Методические разработки
методическая разработка
Использование заданий на уроках обществознания по формированию глобальных компетенций у обучающихся
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема мастер класса:
«Разнообразные приемы работы с текстом на уроках истории и обществознания»
Учитель истории и обществознания Залогина Т.Н.
Цель: «Формирование умений работать с текстом на уроке как средство повышения качества образования»
Задачи:
- Продемонстрировать использование в практике приемов работы с текстом на уроках истории и обществознания;
- Дать рекомендации по применению разнообразных приемов работы с текстом
- Создать условия для активного взаимодействия участников мастер – класса между собой;
Форма проведения: Лекция, практическое занятие.
«Люди перестают мыслить, когда перестают читать» (Д. Дидро )
На уроках истории в основе процесса обучения лежит работа с текстом. Поэтому, правильно организованная система работы с текстом способствует развитию личностных, регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий.
Способствует повышению качества и подготовки обучения учащихся по истории и обществознанию. Очень важно научить каждого ученика находить нужную для него информацию в тексте, уметь ориентироваться в различных источниках информации, использовать разные стратегии чтения, ранжировать информацию по степени важности и т.д.; уметь создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; уметь определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; преобразовывать и интерпретировать, сопоставлять содержащуюся информацию с имеющимся жизненным опытом, выявлять ошибки в рассуждениях; устанавливать взаимосвязи между смысловыми блоками.
Слайд 2 Сегодня мы с вами рассмотрим методические приемы работы с текстом на уроках истории.
Можно выделить несколько видов работы с текстом.
1. Поиск информации и понимание прочитанного текста. При осуществлении данной работы учащийся учится:
- ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл;
- находить в тексте требуемую информацию;
- решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста.
2. Преобразование и интерпретация текста. При осуществлении данной работы с текстом на уроках истории учащийся учится: структурировать, преобразовывать, интерпретировать текст.
3. Оценка информации, полученной из текста. При осуществлении данной работы с текстом учащийся учится:
- откликаться на содержание информации;
- выявлять содержащуюся в них противоречивую информацию, конфликтную информацию;
- находить пути проверки противоречивой информации;
- высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте.
Слайд 3,4 Выделяется два вида текста:
- сплошные (художественное описание, повествование, научный комментарий, инструкция);
- несплошные (графики, диаграммы, схемы, таблицы).
Когда правильно определены цели на каждом этапе урока и существует строгая логичность в учебной деятельности ученика, можно прийти к конкретному, желаемому результату. Ученики чувствуют себя первооткрывателями, охотно работают на уроке. Урок превращается в сотворчество. Такой подход способствует уважительному отношению к информации-тексту, потому что новые знания, новая информация опираются на личный опыт ученика. Даже слабый ученик работает хорошо. Это способствует росту интереса и желания работать с текстом. Таким образом, систематическая работа с текстом способствует формированию и развитию стратегии смыслового чтения на уроках истории.
Приемы, используемые на стадии вызова
Основными функциями, реализуемыми на стадии вызова, являются: мотивационная (побуждение к работе с новым информационным материалом, стимулированием интереса к теме); информационная (актуализация имеющихся знаний по теме); коммуникационная (бесконфликтный обмен представлениями, идеями, мнениями).
Учитель на стадии вызова актуализирует у учащихся имеющиеся знания по изучаемой теме, побуждает интерес к новому материалу. Мною используются следующие приемы:
Слайд 5 Прием «Показ иллюстрации»
Пример: Вот мы с вами очутились в удивительной стране. Эта страна – родина шахмат, арифметических чисел, которыми мы привычно пользуемся сегодня. Там живут слоны, есть непроходимые леса. А еще говорят, что мальчик Маугли тоже жил в этой стране. Жители этой загадочной страны очень любят петь и танцевать. Послушайте небольшой отрывок из песни. (Звучит индийская музыка).Вопрос: Догадались ли вы, о какой стране идет речь и где мы с вами приземлились? /Индия/ Тема урока: Природа и люди Древней Индии.
Слайд 6 Прием «Зачитывание отрывка из художественной книги или стихотворения»
Пример: -Ребята, в какой эпохе, мы с вами находимся? /В эпохе средневековья/
/Слайд №6/ /Звучит музыка/
- Когда-то в средние века, повсюду жили рыцари.
