно – следственных связей;

регулятивными:определение познавательной цели; контроль в форме сличения действий и его результата с заданным эталоном; оценка и самооценка;

коммуникативными:планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; выражение своих мыслей в соответствии с задачами коммуникации; владение монологической и диалогической формами  речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка.

1.4. Развитие  у обучающихся предметных умений: формулировать определение предметных понятий (инфляция, инфляция спроса, инфляция издержек, ползучая инфляция, галопирующая инфляция, гиперинфляция, антиинфляционные меры, последствия инфляции, сбалансированная инфляция, несбалансированная инфляция, прогнозируемая инфляция, непрогнозируемая инфляция, открытая инфляция, скрытая инфляция); называть и различать виды инфляции; выдвигать гипотезы о причинах возникновения инфляции, ее  последствиях для  различных социальных групп и экономики в целом, характеризовать мероприятия антиинфляционной политики.

II. Воспитательные цели:

2.1 Формирование мировоззрения обучаемых на основе философских категорий:общее – особенное – единичное, причина – следствие, общее – частное, первичное – вторичное.

2.2. Развитие у обучающихся личностных УУД: личностное самоопределение, нравственно – эстетическое оценивание.

План семинара

1. Вследствие чего  возрастание объема денежной массы приводит к возникновению инфляции?

2. Каким образом инфляция делится на виды?

3. Каким образом инфляция влияет на уровень жизни населения  и на экономику  в целом?

4.  Почему государство проводит антиинфляционную политику?

К каждому вопросу семинара составить не менее 3 вопросов суждений.

Заявка на оценку для домашнего задания (анкета обратной связи)

«5» - 21  балл и более (11 вопросов – суждений и более)

«4» - 16 – 20 баллов (8-10 вопросов – суждений)

«3» - 12 – 15 баллов  (6-7 вопросов – суждений)

Рекомендуемая литература к семинару

1. Баранов  П.А. Обществознание: Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ/ П.А. Баранов, А.В. А. В. Воронцов, С.В. Шевченко; под ред. П.А. Баранова. – М: АСТ, 2017.

2. Котова О.А., Лискова Т.Е.  Обществознание. 10 класс. Модульный триактив – курс. – М: Национальное образование, 2020.

3. Обществознание. 10 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень/[Л.Н Боголюбов, Н.И Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.]; под. ред. Л.Н. Боголюбова [и др.]. – М:Просвещение, 2020.

Анкета обратной связи учителя  к семинару по теме  «Инфляция: виды, причины и последствия».

Первый вопрос семинара: Вследствие чего  возрастание объема денежной массы приводит к возникновению инфляции?

1.Чем объяснить, что инфляция является процессом обесценивания денег?

2. Почему государство увеличивает денежную массу?

3 . Вследствие чего количество денег, обращающихся в стране, должно точно  соответствовать   объему торговых сделок за год и достигнутой скорости обращения местной валюты?

4. Как доказать, что повышение уровня цен  в России в 1990- е годы  является инфляцией?

5. Почему не всякое повышение цен является проявлением инфляции?

Второй вопрос семинара:Каким образом инфляция делится на виды?

1. Чем объяснить, что инфляцию не более 5 % в год принято считать естественной?

2. Как доказать, что  повышение уровня  цен в  России в 1990 – е гг. является гиперинфляцией?

3. В каком случае инфляция может считаться открытой инфляцией, а в каком скрытой инфляцией?

4. В каком случае инфляция  может считаться   прогнозируемой инфляцией, а в каком  непрогнозируемой? 

5. Когда инфляция будет считаться умеренной инфляцией, а когда галопирующей инфляцией?

6. Каким образом дефицит на товарном рынке приводит к инфляции спроса?

7. Чем объяснить, что  рост цен на производственные ресурсы  может быть причиной повышения  уровня издержек?

8. Вследствие чего умеренная инфляция является полезной для экономики?

9. Почему гиперинфляция приводит к наиболее тяжелой форме экономического кризиса?

10. Вследствие чего дефицит государственного бюджета  может быть источником избыточного спроса?

Тритий вопрос семинара: Каким образом инфляция влияет на уровень жизни населения  и на экономику в целом?

1. Чем объяснить инфляция приводит к снижению покупательной способности денежной единицы?

2. Как доказать, что инфляция является негативным процессом?

3. Вследствие  чего снижение занятости является  одним из последствий инфляции?

4. Почему сокращается производство во время инфляции?

5. Вследствие чего обесцениваются кредиты во время инфляции?

6. Почему возникновение социальной  напряженности в обществе является одним  из последствий инфляции?

7. Вследствие чего уровень жизни населения снижается во время инфляции?

8. Почему инфляция оказывает отрицательное воздействие на население с фиксированными доходами?

 Четвертый вопрос семинара: Почему государство проводит антиинфляционную политику?

1. Чем объяснить, что антиинфляционная политика является  комплексом  мер по государственному регулированию экономики?

2. Как доказать, что сокращение бюджетного дефицита является одной из мер антиинфляционной политики?

3. В каком случае экономическая политика государства считается антиинфляционной, а в каком антикризисной?

4. Когда антиинфляционная политика считается активной, а когда адаптивной?

5. Каким образом антиинфляционная политика отличается от политики направленной на борьбу  с  экономическим спадом?

6. Вследствие чего для борьбы с инфляцией государство вводит жесткие ограничения на ежегодный прирост денежной массы?

7. Почему совершенствование налоговой системы является одним из мероприятий антиинфляционной политики?

8. Вследствие чего для борьбы с инфляцией государство  замораживает  роста зарплат и пенсий?

9. Почему комплекс антиинфляционных мероприятий государства может включать стабилизацию и стимулирование производства?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока с аспектным анализом. "Научные и социально-экономические предпосылки возникновения теории Ч.Дарвина" 9 класс

Конспект урока с аспектным анализом.«Конспект урока по теме: Научные и социально-экономические предпосылки возникновения теории Ч. Дарвина» 9 класс».Цели урока:Образовательные:Изучить научные и ...

План – конспект урока по географии в 10 классе (социально-экономический профиль).

Географическое положение – ключ к познанию города.Географически познать город – значит, прежде всего, разобраться в его географическом положении....

Выступление на методическом семинаре преподавателей общеобразовательных, гуманитарных и социально-экономических дисциплин

Оценивание деятельности обучающихся является важной составляющей частью образовательного процесса. ФГОС задаёт новые ориентиры в понимании учебных результатов и соответствующих им подходов к оценивани...

Конспект урока по теме: "Землетрясение. Причины возникновения и возможные последствия".

Землетрясение. Причины возникновения и возможные последствия....

Конспект урока по истории России 8 класс " Социально- экономическое развитие России после отмены крепостного права"

Урок обобщает знания по разделу истории России(8 класс), посвященный подготовке и содержанию крестьянской реформы. учащиеся выдвигают гипотезу о предполагаемом пути развития России после отмены крепос...

Урок по обществознанию для 11 класса социально-экономического профиля. Тема урока «Институт семьи и брака» Учитель истории и обществознания: Рябкова О.В.

АннотацияУрок разработан в рамках применения системно-деятельностного подхода. Согласно одной из классификаций уроков деятельностной направленности данный урок по целеполаганию можно определить как ур...

Методическая разработка кейс-урока по обществознанию "Безработица: причины, виды последствия"

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ ФИО преподавателя: Суворова Ирина НиколаевнаТема учебного занятия: Безработица: причины, виды, последствияЦели учебного занятия:1. Обучающая:...