Виновен - отвечай. обществознание 7 класс. Урок для учащихся с ЗПР
методическая разработка по обществознанию (7 класс)

Суюндукова Зарина Менглибиевна

Этот урок не требует большой подготовки со стороны учителя. Высоко оценен методистами. Подходит для массовых и коррекционых школ. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочий лист

Тема урока: _______________________________________.

Цель урока:  _____________________________________________________________________________.

Словарь урока: законнопослушным

  1. Поведение человека, которое предполагает послушание закону, называют  __________________________________________________.
  2. Поведение, которое, во-первых, ___________________ законом, а во-вторых,  причиняет  ________________ обществу,  называют __________________________________________________.     (вред, противозаконным, запрещено)
  3. __________________________________ – это любое деяние (действие или бездействие), нарушающее нормы права, и влекущее за собой юридическую ответственность.  

«Теперь я могу применить свои знания!»

Какие из перечисленных правонарушений можно отнести к преступлениям, а какие – к проступкам? Подчеркни правильный ответ.

А. Несовершеннолетние отобрали у пенсионерки деньги

 (преступление / проступок)

Б. Молодой человек  избил своего знакомого из-за возникшего между ними  спора  

 (преступление / проступок)

В. Подросток нецензурно выражался в общественном транспорте  

(преступление / проступок)

     Г. Ученик перешел дорогу в неположенном месте  

(преступление / проступок)

«Какое поведение считается правонарушением?»

Правонарушения

Проступки (стр.52, абзац № 5)

Преступления (стр.52, абзац № 3, 4)

Правовой документ

Кодекс об _________________________ правонарушениях

________________________________ кодекс

Примеры

__________________________________, нарушение ПДД, пожарной безопасности и т.д.

Убийство, истязания, ____________________

__________________, грабеж, вымогательство, а также

терроризм, хищение оружия и др.

Виды наказания

____________________________, _________________, а также лишение специальных прав (например, вождения автомобиля и др.).

Исправительно-трудовые работы, а также ____________________________________________.

Возраст ответственности*

__________________________________

__________________________________

Вывод:

______________________________________ имеют большую опасность для общества, поэтому ответственность за них более серьезная.

*«Закон устанавливает ответственность за все виды нарушений с 16 лет, а за самые тяжкие – с 14.

Например, за убийство, умышленное причинение вреда здоровью, грабеж, терроризм..»

Обществознание. 7 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений

[Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая и др.]; §6



Предварительный просмотр:

Технологическая карта

Автор разработки

Суюндукова Зарина Менглибиевна

ОУ, класс

ГБОУ школа №131 Красносельского района СПб, 7-е  классы

Предмет

Обществознание

УМК

Боголюбов Л.Н., изд-во Просвещение

Тема

Виновен – отвечай  

Место и роль урока в изучаемой теме

Урок изучения новой темы

Цели

Сформировать представление о «законопослушном поведение», как о нормальном и необходимом для общества, подвести к осознанию наступающей ответственности за противозаконное поведение. Познакомить с понятием «правонарушение» и его видами.

УУД личностные

Формирование уважительного отношения  к закону, осознание важности законопослушного поведения, как необходимого фактора развития нравственно-ориентированной личности.

Метапредметные УУД:

Познавательные

Анализ предложенной информации по заданному критерию; самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; построение речевых высказываний в устной форме.

УУД Регулятивные

Выявление объективной учебной информации, необходимой для освоения; оценивание результатов выполненной деятельности; самодиагностика и коррекция собственных учебных действий.

УУД Коммуникативные

Сотрудничество с учителем в поиске и сборе информации; построение монологических высказывания в устной форме; понимание мнения и взглядов других (в т.ч. высказанных в письменной форме).

УУД Предметные

Поиск нужной информации в источниках; построение высказываний, используя обществоведческую терминологию; преобразование информации в соответствии с решаемой задачей; анализ текстовой и иллюстративной информации; построение логически-обоснованных высказываний.

Средства обучения

Мультимедийная презентация, тематический рабочий лист (приложение№1), лист самооценки (приложение №2)

1. Мотивационный модуль (8 минут).

Цель: Создание эмоционального настроя на работу на уроке. Определение темы и целеполагания урока.

Эпиграф к уроку: «Незнание закона не освобождает от ответственности».

