Рабочая программа по обществознанию 8 класс
рабочая программа по обществознанию (8 класс)
Рабочая программа по обществознанию 8 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по обществознанию 8 класс | 327.97 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Васина Юлия Александровна
Высшая квалификационная категория
По обществознанию
8 класс
г.Улан-Удэ
2023 - 2024 учебный год
Рабочая программа составлена в соответствии ФГОС ООО, концепцией преподавания учебного предмета «Обществознание» (https://docs.edu.gov.ru/document/9906056a57059c4266eaa78bff1f0bbe), программой воспитания.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные и метапредметные результаты представлены с учетом принципов преподавания общественного знания в основной школе.
Планируемые предметные результаты и содержание предмета распределены по годам обучения с учетом входящих в курс содержащих модулей (разделов) и требований к результатам освоения основных образовательных программ, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также с учетом федеральной рабочей программы воспитания. Содержательные модули (разделы) охватывают знания об обществе и людях в целом, знания всех основных сфер жизни общества и знание основ российского права. Представленный в программе вариант распределения модулей (разделов) по годам обучения является одним из возможных.
Научным сообществам и средним средним школам принято такое содержание содержания, при котором модуль (раздел) «Основы российских прав» завершает курс обучения в основной школе.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты, основанные на традиционных российских социокультурных и духовно-нравственных ценностях, принятых в нормах поведения, отражают готовность обучающихся руководиться ими в жизни, во взаимодействии с другими людьми, при правильном подходе. Они предполагаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в процессе развития у обучающихся установки на решение практических задач направленности социальности и опыта конструктивного поведения по основному направлению воспитательной деятельности, в том числе в части:
Гражданского воспитания:
готовность к осуществлению ответственности гражданина и реализации его прав, уважения прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни, образовательная организация, местная семья, родной край, страна; неприятие форм любого экстремизма, членство; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; представление о способах противодействия коррупции; готовность к разнообразной созидательной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; активное участие в школьном самоуправлении; готовность к гуманитарной деятельности (волонтёрство, помощь людям, нуждающимся в ней).
Патриотического воспитания:
осознание российской политической идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе; небольшой интерес к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам России, государственным праздникам; историческое, природное наследие и памятники, традиции разных народов, проживающих в родной стране.
Духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в рамках нравственного выбора; готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции моральных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активные неприятие асоциальных поступков; свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального здоровья:
осознание ценностей жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни; осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и других форм вреда для физического и психического здоровья; соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и моим конкретным, информационным и политическим условиям, в том числе осмысляя масштаб опыта и выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
Сформированность навыков рефлексии, политики своего права на ошибку и такого же права другого человека.
Трудового воспитания:
установка на активное участие в обеспечении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, города, края) технологической и социальной направленности, способности инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда мгновенного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развития необходимых для этого умений; уважение к труду и результатам трудовой деятельности; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и настроения.
Экологическое воспитание:
ориентация на применение знаний социальных и производственных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования последующих действий и возможных последствий своих действий для окружающей среды; повышение уровня культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активные неприятные действия, приносящие вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природных, технологических и социальных сред; готовность к получению в практической деятельности главной направленности.
Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных принципах развития человека, природы и общества, о взаимосвязях человека с природной и социальной эпохой; владение языковой и читательской культурой как мытье познания мира; владение необходимыми навыками исследовательской деятельности; установка на осмысление опыта, наблюдения, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного развития.
Личностные результаты, обеспечение адаптации обучающегося к меняющимся условиям социальной и природной среды:
Обучение способствует экономическому опыту, основным социальным ролям, соответствующему возрасту деятельности, нормам и правилам общественного поведения, формам социальной жизни в группах и сообществах, включая семьи, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках постоянного взаимодействия с людьми из другой культурной среды. ;
способность обучающихся в условиях неопределенности, открытости опыта и знаний других;
способность действовать в условиях неопределённости, открытости опыту и знаниям других, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей; осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и навыки из опыта других; навыки установления и связывания образов, способность новых знаний, в том числе способность формировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее известные, осознавать недостаточные хорошие знания и компетенции, планировать свое развитие;
навыки установления и связывания образов, способность новых знаний, в том числе способность формировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее известные, осознавать недостаточные хорошие знания и компетенции, планировать свое развитие;
Уметь распознавать отдельные понятия по характерным факторам, выполнять операции в соответствии с определениями и простейшими понятиями, конкретизировать примеры примеров, использовать понятие и его свойства при определении задачи (далее – оперировать понятиями), а также оперировать терминами и представлениями в области развития понятий, включая ;
умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
уметь оценивать свои действия с учетом окружающей среды, достижения целей и преодоления вызовов, возможные возможные последствия;
способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмера; оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедших ситуациях; быть готовым действовать при отсутствии гарантий успеха.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы, которые можно сформировать при изучении сознания:
1. Владение универсальными учебными познавательными действиями.
Базовые логические действия:
выявлять и характеризовать различные признаки социальных явлений и процессов;
сохраняемый существенный признак классификации социальных фактов, являющийся основанием для их обобщения и сравнения, критерием проведения анализа;
с учетом предложенной задачи выявить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
предложить критерии для выявления особенностей и противоречий;
выявлять дефицит информации, данных, ресурсов для решения поставленной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении тенденций и процессов;
делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно выбрать способ решения учебной задачи (сравнить несколько вариантов решения, выбрать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных вариантов).
Базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желаемым состоянием ситуации, объектом, самостоятельно сохраняя иское и существующее;
сформулировать гипотезу об истинности справедливых суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
проведение самостоятельного составленного плана небольшого исследования по установлению конкретного объекта, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;
оценить применимость и достоверность информации, полученной в ходе исследований;
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенных наблюдений, исследований, владеть инструментами, оценивать достоверность выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствий в аналогичных или сходных условиях, выдвигать борьбу за их развитие в новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных условий;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
нахождение сходных аргументов (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных источниках информации;
самостоятельно выбрать оптимальную форму представления информации;
оценить надежность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
2. Владение универсальными учебными коммуникативными действиями.
Общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с требованиями и условиями общения;
выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
понимать намерения других, выражать уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога и (или) обсуждения задавать вопросы по существующей обсуждаемой теме и высказывать идеи, ориентированные на решение задач и поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои мнения с мнениями других участников диалога, находить детали и сходство позиций;
публичное выступление результатов выполненного исследования, проекта;
Самостоятельно выбрать форму представления с учётом задачи, презентации и отдельного источника, и в соответствии с этим составить устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.
Совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретных проблем, обосновывать необходимость применения групповых взаимодействий при решении поставленной задачи;
принять цель совместной деятельности, коллективно построить действия по ее решению: вернуть роли, договариваться, обсуждать процесс и совместный результат работы; уметь общаться с мнениями нескольких людей, обеспечивать поддержку руководить, выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между участниками команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и интеллектуальные);
выполнять свою часть работы, обеспечивать качественный результат в своем направлении и координировать свои действия с другими участниками команды;
оценить качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформировавшим взаимодействие участников; Сопоставить результаты с исходной коммутацией и внести вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделить сферу ответственности и обеспечить надежность для предоставления отчёта перед выводом.
3. Владение универсальными учебными регулятивными действиями.
Самоорганизация:
выявлять проблемы для решения в жизненных и физических условиях;
ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решений в группе, принятие решений в группе);
самостоятельно разработать алгоритм решения задачи (или его часть), выбрать способ решения учебной задачи с учётом физических ресурсов и естественных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
составить план действий (план реализации алгоритма решения), скорректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом объекте;
делать выбор и брать на себя ответственность за решение.
Самоконтроль:
владеть методами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
дать адекватную оценку ситуации и предложить план ее изменений;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при выполнении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причину достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедших ситуациях;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, ошибок, возникших в результате;
Оценить соответствие результата и условий.
Эмоциональный интеллект:
проявлять, называть и управлять своими источниками энергии и источниками энергии других;
выявлять и анализировать причины эмоций;
поставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
регулировать способ выражения эмоций.
