Открытый урок по обществознанию 5 класс "Наша Родина- Россмя"
план-конспект урока по обществознанию (5 класс)
Открытй урок
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_nasha_rodina_-_rossiya_2017_-_zhaksilikova_n.n.doc | 95.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель урока: коллективное решение главных вопросов, связанных с устройством Российской Федерации, субъектами РФ, на основе системно-деятельностного подхода.
Задачи урока:
- направить деятельность учащихся на работу с понятиями «федерация», «субъект федерации», «патриот»
- используя различные источники: карта РФ, учебник, словарь уметь находить нужную информацию
- способствовать формированию гражданской самоидентичности, включая историко-географический образ страны, образ социально-политического устройства
- способствовать формированию коммуникативных умений
Ожидаемые результаты:
- давать определение понятиям: «федерация», «субъект федерации»
- характеризовать устройство Российской Федерации
- называть виды субъектов федерации, права субъектов федерации
- объяснять, кого называют «патриотом»
Тип урока: комбинированный урок
Формы работы учащихся: работа с учебником, с картой, заполнение схемы (коллективная), записи в тетрадях, разгадывание кроссворда, зарядка для глаз (применение ИКТ)
Необходимое техническое оборудование: ноутбуки, листы со схемами-заданиями, карта РФ.
Ход урока:
I. Организационный этап (1 мин.):
Взаимное приветствие учителя и учащихся, определение отсутствующих, проверка подготовленности учащихся к уроку, организация внимания.
Здравствуйте, ребята, здравствуйте уважаемые гости. Ребята, вы видите, что у нас на уроке присутствуют гости. Я думаю, что вы сегодня продемонстрируете отличную работу на уроке и подарите хорошее настроение нашим гостям.
Садитесь. Итак, мы начинаем урок.
II. Мотивационно – целевой этап:
- Ребята, послушайте стихотворения и ответьте на вопросы
Живут в России разные
Народы с давних пор.
Одним – тайга по нраву,
Другим степной простор.
У каждого народа
Язык свой и наряд.
Один – черкеску носит,
Другой – надел халат
Один – рыбак с рожденья,
Другой – оленевод.
Один – кумыс готовит,
Другой готовит мед.
Одним – милее осень,
Другим - милей весна.
А Родина – Россия –
У нас у всех одна. (В.Степанов)
- В чем смысл стихотворений? Какие картины возникли перед вами при их прослушивании? (ответы детей – все это о России, родине)
Общий вывод: общим домом для россиян, является Россия, надо помнить и любить свою родину.
- Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь? (о России)
- Давайте определим тему сегодняшнего урока, как она будет звучать и
каковы будут цели урока?
Значит, тема нашего сегодняшнего урока? (Россия)
- Но такое название темы не совсем полное. Россия – это не просто государство, это наша Родина. Давайте уточним тему (Наша Родина - Россия) (учитель записывает на доске продолжение названия темы)
- Предположите, о чем пойдет речь на уроке.
- Как вы думаете, на какие вопросы нам предстоит ответить?
- Откройте свои тетради, запишите число и тему сегодняшнего урока.
План урока:
1. Российская Федерация
2. Русский язык – государственный
3. Что значит быть патриотом
- Ребята, у вас на столах лежат листочки с проблемным вопросом, на который мы постараемся ответить в конце урока. Прочитайте его.
«Почему недостаточно только родиться в той или иной стране, чтобы считаться ее патриотом?»
III. Основной этап
- Что же такое для человека Родина?
- Что для вас значит Родина?(ответы детей страну, в которой живет; дом, где
родился; место, где жили его предки)
- Правильно, все это и есть родина, то есть родное место.
Этап практического исследования
- Понятие «Родина», от какого слова оно произошло?
- Вспомните из истории Древнего мира, что означает это слово.
(ответы детей - слово «родина» произошло от древнего слова «род», которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством)
Запись в тетрадях - Родина – это и отечество, страна, и место рождения человека.
- Поиграем в игру «Ассоциации», вам предстоит отобрать слова, которые, как вы считаете, относятся к понятию Родина, а для нас родина – это? Россия, в одну колонку, а слова, относящиеся к чужбине – в другую колонку. (на столе лежат карточки, дети выбирают и приклеивают на доске в две колонки) ПРИЛОЖЕНИЕ № 1.
1) Из уроков окружающего мира в начальных классах, вспомните, как называлась наша страна в прошлом?(ответы детей - Восточные славяне, Русь, Российская империя, Российская республика, РСФСР, СССР)
- Как называется наше государство сейчас - с 1991 года – Российская Федерация
Работа с учебником – с. 92. Что такое федерация– найдите определение в словаре: Федерация - происходит от латинского, и означает союз, объединение, запишите в тетрадь.
Работа с картой с. 94-95
- Посмотрите на карту России. Что вы можете сказать о России по карте? Что вы видите на карте?
- Разными цветами на карте обозначены республики, области, федеральные округа, автономные округа и области, края. Это субъекты Российской Федерации.
