Урок – размышление «Виновен – отвечай» 7 класс
методическая разработка по обществознанию (7 класс) по теме
Урок – размышление «Виновен – отвечай» 7 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_vinoven-otvechay_7_kl.doc | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект урока в 7 классе по теме: «Виновен-отвечай»
УМК под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой.
Тип урока: урок - размышление
Учитель истории и обществознания МБОУ «Чамеревская СОШ» Конькова С.Л.
Цели урока
Образовательные:
- систематизировать и обобщить знания о законе, «законопослушном поведении», умение работать с тестовыми заданиями;
- усвоение всеми учащимися стандартного минимума фактических знаний по данной теме;
Развивающие:
- формировать и развивать умение планировать свою работу в группе;
- продолжить формирование умений анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, соотносить конкретный казус с видом правонарушений
- развивать умения работать самостоятельно и высказывать свою точку зрения.
Воспитательные:
• воспитание гражданской ответственности, уважения к социальным нормам, чёткой установки на законопослушание.
Начало урока – установление личностного контакта учителя с учениками, их взаимное принятие и включение мотива на совместную работу. Положительная мотивация достигается путем активного и энергичного общения с учениками, где важно пожелать успеха ребятам, а учителю «сыграть» предвкушение радости от успеха урока, который сейчас начнется.
Актуализация знаний учащихся
I. Актуализация базовых знаний
●происходит первое разделение на группы для подготовки развёрнутого ответа по карточкам:
а) Что такое внешняя и внутренняя дисциплина?
б) Почему закон надо знать смолоду?
в) Кого можно считать «законопослушным человеком»
Группы сформированы с учетом полушарности в качестве главного основания и индивидуально-психологических особенностей учащихся в качестве вспомогательного.
II. Обсуждение выводов, сделанных в группе
III. Путешествие в прошлое
Презентация учащихся о правилах первобытного строя (табу, принцип талиона) и «Божий суд» Средневековья.
IV. Работа в группах с учебником
Происходит смена состава групп. Теперь основание полушарности остается в качестве главного, но другим основанием становятся социометрические позиции учащихся.
V. Проверка знаний учащихся по классификации «преступление», «проступок»
Выполнение теста с выбором ответа
Взаимопроверка
Итог содержательный
Обобщение полученных знаний, определение качества и уровня овладения ООУ по теме. Памятка «Учимся уважать закон»
Окончание урока
Урок – размышление «Виновен – отвечай» 7 класс
Цели: подвести учащихся к пониманию неизбежности справедливого наказания за совершенные преступления; познакомить учащихся с понятием «законопослушное поведение» и подвести их к пониманию, что это нормальное, привычное поведение большинства людей; продолжить формирование умений анализировать дополнительную литературу к уроку, делать выводы, работать по тексту учебника; воспитывать у учащихся стремление реализовать свои возможности и способности, стремление к получению знаний, уважение к закону, понимание, что закон строго наказывает всех нарушителей, даже несовершеннолетних.
Оборудование: компьютер, проектор, мультимедийная презентация, карточки-задания с дополнительным материалом.
Ход урока
- Организационный момент
- Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Виновен – отвечай»
- Подготовка устного развернутого ответа по карточкам № 1, № 2, № 3
КАРТОЧКА № 1
- Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него:
- Что такое внешняя и внутренняя дисциплина?
- Для этого подумайте и поразмыслите:
- Почему люди соблюдают дисциплину?
- Как общество контролирует поведение человека?
- Что такое внешняя дисциплина?
- Приведите примеры проявления внешней дисциплины.
- На чем основана внешняя дисциплина
- Почему человек предъявляет требования к самому себе?
- Кто контролирует выполнение этих требований?
- Чем внутренняя дисциплина отличается от внешней?
- Как происходит формирование самодисциплины?
- Сделайте вывод.
КАРТОЧКА № 2
- Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него:
- Почему закон надо знать смолоду?
- Для этого подумайте и поразмыслите:
- Что такое закон?
- С какого возраста надо начинать знакомить людей с содержанием законов?
- Какие виды преступлений вам знакомы?
- Почему люди совершают преступления? Почему их совершают несовершеннолетние?
- В каком своде законов Российской Федерации говорится об ответственности за совершение преступления?
- Какие наказания предусматриваются в этом своде законов?
- Почему государство привлекает несовершеннолетних к ответственности за совершенные правонарушения?
- Сделайте вывод.
КАРТОЧКА № 3
- Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него:
- Кого можно считать законопослушным человеком?
- Для этого подумайте и поразмыслите:
- Что значит быть законопослушным человеком?
- Почему законопослушные граждане – большая часть населения нашей страны?
- Почему государство и общество поддерживают и защищают законопослушных граждан?
- Как общество должно относиться к нарушителям порядка?
- Все ли нарушения порядка могу считаться преступлениями?
- Приведите пример таких правонарушений.