Принятие себя и других:
осознанно обращаясь к человеку, по его мнению;
признавать свое право на ошибку и признавать такое же право другого;
принимать себя и других, не осуждая; открытость себе и другому;
осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Человек в экономических отношениях
- осваивать и применять знания об экономической жизни общества, ее основных проявлениях, экономической медицине, собственности, механизме рыночного регулирования экономики, финансовых отношениях, роли государства в экономике, видах налогов, основах государственной бюджетной и денежно-кредитной политики, о влиянии государственной политики на развитие конкуренции ;
- характеризовать способы организации экономической жизни в различных экономических условиях; объекты творчества и предложения по вопросам рынка труда и финансового рынка; функция денег;
- приводить меры по повышению эффективности производства; деятельность и проявления основных функций различных финансовых посредников; использование способов повышения эффективности производства;
- классифицировать (в том числе сохранять существующий признак классификации) механизмы государственного регулирования экономики;
- сравнивать различные виды хозяйствования;
- содержать и объяснять связь финансовых потрясений и социально-экономических кризисов в штатах;
- использовать полученные знания для объяснения причин достижений (недостижения) результатов экономической деятельности; для объяснения основных принципов государственного регулирования экономики, государственной политики в области развития конкуренции, социально-экономической роли и функций предпринимательства, причин и последствий безработицы, необходимости правомерного налогового поведения;
- определять и аргументировать с точки зрения социальных ценностей и с опорой на общественные знания, факты общественной жизни, свое отношение к предпринимательству и развитию собственного бизнеса;
- решать познавательные и практические задачи, связанные с обнаружением экономических действий, на основе разумного выбора в условиях ограниченных ресурсов; с использованием различных методов повышения эффективности производства; размышления о типичных ситуациях и социальных взаимодействиях в сфере экономической деятельности; мыслительные процессы;
- овладевать смысловым чтением, преобразовывать текстовую экономическую информацию в модели (таблица, схема, график и пр.), в том числе о крайних и экономических благах, о видах и формах предпринимательской деятельности, экономических и социальных последствиях безработицы;
- извлекать информацию из адаптированных источников, публикаций в средствах массовой информации и Интернета о тенденциях развития экономики в нашей стране, о борьбе с различными формами финансового мошенничества;
- анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать и оценивать прогнозы, включая экономико-статистическую, на основе адаптированных источников (в том числе научных материалов) и публикацию СМИ, соотносить ее с личным опытом; используя общественноведические знания, формулировать выводы, подкрепляя их аргументами;
- оценивать собственные преступления и преступления других людей с точки зрения их экономической эффективности (сложившиеся модели поведения производителей и потребителей; граждане, защищающие свои экономические интересы; практика осуществления экономических действий на основе рационального использования в условиях ограниченных ресурсов; различные способы оценки эффективности производства, распределения семейных ресурсов). ресурсов, для оценки риска осуществления финансовых мошенничеств, применения недобросовестных практик);
- приобрести опыт использования знаний, включая основы финансовой грамотности, в практической деятельности и повседневной жизни для анализа потребительской жизни в домашнем хозяйстве, структуры семейного бюджета; составление личного финансового плана; для выбора профессии и оценки хорошего роста в профессиональной сфере; выбор форм сбережений; для реализации и защиты прав потребителей (в том числе финансовых услуг), осознанного выполнения обязанностей, выбора профессии и оценки хорошего роста в профессиональной сфере;
- приобрести опыт составления простейших документов (личный финансовый план, заявление, резюме);
- изучать совместную деятельность, включая взаимодействие с людьми другой культуры, национальными и религиозными вещами, на основе гуманистических ценностей, взаимопонимания между людьми разных культур.
Человек в мире культуры
- осваивать и применять знания о процессах и явлениях в духовной жизни общества, о науке и образовании, системе образования в Российской Федерации, о религии, мировых религиях, об искусстве и его видах; об информации как важном ресурсе современного общества;
- характеризовать духовно-нравственные ценности (в том числе нормы морали и нравственности, гуманизм, парламентизм, справедливость) нашего общества, искусство как сферу деятельности, информационную культуру и информационную безопасность;
- приводить политику российского государства в сферу культуры и образования; профессиональное образование по социализации личности; правила информационной безопасности;
- классифицировать по разным формам и видам культуры;
- сравнивать формы культуры, естественные и социально-гуманитарные науки, виды искусств;
- поддерживать и объяснять взаимосвязь развития духовной культуры и формирования личности, взаимовлияние науки и образования;
- использовать полученные знания для объяснения роли непрерывного образования;
- определять и аргументировать с точки зрения социальных ценностей и с опорой на общественные знания, факты наблюдения за жизнью, свое отношение к информационной культуре и информационной безопасности, правила безопасного поведения в Интернете;
- решать познавательные и практические задачи, масштабные формы и многообразие духовной культуры;
- овладевать смысловым чтением текстов по проблемам развития современной культуры, составлять план, преобразовывать текстовую информацию в модели (таблицу, диаграмму, диаграмму) и преобразовывать предложенные модели в текст;
- изучить поиск информации об опасностях современных учёных, о конкретно объединениях в Российской Федерации, о роли искусства в жизни человека и общества, о видах мошенничества в Интернете в разных источниках информации;
- анализировать, систематизировать, оценивать и обобщать экономическую информацию, представленную в разных формах (описательную, графическую, аудиовизуальную), при изучении культуры, науки и образования;
- оценивать собственные поступки, поведение людей в духовной сфере жизни общества;
- использовать полученные знания для публичного демонстрации результатов своей деятельности в сфере духовной культуры в соответствии с особенностями и регламентом;
- Приобретите опыт осуществления совместной деятельности при изучении разных культур, стран и отдельных ценностей.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов |
| Виды деятельности | Виды, формы контроля | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы | |
всего | контрольные работы | практические работы | |||||
Раздел 1. Человек в экономических отношениях |
|
|
|
| |||
1.1. | Экономика - основа жизнедеятельности человека
| 5 | 1 | 0 | Характеризовать способы координации хозяйственной жизни в различных экономических системах: описывать различные способы хозяйствования и формулировать основания для сравнения; | Контрольная работа; | |
1.2. | Рыночные отношения в экономике | 5 | 0 | 0 | Приводить примеры использования способов повышения эффективности производства: иллюстрировать на основе социальных фактов различные способы повышения его эффективности; | Тестирование; | |
1.3. | Финансовые отношения в экономике | 5 | 0 | 0 | Анализировать, обобщать, систематизировать, критически оценивать социальную информацию, включая экономико-статистическую, из адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций СМИ, соотносить её с личным социальным опытом; формулировать выводы, подкрепляя их аргументами; выполнять задания к предложенным учителем фрагментам; | Устный опрос; Письменный контроль; | |
1.4. | Домашнее хозяйство | 3 | 0 | 1 | Оценивать собственные поступки и поведение других людей с точки зрения их экономической рациональности: давать оценку рациональному распределению семейных ресурсов. Основы функциональной грамотности: финансовая грамотность; | Устный опрос; | |
1.5. | Экономические цели и функции государства | 2 | 0 | 0 | Выявлять причинно-следственные связи при изучении экономических явлений и процессов; | Тестирование; | |
Итого по разделу | 20 |
|
|
|
|
| |
Раздел 2. Человек в мире культуры |
|
|
|
|
2.1. | Культура, её многообразие и формы
| 1 | 0 | 0 | Осваивать и применять знания о процессах и явлениях в духовной жизни: различать в предлагаемых ситуациях формы культуры, выявлять их описания в тексте, составлять опорные схемы и планы; Классифицировать по разным признакам формы и виды культуры: сопоставлять определённые примеры с указанными формами (видами) культуры, составлять собственные модельные примеры различных видов культуры; Сравнивать формы культуры: различать признаки разных форм культуры в предлагаемых ситуациях и примерах; Устанавливать и объяснять взаимосвязь развития духовной культуры и формирования личности: описывать взаимовлияние различных форм культуры, современной молодёжной культуры и личностного развития личности; Овладевать смысловым чтением текстов по проблемам развития современной культуры: составлять план, преобразовывать текстовую информацию в модели (таблицу, диаграмму, схему) и преобразовывать предложенные модели в текст; Приобретать опыт осуществления совместной деятельности при изучении особенностей разных культур, национальных и религиозных ценностей: выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи в процессе совместной работы. Основы функциональной грамотности: глобальные компетенции; Содействовать формированию внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом; | Устный опрос; | ||
