План – конспект урока по географии в 10 классе (социально-экономический профиль).
план-конспект урока (география, 10 класс) по теме
Географическое положение – ключ к познанию города.
Географически познать город – значит, прежде всего, разобраться в его географическом положении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan-konspekt_uroka_10_klass.doc | 165.5 КБ |
proekt_uroka.doc | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ Лицей г.Уварово Лучшая школа Тамбовщины-2006 д.1, 4-й мкрн., г. Уварово Тамбовской обл., 393460, E-mail: luvr@tamb.ru www.luvr.tamb.ru | Обладатель 2008 |
Конкурс «Учитель года -2010».
План – конспект урока
по географии
в 10 классе (социально-экономический профиль).
Тема урока:
«Географическое положение как фактор возникновения и развития городов»
Учитель: Зайцева Ольга Анатольевна
23 сентября 2010 год.
Географическое положение – ключ к познанию города.
Географически познать город – значит, прежде всего, разобраться в его географическом положении.
И.М.Маергойз.
Цели:
Образовательные. Изучение концепции географического положения.
Сформировать представление о географическом положении городов как о факторе их роста и развития.
Воспитательные, развивающие. Развитие умения работать с различными источниками информации , сопоставление картографических материалов, навыки чтения карты.
Обучение основам факторного анализа (выявление факторов и причин, способствовавших возникновению городов). Анализ выявленных факторов и составление аналитической записки (с использованием приобретённых межпредметных (история- география) знаний и умений).
Развитие коммуникативной компетенции (умение высказывать свою точку зрения и отстаивать её, слушать другого).
Оборудование
- Учебник, атлас, рабочий лист к уроку, информационный материал.
- Оборудованное рабочее место учителя: компьютер и мультимедиапроектор, интерактивная доска.
- Диск (мультимедийное приложение к учебнику В.Н.Холиной).
Формы и методы обучения.
Объяснение учителя, выполнение заданий на рабочем листе и интерактива на диске, самостоятельная работа учащихся с источниками информации, работа с картами атласа.
Ход урока.
Вводное слово учителя и постановка учебных задач.
В начале урока я хотела бы пригласить вас на экскурсию в наш древний русский город Псков. Это путешествие даст вам уникальную возможность узнать о древнерусской культуре, героических и незабываемых страницах истории государства российского. В конце путешествия ответьте на вопрос, который всегда задают географам: почему город возник именно в данном месте?
Итак, чтобы географически познать город – значит, прежде всего, нужно разобраться в его географическом положении. Географическое положение – ключ к познанию города.
Вот мы и подошли к теме нашего сегодняшнего урока , которая звучит так : географическое положение как фактор возникновения и развития городов.
Сегодня эта тема особенно актуальна.
Одной из наиболее характерных особенностей развития современного общества является быстрый рост городов, непрерывный темп увеличения численности их жителей, увеличение роли городов в жизни общества, преобразование сельской местности в городскую, а также миграция сельского населения в города.
Большинство граждан мира рождаются горожанами; в начале третьего тысячелетия в городах проживает пять с половиной миллиардов из семи миллиардов людей; рост городов влияет на экологическое состояние окружающей среды.
Первые города возникли около 4 тыс. лет до н. э. в густонаселенных сельскохозяйственных районах Месопотамии, в долинах «великих исторических рек». Некоторые из важнейших городов древности существуют и поныне, развитие других затормозилось, и они превратились в небольшие провинциальные центры, а некоторые исчезли вообще.
В средние века самыми большими городами мира были Нанкин (Китай, 470 тыс. чел.), Каир (Египет, 450 тыс. чел ), Пекин (Китай, 320 тыс. чел.). Крупнейшим городом Европы был Париж (275 тыс. чел.), почти в два раза от него отставали Милан и Венеция, а население Лондона едва достигало 50 тыс. человек.
К началу ХIХ в. появился первый город-миллионер — Пекин, крупнейшими городами Европы стали Лондон (860 тыс. чел.), Париж (550 тыс. чел.), Неаполь (430 тыс. чел.), Константинополь (570 тыс. чел.), контролирующий стратегические проливы Средиземноморья. В Азии резко увеличилась численность населения в городах Японии — Токио (690 тыс. чел.), Осака и Киото (по 380 тыс. чел.).
Развитие крупных городов современности как экономических, политических и торговых центров связано с возникновением мануфактурного и фабричного производства. Концентрация населения в городах стала возможной в первую очередь из - за развития энергетики: разработки технологий добычи, использования и транспортировки угля, а позднее — нефти.
|
|
Главная задача урока – выявить, что географическое положение-важнейший пространственный ресурс развития экономики, оно влияет не только на выбор места для строительства городов, но и активно воздействует на их функционирование.
