Статья "Приемы технологии проблемного обучения на уроках истории"
статья по истории на тему

В данной работе содержится информация об основных приемах технологии проблемного обучения, которые используются мной в работе на уроках истории.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Богатова Ю.Н. учитель истории и обществознания

МБОУ СОШ № 21 г. Владимира

Приемы технологии проблемного обучения на уроках  истории.

Главное в обучении - раскрыть

перед учеником увлекательную перспективу,

наметить конкретную цель и быть рядом с ним.

В.Ф.Шаталов

    Современное общество бурно развивается  и быстрыми темпами идет вперед, поэтому учителю важно идти в ногу со временем. Хотя, как историк, хочу отметить, что основные методы преподавания были заложены сотни лет назад, и не  теряют своей актуальности на сегодняшний день. Федеральный государственный образовательный стандарт ставит задачей воспитать разностороннюю личность, помочь ученику стать самостоятельным в обучении, научить самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы  и умозаключения. «Как этому научить?» - сложный вопрос, который требует кропотливой работы, и самоотдачи учителя. Аристотель  говорил: «Познание начинается с удивления». Как раз «удивлять» учащихся  предлагает проблемный метод обучения. Что означает термин «проблемный метод»?

     Проблемный метод обучения есть совокупность действий, приемов, направленных на усвоение знаний через активную мыслительную деятельность, содержащую постановку и решение продуктивно - познавательных вопросов и задач, содержащих противоречия, способствующих успешной реализации целей учебно-воспитательного процесса. А цели учебно-воспитательной работы по современным требованиям ФГОС таковы:

- усвоение теоретических знаний

- формирование новых умений и навыков

-  овладение новыми способами ориентации в действительности

- овладение новыми способами действия

- становление новых способностей

- развитие способности к самообучению и самообразованию

      Таким образом, наряду с усвоением теоретического материала по предмету, целью является формирование универсальных учебных действий учащихся.

      Одним из методов формирования универсальных учебных действий и является проблемный метод. Что такое проблемное обучение?

      Проблемное обучение - это система развития учащихся в процессе обучения, в основу которой положено использование учебных проблем в преподавании и привлечение школьников к активному участию в решении этих проблем. Под учебной проблемой понимают задачу, вопрос или задание, решение которых нельзя получить по готовому образцу. От ученика требуется проявление самостоятельности и оригинальности. Не репродуктивное восприятие прошлого и настоящего, а выработка личной гражданской позиции через собственное открытие факта, события, его переосмысление возможны только при использовании  метода   проблемного   обучения, который обеспечивает высокую мотивацию учащихся.

     Скаткин М.Н. говорил: «Метод – это путь, которым учитель ведет ученика от незнания к знанию, от неумения к умению, путь развития его умственных сил». В своей работе я стараюсь максимально использовать технологию проблемного обучения, как для мотивации учащихся к изучению предмета, так и для познания и усвоения нового материала, а также формирования универсальных учебных действий. Ведь, по словам Хаббарда Г., цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя.

     Суть проблемного урока 

     Изучение теоретического содержания урока полностью проходит на поисковом уровне познавательной деятельности. Для сильных учащихся учитель готовит изложение теоретических сведений в скрытой форме, опуская сущность фактов и их связей. Начиная изучение нового, учитель выдвигает проблему, дает учебный материал и ориентиры для ее решения, сопровождая объяснение вопросами и заданиями поискового характера. На основе вновь изучаемого,  учащиеся решают проблему, как правило, давно уже решенную наукой. Но ученикам надо ее «переоткрыть».

   Признаки моделирования урока в режиме технологии проблемного обучения:

1. Создание проблемных ситуаций.

2. Обучение учащихся в процессе решения проблем.

3. Сочетание поисковой деятельности и усвоения знаний в готовом виде.

Этапы проблемного урока:

Действия  учителя

Действия  ученика

1.Создает  проблемную ситуацию.

1. Осознает  противоречия в изучаемом явлении (процессе). 

2. Организует  размышления над проблемой и  ее формулировкой. 

2. Формулирует  проблему.

3.Организует  поиск путей решения проблемы.

3.Выдвигает  предположения (гипотезы), объясняющие противоречия, причины явления. 

4. Организует  проверку истинности полученных знаний.

4. Ищет пути решения проблемы: изучает новый материал, открывает новые знания, проверяет  гипотезы в эксперименте, решении  задач, анализе и т.д. 

5.Организует обобщение результатов, получение выводов и их практическое применение.

