Виновен - отвечай. обществознание 7 класс. Урок для учащихся с ЗПР
методическая разработка по обществознанию (7 класс)
Этот урок не требует большой подготовки со стороны учителя. Высоко оценен методистами. Подходит для массовых и коррекционых школ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochiy_list_vinoven_-_otvechay.docx | 11.34 КБ |
teh.karta_vinoven-otvechay.docx | 30.68 КБ |
prezentatsiya_vinoven_-_otvechay.pptx | 56.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочий лист
Тема урока: _______________________________________.
Цель урока: _____________________________________________________________________________.
Словарь урока: законнопослушным
- Поведение человека, которое предполагает послушание закону, называют __________________________________________________.
- Поведение, которое, во-первых, ___________________ законом, а во-вторых, причиняет ________________ обществу, называют __________________________________________________. (вред, противозаконным, запрещено)
- __________________________________ – это любое деяние (действие или бездействие), нарушающее нормы права, и влекущее за собой юридическую ответственность.
«Теперь я могу применить свои знания!»
Какие из перечисленных правонарушений можно отнести к преступлениям, а какие – к проступкам? Подчеркни правильный ответ.
А. Несовершеннолетние отобрали у пенсионерки деньги
(преступление / проступок)
Б. Молодой человек избил своего знакомого из-за возникшего между ними спора
(преступление / проступок)
В. Подросток нецензурно выражался в общественном транспорте
(преступление / проступок)
Г. Ученик перешел дорогу в неположенном месте
(преступление / проступок)
«Какое поведение считается правонарушением?»
Правонарушения | ||
Проступки (стр.52, абзац № 5) | Преступления (стр.52, абзац № 3, 4) | |
Правовой документ | Кодекс об _________________________ правонарушениях | ________________________________ кодекс |
Примеры | __________________________________, нарушение ПДД, пожарной безопасности и т.д. | Убийство, истязания, ____________________ __________________, грабеж, вымогательство, а также терроризм, хищение оружия и др. |
Виды наказания | ____________________________, _________________, а также лишение специальных прав (например, вождения автомобиля и др.). | Исправительно-трудовые работы, а также ____________________________________________. |
Возраст ответственности* | __________________________________ | __________________________________ |
Вывод: ______________________________________ имеют большую опасность для общества, поэтому ответственность за них более серьезная. |
*«Закон устанавливает ответственность за все виды нарушений с 16 лет, а за самые тяжкие – с 14.
Например, за убийство, умышленное причинение вреда здоровью, грабеж, терроризм..»
Обществознание. 7 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений
[Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая и др.]; §6
Предварительный просмотр:
Технологическая карта
Автор разработки | Суюндукова Зарина Менглибиевна |
ОУ, класс | ГБОУ школа №131 Красносельского района СПб, 7-е классы |
Предмет | Обществознание |
УМК | Боголюбов Л.Н., изд-во Просвещение |
Тема | Виновен – отвечай |
Место и роль урока в изучаемой теме | Урок изучения новой темы |
Цели | Сформировать представление о «законопослушном поведение», как о нормальном и необходимом для общества, подвести к осознанию наступающей ответственности за противозаконное поведение. Познакомить с понятием «правонарушение» и его видами. |
УУД личностные | Формирование уважительного отношения к закону, осознание важности законопослушного поведения, как необходимого фактора развития нравственно-ориентированной личности. |
Метапредметные УУД: Познавательные | Анализ предложенной информации по заданному критерию; самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; построение речевых высказываний в устной форме. |
УУД Регулятивные | Выявление объективной учебной информации, необходимой для освоения; оценивание результатов выполненной деятельности; самодиагностика и коррекция собственных учебных действий. |
УУД Коммуникативные | Сотрудничество с учителем в поиске и сборе информации; построение монологических высказывания в устной форме; понимание мнения и взглядов других (в т.ч. высказанных в письменной форме). |
УУД Предметные | Поиск нужной информации в источниках; построение высказываний, используя обществоведческую терминологию; преобразование информации в соответствии с решаемой задачей; анализ текстовой и иллюстративной информации; построение логически-обоснованных высказываний. |
Средства обучения | Мультимедийная презентация, тематический рабочий лист (приложение№1), лист самооценки (приложение №2) |
1. Мотивационный модуль (8 минут).
Цель: Создание эмоционального настроя на работу на уроке. Определение темы и целеполагания урока.