Практическая работа.
Влияние географического положения на возникновение и рост городов в разные исторические периоды.
(мультимедиазадание: интерактив «Выбор места для строительства города».
Цели работы:
- сформировать представление о влиянии фактора географического положения на возникновение городов и об изменении этого фактора во времени.
- развить аналитические способности учащихся.
- Выберите главный фактор, который необходимо было учитывать при строительстве нового города в каждом году.(рис 1).
Рис.1.Местоположение поселений. На каждой картосхеме кружочком отметьте лучшее место для размещения города в указанном году. Нарисуйте оптимальное расположение города в 2007г.
Напишите, как изменилась роль факторов географического положения в ходе развития общества и экономики.
Краткое описание содержания задания и методов, используемых для достижения цели
Приводится 4 рисунка местности с возможными вариантами размещения городов. Каждый рисунок соответствует определённому периоду XXIв. После выбора оптимального места для размещения на первом рисунке всем становится ясно , что это- территория США. Периоды выбраны не случайно; они отражают историю развития экономики США и историю освоения территории (от прибрежных районов – на запад во внутренние части страны. Очевидно, что по мере экономического прогресса менялась и роль факторов географического положения: если на начальных этапах важнейшим фактором была защита от враждебных индейцев и связь со Старым Светом (удобные бухты), то впоследствии рейтинг факторов изменился. Это-то и должны понять и обосновать ученики в ходе выполнения задания.
Ученики должны в каждом случае выбрать оптимальное место для размещения города и обосновать свой выбор.
Главная особенность работы заключается в наличии «обратной связи» с учеником при обосновании выбора места для размещения города. Сравнив выбранное место с правильным списком факторов, которые повлияли на размещение города в данном случае, ученик видит свои ошибки и может попробовать исправить их. В каждом случае, в разные исторические периоды, территория и список факторов разные, поэтому можно проследить динамику фактора географического положения во времени.
Ещё одной важной особенностью является установление связи между гипотетической и реальной местностью. Так, в задании 1 показывается, что в самой оптимальной для строительства города точке возник реальный город - Нью-Йорк, являющийся одним из крупнейших в мире, благодаря выгодному географическому положению.
В задании 2, где оптимальная для строительства города местность находится на берегу удобной бухты, отмечается, что большинство прибрежных городов находится именно на берегу бухт; ученики должны проанализировать карты атласа, чтобы найти подтверждающие это положение примеры.
При выполнении работы учащиеся анализируют территорию с целью выбора оптимального места размещения. При анализе они должны привлекать не только знания, полученные при изучении социально-экономической географии, но и знания из физической географии. Например, при выполнении задания 3- знания о крутых и пологих берегах рек (при выборе места для города, которое не затапливалось бы водой в половодье).
Но не все города на нашей планете размещены в оптимальных местах. Например, в заданиях 1 и 2 предлагаются точки, находящиеся рядом с болотом. В этих явно не лучших местах тоже могут возникнуть города, доказательство тому – Новый Орлеан.
Историческая справка (Исторические хроники свидетельствуют, что повсеместно древние города располагались в болотистых местностях. Так, гигантские топкие болота существовавшие за счёт разливов Евфрата, окружали древний Вавилон. Лежащий в болотах Париж получил от римлян наименование Лютеция-«полный грязи, илистый, глинястый».Ещё один столичный город – Берлин –также был основан в болотисто-луговой местности, откуда и происходит его название, означающее «болото».На болоте стоит и столица Нидерландов Амстердам. Болотная «родословная» имеется и у столицы России. Да и слово «Москва» в финно-угорских языках означает «мокрое, топкое место»
Топкие болота служили защитой от нападения врагов. Но болота имели и некое другое значение. На подтапливаемых землях имелись предпосылки для «заливного земледелия», дающего обильные урожаи.
Выполнение задания завершается небольшой аналитической запиской – выводом, в котором необходимо проанализировать изменение роли разных факторов при размещении городов, выявив факторы:
- в какое-то время переставшие влиять на их размещение (природные преграды, защищающие от врагов)
- новые факторы размещения (близость к магистралям)
- факторы, которые всегда актуальны (наличие пресной воды).
Физкультминутка (звучит лёгкая музыка).
