РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ « КОНСУЛЬТАЦИИ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ»
рабочая программа по обществознанию (11 класс)
Рабочая программа внеурочной деятельности «Консультации по обществознанию» (11 класс) составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом СОО образования на основе образовательной программы среднего общего образования а также программой воспитания школы, что позволяет решать такие задачи как:
· формирование навыков научно-интеллектуального труда; развитие культуры логического, алгоритмического и критического мышления, воображения;
· формирование первоначального опыта практической деятельности;
· овладение навыками универсальных учебных действий у обучающихся на ступени общего среднего образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soo_vneuroch_konsultatsii_po_obshchestvoznaniyu.docx | 26.51 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «ШКОЛА № 37»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
« КОНСУЛЬТАЦИИ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ»
СРЕДНЕЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Москва, 2022
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Консультации по обществознанию» (11 класс) составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом СОО образования на основе образовательной программы среднего общего образования а также программой воспитания школы, что позволяет решать такие задачи как:
∙ формирование навыков научно-интеллектуального труда; развитие культуры логического, алгоритмического и критического мышления, воображения;
∙ формирование первоначального опыта практической деятельности;
∙ овладение навыками универсальных учебных действий у обучающихся на ступени общего среднего образования
Программа по внеурочной деятельности рассчитана на 1 год обучения (11 класс). Объем всего курса составляет 34 часа.
Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты освоения программы должны отражать:
- гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
- навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно- исследовательской, проектной и других видах деятельности;
- нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности.
Метапредметные результаты освоения обществознания должны отражать:
- умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
- готовность и способность к самостоятельной информационно- познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников.
Предметные результаты
1) сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;
2) владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;
3) владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;
4) сформированность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;
5) сформированность представлений о методах познания социальных явлений и процессов;
6) владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;
7) сформированность навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития.
8) сформированность мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, российской гражданской идентичности, поликультурности, толерантности, приверженности ценностям, закреплённым Конституцией Российской Федерации;
9) понимание роли России в многообразном, быстро меняющемся глобальном мире;
10) сформированность навыков критического мышления, анализа и синтеза, умений оценивать и сопоставлять методы исследования, характерные для общественных наук;
11) формирование целостного восприятия всего спектра природных, экономических, социальных реалий;
12) сформированность умений обобщать, анализировать и оценивать информацию: теории, концепции, факты, имеющие отношение к общественному развитию и роли личности в нём, с целью проверки гипотез и интерпретации данных различных источников;
13) владение знаниями о многообразии взглядов и теорий по тематике общественных наук.
Содержание программы
- Актуальные вопросы содержания курса
- Содержательные линии «Человек и общество»: ключевые понятия и трудные вопросы.
Трудные вопросы. Общество как динамическая система (распознавание признаков и проявлений динамизма и системности). Проблема общественного прогресса (понимание свойств). Целостность современного мира, его противоречия (понимание основных тенденций развития современного мира). Культура и духовная жизнь (социальные функции, тенденции развития). Мораль, ее основные категории.
Тренинг по выполнению заданий части 1и части 2 данных содержательных линий
- Проблемы изучения конкретных разделов и тем в содержательных линиях «Человек. Познание».
Сложные теоретические вопросы. Человек как индивид, индивидуальность, личность. Деятельность человека (определение значения понятий и их контекстное использование, анализ примеров и ситуаций, формулирование собственных суждений и аргументов). Социализация личности (определение признаков понятия, оценка суждений, решение проблемных задач). Научное познание (распознавание методов научного знания, анализ научной информации).
Тренинг по выполнению заданий 1 и 2 по данным содержательным линиям.
- «Социальные отношения»: обзор основных позиций, сложные вопросы.
Сложные вопросы. Характеристика понятия «социальный конфликт». Оценка различных суждений о неравенстве и социальной стратификации. Оценка суждений о социальных ролях с позиции общественных наук.
Модели заданий части 1 и части 2 по содержательной линии и тренинг по выполнению заданий.
- Актуальные проблемы изучения содержательной линии «Экономика».
Сложные теоретические вопросы Экономические системы. Рыночный механизм. Измерители экономической деятельности.. Экономический рост и развитие. Роль государства в экономике Акции, облигации и другие ценные бумаги. Деньги. Финансовые институты. Виды налогов. Мировая экономика: внешняя торговля, международная финансовая система.
