Открытый урок по обществознанию в 6 классе «Человек в группе».
план-конспект урока по обществознанию (6 класс)

Казначеев Сергей Григорьевич

Методическая разработка урока по обществознанию в 6 классе с применением функциональной грамотности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_otkrytogo_uroka.docx72.53 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по обществознанию 6 класс.

Тема: «Человек в группе».

I. Мотивация к учебной деятельности.

-Здравствуйте ребята. Сегодня у нас урок обществознания, думаю, что мы с вами хорошо поработаем: вы покажите свои знания и умения. А я постараюсь вам дать новые, нужные знания которые я надеюсь пригодятся не только на уроке но и в жизни. Желаю всем нам удачи!

II. Актуализация ранее изученного. 

- На предыдущих уроках мы начали изучение новой большой темы. Напомните, как она называлась?   (Человек среди людей).

- Ребята, а что вы уже знаете по этой теме? Давайте проверим домашнее задание.

  1. Что такое  межличностные отношения? ( Межличностные отношения -  взаимосвязи между людьми в процессе совместной деятельности и общения).
  2. Чем может быть вызвана симпатия и антипатия? (Симпатия – это внутреннее расположение, одобрительное, эмоциональное отношение человека к другим людям). ( Антипатия – чувство неприязни, нерасположения). Н-р Я испытываю симпатию к..Н-р я испытываю антипатию  к трусам)
  3. Приведите примеры деловых и личных отношений.
  4.  Может ли человек прожить без межличностных отношений? Приведите аргументы за и против.

  1. Иван – директор  в крупной компании. Он регулярно в рабочие дни проводит встречи с партнёрами, но по выходным встречается с друзьями, чтобы провести время в кафе или на прогулке за городом. Сравните две формы межличностных взаимоотношений: официальные и неофициальные. Подумайте и назовите порядковые номера черт сходства и порядковые номера черт различия.

 

1) обмен информацией между людьми

2) сознательное управление ходом взаимодействия между участниками

3) наличие личных и социально значимых целей

4) личная симпатия – основа для возникновения общения

 

Черты сходства

Черты отличия

- Молодцы!

III. Изучение нового материала.

- Для того чтобы определить тему урока я предлагаю вам собрать рисунки.

Что вы увидели на этих рисунках? ( На рисунках мы увидели коллектив, группу людей)

Внимание на экран.

  • Почему люди в древности не могли жить в одиночку? ( Жизнь человека была полна опасностей. Нужно было добывать пищу, защищаться от диких животных. Всё это можно было сделать только сообща).
  • В какие группы они объединялись? (Человеческое стадо, род, племя).

- Итак, вы, наверное, догадались, какую тему мы будем сегодня изучать? Назовите пожалуйста  тему нашего  урока (Человек в группе).

- Действительно, вы правы.

- Предположите, о чем мы будем говорить? На какие вопросы нам предстоит ответить?

 Тему Человек в группе мы будем изучать в течении 2 уроков. Сегодня мы рассмотрим следующие вопросы:

  • Что такое группа?
  • Какие бывают группы
  • Группы, которые мы выбираем
  • Что можно и чего нельзя и что за это бывает.

- Хочу обратить внимание на следующий вопрос:

- Почему люди объединяются в группы? Ведь современные люди не сталкиваются с такими опасностями, как первобытные люди.

-Что дает человеку группа?  Этот вопрос проблемный. К нему мы вернёмся в конце урока.

Введение в новый материал

- Вот вы ребята являетесь группой?

Да верно, вы являетесь частью одной малой группы — класса. Как вы чувствуете себя в данной группе? Кто и как влияет на вас? Об этом и пойдет речь дальше на нашем уроке.

- Так что же такое группа, используя материалы параграфа 7 стр. 58-59 дайте определение данному понятию. Вы должны внимательно прочитав материал учебника сформулировать понятие группа.

Группа – это коллектив людей, которых связывают общие цели, интересы, деятельность. 

ГРУППА - относительно устойчивая совокупность людей, находящихся во взаимодействии и объединенных общими интересами и целями.

  • Какие бывают группы.
  • Группы, которые мы выбираем

Работаем в группах.  

