Конспект урока по обществознанию по теме "Общение"
план-конспект занятия по обществознанию (6 класс)

Данный материал знакомит учащихся с понятием "общение", с ролью, которую играет общение в нашей жизни, позволяет ответить на вопрос  "Как сделать так, чтобы общение было успешным".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obshchenie_.docx24.33 КБ
Файл obshchenie_.pptx589.8 КБ

Предварительный просмотр:

Общение

Цели: способствовать усвоению новой учебной информации о целях общения, ее закреплению, применению и определению уровня этой информации

Ход урока:

I. Изучение нового материала

Сегодня на уроке мы узнаем, что такое общение, какую роль играет общение в нашей жизни, как сделать так, чтобы оно было успешным.

Общение с другими людьми является жизненно важной необходимостью для человека любого возраста.

Вопросы: 1. Где человек общается?  (В школе, дома, во дворе)

2. С кем человек общается? Приведите примеры. (С друзьями, с родителями, родственниками, с учителями в школе, просто с окружающими людьми. А можно ли общаться с животными? Вспомним Каштанку, Белого Клыка,  рыбок в аквариуме,  элементы  природы.)

3.Как вы думаете, для чего человек общается? (чтобы сообщать и узнавать новости, не чувствовать себя одиноким, узнавать новое, познавать мир вокруг себя, оценивать свои поступки благодаря общению)

4.Кто может объяснить, что же такое «общение»? Какие слова могут охарактеризовать общение?

Выслушав ответы учащихся, формулируем понятие:

общение — взаимные деловые или дружеские отношения людей

Итак, мы выяснили, что общение присутствует в нашей жизни всегда и везде; в школе, дома, на работе, на улице, и даже тогда, когда мы остаемся наедине с собой, читаем книгу, смотрим фильм, мы продолжаем, общается - с героями произведений, а часто и с самим собой.

Виды  общения

  • Общение реальных партнеров
  • Общение реального партнера с иллюзорным субъектом
  • Общение реального субъекта с воображаемым партнером
  • Общение  воображаемых партнеров

Вопрос:  При помощи, каких   средств,  происходит общение?

Учебник стр. 107 – 109 – про себя

Средства общения

  • Речевое (вербальное) общение – голос, интонация

Трудно представить себе общение без слов. Слова помогают выразить наши мысли, чувства. Чем больше словарный запас человека, тем легче общение. Общение при помощи слов называется вербальным.

Вопрос: А можно ли передавать информацию без слов?

  • Неречевое (невербальное)  общение – взгляд, мимика, движения человек, поза¸ жесты

Оказывается можно, используя только жесты. Такое общение называется невербальным. К невербальным средствам общения относятся: интонация, тембр голоса, пространство, частота дыхания, жесты и позы, осанка, одежда, мимика, контакт глазами и т.д.

Почему используются невербальные средства общения? Словами невозможно передать всю гамму чувств, язык жестов помогает передать всю гамму чувств; знание языка жестов говорит о том, насколько человек умеет владеть собой.

       

Мы с вами разберем такие средства общения, как мимика лица и жесты.

Выполните упражнение: я дам карточку с заданием, затем кто-то из вас выходит и показывает нам, что там написано, но использовать слова нельзя. Остальные должны угадать.

Примеры заданий в карточках: «ты покупаешь себе мороженое», «ты смотришь футбольный матч», для 2-х человек: «мама будит тебя утром, а тебе не хочется вставать», «Ты утешаешь своего друга». Жесты, мимика лица делают общение более живым. 

С помощью лица мы можем передать 6 основных эмоций, а именно: радость, удивление, гнев, отвращение, страх, печаль.

Что мешает, а что помогает общению.

 Вопрос: Скажите, всегда ли ваше общение с другими людьми бывает успешным и вызывает положительные эмоции? Нужно ли учиться общению? Как вы считаете, для чего это нужно?

В процессе обсуждения приходим к выводу, что общение играет в жизни человека важную роль и общению нужно учиться, чтобы оно приносило человеку пользу и радость. Если мы проанализируем, с кем и как мы общаемся, то, наверное, станет понятно, что общение довольно часто доставляет нам неприятности. Задумывались ли вы, почему это происходит? Что же  помогает и что мешает общению?

Заполните таблицу:

         Что помогает общению?

        Что мешает общению?

Сочувствие,

Умение слушать,

Тактичность,

Взаимопонимание,

Спокойствие,

Доброта

Хвастливость,

Злоба,

Зависть,

Жадность,

Себялюбие,

Недоверие

Умение слушать своего собеседника - важное качество, которое облегчает общение.
Давайте проверим «Умеете ли вы слушать?»

Каждый учащийся получает бланк с вопросами:
Ты часто отвлекаешься, когда с кем-то разговариваешь?
Не делаешь ли ты только вид, что слушаешь, а сам думаешь о другом?
Реагируешь ли ты эмоционально на слова рассказчика?
Ты часто перебиваешь собеседника?
Ты слушаешь или только делаешь вид, что слушаешь?
Ты мечтаешь о своем, когда слушаешь других?
Возможно, ты обдумываешь, что сказать, когда слушаешь собеседника?