И жизнь была их не легка. В тяжёлой амуниции.
Гордились рыцари собой, мечами и доспехами.
Играли рыцари с судьбой. И на турниры ехали.
- О ком это стихотворение?/О рыцарях/
- Как вы думаете, как будет звучать тема нашего урока-путешествия? /- обсуждение и выбор /«Рыцарство в средние века»
Слайд 7 Прием «Показ отрывка из фильма»
/Показ ролика/
Слайд 8 Прием «Работа с историческим текстом»
Работа с историческим текстом /Нашествие татар/
Пришло неслыханное войско …. Называемое татарами; пришли они на землю половецкую. Половцы пытались сопротивляться … и многие были перебиты – до реки Днепра. Татары повернули назад и пошли в свои земли. И вот когда половцы прибежали в русскую землю, то сказали они русским князьям: «Если вы нам не поможете, то сегодня мы были побиты, а вы завтра побиты будете.
/Описанные в летописи события/
Слайд 9 Прием «Рассказ-предположение по ключевым словам»
- Составить предложение по ключевым словам расставляя их в определенной последовательности
- Выделить ключевое слово из текста.
- Например тема «Семья» 5 кл обществознание учащимся предлагаются следующие слова: мама, семья, я, дружная, папа.
Ребята, в вашем тексте какое главное слово? Семья
какова будет тема нашего урока?
На основе слов учащиеся составляют текст, и делают предположение, какова будет тема урока.
Слайд 10 Прием «Ряды понятий (необходимо определить принцип построения рядов, найти лишнее понятие или одно обобщающее понятие»
Приемы, используемые при работе с текстом на стадии осмысления
Основными функциями, реализуемыми на смысловой стадии, являются:
- информационная (знакомство с новой информацией по теме);
- систематизационная (классификация изучаемой информации по категориям);
- мотивационная (сохранение интереса к теме).
- коммуникационная (реализация на этой стадии возможна при организации парной или групповой работы, идет бесконфликтный обмен способами действия в процессе работы с новым информационным материалом).
На данной стадии учитель формирует навыки осмысленного, вдумчивого чтения. Организует непосредственную работу с новой информацией для ее осмысления.
Мною используются следующие приёмы:
Слайд 11 Прием Составление «тонких» и «толстых» вопросов
Прием «Тонкие и толстые вопросы» может быть использован на любой из трех фаз урока: на стадии вызова - это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления - способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении - демонстрация понимания пройденного. Например урока по истории средних веков «Возникновение средневековых городов». На стадии рефлексии после изучения текста параграфа учащимся дается задание составить 3-4 тонких и толстых вопроса, занести их в таблицу, затем поработать с вопросами в парах, выбрав наиболее интересные, которые можно задать всему классу. В тетради может появиться такая запись: Таблица «толстых» и «тонких» вопросов
Толстые ? | Тонкие ? |
Объясните, почему...? / В чем различие между городом и деревней?/ | Кто ? /Кто были первыми жителями городов? / |
Если при составлении вопросов у ученика вызвано затруднение. Значит, именно на формирование умения составлять такие вопросы необходимо обратить внимание.
Слайд 12 Прием «Составление текста с историческими ошибками».
Пример: «Древний Египет»
Тутмос III намеревался увековечить свое имя, построив величайшую пирамиду Египта. Стараясь во всем отличаться от предыдущих царей, он приказал заложить фундамент постройки на восточном берегу Нила, чтобы ветры, дующие из Сахары, не смогли замедлить строительство. Однако верховный жрец Хеопс доложил царю, что строительство пирамиды затягивается из-за нехватки рабов.
Царь повелел собирать войско для похода в далекую северную Нубию. Он рассчитывал на большую добычу: серебро, слоновую кость, дерево и, конечно, “живой товар”. Армия египтян наводила ужас на своих соседей. Покоренные народы называли столицу Египта – город Каир – «городом крови».
Обеспечив строительство достаточным количеством рабов, царь повелел завершить строительство пирамиды к концу 1750 года до н.э.
Работа над текстами – рассказами с историческими ошибками, как правило, очень увлекает ребят, делает изучение истории занимательным процессом.
