РП курс по внеурочной деятельности в 8 классах Финансовая грамотность
календарно-тематическое планирование по обществознанию (8 класс)
Целями изучения курса «Финансовая грамотность» выступают формирование активной жизненной позиции, развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведении в области экономических отношений в семье и обществе, приобретение опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_finansovaya_grammotnost_8_kl.docx | 57.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2 имени Исаевой Антонины Ивановны»
Рабочая программа
основной уровень обучения
Финансовая грамотность
по внеурочной деятельности в 8 классах
количество недель 34, количество часов в неделю 1 часа,
количество часов в год - 34 часов,
учителя: Абдуллиной Альбины Нагимовны
2022-2023 учебный год
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования сказано: «… в целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся предусмотрены учебные курсы, обеспечивающие различные интересы». Если под интересами подразумевать дальнейшую социализацию, то внеурочная деятельность предмету основы финансовой грамотности для 8 классов , поможет, на мой взгляд, решению таких задач, как:
- Развитие информационной и коммуникативной компетентности обучающихся.
- Расширение кругозора обучающихся, повышение мотивации к обучению, социализация обучающихся через самостоятельную деятельность.
- Стимулирование самостоятельности и креативности в решении образовательных задач.
Согласно государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Развитие образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2018 - 2025 годы и на период до 2030 года» конкурентоспособность, потенциал развития и инвестиционная привлекательность региона в условиях современной экономики в значительной степени определяются образованием. Для этого система образования округа должна постоянно обновляться как содержательно, так и организационно, быстро адаптироваться к запросам и требованиям динамично развивающейся экономики Югры. Рабочая программа по предмету основы финансовой грамотности для 8 классов составлена в соответствии с требованиями следующих документов:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования», утвержденного приказом МО РФ от 17.12.2010 г. № 1897.
- Учебная программа для общеобразовательных учреждений. Финансовая грамотность. 8-9 классы. Лавренова Е.Б., Рязанова О.И., Липсиц И. В. Вита-Пресс 2019 год.
Цели программы:
Целями изучения курса «Финансовая грамотность» выступают формирование активной жизненной позиции, развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведении в области экономических отношений в семье и обществе, приобретение опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
- ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
- Личностные планируемые результаты
- осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства;
- овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях; - участие в принятии решений о семейном бюджете.
- Метапредметные планируемые результаты
Познавательные:
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;
- формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты); - овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Регулятивные:
- понимание цели своих действий;
- планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;
- проявление познавательной и творческой инициативы;
- оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;
- адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.
Коммуникативные:
- составление текстов в устной и письменной формах;
- готовность слушать собеседника и вести диалог;
- готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
- умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;
- определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
- Предметные планируемые результаты
- понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи; понимание и правильное использование экономических терминов;
- освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых финансовых расчётов.
- приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;
- развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций, определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;
- развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.
- Система оценки достижения планируемых результатов
Критерии сформированности метапредметных планируемых результатов являются три блока универсальных действий:
- Регулятивные;
- Познавательные, в том числе смысловое чтение, формирование ИКТ-компетентности обучающихся, формирование экологического мышления;
- Коммуникативные.
Инструментарий оценки метапредметных результатов строиться на межпредметной основе. На финансовой грамотности: индивидуально-групповой проект – оценка регулятивных, коммуникативных универсальных учебных действий, а также частично познавательных. Индивидуально-групповой проект используется в рамках текущего контроля успеваемости и распределяется в течении года.
Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимися планируемых результатов по отдельным предметам, представленным в учебном плане. Для осуществления текущего контроля успеваемости по учебным предметам используются разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга: письменный тест, практическая работа, самостоятельная работа.
Промежуточная аттестация в форме защиты проекта.
Для текущего контроля в 8 классах применяются следующие формы: контрольное тестирование, лабораторно-практическая работа. Оценочные материалы представлены в приложении № 2.
- Организация проектной деятельности учащихся
Проектно-исследовательская деятельность учащихся является неотъемлемой частью учебного процесса. В основе проектно-исследовательской деятельности обучающихся лежит системно-деятельностный подход, как принцип организации образовательного процесса при реализации федеральных государственных образовательных стандартов.
Темы проектов предложены в приложении № 1
- СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Раздел 1. Управление денежными средствами семьи
Базовые понятия и знания: Эмиссия денег, денежная масса, покупательная способность денег, Центральный банк, структура доходов населения, структура доходов семьи, структура личных доходов, человеческий капитал, благосостояние семьи, контроль расходов семьи, семейный бюджет: профицит, дефицит, личный бюджет.
