Рабочая программа внеурочной деятельности "Консультации по математике: просто о сложном".
рабочая программа
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа основного общего образования для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью по курсу внеурочной деятельности «Консультации по математике: просто о сложном» предназначена для учащихся 5 - 7 классов испытывающих затруднения в освоении предмета.
Программа рассчитана на учащихся, имеющих специфическое расстройство психического, психологического развития, а также учитывает следующие психические особенности детей: неустойчивое внимание, малый объём памяти, неточность и затруднение при воспроизведении материала, несформированность мыслительных операций анализа; синтеза, сравнения, обобщения, нарушения речи. Для детей данной группы характерны слабость нервных процессов, нарушения внимания, быстрая утомляемость и сниженная работоспособность.
Курс рассчитан на 3 года обучения, со следующим распределением часов по годам обучения / классам:
1-й год обучения / 5 класс 34 часа; 2-й год обучения / 6 класс 34 часа; 2-й год обучения / 7 класс 34 часа;
На реализацию курса внеурочной деятельности отводится 1 час в неделю. Продолжительность занятия 40 минут.
Главными задачами реализации курса внеурочной деятельности «Консультации по математике» являются:
- развивать логическое и творческое мышление, интеллект обучающихся;
- расширять кругозор обучающихся;
- повышать степень вовлеченности обучающихся в учебно-творческую деятельность;
- пробуждать активность познавательных интересов;
- повышать математическую культуру учащихся.
Коррекционно -развивающие задачи:
При изучении данного курса решаются следующие коррекционно-развивающие задачи:
- расширение кругозора обучающихся;
- повышение их адаптивных возможностей благодаря улучшению социальной ориентировки;
- обогащение жизненного опыта детей путем организации непосредственных наблюдений в природе и обществе, в процессе предметно-практической и продуктивной деятельности;
- систематизация знаний и представлений, способствующая повышению интеллектуальной активности учащихся и лучшему усвоению учебного материала по другим учебным дисциплинам;
- уточнение, расширение и активизация лексического запаса, развитие устной монологической речи;
- улучшение зрительного восприятия, зрительной и словесной памяти, активизация познавательной деятельности;
- активизация умственной деятельности (навыков планомерного и соотносительного анализа, практической группировки и обобщения, словесной классификации изучаемых предметов из ближайшего окружения ученика).
Ввиду психологических особенностей детей с ОВЗ, с целью усиления практической направленности обучения проводится коррекционная работа, которая включает следующие направления:
Коррекция отдельных сторон психической деятельности: коррекция –развитие восприятия, представлений, ощущений; коррекция –развитие памяти; коррекция – развитие внимания; формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); развитие пространственных представлений и ориентации; развитие представлений о времени.
Развитие различных видов мышления: развитие наглядно-образного мышления; развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
Развитие основных мыслительных операций: развитие умения сравнивать, анализировать; развитие умения выделять сходство и различие понятий; умение работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму; умение планировать деятельность.
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы: развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца; формирование умения преодолевать трудности; воспитание самостоятельности принятия решения; формирование адекватности чувств; формирование устойчивой и адекватной самооценки; формирование умения анализировать свою деятельность; воспитание правильного отношения к критике.
Коррекция –развитие речи: развитие фонематического восприятия; коррекция нарушений устной и письменной речи; коррекция монологической речи; коррекция диалогической речи; развитие лексико-грамматических средств языка; расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Основные подходы к организации учебного процесса для детей с ОВЗ:
- подбор заданий, максимально возбуждающих активность ребенка, пробуждающие у него потребность в познавательной деятельности, требующих разнообразной деятельности;
- приспособление темпа изучения учебного материала и методов обучения к уровню развития детей с ОВЗ;
- индивидуальный подход;
- повторное объяснение учебного материала и подбор дополнительных заданий;
- постоянное использование наглядности, наводящих вопросов, аналогий;
- использование поощрений, повышение самооценки ребенка, укрепление в нем веры в свои силы;
- поэтапное обобщение проделанной на уроке работы;
- использование заданий с опорой на образцы, доступных инструкций, памяток.
Технологии, используемые в обучении:
- Технология проблемного обучения;
- ИКТ-технологии;
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса1
ФГОС основного общего образования устанавливает требования к результатам освоения учебного материала
- личностным;
- метапредметным;
- предметным.
В таблице 1 представлены планируемые результаты – личностные и метапредметные по курсу внеурочной деятельности «Консультации по математике».