Слайд 13 Прием «Составление текста с пропусками важных слов» Задание Прочитайте текст. Заполните пропуски в тексте.
Пример
«Все славянские народы почитают великих просветителей – братьев _________ и _________. Они жили в ___________, были прекрасно образованы, хорошо знали древнеславянский язык. В ____ году они создали славянскую азбуку. Братья перевели с _________ языка на древнеславянский многие христианские сочинения.
Слайд 14 Прием «Сделайте подписи к иллюстрации Брахмы»
Урок «»Индийские касты»
Бог Брахма разделил людей на касты, определив их занятия, права и обязанности. Положение каждой касты определялось её происхождением.
Из своих уст Брахма создал касту жрецов-брахманов. Поэтому только брахман может говорить от имени бога.
Из рук своих Брахма создал воинов.
Из бёдер были созданы земледельцы.
Из ног, запачканных в грязи, Брахма создал касту слуг.
Особенно тяжёлым и унизительным было положение
неприкасаемых, не входящих ни в одну из каст.
Слайд 15, 16 Прием « Создание «кластеров» или сводных таблиц, работа с таблицами, диаграммами» Основные занятия жителей Индии /Работа с текстом составление кластера/
Слайд 17, 18 «Интерпретация карты»
Слайд 19 «Работа с таблицей»
Слайд 20 «Работа с диаграммой» /Практика/
Слайд 21 Прием «Три подсказки»
(парная работа, ответы на карточках сдают учителю). Данный прием использую для того, чтобы заинтересовать детей во внимательном чтении текста об исторических событиях и личностях. Учащиеся составляют три подсказки, чтобы определить о ком или о чём идет речь. Этот приём можно использовать и на этапе повторения и на этапе изучения нового материала. Подсказки зачитываются по одной или показываются на слайде презентации. Третья подсказка является решающей, потому что по ней легко определить о ком или о чём идёт речь.
Например, тема: «Либеральные реформы Александра II». (8 класс).
1. Он ослабил цензуру.
2. Начал смену некоторых высших чиновников.
3. Получил полномочия фактического правителя страны.
Слайд 22 «Составление плана текста»
Слайд 22 «Подготовка ролевых игр»
Прием «Подготовка ролевых игр»
Ученик примеряет к себе роль исторической личности:
Иван Грозный, Елена Глинская, Малюта Скуратов, Василия III др.
Слайд 23 Приемы, используемые на стадии рефлексии
Основными функциями, реализуемыми на стадии рефлексии, являются: - коммуникационная (обмен мнениями о новой информации);
- информационная (преобразование информации в личностное знание);
- мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению и углублению знаний по теме);
- оценочная (рассмотрение новых идей и знаний в контексте имеющихся представлений; выработка собственной ценностно-смысловой позиции; самооценка процесса мышления и деятельности).
Деятельность учителя на данной стадии способствует выработке собственного отношения к информации у каждого учащегося. На стадии рефлексии я использую следующие приемы:
Ответы на поставленные в начале урока вопросы
Организация устных и письменных круглых столов
Написание творческих работ - эссе
Составление «синквейна»
Создание «кластеров» или сводных таблиц, работа с таблицами
«Синквейн» - стихотворная форма из пяти строк. Первая строка - существительное, вторая - два прилагательных, третья - три глагола, четвертая - словосочетание или короткое предложение, в котором ученики высказывают свое отношение к проблеме. Пятая строка - одно слово, обычно существительное как итог, вывод. Диамант - стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых - понятия с противоположным значением. Полезно использовать при работе с понятиями, противоположными по значению.
Пример 1. Тема: «Зарождение демократии в Афинах» (5 класс). Составлен «синквейн»:
Демократия
освобождающая, гражданская
отменила, ввела, выбирается
Народное управление в Афинах
Солон
При использовании данного приема учитель формирует у учащихся навыки составления опорных схем, преобразования текстовой информации в различные знаковые системы.