5. Анализирует  результаты, делает выводы, применяет  полученные знания на практике.

    Начальным моментом мыслительного процесса обычно служит проблемная ситуация. Мыслить человек начинает тогда, когда у него появляется потребность что-то понять. Мышление всегда начинается с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия. Проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс. Как создать проблемную ситуацию?

 - это может быть противоречие, содержащееся в учебном материале (например, внутренняя политика Лжедмитрия I имела и плюсы и минусы)

- введение в урок фрагмента документа противоречивого характера (например, «Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским»)

- изложение противоречивых взглядов на один и тот же вопрос (например, декабристы: герои или преступники?)

Приёмы создания проблемной ситуации

Тип проблемной ситуации

Тип противоречия

Приёмы создания проблемной ситуации

С удивлением

Между двумя (или более) фактами

Одновременно предъявить противоречивые факты, теории

Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим действием

Между житейским представлением учеников и научным фактом

а) обнажить житейское представление учеников вопросом или практическим заданием с “ловушкой”;

б) предъявить научный факт сообщением, экспериментом, презентацией

С затруднением

Между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя

Дать практическое задание, не выполнимое вообще

Дать практическое задание, не сходное с предыдущим

а) дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущим;

б) доказать, что задание учениками не выполнено

Методы проблемного обучения:

    Наиболее широко применяемыми методами проблемного обучения являются  проблемное изложение, эвристическая беседа и исследовательский метод.

     Внутреннее различие этих методов состоит в степени познавательной самостоятельности, проявляемой школьниками:

- при проблемном изложении самостоятельность детей невелика: они следуют своею мыслью за мыслью и рассуждением учителя, осуществляющего целостное решение задачи.

 - в эвристической беседе школьники самостоятельно решают проблемную задачу по частям, этапам, ведомые цепочкой логически следующих друг за другом проблемных вопросов учителя.

- при использовании исследовательского метода проблемные задачи решаются школьниками самостоятельно и помощь учителя предельно минимальная.

    Важно иметь в виду, что методы проблемного обучения не подменяются и не заменяют друг друга и должны применяться в комплексе и взаимодействии.

  1. Проблемное изложение

     Проблемное изложение всем своим содержанием и способом раскрытия ставит какой-то вопрос, требующий решения, но прямого решения не дает и побуждает учащихся искать ответ. В этом случае возникает проблемная ситуация. Она создается также при изложении различных мнений, с тем, чтобы учащиеся сами их разобрали, оценили, либо при указании на противоречие, конфликт, с тем, чтобы учащиеся сами нашли пути его решения. Как это происходит?

     В ходе проблемного изложения проблему ставит и решает учитель. Не просто излагает материал, а размышляет, рассматривает возможные подходы и пути решения. Учащиеся следят за логикой рассуждения, анализом, глубже усваивают материал. Проблемное изложение применяется, когда материал совсем новый и слишком сложный.

Меняется роль учителя. Он — консультант, помощник, наблюдатель, источник информации, координатор. Учитель становится организатором самостоятельного учебного познания учащихся.

    При проблемном обучении учитель либо не дает готовых знаний, либо дает их только на особом предметном содержании — новые знания, умения и навыки школьники приобретают самостоятельно при решении особого рода задач и вопросов, называемых проблемными.

  1. Эвристическая беседа

     Эвристическая беседа — это вопросно-ответная форма обучения, при которой учитель не сообщает учащимся готовых знаний, а умело поставленными вопросами заставляет их самих на основе уже имеющихся знаний, наблюдений, личного жизненного опыта подходить к новым понятиям, выводам и правилам. Характерная особенность эвристической беседы состоит в том, что в ней выдвигается проблема, требующая решения. Лернер И.Я.  определяет метод эвристической беседы так: «Эвристическая беседа — это взаимосвязанная серия вопросов, большая или меньшая часть которых является небольшими проблемами, в совокупности ведущих к решению поставленной учителем проблемы. Суть эвристической беседы в том, что для поиска учениками решения какой-либо проблемы учитель выстраивает серию взаимосвязанных и вытекающих один из другого вопросов.

