Методическая разработка занятия «Юридическая ответственность и её виды»
методическая разработка по обществознанию
В большинстве случаев граждане ведут себя в соответствии с существующими нормами права, то есть правомерно. Однако нормы права не всегда и не всеми соблюдаются. Юридическая ответственность - важная мера защиты интересов личности, общества и государства. Юридическая ответственность всегда связана с государственным применением к правонарушителю установленных законом санкций. Это есть реакция государства на совершенное правонарушение. Она выступает как государственное принуждение к выполнению требований правовых норм. Цель юридической ответственности состоит в защите правопорядка, в воспитании граждан к уважению закона.
Цели занятия:
Образовательная – разъяснить основные понятия темы, структуру, признаки,принципы и виды юридической ответственности.
Развивающая – продолжить формирование правовой культуры, навыков работы с нормативно-правовыми актами, умения делать выводы, анализировать правовые ситуации, планировать коллективную деятельность.
Воспитательная - продолжить содействовать воспитанию правовой культуры обучающихся, уважения к закону, социальным и правовым нормам.
После изучения данной темы обучающийся должен уметь:
- работать с нормативно-правовыми актами, регулирующими правоотношения в обществе;
- приводить примеры различных видов правоотношений, правонарушений, случаев юридической ответственности;
- применять полученные знания при решении учебных ситуационных задач.
После изучения данной темы обучающийся должен знать:
- понятие, признаки и виды правонарушения;
- понятие, признаки и основания юридической ответственности, виды юридической ответственности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ГБПОУ «Бурятский аграрный колледж им.М.Н. Ербанова»Кижингинский филиал
Жерлова Ирина Валерьевна,преподаватель истории и обществознания
Методическая разработка занятия
«Юридическая ответственность и её виды»
- Цели занятия:
Образовательная – разъяснить основные понятия темы, структуру, признаки,принципы и виды юридической ответственности.
Развивающая – продолжить формирование правовой культуры, навыков работы с нормативно-правовыми актами, умения делать выводы, анализировать правовые ситуации, планировать коллективную деятельность.
Воспитательная - продолжить содействовать воспитанию правовой культуры обучающихся, уважения к закону, социальным и правовым нормам.
После изучения данной темы обучающийся должен уметь:
- работать с нормативно-правовыми актами, регулирующими правоотношения в обществе;
- приводить примеры различных видов правоотношений, правонарушений, случаев юридической ответственности;
- применять полученные знания при решении учебных ситуационных задач.
После изучения данной темы обучающийся должен знать:
- понятие, признаки и виды правонарушения;
- понятие, признаки и основания юридической ответственности, виды юридической ответственности.
В результате освоения данной темы у студента должны формироваться следующие общие компетенции
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
- Тип урока:
комбинированный с элементами практической деятельности обучающихся.
- Методы урока:
словесный, проблемно-поисковый, практический, использование некоторых методов и приемов технологии развития критического мышления, игровые технологии.
- Основные понятия:
правовое поведение, правонарушение, проступок, преступление, юридическая ответственность.
- Оборудование:
раздаточный материал, компьютер, проектор
План проведения занятия
№ п/п | Название этапа | Описание этапа | Цель этапа | Время (мин.) |
1 | Организационный этап | Преподаватель отмечает присутствующих, объявляет тему, цели занятия, обосновывает актуальность изучаемой темы, ставит проблемный вопрос | Сформировать мотив для необходимости изучения данной темы, активизировать познавательную деятельность обучающихся | 2 |
2 | Контроль и коррекция исходного уровня знаний | Решение проблемных вопросов, заранее известных обучающимся, с применением мультимедийной презентации | Проверить и скорректировать уровень знаний обучающихся | 5 |
3 | Изучение нового материала | Изучение нового материала с применением мультимедийной презентации. Работа в группах. Заполнение таблицы. Записи в тетради. Ответы на вопросы по теме. | Введения знаний, обобщение, первичное закрепление и систематизация знаний | 22 |
4 | Контроль конечного уровня знаний | Выполнение заданий в тестовой форме. Работа над ошибками | Выяснить степень достижения цели занятия, закрепить приобретенные знания | 10 |
5 | Подведение итогов, выводы и обобщения по теме | Преподаватель оценивает активность и качество ответов каждого обучающегося, обсуждаются ошибки и трудности в работе | Закрепить мотив к дальнейшему углубленному изучению дисциплины для будущей успешной деятельности | 3 |
6 | Задание на дом | Преподаватель даёт задание на дом и пояснения к его выполнению | Закрепить мотив к осуществлению поиска и использования информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на обучающихся задач | 1 |
7 | Резерв времени преподавателя | 2 |
Эпиграф: Каково твоё деяние, таково и воздаяние.
