Познавательная игра "Путешествие в страну финансовой грамотности"
план-конспект занятия по обществознанию (6 класс)
Игровые формы позволяют раскрепостить учащихся и вовлечь их в удивительно интересный мир экономики, сделать более насыщенными и увлекательными стартовые шаги в этой области.
Данная квест- игра призвана привлечь обучающихся к получению знаний по основам финансовой грамотности. Игра предназначена для учащихся 5-7 классов.
Цель разработанного мною внеклассного мероприятия - выявить практические возможности применения знаний при решении задач по финансовой грамотности. Квест может быть проведён и как в рамках «Недели по финансовой грамотности».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poznavatelnaya_igra_puteshestvie_v_stranu_finansovoy_gramotnosti.docx | 789.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение " Старохотмировская средняя общеобразовательная школа Рогнединского района Брянской области",
МБОУ Старохотмировская СОШ
242776 Брянская область, Рогнединский район, д. Старое Хотмирово, ул. Школьная, д.1
тел. (48331)9-82-18, e-mail: rgn-str@rambler.ru
ОКПО 47897747; ОГРН 1023201739010; ИНН/КПП 3225001753/324501001
Конкурс «Финансовая грамотность»
Номинация «Методическая разработка»
Познавательная квест - игра «Путешествие в страну финансовой грамотности»
Выполнила
учитель истории и обществознания
Макарова Светлана Николаевна
2022 г.
Введение
В современном обществе большое внимание уделяется вопросу формирования у учащихся не просто знаний, как набора сведений о мире, а способности действовать в этом мире на благо общества и самого себя. Именно в детском возрасте закладываются основы социально активной личности, проявляющей интерес к социуму, финансовым отношениям, самостоятельности, уважения к себе, окружающим товарищам, своим родителям и другие ценные качества. Игры — естественные спутники жизни ребенка, источники радостных эмоций, обладающие великой воспитательной силой, дающие знания и позволяющие попробовать себя в различных ролях. В играх ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.
Детям нужны игры в любую пору их жизни. Игры приучают детей терпеливо сносить крах их финансовой цели или направления, требует смекалки, находчивости, развивает массу навыков и умений. Деловые игры формирует у детей заинтересованное, устойчивое, уважительное отношение к экономике родной страны, создается эмоциональная основа для развития патриотических чувств, сопричастности к проблемам своего народа.
Хорошо организованные деловые игры должны оказывать благотворное влияние на финансовое развитие и укрепление экономических знаний, логического мышления, на формирование собственного мнения, построение своей концепции- фундамента финансовой основы.
Данная разработка предназначена для просветительной работы с детьми, проявляющими интерес к финансовой грамотности и укреплению своих знаний. Она составлена для детей школьного возраста. Педагогу необходимо учитывать особенности финансового знания данного возраста. Итоги игр могут быть подведены в форме награждений грамотами, дипломами, сертификатами, ценными подарками, сладкими призами.
Актуальность разработки:
Актуальной является проблема- это совершенствование и развитие финансовых знаний с раннего возраста до выхода во «взрослую жизнь». Для решения проблемы основная роль отводится именно школе. Школе доверено воспитание нового поколения нашей страны (успешных людей, которые будут понимать своё предназначение в жизни, умеющие управлять своей судьбой, способных к самопознанию, самоопределению, самореализации, самоутверждению). Только заинтересованный ребёнок сможет успешно научиться основам финансовой грамотности, продуктивно проводить свой досуг, стать творцом своей судьбы.
Игровые формы позволяют раскрепостить учащихся и вовлечь их в удивительно интересный мир экономики, сделать более насыщенными и увлекательными стартовые шаги в этой области.
Данная квест- игра призвана привлечь обучающихся к получению знаний по основам финансовой грамотности. Игра предназначена для учащихся 5-7 классов.
Цель разработанного мною внеклассного мероприятия - выявить практические возможности применения знаний при решении задач по финансовой грамотности. Квест может быть проведён и как в рамках «Недели по финансовой грамотности».
Тема занятия: Познавательная квест - игра «Путешествие в страну финансовой грамотности»
Форма проведения: внеурочное занятие
Участники: учитель, обучающиеся 5-7 классов
Цель: развитие финансовой грамотности обучающихся; выявить практические возможности применения знаний при решении задач по финансовой грамотности.