- Упражнение «Растяжка»
(Возникшее напряжение мешает эффективному восприятию. Экспресс-приём для снятия отрицательного напряжения)
- Чувство тревоги «живёт» на шее ниже затылка. Научимся его снимать. Руки сложить за спиной «замком». Потянуть их, напрягая спину. Расслабить мышцы. Расцепить руки. Сожмите кисти рук в кулаки как можно сильнее. Напрягите руки. Разожмите кулаки и пошевелите пальцами. Встряхните их. Испытайте чувство расслабления. Приподнимите плечи с напряжением, затем опустите их. Повторите 3 раза, затем поднимите каждое плечо несколько раз. Положите подбородок на грудь. Повторите 3 раза, покрутите шеей. Сядьте прямо и удобно. Почувствуйте, как расслабилась шея.
Выполнение задания в рабочем листе
В ходе выполнения задания в рабочем листе учащимся предлагается выбрать главный фактор, который необходимо было учитывать при строительстве нового города в каждом году.
- в 1800 г.- защита от нападения на колонию аборигенов, перспективы роста площади города, наличие питьевой воды;
- в 1830 г- защита от нападения, наличие леса как строительного материала и источника отопления, близость к океану (внешние связи);
- в 1850 г.- транспортная доступность(на пересечении транспортных магистралей).
- в 1890 г. – возможны два варианта ( в зависимости от того, как класс будет учитывать экологический фактор при размещении города рядом с автострадой); принимая во внимание, что в 1890 г экологический фактор не учитывался ( и движение не интенсивное, и автомобильная промышленность в зачаточном состоянии), главным фактором является транспортная доступность ( размещение города рядом с автострадой).
- в 1910 г. – удобство транспортировки полезных ископаемых; защита от наводнений и схода лавин. Вряд ли реки на рисунке судоходны, поэтому они не могут рассматриваться как транспортные артерии
- в 2007 г – экологический фактор. Новые города строятся в экологически благоприятных районах или в перспективных районах разработки полезных ископаемых.
2. Задание с использованием космических снимков городов.
Найдите соответствие между названиями городов и их космическими снимками.
Объясните, по каким признакам (вспомните географическое положение указанных городов и их функции в системе расселения) вы нашли правильный ответ.
Найдите эти города на географической карте.
(Гамбург, Волгоград, Нью-Йорк, Севастополь, Новый Орлеан, Париж).
3. Задание с использованием информационного материала
Как влияло изменение географического положения на развитие городов?
Главное, на что вы должны обратить внимание - это отбор фактов, делающих географическое положение городов выгодным. Ответы должны быть достаточно лаконичными.
Аналитическая справка-вывод - многие города основывались как ______________________________, однако впоследствии главной их функцией становилась __________________.
К факторам, способствовавшим росту городов, можно отнести ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Нижний Новгород Поселение на месте современного города основано в 1221 г. При слиянии двух рек – Волги и Оки- как опорный пункт обороны русских границ от мордвы, черемисов и татар. Имел чрезвычайно выгодное стратегическое положение. После падения татарского ига – экономический центр региона, духовный оплот православия в Поволжье. После взятия Иваном Грозным Казани и Астрахани – центр торговли Руси с Востоком. К XIX в. – крупнейший торговый и финансовый центр, третий по величине город в России, его значение ещё больше возросло после перенесения сюда из расположенного недалеко от города Макарьева торговой ярмарки. Развитие функций города как речного порта, крупного железнодорожного узла; строительства большого автомобильного завода и сопутствующих предприятий способствовало росту численности населения города и его экономического значения.
Оренбург. Основан в 1740-х гг, строился как город-крепость, опорный пункт линии крепостей по реке ЯИК, охранявших юго-восточную границу. В XIX в. Отмечен значительный прирост населения, развитие торговых функций города. После введения в эксплуатацию Самарской железной дороги в 1870-е гг. в городе началось развитие промышленности. В 19430-гг. во время Великой Отечественной войны, в Оренбург были переведены промышленные предприятия из европейской части СССР, которые продолжали функционировать и после войны. Новый стимул развитию дало открытие месторождений природного газа (в 1960-е г.г).