Модели заданий части 1 и части 2 и тренинг по выполнению заданий 1 и 2 данной содержательной линии.
- Содержательная линия «Политика»: систематизация знаний учащихся при изучении основных теоретических вопросов.
Сложные теоретические вопросы. Характеристика понятий «политический процесс», «политический институт», «парламентаризм», функционирование «гражданского общества». Раскрытие понимания политических явлений на конкретных примерах, обоснование собственных суждений с привлечением теоретического содержания и примеров из истории и социальной практики.
Модели заданий части 1 и части 2 по данному содержательному блоку. Тренинг по выполнению заданий 1 и 2 по данному содержательному блоку.
1.6 Содержательная линия «Политика»: систематизация знаний учащихся при изучении основных теоретических вопросов.
Сложные теоретические вопросы. Характеристика понятий
«политический процесс», «политический институт», «парламентаризм», функционирование «гражданского общества». Раскрытие понимания политических явлений на конкретных примерах, обоснование собственных суждений с привлечением теоретического содержания и примеров из истории и социальной практики.
Модели заданий части 1 и части 2 по данному содержательному блоку.
Тренинг по выполнению заданий 1 и 2 по данному содержательному блоку.
1.7 «Право»: основные теоретические положения содержательной линии и проблемные вопросы.
Проблемные вопросы. Правоотношения. Система права. Правовые акты.
Международное гуманитарное право.
Модели заданий части 1 и части 2 и тренинг по выполнению заданий 1 и 2 по данному содержательному блоку.
- Элементы обществоведческой подготовки
2.1 Основные модели заданий части 1 и части 2 и проверяемые умения. Промежуточный контроль по выполнению заданий 1 и 2 .
Выполнение учащимися письменной работы в тестовой форме. Анализ выполнения заданий закрытого типа части 1: на распознавание признаков понятий, характерных черт социального объекта; сравнение социальных объектов, соотнесение обществоведческих знаний с отражающими их социальными реалиями, анализ двух суждений на предмет их истинности. Анализ выполнения заданий части 2 с открытым кратким ответом: на завершение логических схем, таблиц, установление соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; выбор позиций из приведенного перечня, различение в социальной информации фактов и мнений, аргументов и выводов, применение обществоведческих понятий в заданном контексте.
2.2 Общая характеристика заданий части 2. Особенности заданий 21-24.
21-24 - составное задание с фрагментом текста: общая характеристика задания. Виды документов по содержанию, составу, объему. Основные модели заданий и проверяемые аналитические умения в процессе работы с документом. Типичные ошибки, алгоритм работы ученика. Развитие умений: извлекать информацию из источника, анализировать и интерпретировать информацию из документа, привлекать дополнительные знания по курсу, анализировать авторскую позицию.
2.3 Специфика заданий 25.-28.
25. – задание на понимание и применение теоретических понятий в заданном контексте. Особенности выполнения заданий, модели заданий, типичные ошибки, алгоритм работы ученика. Формирование умений применять обществоведческие понятия в заданном контексте.
26. – задание, требующее конкретизации теоретических положений с помощью примеров социальной жизни. Особенности заданий данного типа, основные модели заданий, типичные ошибки учащихся. Формирование умений учащихся раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук и приводить примеры определенных общественных явлений.
27.– задание-задача, требующая анализа представленной информации, в том числе статистической и графической. Разновидности заданий по содержанию условия и характеру вопросов-требований, особенности выполнения учащимися познавательных задач по обществознанию. Развитие умений учащихся применять социально- гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества.
- Мини-сочинение как творческая работа
29. Мини-сочинение - альтернативное задание на формулирование суждений и аргументов по определенным проблемам на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний. Условия выбора темы мини-сочинения учащимися. Типичные ошибки учащихся при раскрытии смысла афористичного высказывания или заложенной в высказывании проблемы; при аргументации собственной позиции. Общий алгоритм работы ученика при написании творческой. Система оценивания задания.
- Итоговое повторение
Формы организации занятий
Основные формы организации работы: фронтальная и индивидуальная.
Как дополнительные используются также групповая и парная формы работы.