2.2. | Наука и образование в Российской Федерации | 4 | 1 | 0 | Осваивать и применять знания о науке и образовании, о системе образования в Российской Федерации: отбирать с заданных позиций приведённые в тексте описания; Сравнивать естественные и социально-гуманитарные науки: находить их сходства и различия в предлагаемых примерах; Решать познавательные и практические задачи, касающиеся форм и многообразия духовной культуры: анализировать жизненные ситуации и принимать решения относительно осуществления конкретных действий в области науки, образования, самообразования. Основы функциональной грамотности: глобальные компетенции; Осуществлять поиск информации об ответственности современных учёных в разных источниках: сопоставлять и Осуществлять поиск информации об ответственности современных учёных в разных источниках: сопоставлять и обобщать информацию, представленную в разных формах (описательную, графическую, аудиовизуальную); Приводить примеры политики Российского государства в сфере культуры и образования: отбирать соответствующие ситуации из учебных текстов и СМИ; Использовать полученные знания для объяснения роли непрерывного образования: выполнять индивидуальные и групповые проекты; Формировать мотивацию к целенаправленной социально значимой деятельности (получению образования); Выявлять причинно-следственные связи, доказывая значение образования в условиях усложнения технологий в современном обществе; Выявлять причинно-следственные связи, доказывая значение образования в условиях усложнения технологий в современном обществе; | Устный опрос; |
2.3. | Роль религии в жизни общества
| 2 | 0 | 0 | Осваивать и применять знания о религии, мировых религиях: различать в предлагаемых ситуациях мировые религии, особенности религии как социального института; Сравнивать мировые и национальные религии: составлять сравнительную таблицу; Осуществлять поиск информации о религиозных объединениях в Российской Федерации в разных источниках информации: сопоставлять и обобщать информацию, представленную в разных формах (описательную, графическую, аудиовизуальную); Оценивать собственные поступки, поведение людей в духовной сфере жизни общества: выражать свою точку зрения, участвовать в дискуссии. Основы функциональной грамотности: глобальные компетенции; Овладевать навыками работы с информацией: воспринимать и создавать информационные тексты в различных форматах, в том числе цифровых; | Устный опрос; | ||
2.4. | Роль искусства в жизни человека
| 2 | 0 | 0 | Осваивать и применять знания об искусстве и его видах: различать в предлагаемых ситуациях объекты, относящиеся к разным видам искусства; Характеризовать искусство: отбирать в тексте значимые признаки для его характеристики; Сравнивать виды искусств: составлять сравнительные таблицы; Осуществлять поиск информации о роли искусства в жизни человека и общества в разных источниках информации: сопоставлять и обобщать информацию, представленную в разных формах (описательную, графическую, аудио- визуальную); Формировать готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности в определении своего отношения к искусству как форме общественного сознания; Овладевать навыками работы с информацией: восприятие и создание информационных текстов в различных форматах, в том числе цифровых; | Устный опрос; |
2.5. | Роль информации в современном мире
| 1 | 0 | 0 | Осваивать и применять знания об информации как важном ресурсе современного общества: различать в предлагаемых ситуациях объекты, относящиеся к разным видам информации; Характеризовать информационную культуру и информационную безопасность: отбирать в тексте признаки информационной культуры, особенности информационной безопасности; Приводить конкретные примеры правил информационной безопасности: моделировать ситуации, отражающие их действие и значение; Определять и аргументировать с точки зрения социальных ценностей и с опорой на обществоведческие знания факты общественной жизни, своё отношение к информационной культуре и информационной безопасности, правилам безопасного поведения в Интернете: формулировать суждения на основе информации, предложенной учителем; выражать своё отношение к поступкам людей в конкретных ситуациях; Осуществлять поиск информации о видах мошенничества в Интернете: составлять алгоритм безопасного поведения в Интернете, сопоставляя и обобщая информацию, представленную в разных формах (описательную, графическую, аудиовизуальную); Использовать полученные знания для публичного представления результатов своей деятельности в сфере духовной культуры: выступать с сообщениями в соответствии с особенностями аудитории и регламентом; Содействовать формированию готовности обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению; Овладевать навыками работы с информацией: выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи; | Устный опрос; | ||
Итого по разделу | 10 |
|
|
|
|
|
| |
Раздел 3. Итоговое повторение |
|
|
|
|
| |||
3.1. | Защита проектов | 4 | 0 | 0 | Защита проектов; | Устный опрос; |
| |
Итого по разделу | 4 |
|
|
|
|
|
| |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 34 | 2 | 1 |
|
|
|
|
Входная контрольная работа по Обществознанию. 8 класс.
Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения итоговой контрольной работы
Код раздела Код контролируемого элемента Элементы содержания
1 1.1 Взаимодействие общества и природы
2 2.1 Экономика, ее роль в жизни общества
2.2 Производство, труд, производительность труда.
2.3 Обмен, торговля.
2.4 Предпринимательство. Виды и формы бизнеса.
3 3.1 Конституция РФ. Конституционные обязанности гражданина. Защита Отечества.
3.2 Социальные нормы. Санкции. Понятие правоотношений.
Правоохранительные органы власти.
3.3 Особенности правового статуса несовершеннолетних. Уголовная ответственность несовершеннолетних.
4.3 Правонарушения и наказания.
Код контролируемого требования к уровню подготовки, проверяемому заданиями контрольной работы:
знать - понимать
1.1 социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми
1.2 сущность общества как формы совместной деятельности людей
1.3 содержание и значение социальных норм, регулирующих
общественные отношения
уметь
2.1 описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли
2.2 приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах
2.3 оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности
Спецификация
Цель работы: контроль знаний и умений учащихся за курс обществознания 7 класса.
Содержание входной контрольной работы по обществознанию определяется на основе следующих нормативных документов:
1. Федерального государственного стандарта основного общего образования.
2. Кодификатор элементов содержания и требований (умений), составленный на основе Обязательного минимума содержания основных образовательных программ и Требований к уровню подготовки выпускников основной школы.
Характеристика структуры и содержания работы
Общее число заданий в работе – 16, работа состоит из 2 частей. Задания базового и повышенного уровней сложности. Они располагаются по принципу нарастания от базовых в части А к усложненным в части В.
Часть А содержит 13 заданий с выбором ответа (один верный ответ из предложенных). С их помощью проверяются базовые знания понятий и терминов, умения описывать и сравнивать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки.
Часть В состоит из более сложных заданий (3) с открытым ответом. Они позволяют проверить умения классифицировать и систематизировать знания, давать краткий ответ, решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека.
Распределение заданий по разделам курса:
Тема 1. Регулирование поведения людей в обществе - задания А2, 3, 4, 5, 6, 7, В2
Тема 3. Человек и экономика – задания А 8, 9, 10, 11. 12, В1, В3
Тема 4. Человек и природа - задание А 1, 13
Максимальный возможный балл по каждой части работы
Часть А Правильно выполненное задание оценивается 1 баллом 13 баллов
Часть В Правильно выполненные задание В1, оценивается 1 баллом, задания В2, В3 оцениваются по следующему принципу:
2 балла – нет ошибок
1 балл – допущена одна ошибка
0 баллов – допущены две и более ошибок 5 баллов
Максимальный балл за правильное выполнение всей работы - 18 баллов
Для оценивания выполнения обучающимися контрольной работы рекомендуется следующая шкала перевода первичного балла в отметку по пятибалльной шкале:
Отметка по пятибалльной шкале «2» «3» «4» «5»
Общий балл 0-8 9-12 13-15 16-18
На выполнение заданий тестовой работы отводится 40 минут.
Обобщённый план варианта контрольных измерительных материалов для проведения входной (стартовой) диагностической контрольной работы
по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 8 класс
Уровни сложности заданий: Б – базовый; П – повышенный.
Обозначение задания в работе Проверяемое содержание Уровень сложности задания Максимальный балл за задание
А1 Взаимодействие общества и природы Б 1
А2 Конституционные обязанности гражданина. Защита Отечества. Б 1
А3 Социальные нормы. Санкции. Понятие правоотношений. Б 1
А4 Конституция РФ. Конституционные обязанности гражданина. Защита Отечества. Б 1
А5 Особенности правового статуса несовершеннолетних. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Б 1
А6 Правонарушения и наказания. Б 1
А7 Конституция РФ. Конституционные обязанности гражданина. Защита Отечества.
