Технология проблемного обучения на уроках истории
учебно-методический материал по истории на тему
В данном материла проанализированы различные методы применения технологии проблемного обучения на уроках истории
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_problemnogo_obucheniya.docx | 29.71 КБ |
file_20120116184936_-_kopiya.ppt | 616 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология проблемного обучения
учитель истории и обществознания: Чернова Н. А.
Слайд1-2
Личностно ориентированное обучение — это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования. Если в традиционной философии образования социально-педагогические модели развития личности описывались в виде извне задаваемых образцов, эталонов познания (познавательной деятельности), то личностно ориентированное обучение исходит из признания уникальности субъектного опыта самого ученика, как важного источника индивидуальной жизнедеятельности, проявляемой, в частности, в познании. Тем самым признается, что в образовании происходит «встреча» задаваемого и субъектного опыта, своеобразное «окультуривание» последнего, его обогащение, приращение, преобразование, что и составляет «вектор» индивидуального развития. Признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса и есть личностно ориентированная педагогика.
Один из главных недостатков сегодняшнего преподавания истории в школе – это приверженность учителя к окончательным оценкам. Возникает иллюзия законченности познания, утрачивается ощущение движения человеческой мысли, забывается, что никто и никогда не сумеет написать «завершенную» историю и поставить последнюю точку в изучении прошедших событий. В этой связи в процессе изучения истории целесообразно создавать для учащихся ситуации выбора, что требует их ознакомления с различными, подчас альтернативными точками зрения на исторические процессы, факты, события, формирование умения отстаивать свою позицию по разнообразным проблемам истории.
Следует признать за учащимися право на собственное мнение, личную оценку исторических событий при условии ее серьезной аргументации. Надо предоставить возможность ученикам почувствовать свою причастность ко всему происходящему, повысить их интерес, помочь понять, что они полноправные члены общества и от них зависит дальнейшее развитие общества.
Слайд3
Цель технологии проблемного обучения:
формирование личности выпускника школы, обладающего высоким уровнем подготовки по истории и обществознанию, достаточной для адаптации к новым условиям непрерывного образования
Слайд4
- Задачи: Ориентация обучения на развитие авторской позиции школьника, необходимой для творческого процесса самостоятельного познания
- Наиболее полное выявление способностей одарённых учеников
- Создание условий для развития критического мышления
Слайд5
Проблемное обучение – это такая организация педагогического процесса, когда ученик систематически включается учителем в поиск решения новых для него проблем. Структура процесса проблемного обучения представляет собой систему связанных между собой и усложняющихся проблемных ситуаций.
Слайд6
Главные признаки технологии:
1)создание проблемных ситуаций,
2) обучение учащихся в процессе решения проблем,
3) сочетание поисковой деятельности и усвоения знаний в готовом виде.
Слайд 7
При моделировании урока в режиме технологии проблемного обучения важно учитывать, что учащимся необходимо выполнить систему проблемных заданий для самостоятельной работы на каждом этапе урока. Задания для самостоятельной работы должны быть взаимосвязаны по дидактической цели и содержанию учебного материала
Моделирование уроков
- Создание проблемной ситуации
- Формирование проблемы
- Актуализация знаний
- Поиск решение проблемы
- Выражение решения, применение нового знания
Слайд8
Объяснительно-иллюстративное обучение | Проблемное обучение |
Определение темы и основных вопросов изложения.
Сообщение знаний учителем объяснительно – иллюстративным методом. Учащиеся воспринимают объяснение, участвуют в анализе фактов, следят за мыслью учителя.
Воспроизведение изложенного, тренировочные упражнения.
Рецептивное усвоение знаний. | Создание проблемной ситуации и определение познавательной задачи.
Активный мыслительно-познавательный поиск учащихся под руководством учителя, самостоятельный подход к выводам.
Тренировочные упражнения, применение знаний в новых условиях с целью возбуждения мышления. Творческое самостоятельное овладение знаниями, а также способами активной познавательной деятельности, интенсивное умственное развитие |
Слайд9-10
Проблемная ситуация – состояние интеллектуального затруднения, которое требует поиска новых знаний и новых способов их получения. Проблемные ситуации различаются по ситуации неизвестного, по уровню проблемности, по виду «рассогласования» информации, по другим методическим особенностям.
Проблемное обучение представляет собой систему проблемных ситуаций, в ходе решения которых ученик овладевает содержанием предмета.
Как создать такую ситуацию?
Слайд11 -12-13
- Можно использовать факты, идеи, вызывающие удивление, кажущиеся парадоксальными, поражающие своей неожиданностью.
Некоторые историки упрекают Александра Невского в неблаговидном сотрудничестве с ордынцами, фактически в предательстве. Как это согласовать с образом святого, защитника русской земли?
Русский писатель Д. И. Писарев считал, что настоящим образованием является самообразование и что оно начинается тогда, когда человек прощается со всеми школами. Согласны ли Вы с этим утверждением?