Слово учителя: Ребята, обратите внимание на эпиграф к уроку. Я раскрою его для вас с помощью письма, который прислал из воспитательно-трудовой колонии своему классному руководителю бывший ученик 9 класса Миша С.: «Сейчас, когда прошло два года моего пребывания здесь, я оглядываюсь назад и проклинаю тот день, когда пошел с ними на дело. Мне казалось, это каким-то геройством… Думал ли я о последствиях? Нет! Откровенно говоря, я не знал, что закон так строг и есть в нем определенные статьи, называющие наши действия преступлением. И только сидя перед следователем я стал вникать в понятие «закон», «преступление», «наказание». Не думайте, что я не слышал этих слов раньше. Но содержания их просто не знал. А теперь считаю оставшиеся дни…Поверьте мне, как хочется на свободу…».

Действия учителя

Действия учащихся

Зачитывает письмо Миши С. из воспитательно-трудовой колонии и на его основе организует эвристическую беседу, которая приводит учащихся к  выводу: «Человек, который нарушает закон – виновен. За свою вину перед законом, человек должен ответить». Отображает его на доске.

Формулировка задания: выделить по одному ключевому слову в каждом предложении вывода, чтобы определить тему урока.

Продолжает беседу на основе письма: «Ребята, в чем заключалась главная ошибка Миши, которая привела его к нарушению закона и последовавшего после этого наказания? Что мы должны узнать на этом уроке, чтобы не совершить ошибку Миши?».

Отвечают на вопросы учителя и приходят  к выводу: «Человек, который нарушает закон – виновен. За свою вину перед законом, человек должен ответить».

Выделяют ключевые слова: «виновен» и «отвечай». Определяют тему урока: «Виновен – отвечай». Записывают ее в рабочий лист (Приложение №1).

Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока: «Узнать, за какое поведение нужно отвечать перед законом». Записывают ее в рабочий лист (Приложение №1).

2. Изучение нового материала. (25 минут)

Цель: Актуализация знания для восприятия новой информации. Создание учебно-проблемной ситуации.

Действия учителя

Действия учащихся

Актуализирует знания о важности закона в жизни общества, подводит учащихся к выводу, что «быть послушным закону – это нормальное и необходимое поведение человека».

Формулировка задания: (Приложение №1) используя два слова «послушный» и «закон», вывести понятие, которое отражает определение в рабочих листах: «Поведение человека, которое предполагает послушание закону, называют.…».

Организует беседу на основе иллюстраций с.50 учебника, используя следующий ряд  вопросов:

- Молодые ребята, которые изображены на первой иллюстрации, являются законопослушными?

- Как вы это определили?

Предлагает самостоятельно выполнить задание из рабочего листа.

Формулировка задания (Приложение №1) в предложении спрятано определение поведения, которое, демонстрируют молодые люди, изображенные на  иллюстрациях. Требуется вписать недостающие слова, используя те, что находятся рядом в скобочках и получить полное определение понятия «противозаконное поведение».

Демонстрирует эталон ответа.

Проводит закрепление изученных понятий путем вопроса: «Примером какого поведения являются молодые люди, изображенные на картинках?».

Объявляет физкультминутку и проводит ее с использование правового стихотворения:

Ты закон не нарушай,

Знай его и соблюдай!

Знайте, взрослые и дети:

Перед законом все в ответе!

Озвучивает проблемный вопрос: «Два человека совершили противозаконное действие. Будут ли они одинаково отвечать за свою вину перед законом, если один из них не оплатил проезд, а второй ограбил квартиру?».

Знакомит учащихся с понятием «правонарушение».

Организует работу с левым столбцом таблицы «Виды правонарушений» из рабочего листа.

Формулировка задания: (Приложение №1) вписать недостающие элементы в левый столбец таблицы «Виды правонарушений», опираясь на с.52 учебника (абзац №5).

Контролирует правильность выполнения задания, задавая ряд вопросов:

- В каком правовом документе, перечислены правонарушения, которые относятся к проступкам?

- Какие действия являются примерами проступков?

- Какие виды наказаний предусматриваются за проступки?

- Когда наступает возраст ответственности за проступки?»

Обращает внимание на информацию, которая представлена в рабочих листах (Приложение №1): «Закон устанавливает ответственность за все виды нарушений с 16 лет, а за самые тяжкие – с 14. Например, за убийство, умышленное причинение вреда здоровью, грабеж, терроризм.»

Организует аналогичную работу правым столбцом таблицы «Виды правонарушений» с опорой на с.52 учебника (абзац № 3, 4), но для самостоятельного выполнения.