    Выделяют основные признаки эвристической беседы:
- каждый вопрос представляет логический шаг поиска;

- все вопросы взаимосвязаны;

- поиск протекает при частичной самостоятельности учащихся под руководством учителя: учитель направляет путь поиска, а учащиеся решают частичные задачи, то есть шаги целостной задачи;

- поиск ориентирован на получение знаний и способов получения знаний либо на доказательство истинности последних;

- успех поиска обеспечивается наличным запасом исходных знаний.
Если на вопрос учителя следует ошибочный ответ, то учитель с помощью контрвопросов вскрывает в ответе ученика ошибку, подводит к самостоятельному отысканию верного ответа и только потом ставит новый вопрос. Между шагами, как и внутри самого шага, могут быть высказывания учителя в форме корректирующих замечаний, разъяснений типа «покажи на карте», «прочти оба предложения и скажи», «проанализируй поступок», «вспомни», «отыщите», «составьте рассказ – описание» и т.п., играющих вспомогательную роль. Педагог ставит перед учащимися проблему и предлагает решать её совместно. Задавая новые вопросы, уточняя и дополняя ответы (но не критикуя неудачные), педагог структурирует, систематизирует высказывания и подводит к общим выводам по отдельным разделам лекции. Он является как бы ведущим беседы, и классическое представление о лекторе здесь исчезает.

Фрагмент урока с использованием метода проблемного изложения, эвристической беседы:

Урок истории в 6 классе.

Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент

      Учитель: сегодня мы изучим понятие «неолитическая революция»,  которое считается самым важным событием в истории человечества. Поэтому целью урока  является получение ответа на вопрос «Почему неолитическая революция считается самым важным событием в истории человечества?».

     Этапы этого события построены в логическую цепочку – одно вытекает из другого, поэтому наш урок будет основан на построение логических выводов. Схема работы такова: учитель произносит факт, ученики строят логический вывод, в сложных случаях учитель помогает.

  1. Изучение нового учебного материала

       Учитель рассказывает факты из истории, ученики строят аргументированные выводы (в сложных случаях при помощи учителя).

      Учитель:

События периода неолита:

- Земледелие 5-6 тыс. лет назад на юге России постепенно зарождается земледелие – обработка земли с целью выращивания сельскохозяйственных растений. Как это произошло?

      Ответы учеников:  человек заметил, что несъеденные им семена плодов, попадая в землю, дают всходы. Затем он стал собирать и сажать крупные семена.  

       Учитель: Это привело к тому, что?

       Ответы учеников: появились специальные орудия для обработки земли: мотыги с каменными наконечниками.

      Учитель:

Еще в палеолите человек сделал собаку домашним животным, затем человек стал приручать коз, свиней, коров, лошадей – таким образом?

    Ответы учеников: таким образом, на смену охоте пришло скотоводство – одомашнивание животных.

     Учитель:

     Таким образом, неолитическая революция – переход человека от присваивающего к производящему хозяйству. Почему переход от присваивающего к производящему хозяйству называют революцией? Что хотят подчеркнуть этим словом?

    Ответы учеников – потому что…, то, что

Учитель:

Что еще научились делать люди:

  1. Обжигать глину и изготавливать керамическую посуду
  2. Прясть волокна и ткань, шить одежду из ткани
  3. Обрабатывать металлы (медь, бронзу, железо)
  4. Обмениваться продуктами

Почему люди научились это делать?

     Ответы учеников – люди научились это делать потому что…

     Учитель:

Влияние климатических условий на занятия людей:

- в северных лесных районах европейской части России и в Сибири население занималось охотой, рыболовством, собирательством – таким образом?

    Ответы учеников – таким образом, скотоводческие племена осваивали степные районы и переходили к кочевому образу жизни.

    Учитель:

- в лесостепной полосе расселялись земледельческие племена, - занятия земледелием требует продолжительной жизни в одном месте, таким образом?

   Ответы учеников - таким образом,  земледельческие племена перешли к оседлой жизни

 Учитель: следовательно? – у них появились поселения, похожие на города.

     Первые ремесленники – люди, производящие изделия для всего племени, часто не занимались земледелием.

   Учитель:

Происходили перемены в организации жизни людей. В родовых общинах и племенах выделялись старейшины и вожди. Это были люди, которые пользовались всеобщим уважением. Почему?

     Ответы учеников – старейшины и вожди пользовались всеобщим уважением потому что…

     Учитель:

Старейшины руководили общими работами, контролировали обмен с другими племенами, следили, чтобы люди не нарушали сложившиеся порядки. Вожди возглавляли военные походы. Таким образом, что делали старейшины и вожди?

     Ответы учеников – таким образом, старейшины и вожди управляли своими соплеменниками.

