Урок – размышление «Виновен – отвечай» 7 класс
методическая разработка по обществознанию (7 класс) по теме

Конькова Светлана Леонидовна

 

Урок – размышление «Виновен – отвечай» 7 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_vinoven-otvechay_7_kl.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Проект урока в 7 классе по теме: «Виновен-отвечай»

УМК под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой.

Тип урока: урок - размышление

Учитель истории и обществознания МБОУ «Чамеревская СОШ»  Конькова С.Л.

Цели урока

Образовательные:

  • систематизировать и обобщить знания о законе, «законопослушном поведении», умение работать с тестовыми заданиями;
  • усвоение всеми учащимися стандартного минимума фактических знаний по данной теме;

Развивающие: 

  • формировать и развивать умение планировать свою работу в группе;
  • продолжить формирование умений анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, соотносить конкретный казус с видом правонарушений
  • развивать умения работать самостоятельно и высказывать свою точку зрения.

Воспитательные:

• воспитание гражданской ответственности, уважения к социальным нормам,  чёткой установки  на законопослушание.

Начало урока – установление личностного контакта учителя с учениками, их     взаимное принятие и включение мотива на совместную работу. Положительная мотивация достигается путем активного и энергичного общения с учениками, где важно пожелать успеха ребятам, а учителю «сыграть» предвкушение радости от успеха урока, который сейчас начнется.                                              

Актуализация знаний учащихся  

I. Актуализация базовых знаний

●происходит первое разделение на группы для подготовки развёрнутого ответа по карточкам:

а) Что такое внешняя и внутренняя дисциплина?

б) Почему закон надо знать смолоду?

в) Кого можно считать «законопослушным человеком»

Группы сформированы с учетом полушарности в качестве главного основания и индивидуально-психологических особенностей учащихся в качестве вспомогательного.                                                                                                                          

II. Обсуждение выводов, сделанных в группе  

III. Путешествие в прошлое

 Презентация  учащихся о правилах первобытного строя (табу, принцип талиона) и «Божий суд» Средневековья.  

IV. Работа в группах с учебником

Происходит смена состава групп. Теперь основание полушарности остается в качестве главного, но другим основанием становятся социометрические позиции учащихся.

V. Проверка знаний учащихся по классификации «преступление», «проступок»

Выполнение теста с выбором ответа 

Взаимопроверка

Итог содержательный

Обобщение полученных знаний, определение качества и уровня овладения ООУ по теме. Памятка «Учимся уважать закон»

Окончание урока

Урок – размышление «Виновен – отвечай» 7 класс

Цели: подвести учащихся к пониманию неизбежности справедливого наказания за совершенные преступления; познакомить учащихся с понятием «законопослушное поведение» и подвести их к пониманию, что это нормальное, привычное поведение большинства людей; продолжить формирование умений анализировать дополнительную литературу к уроку, делать выводы, работать по тексту учебника; воспитывать у учащихся стремление реализовать свои возможности и способности, стремление к получению знаний, уважение к закону, понимание, что закон строго наказывает всех нарушителей, даже несовершеннолетних.

Оборудование: компьютер, проектор, мультимедийная презентация, карточки-задания с дополнительным материалом.

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Виновен – отвечай»
  3. Подготовка устного развернутого ответа по карточкам № 1, № 2, № 3

КАРТОЧКА № 1

  1. Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него:

- Что такое  внешняя и внутренняя дисциплина?

  1. Для этого подумайте и поразмыслите:

- Почему люди соблюдают дисциплину?

- Как общество контролирует поведение человека?

- Что такое внешняя дисциплина?

- Приведите примеры проявления внешней дисциплины.

- На чем основана внешняя дисциплина

- Почему человек предъявляет требования к самому себе?

- Кто контролирует выполнение этих требований?

- Чем внутренняя дисциплина отличается от внешней?

- Как происходит формирование самодисциплины?

  1. Сделайте вывод.

КАРТОЧКА № 2

  1. Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него:

- Почему закон надо знать смолоду?

  1. Для этого подумайте и поразмыслите:

- Что такое закон?

- С какого возраста надо начинать знакомить людей с содержанием законов?

- Какие виды преступлений вам знакомы?

- Почему люди совершают преступления?  Почему их совершают несовершеннолетние?

- В каком своде законов Российской Федерации говорится об ответственности за совершение преступления?

- Какие наказания предусматриваются в этом своде законов?

- Почему государство привлекает несовершеннолетних к ответственности за совершенные правонарушения?

  1. Сделайте вывод.

КАРТОЧКА № 3

  1. Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него:

- Кого можно считать законопослушным человеком?

  1. Для этого подумайте и поразмыслите:

- Что значит быть законопослушным человеком?

- Почему законопослушные граждане – большая часть населения нашей страны?

- Почему государство и общество поддерживают и защищают законопослушных граждан?

- Как общество должно относиться к нарушителям порядка?

- Все ли нарушения порядка могу считаться преступлениями?

- Приведите пример таких правонарушений.