Слайд14- 15
2. Можно создать ситуацию конфликта, когда новые факты и выводы вступают в противоречие с устоявшимися в науке теориями и представлениями.
Почему долгие годы советское руководство отрицало факт существования секретного дополнительного протокола?
Слайд16 -17
- Можно создать ситуацию несоответствия, когда жизненный опыт учащихся противоречит научным данным, предъявленным в условии задачи.
Почему вовремя сражения на Куликовом поле и русские и татары кричали «Ура!»,
а вовремя сражения на Чудском озере таких возгласов не было
Слайд 18-19
4. Ситуацию неопределенности можно создать, когда проблемное задание содержит недостаточное количество данных для его решения. Расчет делается на сообразительность и интуицию учащихся.
В истории известен факт, что отец
Владимира Мономаха знал пять
иностранных языков.
Как звали отца Владимира
Мономаха и какие это могли быть языки?
Слайд20-21
Можно создать ситуацию предположения, которая основана на возможности выдвинуть собственную версию о причинах, характере, последствиях исторических событий.
В условиях феодальной раздробленности конца
ХIV-начала ХV вв.
На своих иконах и фресках Андрей Рублёв изображал сюжеты, говорившие о мире и единении между людьми,
призывавшие к согласию и взаимной любви.
Какая была связь между эпохой и творчеством Андрея Рублева?
Слайд23
6. Можно создать ситуацию выбора, когда учащимся предлагается из нескольких представленных вариантов ответа выбрать и обосновать один, наиболее на их взгляд убедительный
Слайд24-25
7. Можно создать проблемную ситуацию представив, разные точки зрения на одно и то же явление, событие
1. Положительное воздействие (Н.М. Карамзин) монголо-татары оказали в основном положительное воздействие на развитие Руси, т.к. они подтолкнули создание единого Московского государства .
2. Незначительное воздействие (С.М. Соловьёв, В.О. Ключевской) монголо-татары оказали незначительное воздействие на жизнь древнерусского общества
3. Негативное воздействие (большинство советских историков) монголо-татары оказали негативное влияние, затормозили развитие Руси и ее объединение
Слайд26
. Создание проблемной ситуации путём сравнения или сопоставления тех или иных исторических явлений, событий.
Проблема с указанием параметров и условия решения может быть предъявлена субъекту со стороны. Во всех случаях проблема перерастает в проблемную задачу как её принято называть. Проблемная задача представляет собой проблему, решаемую при заданных условиях или параметрах, и отличается от проблемы тем, что в первой заведомо ограничено поле поиска решения.
Слайд 35
Алгоритм решения проблемной задачи
1. Осознание проблемы
2. Формулирование гипотезы
3. Доказательство гипотезы
4. Общий вывод, в котором изучаемые причинно-следственные связи углубляются, а также раскрываются новые стороны познаваемого объекта или явления.
Слайд36
Памятка
для учащихся, решающих познавательные задачи по истории
1. Внимательно прочтите условие задачи и запомните вопросы к ней.
2. Начните обдумывать данные в тексте условия и определите, что они дают для ответа на вопрос.
3. Если в условии текста познавательной задачи не хватает данных для решения, вспомните, что вы знаете по теме задачи, и подумайте, что из этих знаний может помочь решению.
4. Своё решение обязательно докажите. Если из условия задачи следует нескольких выводов, каждый из них надо доказать. Проверьте, готовы ли вы ясно и убедительно изложить доказательство.
5. Проверьте, является ли ваше решение ответом по существу вопроса задачи. Полон ли ваш ответ? Нет ли лишнего, не относящегося к вопросу задачи?
6. Еще раз проверьте, нет ли в условии задачи данных, противоречащих вашему решению. Все ли данные вы учли?
7. Проверьте, все ли возможные выводы по существу вопроса задачи вы сделали и доказали?
8. Подумайте, не противоречат ли друг другу данные в условии задачи, не помогают ли одни данные понять значение других данных того же условия?
Слайд37
Исследовательская атмосфера уроков проблемного обучения позволяет вовлечь учащихся в активный познавательный процесс. Меняется роль учителя. Он — консультант, помощник, наблюдатель, источник информации, координатор. Учитель становится организатором самостоятельного учебного познания учащихся.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Личностно - ориентированное обучение — это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования.
Цель технологии проблемного обучения: формирование личности выпускника школы, обладающего высоким уровнем подготовки по истории и обществознанию, достаточной для адаптации к новым условиям непрерывного образования
Задачи: Ориентация обучения на развитие авторской позиции школьника, необходимой для творческого процесса самостоятельного познания Наиболее полное выявление способностей одарённых учеников Создание условий для развития критического мышления
Главные признаки режима технологии проблемного обучения 1)создание проблемных ситуаций, 2) обучение учащихся в процессе решения проблем, 3) сочетание поисковой деятельности и усвоения знаний в готовом виде.
