Рабочие программы по обществознанию, 6-9 класс
рабочая программа по обществознанию
Рабочие программы по обществознанию, 6-9 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obshchestvoznanie_6-_9.doc | 379 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
муниципального образования г.Саяногорск
«Школа №3 имени Героя России Сергея Медведева»
Принята на заседании Утверждена
педагогического Совета приказ № 182 от 01.09.2022г.
протокол № 6 от 28.08.2022г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ (ФГОС)
6-9 КЛАССЫ
на 2020-2021 учебный год
Составители:
Замотаев В.Л.,
Логвиненко Л.П.,
Мартынова Н.Н.,
учителя истории
2022
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
(6-9 КЛАСС)
Личностные результаты
- КЛАСС
- проявляет патриотизм, уважение к Отечеству;
- осознает ответственность и долг перед Родиной;
- сознательно относится учению, труду;
- проявляет осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению;
- соблюдает социальные нормы.
7 КЛАСС
- проявляет патриотизм, уважение к Отечеству;
- осознает ответственность и долг перед Родиной;
- сознательно относится учению, труду - проявляет осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению;
- соблюдает социальные нормы, правила поведения с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
- проявляет эстетическое сознание через освоение художественного наследия народов России.
8 КЛАСС
- проявляет патриотизм, уважение к Отечеству;
- осознание своей этнической принадлежности, знание основ культурного наследия народов России;
- усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
- соблюдает социальные нормы, правила поведения с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
- проявляет осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
- проявляет эстетическое сознание через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера;
- демонстрирует коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
- КЛАСС
- демонстрирует российскую гражданскую идентичность: патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;
- усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
- готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
- имеет целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающему социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- проявляет осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- соблюдает социальные нормы, правила поведения с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
- является носителем морального сознания и обладает компетентностью в решении моральных проблем на основе личностного выбора, нравственных чувств и нравственного поведения, проявляет осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;
- демонстрирует коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- проявляет эстетическое сознание через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера; проявляет уважение к истории культуры народов мира, России, Хакасии.
Метапредметные результаты
6 КЛАСС
- самостоятельно определять цели и задачи своего обучения;
- извлекать полезную информацию из исторических источников;
- проявляет готовность к сотрудничеству с окружающими, к коллективной работе;
- осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
- использует информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ.
Метапредметные результаты
7 КЛАСС
- самостоятельно определять цели и задачи своего обучения;
- соотносить свои действия с планируемыми результатами, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, а также владеть основами самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- работать с различными источниками информации и представление результатов работы в различных формах;
- использует компьютерные технологии (включая выбор адекватных задач инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
- проявляет готовность к сотрудничеству с окружающими, коллективной работе.
Метапредметные результаты
8 КЛАСС
- самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- соотносить свои действия с планируемыми результатами, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- владеет основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; владеет основами смыслового чтения;
- осознанно использует речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью;
- работать с различными источниками информации и представление результатов работы в различных формах;
- аргументировано высказывать свою точку зрения, проводить дискуссии в уважительной атмосфере;
- использует компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
- проявляет готовность к сотрудничеству с окружающими, коллективной работе.
Метапредметные результаты
9 КЛАСС
- самостоятельно определяет цели своего обучения, ставит и формулирует для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивает мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- самостоятельно планирует пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирает наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- соотносит свои действия с планируемыми результатами, осуществляет контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определяет способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректирует свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
- владеет основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- определяет понятия, создает обобщения, устанавливает аналогии, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- создает, применяет и преобразовывает знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; владеет основами смыслового чтения;
- осознанно использует речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
- использует компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: проектов, докладов, рефератов, создание презентаций и др.
Предметные результаты
6 КЛАСС
Учащийся 6 класса научится:
- раскрывать сущность понятий «личность», «индивидуальность»;
- характеризовать основные возрастные периоды жизни человека, особенности подросткового возраста;
- в модельных и реальных ситуациях выделять сущностные характеристики и основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека;
- характеризовать и иллюстрировать конкретными примерами группы потребностей человека;
- приводить примеры основных видов деятельности человека;
- выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения межличностных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения межличностных конфликтов;
- характеризовать основные нормы морали;
- критически осмысливать информацию морально-нравственного характера, полученную из разнообразных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для определения собственной позиции, для соотнесения своего поведения и поступков других людей с нравственными ценностями.
Учащийся 6 класса получит возможность научиться:
- выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с деятельностью человека;
- оценивать роль деятельности в жизни человека и общества;
- оценивать последствия удовлетворения мнимых потребностей, на примерах показывать опасность удовлетворения мнимых потребностей, угрожающих здоровью;
- использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике межличностных конфликтов;
- моделировать возможные последствия позитивного и негативного воздействия группы на человека, делать выводы;
- использовать элементы причинно-следственного анализа для понимания влияния моральных устоев на развитие общества и человека.
Предметные результаты
7 КЛАСС
Учащийся 7 класса научится:
- раскрывать роль социальных норм как регуляторов общественной жизни и поведения человека;
- различать отдельные виды социальных норм;
- раскрывать сущность патриотизма, гражданственности; приводить примеры проявления этих качеств из истории и жизни современного общества; объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»;
- называть и иллюстрировать примерами основные права и свободы граждан, гарантированные Конституцией РФ; характеризовать конституционные обязанности гражданина.
- конкретизировать примерами виды преступлений и наказания за них;
- исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей;
- находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную из доступных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нормами поведения, установленными законом;
- различать основных участников экономической деятельности: производителей и потребителей, предпринимателей и наемных работников;
- раскрывать факторы, влияющие на производительность труда;
- характеризовать функции денег и их роль в экономике;
- характеризовать экономику семьи; анализировать структуру семейного бюджета;
- характеризовать экологический кризис как глобальную проблему человечества, раскрывать причины экологического кризиса;
- на основе полученных знаний выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике экологически рациональное поведение;
- демонстрировать на примерах взаимосвязь природы и общества, раскрывать роль природы в жизни человека.