Организационный этап
- Приветствие.
- Тема занятия: назвать, записать в тетради. (слайд 1)
- Цели занятия.
- Актуальность темы: в большинстве случаев граждане ведут себя в соответствии с существующими нормами права, то есть правомерно. Однако нормы права не всегда и не всеми соблюдаются. Юридическая ответственность - важная мера защиты интересов личности, общества и государства. Юридическая ответственность всегда связана с государственным применением к правонарушителю установленных законом санкций. Это есть реакция государства на совершенное правонарушение. Она выступает как государственное принуждение к выполнению требований правовых норм. Цель юридической ответственности состоит в защите правопорядка, в воспитании граждан к уважению закона.
- Проблемный вопрос: почему именно государство устанавливает наказание за совершение правонарушения? (слайд 2)
Контроль и коррекция исходного уровня знаний
- Беседа по вопросам:
- Что такое противоправное поведение? (Поведение, направленное на нарушение закона, причинение вреда обществу, личности, государству)
- Что такое правонарушение? (Нарушение права, правового предписания)
- Каковы основные признаки правонарушения? (Происходит нарушение требований закона, совершается дееспособными лицами, наличие вины в виде умысла или неосторожности, влечет применение мер юридической ответственности) (Работа со схемой - слайды 3-4)
- Назовите виды правонарушений. (Преступления, проступки – гражданские, административные, дисциплинарные) (Работа со схемой - слайды 5-6)
- В чём отличие проступка от преступления? (Проступок – это правонарушение, которое отличается малой степенью наносимого общественного вреда. Преступление – это правонарушение, которое отличается высокой степенью наносимого общественного вреда)
- Классификация данных. Классифицируйте указанные противоправные деяния на проступки и преступления:
- грабеж,
- торговля с рук в неустановленном месте,
- кража,
- невыполнение договора,
- неоплаченный проезд в транспорте,
- вымогательство,
- повреждение ограды на детской площадке,
- мошенничество. (слайд 7)
Изучение нового материала
- Вопрос. «Каково твоё деяние, таково и воздаяние», - говорили древние. Как вы думаете, что они имели в виду? (Ответственность за совершённое правонарушение) (слайд 8)
- Запись определения. Именно поэтому возникло понятие «юридическая ответственность». Запись определения в тетрадь. (слайд 9)
- Вопрос. Как вы думаете, от чего зависит строгость наказания? (От характера правонарушения и степени нанесённого вреда)
- Работа в группах. Поскольку наказание бывает разным, значит и ответственность делится на несколько видов. Сейчас мы разделимся на пять групп, каждой из которых будет дано задание – рассмотреть на основе текста определённый вид юридической ответственности. (раздаточный материал 1) Результаты своей деятельности вы должны представить в виде таблицы, шаблон которой лежит у каждой группы на парте. (слайд 10, раздаточный материал 2) В шаблоне таблицы надо отметить:
- название вида ответственности;
- его характеристику;
- наказание, устанавливаемое в соответствии с данным видом ответственности.
Каждая группа в течение пяти минут изучает текст и заполняет таблицу по своему виду юридической ответственности, а также выбирает эксперта, который ознакомит членов других групп с результатами их работы. В процессе выступления эксперта из одной группы обучающиеся, члены других групп, заполняют общую таблицу на основе информации, даваемой экспертом. Задача эксперта – дать ответ строго на основе плана, чтобы информация могла быть сразу записана в таблицу.