1 группа. Задание. Прочтите текст пар. 7 стр. 58-59, пункт «Какие бывают группы», составьте схему «Виды групп»  (ответ: семья, городские жители, сельские жители, школьный класс, спортивная секция, кружки, клубы, спортивные команды, профессиональные группы, народ)

2 группа  Задание. Группы, которые мы выбираем

Как же мы попадаем в группы?

Задание: работая с п. 2 § 7 на с. 59—60 учебника, определите пути формирования групп, охарактеризуйте этот процесс. Работу оформите наглядно, в виде схемы.

- Другой распространённой классификацией социальных групп является деление на формальные и неформальные. Формальные группы формируются целенаправленно, обладают официальным статусом и регулируются системой норм, правил, законов. Например, ваш класс. Вхождение человека в состав формальной социальной группы не всегда добровольное.

Неформальная группа возникает стихийно, не имеет официального статуса, регулируется системой норм и правил, выработанных внутри группы. Круг друзей будет является примером такой социальной группы.

-Таким образом, сейчас мы выяснили, какие бывают группы. Обратите внимание на экран.

  1. По количеству: большие и малые
  2. По ведущей деятельности: учебные, трудовые, спортивные
  3. По месту жительства: городские, сельские
  4.  По профессии: врачи, учителя, инженеры
  5. По времени существования: временные, постоянные, кратковременные, долговременные
  6. По характеру отношений: формальные и неформальные.

- Это далеко не все критерии, по которым  можно выделить виды групп. А теперь подумайте, пожалуйста, а к какому виду групп относитесь вы?

По количеству:  малая.

По виду деятельности: учебная.

По виду жительства: сельская.

По времени: долговременная.

По характеру отношений: формальная.

Какой можно сделать вывод?

Вывод: Человек с момента рождения принадлежит к социальной группе

Групп, объединяющих людей множество.

У каждой группы есть общее дело и общая цель.

  - В начале урока я просила вас разделиться на группы.

- Исходя из чего вы разделились? Ответы учащихся

- Как вы считаете, от чего зависит количество групп?

( Количество групп зависит от интересов и видов деятельности людей).

- Как вы думаете, чего больше количество групп или количество людей,  составляющих общество? (больше групп, т.к. один человек может входить в несколько групп одновременно).

Что можно и чего нельзя и что за это бывает. 

- Каждая группа живёт по своим правилам,  и эти правила отличают данную группу от других. Когда человек вступает в новую группу первое время ему приходиться очень не просто соблюдать правила. В любой группе есть нормы и санкции.

 Что же такое нормы и санкции?

Задание.

-  Найдите в тексте учебника на стр. 61-63 значение понятий: нормы и санкции.

- Что такое нормы?

Нормы – это правила, по которым живёт группа. 

Правильно, эти нормы еще называют групповыми нормами. Если бы не было групповых норм, трудно было бы добиваться цели, стало бы невыполнимым дело, за которое группа берется.

-А что такое санкция?

Санкции -  это различные способы порицания (наказания) и поощрения (поддержки).

- Какую функцию выполняют санкции? (ответ: санкции являются охранниками групповых норм).

- У учеников твоего класса есть общие правила? Если есть, в чем они заключаются?

Вывод: За нарушение правил человека могут исключить из группы.

Ответственность за собственное поведение человека в любой группе всегда лежит на нем.

Неприязнь и ненависть к другим людям мешают общению и разрушают личность человека.

 В вашем классе недавно появился новый ученик.  Как вы думаете легко ли было ему войти в ваш коллектив? Я предлагаю вам выполнить комплексное задание которое называется «Новичок в классе». (Задание по функциональной грамотности)

Комплексное задание «Новичок в классе» (4 задания).

Новичок в классе

В жизни случается всякое. Иногда кто-то переезжает и приходит в новый класс. Как вы думаете, это легко – прийти в класс, где все друг друга хорошо знают, а ты не знаешь никого, ты – новенький? Приходилось ли вам быть в этой роли? А принимать в класс новенького? Как можно помочь новенькому влиться в коллектив?

Проявите внимание, заботу и воображение!

Успехов!

  1. Подумайте, почему новичку поначалу может быть трудно влиться в коллектив. Что может мешать? Чего не хватать?

Запишите коротко 2 разные причины.

