Программа кружка " Обществознание в вопросах и ответах"
рабочая программа по обществознанию (9 класс)

Пятых Ирина Спиридоновна

Программа предназначена для подготовки к ОГЭ по обществознанию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon kruzhok_obshch-ie_v_voprosah_i_otvetah.zip34.53 КБ

Предварительный просмотр:

Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

  • Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
  • Концепция        развития        дополнительного        образования        детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»
  • Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»
  • Приказ        Министерства        образования        и        науки        Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
  • Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (Письмо Министерство образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 18.11.2015 г.

           

Паспорт

Наименование

«Обществознание в вопросах и ответах»

Рецензент

 

Организация Заявитель

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа №16  с. Гыршелун

Телефон, факс

8-914-486-01-76

ФИО должность автора

Пятых Ирина Спиридоновна, педагог дополнительного образования

Целевые группы

Ориентирована на работу с детьми 13-15 лет.

Цель

Развитие познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей учащихся, определяющих формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе; создание условий для формирования познавательного интереса учащихся.

Направленность программы

способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.

Направление

 Социально-гуманитарная

Вид программы

Базовая

Уровень реализации

Школьная.

Уровень усвоения

Общеразвивающая.

Срок   реализации

1 год.

Краткое содержание программы

Индивидуальные занятия

Работа с интернет-ресурсами.

Сбор и обработка материала.

Создание электронных носителей.

 

Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы.

1.1.Пояснительная записка.

 Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.

Направленность программы

     Курс «Обществознание в вопросах и ответах» для 9 класса основной школы направлен на реализацию нового содержания обществоведческого образования. Курс включает знания различных общественных наук (социологии, экономической теории, политологии, правоведения, психологии, этики) в адаптированной для учеников 9 класса педагогически целесообразной форме.

Актуальность программы

 

   Настоящая программа разработана с учетом типа и вида образовательного учреждения, потребностей и запросов участников образовательного процесса и создает условия для социального и культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.

   Курс рассчитан на 36 учебных часов и включает  5 тем, охватывающих как общую характеристику современного общества как целостной динамично развивающейся системы, так и изучение отдельных аспектов его социальной, экономической, политической, духовной подсистем. Содержание курса прежде всего ориентировано на те темы и вопросы, которые присутствуют в итоговой аттестации.

           При этом большое внимание уделяется практической работе с различными источниками права, с дополнительной литературой по предмету. Предполагаются разнообразные формы работы:

-лекционные занятия;

-семинары;

 -решение вариантов КИМ;

-конкурсы на платформе Учи.ру;

-олимпиады на платформе Учи.ру;

           Отработка навыков проверки знаний осуществляется с использованием материалов «Типовых тестовых заданий для подготовки к Государственной итоговой аттестации». По итогам курса предполагается выполнение учениками зачётной работы по типу ОГЭ.  

     Данная программа представляет собой вариант организации внеурочной  деятельности  учащихся основной ступени общего образования.

Объем программы, срок освоения– 1 год

Количество обучающихся в группе: 20

Количество часов в неделю: 1

Общее количество часов в год: 36

-Формы обучения -очная.

-Занятия- индивидуальные, групповые. Занятия проводятся в учебном кабинете.

-Уровень программы - стартовый (ознакомительный).

- Особенности организации образовательного процесса:

формы реализации образовательной программы –традиционная, с использованием электронного обучения;

-Режим занятий – вторник  с 15.00- 16.00.

1.2. Цель и задачи программы:

   

          Цель курса: формировать более глубокие представления о базовых обществоведческих понятиях, закономерностях, взаимосвязях.

           Задачи курса:

     - способствовать улучшению усвоения и углублению знаний учащимися курса «Обществознание»  в соответствии с современными требованиями к Государственной итоговой аттестации;

     -  стимулировать познавательную активность и интерес учеников к предмету, в том числе в контексте выбора ими социально – гуманитарного профиля для дальнейшего обучения;

     -  отработка умения получать социальную информацию из разнообразных источников и ориентироваться в ней, в том числе для решения задач познавательного и практического характера;

     - содействовать воспитанию свободной и ответственной личности ученика, её социализации в современных  условиях.