Б 1
А8 Экономика, ее роль в жизни общества Б 1
А9 Производство, труд, производительность труда. Б 1
А10 Предпринимательство. Виды и формы бизнеса. Б 1
А11 Предпринимательство. Виды и формы бизнеса. Б 1
А12 Экономика, ее роль в жизни общества Б 1
А13 Взаимодействие общества и природы Б 1
В1 Обмен, торговля.
Предпринимательство. Виды и формы бизнеса. П 1
В2 Правоохранительные органы власти. П 2
В3 Обмен, торговля.
Предпринимательство. Виды и формы бизнеса. П 2
Всего заданий – 16, из них
по уровню сложности: Б – 13, П – 3.
Максимальный первичный балл – 18.
Общее время выполнения работы – 40 минут
Ключ к контрольной работе по обществознанию
№ вопроса 1- вариант 2 - вариант
А1 4 1
А2 2 1
А3 2 3
А4 3 1
А5 3 3
А6 4 2
А7 3 2
А8 3 4
А9 1 2
А10 2 3
А11 4 2
А12 3 2
А13 4 3
В1 Единичное производство Квалификация
В2 А1, Б1, В2, Г2, Д1 А2, Б1, В2, Г1, Д1
В3 1Г, 2А, 3Д, 4Б, 5В 1В, 2Г, 3А, 4Д, 5Б
Входная контрольная работа по обществознанию 8 класс (за 7 класс)
Вариант 1.
А1. Верны ли суждения о военной службе в Российской Федерации?
А) На военную службу призывают граждан в возрасте от 17 до 30 лет.
Б) Срок военной службы по призыву 12 месяцев.
1) верно только А 2)верно только Б 3)оба суждения верны 4)оба суждения неверны
А2. Одной из экологических проблем, крупных городов, является:
1) исчезновение редких видов животных
2) плохая работа общественного транспорта
3) усиление естественного загрязнения атмосферы
4) накапливание бытовых и промышленных отходов
А3. Наказание за нарушение установленных правил:
1) мораль 2) санкция 3) Конституция 4) действие
А4. С какого возраста наступает уголовная ответственность за все виды нарушений?
1) с 12 лет 2) с 14 лет 3) с 16 лет 4) с 18 лет
А5. Насильственное хищение чужого имущества:
1) вымогательство 2) кража 3) попрошайничество 4) разбой
А6. Основной, главный закон страны:
1) Великая хартия вольностей 2) декларация 3) Конституция 4) конвенция
А7. Наука об ограниченных возможностях и безграничных потребностях человека:
1) философия 2) Обществознание 3) Экономика 4) история
А8. Какое проявление экономики приведено: «Завод выпустил партию новых легковых автомобилей»?
1) производство 2) Распределение 3) Обмен 4) Реклама
А9. К внешним угрозам нашей стране относится:
1) создание незаконных вооруженных формирований 2) торговля наркотиками на улицах
3) военный конфликт в соседнем государстве 4) распространение оружия
А10. Предприятие, которым владеет и управляет один человек:
1) Госкорпорация 2) Акционерное общество
3) товарищество 4) Индивидуальное предприятие
А11Что из перечисленного характеризует торговое предпринимательство?
1) Ремесло 2) Купля-продажа товара 3) Ростовщичество 4) Уплата налогов
А12 К каким ресурсам семьи относится заработная плата родителей?
1) К материальным 2) К трудовым 3) К финансовым 4) к информационным
А13 Одной из причин современных экологических бедствий является:
1) Рост числа животных на планете 2) Посадка лесов вокруг городов
3) Большое число любителей создания гербариев
4) Нерациональное использование ресурсов
В1. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, соответствуют понятию «формы бизнеса». Запишите термин, относящийся к другому понятию.
Индивидуальное предприятие, товарищество, акционерное общество, единичное производство.
В2. Установите соответствие между приведенными понятиями и их определениями. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
1) бартер А) особый товар, выполняющий роль всеобщего эквивалента при обмене товаров
2) деньги Б) целесообразная деятельность людей по созданию материальных и духовных благ, направленных на удовлетворение потребностей
3) номинал В) экономическая деятельность, направленная на получение дохода, прибыли
4) труд Г) натуральный обмен одного товара на другой
5) бизнес Д) нарицательная стоимость, обозначенная на ценных бумагах. монетах
В3. Установите соответствие между правоохранительным органом и его функциями: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.
ФУНКЦИИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫ ОРГАНЫ
А) выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений. 1) полиция
Б) прием, регистрация и проверка заявлений и сообщений о преступления, административных правонарушениях
и происшествиях. 2) суд
В) вынесение приговоров по гражданским, уголовным, административным делам
Г) установление виновности или невиновности подозреваемых в совершении преступления.
Д) обеспечение безопасности граждан и общественного порядка.
Входная контрольная работа по обществознанию 8 класс (за 7 класс)
Вариант 2
А1 Правила, устанавливающие, кто, в какой очередности, с помощью каких неизменных слов, жестов или предметов совершает действие:
1) расследование 2) преступление 3) ритуал 4) общение
А2 Верны ли следующие суждения о военной службе РФ?
А) Граждане могут проходить службу по контракту.
Б) Гражданин должен встать на воинский учет по достижении 20 лет.
1) верно только А 2) верно только Б 3) оба суждения верны 4)оба суждения неверны
А3 К экологическим проблемам относится:
1) загрязнение атмосферы 2) снижение рождаемости
3) снижение уровня жизни населения 4) специализация труда в производстве
А4 К обязанностям граждан России относится:
1) охрана природы 2) участие в управлении государством
3) приобщение к национальной культуре 4) соблюдение моральных норм
А5 В чем проявляется свобода человека?
1) В праве каждого поступать так, как ему хочется
2) В возможности не исполнять свои обязанности
3) В строгом соблюдении законов в обществе всеми гражданами
4) В нарушении прав других людей
А6 К обязанностям граждан России относится:
1) охрана природы 2) участие в управлении государством
3) приобщение к национальной культуре 4) соблюдение моральных норм
А7 Тайное хищение чужого имущества:
1) вымогательство 2) кража 3) попрошайничество 4) разбой
А8 К основным проявлениям экономики не относится:
1) Производство 2) Распределение 3) Обмен 4) Реклама
А9 К внутренним угрозам нашей стране относится:
1) Угроза ядерной войны 2) Рост преступности
3) Военные конфликты с соседними государствами
4) Деятельность международных террористических организаций
А10 Какое проявление экономики приведено: « На заводе было решено несколько новых легковых автомобилей подарить ветеранам»?
1) Производство 2) Распределение 3) Обмен 4) Реклама
А11Что является главной целью занятия бизнесом?
1) Рост производства 2) Снижение затрат 3) Получение прибыли
4) создание дополнительных рабочих мест
А12 Ценная бумага, дающая владельцу право на управление предприятием и получение части прибыли:
1) Облигация 2) Акция 3) Прокламация 4) Вексель
А13 К каким ресурсам семьи относятся время и силы домочадцев, необходимые для выполнения домашней работы?
1) К материальным 2) К трудовым 3) К энергетическим 4) К информационным
А14 К исчерпаемым природным ресурсам относятся:
1) Ветер 2) Солнце 3) Почва 4) Приливы и отливы
А15 Какое проявление экономики приведено: « На заводе было решено несколько новых легковых автомобилей подарить ветеранам»?
1) Производство 2) Распределение 3) Обмен 4) Реклама
Часть В
В1 Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, соответствуют понятию «деньги». Запишите термин, относящийся к другому понятию
Номинал, банкнота, квалификация, валюта, конвертируемость.
В2 Установите соответствие между приведенными понятиями и их определениями.
1) акция А) превышение доходов от продажи товаров и услуг над затратами на их производство и реализацию
2) бюджет Б) специальные знания, умения. Навыки, полученные работником для практической деятельности
3) прибыль В) ценная бумага, закрепляющая права ее владельца на получение части прибыли в виде дивидендов и на участие в управлении
4) капитал Г) план доходов и расходов на определенный период
5) квалификация Д) имущество, способное приносить доход
В3. Сравните деятельность нотариата и адвокатуры: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.
ФУНКЦИИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫ ОРГАНЫ
А) обязательное участие в уголовном судебном процессе 1) нотариат
Б) заверение завещаний и сделок 2) адвокатура
В) сбор свидетельств и доказательств в пользу обвиняемого
Г) составление копий документов и выписок из них
Д) свидетельство верности подписей на документах
Итоговая контрольная работа по курсу «Обществознание»,8 класс
Цель: контроль состояния уровня сформированности общеучебных и специальных умений и навыков среди учащихся 8 классов по предмету «Обществознание».
Проверяемые УУД:
Личностные: заинтересованность в личном успехе
Метапредметные: выбор верных критериев для сравнения и сопоставления объектов; анализ социологических данных и умение сделать выводы; устанавливать соответствие между понятием и примером; умение расставлять варианты ответа в логической последовательности;
Предметные: воспроизводить знания, применять их в знакомой и незнакомой
ситуациях.
Задания для итоговой контрольной работы составлены в соответствии с требованиями
Государственного стандарта образования в области предмета «Обществознание» с
ориентацией на демонстрационные варианты экзамена в новой форме по обществознанию за прошлые годы, опубликованные в открытой печати и помещённые в сети Интернет. Задания итоговой контрольной работы охватывают темы курса, изученные обучающимися в 8 классе, включают в себя материал содержательных линий «Общество», «Человек», «Духовная сфера
жизни общества», «Познание», «Социальные отношения».
1 2 3 4 5
Первая часть работы (часть А) включает задания базового уровня с выбором одного
правильного ответа из четырёх предложенных вариантов. Они сформулированы как в виде
предложения, к которому необходимо подобрать единственно возможное продолжение, так и в виде ситуации, иллюстрирующей то или иное понятие, которое необходимо найти в
предложенном списке ответов.
Также в первую часть работы включены задания повышенного уровня сложности (А3, А6,
А9, А11, А17, А20), в которых необходимо проанализировать два суждения и выбрать
правильный ответ. Сложность задания состоит в том, что суждения могут оказаться как
верными, так и неверными, а также верным может быть только одно из них. Каждое правильно выполненное задание части А оценивается 1 баллом.
Вторая часть итоговой контрольной работы состоит из заданий различных типов, на которые надо дать краткий ответ и записать его в виде набора цифр или букв. В данной части представлены задания следующих типов:
- выбрать и записать в таблицу сначала порядковые номера черт сходства, а затем черт
различия обществоведческих терминов или понятий;
- проанализировать социологические данные и найти в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе этих данных, и выписать в строку ответа цифры, под которыми они указаны;
- установить соответствие между понятием и примером. К каждой позиции, данной в первом столбце, следует подобрать позицию из второго столбца и записать в таблицу выбранные цифры;
- из приведённых в списке характеристик выбрать лишнюю и выписать номер этой
характеристики в строку ответа;
- расставить варианты ответа в правильной хронологической или логической
последовательности.
Правильно выполненные задания В1, В2, В3 и В5 оцениваются следующим образом: 2 балла – нет ошибок, 1 балл – допущена одна ошибка, 0 баллов – допущены две или более ошибок, задание В4 оценивается 1 баллом.
Третья часть работы состоит из шести заданий к тексту. В первом задании требуется
составить план текста, выделив и озаглавив его основные смысловые части. Второе и третье
задания – вопросы по содержанию текста. Четвёртое задание состоит из вопроса, связанного с темой текста, но выходящего за его рамки. Отвечая на него, требуется использовать знания, полученные при изучении курса обществознания, факты общественной жизни и личный опыт.
Далее следует задача, которую надо решить, используя знания курса, а также предложенный текст. И последнее, шестое задание предполагает формулирование обучающимися собственного суждения по поднятой проблеме.
Задания С1, С2, С3, С4 и С5 оцениваются по 2 балла за каждое, задание С6 – 3 баллами.
Общее количество баллов за всю работу – 42.
Критерии оценивания:
- на оценку «2» - от 0 до 20 баллов;
- на оценку «3» - от 21 до 29 баллов;
- на оценку «4» - от 30 до 38 баллов;
- на оценку «5» - от 39 до 42 баллов.
Контрольная работа по курсу « Обществознание», 8 класс
1 вариант
Часть 1
При выполнении заданий с выбором ответа (А1 – А20) укажите один номер верного ответа.
А1. В узком смысле слова под обществом надо понимать
1) конкретный этап в развитии народа 2) территорию, имеющую четкие границы
3) социальную организацию страны 4) часть материального мира
А2. В широком смысле слова под обществом надо понимать
1) группу любителей почтовых марок 2) всех жителей данного города
3) учеников средней школы № 4 4) совокупность форм объединения людей
А3. Верны ли следующие суждения об обществе?
А Понятие «общество» применимо к любой исторической эпохе.
Б. Общество возникло раньше, чем появилось государство.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
А4. Человека от животного отличает
1) наличие мозга 2) наличие инстинктов 3) развитая кисть руки 4) способность мыслить
А5. Что свойственно человеку и животному?
1) целенаправленная деятельность 2) наличие инстинктов и рефлексов
3) наличие развитого мозга 4) членораздельная речь
А6. Верны ли следующие суждения о природе?
А. Природа – совокупность естественных условий обитания человека.
Б. Природа – это мир, созданный человеком.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
А7. Что из перечисленного относится к политической сфере общества?
1) выплата пенсий 2) выставка картин 3) съезд партии 4) продажа акций завода
А8. К сфере политико-правовых отношений можно отнести контакты между
1) милиционером, едущим в автобусе, и пассажирами автобуса
2) кандидатом в депутаты и учителем в школе, где учится его сын
3) молодым человеком и инвалидом в метро
4) владельцем угнанного автомобиля и участковым милиционером
А9. Верны ли следующие суждения о сферах общественной жизни?
А. Духовная сфера включает отношения по поводу производства, распределения, обмена и
потребления.
Б. Социальная сфера охватывает отношения между гражданином и органами власти.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
А10. К. – небольшой островок, оторванный от цивилизации. Его жители собирают плоды,
ловят рыбу, сами изготавливают себе одежду и домашнюю утварь. Они живут большими
семьями, главами которых являются старшие мужчины. Распоряжение главы семьи является обязательным для домочадцев. К какому типу относится общество К.?
1) индустриальному 2) традиционному 3) постиндустриальному 4) информационному
А11. Верны ли следующие суждения о типах общества?
А. Для традиционного общества характерна развитая система промышленного производства.
Б. В индустриальном обществе основной отраслью экономики является сельское хозяйство.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
А12. Какая тенденция является основой в развитии современного общества?
1) миграция 2) глобализация 3) милитаризация 4) деградация
А13. Что из перечисленного относится к глобальным проблемам человечества?
1) переход к постиндустриальному обществу 2) развитие массовой культуры
3) исчезновение биологических видов 4) глобализация мировой экономики
А14. Учитель на родительском собрании, говоря о Васе П., отметил его способность
контролировать своё поведение, нести ответственность и решать проблемы, подчеркнул его
сильную волю и самостоятельность в поступках. То есть он охарактеризовал Васю как
1) индивида 2) индивидуальность 3) субъекта 4) личность
А15. Начальным элементом процесса познания является
1) ощущение 2) восприятие 3) умозаключение 4) суждение
А16. К объектам материальной культуры относятся
1) нормы поведения 2) книги 3) церемонии 4) традиции
А17. Верны ли следующие суждения об элитарной культуре?
А. Элитарная культура является достоянием привилегированной части общества.
Б. К элитарной культуре можно отнести телесериал.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
А18. У представителей этого типа культуры, как правило, нет автора. Она включает мифы,
легенды, эпос, песни и танцы. О каком типе культуры идёт речь?
1) о массовой культуре 2) о народной культуре
3) об элитарной культуре 4) о поп-культуре
А19. Категории «добро» и «зло» относятся к
1) искусству 2) морали 3) образованию 4) религии
А 20. Верны ли следующие суждения о социальном статусе?
А. Каждый человек выполняет только одну социальную роль в определённый период своей
жизни.
Б. Социальный статус человека определяется при его рождении и не может быть изменён в
течение жизни.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
Часть 2.