- Сталкивались ли вы с такими явлениями? Как окружающие люди реагировали на нарушение порядка? Почему?
- Сделайте вывод.
На обсуждение – 7-10 мин.
Обсуждение закончено.
Ответ 1 группы, вопросы. 2 группы, вопросы. 3 группы, вопросы.
- Путешествие в прошлое.
А знаете ли вы, что принятые государством общие правила поведения – законы, как и само государство, существовали не всегда (рассказ учащихся о правилах первобытного строя (табу, принцип талиона – 1 уч; «Божий суд» Средневековья – 2 уч.))
- Послушаем сообщения
- Итак, что общего в принципе талиона и «Божьего суда»?
(Общим между принципом талиона и «Божьего суда» является стремление установить порядок.)
- Какой же урок можно извлечь из прошлого?
(Во-первых, даже древнее общество, чтобы поддерживать порядок, вводило определенные запреты. Во-вторых, нарушителей порядка строго наказывали. И, в-третьих, между преступлением и наказанием стремились установить равновесие, чтобы добиться справедливости.)
5. Работа с учебником.
Мудрый древнегреческий философ Эпикур сказал «Преступление редко остается скрытым; тот, кто совершил его, рискует потерять больше, чем выиграть»
Открываем учебник на стр. 117
- 1 группа – ситуация № 3
- 2 группа – ситуация № 4
- 3 группа – ситуация № 5
На обсуждение – 3-5 мин. Попробуйте привести пример из нашей школьной жизни.
- А сейчас, Рефлексия. Рассадить по партам, карточки с табличкой, подписать (слайд)
- Какие из перечисленных нарушений правил жизни общества можно отнести к преступлениям, а какие – к проступкам?
А. несовершеннолетние отобрали у пенсионерки деньги.
Б. Школьник изрисовал стены только что отремонтированного подъезда.
В. Безработный угнал автомобиль и продал его на запчасти.
Г. Подросток оскорбил соседа, нецензурно выражаясь
Д. Ученик перешел дорогу в неположенном месте.
Е. Водитель грузовика ударил стоящую на обочине машину.
- Взаимопроверка (слайд) – если останется время. Слайд с правильными ответами и количеством баллов.
- Подведение итогов урока (слайд)
Учимся уважать закон. (слайд. Памятка)
- Помни, что законопослушные люди составляют основную часть нашего народа. А законопослушное поведение – это нормальное, привычное поведение большинства людей.
- Никогда не забывай, что мелкое нарушение порядка не только мешает людям, но и всегда находится на грани нарушения закона.
- Учти, закон не любит, когда его нарушают. И строго наказывает всех нарушителей, даже несовершеннолетних.
- Знай, что у государства есть много способов наказать нарушителя. И делает оно это для того, чтобы восстановить справедливость.
8. Домашнее задание
- Параграф 10 (стр.109-116 учебника)
- Выполнить задания 1.2.6 на стр. 117.
Литература
- Обществознание. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений под ред.Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. – Просвещение, 2009.
- Поурочные разработки по обществознанию: 7 класс. – М.: ВАКО, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-размышление в 11А классе по повести В.Г.Распутина "Живи и помни" на тему "Война все спишет?.."
Урок посвящен 75-летию В. Г. Распутина. К конспекту прилагаются презентация к уроку и кадры из фильма "Живи и помни"...
Урок-размышление в 11 классе по поэме А.А.Ахматовой "Реквием"
Тема: Поэма А.А.Ахматовой «Реквием» в контексте творческого пути поэтессы.Цель: знакомство с поэмой А.А.Ахматовой «Реквием.Задачи: 1) продолжить обучение анализу жанрового своеобразия поэмы от общего ...
Урок - размышление в 10 классе по теме "Священство" и "царство"
урок посвящен церковному расколу 17 века...
Урок – размышление в 6 классе по произведению О.Уайльда «Кентервильское привидение»
Учащиеся знакомятся с творчеством английского писателя О.Уайльдом, с особенностями смешного в рассказе, расширяют представление об иронии и пародии; рассматривают образы ...
Урок – размышление в 6 классе по произведению О.Уайльда «Кентервильское привидение»
Урок – размышление в 6 классе по произведению О.Уайльда «Кентервильское привидение»В разработке урока уделяется большое внимание особенностям смешного в рассказе, расширяе...
Урок-размышление в 6 классе "Один в поле не воин?"
Цели:Познакомить со стихотворением Н.Заболоцкого «Одинокий дуб» Познакомить с жизнью и деятельностью Ф.Конюхова, Д.С.Лихачёва, В. ДикуляРазвивать умения и навыки анализа художес...
«Чем жив человек?» (урок-размышление в 9 классе по рассказу М.А.Шолохова «Судьба человека»).
laquo;Чем жив человек?» (урок-размышление в 9 классе по рассказу М.А.Шолохова «Судьба человека»). Цель: учить постигать идейный замысел произведения путём анализа текста....