Учащийся 7 класса получит возможность научиться:
- использовать знания и умения для формирования способности уважать права других людей, выполнять свои обязанности гражданина РФ;
- на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку;
- оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный возможный вклад в их становление и развитие;
- осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и средствами;
- осознанно содействовать защите природы.
Предметные результаты
8 КЛАСС
Учащийся 8 класса научится:
- использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы;
- демонстрировать на примерах взаимосвязь природы и общества, раскрывать роль природы в жизни человека;
- распознавать на основе приведенных данных основные типы обществ;
- выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах общества;
- раскрывать сущность процесса социализации личности;
- объяснять причины отклоняющегося поведения, описывать его последствия;
- характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры, выражать свое мнение о явлениях культуры;
- описывать явления духовной культуры;
- объяснять причины возрастания роли науки в современном мире;
- оценивать роль образования в современном обществе; различать уровни общего образования в России;
- находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах развития культуры из адаптированных источников различного типа;
- раскрывать роль религии в современном обществе;
- характеризовать особенности искусства как формы духовной культуры;
- описывать социальную структуру в обществах разного типа, характеризовать основные социальные общности и группы, объяснять их взаимодействие;
- выделять параметры, определяющие социальный статус личности;
- конкретизировать примерами процесс социальной мобильности;
- характеризовать межнациональные отношения в современном мире;
- объяснять причины межнациональных конфликтов и основные пути их разрешения;
- объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов;
- характеризовать основные экономические системы, экономические явления и процессы, сравнивать их; анализировать и систематизировать полученные данные об экономических системах;
- характеризовать механизм рыночного регулирования экономики; анализировать действие рыночных законов, выявлять роль конкуренции;
- называть и конкретизировать примерами виды налогов;
- раскрывать социально-экономическую роль и функции предпринимательства;
- анализировать информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа; анализировать несложные статистические данные, отражающие экономические явления и процессы;
- формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на экономические знания и личный опыт; использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности; оценивать этические нормы трудовой и предпринимательской деятельности.
Учащийся 8 класса получит возможность научиться
- наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах общественной жизни;
- выявлять причинно-следственные связи общественных явлений и характеризовать основные направления общественного развития;
- описывать процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения достижений культуры;
- характеризовать основные направления развития отечественной культуры в современных условиях;
- критически воспринимать сообщения и рекламу в СМИ и Интернете о различных направлениях массовой культуры;
- раскрывать понятия «равенство» и «социальная справедливость» с позиций историзма;
- выражать и обосновывать собственную позицию по актуальным проблемам молодежи.
Предметные результаты
- КЛАСС
Учащийся 9 класса научится:
- объяснять роль политики в жизни общества;
- различать и сравнивать различные формы государства, иллюстрировать их примерами;
- называть признаки политической партии, раскрывать их на конкретных примерах;
- характеризовать различные формы участия граждан в политической жизни;
- характеризовать государственное устройство Российской Федерации, называть органы государственной власти страны, описывать их полномочия и компетенцию; объяснять порядок формирования органов государственной власти РФ;
- объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»;
- называть и иллюстрировать примерами основные права и свободы граждан, гарантированные Конституцией РФ;
- осознавать значение патриотической позиции в укреплении нашего государства;
- характеризовать конституционные обязанности гражданина;
- характеризовать систему российского законодательства;
- раскрывать особенности гражданской дееспособности несовершеннолетних;
- характеризовать гражданские правоотношения;
- раскрывать смысл права на труд;
- объяснять роль трудового договора; разъяснять на примерах особенности положения несовершеннолетних в трудовых отношениях;
- характеризовать права и обязанности супругов, родителей, детей;
- характеризовать особенности уголовного права и уголовных правоотношений;
- конкретизировать примерами виды преступлений и наказания за них;
- раскрывать связь права на образование и обязанности получить образование;
- анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными, трудовыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях определять признаки правонарушения, проступка, преступления;
- исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей;
- находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную из доступных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нормами поведения, установленными законом.
Учащийся 9 класса получит возможность научиться:
- осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в укреплении нашего государства;
- соотносить различные оценки политических событий и процессов и делать обоснованные выводы;
- аргументировано обосновывать влияние происходящих в обществе изменений на положение России в мире;
- использовать знания и умения для формирования способности уважать права других людей, выполнять свои обязанности гражданина РФ;
- на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку;
- оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный возможный вклад в их становление и развитие;
осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и средствами.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
(6-9 КЛАСС)
6 класс (34 ч.)
Введение.
Человек в социальном измерении.
Личность. Социальные параметры личности. Индивидуальность человека. Качества сильной личности. Биологическое и социальное в человеке. Особенности подросткового возраста.
Познание человеком мира и самого себя. Самосознание и самооценка. Способности человека.
Деятельность человека, её основные формы (труд, игра, учение). Мотивы деятельности. Связь между деятельностью и формированием личности. Знания и умения как условие успешной деятельности. Известные персоналии Хакасии: молодые строители трассы Абакан-Тайшет, Саяно-Шушенской ГЭС, комсомольцы, осваивавшие целину. Ученые и просветители Хакасии И.М. Штыгашев, Н.Ф. Катанов, Я.И. Сунчугашев.
Потребности человека – биологические, социальные, духовные. Индивидуальный характер потребностей. Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями. Духовный мир человека. Мысли и чувства.
Привычка к труду. Проблема выбора профессии. Важность взаимопонимания и взаимопомощи. Истории успеха известных людей Хакасии: строителей, ученых, спортсменов, музыкантов, как образец социального развития личности.
Человек среди людей
Человек и ближайшее социальное окружение. Межличностные отношения. Роль чувств в отношениях между людьми. Сотрудничество и соперничество.
Солидарность, лояльность, толерантность, взаимопонимание.
Социальные группы (большие и малые). Человек в малой группе. Группы формальные и неформальные. Лидеры. Групповые нормы.
Общение – форма отношения человека к окружающему миру. Цели общения. Средства общения. Стили общения. Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими.
Межличностные конфликты, причины их возникновения. Агрессивное поведение. Конструктивное разрешение конфликта. Как победить обиду и установить контакт.