Задачи: 1. способствовать формированию экономического образа мышления;
2. формировать опыт применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области финансовой грамотности обучающихся;
3. формирование у обучающихся навыков индивидуальной и групповой работы;
4. развивать мыслительную деятельность, самостоятельной работы, творческих возможностей и расширения кругозора обучающихся;
5. воспитывать ответственность и нравственное поведение в области экономических отношений в быту.
Планируемые результаты
Личностные:
- осознание себя как части общества;
- овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;
- развитие самостоятельности;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях.
Метапредметные:
Регулятивные:
- развивать умение работать в группе,
- умения выбирать действия в соответствии с поставленной задачей,
- выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально.
Познавательные:
- - освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные:
- развитие коммуникативной культуры учащихся;
- выражать свои мысли и идеи, обсуждать в рабочей группе информацию.
Предметные: актуализация знаний по финансовой грамотности.
Оборудование: персональный компьютер, видеопроектор, экран, карточки с заданиями станций, бумажные жетоны в виде железных рублей, фломастеры, цветные карандаши, листы бумаги А4.
Форма работы: групповая (командная)
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1. Орг. момент | Приветствие учащихся. Формирование команд | Приветствие учителя. Организация и настрой на учебную деятельность. |
2. Мотивация | Создает эмоциональный настрой. Формулирует задание. | Получают маршрутные листы |
3. Игра по станциям | Актуализация знаний. Разминка «Туесок понятий» | Отвечают на вопросы разминки |
Станция 1. «Быстрее всех» | Учитель выдаёт задания станций. Объясняет. Контролирует время выполнения задания. Проверяет правильность выполнения задания. Выдаёт бумажные жетоны | Выполняют задания. Отгадывают, зашифрованные пословицы. |
Станция 2. «Мультяшкино» | Ребята смотрят мультфильм. После просмотра дают аргументированный ответ на вопрос https://www.youtube.com/watch?v=vz8048f_Ilw | |
Станция 3. «Денежкино» | Ребята стрелочками соединяют валюту с названием мультфильма. | |
Станция 4. «Супермаркет» | Выполняют задание по формированию культуры поведения покупателя. Располагают по порядку действия, которые надо предпринять, совершая покупку в супермаркете. | |
Станция 5. «Дёшево - Дорого» | Ребята работают с выражениями, которые соответствуют понятиям «дёшево-дорого» | |
Станция 6. «Задачкино» | Обучающиеся решают экономические задачи | |
Станция 7. «Вкладчики» | Команда должна принять решение, сколько надо вложить денежек, чтобы получить прибыль | |
Станция 8. «Творческая. Конечная» | Придумывают и рисуют на листе А4 рекламу товара, который хотели бы производить на своей кондитерской фабрике. | |
4. Рефлексия. Подведение итогов игры. | Объявляет итоговые баллы и команду-победителя. Проводит награждение. | Оценивают свою деятельность. |
Ход занятия
1. Орг. момент. Приветствие обучающихся. Формирование команд, названий, девиза команды.
Ребята, у нас сегодня занятие не совсем обычное. Мы вместе с вами совершим познавательное путешествие в страну Финансовой грамотности. Не просто путешествие, а КВЕСТ. Скажите, а вы знаете, что такое КВЕСТ? КВЕСТ – это игра, в которой много головоломок и задач, требующих приложения умственных усилий. Впереди у нас восемь станций. Разделимся на две команды. Придумайте название своей команде. Каждая команда будет выполнять задания и получать вознаграждение за выполнение заданий (жетоны). В конце занятия мы подсчитаем количество заработанных жетонов и определим победителя. Итак, наше путешествие начинается! Всем удачи!
2.Основная часть. Работа по этапам игры.
1. Актуализация знаний. Разминка «Туесок понятий»
Кто больше всех знает финансовых понятий. Каждая команда на маршрутном листе должна безошибочно записать как можно больше понятий. За каждое правильно названное понятие один жетон.
1) … Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.
Пошла Муха на базар
И купила самовар.