Таблица 1
Планируемые личностные и метапредметные результаты освоения учебного
предмета, курса
Планируемые результаты | |
Личностные | Метапредметные |
индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
−коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности; −критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта; −креативность мышления,
| – самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;
самостоятельно;
строить логически обоснованное рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей;
|
Содержание внеурочной деятельности
«Консультации по математике: просто о сложном», 5 класс
Наименование раздела | Учебный материал |
1.Линии | 1. Виды линий. Длина линии. Окружность и круг. |
2.Натуральные числа | 1. Натуральный ряд. Сравнение натуральных чисел. Округление натуральных чисел. |
3. Действия с натуральными числами |
|
4. Использование свойств действий |
|
5. Углы и многоугольники | 1. Виды углов. Измерение углов. Многоугольники. Вычисление периметра многоугольников. |
6. Делимость чисел | 1. Делители и кратные. Признаки делимости. Деление с остатком. |
7. Треугольники и четырехугольники | 1. Треугольники. Виды треугольников. Прямоугольники. Равенство фигур. Нахождение площадей фигур. |
8. Дроби |
|
9. Действия с дробями |
Сложение и вычитание смешанных дробей.
|
10. Многогранники | Параллелепипед, куб. Элементы параллелепипеда, куба. Объём прямоугольного параллелепипеда. |
11. Таблицы и диаграммы | Таблицы и диаграммы. |
Содержание внеурочной деятельности
«Консультации по математике: просто о сложном», 6 класс
Наименование раздела | Учебный материал |
1. Дроби и проценты |
|
2. Десятичные дроби | 1. Десятичные дроби. Переход к десятичной записи. Сравнение и упорядочивание десятичных дробей. Сравнение обыкновенной дроби и десятичной. |
3. Действия с десятичными дробями |
|
4. Выражения, формулы, уравнения | 1. Буквенные и числовые выражения, что такое уравнение. |
5. Целые числа |
|
6. Рациональные числа |
|
7. Многоугольники и многогранники | 1. Многоугольники и многогранники. |
8. Множества. Комбинаторика. |
|
Содержание внеурочной деятельности
«Консультации по математике: просто о сложном», 7 класс
Наименование раздела | Учебный материал |
1. Математические выражения | 1. Числовые выражения. Равенства. Формулы. |
2. Начальные геометрические сведения | 1. Начальные геометрические сведения. |
3. Уравнения с одним неизвестным | 1. Решение линейных уравнений, сводящихся к линейным. Решение задач с помощью уравнений. |
4. Треугольники |
|
5. Одночлены и многочлены |
|
6. Параллельные прямые | 1. Признаки параллельности двух прямых. |
7. Разложение многочленов на множители |
|
8. Соотношения между сторонами и углами треугольника | 1. Прямоугольные треугольники. |
9. дроби | 1. Дробь. Сокращение дробей. Приведение дробей к общему знаменателю. Совместные действия с дробями. |
10. Линейная функция и ее график | 1. Функция и её график. |
11. Системы двух уравнений с двумя неизвестными |
|
Календарно - тематическое планирование
5 класс
№п/п | Тема | Кол-во часов по плану |
1. | Виды линий. Длина линии. Окружность и круг. | 2 |
2. | Натуральный ряд. Сравнение натуральных чисел. Округление натуральных чисел. | 2 |
3. | Сложение и вычитание натуральных чисел. Умножение и деление. Порядок действий в выражениях. | 2 |
4. | Вычисление числовых выражений. | 2 |
5. | Задачи на движение. Задачи на движение по реке. | 2 |
6. | Свойства сложения и умножения. | 2 |
7. | Задачи на части. Задачи на уравнивание. | 2 |
8. | Виды углов. Измерение углов. Многоугольники. | 2 |
9. | Делитель. Признаки делимости. Деление с остатком. | 2 |
10. | Треугольники. Виды треугольников. Прямоугольники. Равенство фигур. Нахождение площадей фигур. | 2 |
11. | Дроби. Правильные и неправильные дроби. Задачи на дроби. | 2 |
12. | Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. Сложение и вычитание смешанных дробей. | 2 |
13. | Умножение дробей. Деление дробей. | 2 |
14. | Нахождение части целого. Нахождение целого по его части. Задачи на совместную работу. | 2 |
15. | Параллелепипед, куб. Элементы параллелепипеда, куба. Объём прямоугольного параллелепипеда. | 2 |
16. | Таблицы и диаграммы. | 2 |
Календарно- тематическое планирование
6 класс
№п/п | Тема | Кол-во часов |
1. | Правильные и неправильные дроби. Приведение дроби к новому знаменателю. | 2 |
2. | Сложение и вычитание дробей одинаковыми и разными знаменателями. Сложение и вычитание смешанных дробей. | 2 |
