Методическая разработка урока по обществознанию "Познай самого себя" 6 класс
методическая разработка по обществознанию (6 класс)
Методическая разработка урока по обществознанию "Познай самого себя" 6 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
метод.разработка урока обществознания | 19.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель истории и обществознания
ГБОУ средней школы № 296
Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Коваленко Т.Б.
Методическая разработка к уроку обществознания
Тема: «Познай самого себя»
Класс: 6
Цель: сформировать представления воспитанников о роли самопознания в жизни человека
Задачи урока:
Образовательные: познакомить воспитанников с понятием «самопознание», «самооценка», показав их роль в познании мира и жизни человека.
Развивающие: формирование ценностно-смысловой, общекультурной, коммуникативной, учебно-познавательной компетенции, компетенции личностного самосовершенствования путем освоения: личностных УУД на основе знакомство с понятием «самооценка»; освоение регулятивных УУД на основе оценки предложенных мнений прогнозирования развития совей личности; освоение познавательных УУД на основе анализа высказываний исторических деятелей, психологов, педагогов, драматургов; освоение коммуникативных УУД на основе построения дискуссии, аргументации собственной позиции, культуры ведения диалога.
Воспитательные: в процессе изучения темы способствовать формированию критического отношения к себе, показав неоднозначность причин и поступков человека.
Формируемые понятия: труд, учеба, общение, игра, познание мира, познание самого себя, самосознание, способности человека, самооценка, потребности.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока.
- Мотивация к учебной деятельности
- Актуализация знаний.
1. Какой период жизни человека называется переходным?
2. Почему именно подростковый возраст принято считать переходным?
3. Кого принято считать подростками?
4. Какие черты подросткового возраста наиболее заметны и отличают его от других периодов?
5. Может ли самостоятельность быть отрицательным качеством?
- Как вы считаете, нужно ли учить мальчиков стирать, готовить еду, ухаживать за младенцами?
- Постановка учебной задачи.
Ответы на вопросы рубрики «Обсудим вместе»:
- Что значит найти себя?
- Каковы ваши слабые и сильные стороны?
- Как вы понимаете выражение «зарыть свой талант»?
- Можно ли достичь желаемого, если мобилизовать все свои силы и возможности?
5. Нужно ли торопиться стать взрослым?
2. Обсуждение высказывание Л.Н. Толстого
«Что я такое? С тех пор как существуют люди, они отвечают на это не словами, то есть орудием разума, а всей жизнью». ( Л.Н.Толстой)
1 . Как вы понимаете это высказывание Л.Н. Толстого?
2. Почему человеку так важно осознавать своё «Я»?
3. Почему важно осознавать, чем человек отличается от других?
4. Как вы думаете, почему именно с этого высказывания мы начинаем наш урок?
5. Можно ли считать эпиграфом урока?
ЗАПИСЬ темы урока.
- Изучение нового материала.
Вступительная беседа
Познав самого себя, никто не останется тем, кто он есть. (Т. Манн)
Крылатое выражение «Познай самого себя» имеет древнее происхождение. Мысль о познании самого себя разъяснял и распространял древнегреческий философ Сократ (в 5 в. до н.э.). По преданию семь мудрецов Древней Греции, сойдясь вместе в храме Аполлона в Дельфах, начертали это изречение над входом в храм. Таким образом, этот мудрый завет сохранился для потомков.
А ведь многие люди и сами для себя загадка. Они не понимают своих поступков, высказываний, а иногда и собственных мыслей. Они могут часами разговаривать о своих родителях, братьях, сёстрах или друзьях, но если им необходимо рассказать что-то о себе, начинают спотыкаться на каждом слове.
Я знаю, как на мёд садятся мухи,
Я знаю смерть, что рыщет всё губя,
Я знаю книги, истины и слухи,
Я знаю всё, но только не себя, -
писал в XV веке французский поэт и бродяга Франсуа Виньон.
- Уж, не про нас ли это?
- И в самом деле, что мы знаем о себе?
Тренинг «Немного о себе». (Учащиеся по очереди берут по одной карточке и продолжают фразы, начало которой написано в ней).
- А вообще, что это такое «познать себя» и так ли это важно?
Познать себя – значит ответить на вопросы: Какой я? Почему я такой? Каким хочу стать?
«Тот, кто познал других, учён.
Тот, кто познал себя, мудр»
(ЛаоЦзы)
- Что можно узнать о себе? (физические возможности, состояние здоровья, таланты, способности, характер, волю, темперамент, вкусы, привычки, сильные и слабые стороны.)
- Как узнает человек о себе?
- Какие виды деятельности?