Нравственные основы жизни
Человек славен добрыми делами. Доброе – значит, хорошее. Мораль. Золотое правило морали. Учимся делать добро.
Смелость. Страх – защитная реакция человека. Преодоление страха. Смелость и отвага. Противодействие злу.
Человек и человечность. Гуманизм – уважение и любовь к людям. Внимание к тем, кто нуждается в поддержке. Известные персоналии Хакасии: молодые строители трассы Абакан-Тайшет, Саяно-Шушенской ГЭС, комсомольцы, осваивавшие целину. Ученые и просветители Хакасии И.М. Штыгашев, Н.Ф. Катанов, Я.И. Сунчугашев.
Истории успеха известных людей Хакасии: строителей, ученых, спортсменов, музыкантов, как образец социального развития личности.
7 класс (34 ч.)
Введение. Республика Хакасия: мой край в Сибирском федеральном округе
Регулирование поведения людей в обществе
Социальные нормы и правила общественной жизни. Общественные нравы, традиции и обычаи. Правила этикета и хорошие манеры. Социокультурное регулирование на примере этнических норм, обрядов, традиций народов, проживающих на территории Хакасии.
Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Права ребёнка и их защита. Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей. Особенности правового статуса несовершеннолетних.
Необходимость соблюдения законов. Закон и правопорядок в обществе. Закон и справедливость.
Защита Отечества – долг и обязанность. Регулярная армия. Военная служба. Важность подготовки к исполнению воинского долга. Воины – герои родом из Хакасии, воевавшие в Афганистане, Чечне. Военная служба на территории Хакасии.
Дисциплина – необходимое условие существования общества и человека. Общеобязательная и специальная дисциплина. Внешняя и внутренняя дисциплина. Дисциплина, воля и самовоспитание.
Ответственность за нарушение законов. Законопослушный человек. Противозаконное поведение. Преступления и проступки. Ответственность несовершеннолетних.
Правоохранительные органы. Судебные органы. Полиция. Адвокатура. Нотариат. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Деятельность правоохранительных органов в Республике Хакасия. Проект «Защита закона – защита страны» о сотрудниках правоохранительных органов на территории Хакасии.
Человек в экономических отношениях
Экономика и её основные участники. Натуральное и товарное хозяйство. Потребители, производители. Формы организации хозяйственной деятельности, сферы производства и услуг на территории Хакасии
Мастерство работника. Высококвалифицированный и малоквалифицированный труд. Слагаемые профессионального успеха. Заработная плата и стимулирование труда. Взаимосвязи количества и качества труда.
Производство, производительность труда. Факторы, влияющие на производительность труда. Роль разделения труда в развитии производства. Новые технологии и их возможности. Издержки производства. Что и как производить. Выручка и прибыль производителя.
Виды бизнеса. Роль предпринимательства в развитии экономики. Формы бизнеса. Условия успеха в предпринимательской деятельности. Этика предпринимателя. Индивидуальные предприниматели, кооперативы, акционерные общества, предприятия с государственным участием действующие на территории Республики Хакасия (РУСГИДРО, РУСАЛ, РЖД и т.п.)
Обмен. Товары и услуги. Стоимость, цена товара. Условия выгодного обмена. Торговля и её формы. Реклама в современной экономике.
Деньги. Исторические формы эквивалента стоимости. Основные виды денег.
Экономика современной семьи. Ресурсы семьи. Личное подсобное хозяйство. Семейный бюджет. Источники доходов семьи. Обязательные и произвольные расходы. Принципы рационального ведения домашнего хозяйства. Семейное потребление. Прожиточный минимум. Региональные программы поддержки семьи. Страховые услуги, предоставляемые гражданам. Междисциплинарный проект «Мой бизнес в Хакасии».
Человек и природа
Человек – часть природы. Значение природных ресурсов как основы жизни и деятельности человечества. Проблема загрязнения окружающей среды. Экологическое поведение в различных природных зонах Хакасии: леса, степи, озера. Экологическое поведение в городах.
Охрана природы. Цена безответственного отношения к природе. Главные правила экологической морали.
Законы, направленные на охрану окружающей среды. Участие граждан в природоохранительной деятельности.
8 класс (34 ч.)
Введение. Республика Хакасия на культурной карте России.
Личность и общество
Отличие человека от других живых существ. Природное и общественное в человеке. Мышление и речь – специфические свойства человека. Способность человека к творчеству. Деятельность человека, её виды. Игра, учёба, труд. Сознание и деятельность. Познание человеком мира и самого себя.
Что такое природа? Биосфера и ноосфера. Взаимодействие человека и окружающей среды. Место человека в мире природы. Человек и Вселенная. Отношение к природе в картине мира хакасского этноса, отраженное в эпосе, мифах, культурных образцах.
Общество как форма жизнедеятельности людей. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Общественные отношения.
Социальные изменения и их формы. Развитие общества. Основные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь. Человечество в XXI в., тенденции развития, основные вызовы и угрозы. Глобальные проблемы современности.
Личность. Социальные параметры личности. Индивидуальность человека. Качества сильной личности. Социализация индивида. Мировоззрение. Жизненные ценности и ориентиры.
Сфера духовной культуры
Сфера духовной жизни и её особенности. Культура личности и общества. Диалог культур как черта современного мира. Тенденции развития духовной культуры в современной России. Театры Хакасии: Русский республиканский драматический театр имени М. Ю.Лермонтова, Хакасский национальный драматический театр им. А. М. Топанова, театр «Читиген», национальный театр кукол «Сказка». Национальные праздники в Республике Хакасии. Общее и особенное в развитии культур народов Хакасии.
Мораль. Основные ценности и нормы морали. Гуманизм. Патриотизм и гражданственность. Добро и зло – главные понятия. Критерии морального поведения
Долг и совесть. Объективные обязанности и моральная ответственность. Долг общественный и долг моральный. Совесть – внутренний самоконтроль человека. Социальные нормы.
Моральный выбор. Свобода и ответственность. Моральные знания и практическое поведение. Нравственные чувства и самоконтроль.