Работа со словарем – найдите определение «субъект»
Работа в тетради: субъект РФ – это государственное образование в составе федерации – коррекция – повтор определения, запоминание
- Ребята, как вы думаете, различаются ли чем – то субъекты Российской
Федерации?(стр. 92 учебник, ответы детей)
-Несмотря на то, что субъекты РФ различаются по площади, все они имеют
равные права. А теперь давайте с вами найдем в учебнике (стр.92) права
субъектов РФ и зачитаем их:
#1055;раво иметь свою территорию.
#1055;раво иметь свои органы власти и управления.
#1055;раво иметь свой герб и флаг.
#1055;раво обучать детей на родном языке.
- Итак, делаем вывод, что все субъекты равны в правах.
- Ребята, мы много читали, писали, пора и отдохнуть (физкультминутка)
(включить фонограмму –Звуки природы -соловей) ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
- Итак, продолжим урок. Рассмотрите карту Российской Федерации на стр. 94-95 учебника и карту на доске:
- Укажите границы Российской Федерации.
- Найдите столицу России.
- Найдите и назовите 3 республик.
- Найдите и назовите 3 краев.
- Найдите и назовите 5 областей.
- Найдите и назовите 3автономных округа.
- Назовите субъект, в котором проживаем мы.
- И закрепим наше знание о субъектах. На доске вы видите табличку «Субъекты федерации», выберите карточки, которые относятся к этому понятию, и прикрепите на доске. ПРИЛОЖЕНИЕ № 3.
Проверка – лишнее слово «район» - Небольшая административно-территориальная единица внутри области или внутри крупного города.
- Ребята, как вы думаете, только ли русские считают Россию своей Родиной? (нет)
- Не только русские люди считают Россию своей Родиной, ее просторы населяют более 100 народностей. Таким образом, Россия – государство не только федеративное, но и многонациональное, т.е. в его составе много различных национальностей.
Работа со словарем: Национальность – принадлежность человека к тому или иному народу. Нация – все население страны, народ.– коррекция – повтор определения, запоминание
- Итак, в России много разных национальностей (русские, украинцы, татары, марийцы, алтайцы, буряты и т.д.), но все они составляют одну нацию – россияне.
- Ребята, перед вами лежат карточки, работаем по заданию.(взаимопроверка)ПРИЛОЖЕНИЕ №4
2) Итак, Россия – многонациональное государство. У каждой национальности своя культура, обычаи и свой язык. Представьте на мгновенье, что люди каждой национальности, проживающие на территории нашей страны, будут разговаривать только на своем, национальном языке.
- Как вы думаете, сможет ли в таком случае существовать единое государство?(люди не смогут жить в едином государстве, т.к. они не будут понимать друг друга)
- Поэтому общим языком для всех россиян, независимо от их национальности является русский язык – он государственный язык РФ.
Работа с учеником: с. 93, прочитать
- Нашу Родину населяет множество народов, но среди них нет великих и малых, есть малочисленные и многочисленные, но все они имеют равные права и все достойны уважения. Любовь к своей Отчизне и уважение к другим народам - черта патриота.
3) Кто же такой патриот? Слово патриот греческого происхождения. Так древние греки именовали соотечественников, людей имевших одну Родину.
Работа в тетради: Патриот – человек, любящий свое Отечество, преданный своему народу. Патриотизм – любовь к Родине, своему народу - коррекция – повтор определения, запоминание
Вы должны были подготовить сообщение о патриоте РФ.
Перед вами книги, буклеты, документы, посмотрите, и ответьте на вопрос: Что их связывает с понятиями «патриот» и «патриотизм»? (ответы детей)
А теперь давайте попробуем ответить на проблемный вопрос: «Почему недостаточно только родиться в той или иной стране, чтобы считаться ее патриотом?»
IV. Закрепление изученного материала:
- Надеюсь, теперь вы многое сможете рассказать о нашей Родине и о людях, живущих здесь. Поэтому, я думаю, вы справитесь с нашим последним заданием.
Откройте ноутбуки, перед вами кроссворд «Наша Родина», отгадываем, записываем и проверяем – работа в группах
V. Подведение итогов. Этап рефлексии
- О чем шла речь на уроке? (ответы детей - объясняли смысл понятия «субъект РФ», характеризовали особенности России как многонационального государства, объясняли значение русского языка как государственного)
- Что мы делали на уроке? (ответы детей - определили тему и цели урока; работали с документами; играли в игру «Ассоциации»; делали вывод; систематизировали изученный материал; разгадывали кроссворд, проводили взаимопроверку)
-В тетради обведите свою руку и на каждом пальце напишите что нового вы узнали сегодня на уроке. На ладошке напишите.что понравилось и что не понравилось на уроке
И в заключении предлагаю вам посмотреть видео-ролик «Россия это ты, Родина моя» и ответить на вопрос есть ли в России то, чем мы можем гордиться
(ответы учащихся)
Спасибо за активную работу, до свидания.
Домашнее задание: п. 11., с. 98. № 5. (письм.) Напиши письмо своему сверстнику, живущему далеко от тебя. Расскажи ему о своей малой Родине. Если захочешь, подбери фотографии твоих любимых родных мест.