ЗАПИСЬ:
Познание самого себя – это- исследование способностей и возможностей, поиск вида деятельности, который в наибольшей мере будет им соответствовать.
Каждый должен ПОЗНАТЬ СЕБЯ, свои сильные и слабые стороны, и научиться преодолевать последние. «Все неприятности в мире происходят от людей, которые сами не знают, кто они, или претворяются что они - это не они». (Л. Хелман, драматург).
Выписать слева свои достоинства (со знаком «+»), а справа – недостатки (со знаком «-»):
+ -
добрый
трудолюбивый
чистоплотный
весёлый
любознательный
терпеливый
люблю родителей
много друзей
несамостоятельный
застенчивый
обидчивый
часто болею
иногда обманываю
сутулый
несобранный
плохо учусь и т.д.
-Какие качества, которые хотели б в себе изменить?
- Имеется ли идеал, образец, которому бы вы хотели подражать, соответствовать?
«Признавшись в своей слабости человек становится сильным» (О. Бальзак)
Умение задуматься над собой, своими достоинствами и, в первую очередь, недостатками – это уже хорошо, ибо это уже первый шаг к работе над собой.
ЗАПИСЬ: Самосознание – это осознание самого себя.
Самооценка – это оценка личностью самой себя, своих качеств и своего места среди людей.
Самооценка: завышенная, правильная, заниженная. (с. 39)
Выполнить задание «Лесенка» с.39. Выбрать свое место и обосновать.
- Какой она должна быть? (Правильная, объективная).
Величайшее счастье не считать себя особенным, а быть как все люди-
писал Великий русский писатель Пришвин.
«Самая большая ошибка – полагать, что ты не способен ошибаться» (Т. Карлейль)
- Что можно посоветовать людям с разной самооценкой?
Чтение учащимися «Что можно посоветовать человеку с завышенной самооценкой»,
- «Что можно посоветовать человеку с заниженной самооценкой», «Что можно посоветовать человеку с объективной самооценкой»,
- Зачем вообще нам нужна правильная самооценка? (узнать призвание, выбрать профессию, избежать ошибок и разочарований, правильно вести себя с окружающими, не браться за невыполнимые дела, правильно определить цель в жизни).
- Как правильно оценить себя?
«Умный человек не тот, кто много знает, а кто знает самого себя». И.В. Гете
Работа с учебником на с. 40. Выписать, как правильно оценить себя.
- Первичное осмысление
Работа с учебником. Рубрика « Учимся узнавать и оценивать себя» с. 45
6. Итоги урока. Рефлексия
- Зачем человек познаёт себя?
- Влияет ли самооценка на поведение человека?
- Нужно ли сравнивать себя с другими?
- Домашнее задание.
Параграф 4. Задание «Проверь себя» к параграфу «Познай самого себя» № 1,2,3,4 – устно. Письменно в рабочей тетради к параграфу «Познай самого себя» № 4, 5,6,7,8*
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока №1 в 8-м классе по УМК "Н.И. Сонина". УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ ПО БИОЛОГИИ
Использование современных образовательных технологий. Методическая разработка урока №1 в 8-м классе по УМК "Н.И. Сонина". УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ ПО БИОЛОГИИ Тема «Расы человека, их пр...
Методическая разработка урока №1 в 8-м классе по УМК "Н.И. Сонина". УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ ПО БИОЛОГИИ
Использование современных образовательных технологий. Методическая разработка урока №1 в 8-м классе по УМК "Н.И. Сонина". УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ ПО БИОЛОГИИ Тема «Расы человека, их пр...
Методическая разработка урока №1 в 8-м классе по УМК "Н.И. Сонина". УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ ПО БИОЛОГИИ
Использование современных образовательных технологий. Методическая разработка урока №1 в 8-м классе по УМК "Н.И. Сонина". УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ ПО БИОЛОГИИ Тема «Расы человека, их пр...
Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания. Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированн
урок по физической культуре с ипользованием инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания...
Методическая разработка урока внеклассного чтения в 6 классе "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в повести А.П.Гайдара "Тимур и его команда"(урок-проект с мультимедийным приложением)
Данный урок открывает серию уроков внеклассного чтения в рамках проекта "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в произведениях отечественных и зарубежных писателей". Уроки направлены на обо...
Методическая разработка урока по химии в 8 классе Тема урока: «Основные классы неорганических соединений».
Мультимедийный урок с использованием технологической карты и презентации. Урок обобщения и систематизации знаний и умений обучающихся по теме «Основные классы неорганических соединений», приобре...
Методическая разработка урока английского языка в 7 классе Тема урока «Известные люди России и англоязычных стран». Форма проведения: урок - дискуссия.
Данная методическая разработка может быть использована при проведении уроков английского языка в 7 классе....