Знание того, каким именно образом в современной экономике осуществляется эмиссия денег; из чего состоит денежная масса; способов влияния государства на инфляцию; структуры доходов населения России и её изменений в конце XX – начале XXI в.; факторов, влияющих в России на размер доходов из различных источников; зависимости уровня благосостояния от структуры источников доходов семьи; статей семейного и личного бюджета; обязательных ежемесячных трат семьи и личных трат.
Личностные характеристики и установки:
Понимание: – того, что наличные деньги не единственная форма оплаты товаров и услуг;
– роли денег в экономике страны как важнейшего элемента рыночной экономики;
– влияния образования на последующую карьеру и соответственно на личные доходы;
– того, что бесконтрольная трата семейных доходов лишает семью возможности обеспечить устойчивость своего благосостояния и может привести к финансовым трудностям семьи;
– различий в структуре семейного бюджета расходов и её изменения в зависимости от возраста членов семьи и других факторов; необходимости планировать доходы и расходы семьи.
Умения: – пользоваться дебетовой картой;
– определять причины роста инфляции;
– рассчитывать личный и семейный доход;
– читать диаграммы, графики, иллюстрирующие структуру доходов населения или семьи; – различать личные расходы и расходы семьи;
– считать личные расходы и расходы семьи как в краткосрочном, так и в долгосрочном периодах;
– вести учёт доходов и расходов;
– развивать критическое мышление.
Компетенции: – устанавливать причинно-следственные связи между нормой инфляции и уровнем доходов семей;
– использовать различные источники для определения причин инфляции и её влияния на покупательную способность денег, имеющихся в наличии;
– определять и оценивать варианты повышения личного дохода;
– соотносить вклад в личное образование и последующий личный доход;
– сравнивать различные профессии и сферы занятости для оценки потенциала извлечения дохода и роста своего благосостояния на коротком и длительном жизненном горизонте;
– оценивать свои ежемесячные расходы;
– соотносить различные потребности и желания с точки зрения финансовых возможностей; – определять приоритетные траты; исходя из этого строить бюджет на краткосрочную и долгосрочную перспективы;
– осуществлять анализ бюджета и оптимизировать его для формирования сбережений. Раздел 2. Способы повышения семейного благосостояния
Базовые понятия и знания: Банк; инвестиционный фонд; страховая компания; финансовое планирование. Знание основных видов финансовых услуг и продуктов для физических лиц; знание возможных норм сбережения по этапам жизненного цикла.
Личностные характеристики и установки:
Понимание: – принципа хранения денег на банковском счёте;
–вариантов использования сбережения и инвестирования на разных стадиях жизненного цикла семьи;
– необходимости аккумулировать сбережения для будущих трат;
– возможных рисков при сбережении и инвестировании. Умения:
– рассчитать реальный банковский процент;
– рассчитать доходность банковского вклада и других операций;
– анализировать договоры; – отличать инвестиции от сбережений;
– сравнивать доходность инвестиционных продуктов. Компетенции:
– искать необходимую информацию на сайтах банков, страховых компаний и др. финансовых учреждений;
– оценивать необходимость использования различных финансовых инструментов для повышения благосостояния семьи; – откладывать деньги на определённые цели;
– выбирать рациональные схемы инвестирования семейных сбережений для обеспечения будущих крупных расходов семьи.
Раздел 3. Риски в мире денег
Базовые понятия и знания: Особые жизненные ситуации; социальные пособия; форс-мажор; страхование; виды страхования и страховых продуктов; финансовые риски; виды рисков. Знание видов различных особых жизненных ситуаций; способов государственной поддержки в случаях природных и техногенных катастроф и других форс-мажорных случаях; видов страхования; видов финансовых рисков: инфляция, девальвация, банкротство финансовых компаний, управляющих семейными сбережениями, финансовое мошенничество; представление о способах сокращения финансовых рисков.
Личностные характеристики и установки:
Понимание: – того, что при рождении детей структура расходов семьи изменяется;
– необходимости иметь финансовую подушку безопасности на случай чрезвычайных и кризисных жизненных ситуаций;
– возможности страхования жизни и семейного имущества для управления рисками; Понимание причин финансовых рисков:
– необходимости быть осторожным в финансовой сфере, необходимости проверять поступающую информацию из различных источников (из рекламы, от граждан, из учреждений).