Эпиграф к уроку: «Незнание закона не освобождает от ответственности».
Слово учителя: Ребята, обратите внимание на эпиграф к уроку. Я раскрою его для вас с помощью письма, который прислал из воспитательно-трудовой колонии своему классному руководителю бывший ученик 9 класса Миша С.: «Сейчас, когда прошло два года моего пребывания здесь, я оглядываюсь назад и проклинаю тот день, когда пошел с ними на дело. Мне казалось, это каким-то геройством… Думал ли я о последствиях? Нет! Откровенно говоря, я не знал, что закон так строг и есть в нем определенные статьи, называющие наши действия преступлением. И только сидя перед следователем я стал вникать в понятие «закон», «преступление», «наказание». Не думайте, что я не слышал этих слов раньше. Но содержания их просто не знал. А теперь считаю оставшиеся дни…Поверьте мне, как хочется на свободу…».
Действия учителя | Действия учащихся |
Зачитывает письмо Миши С. из воспитательно-трудовой колонии и на его основе организует эвристическую беседу, которая приводит учащихся к выводу: «Человек, который нарушает закон – виновен. За свою вину перед законом, человек должен ответить». Отображает его на доске. Формулировка задания: выделить по одному ключевому слову в каждом предложении вывода, чтобы определить тему урока. Продолжает беседу на основе письма: «Ребята, в чем заключалась главная ошибка Миши, которая привела его к нарушению закона и последовавшего после этого наказания? Что мы должны узнать на этом уроке, чтобы не совершить ошибку Миши?». | Отвечают на вопросы учителя и приходят к выводу: «Человек, который нарушает закон – виновен. За свою вину перед законом, человек должен ответить». Выделяют ключевые слова: «виновен» и «отвечай». Определяют тему урока: «Виновен – отвечай». Записывают ее в рабочий лист (Приложение №1). Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока: «Узнать, за какое поведение нужно отвечать перед законом». Записывают ее в рабочий лист (Приложение №1). |
2. Изучение нового материала. (25 минут)
Цель: Актуализация знания для восприятия новой информации. Создание учебно-проблемной ситуации.
Действия учителя | Действия учащихся |
Актуализирует знания о важности закона в жизни общества, подводит учащихся к выводу, что «быть послушным закону – это нормальное и необходимое поведение человека». Формулировка задания: (Приложение №1) используя два слова «послушный» и «закон», вывести понятие, которое отражает определение в рабочих листах: «Поведение человека, которое предполагает послушание закону, называют.…». Организует беседу на основе иллюстраций с.50 учебника, используя следующий ряд вопросов: - Молодые ребята, которые изображены на первой иллюстрации, являются законопослушными? - Как вы это определили? Предлагает самостоятельно выполнить задание из рабочего листа. Формулировка задания (Приложение №1) в предложении спрятано определение поведения, которое, демонстрируют молодые люди, изображенные на иллюстрациях. Требуется вписать недостающие слова, используя те, что находятся рядом в скобочках и получить полное определение понятия «противозаконное поведение». Демонстрирует эталон ответа. Проводит закрепление изученных понятий путем вопроса: «Примером какого поведения являются молодые люди, изображенные на картинках?». Объявляет физкультминутку и проводит ее с использование правового стихотворения: Ты закон не нарушай, Знай его и соблюдай! Знайте, взрослые и дети: Перед законом все в ответе! Озвучивает проблемный вопрос: «Два человека совершили противозаконное действие. Будут ли они одинаково отвечать за свою вину перед законом, если один из них не оплатил проезд, а второй ограбил квартиру?». Знакомит учащихся с понятием «правонарушение». Организует работу с левым столбцом таблицы «Виды правонарушений» из рабочего листа. Формулировка задания: (Приложение №1) вписать недостающие элементы в левый столбец таблицы «Виды правонарушений», опираясь на с.52 учебника (абзац №5). Контролирует правильность выполнения задания, задавая ряд вопросов: - В каком правовом документе, перечислены правонарушения, которые относятся к проступкам? - Какие действия являются примерами проступков? - Какие виды наказаний предусматриваются за проступки? - Когда наступает возраст ответственности за проступки?» Обращает внимание на информацию, которая представлена в рабочих листах (Приложение №1): «Закон устанавливает ответственность за все виды нарушений с 16 лет, а за самые тяжкие – с 