Значимость образования в условиях информационного общества. Непрерывность образования. Самообразование. Возможности образования на родном языке. Хакасская национальная гимназия им. Н.Ф. Катанова, Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова.
Наука, её значение в жизни современного общества. Нравственные принципы труда учёного. Возрастание роли научных исследований в современном мире. Научные организации в Хакасии: ХакНИИЯЛИ, НИИ аграрных проблем Хакасии. Научные школы Хакасии.
Религия как одна из форм культуры. Роль религии в культурном развитии. Религиозные нормы. Религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести. Религиозные конфессии в Хакасии. Культовые здания и сооружения в Хакасии.
Социальная сфера
Социальная неоднородность общества: причины и проявления. Социальное неравенство. Многообразие социальных общностей и групп. Социальная мобильность. Социальные конфликты и пути их разрешения. Изменения социальной структуры с переходом в постиндустриальное общество.
Социальная позиция человека в обществе: от чего она зависит. Ролевой репертуар личности. Гендерные различия: социальные роли мужчин и женщин. Изменение статуса с возрастом. Социальные роли подростков. Отношения между поколениями. Основные роли членов семьи.
Этнические группы. Межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Взаимодействие людей в многонациональном и многоконфессиональном обществе. Россия – многонациональное государство. Толерантность. Диаспоры в Хакасии. Национально-культурные центры. Деятельность Общественной палаты Хакасии в области гармонизации межнациональных отношений.
Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни.
Экономика
Экономика и её роль в жизни России. Потребности и ресурсы. Экономические ресурсы Хакасии. Ограниченность ресурсов и экономический выбор. Свободные и экономические блага. Альтернативная стоимость (цена выбора).
Основные вопросы экономики. Что, как и для кого производить. Функции экономической системы. Типы экономических систем. Современное производство. Факторы производства.
Собственность. Право собственности. Формы собственности. Защита прав собственности.
Рынок. Рыночный механизм регулирования экономики. Спрос и предложение. Рыночное равновесие. Товары и услуги. Факторы производства. Разделение труда и специализация.
Предпринимательство. Цели фирмы, её основные организационно-правовые формы. Современные формы предпринимательства. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Сельское хозяйство в Хакасии как пример производства, основанного на предпринимательстве.
Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги, уплачиваемые гражданами.
Распределение. Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические меры социальной поддержки населения. Деятельность Центра занятости населения в Республике Хакасия. Пенсионная система.
Прожиточный минимум. Страховые услуги, предоставляемые гражданам. Экономические основы защиты прав потребителя.
Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Формы сбережений граждан. Потребительский кредит.
Занятость и безработица. Причины безработицы. Экономические и социальные последствия безработицы. Роль государства в обеспечении занятости. Какие профессии востребованы на рынке труда. Роль государства в обеспечении занятости.
Мировое хозяйство. Международная торговля. Обменные курсы валют. Внешнеторговая политика. Оценка влияния изменений социальной структуры общества на экономическое развитие Хакасии.
9 класс (68 ч.)
Введение. Социально-экономическое развитие Хакасии.
Политика
Политика и власть. Роль политики в жизни общества.
Государство, и его отличительные признаки. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Формы государства.
Демократия и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире.
Правовое государство. Принцип разделение властей. Условия становления правового государства в РФ.
Гражданское общество. Местное самоуправление. Пути формирования гражданского общества в РФ. Деятельность общественных организаций и движений, выборных органов местного самоуправления в Республике Хакасии.
Участие граждан в политической жизни. Гражданская активность. Участие в выборах. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ.
Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах. Избирательные кампаний в органы местного самоуправления и региональные органы власти. Конституция Республики Хакасия как основа политической жизни.
Право
Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Понятие нормы права. Нормативно-правовой акт. Виды нормативных актов.
Понятие правоотношения. Виды правоотношений. Субъекты права. Особенности правового статуса несовершеннолетних.
Понятие правонарушения. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности.
Правоохранительные органы. Судебная система РФ. Адвокатура. Нотариат.
Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации. Этапы развития Конституции. Конституция Российской Федерации и Конституция Республики Хакасия: преемственность и особенности. Основы статуса человека и гражданина. Федеративное устройство. Органы государственной власти в РФ. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Правовые основы административно-территориального устройства РФ. Система органов власти на федеральном и региональном уровнях. Организация местного самоуправления. Соотношение полномочий федерального центра, совместного ведения центра и субъекта РФ, исключительные полномочия субъектов на примере Республики Хакасия.
Понятие прав, свобод и обязанностей. Всеобщая декларация прав человека – идеал права. Воздействие международных документов по правам человека на утверждение прав и свобод человека и гражданина в РФ. Права и свободы человека и гражданина в РФ, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита. Механизмы реализации и защиты прав человека и гражданина в РФ.
Гражданские правоотношения. Право собственности. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей.
Трудовые правоотношения. Право на труд. Правовой статус несовершеннолетнего работника. Трудоустройство несовершеннолетних.
Семейные правоотношения. Порядок и условия заключения брака. Права и обязанности родителей и детей.
Административные правоотношения. Административное правонарушение. Виды административных наказаний.
Основные понятия и институты уголовного права. Понятие преступления. Пределы допустимой самообороны. Уголовная ответственность несовершеннолетних.
Социальные права. Жилищные правоотношения. Региональные социальные льготы.
Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Право на жизнь в условиях вооруженных конфликтов. Защита гражданского населения в период вооруженных конфликтов.
Правовое регулирование отношений в сфере образования.