- Сталкивались ли вы с такими явлениями? Как окружающие люди реагировали на нарушение порядка? Почему?

  1. Сделайте вывод.

На обсуждение – 7-10 мин.

Обсуждение закончено.

Ответ 1 группы, вопросы. 2 группы, вопросы. 3 группы, вопросы.

  1. Путешествие в прошлое.

А знаете ли вы, что принятые государством общие правила поведения – законы, как и само государство, существовали не всегда (рассказ учащихся о правилах первобытного строя (табу, принцип талиона – 1 уч; «Божий суд» Средневековья – 2 уч.))

- Послушаем сообщения

- Итак, что общего в принципе талиона и «Божьего суда»?

(Общим между принципом талиона и «Божьего суда» является стремление установить порядок.)

- Какой же урок можно извлечь из прошлого?

(Во-первых, даже древнее общество, чтобы поддерживать порядок, вводило определенные запреты. Во-вторых, нарушителей порядка строго наказывали. И, в-третьих, между преступлением и наказанием стремились установить равновесие, чтобы добиться справедливости.)

5. Работа с учебником.

Мудрый древнегреческий философ Эпикур сказал «Преступление редко остается скрытым; тот, кто совершил его, рискует потерять больше, чем выиграть»

Открываем учебник на стр. 117

- 1 группа – ситуация  № 3

- 2 группа – ситуация  № 4

- 3 группа – ситуация № 5

На обсуждение – 3-5 мин. Попробуйте привести пример из нашей школьной жизни.

  1. А сейчас, Рефлексия.  Рассадить по партам, карточки с табличкой, подписать (слайд)

- Какие из перечисленных нарушений правил жизни общества можно отнести к преступлениям, а какие – к проступкам?

А. несовершеннолетние отобрали у пенсионерки деньги.

Б. Школьник изрисовал стены только что отремонтированного подъезда.

В. Безработный угнал автомобиль и продал его на запчасти.

Г. Подросток оскорбил соседа, нецензурно выражаясь

Д. Ученик перешел дорогу в неположенном месте.

Е. Водитель грузовика ударил стоящую на обочине машину.

- Взаимопроверка (слайд) – если останется время. Слайд с правильными ответами и количеством баллов.

  1. Подведение итогов урока (слайд)

Учимся уважать закон. (слайд. Памятка)

  1. Помни, что законопослушные люди составляют основную часть нашего народа. А законопослушное поведение – это нормальное, привычное поведение большинства людей.
  2. Никогда не забывай, что мелкое нарушение порядка не только мешает людям, но и всегда находится на грани нарушения закона.
  3. Учти, закон не любит, когда его нарушают. И строго наказывает всех нарушителей, даже несовершеннолетних.
  4. Знай, что у государства есть много способов наказать нарушителя. И делает оно это для того, чтобы восстановить справедливость.

8. Домашнее задание

 - Параграф 10 (стр.109-116 учебника)

- Выполнить задания 1.2.6 на стр. 117.

Литература

  1. Обществознание. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений под ред.Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. – Просвещение, 2009.
  2. Поурочные разработки по обществознанию: 7 класс. – М.: ВАКО, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-размышление в 11А классе по повести В.Г.Распутина "Живи и помни" на тему "Война все спишет?.."

Урок посвящен 75-летию В. Г. Распутина.  К конспекту прилагаются презентация к уроку и кадры из фильма "Живи и помни"...

Урок-размышление в 11 классе по поэме А.А.Ахматовой "Реквием"

Тема: Поэма А.А.Ахматовой «Реквием» в контексте творческого пути поэтессы.Цель: знакомство с поэмой А.А.Ахматовой «Реквием.Задачи: 1) продолжить обучение анализу жанрового своеобразия поэмы от общего ...

Урок - размышление в 10 классе по теме "Священство" и "царство"

урок посвящен церковному расколу 17 века...

Урок – размышление в 6 классе по произведению О.Уайльда «Кентервильское привидение»

  Учащиеся знакомятся  с творчеством английского писателя О.Уайльдом, с особенностями смешного в рассказе, расширяют представление об иронии и пародии; рассматривают образы ...

Урок – размышление в 6 классе по произведению О.Уайльда «Кентервильское привидение»

Урок –  размышление в 6 классе по произведению О.Уайльда «Кентервильское привидение»В разработке урока уделяется большое внимание особенностям смешного в рассказе, расширяе...

Урок-размышление в 6 классе "Один в поле не воин?"

Цели:Познакомить со стихотворением Н.Заболоцкого «Одинокий дуб» Познакомить с жизнью и деятельностью Ф.Конюхова, Д.С.Лихачёва,  В. ДикуляРазвивать умения и навыки анализа художес...

«Чем жив человек?» (урок-размышление в 9 классе по рассказу М.А.Шолохова «Судьба человека»).

laquo;Чем жив человек?» (урок-размышление  в 9 классе по рассказу М.А.Шолохова «Судьба человека»). Цель: учить постигать идейный замысел произведения путём анализа текста....