14. Например, за убийство, умышленное причинение вреда здоровью, грабеж, терроризм.» Организует аналогичную работу правым столбцом таблицы «Виды правонарушений» с опорой на с.52 учебника (абзац № 3, 4), но для самостоятельного выполнения. Формулировка задания: (Приложение №1) вписать недостающие элементы в правый столбец таблицы «Виды правонарушений», опираясь на с.52 учебника (абзац № 3, 4). Организует коллективную проверку выполнения задания. Подводит к выводу по правонарушениям на основе работы с таблицей: «Преступления имеют большую опасность для общества, поэтому ответственность за них более серьезная» | Отвечают на вопросы учителя и приходят к выводу, что «быть послушным закону – это нормальное и необходимое поведение человека». Выполняют задание, знакомятся с новым понятием «законопослушный» и записывают его в рабочий лист. Анализируют иллюстрации и отвечают на вопросы учителя. Предполагаемые ответы: - Нет. - Они нарушают общественный порядок, а, следовательно, закон. Они вредят окружающим своим оскорбительным поведением. Выполняют задание учителя в рабочем листе, знакомятся с понятием «противозаконное поведение» и выделяют его главные признаки. Осуществляют самопроверку на основе эталона ответа. Отвечают на вопрос, используя новые понятия. Участвуют в физкульминутке. Озвучивают свои предположения, осознают недостаточность знаний для получения ответа. Записывают название понятия в рабочий лист. Самостоятельно изучают указанный абзац учебника. Анализируют текст, извлекают нужную информацию, отвечают на вопросы учителя и записывают недостающие элементы в рабочий лист. - Кодекс об административных правонарушениях. - Мелкое хулиганство, нарушение ПДД, пожарной безопасности и т.д. - Предупреждение, штраф, а также лишение специальных прав, например, вождения автомобиля и др. - Возврат ответственности за проступки наступает в 16 лет. Самостоятельно изучают указанные абзацы учебника, анализируют текст, извлекают нужную информацию записывают недостающие элементы в рабочий лист. По поднятой руке озвучивают один из элементов. Выражают свое согласие или несогласие с ответами одноклассников. (Ответы: Уголовный кодекс, побои, кража, лишение свободы, 14 лет). Формулирует вывод и записывают его в таблицу рабочего листа (Приложение №1). |
3. Закрепление. (4 минуты)
Цель: Провести первичное закрепление изученного материала. Обратить внимание на сложные термины/понятия урока
Действия учителя | Действия учащихся |
Предлагает выполнить задание из рабочего листа. Формулировка задания: (Приложение №1) пределить, какие из перечисленных правонарушений можно отнести к преступлениям, а какие – к проступкам, подчеркнув правильный ответ. Осуществляет устную проверку выполнения задания. «Ребята, все эти примеры являются правонарушениями, а за все правонарушение нужно отвечать перед законом! Давайте вернемся к цели и посмотрим, выполнили мы ее или нет. Прочитайте, пожалуйста, как она звучала». «Мы достигли цели урока?» | Самостоятельно выполняют задание из рабочего листа, используя полученные знания. Озвучивают ответы. «Узнать, за какое поведение нужно отвечать перед законом». «Да!» |
4. Рефлексия. (1 минута)
Цель: Оценка собственных результатов деятельности учащихся на уроке.
Действия учителя | Действия учащихся |
«Ребята, давайте теперь предлагаю оценить свою работу на уроке по шкале от 1 до 3 баллов при помощи опроса, листы с которым я раздам» (Приложение №2) Выставление оценок за урок. | Оценивают свою деятельность на уроке. Листы самооценки сдают учителю. |
5. Домашнее задание (1 минута)
§ 5 – читать; вопросы 1, 3 и 5 (рубрика «Проверим себя») – ответить устно.
На оценку «5» - дополнительный вопрос 6 (рубрика «Проверим себя») – ответить письменно.
Приложение №1
Рабочий лист
Тема урока: _________________________________________.
Цель урока: _____________________________________________________________________________.
Словарь урока:
- Поведение человека, которое предполагает послушание закону, называют __________________________________________________.
- Поведение, которое, во-первых, ___________________ законом, а во-вторых, причиняет ________________ обществу, называют __________________________________________________. (вред, противозаконным, запрещено)
- __________________________________ – это любое деяние (действие или бездействие), нарушающее нормы права, и влекущее за собой юридическую ответственность.
«Теперь я могу применить свои знания!»
