План-конспект урока обществознания в 6 классе по теме «Право на счастливое детство»
методическая разработка по обществознанию (6 класс)

Скворцова Людмила Николаевна

Цель: дать обучающимся представление о том, что такое права ребенка, познакомить их с основными документами о правах ребенка.

Задачи:

  1. Образовательные:

- довести до сознания детей мысль о том, что каждый человек от рождения наделён личными неотъемлемыми правами;

- обобщить знания учащихся о личных правах человека.

  1. Развивающие:

- способствовать формированию первоначальных представлений о Конвенции ООН о правах ребёнка как о документе, защищающем их права и свободы;

- сформировать активную жизненную позицию, основанную на уважении себя как личности и уважении окружающих людей;

- развивать умение применения полученных знаний на практике.

  1. Воспитательные:

- воспитывать доброту, внимательное отношение к другим людям, толерантность, чувство ответственности за свои поступки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_obshchestvoznaniya_v_6_klasse.docx93.66 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока обществознания в 6 классе по теме

«Право на счастливое детство»

Класс: 6

Учебник: Обществознание. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / под ред. Л. Н.

Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. - М.: Просвещение, 2016.

Тема урока: «Право на счастливое детство».

Цель: дать обучающимся представление о том, что такое права ребенка, познакомить их с основными документами о правах ребенка.

Задачи:

  1. Образовательные:

- довести до сознания детей мысль о том, что каждый человек от рождения наделён личными неотъемлемыми правами;

- обобщить знания учащихся о личных правах человека.

  1. Развивающие:

- способствовать формированию первоначальных представлений о Конвенции ООН о правах ребёнка как о документе, защищающем их права и свободы;

- сформировать активную жизненную позицию, основанную на уважении себя как личности и уважении окружающих людей;

- развивать умение применения полученных знаний на практике.

  1. Воспитательные:

- воспитывать доброту, внимательное отношение к другим людям, толерантность, чувство ответственности за свои поступки.

Планируемые результаты:

Личностные: формирование гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности; воспитание доброго отношения друг к другу, милосердия, сострадания; воспитание законопослушного гражданина.

Метапредметные:

  • умение самостоятельно определять цели деятельности, анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия;
  • умение формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее;
  • умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и учебного сотрудничества;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе изучения событий, документальных материалов.

Предметные: применение фактологических знаний и предметных умений (работа с учебником, с различными источниками) при обсуждении заданных дискуссионных тем.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: комбинированный с элементами практической работы.

Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение урока: компьютер, проектор, пакеты материалов для работы групп, презентация к уроку.

Оформление: Записи детских песен «Детство», «Солнечный круг». Выставка детских рисунков. Выставка фотографий.

План учебного занятия:  

  1. Мотивационно-целевой этап.
  2. Этап актуализации знаний.
  3. Этап изучения нового знания.
  4. Этап самоконтроля.
  5. Этап рефлексии учебной деятельности.

Этапы урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Мотивационно-целевой этап

Звучит песня Ю. Шатунова «Детство».

- Как вы думаете, почему я для нашего урока выбрала эту песню?

Да, сегодня мне хотелось бы поговорить с вами о детстве, потому что детство – это самая лучшая пора в жизни человека. Это время открытий, игр, чудес и постоянного восхищения миром, который ребенок познает каждый день и каждый час. От того, как сложится детство у ребенка, зависит его дальнейшая жизнь.

В Чувашии 2023 год провозглашен Годом счастливого детства. Соответствующий указ подписал Глава Чувашии Олег Николаев.

Год счастливого детства стал логическим дополнением Года педагога и наставника, объявленного главой государства на 2023 год, он стал также частью десятилетия детства, продолжающегося в РФ в 2018 -2027 годах.

Мы с вами в рамках Года счастливого детства оформили выставки рисунков и ваших детских фотографий «Детство должно быть счастливым».

- Ребята, как вы понимаете смысл слов «счастливое детство», что входит в это понятие?

- Из чего состоит ваше «счастливое детство»?

Большинство детей отвечают на вопрос так: «Счастливое детство – это когда можно выйти поиграть с друзьями, которые помогут в трудную минуту, когда тебя все любят, когда есть семья, когда мир на земле». Я бы добавила: когда у тебя есть права и они закреплены в документах.

- Какие права ребенка существуют?

- В каких документах закреплены права ребенка?

Вот на эти и многие другие вопросы нам предстоит ответить на уроке.

Возможные ответы детей: будем говорить о детстве.

Возможные ответы детей:

возможность играть с друзьями, здоровье, любовь семьи, хорошее образование, мир.

Этап актуализации знаний

  1. Упражнение «Солнышко».

В организации выставок вы все активно участвовали. Мы увидели, что вы любите рисовать.

Сейчас мы с вами выполним одно упражнение, где вам надо будет нарисовать что-то.

А что именно, вы узнаете, когда прослушаете фрагмент следующей песни.