При выполнении задании с кратким ответом (В1 – В5) ответ необходимо записать в месте,
указанном в тексте задания.
В1. В приведённом списке указаны черты сходства и отличия понятий народная и массовая
культура. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия.
1) авторство произведений культуры не может быть установлено
2) произведения доступны для восприятия без дополнительной подготовки зрителя
3) широкий охват аудитории 4) возникла в связи с появлением СМИ
Черты сходства Черты отличия
В2. Установите соответствие между общественной сферой и отношениями, которые она
регулирует:
ОТНОШЕНИЯ СФЕРЫ ОБЩЕСТВА
А) поставщика сырья и производителя товара 1) экономическая
Б) избирателя и кандидата в депутата 2) политическая
В) лидера парламентской фракции и члена
партии
Г) покупателя и продавца
В3. В стране Н. был проведён социологический опрос граждан. Им был задан вопрос: «Как вы считаете, свободны ли современные СМИ от государственного контроля?» Результаты опроса приведены в таблице.
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ КОЛИЧЕСТВО ГОЛОСОВ ОПРОШЕННЫХ
(в %)
Полностью свободны 12
По большей части свободны 34
По большей части находятся под контролем
общества
Полностью контролируются государством 10
Затрудняюсь ответить 9
Проанализируйте данные таблицы. Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе данных таблицы, и выпишите в строку ответа цифры, под которыми они указаны.
1) Мнения по заданному вопросу опрошенных граждан разделились примерно пополам.
2) Каждый пятый считает СМИ абсолютно свободными от государственного контроля.
3) Каждый десятый опрошенный считает, что СМИ находятся под абсолютным контролем
власти.
4) Около половины опрошенных граждан считают, что СМИ находятся под полным или
частичным контролем государства.
5) Большинство опрошенных считает, что СМИ находятся под полным контролем
государственной власти
В4. Ниже приведён ряд характеристик. Все они, за исключением одной, относятся к описанию потребностей человека в безопасности. Найдите и выпишите номер характеристики, выпадающей из этого ряда.
1) стремление сохранить свою жизнь, 2) обезопасить своё жилище от вторжения, 3)
потребность в отсутствии насилия над личностью, 4) потребность в воспроизводстве рода,
5) уверенность в завтрашнем дне.
В5. Укажите правильную последовательность элементов процесса познания, распределив
мыслительные операции от простейших к более сложным
1) умозаключение 2) ощущение 3) суждение 4) восприятие 5) представление
Часть 3.
Для ответов на задания это части (С1 – С6) используйте отдельный подписанный лист.
Запишите сначала номер задания (С1 и т. д.), а затем ответ к нему
Прочитайте текст и выполните задания С1 – С6
Культура как сфера духовного производства
В сфере духовного производства формируется культура, без которой не могут
функционировать ни хозяйство, ни политика, ни социальные отношения. Культура составляет, таким образом, содержание духовного производства. В общем виде культура - это процесс и продукт духовного производства как система по созданию, хранению, распространению и освоению духовных ценностей, норм, знаний, представлений, значений и символов. Она формирует духовный мир общества и человека, обеспечивает общество в целом дифференцированной системой знаний и ориентации, необходимых для осуществления всех видов деятельности.
Чтобы произвести свой продукт, духовное производство включает в себя и материальные
элементы (финансы, издательства, научное оборудование, школы, театры, храмы, музеи, средства массовой информации и т.д.), кадры специалистов (духовенство и светская интеллигенция) и социальные институты (церковь, учебные заведения, научные центры).
Для того чтобы культурные творения стали достоянием многих, их необходимо сохранять и репродуцировать. Сохранению отобранных культурных творений служат... архивы, музеи, библиотеки, картинные галереи. Распространение ценностей культуры осуществляется, прежде всего, через общественную систему образования... От количества учебных заведений, качества обучения, квалификации преподавательского состава, от доступности всех видов образования широким массам населения во многом зависит уровень духовной жизни общества. Важную роль играют средства массовой информации. Это радио и телевидение, театры, музеи, филармонии, клубы, библиотеки, лектории, выставки и т.д.
Ерасов Б. Т. Социальная культурология. М., 1996. С. 79, 83—85.
С1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые части текста и
озаглавьте каждую из них. Могут быть выделены следующие смысловые части.
С2.Какие две функции, выполняемые культурой в обществе, приведены в тексте?
С3. Какие три составляющие духовного производства названы в тексте?
С4. Проиллюстрируйте двумя примерами влияние средств массовой информации (СМИ) на
распространение культурных ценностей.
С5.В государстве Т. существовала система всеобщего обязательного бесплатного
образования. Это государство отличалось высоким уровнем общей грамотности населения.
После проведения социально-экономических реформ в государстве Т. был осуществлен
переход к всеобщему бесплатному национальному образованию. Все прочие ступени
образования стали платными. Сохранит ли государство Т. высокий уровень образованности
населения? Приведите положение текста источника, подтверждающее ваш ответ.
С6.Автор текста считает, что для того, чтобы достижения культуры стали достоянием многих, их необходимо целенаправленно сохранять и репродуцировать. Согласны ли вы с этой точкой зрения? С опорой на текст и знания обществоведческого курса приведите два аргумента (объяснения) своего мнения.
Итоговая контрольная работа по обществознанию, 8 класс
2 вариант
Часть 1
При выполнении заданий с выбором ответа (А1 – А20) укажите один номер верного
ответа в контрольной работе.
А1. В узком смысле слова под обществом надо понимать
1) политическую организацию данной страны 2) социальную организацию данной страны
3) танцевальный коллектив 4) часть материального мира
А2. В широком смысле под обществом надо понимать
1) всё человечество 2) рабовладельческое общество
3) спортивный коллектив 4) население страны
А3. Верны ли следующие суждения об обществе?
А. Общество – это группа людей, объединившихся для выполнения какого – либо действия.
Б. Общество – это конкретный этап в историческом развитии народа.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
А4. Человека от животного отличает
1) наличие инстинктов 2) наличие сознания 3) способность к воспроизводству
4) приспособляемость к окружающим условиям
А5. Что свойственно и человеку и животному?
1) наличие инстинктов и рефлексов 2) целенаправленная деятельность
3) наличие членораздельной речи 4) способность к коллективной деятельности
А6. Верны ли следующие суждения о природе?
А. Природная среда не оказывает абсолютно никакого влияния на человеческое общество.
Б. Природа оказывает как положительное, так и отрицательное воздействие на развитие
общества.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
А7. Что из перечисленного относится к экономической сфере общества?
1) предвыборная компания 2) создание произведений искусства
3) научное открытие 4) создание материальных благ
А8. К политической сфере общества относятся отношения между
1) инспектором ГИБДД и водителем 2) кандидатом в депутаты и его избирателями
3) тренером и его командой 4) продавцом и покупателем в магазине
А9. Верны ли следующие суждения о сферах общественной жизни?
А. Политическая сфера включает в себя отношения между людьми по вопросам воспитания
подрастающего поколения.
Б. Экономическая сфера включает производство, потребление, распределение материальных и духовных ценностей.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
А10. Основу экономики государства Б. составляет промышленное производство, существует множество корпораций и фирм. К какому типу принадлежит это общество?
1) традиционному 2) индустриальному 3) постиндустриальному 4) информационному
А11. Верны ли суждения о типах общества?
А. Основным сектором экономики в традиционном обществе является сельское хозяйство.
Б. При переходе к индустриальному обществу значительно возрастает роль научных знаний.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
А12. Какая тенденция является основой в развитии современного общества?
1) индустриализация 2) деградация 3) милитаризация 4) глобализация
А13. Что из перечисленного относится к глобальным проблемам современности?
1) повышение роли образования в жизни человека
2) усовершенствование технологии 3) увеличение продолжительности жизни человека
4) распространение алкоголизма и наркомании
А14. Учитель на родительском собрании, говоря о Маше С., отметил её творческий подход к решению проблем, оригинальность в любом виде деятельности и неповторимые особенности её письменных работ по литературе. То есть он охарактеризовал Машу как
1) индивида 2) индивидуальность 3) субъекта 4) личность
А15. Истинным можно считать знание, которое
1) наиболее полно соответствует окружающему миру
2) является результатом научного эксперимента
3) требует доказательств 4) признано властями данного государства
А16. К объектам материальной культуры относятся
1) орудия труда 2) нормы поведения 3) церемонии 4) традиции
А 17. Верны ли следующие суждения о массовой культуре?