Причина 1:          

Причина 2:          

 

  1. Подумайте и запишите 2 разные идеи о том, как можно помочь новичку влиться в ваш коллектив.

Постарайтесь предложить такие идеи, которые действительно могут помочь и которые придут в голову не каждому.

Идея 1:          

Идея 2:          

  1. Прочтите идеи, предложенные шестиклассниками.

Отметьте знаком  идею, которая лучше всего поможет новичку влиться в ваш коллектив. Постарайтесь выбрать такую идею, которая действительно может помочь и которая придёт в голову не каждому.

1. Нужно помогать тем, кому нужна помощь.

2. Нужно узнать, когда у кого день рождения.

3. Можно чем-то поделиться.

4. Пойти смело первым познакомиться, а потом познакомить с ним весь класс.

5. Пригласить новичка после школы поиграть в футбол.

6. Подарить всем, и новенькому тоже, необычные подарки.

7. Посадить к нему самого умного ученика или ученицу.

8. Рассказать о своих хороших качествах, сказать, что я хорошо разбираюсь в чём-то и что я самый сильный и умный.

        ___________________________________________________

  1. Ваш друг решил, что с новеньким надо познакомиться и предложить ему что-то сделать вместе. Он придумал начало разговора:

Привет! Меня зовут Андрей, а тебя?

Помоги своему другу продолжить знакомство с новеньким и предложить ему что-то интересное.

Продолжение начатого разговора:          

А сейчас пришло время вернуться к нашему проблемному вопросу: - Почему люди объединяются в группы?— Что дает человеку группа?  Приведите примеры.

Участником каких групп являетесь вы?

VI Итог урока.

- Итак, подведём итоги.

- Что такое группа? ((Группа – относительно устойчивая совокупность людей, находящихся во взаимодействии и объединенных общими интересами и целями.)

Рефлексия.

- Что нового узнали на уроке? ( Мы узнали, что такое группа, какие бывают группы).

 (Узнали, что есть группы, которые мы выбираем и которые нас выбирают)

- А сегодня на уроке мы были группой? 

Важно ощущать себя частью чего-то большего, чем ты сам – частью школы, семьи, класса.

Предлагаю, продолжите фразы: «Я друг своих одноклассников, потому что …», «Я один из учащихся нашей школы потому, что …», «Я гражданин России, потому что …».

Спасибо вам ребята за урок. А теперь оценим вашу работу.

Домашнее задание: параграф 7, подготовить устно ответы на вопросы из рубрики «Проверим себя» Письменно объяснить выражение «Один в поле не воин»  или нарисовать рисунок на тему «Человек в группе».

Работа в группах

Задание для 1 группы.

Прочтите текст пар. 7 стр. 58-59, пункт «Какие бывают группы», составьте схему «Виды групп»  

«Виды групп»

Работа в группах

Задание для 2 группы.

Группы, которые мы выбираем

Как же мы попадаем в группы?

  • Задание: работая с п. 2 § 7 на с. 59—60 учебника, определите пути формирования групп, охарактеризуйте этот процесс. Работу оформите наглядно, в виде схемы.
  • (Во время выполнения задания составляется схема.)

https://fsd.multiurok.ru/html/2019/06/17/s_5d077c1c0b927/1174514_3.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по обществознанию 8 класс

Тема «Что такое человек?» Цели:  закрепить знания учащихся, полученные при изучении данной темы;            продолжить работу по формир...

Открытый урок по биологии 8 класс "Человек и его здоровье"

Цель: выяснить уровень и глубину знаний, полученных при изучении курса биологии 8 класса «Человек»; продолжить воспитание у детей чувства товарищества, взаимовыручки; развивать навыки не стандартного ...

конспект открытого урока по обществознанию 11 класс Семья в современном обществе

Данный урок практического варианта , личностно-ориентированный....

Конспект урока по обществознанию 6 класс "Человек-личность"

Конспект урока по обществознанию 6 класс "Человек-личность"...

План урока по обществознанию 8 класс Человек, природа, общество.

разработка урока по обществознанию в 8 классе...

Открытый урок по обществознанию 5 класс "Гражданин России"

урок, посвящённый формированию представлений у обучающихся как о достойных гражданах России...