Какие из перечисленных правонарушений можно отнести к преступлениям, а какие – к проступкам? Подчеркни правильный ответ.
А. Несовершеннолетние отобрали у пенсионерки деньги
(преступление / проступок)
Б. Молодой человек избил своего знакомого из-за возникшего между ними спора
(преступление / проступок)
В. Подросток нецензурно выражался в общественном транспорте
(преступление / проступок)
Г. Ученик перешел дорогу в неположенном месте
(преступление / проступок)
«Какое поведение считается правонарушением?»
Правонарушения | ||
Проступки (стр.52, абзац № 5) | Преступления (стр.52, абзац № 3, 4) | |
Правовой документ | Кодекс об _________________________ правонарушениях | ________________________________ кодекс |
Примеры | __________________________________, нарушение ПДД, пожарной безопасности и т.д. | Убийство, истязания, ____________________ __________________, грабеж, вымогательство, а также терроризм, хищение оружия и др. |
Виды наказания | ____________________________, _________________, а также лишение специальных прав (например, вождения автомобиля и др.). | Исправительно-трудовые работы, а также ____________________________________________. |
Возраст ответственности* | __________________________________ | __________________________________ |
Вывод: __________________________________ имеют большую опасность для общества, поэтому ответственность за них более серьезная. |
*«Закон устанавливает ответственность за все виды нарушений с 16 лет, а за самые тяжкие – с 14.
Например, за убийство, умышленное причинение вреда здоровью, грабеж, терроризм»
Обществознание. 7 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений
[Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая и др.]; §6
Приложение №2
ЛИСТ САМООЦЕНКИ
Оцени свою работу на уроке от 1 балла (не очень хорошо) до 3 баллов (отлично):
№ | Критерии | 1 балл | 2 балла | 3 балла |
1 | Я участвовал в формулировании темы урока | |||
2 | Я участвовал в поиске информации по теме | |||
3 | Я помогал делать выводы | |||
4 | Я понял тему урока и смогу рассказать ее друзьям и родителям |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Эпиграф к уроку: « Незнание закона не освобождает от ответственности»
« Человек, который нарушает закон – виновен. За свою вину перед законом, человек должен ответить »
Тема урока: «Виновен – отвечай»
Цель урока: Узнать, за какое поведение нужно отвечать перед законом.
Поведение человека, которое предполагает послушание закону , называют.… з аконопослушным.
Запишите недостающие слова в предложении, используя те, что находятся рядом в скобочках.
Поведение, которое, во-первых, запрещено законом , а во-вторых, причиняет вред обществу называют противозаконным .
Правонарушение – это любое деяние (действие или бездействие), нарушающее нормы права, и влекущее за собой юридическую ответственность.
А. Несовершеннолетние отобрали у пенсионерки деньги ( преступление) Б . Молодой человек избил своего знакомого из-за возникшего между ними спора ( преступление) В. Подросток нецензурно выражался в общественном транспорте ( проступок ) Г . Ученик перешел дорогу в неположенном месте ( проступок )
Домашнее задание: § 5 – читать; В опросы 1, 3 и 5 (рубрика «Проверим себя») – ответить устно; Вопрос 6 (рубрика «Проверим себя») – ответить письменно*.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План урока по обществознанию. Тема "Виновен! Отвечай!" 7 класс
План урока по обществознанию составлен по в соответствии с требованиями ФГОС ООО второго поколения....
Урок – размышление «Виновен – отвечай» 7 класс
Урок – размышление «Виновен – отвечай» 7 класс...
Виновен-отвечай - обществознание 7 класс
Виновен-отвечай - обществознание 7 класс...
Технологическая карта урока по обществознанию 7 класс по теме "Виновен-отвечай"
Технологическая карта урока по обществознанию 7 класс по теме "Виновен-отвечай"...
Контрольный тест по теме: "Виновен-отвечай". 7 класс.
Контрольный тест по теме :Виновен-отвечай".7класс....
Конспект урока обществознания в 7 классе "Виновен - отвечай"
Конспект урока урока обществознания в 7 классе "Виновен - отвечай" . Представлены 2 урока:Урок №1Тип урока: изучение нового материала.Цель урока: Углубить понимание ответственности за свои п...
Конспект урока по обществознанию "Виновен-отвечай" 7 класс
Класс 7Тема Виновен - отвечайТип урокаОткрытие нового материала Цель урока: -Понять неизбежность справедливого наказания за совершённые преступления;-Охарактеризовать...