Архангельск. Основан в 80-е гг. XVI в. в устье реки Северная Двина, при её впадении в Белое море для защиты северных рубежей России; в допетровское время был главным экспортным портом Российской империи, связывающим её со странами Западной Европы. Архангельск и другие города, через которые шла северная торговля, - Вологда, Тотьма, Великий Устюг- в течение 150 лет богатели и развивались. В Архангельске зародился военно-морской и торговый флот России. После указа Петра 1 о строительстве новой северной столицы- Санкт-Петербурга, через который осуществлялись основные внешние связи России, значение Архангельска несколько упало. Имел значение как отправная точка Северного морского пути. В конце XIX в. Архангельск стал главным портом по вывозу леса, сибирского хлеба. Во время Великой Отечественной войны порт приобрёл важное стратегическое значение и использовался для доставки военной техники союзников. После распада СССР Архангельск взял на себя функции, ранее выполнявшиеся портами в Прибалтике. Таким образом, географическое положение Архангельска было всегда выгодным; это связано с его функциями порта, центра лесопереработки и крупного промышленного центра севера европейской части России.
Тобольск. Построен на реке Иртыш, с XVI в. формировался как политический, военно - административный и экономический центр освоения Сибири, пункт транзитной торговли с Китаем и Бухарой. В то время Тобольск был одним из крупнейших городов, который, наряду с Москвой, имел право принимать иностранных послов. Однако после того, как железная дорога, построенная в XIXв, прошла гораздо южнее Тобольска, его развитие практически остановилось. Новый стимул развитию во второй половине XX в дала нефтедобыча и нефтепереработка.
Аналитическая справка-вывод - многие города основывались как оборонительные крепости, однако впоследствии главной их функцией становилась торговля.
К факторам, способствовавшим росту городов, можно отнести строительство железных дорог, открытие и разработку месторождений полезных ископаемых, изменение различных видов транспорта.
Географическое положение для города, что почва для растения. Плодородие этой «почвы» определяет его рост и развитие.
Сегодняшний урок подтвердил давно известную любому географу истину – «географическое положение решает всё».
Домашнее задание.
Подготовить сообщение по проекту «Географическое положение и местоположение моего города».
Рефлексия.
Предварительный просмотр:
Проект открытого урока в 10 классе (социально-экономического) профиля по теме: «Географическое положение как фактор возникновения и развития городов»
Уважаемые коллеги – гости! Вашему вниманию предлагается проект открытого урока в 10 классе (социально-экономического) профиля по теме: «Географическое положение как фактор возникновения и развития городов».
При подготовке открытого урока в 10 классе было проведено обследование на различие учеников по функциональной ассиметрии полушарий головного мозга (по М.Гриндеру).Оказалось, что почти все дети правополушарные- это значит. Что они фокусированы на внешнее. Любят информацию в виде карт, демонстраций; работают в активном диалоге; с удовольствием выполняют творческие задания. Могут выявлять сходства разных объектов; сравнивать факты; выделять важные моменты; любят музыку и фильмы.
По каналам восприятия среди учащихся преимущественно аудиалы (7 чел) и думающие компьютерные (7 чел). Такие дети умеют анализировать с учётом причинно-следственных связей. Есть визуалы (6 чел), у которых хорошо развита зрительная память, но они с трудом понимают словесные конструкции. Часто испытывают замешательство, когда встречают новые слова, понятия. Кинестетиков мало (3чел). Они легко отвлекаются, но любят дискуссии.
Учебные и воспитательные возможности класса высокие. В классе семь человек учатся на одни пятёрки (Родионов В., Журавлёв А, Тармосина Н, Тармосина Е ,Мамышева Ю, Антонова Д ,Дъячков А). Есть очень активные ребята Пальцев А, Ромашин М). В целом класс инертный, но ребята ответственно относятся к учебному процессу.
В этом классе можно успешно организовать учебную деятельность творческого характера.
Чувствуется благоприятный климат и отсутствует психологический барьер.
Урок первый по изучаемой теме, поэтому необходима установка положительной мотивации к познанию новой темы.
Для нас с вами этот урок актуален по нескольким причинам.
Во - первых рассмотрим содержательный аспект:
« Города – великое творение ума и рук человеческих. Им принадлежит
решающая роль в территориальной организации общества. Они служат зеркалом
своих стран и районов . Действительно, урбанизация и
заселенность играют немаловажную роль в жизни каждой страны.
Одной из наиболее характерных особенностей развития современного
общества является быстрый рост городов, непрерывный темп увеличения
численности их жителей, увеличение роли городов в жизни общества,
преобразование сельской местности в городскую, а также миграция сельского
населения в города.
Актуальность данной темы заключается в следующем:
. большинство граждан мира рождаются горожанами;
. в начале третьего тысячелетия в городах проживает пять с половиной
миллиардов из семи миллиардов людей;
. города влияют на экологическое состояние окружающей среды.
Чтобы географически познать город – значит, прежде всего, нужно разобраться в его географическом положении. Географическое положение – ключ к познанию города.
