Технология проблемного обучения на уроках истории
план-конспект урока по обществознанию (7 класс)
Технология проблемного обучения на уроках истории
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_s_primeneniem_tehnologii_problemnogo_obucheniya.docx | 19.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология проблемного обучения на уроках истории
Приемы технологии проблемного обучения активизируют познавательную деятельность учащихся, эффективно включают их в образовательный процесс и позволяют осуществлять деятельностный подход на уроках истории. Применение технологии проблемного обучения возможно не только в старшей школе, но и гораздо раньше. Вашему вниманию предлагается открытый урок по истории России, разработанный и успешно проведенный в 7-м классе.
Цели урока:
- познакомить учеников с содержанием реформ Петра I: государственной, социальной и церковной; достичь понимания их исторического значения;
- сформировать умение решать проблемную ситуацию; закрепить навыки работы с текстом учебника, умения давать аргументированную оценку и формулировать значение исторического события; делать выводы;
- способствовать развитию чувства гордости историческим прошлым своей страны, осознанию Петра I как великой личности российской истории.
Литература: А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России. Конец XVI - XVIII век – М.: Просвещение, 2009.
Сопровождение урока: презентация
Конспект урока
1. Вводный этап (слайд 1)
Учитель: несколько уроков мы изучаем правление Петра I . Эпоха Петра привлекает внимание многих историков прошлого и современности. Они дают противоречивые оценки его реформам. Вот что писали видные русские историки XVIII века:
«Петр – великий государственный деятель, создатель могущественной империи, человек, благодаря которому Россия пошла по пути мировой цивилизации» (В. Татищев).
«Петр – разрушитель русских национальных устоев, а его реформы были «блестящей ошибкой» (М. Щербатов) (слайд 2-3).
Наша задача понять, какая из данных оценок верна. Для этого мы продолжим изучение реформ Петра, выясним, что изменилось в управлении государством, в положении сословий и церкви.
Какие преобразования и важнейшие итоги политики Петра I вы знаете?
Ученики: Азовские походы, создание флота и завоевание Азова, Северная война, создание регулярной армии, завоевание выхода к Балтийскому морю, провозглашение России империей, рост ее международного авторитета.
2. Изучение нового материала
Учитель: теперь давайте выясним, каково содержание и значение реформ государственного управления и социальной сферы, поведенных Петром I. Поработаем группами и заполним таблицу (слайд 4)
Реформы Петра I | Их значение |
Реформа центрального управления |
|
Указ о единонаследии (1714 г.) |
|
Табель о рангах (1722 г.) |
|
Областная (губернская) реформа (1708 г.) |
|
Реформа городского управления |
|
Церковная реформа |
|
Ученики делятся на пять групп, и каждая получает задание. Один ученик готовит индивидуальное сообщение о противниках реформ.
1-я группа. Реформа центрального управления (Учебник, стр.115-116)
Какие новые органы власти появились при Петре I? Чем они занимались?
Улучшилось ли управление страной? Ответ объясните (слайды 5-6).
2-я группа. Указ о единонаследии. Табель о рангах (Учебник, стр.116-117)
Каково содержание указа о единонаследии? Какое сословие стало единым?
Сколько классов чиновников вводила Табель о рангах? Что они получали вместе с чином?
От чего зависело продвижение по службе? Считаете ли вы такой порядок справедливым? Почему? (слайд 7-8)
3-я группа. Областная (губернская) реформа (Учебник, стр.117)
На какие части была разделена территория России в 1708 г.? Какой властью обладали губернаторы?
Для чего была проведена губернская реформа? Считаете ли вы эту реформу полезной? Почему? (слайд 9)
4-я группа. Реформа городского управления (Учебник, стр.117-118)
Как было организовано управление городским (посадским) населением?
Как реформа повлияла на развитие городов?
5-я группа. Церковная реформа (Учебник, стр.118-119)
Как изменилось управление церковью при Петре I?
Как реформа изменила положение церкви в России? (слайд 10)
Класс знакомится с содержанием преобразований Петра I, слушая ответы каждой группы на вопросы. Заключительные вопросы заданий позволяют ученикам сформулировать историческое значение реформ. Оно заносятся всем классом в таблицу (слайд 11):
Реформы Петра I | Их значение |
Реформа центрального управления (1711, 1718-20 гг.) | Управление улучшилось: усилился контроль, четкое определение функций органов власти, коллективное принятие решений |
Указ о единонаследии (1714 г.) | Появилось единое дворянское сословие |
Табель о рангах (1722 г.) | Единая система чинов, продвижение по службе не зависит от происхождения |
Областная (губернская) реформа (1708 г.) | Усиление местной власти |
Реформа городского управления | Способствовала экономическому подъему городов, поддержка государством состоятельных горожан |
Церковная реформа | Церковь полностью подчинена светской власти и стала опорой российского абсолютизма |
Учитель: прежде чем давать свою оценку реформам Петра I, давайте послушаем, каким было отношение к ним современников.
Сообщение ученика: выступление против реформ. «Дело царевича Алексея» (слайд 11). Ученик рассказывает об оппозиции петровским реформам со стороны патриархальной аристократии. Ее лидерами были сначала царевна Софья, а затем царевич Алексей.
3. Заключительный этап
Учитель: итак, давайте вспомним противоположные оценки историков деятельности Петра и решим, какая оценка и почему кажется вам наиболее верной. А может быть, вы сформулируете собственную позицию (слайд 13).
Ученики формулируют свой вывод. Часть класса поддерживает положительную оценку, данную Петру I В.Татищевым, и аргументируют ее тем, что реформы Петра улучшили центральную и местную систему управления страной, поставили продвижение по службе в зависимость от личных качеств человека, способствовали экономическому развитию городов. Сторонники высказывания М.Щербатова называют разрушение русских традиций, удар по авторитету православной церкви, подчинение ее государству.
Закрепление: (слайд 14-15)
А) объясните слова Сенат, коллегии, Святейший синод, губерния, Табель о рангах, бурмистры, Главный магистрат;
Б) с какими событиями связаны даты 1708, 1711, 1714, 1718-20, 1722 гг.?
Поведение итогов урока. Запись домашнего задания (слайд 16).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование технологии проблемного обучения на уроках истории и обществознания
Статья содержит материал из опыта работы по практическому применению технологии проблемного обучения и технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания в средней школе. При...
Использование технологий проблемного обучения на уроках истории
Использование технологий проблемного обучения на уроках истории...
Технология проблемного обучения на уроках истории.
В настоящее время осознана важность и необходимость развития познавательной активности учащихся на уроках истории. В современных условиях, когда объем необходимых человеку знаний все больше и б...
Статья "Приемы технологии проблемного обучения на уроках истории"
В данной работе содержится информация об основных приемах технологии проблемного обучения, которые используются мной в работе на уроках истории....
Технология проблемного обучения на уроках истории
В данном материла проанализированы различные методы применения технологии проблемного обучения на уроках истории...
Технология проблемного обучения на уроках истории и обществознания
Методы технологии проблемного обучения на уроках истории и обществознания....
Статья по теме :"Пиименение технологии проблемного обучения на уроках истории"
Данная статья может быть использована для выступления на методическом объединении учителей истории и обществознания. В ней приводятся не только теоретические основы технологии проблемного обучен...