Умения: – находить в Интернете сайты социальных служб, обращаться за помощью;
– читать договор страхования;
– рассчитывать ежемесячные платежи по страхованию;
– защитить личную информацию, в том числе в сети Интернет;
– пользоваться банковской картой с минимальным финансовым риском;
– соотносить риски и выгоды.
Компетенции: – оценивать последствия сложных жизненных ситуаций с точки зрения пересмотра структуры финансов семьи и личных финансов;
– оценивать предлагаемые варианты страхования;
– анализировать и оценивать финансовые риски;
– развивать критическое мышление по отношению к рекламным сообщениям;
– способность реально оценивать свои финансовые возможности.
Раздел 4. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем
Базовые понятия и знания: Банк; коммерческий банк; Центральный банк; бизнес; бизнесплан; источники финансирования; валюта; мировой валютный рынок; курс валюты. Знание видов операций, осуществляемых банками; необходимость наличия у банка лицензии для осуществления банковских операций; какие бывают источники для создания бизнеса и способы защиты от банкротства; иметь представление о структуре бизнес-плана: иметь представление об основных финансовых правилах ведения бизнеса; знать типы валют; иметь представление о том, как мировой валютный рынок влияет на валютный рынок России; знать, как определяются курсы валют в экономике России.
Личностные характеристики и установки:
Понимание: – устройства банковской системы:
– того, что вступление в отношения с банком должны осуществлять не спонтанно, под воздействием рекламы, а по действительной необходимости и со знанием способов взаимодействия;
– ответственности и рискованности занятия бизнесом; понимание трудностей, с которыми приходится сталкиваться при выборе такого рода карьеры;
– того, что для начала бизнес-деятельности необходимо получить специальное образование;
– того, от чего зависят курсы валют; понимание условия при которых семья может выиграть, размещая семейные сбережения в валюте.
Умения: – читать договор с банком;
– рассчитывать банковский процент и сумму выплат по вкладам;
– находить актуальную информацию на специальных сайтах, посвящённых созданию малого (в том числе семейного) бизнеса; рассчитывать издержки, доход, прибыль;
– переводить одну валюты в другую;
– находить информацию об изменениях курсов валют.
Компетенции: – оценивать необходимость использования банковских услуг для решения своих финансовых проблем и проблем семьи;
– выделять круг вопросов, которые надо обдумать при создании своего бизнеса, а также типы рисков, такому бизнесу угрожающие;
– оценивать необходимость наличия сбережений в валюте в зависимости от экономической ситуации в стране.
Раздел 5. Человек и государство: как они взаимодействуют
Базовые понятия и знания: Налоги; прямые и косвенные налоги; пошлины; сборы; пенсия; пенсионная система; пенсионные фонды. Знание основных видов налогов, взимаемых с физических и юридических лиц (базовые); способов уплаты налогов (лично и предприятием); общих принципов устройства пенсионной системы РФ; иметь представления о способах пенсионных накоплений Личностные характеристики и установки: Представление об ответственности налогоплательщика;
Понимание: – неотвратимости наказания (штрафов) за неуплату налогов и негативное влияние штрафов на семейный бюджет;
– того, что при планировании будущей пенсии необходимо не только полагаться на государственную пенсионную систему, но и создавать свои программы накопления средств и страхования на старость.
Умения: – считать сумму заплаченных налогов или сумму, которую необходимо заплатить в качестве налога;
– просчитывать, как изменения в структуре и размерах семейных доходов и имущества могут повлиять на величину подлежащих уплате налогов;
– находить актуальную информацию о пенсионной системе и накоплениях в сети Интернет. Компетенции: – осознавать гражданскую ответственность при уплате налогов;
– планировать расходы на уплату налогов;
– рассчитать и прогнозировать, как могут быть связаны величины сбережений на протяжении трудоспособного возраста и месячного дохода после окончания трудовой карьеры.
- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 класс
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов планируемое учителем | Контроль |
8 класс | 8 класс | ||
Раздел 1 | Управление денежными средствами семьи | 12 | |
Происхождение денег | 3 | ||
Источники денежных средств | 3 | ||
Контроль семейных расходов | 3 | ||
Построение семейного бюджета | 3 | ||
Раздел 2 | Способы повышения семейного благосостояния | 6 | |
Способы увеличения семейных доходов с использованием услуг финансовых организаций | 2 | ||
Финансовое планирование, как способ повышения благосостояния | 4 | ||
Раздел 3 | Риски в мире денег | 10 | |
Особые жизненные ситуации и как с ними справиться | 4 | ||
Риски в мире денег | 6 | ||
Раздел 4 | Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем | ||
Банки и их роль в жизни семьи | |||
Собственный бизнес | |||
Валюта в современном мире | |||
Раздел 5 | Человек и государство: как они взаимодействуют | ||
Налоги и их роль в жизни семьи | |||
Пенсионное обеспечение и финансовое благополучие в старости | |||
Осуществление проектной работы, проведение контроля | 5 | 5 | |
ИТОГО: | 34 | 5 |
Приложение № 1
Темы проектов по технологии для учащихся 8 классов.
