Конспект урока обществознания в 7 классе "Виновен - отвечай"
план-конспект урока по обществознанию (7 класс) на тему
Конспект урока урока обществознания в 7 классе "Виновен - отвечай" . Представлены 2 урока:
Урок №1
Тип урока: изучение нового материала.
Цель урока: Углубить понимание ответственности за свои поступки, способствовать формированию уважения к закону.
Основные понятия: законопослушное поведение, правонарушение, преступление, проступок.
Урок №2
Тип урока: урок-практикум.
Цель урока: формирование умения применять полученные знания на практике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока | 71.5 КБ |
Презентация к уроку | 218.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Виновен – отвечай
(урок обществознания в 7 классе)
Урок №1
Тип урока: изучение нового материала.
Цель урока: Углубить понимание ответственности за свои поступки, способствовать формированию уважения к закону.
Основные понятия: законопослушное поведение, правонарушение, преступление, проступок.
I Изучение новой темы
1. Законопослушное поведение
Чтение отрывка на стр. 65 «..Сейчас, когда…»
– Почему с бывшим школьником случилась беда?
(- не думал, что его действия – это преступления, - не знал закона, - не думал о последствиях)
– Почему государству порой приходится привлекать к ответственности и наказывать даже несовершеннолетних, не знающих нормы законодательства? (- тяжесть преступления, - не знание не освобождает от наказания)
– Я думаю, вам не раз приходилось слышать выражение «законопослушный человек». Кого можно назвать законопослушным человеком?
(Это человек, который всегда соблюдает законы, ни когда их не нарушает)
Законопослушный человек не просто не нарушает закон. Главная черта такого человека – уважительное отношение к закону. И это нормально. Такие люди составляют большую часть нашего общества.
– Почему законопослушное поведение граждан полезно для общества?
(В обществе царит порядок и справедливость)
Законопослушное поведение – это поведение, соответствующее требованиям закона.
2. Противозаконное поведение
– Как можно назвать поведение противоположное законопослушному?
(Противозаконное, противоправное)
– Примеры такого поведения вы можете найти на стр. 66.
– Кроме понятия противоправное поведение существует еще понятие аморальное поведение. Эти два понятия следует различать. Попробуйте объяснить, в чем различие между этими понятиями?
(Противоправное поведение не соответствует закону, а аморальное – нарушает нормы морали. Аморальный поступок не всегда является нарушением закона).
– Попробуйте привести пример поступка, который не соответствует морали, но не является нарушением закона. (Друг тебе доверил тайну…)
– Вернемся к противоправному поведению (правонарушению)
Правонарушение | |
проступки | преступления |
нарушение правил дорожного движения; нарушение общественного порядка; нарушение правил охоты и рыболовства и т. д. | кража, грабеж, разбой, убийство, террористический акт, угон автомобиля и т.д. |
– Подумайте, в чем разница?
(Первые менее опасны, менее вредны. Вторые более опасны и более вредны) Да, это так.
( Преступление – общественноопасное, виновное деяние, наносящее вред и попадающее под запрет уголовного закона. Проступок – правонарушение менее опасное деяние, наносящее меньший вред, чем преступление).
Чтение текста на стр. 69 и заполнение табл.
наказание за совершение проступков | наказание за совершение уголовных преступлений | ||
административных | гражданских | дисциплинарных | конфискация имущества, лишение свободы на определенный срок или пожизненно, смертная казнь и др. |
предупреждение, штраф, лишение специальных прав | возмещение ущерба, штраф | замечание, выговор, исключение из учебного заведения или увольнение с работы |
После вступления России в Совет Европы(1950г.), она вынуждена была в 1997г. подписать Протокол об отмене смертной казни. Однако смертная казнь в нашей стране не отменена, но ее исполнение приостановлено.
– Сравните наказания за проступки и преступления и сделайте вывод.
(Наказания за преступления более суровые, чем за проступки)
Еще древнеримские законодатели утверждали, закон учит жить честно, каждому воздать по заслугам. И сегодня в наших законах записано, что за нарушением следует наказание, а само наказание должно быть справедливым. Ведь не может быть одинаковым наказание за безбилетный проезд в транспорте и за грабеж или разбойное нападение.
Сообщение по статье 44 УК РФ о видах наказания
3. Разновидности преступлений
Преступления против….. | ||
жизни и здоровья | свободы чести и достоинства | собственности |
Впишите примеры в соответствующие графы.
Клевета, убийство, кража, похищение человека, истязание, грабеж.
Преступления по степени общественной опасности | |||
небольшой тяжести (до 2-х лет) | средней тяжести (2 – 5 лет) | тяжкие (5 – 10 лет) | особо тяжкие (свыше 10 лет) |
4. Ответственность за правонарушения
Сообщение по статье 20 УК РФ о возрасте, с которого наступает правовая ответственность.
Итак, в РФ закон устанавливает правовую ответственность с 16 или с14 лет. Во многих других странах этот возраст гораздо ниже. Например, в Ирландии уголовная ответственность может наступить уже с 7 лет, в Англии – с 10, во Франции и в Германии – с 13 лет. Неоднократно обсуждался вопрос о снижении возраста уголовной ответственности и в России. Также обсуждался вопрос о расширении списка преступлений, за которые предусмотрена ответственность с 14 лет.
– А каково ваше мнение по этому поводу?
– Какую цель преследует государство, наказывая малолетних преступников?