Календарно-тематическое планирование. Обществознание. 6 класс. 34 часа | ||||||||||||||||
№ | Дата | Тема | Планируемые результаты | |||||||||||||
План: | Факт: | Предметные: | Метапредметные: | |||||||||||||
Раздел 1 Человек в социальном измерении | ||||||||||||||||
1-3 | Человек-личность | Характеризовать отличительные черты человека как существа биосоциального. Раскрывать значимость и сущность качеств сильной личности Формулировать, что такое индивид, индивидуальность, личность и какие качества человека необходимы для успешной деятельности человека. Сравнивать особенности качеств индивида, индивидуальности, личности. Оценивать роль личности в развитии общества. Характеризовать особенности познания человеком окружающего мира и самого себя. Раскрывать значение самооценки в развитии способностей человека. Формулировать, что такое самосознание, способности человека, и какие способности могут провялятся в раннем возрасте. Оценивать роль творчества, труда в развитии человека. Характеризовать черты подросткового возраста; уметь объяснять может ли самостоятельность быть отрицательным качеством. Характеризовать основные положения темы «Человек познает мир»; анализировать, свои поступки, понимать причины произошедших перемен в себе, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения Характеризовать понятие «деятельность». Показывать роль и значимость различных форм деятельности в жизни любого человека. Сравнивать жизнь животных и человека. Характеризовать структуру деятельности. Описывать занятия людей Характеризовать основные положения темы «Деятельность»; анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения Объяснять основные положения урока: - нужда человека в чем-то - это и есть потребность; - потребности человека зависят от условий, в которых живут люди; - потребности лежат в основе направленности и побуждений личности, стимулируют ее поступки и поведение. - анализировать информацию, объяснять смысл основных понятий; - характеризовать материальные и духовные потребности и доказывать их различия Характеризовать основные слагаемые жизненного успеха. Раскрывать значение труда в развитии человека. Характеризовать основные положения раздела; анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения Характеризовать основные положения раздела; анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения | Приводить примеры из истории Древнего мира, как труд влиял на развитие человека. Использовать дополнительную литературу и ресурсы Интернета и формулировать собственное определение понятия «личность», «индивидуальность», «сильная личность» Иллюстрировать конкретными примерами влияние личности на процесс развития общества. Уметь составлять рассказы по рисункам Оценка своих учебных достижений, поведения, черт Уметь работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач. Показывать на конкретных примерах взаимодействие, заботу, поддержку, общий труд и помощь в семье. Рассказывать о собственных обязанностях в своей семье. Исследовать конфликтные ситуации в семье, выявляя причины их возникновения и пути разрешения. Приводить примеры семейных обычаев и традиций, в том числе в вашей семье. Выражать собственную точку зрения на значение различных форм Показывать на конкретных примерах из жизни пути достижения. Оценивать собственные результаты деятельности Показывать на конкретных примерах, что потребности человека играют важную роль в развитии личности. Формулировать собственное определение понятия «Потребности». Иллюстрировать конкретными примерами материальные и духовные потребности. Уметь составлять рассказы по рисункам. Составлять рассказы: -Готовимся выбирать профессии; -Учимся быть успешными Приводить примеры из жизни, литературы и кинофильмов о значимости познания мира для человека. Оценивать и корректировать собственное отношение к своей учебе, умение учиться, возможности своего развития. Исследовать конкретные ситуации, когда проявляется ценность и важность в человеческой деятельности. Уметь рассуждать о проблемах современного образования, о правах и обязанностях ученика | |||||||||||||
4 | Человек познает мир | |||||||||||||||
5 | Практикум «Учимся узнавать и оценивать себя» | |||||||||||||||
6 | Человек и его деятельность | |||||||||||||||
7 | Учимся правильно организовывать свою деятельность | |||||||||||||||
8 | Промежуточная аттестация | |||||||||||||||
9 | Потребности человека | |||||||||||||||
10-11 | На пути к жизненному успеху | |||||||||||||||
12 | Проектный урок | |||||||||||||||
13 | Человек в социальном измерении | |||||||||||||||
14 | Повторительно-обобщающий урок «Человек в социальном измерении | |||||||||||||||
Раздел 2. Человек среди людей | ||||||||||||||||
15 | Межличностные отношения | Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных связей с окружающими людьми. Иллюстрировать примерами значимость межличностных отношений: знакомство, приятельство, товарищество, дружба Оценивать собственное умение строить официальные, личностные отношения Характеризовать основные понятия темы: малая группа, формальные отношения, неформальные отношения, анализировать текст; составлять рассказ по проблемным вопросам; извлекать нужную информацию из дополнительного материала и составлять развернутые ответы Объяснять значение общения как обмена между людьми определенными результатами их психической деятельности, понимать, что такое культура общения, гуманизм, межличностные конфликты Давать характеристику межличностным конфликтам Характеризовать основные положения раздела; анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения Характеризовать основные положения раздела; анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения | Уметь объяснить, что может помешать дружбе, привести примеры настоящей и мнимой дружбы; пояснить, какие человеческие качества считают наиболее важными для дружбы Уметь объяснить значимость малой группы в жизни подростков, показывать на конкретных примерах применения санкций и особенностей лидерства в группе. Уметь объяснить, что благодаря общению люди учатся оценивать поступки и отношения, усваивают правила поведения, применяют их на практике, показывать, почему общение необходимо человеку. Показывать причины конфликтов в межличностном общении. Уметь рассуждать о типологиях конфликтов, приводить примеры. Принимать участие в диспуте на данную тему Составлять схемы «Малые группы в нашем классе», составлять словесный портрет, использовать условные языки. Уметь работать с тестовыми заданиями различных типологий по теме «Человек среди людей» | |||||||||||||
16 | Промежуточная аттестация | |||||||||||||||
17-18 | Человек в группе | |||||||||||||||
19-20 | Общение | |||||||||||||||
21 | Проектный урок | |||||||||||||||
22 | Конфликты в межличностных отношениях | |||||||||||||||
23 | Практикум. «Человек среди людей» | |||||||||||||||
24 | Повторительно- обобщающий урок «Человек среди людей» | |||||||||||||||
Раздел 3. Нравственные основы жизни | ||||||||||||||||
25 | Человек славен добрыми делами | Характеризовать понятие главное правило доброго человека – мораль. объяснять золотое правило морали. Описывать свою малую родину. Рассказать о добром человеке. Объяснять, почему люди сожалеют о злых поступках Объяснять смысл понятия «страх» и как ему противостоять. Рассказывать о смелых людях, выделять их положительные качества объяснять, высказывать свои предположения, что может помочь в воспитании смелости. Объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гуманизм». Называть и иллюстрировать примерами принципы гуманизма Характеризовать основные положения раздела; анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения Характеризовать основные положения раздела; анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения Высказывать собственную точку зрения, умение вести диалог | Анализировать свое поведение с точки зрения добра и зла. Иллюстрировать на конкретных примерах проявления смелости, преодоления страха. Анализировать ситуации из собственной жизни, выступать с речью в защиту смелости. Приводить примеры гуманного отношения между людьми. Приводить примеры и давать оценку нравственным качествам человека. Анализировать поведение, поступки людей с точки зрения добра, гуманного, нравственного отношения к ним. Использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач, решения тестовых заданий Овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности | |||||||||||||