         

           

1.3. Содержание программы внеурочной деятельности:

     

№ п/п

                          Названия тем, уроков

Количество

     часов

 1

Введение.  ГИА как форма итоговой аттестации

1

Тема 1. Современное общество

6

2

Общество – динамичная саморазвивающаяся система

2

3

На пути к современной цивилизации

2

4

Глобальные проблемы современности

2

Тема 2. Человек среди людей

4

   5

Социальная структура

2

   6

Многообразие малых групп

2

Тема 3. Экономическая сфера жизни общества

6

7

Право собственности

2

8

Потребитель и его права

2

9

Измерители экономической деятельности

2

Тема 4. Политика и право

10

10

Основы Конституционного строя РФ

2

11

Участие граждан в политике и управлении

2

12

Место несовершеннолетних в системе трудового и семейного законодательств

3

13

Административное и уголовное законодательство о несовершеннолетних

3

Тема 5. Духовная  жизнь общества

5

14

Формы и разновидности культуры

2

15

Образование и самообразование

2

16

Личность и мораль

1

17

Итоговое повторение

4

Название раздела. Основные темы.

Количество часов

Содержание занятий.

Введение

1 ч.

ГИА как форма итоговой аттестации по обществознанию.

Тема 1. Современное общество.

           

6 ч.

Общество как динамичная саморазвивающаяся система. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер общества. Важнейшие социальные институты.

            На пути к современной цивилизации. Изменение положения человека в процессе развития общества. Аграрное, индустриальное, постиндустриальное общество. Пути гуманизации общества.

            Глобальные проблемы современности. Многообразие и единство современного мира. Перспективы современного общества.

Тема 2. Человек среди людей.

4 ч.

   Социальная структура. Неравенство и социальная дифференциация. Страты и классы.

            Многообразие малых групп. Роли человека в группе. Групповые нормы и санкции. Коллективизм, индивидуализм, конформизм. Свобода личности и коллектив.

Тема 3. Экономическая сфера жизни общества.

           

           

6 ч.

            Право собственности. Виды собственности. Правомочия собственника. Способы приобретения права собственности. Приватизация. Защита прав собственности. Собственность и несовершеннолетние. Прекращение прав собственности.

            Потребитель и его права. Источники информации для потребителей. Защита прав потребителей.

            Измерители экономической деятельности. Валовый  внутренний продукт, валовый национальный продут, национальный доход. Государственный бюджет. Инфляция. Уровень занятости.

Тема 4. Политика и право.

           

10 ч.

Основы Конституционного строя Российской федерации. Назначение и задачи Конституции РФ. Закрепление общепринятых международных стандартов прав человека .Принципы конституционного устройства РФ.

            Участие граждан в политике и управлении. Выборы. Референдумы. Публичное право. Политическая и правовая культура граждан.

            Место несовершеннолетних в системе трудового и семейного законодательств. Правовое регулирование, трудовая дисциплина и охрана труда несовершеннолетних. Соблюдение принципа наилучшего обеспечения прав ребёнка в семейном праве.

            Административное и уголовное законодательство о несовершеннолетних.

Тема 5. Духовная жизнь общества.

            Формы и разновидности культуры. Народная, массовая и элитарная культуры. Молодежные субкультуры.

            Образование и самообразование. Образование – сочетание интересов личности и общества. Право на доступ к культурным ценностям.

            Личность и мораль. Нравственность, этика, моральные ценности и идеалы. Моральная оценка. «Золотое правило нравственности». Воспитательная роль морали.

5 ч.

Формы и разновидности культуры. Народная, массовая и элитарная культуры. Молодежные субкультуры.

            Образование и самообразование. Образование – сочетание интересов личности и общества. Право на доступ к культурным ценностям.

            Личность и мораль. Нравственность, этика, моральные ценности и идеалы. Моральная оценка. «Золотое правило нравственности». Воспитательная роль морали.

Итоговое повторение  (1 ч.)

4ч.

1.4. Планируемые результаты.

В процессе освоения курса внеурочной деятельности  «Обществознание в вопросах и ответах» будут сформированы следующие виды универсальных учебных действий:

Личностные результаты:

  • осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
  • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
  • понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Метапредметные  результаты:

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность - учебную, общественную и др.;
  • овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
  • способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
  • готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

Предметные результаты:

  • овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
  • способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
  • умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
  • расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
  • готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

В результате освоения курса учащиеся научатся:

  • Ориентироваться в темах;
  • Правильно и без ошибок заполнять бланки ответов;
  • Прорабатывать разные варианты КИМ;
  • Использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

Предполагаемый результат:

Сдача ГИА в форме ОГЭ без неудовлетворительных результатов.

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий.

2.1. Календарный учебный график

Сроки

Содержание

Результат

Сентябрь-ноябрь 2022

Создание рабочих групп участников

 Списки.

3.Разработка нормативной документации и плана мероприятий по реализации программы.

Нормативная база и план мероприятий.

Организации работы.