1. | «Учимся финансовой грамотности на успехах и ошибках литературных героев» |
2. | «Мой первый бизнес-проект» |
3. | «История звонкой монеты» |
4. | «Сувенирный бизнес в Великом Новгороде»(сезонность и доходность) |
5. | «Денежные реформы в истории России» |
6. | «СМС-мошенничества» |
7. | «Финансовые пирамиды» |
8. | «Жизнь в кредит: за и против» |
9. | «Карманные деньги» |
10. | «Нумизматика»(коллекции монет Новгородского музея) |
11. | «Золотые монеты в истории династии Романовых» |
12. | «Памятные монеты России» |
13. | Тема «денег» в русской литературе |
14. | «История меценатства в России» |
15. | «Меценаты Великого Новгорода» |
16. | «Самые необычные налоги мира» |
17. | «Необычные виды страхования» |
18. | «История пенсий в России» |
19. | «С миру по нитке: памятники, посвященные деньгам» |
20. | «Стиль банковского сотрудника» |
21. | «Банковский этикет» |
21. | «Анализ банковских услуг населению Великого Новгорода» |
23. | «Способы защиты российской банкноты» |
24. | «Киберугрозы в банковской сфере» |
25. | «Князь Иван Калита первый финансист Древней Руси» |
26. | «10 новых профессий в финансовой сфере» |
27. | «Стиль банковского сотрудника: одежда, макияж, маникюр, парфюм» |
28. | «Какими будут банки будущего» |
29. | «Самые дорогие монеты мира» |
31. | «Города России на банкнотах разного достоинства» |
32. | «Деньги в Древней Руси» |
33. | Тема «Денег в музыкальной культуре запада и России» |
34. | «Самые известные финансовые мошенники в истории» |
35. | «Самые необычные деньги в мире» |
36. | Тема «Денег в живописи» |
37. | «Формирование имиджа банка» |
38. | «Достопримечательности на купюрах» |
39. | «Казнь через казну» |
40. | «Детские сказки о деньгах и торговле» |
41. | «В мире профессий: Финансовый директор |
42. | «Банковский этикет» |
43. | «Стиль банковского сотрудника» |
44. | «Денежная роль золота в истории человечества» |
45. | «Золотые монеты в истории династии Романовых» |
46. | «История бумажных денег в Царской России» |
47. | «Портреты на деньгах» |
48. | «История появления векселя» |
49. | «История благотворительности в России» |
50. | «Семь веков в истории Казначейства в России» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "В мире финансовой грамотности"(направление личностного развития),7 класс
«В мире финансовой грамотности» является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся 7 классов в сфере экономики семьи.Основные содержательные линии курса:-...
Рабочая программа внеурочной деятельности по основам финансовой грамотности 7 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности по основам финансовой грамотности 7 класс. Рассчитана на первое полугодие объемом 34 часа...
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Объединение «Основы финансовой грамотности» основное общее образование, 5 класс 2020-2021учебный год
Рабочая программа по финансовой грамотности для 5 класса...
Рабочая программа внеурочной деятельности "По ступеням финансовой грамотности"
Согласно федеральным государственным образовательным стандартам в начальной, основной и старшей школе экономическое образование реализуется как составляющая базовых учебных предметов и как одно из нап...
Рабочая программа внеурочной деятельности "По ступеням финансовой грамотности" (7 класс)
Согласно федеральным государственным образовательным стандартам в начальной, основной и старшей школе экономическое образование реализуется как составляющая базовых учебных предметов и как одно из нап...
Календарно- тематическое планирование во внеурочной деятельности, 6 класс, читательская грамотность на 2024 - 2025 учебный год
Данное КТП предназначено для 6 класса по читательской грамотности во внеурочное время, 2024-2025 учебный год....
Календарно- тематическое планирование во внеурочной деятельности, 5 класс, читательская грамотность на 2024 - 2025 учебный год
КТП по внеурочной деятельности по читательской грамотности на 2024-2025 учебный год...