Объяснительно-иллюстративное обучение Проблемное обучение Определение темы и основных вопросов изложения. Сообщение знаний учителем объяснительно – иллюстративным методом. Учащиеся воспринимают объяснение, участвуют в анализе фактов, следят за мыслью учителя. Воспроизведение изложенного, тренировочные упражнения. Рецептивное усвоение знаний. Создание проблемной ситуации и определение познавательной задачи. Активный мыслительно-познавательный поиск учащихся под руководством учителя, самостоятельный подход к выводам. Тренировочные упражнения, применение знаний в новых условиях с целью возбуждения мышления. Творческое самостоятельное овладение знаниями, а также способами активной познавательной деятельности, интенсивное умственное развитие
Проблемное обучение представляет собой систему проблемных ситуаций, в ходе решения которых ученик овладевает содержанием предмета. Как создать такую ситуацию ?
1. Можно использовать факты, идеи, вызывающие удивление, кажущиеся парадоксальными, поражающие своей неожиданностью.
Некоторые историки упрекают Александра Невского в неблаговидном сотрудничестве с ордынцами, фактически в предательстве. Как это согласовать с образом святого, защитника русской земли?
Русский писатель Д. И. Писарев считал, что «настоящим образованием является самообразование и что оно начинается тогда, когда человек прощается со всеми школами». Согласны ли Вы с этим утверждением?
2. Можно создать ситуацию конфликта, когда новые факты и выводы вступают в противоречие с устоявшимися в науке теориями и представлениями .
Почему долгие годы советское руководство отрицало факт существования секретного дополнительного протокола?
3. Можно создать ситуацию несоответствия, когда жизненный опыт учащихся противоречит научным данным, предъявленным в условии задачи.
Почему вовремя сражения на Куликовом поле и русские и татары кричали «Ура!», а вовремя сражения на Чудском озере таких возгласов не было
4. Ситуацию неопределенности можно создать, когда проблемное задание содержит недостаточное количество данных для его решения. Расчет делается на сообразительность и интуицию учащихся .
В истории известен факт, что отец Владимира Мономаха знал пять иностранных языков. Как звали отца Владимира Мономаха и какие это могли быть языки?
5. Создание проблемной ситуации путём сравнения или сопоставления тех или иных исторических явлений, событий. проблемнойситуации путём сравнения или сопоставления тех или иных исторических явлений, событий.
В условиях феодальной раздробленности конца Х IV- начала Х V вв. На своих иконах и фресках Андрей Рублёв изображал сюжеты, говорившие о мире и единении между людьми, призывавшие к согласию и взаимной любви. Какая была связь между эпохой и творчеством Андрея Рублева?
6. Можно создать проблемную ситуацию представив, разные точки зрения на одно и то же явление, событие
Воздействие монголо – татаров на Русь 1. Положительное воздействие (Н.М. Карамзин) монголо-татары оказали в основном положительное воздействие на развитие Руси, т.к. они подтолкнули создание единого Московского государства . 2. Незначительное воздействие (С.М. Соловьёв, В.О. Ключевской) монголо-татары оказали незначительное воздействие на жизнь древнерусского общества 3. Негативное воздействие (большинство советских историков) монголо-татары оказали негативное влияние, затормозили развитие Руси и ее объединение
Алгоритм решения проблемной задачи 1. Осознание проблемы 2. Формулирование гипотезы 3. Доказательство гипотезы 4. Общий вывод, в котором изучаемые причинно-следственные связи углубляются, а также раскрываются новые стороны познаваемого объекта или явления.
Исследовательская атмосфера уроков проблемного обучения позволяет вовлечь учащихся в активный познавательный процесс. Меняется роль учителя. Он — консультант, помощник, наблюдатель, источник информации, координатор. Учитель становится организатором самостоятельного учебного познания учащихся.
Спасибо за внимание!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование технологии проблемного обучения на уроках истории и обществознания
Статья содержит материал из опыта работы по практическому применению технологии проблемного обучения и технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания в средней школе. При...
Использование технологий проблемного обучения на уроках истории
Использование технологий проблемного обучения на уроках истории...
Технология проблемного обучения на уроках истории.
В настоящее время осознана важность и необходимость развития познавательной активности учащихся на уроках истории. В современных условиях, когда объем необходимых человеку знаний все больше и б...
Статья "Приемы технологии проблемного обучения на уроках истории"
В данной работе содержится информация об основных приемах технологии проблемного обучения, которые используются мной в работе на уроках истории....
Технология проблемного обучения на уроках истории и обществознания
Методы технологии проблемного обучения на уроках истории и обществознания....
Статья по теме :"Пиименение технологии проблемного обучения на уроках истории"
Данная статья может быть использована для выступления на методическом объединении учителей истории и обществознания. В ней приводятся не только теоретические основы технологии проблемного обучен...
Статья по теме :"Применение технологии проблемного обучения на уроках истории"
Данная статья может быть использована для выступления на методическом объединении учителей истории и обществознания. В ней приводятся не только теоретические основы технологии проблемного обучен...