Звучит песня «Пусть всегда будет солнце».

- Так, догадались, что вы будете нарисовать?

1) Возьмите бумагу, фломастер нужного цвета, и в центре вашего листочка нарисуйте солнышко с лучами.

2) Теперь представьте, что нарисованное солнышко – это вы. В центре круга напишите свое имя.

3) На каждом лучике солнышка подпишите положительные качества, присущие вам. Постарайтесь заполнить все лучики.

4) Посмотрите на листочки своего соседа, а теперь покажите мне.

- Полюбуйтесь, какие разные солнышки у вас получились». А почему?

Потому что у каждого свое представление. Вообще говорят, что умение рисовать, это просто умение видеть. Помните, наверное, как трудно было рисовать по представлению.

Но каким бы не нарисовали солнце, мы понимаем, что оно важно для всех, потому что без солнца нет жизни на земле. Вспомните свое настроение, когда с утра светит солнце и тепло.

Проводя это упражнение с вами, я хотела вам показать, что все люди разные и нужно принимать их такими, какие они есть.

И вы тоже не похожи друг на друга, даже близнецы отличаются. Но то, что вы разные – это нормально. Вас любят ваши родители, несмотря ни на что, у вас есть друзья, которые вас уважают друзья, одноклассники, с которыми вы проводите время в школе, любимые учителя.

Все хотят, чтобы вы были счастливы и стали достойными людьми в обществе. Потому что важен каждый человек для общества и человек становится человеком только в обществе. На примере детей «маугли» мы знаем об этом.

https://coolsen.ru/wp-content/uploads/2021/11/099-20211109_125629.png

https://psy-files.ru/wp-content/uploads/f/6/6/f6666b03b938d06cffb72f9797f3d151.jpg

Солнце.

Дети рисуют солнце.

В центр круга вписывают имена.

Каждое названное качество подписывается вдоль луча.

Все не могут нарисовать одинаковый рисунок.

Этап изучения нового знания

Да, все мы разные, но одно у нас общее.

- Как вы думаете, что?

 Это наша страна - Россия. Каждый из нас, живущий в нашей стране, играет определённую роль в обществе, а зачастую даже не одну.

Я вам задам вопрос, может быть пока еще рано, но мне хочется узнать:

- Кем вы хотите стать, когда вырастите?

- Каковы желания и планы относительно будущей профессии? Кем мечтаете быть?

Я узнала про ваши желания и мечты. У всех они разные, это и понятно. Но самая главная мечта - это быть счастливым человеком.

2. Работа над словарем

Самая главная роль для всех людей - это являться гражданином своей страны. 

- Но кто же такой гражданин? 

- Где мы можем найти определение этому слову?

Давайте найдем определение слова «гражданин» в толковом словаре и прочитаем.

Гражданин - это человек, который принадлежит к населению определённой страны, подчиняется её законам и имеет по отношению к своему государству определённые права и обязанности.

- Кто помнит из курса истории 5 класса кого называли гражданами в Древней Греции?

В античности гражданами считались коренные афиняне, у которых оба родителя были гражданами. Они обладали правом участия в голосованиях, в управлении общественными делами, занимали выборные должности, не платили налог за право жить в Афинах. Переселенцы – это те, кто постоянно проживал в Афинах, говорили по-гречески, одевались как афиняне. Но они не были коренными жителями и должны были платить налог в казну заодно только право жить в Афинском государстве, не участвовали в политической жизни полиса – городской общины.

Хорошо, что в наши дни законы общие и одинаковые для всех.

- Как называется главный документ нашей страны, где прописаны все законы?

Законы записаны в Основном законе нашей страны – Конституции Российской Федерации.

Учитель читает статью 19 Конституции.

Статья 19:

  1. Все равны перед законом и судом.
  2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
  3. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.

Во Всеобщей декларации прав человека в статье 15 о гражданстве записано так:

Учитель показывает Всеобщую декларацию прав человека и прочитает статью 15.

Статья 15:

1. Каждый человек имеет право на гражданство.

2. Никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство.

- А можно ли вас назвать гражданами России?

По общему правилу гражданство детей зависит от гражданства родителей. Наше законодательство о гражданстве ребенка в полной мере соответствует требованиям Конвенции о правах ребенка, в которой записано:

Статья 7:

1. Ребенок регистрируется сразу же после рождения и с момента рождения имеет право на имя и на приобретение гражданства…

Мы с вами рассмотрели право ребенка на гражданство. Но у ребенка есть еще много прав.

- Итак, что же такое право?

Давайте найдем определение этого слова в толковом словаре.

Право - совокупность норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе, которые устанавливает и защищает государство.

Значит, право - это возможность что-то делать, осуществлять на основании закона.

  1. Работа с видеоматериалом

Сейчас мы с вами просмотрим фрагмент видео «Права ребенка и их защита» и продолжим знакомство с правами ребенка.

- Как называется документ, в котором написаны права детей?