Формулировка задания: (Приложение №1) вписать недостающие элементы в правый столбец таблицы «Виды правонарушений», опираясь на с.52 учебника (абзац № 3, 4).

Организует коллективную проверку выполнения задания.

Подводит к выводу по правонарушениям на основе работы с таблицей: «Преступления имеют большую опасность для общества, поэтому ответственность за них более серьезная»

Отвечают на вопросы учителя и приходят к выводу, что «быть послушным закону – это нормальное и необходимое поведение человека».

Выполняют задание, знакомятся с новым понятием «законопослушный» и записывают его в рабочий лист.

Анализируют иллюстрации и отвечают на вопросы учителя. Предполагаемые ответы:

- Нет.

- Они нарушают общественный порядок, а, следовательно, закон. Они вредят окружающим своим оскорбительным поведением.

Выполняют задание учителя в рабочем листе, знакомятся с понятием «противозаконное поведение» и выделяют его главные признаки.

Осуществляют самопроверку на основе эталона ответа.

Отвечают на вопрос, используя новые понятия.

Участвуют в физкульминутке.

Озвучивают свои предположения, осознают недостаточность знаний для получения ответа.

Записывают название понятия в рабочий лист.

Самостоятельно изучают указанный абзац учебника.

Анализируют текст, извлекают нужную информацию, отвечают на вопросы учителя и записывают недостающие элементы в рабочий лист.

- Кодекс об административных правонарушениях.

- Мелкое хулиганство, нарушение ПДД, пожарной безопасности и т.д.

- Предупреждение, штраф, а также лишение специальных прав, например, вождения автомобиля и др.

- Возврат ответственности за проступки наступает в 16 лет.

Самостоятельно изучают указанные абзацы учебника, анализируют текст, извлекают нужную информацию записывают недостающие элементы в рабочий лист.

По поднятой руке озвучивают один из элементов. Выражают свое согласие или несогласие с ответами одноклассников. (Ответы: Уголовный кодекс, побои, кража, лишение свободы, 14 лет).

Формулирует вывод и записывают его в таблицу рабочего листа (Приложение №1).  

3. Закрепление. (4 минуты)

Цель: Провести первичное закрепление изученного материала. Обратить внимание на сложные термины/понятия урока

Действия учителя

Действия учащихся

Предлагает выполнить задание из рабочего листа.

Формулировка задания: (Приложение №1) пределить, какие из перечисленных правонарушений можно отнести к преступлениям, а какие – к проступкам, подчеркнув правильный ответ.

Осуществляет устную проверку выполнения задания.

«Ребята, все эти примеры являются правонарушениями, а за все правонарушение нужно отвечать перед законом! Давайте вернемся к цели и посмотрим, выполнили мы ее или нет. Прочитайте, пожалуйста, как она звучала».

«Мы достигли цели урока?»

Самостоятельно выполняют задание из рабочего листа, используя полученные знания.

Озвучивают ответы.

«Узнать, за какое поведение нужно отвечать перед законом».

«Да!»

4. Рефлексия. (1 минута)

Цель: Оценка собственных результатов деятельности учащихся на уроке.

Действия учителя

Действия учащихся

«Ребята, давайте теперь предлагаю оценить свою работу на уроке по шкале от 1 до 3 баллов при помощи опроса, листы с которым я раздам» (Приложение №2)

Выставление оценок за урок.

Оценивают свою деятельность на уроке. Листы самооценки сдают учителю.

5. Домашнее задание (1 минута)

§ 5 – читать; вопросы 1, 3 и 5 (рубрика «Проверим себя») – ответить устно.

На оценку «5» - дополнительный вопрос 6 (рубрика «Проверим себя») – ответить письменно.


Приложение №1

Рабочий лист

Тема урока: _________________________________________.

Цель урока: _____________________________________________________________________________.

Словарь урока:

  1. Поведение человека, которое предполагает послушание закону, называют  __________________________________________________.
  2. Поведение, которое, во-первых, ___________________ законом, а во-вторых, причиняет  ________________ обществу,  называют __________________________________________________. (вред, противозаконным, запрещено)
  3. __________________________________ – это любое деяние (действие или бездействие), нарушающее нормы права, и влекущее за собой юридическую ответственность.  

«Теперь я могу применить свои знания!»

Какие из перечисленных правонарушений можно отнести к преступлениям, а какие – к проступкам? Подчеркни правильный ответ.