Список литературы:
1. Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и др. Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. Л.Н. Боголюбова. 5-9 классы: М., «Просвещение», 2011.
2. Боголюбов Л.Н., Виноградова Н.Ф., Городецкая Н.И. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф. Обществознание. 5 класс. М.: «Просвещение», 2013.
3. Востриков Ф.С. Край степной Алексеевский. МУП «Редакция газеты «Трудовая жизнь», 2013.
#1052;итькин А.С.Рабочая тетрадь по обществознанию. 5 класс: М.: «Экзамен», 2016.
5. Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. 5 класс: М.: «ВАКО», 2016.
Приложения
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1.
Родина | Чужбина (чужая сторона) |
Лапти | Футбольный мяч |
Матрешка | Эйфелева башня |
Хохлома | Цветок сакуры |
Балалайка | Слон |
Березка | Флаг Англии |
Кремль | Статуя Свободы |
Каравай | Пирамида Хеопса |
ЛАПТИ
СТАТУЯ СВОБОДЫ
ПИРАМИДА ХЕОПСА
МАТРЕШКА
ХОХЛОМА
БЕРЕЗКА
КАРАВАЙ
ФУТБОЛЬНЫЙ МЯЧ
ЭЙФЕЛЕВА БАШНЯ
КРЕМЛЬ
ЦВЕТОК САКУРЫ
БАЛАЛАЙКА
ФЛАГ АНГЛИИ
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3.
Район | Область | Республика | Автономный округ |
Автономная область | Субъекты федерации | Край | Город федерального значения |
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3.
Район | Область | Республика | Автономный округ |
Автономная область | Субъекты федерации | Край | Город федерального значения |
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3.
Район | Область | Республика | Автономный округ |
Автономная область | Субъекты федерации | Край | Город федерального значения |
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3.
Район | Область | Республика | Автономный округ |
Автономная область | Субъекты федерации | Край | Город федерального значения |
ПРИОЖЕНИЕ №4 . Выберите из перечня наименования народов, имеющих своё государство:
белорусы | карелы | русские | армяне |
уральцы | казахи | казаки | буряты |
сибиряки | узбеки | новгородцы | самарцы |
ПРИОЖЕНИЕ №4 . Выберите из перечня наименования народов, имеющих своё государство:
белорусы | карелы | русские | армяне |
уральцы | казахи | казаки | буряты |
сибиряки | узбеки | новгородцы | самарцы |
ПРИОЖЕНИЕ №4 . Выберите из перечня наименования народов, имеющих своё государство:
белорусы | карелы | русские | армяне |
уральцы | казахи | казаки | буряты |
сибиряки | узбеки | новгородцы | самарцы |
ПРИОЖЕНИЕ №4 . Выберите из перечня наименования народов, имеющих своё государство:
белорусы | карелы | русские | армяне |
уральцы | казахи | казаки | буряты |
сибиряки | узбеки | новгородцы | самарцы |
«Почему недостаточно только родиться в той или иной стране, чтобы считаться ее патриотом?»
«Почему недостаточно только родиться в той или иной стране, чтобы считаться ее патриотом?»
«Почему недостаточно только родиться в той или иной стране, чтобы считаться ее патриотом?»
«Почему недостаточно только родиться в той или иной стране, чтобы считаться ее патриотом?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ТЕМА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ: «Казнить нельзя помиловать. Пора бы наконец поставить запятую»»
Актуальность темы:вопрос об отмене смертной казни является актуальной проблемой не только в уголовном праве, но и в жизни вообще. Проблема смертной казни берёт своё начало из самых глубоких корней наш...
Конспект открытого урока по обществознанию в 9 классе "Конституция Российской Федерации"
Урок дает четкое представление о Конституции Российской Федерации как главном документе государства. Прослеживается исторический путь государства к этому документу.В разработке даны при...
Интегрированный открытый урок по обществознанию в 9 классе.
Интегрированный урок (традиционный, комбинированный) по обществознанию и грамматике нравственности в 9 классе (можно урок проводить и в 8 классе)....
Открытый урок по обществознанию в 9 классе по теме "Право".
Методические рекомендации...
Методическая разработка открытого урока по обществознанию. Тема урока: “Социальная сфера в ее многообразии”.
Методическая разработка открытого урока по обществознанию. Тема урока: “Социальная сфера в ее многообразии”. Урок обобщения и повторения раздела "Социальная сфера". Класс - 10....
Разработка открытого урока по обществознанию для 10 кл по теме "Качество личности предпринимателя" (урок из блочного модуля ОПД)
Разработка открытого урока по обществознанию для 10 кл по теме "Качество личности предпринимателя" (урок из блочного модуля ОПД)...
«Наша Родина – Россия». Открытый урок по обществознанию для учащихся 5 класса.
Открытый урок по обществознанию для учащихся 5 класса по теме: "Наша Родина - Россия".Цели: познакомить с понятием Родина; объяснить, что значит быть патриотом и по...