Выводы
С помощью данных приемов формируются универсальные учебные действия: личностные, (самоопределение и смыслообразование); регулятивные (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция); познавательные (общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем); коммуникативные (планирование, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, принятии решения и его реализации, владение диалогической и монологической речью). Тексту отводится приоритетное значение: его читают, анализируют, трансформируют, интерпретируют, ведут дискуссии, наконец, сочиняют, помогает учащимся приобретать навыки самостоятельной работы с информацией, а, значит, повышается мотивация ученика и интерес к предмету. Учитель выполняет роль координатора, создавая условия для работы школьников. Он не диктует свою позицию, а выступает в качестве соучастника образовательного процесса. Система работы с текстом способствует развитию критического мышления ученика, так как ребёнок учится осмысливать информацию, т.е. перерабатывать её в своём сознании, отбирать необходимый опыт, объективно оценивать явления, факты, процессы, выделять существенные признаки, формулировать и решать проблемные вопросы, формировать навыки взаимодействия с другими людьми, аргументировано отстаивать собственную точку зрения.
Предварительный просмотр:
Мастер-класс
«Формирование глобальных компетенций на примере практических заданий на уроках обществознания»
МОУ «Ыныргинская СОШ»,
учитель истории и обществознания
Залогина Т.Н.
Современный мир диктует свои правила. Динамичный ритм жизни задает тон и мы вынуждены действовать, чтобы все успеть и не остановиться в развитии. Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность». Джордж Бернард Шоу.
Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас на мастер классе «Формирование глобальных компетенций на уроках обществознания»
Цель мастер класса: продемонстрировать использование заданий на уроках обществознания по формированию глобальных компетенций у обучающихся.
Глобальная компетентность-компонент функциональной грамотности, одна из ключевых компетенций, составляющих основу ориентации и успешного существования в современном социуме.
На уроках обществознания формируются умения, которые являются неотъемлемой частью глобальной компетенции критическое мышление, умение аргументировать, умение общаться, работать в команде; способность оценивать информацию; выявлять мнения, подходы, перспективы, анализировать; объяснять сложные ситуации и проблемы; оценивать действия и их последствия; систематизировать, конкретизировать и критически оценивать социальную информацию из адаптированных источников; Приобретение опыта осуществления совместной деятельности, включая взаимодействия с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности на основе национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур; осознание ценности культуры и традиций народов России
Для того, чтобы сформировать такие умения, задания на урок необходимо подбирать, дифференцируя их по возрасту.
Сейчас у детей при обсуждении таких тем есть проблемы со связностью и законченностью рассуждений, аргументами, примерами.
Задача учителя обществознания
1. Сформировать умение оценивать ситуацию
2. По мере возможности, найти выход из сложившейся ситуации
3. Умение мыслить глобально, а действовать локально.
Сегодня мы попробуем на примере заданий по обществознанию, как можно развивать гибкие навыки при решении глобальных проблем.
Задание № 1 Направлено на понимание проблемы и её решение.
Рассмотрите иллюстрации. Какая деятельность человека приводит к таким последствиям? Какую опасность они представляют для человека и природы?
Если бы у вас была возможность участвовать в решении глобальных проблем, с чего бы вы хотели начать? Почему?
Представьте, что вам поручили написать закон «Об экологической безопасности населенного пункта». На решение каких проблем он был бы нацелен в первую очередь?
Какие экологические проблемы наиболее важны для вашего региона?
Картинка № 2
Задание № 1
Для иллюстрации какой группы глобальных проблем может быть использовано данное изображение? (Дайте обобщенное, а неконкретное название проблеме. Объясните почему её относят к глобальным. Какая мера, по вашему мнению будет способствовать решению данной проблемы? Какие еще проблемы относят к этой группе глобальных проблем? (Назовите любые две проблемы, аргументируйте свой ответ.)
Задание № 3 Направлено на формирование семейных ценностей, на роль семьи в жизни общества.
Объект оценки: Идентифицировать проявления культурного сходства и различий на основе информации источника
На уроках обществознания школьники узнали о разных типах семей. Первый тип называется патриархальным. В таких семьях жёстко закреплены семейные обязанности, глава семьи – мужчина, который обеспечивает семейное благополучие и пополняет бюджет, а мнение детей по разным вопросам семейной жизни не спрашивают. Второй тип семьи с противоположными признаками принято называть демократическим.
Какие из приведённых ниже фактов из жизни семьи Гордеевых характерны только для семьи демократического типа?
Выберите все верные факты. Поставьте «+» около каждого выбранного факта.
1) В семье принято совместно отмечать важные семейные события и праздники
2) В семье Гордеевых двое детей – Артём и Вера
3) Мама Артёма – врач, а папа работает в научно – исследовательском институте
4) Родители Артёма зарабатывают примерно одинаково
5) Маме приходится задерживаться на работе, и тогда ужин готовит папа
6) Все Гордеевы обсуждали, как потратить премию отца: купить новые туфли маме или заменить люстру в общей комнате.
Задание № 4
Направлено на умение аргументировать, способность оценивать информацию; выявлять мнения, подходы, перспективы, анализировать; объяснять сложные ситуации и проблемы; критически оценивать социальную информацию из адаптированных источников.
Учёные опросили 25-летних и 55-летних граждан страны Z. Им задавали вопрос: «Как Вы считаете, чья обязанность вести домашнее хозяйство?» Результаты опросов (в % от числа отвечавших) приведены на диаграмме.
Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняется: а) сходство; б) различие.
Курс обществознание в силу своей специфики (содержание, формируемые умения) играет большую роль в развитии глобальных компетенций.
• Есть темы, которые конкретно касаются данных вопросов
• Есть темы, которые опосредовано работают на развитие данных компетенций
• На уроках обществознания формируются умения, которые являются неотъемлемой частью глобальной компетенции – критическое мышление, умение аргументировать, умение общаться, умение работать в команде и т.п.
Те личностные качества, которые позволяют нам быть дисциплинированным, ответственным, лидером, иметь стратегическое и многозадачное мышление, инициативность, организационные навыки, помогут нам добиться наиболее эффективных результатов в нашей работе, однако их необходимо развивать, ведь только человек, обладающий этими навыками сможет научить другого, т е с какими компетенциями ученик войдет в мир ближайшего будущего зависит от на с вами…
Дорогие коллеги, спасибо за ваше активное участие и хорошую работу.
Предварительный просмотр:
Тема мастер класса:
«Использование элементов интегрированного обучения на уроках истории и обществознания»
Учитель истории и обществознания Залогина Т.Н.
Цель: «Использование в практике элементов технологии интегрированного обучения на уроках истории и обществознания, как одно из средств повышения познавательной активности обучающихся на уроках»
Задачи:
- На практическом занятии показать использование элементов технологии интегрированного обучения;
- Дать рекомендации по применению элементов интегрированного обучения;
- Создать условия для активного взаимодействия участников мастер – класса между собой;
Форма проведения: практическое занятие.
Сегодня мы с вами рассмотрим, как можно применять элементы технологии интегрированного обучения на уроках истории и обществознания.
Предельна близка к истории география. На уроках истории мы работаем с картами определяем географическое месторасположение изучаемого государства, климат, почву, исторические события, военные действия.
- Урок истории нового времени 7 класс «Великие географические открытия и их последствия» урок можно полностью провести интегрированным с учителем географии.
- Давайте вспомним, какой источник, мы используем при изучении географического положения? /Карту/ /Работа с картой приложение
Задание для группы №1
/Первая группа на примере урока истории в 5 классе
Я предлагаю вам поработать с картой и определить географическое положение.
Вторая группа на примере урока истории в 5 классе «Древнейший Рим»
Перед тем как сойти с корабля, мы с вами должны определить климат и географическое положение Италии.
- Как называется полуостров, на котором располагается страна Италия? (На Апеннинском полуострове.)
- На берегу, какой реки основан Рим? (На берегу реки Тибр.)
- Какие моря омывают Италию? (Теренское, Адриатическое, Средиземное)
- Какие горы тянутся вдоль всего полуострова? (Апеннинские горы тянутся с севера на юг полуострова, они невысокие, поэтому не делят страну на изолированные районы, как полуостров Греции.)
- Какие горы прикрывают Италию с севера? (Это Альпийские горы.)
Вывод: Апеннинский полуостров древних времен называют Италией. Этот полуостров похож на старинный сапог, у носка которого расположен остров Сицилия. На севере полуостров отделяется от материковой части Европы средневысокими Альпийскими горами. С юга, с востока и запада Апениннский полуостров омывается морями Средиземного моря: Адриатическим, Ионическим, Тирренским.