26 | Проектный урок | |||||||||||||||
27-28 | Будь смелым. | |||||||||||||||
Промежуточная аттестация | ||||||||||||||||
29 | Человек и человечность | |||||||||||||||
30-31 | Нравственные основы жизни | |||||||||||||||
32 | Нравственные основы жизни | |||||||||||||||
33 | Итоговый урок по теме «Нравственные основы жизни» | |||||||||||||||
34 | Проектный урок | |||||||||||||||
Календарно-тематическое планирование. Обществознание. 7 класс. 34 часа | |||||
№ п/п | Дата: | Тема | |||
Предметные: | Метапредметные: | ||||
План: | Факт: | ||||
Раздел 1. Регулирование поведения людей в обществе | |||||
1-3 | Что значит жить по правилам. | Научатся: понимать, что человек принадлежит обществу, живет и развивается в нем. Получат возможность научиться: понимать себя, анализировать свои поступки, чувства, состояния, приобретаемый опыт; работать в группах и парах Научатся: характеризовать свои права и обязанности; объяснять их не отчуждаемость и неотъемлемость. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения Научатся: формировать важно представление о законопослушной деятельности человека, функциях закона, объяснять значение понятий свобода, закон, порядок, справедливость. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения Научатся объяснять положение о том, что защита Отечества – это долг и обязанность гражданина, значение понятий армия, патриотизм, священный долг, гражданственность. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать таблицы; решать логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения. Научатся: определять понятий «дисциплина, воля, самовоспитание», составляющие дисциплины. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения | П: выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. К: взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения. Р: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и причины сохраняют учебную задачу П: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. К: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером. Р: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры. П: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы. К: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера. Р: принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план и последовательность действий Р: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. П: ставят и формулируют проблему урока; самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы. К: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения; предлагают помощь и сотрудничество) П: выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. К: взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения. Р: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу П: овладевают целостными представлениями о качествах личности человека; привлекают информацию, полученную ранее, для решения учебной задачи. К: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями; участвуют в коллективном обсуждении проблем; распределяют обязанности, проявляют способность к взаимодействию. Р: учитывают ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала | ||
4-5 | Права и обязанности граждан | ||||
6-7 | Почему важно соблюдать законы. | ||||
8 | Промежуточная аттестация | ||||
9 | Защита Отечества | ||||
10-11 | Для чего нужна дисциплина | ||||
12 | Проектный урок. | Научатся объяснять положение о том, что быть законопослушным гражданином обязанность и необходимость, понятия противозаконное поведение, ответственность, справедливое наказание. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать таблицы; решать логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения. Научатся: объяснять значения понятий законность, правопорядок, правоохранительные органы; задачи правоохранительных органов, выявлять основные направления деятельности полиции. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать таблицы; решать логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения | |||
13 | Виновен – отвечай | ||||
14 | Промежуточная аттестация | ||||
15 | Кто стоит на страже закона. | ||||
Раздел 2. Человек в экономических отношениях | |||||
16 | Экономика и её основные участники | Научиться исследовать и анализировать способы регулирования поведения людей в обществе; определять сущностные характеристики изучаемых объектов | К: развивать умения точно и грамотно выражать свои мысли. Р: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, искать необходимую информацию. П: осуществлять расширенный поиск информации, анализировать, сравнивать и обобщать факты и явления | ||
17 | Мастерство работника | Научатся: определять агентов экономики, анализировать формы экономической деятельности; взаимоотношения людей в процессе экономической деятельности. Получат возможность научиться: ориентироваться на понимание причин успеха в учебе; формулировать собственную точку зрения; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное. | П: выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. К: взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения. Р: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и понимают сохраняют учебную задчуа | ||
18 | Промежуточная аттестация | ||||
19. | Производство: затраты, выручка, прибыль | Научатся: раскрывать смысл слов «квалификация», «специалист высокой квалификации», «мастер». Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения | |||
20 | Проектный урок | ||||
21 | Виды и формы бизнеса | Научатся: объяснять значение понятия выручка, прибыль, затраты, разделение труда; определять роль разделения труда в производстве, способы получения выгоды от производительной деятельности. Получат возможность научиться: понимать себя, анализировать свои поступки, чувства, состояния, приобретаемый опыт; работать в группах и парах | |||
22 | Обмен, торговля, реклама | Научатся: объяснять значение понятий предпринимательская деятельность, бизнес, собственность, акция. определять каковы источники и цели богатства, что и как вы- годно производить, как получить прибыль. Получат возможность научиться: ориентироваться на понимание причин успеха в учебе; формулировать собственную точку зрения; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное. | П: ставят и формулируют проблему урока; самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы. К: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения; предлагают помощь и сотрудничество. Р: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу | ||
23 | Деньги и их функции | Научатся: объяснять значение понятий стоимость, цена товара, рынок, торговля, реклама; определять, что такое культура общения человека; анализировать нравственную и правовую оценку конкретных ситуаций; осуществлять поиск дополнительных сведений в СМИ; отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения. Получат возможность научиться: осуществлять поиск нужной информации, анализировать объекты; ориентироваться на понимание причин успеха в учебе; формулировать собственную точку зрения; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное | П: овладевают целостными представлениями о качествах личности человека; привлекают информацию, полученную ранее, для решения учебной задачи. К: планируют цели деятельность; и способы взаимодействия; обмениваются мнениями; участвуют в коллективном обсуждении проблем; распределяют обязанности, проявляют способность к взаимодействию. Р: учитывают ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала | ||