- Просмотр образца таблицы. Преподаватель демонстрирует обучающимся таблицу-образец. (слайд 11)
- Классификация данных. Выберите ситуации, за которые наступает уголовная ответственность:
- Подростки залезли в чужой автомобиль и катались по городу.
- Друзья решили посмотреть, как устроено ружье, купленное отцом одного из них. Играя, один направил ружье на другого и нажал курок. Неожиданно для обоих ружье выстрелило, один из подростков погиб.
- Играя мячом во дворе, подросток разбил стекло.
- На перемене подросток зашел в раздевалку и забрал понравившуюся чужую меховую шапку.
- Подростки курили в школьном туалете.
- Не успев подготовиться к контрольной работе, подросток позвонил директору школы и сообщил, что в школе заложена бомба.
- Подросток остановил первоклассника и потребовал у него денег.
- Подросток перебежал улицу на запрещающий сигнал светофора. (слайд 12)
- Работа со схемой. Ознакомиться с содержанием схемы. (слайд 13) Объяснить принципы юридической ответственности:
- Принцип индивидуализации ответственности.
- Принцип законности.
- Принцип справедливости.
- Принцип равенства перед законом.
- Принцип гуманизма.
- Принцип неотвратимости наказания.
- Вопрос. С какого возраста наступает юридическая ответственность граждан Российской Федерации?
- уголовная: с 14 (за особо тяжкие преступления), 16 (частичная), 18 лет (полная);
- административная: с 16 лет;
- гражданская: с 14 (частичная),18 лет (полная);
- дисциплинарная и материальная: в соответствии с уставом или договором, трудовая – с 16 лет.
- Вопросы из сказок.
- Кто из сказочных героев стал жертвой преступления, проявив преступную самонадеянность и пренебрегая элементарными правилами техники безопасности? (слайд 14)
А) Красная Шапочка
Б) Муха-Цокотуха
В) Стойкий оловянный солдатик
Г) Колобок
- Какое обвинение по степени значимости правонарушения можно предъявить Карабасу-Барабасу как хозяину кукольного театра? (слайд 15)
А) неуплата налогов
Б) эксплуатация детского труда
В) жестокое обращение с детьми
Г) отсутствие лицензии
- Как с позиции юридических норм можно квалифицировать действия паука по отношению к Мухе-Цокотухе? (слайд 16)
А) хулиганство
Б) покушение на убийство
В) терроризм
Г) разбой
Контроль конечного уровня знаний
- Выполнение тестового задания. (раздаточный материал 3) Задания теста требуют выбора только одного правильного ответа. На работу отводится четыре минуты.
- Работа над ошибками. Обучающиеся обмениваются тестами друг с другом. Проговариваются правильные варианты ответов. Обучающиеся делают пометки в тестах (+, -), выставляют итоговую оценку (1 правильный ответ – 1 балл), сдают тесты преподавателю.
Подведение итогов, выводы и обобщения по теме
- Ответ на проблемный вопрос. Почему именно государство устанавливает наказание за совершение правонарушения? Работа со схемой. (слайд 17) О какой роли государства говорит она? Что представляет собой правонарушения для общества? (Государство обеспечивает исполнение норм права и стабильность общества. Правонарушение представляет собой общественную опасность. Поэтому государство устанавливает специальные наказания в связи с общественной опасностью правонарушений)
- Выставление оценок за занятие. Преподаватель выставляет оценки и комментирует их.
Задание на дом
Подобрать не менее трёх крылатых фраз, пословиц, поговорок, относящихся к понятиям «правонарушение» и «юридическая ответственность». Объяснить их значение. (слайд 18)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Проблемный вопрос Почему именно государство устанавливает наказание за совершение правонарушений?