Задание группа № 2
Географическое положение и природа Древней Индии.
Государство Древняя Индия возникло в глубокой древности. Сначала это были разрозненные племена, соперничавшие между собой, но в III тысячелетии до н.э. все индийские государства объединил под своей властью Ашока.
У нас, путешественников, должна быть карта для того, чтобы не заблудиться. Нам нужно знать, где находится эта страна, и уметь находить ее основные географические объекты.
Откройте учебник на странице 96 работа с картой и определим географическое положение Индии. (3 мин). Индия расположена в Южной Азии на полуострове.
На каком полуострове располагается Индия? На полуострове Индостан.
Что такое полуостров? Полуостров - это часть суши, с трех сторон омываемая водой: морями, океанами.
Посмотрите на карту, водами какого океана омывается Индия? (Индийский океан).
На севере Индии расположены величайшие в мире горы. Определите по карте название этих гор. (Гималаи).
В Гималаях находится самая высокая на земле вершина. Называется она Джомолунгма. Слово «Джомолунгма» - означает «поднебесное жилище богов.
Какие реки протекают на ее территории? /Инд и Ганг/
Откуда они берут свое начало? /В горах Гималаях/
Как вы думаете свое название страна получила от названия какой реки? /Инд/
Воды Ганга жители Индии считают священными.
Давайте запишем географическое местоположение Индии.
Вывод: Индия расположена в Южной Азии на полуострове Индостан. С запада, востока и юга омывается Индийским океаном, с севера её границей служат горы Гималаи. На её территории протекают реки Инд и Ганг свое начало берут в горах Гималаях.
Климат: Жаркий, влажный. /Запись в тетрадь/
Задание для группы №3
Урок истории нового времени 8 класс тема «Война изменившая карту Европы»
Поработайте с картой «Франко-Прусская война 1870-1871»
1. Между какими государствами происходили военные действия? -________________________________________________________
2. Выпишите места сражений? __________________________
3. Рассмотрите основные районы действия партизан против немецких оккупантов.
4. Найдите на карте место, где произошла капитуляция 2.09.1870. __
___________________________________________________________
5. Какому государству отошли территории Эльзас и Лотаргинии?
___________________________________________________________
6. Где был подписан мирный договор ___________________________
4. Какие события произошли в Париже 4.09.1870 года ___________
Можно интегрировать уроки истории и обществознания.
На основании особенностей обучения истории преподавание должно быть построено таким образом, что бы формировать у учащихся способность воспроизводить ранее усвоенные знания для лучшего запоминания нового материала.
Урок обществознания в 6 классе «Человек и его деятельность»
Рубрика «Путешествие в прошлое» стр. 29
Прочитайте текст и ответьте на вопросы?
Урок обществознания в 7 классе «Деньги и их функции»
Рубрика «Путешествие в прошлое»
Прочитайте текст и ответьте на вопросы?
Интегрированный урок истории и математики прошел в 5 классе (тема: «Повторительно обобщающий урок по Древнему Египту».
. Решите задачу.
/1 группа/
Единое государство в Египте образовалось около 3000 г. до н. э. Сколько лет назад это было? Запишите решение
/2 группа/
Решите задачу.
Пирамида Хеопса была построена 2600 г. до. н. э. Сколько лет назад была построена пирамида?
. Решите задачу.
В 1822 г. Франсуа Шампольон расшифровал надпись на камне, который пролежал в земле 2075 лет. В каком году была сделана надпись?
Обществознание математика Работа с диаграммами.
История, физика, биология 8 класс тема урока «Наука: создание научной картины мира» стр. 48 Заполнение таблицы.