А. Несовершеннолетние отобрали у пенсионерки деньги

 (преступление / проступок)

Б. Молодой человек  избил своего знакомого из-за возникшего между ними  спора  

 (преступление / проступок)

В. Подросток нецензурно выражался в общественном транспорте  

(преступление / проступок)

Г. Ученик перешел дорогу в неположенном месте  

(преступление / проступок)

«Какое поведение считается правонарушением?»

Правонарушения

Проступки (стр.52, абзац № 5)

Преступления (стр.52, абзац № 3, 4)

Правовой документ

Кодекс об _________________________ правонарушениях

________________________________ кодекс

Примеры

__________________________________, нарушение ПДД, пожарной безопасности и т.д.

Убийство, истязания, ____________________

__________________, грабеж, вымогательство, а также

терроризм, хищение оружия и др.

Виды наказания

____________________________, _________________, а также лишение специальных прав (например, вождения автомобиля и др.).

Исправительно-трудовые работы, а также ____________________________________________.

Возраст ответственности*

__________________________________

__________________________________

Вывод: __________________________________ имеют большую опасность для общества, поэтому ответственность за них более серьезная.

*«Закон устанавливает ответственность за все виды нарушений с 16 лет, а за самые тяжкие – с 14.

Например, за убийство, умышленное причинение вреда здоровью, грабеж, терроризм»

Обществознание. 7 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений

[Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая и др.]; §6

Приложение №2

ЛИСТ САМООЦЕНКИ

Оцени свою работу на уроке от 1 балла (не очень хорошо) до 3 баллов (отлично):

Критерии

1 балл

2 балла

3 балла

1

Я участвовал в формулировании темы урока

2

Я участвовал в поиске информации по теме

3

Я помогал делать выводы

4

Я понял тему урока и смогу рассказать ее друзьям и родителям


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Эпиграф к уроку: « Незнание закона не освобождает от ответственности»

Слайд 4

« Человек, который нарушает закон – виновен. За свою вину перед законом, человек должен ответить »

Слайд 5

Тема урока: «Виновен – отвечай»

Слайд 6

Цель урока: Узнать, за какое поведение нужно отвечать перед законом.

Слайд 8

Поведение человека, которое предполагает послушание закону , называют.… з аконопослушным.

Слайд 10

Запишите недостающие слова в предложении, используя те, что находятся рядом в скобочках.

Слайд 11

Поведение, которое, во-первых, запрещено законом , а во-вторых, причиняет вред обществу называют противозаконным .

Слайд 13

Правонарушение – это любое деяние (действие или бездействие), нарушающее нормы права, и влекущее за собой юридическую ответственность.

Слайд 15

А. Несовершеннолетние отобрали у пенсионерки деньги ( преступление) Б . Молодой человек избил своего знакомого из-за возникшего между ними спора ( преступление) В. Подросток нецензурно выражался в общественном транспорте ( проступок ) Г . Ученик перешел дорогу в неположенном месте ( проступок )

Слайд 17

Домашнее задание: § 5 – читать; В опросы 1, 3 и 5 (рубрика «Проверим себя») – ответить устно; Вопрос 6 (рубрика «Проверим себя») – ответить письменно*.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План урока по обществознанию. Тема "Виновен! Отвечай!" 7 класс

План урока по обществознанию составлен по в соответствии с требованиями ФГОС ООО второго поколения....

Урок – размышление «Виновен – отвечай» 7 класс

Урок – размышление «Виновен – отвечай» 7 класс...

Виновен-отвечай - обществознание 7 класс

Виновен-отвечай - обществознание 7 класс...

Технологическая карта урока по обществознанию 7 класс по теме "Виновен-отвечай"

Технологическая карта урока по обществознанию 7 класс по теме "Виновен-отвечай"...

Контрольный тест по теме: "Виновен-отвечай". 7 класс.

Контрольный тест по теме :Виновен-отвечай".7класс....

Конспект урока обществознания в 7 классе "Виновен - отвечай"

Конспект урока урока обществознания в 7 классе "Виновен - отвечай" . Представлены 2 урока:Урок №1Тип урока: изучение нового материала.Цель урока: Углубить понимание ответственности за свои п...

Конспект урока по обществознанию "Виновен-отвечай" 7 класс

Класс   7Тема  Виновен - отвечайТип урокаОткрытие нового материала  Цель урока: -Понять неизбежность справедливого наказания за совершённые преступления;-Охарактеризовать...