Признаки правонарушения
Признаки правонарушения
Виды правонарушений
Виды правонарушений
Классифицируйте указанные противоправные действия на проступки и преступления грабеж торговля с рук в неустановленном месте кража невыполнение договора неоплаченный проезд в транспорте вымогательство повреждение ограды на детской площадке мошенничество
КАКОВО ТВОЁ ДЕЯНИЕ, ТАКОВО И ВОЗДАЯНИЕ
Юридическая ответственность – это ответственность за совершенное правонарушение перед законом, выраженная в форме наказания
Виды юридической ответственности Вид ответственности Характеристика Наказание
Виды юридической ответственности Вид ответственности За что наступает Наказание Уголовная За преступление Арест, лишение свободы, конфискация имущества Административная За нарушение в сферах государственного управления и общественного порядка Административные работы, штраф, краткосрочный арест до 15 суток Дисциплинарная За нарушение трудовой, военной, учебной дисциплины Замечание, в ыговор , строгий выговор , увольнение Материальная За нанесение имущественного ущерба Возмещение ущерба Гражданская За нарушение имущественных прав, договорных обязательств Возмещение убытков, взыскание неустойки, компенсация морального вреда; прекращение или изменение правоотношения
Выберите ситуации, за которые наступает уголовная ответственность Подростки залезли в чужой автомобиль и катались по городу. Друзья решили посмотреть, как устроено ружье, купленное отцом одного из них. Играя, один направил ружье на другого и нажал курок. Неожиданно для обоих ружье выстрелило, один из подростков погиб. Играя мячом во дворе, подросток разбил стекло. На перемене подросток зашел в раздевалку и забрал понравившуюся чужую меховую шапку. Подростки курили в школьном туалете. Не успев подготовиться к контрольной работе, подросток позвонил директору школы и сообщил, что в школе заложена бомба. Подросток остановил первоклассника и потребовал у него денег. Подросток перебежал улицу на запрещающий сигнал светофора
Принципы юридической ответственности
Кто из сказочных героев стал жертвой преступления, проявив преступную самонадеянность и пренебрегая элементарными правилами техники безопасности? А) Красная Шапочка Б) Муха-Цокотуха В) Стойкий оловянный солдатик Г) Колобок
Какое обвинение по степени значимости правонарушения можно предъявить Карабасу-Барабасу как хозяину кукольного театра? А) неуплата налогов Б) эксплуатация детского труда В) жестокое обращение с детьми Г) отсутствие лицензии
Как с позиции юридических норм можно квалифицировать действия паука по отношению к Мухе-Цокотухе? А) хулиганство Б) покушение на убийство В) терроризм Г) разбой
Проблемный вопрос Почему именно государство устанавливает наказание за совершение правонарушений?
Домашнее задание Подобрать не менее трёх крылатых фраз, пословиц, поговорок, относящихся к понятиям «правонарушение» и «юридическая ответственность». Объяснить их значение. Примеры: Делаешь руками – отвечаешь головой. Кто в чем сплошает, за то и отвечает. Как ни вертись собака, а хвост позади.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка занятия по теме "Виды рекламы"
Занятие проводится вв рамках курса "Основы рекламы"Существует множество видов рекламы. Цель данного занятия - разобраться в многообразии видов, изучить разные классификации.Занятие проводится с исполь...
Методическая разработка урока "Юридическая ответственность и её виды"
Методическая разработка урока "Юридическая ответственность и её виды" предназначена для проведения урока по праву в 11 классе....
Юридическая ответственность и её виды.
Юридическая ответственность и её виды....
Открытый урок "Юридическая ответственность и её виды"
Методическая разработка открытого урока...
Методическая разработка занятия "Виды газет"
Данная методическая разработка используется в рамках занятия "Виды газет" на курсе "Журналистика.Первая ступень".Она сочетает теоретическую часть - знакомство учащихся с видами газет и способами...
Методическая разработка занятия по теме: "Виды движения"
Данная методическая разработка закрепляет знания, умения и навыки по раномерному и равноускоренному движению, что способствует для дальнейшего изучения тем рабочей программы по физике. Решение задач и...
Методическая разработка занятия «Виды и характеристика загрязнений водных объектов»
Ознакомление учащихся с видами загрязнений водных ресурсов и их отрицательным влиянием....