Чем является самовар? (товар)
2) На товаре должна быть….. ( цена)
3) Как называется плата за работу? ( зарплата)
4) Как называется плата за нарушение? (штраф)
5) Иностранные деньги. (валюта)
6) Специальное финансово – кредитное учреждение, предназначенное для сбережения средств? (банк)
7) Особый товар, который накапливают и сберегают, с помощью которых осуществляют платежи? (деньги)
8) Деньги, переданные в долг под проценты? (кредит)
9) Отчисления от доходов в пользу государства (налоги)
10) Лицо, объявленное неспособным расплачиваться с долгами? (банкрот)
11) Как называются деньги, отложенные на будущее? (сбережения)
12) Информация о товарах, различных видах услуг с целью привлечения покупателей и создания спроса на эти товары? (реклама)
13) Уменьшение цены для покупателей, которые совершают внесезонные покупки товаров и услуг? (скидка)
14) Лицо или организация, финансирующие какое – либо мероприятие? (спонсор)
2. Игра по станциям.
Станция 1. «Быстрее всех»[1]
Отгадайте, какие пословицы зашифрованы. Найдите соответствия. За каждый верный ответ два жетона.
А. Копейка к копейке | 1. гонит |
Б. Легче прожить деньги, | 2. и выйдет перинка |
В. Подальше положишь, | 3. проживёт и семейка |
Г. Есть грош, | 4. поближе возьмёшь |
Д. Пушинка к пушинке | 5. чем нажить |
Е. Копейка обоз | 6. так будет и рожь |
Станция 2. «Мультяшкино»
Посмотрите мультфильм по стихотворению С.Михалкова «Как старик корову продавал». Ответьте на вопрос: «Почему передумал старик корову продавать?» Пять жетонов получит та команда, которая даст полный, с аргументами ответ на вопрос.
Станция 3. «Денежкино»
Соотнесите валюту, которую используют герои мультфильмов и кинофильмов. За правильно соотнесённую пару по одному жетону.
А. сольдо | 1. «Незнайка на Луне» |
Б. пиастры | 2. «Али – Баба и 40 разбойников» |
В. эре | 3. «Утиные истории» |
Г. доллар | 4. «Малыш и Карлсон» |
Д. сантик | 5. «Остров сокровищ» |
Е. динара | 6. «Приключения Буратино» |
Станция 4. «Супермаркет»
Вы любите ходить за покупками в магазин? Тогда это испытание для вас. Внимание, задание! Расположите по порядку действия, которые нужно предпринять, чтобы ваши покупки состоялись. За безошибочное выполнение задания вы получите восемь жетонов. Удачи!
1. Оплатить покупки
2. Взять тележку
3. Проверить срок годности продуктов
4. Выбрать продукты
5. Проверить чек
6. Получить сдачу
7. Выложить продукты из тележки
8. Оплатить покупки
Станция 5. «Дёшево – дорого»
Внимание! Вопрос! Какие выражения, по – вашему, соответствуют понятиям «дорого – дёшево». Укажите стрелками, куда вы относите каждое выражение.
дорого | Даром | дёшево |
В копеечку | ||
За бесценок | ||
Недоступно | ||
По сходной цене | ||
Втридорога | ||
Недорого | ||
накладно | ||
Копейки | ||
Недёшево | ||
Задаром | ||
На вес золота | ||
По божеской цене |
Станция 6. «Задачкино»
Перед вами две задачи. За верное решение обеих задач вы получите 10 жетонов.
Задача 1. Подсчитайте, чему равен доход семьи, если
папа получает зарплату – 20000 рублей
мама получает зарплату - 25000 рублей
бабушка получает пенсию – 18000 рублей
Ответ: _______________________________
Задача 2. Подсчитайте, чему равны доход и расход семьи, если
зарплата мамы и папы – 28000 рублей
истратили на продукты - 7200 рублей
заплатили за квартиру, электричество, телефон – 3600 рублей
пенсия бабушки – 17000 рублей
купили подарок дочери – 2300 рублей
Доход семьи _______________________________
Расход семьи __________________________________
Станция 7 «Вкладчики»
Задание состоит из двух этапов. Первый этап – вклад, второй этап – снять вложенные деньги с процентами. Команды, примите решение, какую сумму вы готовы вложить. Ваша сумма удвоится, если ответите правильно на все вопросы. Каждой команде свои вопросы. Если вы допускаете две ошибки, вы лишаетесь суммы, которую хотели удвоить. Кто начнёт первым? Будьте внимательны! Удачи!