    Учитель:

С появлением излишков и развитием обмена старейшины и вожди получали возможность сосредотачивать в своих руках большие запасы. Таким образом, они выделялись уже не только своим авторитетом, но и богатством. Таким образом, к чему это привело?

      Ответы учеников - таким образом, это привело к появлению социального неравенства.

    Учитель:

Накопление значительных ценностей у одних племен вызывало у других желание отобрать их. К чему это приводило?

    Ответы учеников - это приводило к военным столкновениям между племенами.

    Учитель:

Взятых в плен врагов теперь не убивали, а превращали в рабов. Владельцами рабов становились знатные и богатые люди. Теперь они могли не трудиться, на них работали рабы. К чему это привело?

     Ответы учеников - это привело к расширению социального неравенства.

     Учитель:

Таким образом, это привело к зарождению эксплуатации – присвоение результатов чужого труда.

Совершенствование орудий труда позволяло отдельным семьям вести хозяйство самостоятельно. К чему это приводило?

     Ответы учеников – это привело к тому что, родовые узы слабели, нередко отдельные семьи покидали своих соплеменников и селились в чужих общинах.

    Учитель:

Таким образом, на смену родовой общине пришла соседская (территориальная) – объединение людей не по кровному родству, а по совместному проживанию на определенной территории. Постепенно несколько деревень объединялись под властью верховного вождя, так образовалось вождеводство. Племена, имевшие тесные связи друг с другом, объединялись в союзы племен. Почему племена объединялись в союзы племен?

     Ответы учеников - племена объединялись в союзы племен потому что, им было выгодно защищаться от совместного врага.

     Учитель:

Во главе союза племен становились люди, для которых управление своей землей и ее защита являлись главным занятием. Они устанавливали общие и обязательные для всех правила поведения – законы, и следили за их исполнением. Зачем нужны законы?

     Ответы учеников - им нужны были законы потому что…

     Учитель:

Все эти изменения приводили к постепенному распаду первобытно-общинного строя и появлению новой формы организации жизни общества. Таким образом, на смену первобытному обществу приходит государство. В процессе отмирания родо-племенных отношений люди перестали ощущать себя родичами или соплеменниками. Таким образом, происходило становление народа или этноса. Каждый народ говорил на своем языке, проживал на собственной территории, был связан общей хозяйственной и культурной жизнью.

  1. Закрепление учебного материала

- почему неолитическая революция считается самым важным событием в истории человечества? – потому что переход к производящему хозяйству привел к резкому ускорению исторического развития.

    Таким образом, при проблемном обучении ведущими мотивами познавательной деятельности становятся интеллектуальные - учащиеся самостоятельно ищут знания, испытывая удовлетворение от процесса интеллектуального труда, от преодоления сложностей и найденных решений, догадок, озарений. Так, урок начинался с поставленной проблемы «Почему неолитическая революция считается самым важным событием в истории человечества?», далее шло решение этой проблемы через метод проблемного изложения и эвристической беседы.

3. Исследовательский метод обучения

     В начале XX столетия исследовательский метод понимался как такой метод преподавания, во главу угла которого кладется некоторый определенный логический процесс, опирающийся на самостоятельное наблюдение реальных фактов и протекающий по четырем ступеням логического мышления:
1) наблюдение и постановка вопросов;

2) построение предположительных решений;

3) исследование предположительных решений и выбор одного из них в качестве наиболее вероятного;

4) проверка гипотезы и окончательное ее утверждение.

     Таким образом, исследовательский метод есть метод умозаключения от конкретных фактов, самостоятельно наблюдаемых и изучаемых школьниками. Райков Б.Е. говорит: «Отсюда совершенно ясно, если учитель желает работать с детьми исследовательским методом, то прежде всего он должен научить их самостоятельно наблюдать и изучать факты — не чужие слова и мысли (в книжках, по рассказам), не чужую графику (картинки, таблицы), а именно подлинные факты окружающей действительности... Наблюдение не есть простая механическая регистрация фактов. Наблюдение всегда содержит элементы мысли и фиксирует факты с известным умыслом, по известному плану». Говоря об исследовательском методе, подразумевают «обдумывающее наблюдение», в отличие от простого набирательства голых фактов. Никогда не надо забывать, что факты — суть истины для выводов, а без этого они мертвы. Учитель должен научить детей овладевать этими фактами, уметь закреплять их, фиксировать словами и графикой, то есть самостоятельным описанием, рисунком, моделью и т.д. Но и это еще не все: это только половина дела. Ведь учитель не простой коллекционер фактов — он собирает факты с определенной целью, чтобы дети делали из них доступные им выводы. Конечно, эти выводы должны быть самостоятельными — не подсказанными и не навязанными. В результате такой работы ребенок должен получить некоторый запас элементарных обобщений. Это и есть то знание, которого мы от него добиваемся, притом точное знание, потому что опирается на достоверный конкретный фактический материал, и прочное знание, потому что оно проработано путем самостоятельности ребенка. Сущность исследовательского метода состоит в том, что обучающий ставит в форме исследовательских заданий проблемы и проблемные задачи в определенной системе, а учащиеся их выполняют совершенно самостоятельно, осуществляя тем самым творческий поиск.
   В случае самостоятельного исследовательского решения учащимися системы проблемных задач обеспечиваются: 