Конвенция – это международное соглашение. В данной конвенции 54 статьи.

Показать Конвенцию о правах ребенка.

Этот документ дает вам право на счастливое детство и на исполнение вашей мечты, здесь записаны ваши права.

Согласно определению, данному в Конвенции, ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.

- А какие права имеют дети?

Дети имеют право на жизнь (ст. 6).

Дети имеют право на медицинский уход (ст. 24).

Дети имеют право на счастливое детство.

Дети имеют право жить с родителями (ст. 9).

Дети имеют право на отдых и досуг (ст. 31).

Дети имеют право говорить на родном языке (ст. 30).

Дети инвалиды имеют право на особую заботу и уход (ст. 23).

Детей не должны использовать в качестве дешевой рабочей силы.

Дети не должны работать на вредном производстве (ст. 32).

Никто не имеет право жестоко обращаться с детьми (ст. 19).

Право существует для того, чтобы вы могли успешно учиться и трудиться, заниматься любимым делом.

Но не бывает прав без обязанностей.

Обязанность - это то, что входит в круг обязательных действий, поступков человека согласно закону, требованиям общества, желанию самого человека.

У каждого человека есть свои обязанности, даже у самых маленьких детей. Чем старше становятся дети, тем больше у них появляется обязанностей. Главное - помнить о своих обязанностях и выполнять их.

Ответы детей.

Дети перечисляют профессии своей мечты.

В словаре, в учебнике, в интернете. 

Зачитывают определение термина.

Ответы детей.

Можно найти в учебнике 5 класса в 36 параграфе, на 172 странице.

Конституция Российской Федерации

Да.

Зачитывают определение термина.

Учащиеся смотрят фрагмент видеоурока.

Конвенция о правах ребенка.

Этап самоконтроля

Ребята, посмотрите на солнышко на доске.

Давайте прикрепим к нему лучики. Но предварительно на каждом лучике напишем права ребенка, человека, которые вы запомнили.

Дети пишут, прикрепляют лучики солнышку.

Этап рефлексии учебной деятельности

5. Игра «Волшебное зеркальце»

Ребята, давайте поиграем с вами в игру.

Смотрите, перед вами обычная коробочка, но внутри у неё хранится нечто очень дорогое. Назвать цену этого никто не сможет.

Сейчас я приоткрою каждому эту коробочку, дам вам посмотреть внутрь и потом скажете – то, что вы там увидите, действительно бесценно?

Учитель ходит по рядам, дает посмотреть в коробочку каждому ребенку.

- Что самое ценное, удивительное вы увидели в коробочке?

- Что вы можете сказать?

Все мы разные, у нас разные вкусы, неодинаковая внешность, у каждого человека есть что-то своё, что отличает его от остальных людей. Все мы люди, и мы все равны, а значит у нас всех одинаковые, равные права.

- Ребята, скажите, что важного для себя вы поняли сегодня на занятии?

- Для чего нужно знать свои права?

Ребята, сегодня мы с вами говорили о правах детей, но вы хорошо должны знать, что каждый ребенок имеет, не только права, но и обязанности. Ваши права не должны нарушать права других. Помните «золотое право морали»: никогда не делай другому того, что не пожелал бы себе!

Надеюсь, что полученные знания обязательно пригодятся вам в дальнейшей жизни.

Наш урок подошел к концу.

Себя.

Их нужно знать, чтобы уметь защитить себя.

Знать свои права очень полезно, это дает уверенность в себе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока в 6 классе по теме:"Пасха в англоязычных странах"

Урок-викторина по теме:"Пасха в англоязычных странах". Задания по теме...

план-конспект открытого урока в 6 классе по теме "Баскетбол"

конспект открытого урока в 6 классе по теме "Баскетбол", цель, задачи, ход урока....

План-конспект проведения урока в 5 классе по теме "My working day"

План-конспект открытого урока по теме "My working day" в 5 классе по учебнику "Happy English" (Кауфман К.И., Кауфман М.Ю.)...

План-конспект открытого урока в 3 классе по теме "Части тела"

План-конспект открытого урока в 3 классе по теме "Части тела"....

Презентация к уроку в 10 классе на тему "Предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и разработка урока. А также План-конспект открытого урока в 5 классе на тему:Семья как потребитель товаров и услуг на рынке

В данном материале дана разработка открытого урока на тему "предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и презентация к данному уроку. И План-конспект урока в 5 классе на ...

План-конспект открытого урока в 4 классе по теме "Сезоны и погода" и самоанализ урока

План-конспект открытого урока в 4 классе по теме "Сезоны и погода" и самоанализ урока. На уроке учащиеся систематизируют свои знания по теме, выполняя различные виды заданий, просматривая фрагменты из...

План-конспект открытого урока в 7 классе по теме "Монологические высказывания по теме "Meine Heimat."

Привлечение внимания к понятию «Родина» в широком смысле этого слова, а также к понятию «малая Родина».                    ...