1. Какое животное всегда при деньгах? (свинья) | 1. Зоологический эталон бедности. (церковная мышь) |
2. И очень длинная табуретка, и маленький магазин. (лавка) | 2. На каком базаре самый большой шум? (птичьем) |
3. У кого нет денег, чтоб обуться? (сапожник) | 3. Чем богачи гребут деньги? (лопатой) |
4. Что считать в чужом кармане нехорошо, но очень интересно? (деньги) | 4. Что сколачивают из денег? (капитал) |
5. Какой сказочный персонаж периодически несёт золотые яйца» (Курочка Ряба) | 5. Месяц школьных базаров. (август) |
6. Главный рекламный агент болота. (лягушка) | 6. Продукцию какого народного промысла называют золотой? (хохлома) |
Станция «Творческая. Конечная»
Ребята, вы, наверное, знаете, что для успешной продажи товара нужна качественная реклама. Придумайте и нарисуйте, какой бы вы производили шоколад на своей кондитерской фабрике. Расскажите о вашем продукте. За рекламу и презентацию будущего товара команды получат 10 жетонов. Это ведь станция «Творческая».
3. Итог игры. Рефлексия.
Ребята, наше увлекательное путешествие в удивительную страну под названием Финансовая грамотность сегодня завершилось, но не заканчивается. Оно только начинается. Победителем сегодняшней игры стала команда __________________
Молодцы, ребята! Отличная командная игра! Каждый выскажите своё мнение об игре, продолжив предложение:
Я узнал…..
Мне было…
Мне понравилось…
Мне не понравилось….
Использованная литература
- Игровые технологии на уроках и во внеурочной деятельности (интегрированные игры по географии, биологии, экологии, экономике, основам права) / авт.-сост. М. Е.Сергеева. - Волгоград: Учитель, 2007.
- Липсиц, И. В. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 5–7 классы общеобразовательных организаций: Серия «Учимся разумному финансовому поведению», М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 208 с., ил.
- В.А.Рубе, Е.С.Шабельник Зачем нужны налоги: Учебное пособие для начальной школы. –М.:Вита_Пресс,1999. – 104с.:ил.
Приложение 1
Станция 1. «Быстрее всех»
Отгадайте, какие пословицы зашифрованы. Найдите соответствия. За каждый верный ответ два жетона.
А. Копейка к копейке | 1. гонит |
Б. Легче прожить деньги, | 2. и выйдет перинка |
В. Подальше положишь, | 3. проживёт и семейка |
Г. Есть грош, | 4. поближе возьмёшь |
Д. Пушинка к пушинке | 5. чем нажить |
Е. Копейка обоз | 6. так будет и рожь |
Приложение 2
Станция 3. «Денежкино»
Соотнесите валюту, которую используют герои мультфильмов и кинофильмов. За правильно соотнесённую пару по одному жетону.
А. сольдо | 1. «Незнайка на Луне» |
Б. пиастры | 2. «Али – Баба и 40 разбойников» |
В. эре | 3. «Утиные истории» |
Г. доллар | 4. «Малыш и Карлсон» |
Д. сантик | 5. «Остров сокровищ» |
Е. динара | 6. «Приключения Буратино» |
Приложение 3
Станция 4. «Супермаркет»
Вы любите ходить за покупками в магазин? Тогда это испытание для вас. Внимание, задание! Расположите по порядку действия, которые нужно предпринять, чтобы ваши покупки состоялись. За безошибочное выполнение задания вы получите восемь жетонов. Удачи!
1. Оплатить покупки
2. Взять тележку
3. Проверить срок годности продуктов
4. Выбрать продукты
5. Проверить чек
6. Получить сдачу
7. Выложить продукты из тележки
8. Оплатить покупки
Приложение 4
Станция 5. «Дёшево – дорого»
Внимание! Вопрос! Какие выражения, по – вашему, соответствуют понятиям «дорого – дёшево». Укажите стрелками, куда вы относите каждое выражение.
дорого | Даром | дёшево |
В копеечку | ||
За бесценок | ||
Недоступно | ||
По сходной цене | ||
Втридорога | ||
Недорого | ||
накладно | ||
Копейки | ||
Недёшево | ||
Задаром | ||
На вес золота | ||
По божеской цене |
Приложение 5
Станция 6. «Задачкино»
Перед вами две задачи. За верное решение обеих задач вы получите 10 жетонов.