- усвоение новых знаний;

- творческое применение основных знаний (идей, понятий, методов познания);

- постепенное усложнение решаемых проблем;

- овладение чертами творческой деятельности.


Значение технологии проблемного обучения:

      Создавая на уроках истории  проблемные  ситуации, используя другие способы  проблемного   обучения, учитель может выйти за пределы минимального образовательного стандарта и научить школьников применять творческие  методы  исследовательского характера. В процессе использования проблемного обучения происходит и усвоение материала, и развитие мыслительной деятельности.

Список использованной литературы

  1. Абильмажинова Н.Р. Современные методы и приемы в обучении истории, Казахстан, 2016.
  2. Брызгалова С. И. Проблемное обучение в начальной школе: Учеб. пособие. Изд. 2-е. Калининград, 2008.
  3. Бунеев, Р. Н. Образовательные технологии. Сборник материалов / Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Вахрушев А. А., Данилов Д. Д., Козлова С., А., Мельникова Е. Л., Чиндилова О. В. М., 2008.
  4.   Каптелинин В.Н. Психология и педагогическая практика. М., 2000 г.
    Ковалевская Е. В. Проблемное обучение: Подход, метод, тип, система (на материале обучения иностранным языкам): В 2 кн. – М., 2000.
  5. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий. СПб. 2004 г.
  6. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972.
  7. Рубинштейн С. Л. О мышлении и путях его исследования. М., 1958.
  8. Степанищев А.Т.  Методический справочник учителя истории. М., 2001.
  9. Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе. М., 2000.
  10.  Хуторской А.В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. – М., 2003.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии проблемного обучения на уроках биологии с целью формирования личностно-ориентированного подхода к обучению

             Стандарт второго поколения определяет главные цели и задачи современного педагога - построение  образовательного ...

Реализация в практической деятельности деятельностно – ориентированной технологии (технология проблемного обучения, элементов информационной технологии)

Реалии времени диктуют изменения в процессе обучения. Но задачи урока остаются неизменными многие десятилетия: это воспитание и развитие личности. Основным средством решения которых продолжает ост...

Технология проблемного обучения и методика создания проблемных ситуаций на уроках физики и географии.

Теория и понятие проблемного обучения, подробное описание методов и приёмов создания проблемных ситуаций на уроках физики и географии....

Исследовательская работа на тему: «Построение процесса обучения на основе инновационных технологий: технология проблемного обучения»

Цель моей работы показать, как можно построить процесс обучения на основе использования инновационных технологий: технологии проблемного обучения и технологии развития критического мышления.Сегодня по...

Педагогический опыт:"Построение процесса обучения на основе инновационных технологий: технология проблемного обучения, критического мышления"

Построение процесса обучения на основе инновационных технологий: технология проблемного обучения, критического мышления....

Урок в 6 классе по литературе (технологическая карта урока) по теме "Стихотворение Н.А.Некрасова «Крестьянские дети». Технологии: проблемного обучения, проектного обучения, критического мышления (кластер, синквейн), ИКТ Методы обучения: метод проектов, п

Стихотворение Н.А.Некрасова «Крестьянские дети»Тип урока: урок формирования новых знанийТехнологии: проблемного обучения, проектного обучения, критического мышления (кластер, синквейн), ИКТФорма: урок...

самоподготовка для воспитанников коррекционной школы VIII вида 6 класса с использованием современных педагогических технологий (информационные технологии, технология проблемного обучения, технология сотрудничества, игровые технологии)

повысить интерес к выполнению домашнего заданияКоррекционно-образовательные задачи:- активизировать мыслительную, речевую деятельность учащихся      путём выполнения заданий т...