В работе используются:
• проблемный метод преподавания;
• уроки – лекции, комбинированные уроки
• практические занятия;
• мультимедийный материал: лекции, отрывки из кинофильмов, презентации, анимированные презентации.
Тематическое планирование курса внеурочной деятельности
№ | Тема занятия | Количество часов | Форма проведения | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы | |
1 | Введение | 1 | Беседа | - | |
2 | Человек, общество, познание, духовная жизнь | 1 | Лекция | https://resh.edu.ru/subject/24/10/ | |
3 | Выбор позиций из списка. Человек и общество | 1 | Практическое занятие | ||
4 | Экономика | 1 | Лекция | https://resh.edu.ru/subject/24/11/ | |
5 | Экономика | 1 | Лекция | https://resh.edu.ru/subject/24/11/ | |
6 | Экономика: задания на анализ графической информации | 1 | Комбинированный урок | ||
7 | Экономика: анализ суждений | 1 | Практическое занятие | ||
8 | Выбор позиций из списка. Экономика | 1 | Практическое занятие | ||
9 | Социальные отношения | 1 | Лекция | https://resh.edu.ru/subject/24/10/ | |
10 | Социальные отношения: анализ суждений | 1 | Практическое занятие | ||
11 | Выбор позиций из списка. Социальные отношения | 1 | Практическое занятие | ||
12 | Политика | 1 | Лекция | https://resh.edu.ru/subject/24/11/ | |
13 | Политика | 1 | Лекция | https://resh.edu.ru/subject/24/11/ | |
14 | Выбор позиций из списка. Политика | 1 | Практическое занятие | ||
15 | Право | 1 | Лекция | https://resh.edu.ru/subject/24/10/ | |
16 | Право | 1 | Лекция | https://resh.edu.ru/subject/24/10/ | |
17 | Анализ схем и таблиц | 1 | Комбинированный урок | ||
18 | Выбор обобщающего понятия | 1 | Практическое занятие | ||
19 | Соотнесение видовых понятий с родовыми | 1 | Практическое занятие | ||
20 | Классификация путем установления соответствия | 1 | Практическое занятие | ||
21 | Дифференциация в социальной информации фактов и мнений | 1 | Практическое занятие | ||
22 | Определение терминов и понятий, соответствующих контексту | 1 | Практическое занятие | ||
23 | Задания на анализ источников | 1 | Практическое занятие | ||
24 | Задания на анализ источников | 1 | Комбинированный урок | ||
25 | Задания на анализ источников | 1 | Практическое занятие | ||
26 | Задания на анализ источников | 1 | Практическое занятие | ||
27 | Определение признаков, явлений и понятий по контексту | 1 | Практическое занятие | ||
28 | Раскрытие теоретических положений на примерах | 1 | Комбинированный урок | ||
29 | Составление плана по определенной теме | 1 | Комбинированный урок | ||
30 | Составление плана по определенной теме | 1 | Практическое занятие | ||
31 | Мини-сочинение | 1 | Комбинированный урок | ||
32 | Мини-сочинение | 1 | Практическое занятие | ||
33 | Итоговое повторение | 1 | Практическое занятие; беседа | ||
34 | Резерв | 1 | - | - | |
34 часа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности «Практикум по обществознанию» 11 класс
Программа предназначена для обучающихся 11 классов, мотивированных на сдачу ЕГЭ по обществознанию и рассчитана на 34 часа...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Актуальные вопросы обществознания" 7 класс
Программа по курсу «Вопросы современного обществознания» для 7 классов составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:- Федеральный закон «Об образовании в Российской ...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Сложные вопросы обществознания" 9 класс
Данный курс предназначен для подготовки обучающихся 9-х классов к ОГЭ в новой форме. В условиях реформирования российской системы образования актуальной стала проблема подготовки учащихся к новой форм...
Рабочая программа внеурочной деятельности " Актуальные вопросы обществознания"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Актуальные вопросы обществознания"...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Актуальные вопросы обществознания" 10 кл
Рабочая программа внеурочной деятельности "Актуальные вопросы обществознания" 10 кл...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Актуальные вопросы обществознания" 10 кл
Рабочая программа внеурочной деятельности "Актуальные вопросы обществознания" 10 кл...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Консультации по математике: просто о сложном".
Рабочая программа.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"30504244","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...