Научная область | Год открытия | Фамилия ученого | Содержание и значение открытия. |
Физика | 1831г. | Майкл Фарадей | Явление электромагнитной индукции – создание электродвигателя |
1873г. | Джеймс Майклш Максвелл | Электромагнитная теория света – передача электричества в пространстве | |
1883г. | Генрих Герц | Подтвердил существование электромагнитных волн и установил что скорость их распространения = 300тыс.км./с. | |
1897г. | А.С. Попов | Беспроволочный телеграф | |
1878г. | Хенрик Лоренц | Продолжил разрабатывать теорию электромагнетизма | |
1891г. | Джон Стоней | Ввел термин «электрон» для обозначения атома. | |
1895г. | Вильгельм Конрад Рентген | Открытие невидимых Х-лучей – создание рентгеновского аппарата – нобелевская премия | |
1903г. | Пьер Кюри и Мария Склодовская-Кюри | Создали учение о сложном строении атома – нобелевская премия. | |
Биология | Чарльз Дарвин | Обосновал гипотезу происхождения человека от обезьяноподобного предка. | |
1885г. | Луи Пастер | Открытие новой науки – микробиологии, создана прививка от бешенства. Заложил основы учения об иммунитете. | |
Дженнер | Открыл вакцину от оспы | ||
Рене Лаэннек | Сконструировал трубку из буковой древесины - стетоскоп | ||
1882г. | Роберт Кох | Открыл возбудителя туберкулеза – бациллу Коха | |
Илья Ильич Мечников | Основоположник эволюционной эмбриологии и отечественной микробиологии. |
История и музыка Тема «Искусство в поисках новой картины мира»
Создатели шедевров опережающее домашнее задание сообщения о композиторах и музыкантах 19 века Австрийский композитор Франц Шуберт (1797-1828)
Фредерико Шопен поляк (1810-1849) звучит «Весенний вальс»
История и литература
Тема урока «Завоевание турками османами Балканского полуострова»
Отрывок из сербского эпоса стр. 210.
Урок обществознания «Главные вопросы Экономики»
Типы экономических систем»
Урок – портрет. Например раскрывая тему «М.В. Ломоносов»можно интегрировать со многими предметами и обсудить круг вопросов включая многие межпредметные связи.
Обществознание и психология Тема урока «Одноклассники, сверстники, друзья».
. «Что у нас общего».
Ребята, а вы часто ссоритесь с друзьями, однокласниками?
Для того, чтобы понять почему возникает иногда недопонимание друг друга, почему возникают сложные отношения между людьми давайте выполним упражнение. Упражнение №1. Для выполнения этого упражнения вам потребуется один лист бумаги. Вы должны спокойно выполнять все инструкции. Оценки за это упражнение не ставятся, поэтому постарайтесь при работе не смотреть на одноклассников. Никому не разрешается спрашивать, как делать упражнение!
Далее буквально выполняйте команды:
1. Возьмите листок бумаги.
2. Сложите его вдвое.
3. Оторвите верхний правый угол.
4. Снова сложите бумагу вдвое.
5. Оторвите верхний правый угол.
6. Снова сложите бумагу вдвое.
7. Оторвите верхний правый угол.
8. Снова сложите бумагу вдвое.
9. Разверните листки бумаги.
У многих детей получатся разные снежинки. Как вы думаете почему? Дети высказывают свое мнение. Психолог обобщает мнение детей: «Потому, что мы все разные. Каждый из нас обладает разным характером, темпераментом (вспомнили виды темперамента холерик, сангвиниг, флегматик, меланхолик, вспомнили, как люди с этими видами темперамента реагируют на ситуацию). У нас разные взгляды и иногда эти взгляды настолько разные, что происходит непонимание людей друг друга. И это создает сложности во взаимоотношениях»
Интегрированные уроки повышают познавательную активность учащихся, способствуют развитию мыслительных, творческих, коммуникативных способностей учащихся. К сожалению, не всегда удается проводить интегрированные уроки, иногда по ряду технических причин: не совпадают темы по предметам, отсутствует синхронизированная программа, требуют большой предварительной работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания. Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированн
урок по физической культуре с ипользованием инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания...
Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.
Аннотацияк учебно-методическим разработкам внеклассных мероприятий по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....
Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"
Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....
«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс
Данная работа посвящена 1150- летию образования российской государственности. В работе представлены: история образования российской государственности, история симво...
методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.
Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в 6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...
Методическая разработка Методическая разработка (для факультативных занятий по английскому языку для учащихся 10-11 классов) Создание банка дистанционных уроков с использованием инструментов современного интернета (Googl Docs, Delicious/BobrDoobr, Mind
Методическая разработка входит в серию дистанционных уроков английского и немецкого языков , разрабатываемых с целью подготовки учащихся к выполнению письменной части ЕГЭ по указанным дисциплина...
Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"
Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...