Географическое положение - важнейший пространственный ресурс развития экономики, оно влияет не только на выбор места для строительства городов, но и активно воздействует на их функционирование.
Во-вторых, мы в рамках заявленной темы: «Географическое положение как фактор возникновения и развития городов» и выбранного типа урока – исследования увидим, как органически свяжутся между собой задачи обучения, развития и воспитания, как тесно соединятся в деятельности учеников твёрдые учебные навыки, эвристические и креативные состояния , нравственные убеждения.
Этот урок интересен и для моего собственного профессионального развития : многовариативность, межпредметные связи.
В- третьих, мы сможем здесь ставить и решать проблемы, рассуждать по аналогии, делать выводы на основе сравнения и обобщения. Мы увидим динамику формирования ключевых компетентностей. Прежде всего это компетентность в сфере познавательной самостоятельной деятельности, основанная на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации (практическая работа, интерактив и др).
Повысится мотивация учащихся, поскольку работа с мультимедийным приложением отличается от рутинной работы с учебником.
Всесторонние источники информации заставят учащихся глобально мыслить, анализировать, сравнивать, делать выводы.
Компетентность в сфере социально-трудовой деятельности ( развитие у детей навыков самоорганизации, соблюдение этических норм, умение слушать).
Речевые компетенции ( умение логически излагать).
Рабочий лист – как источник информации используется на моём уроке для формирования умения выделять смысловые единицы. Работа с ним требует сообразительности, определённых знаний, даёт возможность почувствовать радость самостоятельного открытия. Огромным психолого- мотивационным потенциалом обладают СМИ, они делают учебный процесс более содержательным. С этой целью я включила в урок фильм «Псков».
Считаю, что музыка на уроке необходима, потому что она способствует обучению: расслабляет мозг и снимает стресс, стимулирует и пробуждает (физкультминутка с музыкальным сопровождением).
Цели и задачи открытого урока:
Педагогические цели
- усвоение всеми учащимися стандартного минимума по теме
- формирование ключевых компетентностей и надпредметных умений.
- развитие важных психологических характеристик личности учащихся(склонность к самостоятельному отбору источников информации, преобразованию информации из одного вида в другой, представление информации).Психические свойства, такие как память, вербальная и образная, коммуникативность, воображение, ясность речи.
- воспитание ответственности, организованности, самостоятельности, воспитание интереса к познанию городов мира и к родному городу.
Цели развития образовательного процесса
- эффективно реализовать общедидактический принцип сочетания теории и практики с использованием современных технологий.
- предоставить реальную возможность каждому ученику быть соавтором сценария урока.
- реализовать право ученика на выбор темпа усвоения и способа понимания информации.
Дидактическая структура урока
Начало урока –10.30
Цель, установление личного контакта учителя с учениками, включение мотива на совместную работу-2мин.
Фильм «Псков» - 4 мин.
Предъявление нового материала -3мин
Практическая работа (интерактив) -5 мин
Физкультминутка – 2мин
Задания в рабочем листе -5 мин
Задание с использованием информационного материала -5 мин
Рефлексия –2мин
Мотив на следующий урок – 2мин
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План- конспект урока по географии (8 класс) на тему: «Человек и горы».
Цель: сформировать у учащихся представления о разных видах хозяйственной деятельности человека в горах....
План конспект урока по географии 7 класс по теме "Географическое положение. Открытие и исследование Антарктиды".
Урок с применением технологии развития критического мышления через чтение и письмо...
"Земная кора" план - конспект урока по географии 6 класса
"Земная кора" план - конспект урока по географии 6 класса. Урок разработан на основе ФГОС и направлен на формирование универсальных учебных действий....
План - конспект урока по географии, 8 класс, по теме «Охрана природы и охраняемые территории»
План - конспект урока с использованием ЭОР по географии 8 класс по теме«Охрана природы и охраняемые территории» представлен учителем географии достаточно подробно. Учителем сформулирована ...
План конспект урока по географии 7 класс по теме: «Евразия»
План конспект урока по географии 7 класс по теме: «Евразия»...
План - конспект урока по географии 5 класс по ФГОС "Погода и метеорологические наблюдения".
План урока составлен к учебнику А.А. Летягина и успешно опробован в течении двух лет. Содержит народные приметы, раздаточный материал для урока....
План конспект урока по географии 7 класс по теме "Географическое положение. Открытие и исследование Антарктиды"
Урок с применением технологии развития критического мышления через чтение и письмо...