24 | Экономика семьи | Научатся: объяснять значение понятий эквивалент, цена, средство обращения, средство платежа, мировые деньги, конвертируемость; понимать, почему деньги играют большую роль в экономике, различать различные функции денег. Получат возможность научиться: анализировать, друг друга, понимают позицию делать выводы; давать нравственную и правовую оценку конкретных ситуаций; осуществлять поиск дополнительных сведений в СМИ; отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения. | П: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. К: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают, друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от группой; партнером. Р: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия | ||
25 | Промежуточная аттестация | ||||
Раздел 3. Человек и природа | |||||
26 | Проектный урок | ||||
27 | Воздействие человека на природу | Научатся: объяснять значение понятий доход семьи, семейный бюджет, домашнее хозяйство, имущество; считать семейный бюджет, определять источники семейного дохода и группы расхода. Получат возможность научиться: допускать существование различных точек зрения, принимать другое мнение и позицию, приходить к общему решению; задавать вопросы; | П: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы. К: участвуют в коллективном обсуждении проблем; анализируют и обмениваются мнениями, характеризуют позицию партнера, различных точек зрения. Р: ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно | ||
28 | Охранять природу – значит охранять жизнь | Научатся: определять основные понятия к теме «Человек в экономических отношениях». Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать таблицы; решать логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения | П: овладевают целостными представлениями о качествах личности человека; привлекают информацию, полученную ранее, для решения учебной задачи. К: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями; участвуют в коллективном обсуждении проблем; распределяют обязанности, проявляют способность к взаимодействию. Р: учитывают ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала | ||
29 | Закон на страже природы | Научатся: объяснять значение понятий экология, природа, вторая природа, биосфера, исчерпаемые и неисчерпаемые ресурсы, техногенные аварии; и как закон защищает природу. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения о том, как беречь природу и что каждый из нас может сделать, чтобы сберечь богатства природы. | П: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач; выбирают наиболее эффективные способы их решения. Узнают, каковы природные ресурсы нашей планеты, как человек воздействует на природу. К: договариваются о распределении функций и ролей в группе; задают вопросы как беречь природу. Р: определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составляют план и последовательность действий | ||
30 | Научатся: определять смысл экологической морали, объяснять значение понятия «природоохранительная деятельность» Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; решать логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения. | П: выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. К: взаимодействуют в ходе совместной работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения. Р: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и понимают сохраняют учебную задачу | |||
31 | Научатся: объяснять значение понятий природные условия, охрана природы, заповедник; Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения | Р: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей. П: выбирают наиболее эффективные способы решения задач; контролируют и оценивают процесс и результат деятельности. К: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности | |||
32 | Научатся: анализировать свои поступки и отношения к природе. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения | П: ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. К: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. Р: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане | |||
33 | Промежуточная аттестация | ||||
34 | Научатся: выполнять контрольные задания по обществознанию. Получат возможность научиться: преобразовывать извлечённую информацию в соответствии с заданием используют речевые средства (выделять главное, сравнивать, выражать свое отношение) и представлять её в виде письменного текста | П: ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. К: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. Р: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане |
Календарно-тематическое планирование
Обществознание 8 класс. 34 часа | ||||||
п\п | Дата | Тема урока | Планируемые результаты учебной деятельности | |||
/план | факт | |||||
1. | Вводный урок. | Предметные: | Метапредметные: | |||
Личность и общество, 7 часов | ||||||
2. | Что делает человека человеком? | использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы; демонстрировать на примерах взаимосвязь природы и общества, раскрывать роль природы в жизни человека; распознавать на основе приведенных данных основные типы обществ; выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах общества; раскрывать сущность процесса социализации личности; объяснять причины отклоняющегося поведения, описывать его последствия | самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; соотносить свои действия с планируемыми результатами, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; владеет основами самоконтроля, самооценки; создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы, владеет основами смыслового чтения; владение устной и письменной речью; работать с различными источниками информации; аргументировано высказывать свою точку зрения, проводить дискуссии в уважительной атмосфере; использует компьютерные технологии, проявляет готовность к сотрудничеству с окружающими, коллективной работе | |||
3. | Человек, общество, природа | |||||
4 | Как стать личностью. | |||||
5 | Общество как форма жизнедеятельности людей. | |||||
6 | Развитие общества. Проектный урок | |||||
7 | Повторительно-обобщающий урок «Личность и общество» | |||||
8 | Промежуточная аттестация | |||||
Сфера духовной культуры, 8 часов | ||||||
9 | Сфера духовной жизни | характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры, выражать свое мнение о явлениях культуры; описывать явления духовной культуры; объяснять причины возрастания роли науки в современном мире; оценивать роль образования в современном обществе; различать уровни общего образования в России; находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах развития культуры из адаптированных источников различного типа; раскрывать роль религии в современном обществе; характеризовать особенности искусства как формы духовной культуры | самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; соотносить свои действия с планируемыми результатами, определять способы действий; владеет основами самоконтроля, самооценки; аргументировано высказывать свою точку зрения, проводить дискуссии в уважительной атмосфере;
| |||
10 | Мораль | |||||
11 | Долг и совесть | |||||
12 | Моральный выбор – это ответственность | |||||
13 | Религия как одна из форм культуры | |||||
14 | Образование | |||||
15 | Промежуточная аттестация | |||||
16 | Наука в современном обществе. | |||||
Социальная сфера, 5 часов | ||||||
17 | Социальная структура общества. | описывать социальную структуру в обществах разного типа, характеризовать основные социальные общности и группы, объяснять их взаимодействие; выделять параметры, определяющие социальный статус личности; конкретизировать примерами процесс социальной мобильности; характеризовать межнациональные отношения в современном мире; объяснять причины межнациональных конфликтов и основные пути их разрешения | самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; соотносить свои действия с планируемыми результатами; владеет основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; владеет основами смыслового чтения; осознанно использует речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей. | |||
18 | Социальные статусы и роли | |||||
19 | Нации и межнациональные отношения. | |||||
20 | Отклоняющееся поведение. | |||||