Теперь подсчитайте результаты: чем больше у вас ответов «да», тем хуже вы умеете слушать. У кого при тестировании ответ «да»  преобладал, дома подумать над вопросом: «Что мешает нам слушать других?», ответ написать в тетрадь.

Принятие правил.

Общение – сложное искусство. Древний мыслитель Сократ считал, что для успеха в жизни умение общаться с людьми гораздо важнее обладания талантом. К сожалению очень  часто в процессе общения люди конфликтуют.

Многочисленные исследования свидетельствуют, что ссоры между людьми чаще всего возникают из-за отсутствия культуры общения. В ссорах люди чаще обвиняют других вместо того, чтобы обратить внимание на свое поведение. Важно уметь владеть собой при общении с другими людьми. Однако очень трудно бывает фиксировать свое состояние. Давайте составим правила, которые помогут добиться этого. Класс  делится на группы по 4-5 человек. Задание группам: разработать  правила, которые помогут вам общаться в коллективе. Время выполнения-5 минут. Запишите свои ответы на лист бумаги. А теперь давайте их обсудим.


Принимаем  общие для вашего коллектива правила.

Вопрос: Какие правила можно принять сразу? Какие нужно изменить? Может быть, что-то нужно добавить? 

Примерные правила

  • Доверие друг к другу.
  • Недопустимость насмешек.
  • Выслушай того, кто говорит, не перебивай!
  • Не возвышай самого себя над другими!
  • Уважай права других!
  •  Не причинять вреда другим людям!
  • Каждый имеет право на свое мнение. Проявляй терпимость к чужому мнению!
  • Соблюдай принятые правила!

Домашнее задание: § 12, вопросы


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Общение

Слайд 2

О бщение взаимные деловые или дружеские отношения людей

Слайд 3

Виды общения

Слайд 4

1. Общение реальных партнеров

Слайд 6

2. Общение реального партнера с иллюзорным партнером

Слайд 8

3. Общение реального партнера с воображаемым партнером

Слайд 10

4. Общение воображаемых партнеров

Слайд 17

Средства общения

Слайд 19

Что помогает общению? Что мешает общению?

Слайд 20

Что помогает общению? Что мешает общению? Сочувствие, Умение слушать, Тактичность, Взаимопонимание, Спокойствие, Доброта Хвастливость, Злоба, Зависть, Жадность, Себялюбие, Недоверие

Слайд 21

Тест «Умеете ли вы слушать ?»

Слайд 22

1. Ты часто отвлекаешься, когда с кем-то разговариваешь ?

Слайд 23

2. Не делаешь ли ты только вид, что слушаешь, а сам думаешь о другом ?

Слайд 24

3. Реагируешь ли ты эмоционально на слова рассказчика ?

Слайд 25

4. Ты часто перебиваешь собеседника ?

Слайд 26

5. Ты слушаешь или только делаешь вид, что слушаешь?

Слайд 27

6. Ты мечтаешь о своем, когда слушаешь других ?

Слайд 28

7. Возможно , ты обдумываешь, что сказать, когда слушаешь собеседника ?

Слайд 29

1. Доверие друг к другу. 2. Недопустимость насмешек 3.Выслушай того, кто говорит, не перебивай! 4. Не возвышай самого себя над другими! 5. Уважай права других! 6. Не причинять вреда другим людям! 7. Каждый имеет право на свое мнение. 8. Проявляй терпимость к чужому мнению!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План -конспект урока по обществознанию "Российский парламентаризм - история и современность" (урок по технологии проблемного обучения,ИКТ)

Цель урока: на основе документов, статей Конституции РФ 1993г., общения с депутатом районного Совета депутатов Ковылкинского муниципального р-на изучить деятельность, вопросы ведения и основные полном...

План-конспект урока по обществознанию "Повторительно-обобщающий урок"

План - конспект урока по обществознанию в 5 классе на тему "Повторительно-обобщающий урок"...

Конспект урока по обществознанию в 10 классе. Тема урока Исторический процесс.

Разработка урока по обществознанию для профильного обучения в 10 классе....

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 9 КЛАСС Тема урока: Правовое государство

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 9 Тема урока: Правовое государство  9кл...

Конспект урока по обществознанию (5 класс) тема урока: "Семья и семейные отношения"

Урок по теме «Семья» акцентирует внимание обучающихся на таком современном социальном институте как семья. Изучение этой темы призвано создать условия для полноценного выполнения выпускник...

Конспект урока по обществознанию в форме ФГОСС по обществознанию в 7 классе "Закон на страже природы"

Материал опирается на учебник по обществознанию под авторством Л.Н.Боголюбова....

План-конспект урока по обществознанию на тему "Учимся выбирать" (комбинированный урок с элементами исследования и проведения деловой игры "Выборы")

Формирование целостного представления о выборах как к одному из институтов демократического государства...