3. | Правило умножения и деления обыкновенных и смешанных дробей. Решение задач на дроби. | 2 |
4. | Понятие процент, решение задач с процентами. | 2 |
5. | Десятичные дроби. Переход к десятичной записи. Сравнение и упорядочивание десятичных дробей. Сравнение обыкновенной дроби и десятичной. | 2 |
6. | Сложение и вычитание десятичных дробей. | 2 |
7. | Решение задач с десятичными дробями. | 2 |
8. | Буквенные и числовые выражения, что такое уравнение. | 2 |
9. | Целые числа. Сложение целых чисел. Вычитание целых чисел. | 2 |
10. | Умножение и деление целых чисел. | 2 |
11. | Арифметические действия с рациональными числами. Решение задач. | 2 |
12. | Сложение и вычитание рациональных чисел. | 2 |
13. | Умножение и деление рациональных чисел. | 2 |
14. | Многоугольники и многогранники. | 2 |
15. | Множества. | 2 |
16. | Операции над множествами. | 2 |
Календарно- тематическое планирование по внеурочной деятельности
7 класс
№п/п | Тема | Кол-во часов по плану |
1. | Числовые выражения. Математические выражения. Математические равенства. Формулы. | 2 |
2. | Начальные геометрические сведения. | 2 |
3. | Решение уравнений. Решение задач с помощью уравнений. | 2 |
4. | Первый признак равенства треугольников. | 2 |
5. | Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. | 2 |
6. | Второй и третий признаки равенства треугольников. | 2 |
7. | Умножение одночленов. Многочлены. | 2 |
8. | Приведение подобных членов. Деление одночлена и многочлена на одночлен. | 2 |
9. | Сложение и вычитание многочленов. Умножение многочлена на многочлен. | 2 |
10. | Признаки параллельности двух прямых. | 2 |
11. | Вынесение общего множителя за скобки. | 2 |
12. | Способ группировки. | 2 |
13. | Прямоугольные треугольники. | 2 |
14. | Дроби. Сокращение дробей. Совместные действия с дробями. | 2 |
15. | Функция и её график. | 2 |
16. | Способ подстановки. Способ сложения. | 2 |
17. | Графический способ | 2 |
Пособия и литература для педагога:
Учебник Перова М.Н, Капустина Г.М. Математика 5 класс, для обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
Алышева Т.В. Эк В.В. Математика 6 класс, для обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
Антропов А.П. Ходот А.Ю. Математика 7 класс, для обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
Электронные образовательные ресурсы:
www.edu.ru (сайт МОиН РФ).
www.school.edu.ru (Российский общеобразовательный портал).
www.pedsovet.org (Всероссийский Интернет-педсовет)
www.fipi.ru (сайт Федерального института педагогических измерений).
http:/school.collection.informika.ru (единая коллекция цифровых образовательных ресурсов).
www.kokch.kts.ru (on-line тестирование 5-11 классы).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности по математике "Занимательная математика"
В последние годы современная школа ставит перед педагогическим сообществом цель — воспитать человека, которому жить, работать и добиваться успехов в современном обществе. Я прошу обратить внимание — ж...
Рабочая программа внеурочной деятельности по математике для 5 класса «Математика вокруг нас»
Согласно ФГОС внеурочная деятельностью является, одним из инструментом достижения планируемых личностных, предметных и метапредметных результатов образования школьников. Рабочая программа ...
Рабочая программа внеурочной деятельности по математике "Занимательная математика"
Рабочая программа для 6 классов средних общеобразовательных школ....
Рабочая программа внеурочной деятельности по математике "Занимательная математика"
Программа содержит пояснительную записку, планируемые результаты и способы их пртоверки, содержание крса внеурочной деятельности, тематическое планирование...
Рабочая программа внеурочной деятельности по математике "Занимательная математика"
Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» относится к научно-познавательному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.Актуальность программы ...
Рабочая программа индивидуально - групповых занятий "От простого к сложному" 7 класс
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования с использованием: Занимательные математические задачи....
Рабочая программа внеурочной деятельности по математике «За страницами учебника математики», 8 класс.
Рабочая программа внеурочной деятельности по математике «За страницами учебника математики» для 8 класса составлена, как продолжение работы по внеурочной деятельности с 5-9 классы. П...