Определение индивидуальных тем для учащихся.

 Создание бумажных и электронных носителей.

Коллективные занятия.

Декабрь-апрель 2022/2023

Коллективные занятия.

Сбор и обработка информации

Оформление материала на бумажных и электронных носителях.

Май 2023

Подведение итогов.

2.1. Формы аттестации и оценочные материалы.

Нормы оценки знаний за творческие работы учащихся.

Баллы Содержание

1-2

3-4

4-5

5-6

1

Общая информация

Тема предмета не очевидна. Информация не точна или не дана.

Информация частично изложена.  В работе использован только один ресурс.

Достаточно точная информация. Использовано более одного ресурса.

Данная информация кратка и ясна. Использовано более одного ресурса.

2

Тема

Не раскрыта и не ясна тема. Объяснения некорректны, запутаны или не верны.

Тема частично раскрыта. Некоторый материал изложен некорректно.

Сформулирована и раскрыта тема.

Ясно изложен материал.

Сформулирована и раскрыта тема.

Полностью изложены основные аспекты темы.

3

Применение и проблемы

Не определена  область применения данной темы. Процесс решения неточный или неправильный.

Отражены некоторые области применения темы. Процесс решения неполный.

Отражены области применения темы. Процесс решения практически завершен.

Отражены области применения темы. Изложена стратегия решения проблем.

2.2.  Воспитательная работа

Цель: воспитание всесторонне развитой гармонической личности обучающихся в ходе образовательного процесса в условиях дополнительного образования.

Воспитательный процесс в объединении осуществляется как на учебных занятиях, так и во внеурочное время.

Воспитательная работа предполагает проведение бесед и мероприятий по разным аспектам воспитания: экологическому, гражданско-патриотическому, духовно- нравственному, обеспечению безопасности жизнедеятельности и т.д. Воспитательная работа в рамках объединения позволяет решать целый ряд педагогических задач:

-        помогает ребенку адаптироваться в коллективе, занять в нем достойное место;

-        выявляет и развивает потенциальные возможности и способности обучающихся;

-        формирует в ребенке уверенность в своих силах, стремление к постоянному саморазвитию;

-        способствует        удовлетворению        его        потребности        в        самоутверждении        и признании, создает каждому «ситуацию успеха»;

-        развивает        в        ребенке        психологическую        уверенность        перед        публичными показами (выставками, выступлениями, презентациями и др.);

-        формирует адекватность в оценке чужого творчества, а также собственной самооценке;

создает условия для развития творческих способностей обучающихся

2.3. Условия реализации программы.

Учебное помещение соответствует требованиям санитарных норм и правил, установленных Санитарными правилам (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи").

Интернет-источники

1. www.proshkolu.ru

2. www.festival.1september.ru

3. www.nsportal.ru

4.Решу ОГЭ.

5.ФИПИ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка Обществознание (подготовка к ЕГЭ) 10-11 классы.

Пояснительная записка.  Направленность программы: Актуализировать систему знаний о видах деятельности людей, об обществе, его сферах,   правовом   регулировани...

Рабочая программа по опытно-экспериментальной деятельности для детей среднего возраста с интеллектуальными нарушениями «МИР ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ»

     В повседневной жизни ребенок неизбежно сталкивается с новыми незнакомыми ему предметами и явлениями. И у него возникает желание узнать это новое, понять - непонятное....

Рабочая программа факультативного курса по биологии « Биология в вопросах и ответах » для 9 классов

Цель курса факультатива заключается в том, чтобы помочь учащимся разобраться в наиболее сложных для понимания вопросах биологии, испытать себя в решении тестовых заданий инаилучшим образом подгот...

Рабочая программа «Математика в вопросах и ответах» по коррекции нарушений математических навыков в 9 классе.

Специфика общеобразовательных курсов в классах VII вида заключается в их практической и коррекционной направленности. Следовательно, основными целями данных занятий являются овладение учебным пр...

Курс по выбору для 9 классов "Обществознание: вопросы и ответы"

Данный курс поможет в подготовке к ОГЭ по обществознанию....

Рабочая программа элективного учебного предмета"Обществознание в вопросах и ответах"

Рабочая программа элективного учебного предмета "обществознание в вопрлсах и ответах"...

Настольный теннис (вопросы и ответы) Тест состоит из нескольких вопросов. В каждом вопросе несколько вариантов ответа, выберите один правильный вариант ответа.

Тест пренназначен для проверки знаний основных правил настольного тенниса.Интересен новичкам и всем любителям игры. Из предложенных вариантов ответа необходимо выьрать всего 1 правильный.В игре настол...