А. Массовая культура выражает вкусы высокообразованных слоёв населения.
Б. Массовая культура доступна и понятна всем слоям населения, независимо от уровня
образования.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
А18. Живописные полотна Пабло Пикассо трудны для восприятия неподготовленным
человеком. Круг его почитателей – критики, искусствоведы, высокообразованные люди. К
какой форме культуры можно отнести произведения Пабло Пикассо?
1) элитарной 2) народной 3) поп-культуре 4) массовой
А19. Нормы морали в отличие от норм права
1) регулируются государством 2) касаются только определённой группы людей
3) регулируют поведение всех людей 4) изменяются в связи со сменой правительства
А20. Верны ли следующие суждения о социальном статусе?
А. Социальный статус указывает место человека в обществе, а социальная роль – способ его поведения.
Б. Социальный статус человека может изменяться с течением времени.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
Часть 2.
При выполнении задании с кратким ответом (В1 – В5) ответ необходимо записать в месте,
указанном в тексте задания
В1. В приведённом списке указаны черты сходства моральных и религиозных норм и отличия моральных норм от религиозных. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт различия.
1) выполняют функцию регулятора поведения человека
2) возникли до появления государства
3) основаны на мнении людей о правильном поведении
4) регулируют поведение людей, разделяющих определённые верования
Черты сходства Черты отличия
В2. Установите соответствие между фактами и сферами общественной жизни:
ФАКТЫ СФЕРЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ
А) заполнение налоговой декларации 1) политическая
Б) выборы депутатов Государственной Думы 2) экономическая
В) создание политической партии
Г) введение налога на добавленную стоимость
В3. В стране Н. был проведён социологические опросы. Им был задан вопрос: «Как вы
оцениваете материальное положение вашей семьи»? Результаты опросов представлены в
таблице.
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ
КОЛИЧЕСТВО ГОЛОСОВ ОПРОШЕННЫХ
в (%)
1997 2007
Очень хорошее и хорошее 10 15
Среднее 44 54
Очень плохое и плохое 44 29
Затрудняюсь ответить 2 2
Проанализируйте данные таблицы.
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе данных таблицы, и впишите в строку ответа цифры, под которыми они указаны.
1) Сократилось количество граждан, считающих, что они живут очень хорошо.
2) Более половины опрошенных в 2007 году граждан считают своё материальное положение средним.
3) Абсолютное меньшинство опрошенных граждан считают своё материальное положение
очень хорошим.
4) Увеличилось количество граждан, считающих своё материальное положение плохим.
5) Более 2/3 опрошенных граждан не считают своё материальное положение хорошим.
В4. Ниже приведён ряд характеристик. Все они, за исключением одной, относятся к
характеристике аграрного общества. Найдите и выпишите номер характеристики,
выпадающей из этого ряда.
1) развитое сельское хозяйство, 2) передача знаний от стариков к молодёжи, 3) строгое
следование традициям, 4) большая роль религии, 5) активное развитие науки.
В5. Укажите правильную последовательность уровней образования от низших и простейших к более сложным.
1) начальное общее образование 2) высшее образование 3) среднее общее образование
4) основное общее образование 5) дошкольное образование
Часть 3.
Для ответов на задания это части (С1 – С6) используйте отдельный подписанный лист.
Запишите сначала номер задания (С1 и т. д.), а затем ответ к нему
Прочитайте текст и выполните задания С1 – С6
Религия и культура
Каждая религия имеет свое мировоззрение, веру в то, что существуют боги, требующие от
нас определенного поведения. Первоначально люди верили, будто боги хотят, чтобы им
поклонялись. Религия - это не только вера в бога (богов); она также включает различные
ритуалы и молитвы, совершаемые, чтобы их умилостивить. Богов можно было умилостивить принесением даров - плодов или жертвенных животных. Дары приносились или как жертва в ознаменование уже полученного блага (например, рождение ребенка), или чтобы вымолить у богов удачу (например, хороший урожай). В религиях, возникших позднее, принесение в жертву животных часто порицается как отход от истинных требований Бога, каковыми являются праведность жизни и справедливость. Поэтому эти религии требуют от своих последователей духовной жертвы - самоотречения, молитвы и добрых дел.
Существует много обрядов, с помощью которых люди поклоняются Богу. С их помощью
религиозные люди освящают определенные события в своей жизни или в жизни своего народа.
Существуют как личные, так и общественные обряды. Примерами религиозных обрядов
являются причащение и крещение христиан или паломничество в Мекку у мусульман. Во
многих странах основные события жизни человека, такие как рождение, достижение зрелости, вступление в брак и смерть, сопровождаются религиозными обрядами, которые наполняют эти события смыслом и значимостью.
Религиозное мировоззрение является одним из основных источников культуры. Невозможно понять европейскую культуру, не ощутив огромного влияния христианства, которое послужило источником вдохновения для величайших произведений музыки, литературы и искусства. То же самое можно сказать о роли буддизма, конфуцианства и даосизма для культуры Дальнего Востока, индуизма для Индии и ислама для Ближнего Востока. Самая ранняя и порой самая великая литература в каждой культуре была религиозной. Религиозные темы послужили сюжетом и источником вдохновения для литературных произведений. Ряд выдающихся музыкальных произведений был написан для религиозных событий. Религия была источником изобразительного искусства. Самые древние и прекрасные из сохранившихся до нашего времени зданий являются религиозными храмами.
По материалам сайта . Internet-school. ru
С1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые части текста и озаглавьте каждую из них.
С2.Какие две характерные черты любой религии названы в тексте?
С3.Какие два способа умилостивить богов приводит автор текста?
С4. Приведите по два примера, иллюстрирующие личные и общественные религиозные
обряды.
С5.В государстве И. существует традиция крестить новорожденных детей в церкви,
венчаться в церкви при вступлении в брак. Какой тип религиозных обрядов иллюстрирует
данная ситуация? Приведите положение текста источника, подтверждающее ваш ответ.
С6.В тексте высказано мнение о том, что религиозное мировоззрение является одним из
основных источников культуры. Невозможно понять европейскую культуру, не ощутив
огромного влияния христианства, которое послужило источником вдохновения для
величайших произведений музыки, литературы и искусства. Согласны ли вы с этой точкой
зрения? С опорой на текст и знания обществоведческого курса приведите два аргумента
(объяснения) своего мнения.
Ответы на задания итоговой контрольной работы
по обществознанию. 8 класс
1вариант
Часть 1
№
задания Ответ
1 -1 2- 4 3- 3 4- 4 5- 2 6- 1 7 -3 8- 4 9- 4 10- 2 11- 4 12- 2 13- 3 14- 4 15- 1
16- 2 17 -1 18- 2 19- 2 20- 4
Часть 2
№
задания Ответ
1- 2314 2 -1221 3 -134 4 -4 5- 24531
Часть 3
С1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые части текста и
озаглавьте каждую из них. Могут быть выделены следующие смысловые части.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Баллы
Могут быть выделены следующие смысловые части:
1) взаимодействие культуры и духовного производства;
2) сохранение и распространение достижений культуры.
Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи
фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков.
Выделены две смысловые части текста- 2
Выделена одна смысловая часть текста- 1
Смысловые части текста не выделены или ответ неправильный- 0
Максимальный балл 2
С2. Какие две функции, выполняемые культурой в обществе, приведены в тексте?
Содержание верного ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Баллы
В правильном ответе должны быть названы следующие функции культуры в
обществе:
1) она формирует духовный мир общества и человека;
2) обеспечивает общество системой знаний и ориентации,
необходимых для осуществления всех видов деятельности.
Названы две функции культуры в обществе -2
Названа одна функция культуры в обществе -1
Функции культуры в обществе не названы или ответ неправильный -0
Максимальный балл 2
С3. Какие три составляющие духовного производства названы в тексте?
Содержание верного ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Баллы
В правильном ответе должны быть отмечены следующие составляющие:
1) материальные элементы; 2) кадры специалистов; 3) социальные институты.