(Всякое преступление должно быть наказано. С целью перевоспитания. Чтобы подросток больше не совершал правонарушений)
Однако несовершеннолетних закон щадит. Ибо возраст является смягчающим обстоятельством. К несовершеннолетним могут применяться далеко не все виды наказаний. Не применяется исключительная мера наказания, лишение свободы – не свыше 10 лет, исправительные работы не более года, лишение свободы несовершеннолетние отбывают в воспитательной колонии.
Прочтите последний абзац на стр. 71 со слов «Но не надо думать…»
Кого называют подстрекателем? Кого называют соучастником преступления?
5. Уроки прошлого
Чтение текста на стр. 67-68
Задание: Что такое табу и принцип талиона? Почему в первобытном обществе люди строго соблюдали эти правила?
II Рефлексия
1. Что нового вы сегодня узнали на уроке?
2. Насколько эти новые знания будут вам полезны?
III Д.З. параграф №6 вопр. С.74
Урок №2
Виновен – отвечай
(урок обществознания в 7 классе)
Тип урока: урок-практикум
Цель урока: формирование умения применять полученные знания на практике.
I Подготовительное повторение
- Какое поведение называют законопослушным?
- Какое поведение называют противозаконным?
- Что общего между проступком и преступлением?
- Какие наказания предусмотрены УК РФ за совершение преступлений и проступков?
- Какие
II Выполнение практических заданий в рабочей тетради.
Задание №1. Объяснить понятия:
Законопослушный человек –
Противозаконное поведение –
Подстрекатель –
Задание №2.
В перечне проступков отметьте знаком «+» те, которые в большей мере регулируются моралью, чем правом:
Перешел улицу в неположенном месте | |
обидел своего товарища | |
не оплатил проезд в транспорте | |
оскорбил продавца в магазине | |
купил краденое | |
отказал в помощи пожилой соседке |
Задание №3.
Объяснить понятия:
Табу –
Принцип талиона –
Задание №4.
Правонарушения |
Преступление | Проступок |
Задание №5.
Преступление против | ||
жизни и здоровья | чести и достоинства | собственности |
Примеры: мошенничество; убийство; похищение человека; клевета; побои; побои; кража; истязание; Оскорбление; разбой; доведение до самоубийства; незаконное помещение в психиатрическую больницу.
Задание №6.
В перечне видов наказаний отметьте знаком «+» те, которые применяются только за совершение преступлений:
предупреждение | |
ограничение свободы | |
обязательные работы | |
штраф | |
лишение специального права | |
лишение свободы на определенный срок |
Задание №7. Пятнадцатилетний Вася П. систематически подкарауливал учеников начальной школы, заставлял их показывать содержимое карманов и портфелей, отбирал деньги и понравившиеся ему вещи. Как следует квалифицировать действия Васи П. с точки зрения УК РФ? Может ли он быть привлечен к ответственности? Свой ответ поясните.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Противозаконное поведение Правонарушения проступки преступления Нарушение правил дорожного движения; нарушение общественного порядка; нарушение правил охоты и рыболовства и т. д. Кража, грабеж, разбой, убийство, террористический акт, угон автомобиля и т. д.
Преступление – общественноопасное, виновное деяние (действие или бездействие), наносящее вред и попадающее под запрет уголовного закона.
Проступок – правонарушение менее опасное, наносящее меньший вред, чем преступление.
Наказание за совершение проступков уголовных преступ-лений админист-ративных граждан-ских дисципли-нарных
Наказание за совершение проступков уголовных преступ-лений админист-ративных граждан-ских дисципли-нарных Конфискация имущества, лишение свободы на определенный срок или пожизненно, смертная казнь и др. предупреждение, штраф, лишение специальных прав возмещение ущерба, штраф Замечание, выговор, исключение из учебного заведения или увольнение с работы
Разновидности преступлений Преступления против…. Жизни и здоровья Свободы, чести и достоинства Собствен-ности
Преступления по степени общественной опасности Неболь-шой тяжести (до 2 лет) Средней тяжести (2 – 5 лет) Тяжкие (5 – 10 лет) Особо тяжкие (свыше 10 лет)
Подстрекатель – Соучастник –
Табу – Принцип талиона –
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока обществознания для 10 класса. Урок- объяснение нового материала. Тема: Общение как обмен информацией.
Конспект урока обществознания для 10 класса.Урок- объяснение нового материала.Тема: Общение как обмен информацией....
План - конспект урока обществознания с использование ЦОР. Тема урока "Правовое государство"
Использовались материалы Единой коллекции ЦОР и Федерального портала школьных ЦОР....
План – конспект урока обществознания в 5 классе Тема урока «Современное общество»
План – конспект урока обществознания в 5 классе по теме: «Современное общество». Данный урок разработан по материалам учебника : А.И. Кравченко, Е.А. Певцова «Обществознание». - М.: ...
Конспект урока обществознания для 10 класса. Урок- объяснение нового материала. Тема: Общение как обмен информацией.
Цель: Выявить сущность общения, как способа обмена информацией. Рассмотреть особенности общения в информационном обществе. Дать ...
Конспект урока с тестом "Виновен - отвечай"
Конспект урока по обществознанию в 7 классе на тему "Виновен - отвечай"...
Конспект урока 7 класс "Виновен - отвечай"
Урок обществознания в 7 классе.Тем урока: «Виновен – отвечай»Цель: поговорим о нарушениях, какие бывают нарушения, и наказания существуют за эти нарушенияТип урока: открытие новых зн...