Задача 1. Подсчитайте, чему равен доход семьи, если
папа получает зарплату – 20000 рублей
мама получает зарплату - 25000 рублей
бабушка получает пенсию – 18000 рублей
Ответ: _______________________________
Задача 2. Подсчитайте, чему равны доход и расход семьи, если
зарплата мамы и папы – 28000 рублей
истратили на продукты - 7200 рублей
заплатили за квартиру, электричество, телефон – 3600 рублей
пенсия бабушки – 17000 рублей
купили подарок дочери – 2300 рублей
Доход семьи _______________________________
Расход семьи __________________________________
Приложение 6
Станция 7 «Вкладчики»
Задание состоит из двух этапов. Первый этап – вклад, второй этап – снять вложенные деньги с процентами. Команды, примите решение, какую сумму вы готовы вложить. Ваша сумма удвоится, если ответите правильно на все вопросы. Каждой команде свои вопросы. Если вы допускаете две ошибки, вы лишаетесь суммы, которую хотели удвоить. Кто начнёт первым? Будьте внимательны! Удачи!
1. Какое животное всегда при деньгах? (свинья) | 1. Зоологический эталон бедности. (церковная мышь) |
2. И очень длинная табуретка, и маленький магазин. (лавка) | 2. На каком базаре самый большой шум? (птичьем) |
3. У кого нет денег, чтоб обуться? (сапожник) | 3. Чем богачи гребут деньги? (лопатой) |
4. Что считать в чужом кармане нехорошо, но очень интересно? (деньги) | 4. Что сколачивают из денег? (капитал) |
5. Какой сказочный персонаж периодически несёт золотые яйца» (Курочка Ряба) | 5. Месяц школьных базаров. (август) |
6. Главный рекламный агент болота. (лягушка) | 6. Продукцию какого народного промысла называют золотой? (хохлома) |
Приложение 7
Станция «Творческая. Конечная»
Ребята, вы, наверное, знаете, что для успешной продажи товара нужна качественная реклама. Придумайте и нарисуйте, какой бы вы производили шоколад на своей кондитерской фабрике. Расскажите о вашем продукте. За рекламу и презентацию будущего товара команды получат 10 жетонов. Это ведь станция «Творческая».
Приложение 8
Маршрутный лист команды ___________________________________________
Название станции | Количество жетонов, полученных на станции |
Разминка «Туесок знаний» | |
Станция 1. «Быстрее всех» | |
Станция 2. «Мультяшкино» | |
Станция 3. «Денежкино» | |
Станция 4.»Супермаркет» | |
Станция 5. «Дёшево – Дорого» | |
Станция 6. «Задачкино» | |
Станция 7. «Вкладчики» | |
Станция 8 «Творческая. Конечная» |
Маршрутный лист команды ___________________________________________
Название станции | Количество жетонов, полученных на станции |
Разминка «Туесок знаний» | |
Станция 1. «Быстрее всех» | |
Станция 2. «Мультяшкино» | |
Станция 3. «Денежкино» | |
Станция 4.»Супермаркет» | |
Станция 5. «Дёшево – Дорого» | |
Станция 6. «Задачкино» | |
Станция 7. «Вкладчики» | |
Станция 8 «Творческая. Конечная» |
Приложение 9
Приложение 10
[1] [3, с.35]
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Знатоки финансовой грамотности ( познавательная игра)
Конспект занятия по финансовой грамотности для 5 класса...
Конспект занятия по финансовой грамотности "Путешествие в страну Финансов" старшая группа (от 5 до 6 лет)
Дети путешествуют по стране Финансов, узнают о прошлом денег, играют в дидактические игры и изготавливают банкноты для игры....
Внеклассное мероприятие по финансовой грамотности на тему «Как граждане участвуют в формировании бюджета страны, или почему надо платить налоги»
Ожидаемые результатыпредметные образовательные: знание базовых понятий: налог, налогоплательщик налоговый орган, ИНН; виды налогов, уплачиваемых физическими лицами; ставка налога; пен...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ.КВЕСТ-ИГРА "ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ"
Данная презентация относится к познавательной игре "Путешествие в страну финансовой грамотности"...
Урок географии В рамках недели финансовой грамотности Тема: Зарубежные страны: путешествие. Классы: 10-11
Цель: способствовать формированию основ финансовой грамотности при планировании загранпоездки....
Внеклассное мероприятие по финансовой грамотности «Путешествие по стране Экономика»
Это занятие даёт ученикам представление о семейном бюджете и рациональном его использовании, на основе игровых ситуаций, близких к реальной жизни. Мы все хотим, чтобы в будущем наши дети стали уверенн...
Портфель творческих, познавательных, занимательных заданий по финансовой грамотности
В документе представлены примеры заданий к курсу занятий внеурочной деятельности "Основы финансовой грамотности" 6 класс....