Названы три составляющих духовного производства -2
Названы две составляющих духовного производства -1
Названа одна составляющая духовного производства или ответ неправильный- 0
Максимальный балл - 2
С4. Проиллюстрируйте двумя примерами влияние средств массовой информации (СМИ) на
распространение культурных ценностей.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Баллы
В ответе приведены примеры:
1) тематика, стиль и содержание транслируемых теле-радиопередач оказывают
влияние на слушателей и зрителей, формируют их вкус;
2)с помощью телевидения зрители могут познакомиться с произведениями искусства,
которые находятся на большом отдалении от них (например, в других странах).
Приведены два примера влияния СМИ на распространение культурных ценностей- 2
Приведён один пример влияния СМИ на распространение культурных ценностей -1
Примеры влияния СМИ на распространение культурных ценностей не приведены или
ответ неправильный-0
Максимальный балл 2
С5.В государстве Т. существовала система всеобщего обязательного бесплатного
образования. Это государство отличалось высоким уровнем общей грамотности населения.
После проведения социально-экономических реформ в государстве Т. был осуществлен
переход к всеобщему бесплатному национальному образованию. Все прочие ступени
образования стали платными. Сохранит ли государство Т. высокий уровень образованности
населения? Приведите положение текста источника, подтверждающее ваш ответ.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Баллы
В ответе должно быть указано, что государство Т. не сохранит высокого уровня
всеобщей образованности своих граждан, поскольку образование станет доступным
только состоятельным слоям населения.
Приведено положение текста: «Распространение ценностей культуры осуществляется,
прежде всего, через общественную систему образования... От количества учебных
заведений, качества обучения, квалификации преподавательского состава, от
доступности всех видов образования широким массам населения во многом зависит
уровень духовной жизни общества».
Приведен правильный ответ на вопрос и положение из текста -2
Приведён правильный ответ на вопрос или положение из текста- 1
Ответ на вопрос не приведен или приведен неверно -0
Максимальный балл 2
С6.Автор текста считает, что для того, чтобы достижения культуры стали достоянием многих, их необходимо целенаправленно сохранять и репродуцировать. Согласны ли вы с этой точкой зрения? С опорой на текст и знания обществоведческого курса приведите два аргумента (объяснения) своего мнения.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Баллы
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) выражено мнение учащегося;
2) приведены два аргумента (объяснения), например:
в случае согласия с авторской точкой зрения может быть, указано, что
- необходимо стремиться продемонстрировать достижения культуры максимальному
количеству людей, чтобы они имели представление о них. А для этого следует
репродуцировать произведения искусства;
- произведения искусства, как правило, созданы давно и разрушаются с течением
времени. Поэтому их следует целенаправленно сохранять;
в случае несогласия с авторской точкой зрения может быть указано, что
- при создании репродукции не передаются настроение и эмоции автора
произведения, а только внешний вид произведения искусства, то есть не происходит
полного ознакомления с ним;
- в процессе сохранения произведения искусства, его консервации или реставрации
нередко получается новое произведение, несущее отпечаток личности реставратора, а
не автора.
Могут быть приведены другие аргументы (объяснения) и примеры.
Приведено мнение обучающегося и два аргумента для его подтверждения -3
Приведено мнение обучающегося и один аргумент для его подтверждения -2
Приведено мнение обучающего, но без аргументов для его подтверждения -1
Мнение обучающегося не приведено, аргументы не названы - 0
Максимальный балл 3
2 вариант
Часть 1
№
задания Ответ
1 -3 2 -1 3 -3 4 -2 5 -1 6 -2 7 -4 8 -2 9 -2 10- 2 11 -3 12 -4 13 -4 14 -4 15 -1
16 -1 17 -2 18 -1 19 -3 20 -3
Часть 2
№
задания Ответ
1- 1234 2 -2112 3 -235 4 -5 5 -51432
Часть 3
С1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые части текста и озаглавьте каждую из них.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Баллы
Могут быть выделены следующие смысловые части:
1) понятие «религия»; 2) религиозные обряды; 3) влияние религии на культуру.
Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи
фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков.
Выделены три смысловые части текста -2
Выделены одна - две смысловые части текста- 1
Смысловые части текста не выделены или ответ неправильный- 0
Максимальный балл 2
С2.Какие две характерные черты любой религии названы в тексте?
Содержание верного ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Баллы
В правильном ответе должны быть названы следующие черты:
1) наличие веры в существование богов;
2) осуществление обрядов и ритуалов поклонения богам.
Названы две характерных черты религии- 2
Названа одна характерная черта религии- 1
Характерные черты религии не названы или ответ неправильный- 0
Максимальный балл 2
С3.Какие два способа умилостивить богов приводит автор текста?
Содержание верного ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Баллы
В правильном ответе должны быть отмечены следующие способы:
1) соблюдение обрядов; 2) принесение даров или жертв.
Названы два способа -2
Назван один способ -1
Способы не названы или ответ неправильный -0
Максимальный балл 2
С4. Приведите по два примера, иллюстрирующие личные и общественные религиозные
обряды.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Баллы
В ответе могут быть приведены примеры
1) личных религиозных обрядов:
а) крещение новорожденного ребенка;
б) венчание;
2) общественных религиозных обрядов:
а) совершение богослужения в храме;
б) обряд освящения здания.
Названы два примера личных и два примера общественных религиозных обрядов- 2
Названы только два личных или два общественных религиозных обряда -1
Примеры религиозных обрядов не приведены или ответ неправильный- 0
Максимальный балл 2
С5.В государстве И. существует традиция крестить новорожденных детей в церкви,
венчаться в церкви при вступлении в брак. Какой тип религиозных обрядов иллюстрирует
данная ситуация? Приведите положение текста источника, подтверждающее ваш ответ.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Баллы
В ответе должно быть указано, что это примеры личных религиозных обрядов.
Приведено положение текста: «...С их помощью религиозные люди освящают
определенные события в своей жизни... Существуют как личные, так и
общественные обряды... основные события жизни человека, такие как рождение,
достижение зрелости, вступление в брак и смерть, сопровождаются религиозными
обрядами, которые наполняют эти события смыслом и значимостью».
Приведён ответ и положение текста -2
Приведён ответ, положение текста не приведено -1
Ответ не приведён или ответ неправильный- 0
Максимальный балл 2
С6.В тексте высказано мнение о том, что религиозное мировоззрение является одним из
основных источников культуры. Невозможно понять европейскую культуру, не ощутив
огромного влияния христианства, которое послужило источником вдохновения для
величайших произведений музыки, литературы и искусства. Согласны ли вы с этой точкой
зрения? С опорой на текст и знания обществоведческого курса приведите два аргумента
(объяснения) своего мнения.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Баллы
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) выражено мнение учащегося;
2) приведены два аргумента (объяснения), например: в случае согласия с авторской
точкой зрения может быть указано, что
- религия является одной из древнейших форм культуры;
- религия давала первые объяснения всему происходившему вокруг человека и таким
образом становилась основной опорой человека и отражалась во всех его начинаниях,
в том числе в культуре;
в случае несогласия с авторской точкой зрения может быть указано, что
- религиозное мировоззрение не является единственным в любой стране, всегда есть
довольно большое количество людей, не разделяющих его. И их мнение также
отражается в произведениях искусства;
- не всегда религиозное мировоззрение становилось вой произведений искусства.
Многие творения художник или музыкантов, напротив, подвергались гонениям со
стороны церкви и даже уничтожались по ее настоянию. Например, запрет на
изображения Христа в византийской церкви в VIII веке привел к уничтожению многих
ранних фресок и икон.
Могут быть приведены другие аргументы (объяснения) примеры.
Приведено мнение обучающегося и два аргумента для его подтверждения -3
Приведено мнение обучающегося и один аргумент для его подтверждения -2
Приведено мнение обучающего, но без аргументов для его подтверждения- 1
Мнение обучающегося не приведено, аргументы не названы -0
Максимальный балл 3
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")
Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...
Рабочая программа по обществознанию в 5 классе к учебнику :Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во
Рабочая программа. Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. ...
КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)
КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)....
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса в соответствии с требованием ФГОС к УМК А. Ф. Никитина, Т. И. Никитиной «Обществознание» М.: Дрофа, 2013 г.
СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ СООТВЕТСТВУЕТ ТРЕБОВАНИЯМ СТАНДАРТА ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ...
Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...
Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»
Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК п...
Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»
Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК п...