21 | Повторительно-обобщающий урок «Социальная сфера» | |||||
Экономика, 12 часов | ||||||
23 | Экономика и её роль в жизни общества. | объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов, характеризовать основные экономические системы, экономические явления и процессы, сравнивать их; анализировать и систематизировать полученные данные об экономических системах; характеризовать механизм рыночного регулирования экономики; анализировать действие рыночных законов, выявлять роль конкуренции; называть и конкретизировать примерами виды налогов; раскрывать социально-экономическую роль и функции предпринимательства; анализировать информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа; анализировать несложные статистические данные. | самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; соотносить свои действия с планируемыми результатами; осознанно использует речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; работать с различными источниками информации и представление результатов работы в различных формах; аргументировано высказывать свою точку зрения, проводить дискуссии в уважительной атмосфере; использует компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: докладов, рефератов, создание презентаций и др.; проявляет готовность к сотрудничеству с окружающими, коллективной работе | |||
24 | Главные вопросы экономики. Собственность | |||||
25 | Промежуточная аттестация | |||||
26 | Рыночная экономика | |||||
27 | Производство – основа экономики. | |||||
28 | Предпринимательская деятельность. | |||||
29 | Роль государства в экономике. | |||||
30 | Распределение доходов. | |||||
31 | Потребление. Инфляция и семейная экономика. | |||||
32 | Промежуточная аттестация | |||||
33 | Безработица, её причины и последствия. Проектный урок | |||||
34 | Мировое хозяйство и международная торговля. Проектный урок |
Календарно-тематическое планирование
обществознание 9класс (68 ч)
№ | Дата план | Дата факт | Тема урока | Планируемые результаты |
1 | Вводный урок | Метапредметные результаты: самостоятельно определяет цели своего обучения, ставит и формулирует для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивает мотивы и интересы своей познавательной деятельности; самостоятельно планирует пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирает наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; соотносит свои действия с планируемыми результатами, осуществляет контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определяет способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректирует свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; владеет основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; Предметные результаты: объяснять роль политики в жизни общества; различать и сравнивать различные формы государства, иллюстрировать их примерами; называть признаки политической партии, раскрывать их на конкретных примерах; характеризовать различные формы участия граждан в политической жизни; | ||
2 | Политика и власть | |||
3-4 | Государство | |||
5-6 | Политические режимы. | |||
7-8 | Правовое государство Промежуточная аттестация | |||
9-10 | Гражданское общество и государство | |||
11-12 | Участие граждан в политической жизни | |||
13-14 | Политические партии и движения. | |||
15-16 | Повторительно-обобщающий урок «Политика» | |||
17 | Проектный урок. | |||
18-19 | Роль права в жизни общества и государства | Метапредметные результаты: определяет понятия, создает обобщения, устанавливает аналогии, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; создает, применяет и преобразовывает знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; владеет основами смыслового чтения; осознанно использует речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; использует компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: проектов, докладов, рефератов, создание презентаций и др. Предметные результаты: характеризовать государственное устройство Российской Федерации, называть органы государственной власти страны, описывать их полномочия и компетенцию; объяснять порядок формирования органов государственной власти РФ; объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»; называть и иллюстрировать примерами основные права и свободы граждан, гарантированные Конституцией РФ; осознавать значение патриотической позиции в укреплении нашего государства; характеризовать конституционные обязанности гражданина; характеризовать систему российского законодательства; раскрывать особенности гражданской дееспособности несовершеннолетних; характеризовать гражданские правоотношения; раскрывать смысл права на труд; объяснять роль трудового договора; разъяснять на примерах особенности положения несовершеннолетних в трудовых отношениях; характеризовать права и обязанности супругов, родителей, детей; характеризовать особенности уголовного права и уголовных правоотношений; конкретизировать примерами виды преступлений и наказания за них; раскрывать связь права на образование и обязанности получить образование; анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными, трудовыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях определять признаки правонарушения, проступка, преступления; исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей; находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную из доступных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нормами поведения, установленными законом. Личностные результаты: мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества; заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны; ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремление к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями. | ||
20-21 | Правоотношения и субъекты прав Промежуточная аттестация а | |||
22-23 | Правонарушения и юридическая ответственность | |||
24-25 | Правоохранительные органы | |||
26-28 | Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя. | |||
29-31 | Права и свободы человека и гражданина | |||
32 | Урок обобщения | |||
33-34 | Гражданские правоотношения | |||
35 | Практикум | |||
36-37 | Право на труд. Трудовые правоотношения | |||
38 | Практикум | |||
39-40 | Семейные правоотношения | |||
41 | Практикум | |||
42 | Урок обобщения | |||
43-44 | Административные правоотношения. Промежуточная аттестация | |||
45-47 | Уголовно-правовые отношения | |||
48 | Практикум | |||
49 | Урок обобщения | |||
50-51 | Социальные права | |||
52 | Проектный урок. | |||
53-54 | Международно-правовая защита жертв вооружённых конфликтов | |||
55-56 | Правовое регулирование отношений в сфере образования | |||
57-59 | Повторительно-обобщающий урок «Право» | |||
60 | Промежуточная аттестация | |||
61-62 | Итоговые уроки по курсу «Обществознание» 9 класс | Провести диагностику результатов обучения в 9 классе. Подвести итоги учебной работы за год. | ||
63-68 | Готовимся к ОГЭ | Выполнение заданий КИМов ОГЭ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по обществознанию для 5 класса по программе Л.Н. Боголюбова
Рабочая программа является методической разработкой учителя истории и обществознания ГБОУ гимназии № 498 Павловича Романа Сергеевича. Состоит из пояснительной записки, календарно-тематического планиро...
Рабочая программа по обществознанию в 5 классе к учебнику :Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во
Рабочая программа. Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. ...
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса в соответствии с требованием ФГОС к УМК А. Ф. Никитина, Т. И. Никитиной «Обществознание» М.: Дрофа, 2013 г.
СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ СООТВЕТСТВУЕТ ТРЕБОВАНИЯМ СТАНДАРТА ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ...
Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...
Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»
Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК п...
Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»
Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК п...