Методическая разработка урока №1 в 8-м классе по УМК "Н.И. Сонина". УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ ПО БИОЛОГИИ
методическая разработка по биологии (8 класс) по теме
- Использование современных образовательных технологий.
Методическая разработка урока №1 в 8-м классе по УМК "Н.И. Сонина". УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ ПО БИОЛОГИИ
Тема «Расы человека, их происхождение и единство»
Урок организован с использованием элементов информационно-коммуникационных технологий и технологий исследовательской деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
palaeva_i.g._tema_rasy_cheloveka_ih_proishozhdenie_i_edinstvo.docx | 764.68 КБ |
Предварительный просмотр:
- Использование современных образовательных технологий.
Методическая разработка урока №1 в 8-м классе по УМК "Н.И. Сонина".
УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ ПО БИОЛОГИИ
Тема «Расы человека, их происхождение и единство»
Урок организован с использованием элементов информационно-коммуникационных технологий и технологий исследовательской деятельности.
Цель урока: формировать учебно-исследовательскую компетентность воспитанников; исследовать сущность понятия «человеческая раса».
Задачи урока:
- познавательная: изучить понятие «человеческие расы», их отличительные особенности, единство происхождения и биологической равноценности;
- развивающая: развивать учебно-исследовательские, информационные и коммуникативные умения и навыки воспитанников в процессе групповой работы с различными источниками информации;
- воспитывающая: воспитывать уважительное отношение к мнению одноклассников; толерантное отношения к представителям различных рас; формировать способность самостоятельно оценивать такие явления как расизм, нацизм, социальный дарвинизм.
Ход урока
- Организационный момент.
Приветствие.
Мобилизующее начало урока.
Преподаватель: мы продуктивно поработали на предыдущем занятии, изучив основные этапы развития рода Человек. Надеюсь, что сегодняшний урок тоже принесет немало открытий и подарит вам радость познания.
- Мотивация исследовательской деятельности.
Организуется обсуждение фотографии, на которой изображены дети разных рас:
К какому этапу развития рода Человек относятся изображенные на рисунки люди? На основании каких признаков вы это определили?
Чем отличаются эти люди?
Почему могли возникнуть эти отличия?
Подводится итог беседы:
Организуется частично-поисковая деятельность, в процессе которой воспитанники находят в учебнике «Биология. Человек», 8 класс, Сонин Н.И., Сапин М.Р. определение расы, которое записывается в тетрадь:
расы
евразийская
азиатско-американская
экваториальная
Раса – это исторически сложившиеся группа людей, объединенных общностью происхождения, территорией проживания, общими морфологическими и физиологическими наследственными особенностями, а также традициями и обычаями.
Преподаватель дополняет полученную информацию.
3. Формулирование проблемы.
Преподаватель просит воспитанников определить, к какой категории относятся человеческие расы: класс, род, вид, популяция?
В ходе обсуждения формулируется проблема:
Человеческие расы – это популяции одного вида или отдельные виды рода Человек?
4. Сбор, систематизация и анализ фактического материала.
Формируются три рабочие группы. В каждой группе выбирается руководитель, который будет направлять работу и представлять результаты на обсуждение.
Группы составляют характеристику основных рас по плану:
- Основные морфологические признаки, характерные для представителей расы.
- Основная территория проживания представителей расы.
Воспитанники изучают и анализируют информацию из различных источников: Интернет-ресурсы (http://school-collection.edu.ru), CD-диск «Биология. Анатомия», текст учебника, карта, работают с моделями бюстов представителей отдельных рас и иллюстрациями.
Время на выполнение работы – 10 минут, по истечении которых, группы представляют результаты работы и заполняют на доске сводную таблицу «Характеристика человеческих рас»:
Расы | Основная территория проживания | Основные морфологические признаки |
1 экваториальная раса | ||
2 евразийская раса | ||
3 азиатско-американская |
5. Выдвижение гипотез.
На основании анализа содержания таблицы воспитанники пытаются найти ответ на проблемный вопрос урока. Выдвигают и доказывают гипотезы:
- расы – это разные виды рода Человек, т.к. отличаются по морфологическим признакам, занимают разные территории, общаются на разных языках и т.д.
- расы – это популяции вида Человек разумный, т.к. имеют сходное строение всех органов и систем, люди одной расы могут говорить на языках других рас и т.д.
6. Проверка гипотез.
Чтобы найти правильное решение вопроса учитель просит ребят вспомнить определения вида и популяции, при возникновении затруднений предлагает обратиться к ресурсам сети Интернет (http://wikipedia.org).
7. Подведение итогов.
После анализа определений, учащиеся под руководством учителя делают вывод о том, что, несмотря на различия между расами, все современное человечество представлено одним видом Человек разумный. Это подтверждается, прежде всего, тем, что у вступающих в брак представителей различных рас рождается плодовитое потомство.
Преподаватель: однако существуют различные теории о неравноценности рас, одной из которых является расизм.
Воспитанник, которому было дано опережающее задание, раскрывает понятие расизма.
8. Закрепление знаний.
Для закрепления изученного материала группам предлагается решить кроссворд по теме «Расы человека», подготовленный одним из воспитанников (время выполнения – 5 минут).
Начало формы
Конец формы
- Исторически сложившаяся группа людей, объединенных общностью происхождения, территорией проживания, общими морфологическими и физиологическими наследственными особенностями, традициями, обычаями.
- Ученый, сделавший первую попытку описать человеческие расы.
- Раса, для которой характерны темная кожа, волнистые или курчавые волосы, широкий приплюснутый нос с большими ноздрями, толстые губы.
- Раса, для которой характерны светлая, иногда смуглая кожа, прямые иногда волнистые мягкие волосы, длинный нос, тонкие губы, усы, борода.
- Раса, для которой характерны прямые, черные, жесткие волосы, кожа смуглая. Широкое лицо, скулы, узкая глазная щель, средние по толщине губы, закрытое кожистой складкой (третье веко) верхнее веко. У индейцев нос длинный.
9. Рефлексия.
Работа воспитанников в группах оценивается капитанами групп с соответствующими комментариями.
10. Домашнее задание:
Изучить статью учебника на стр. 18-21. Желающие могут подготовить сообщения об обычаях и традициях людей разных национальностей.
Исследовательские продукты групп:
Группа 1.
Расы | Основная территория проживания | Основные морфологические признаки |
1 экваториальная раса К экваториальной расе принадлежат австралоиды — темнокожее население Индии, Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании. От представителей негроидной расы отличаются сильным оволосением тела и лица. | Некоторые тропические районы Старого Света. Это одна из больших рас человечества, представители которой распространены в Африке, к югу от Сахары, в Бразилии, Вест-Индии и США. | лицо узкое и низкое, широкий нос, курчавые черные волосы, темная кожа, широко открытые карие глаза, складка верхнего века развита слабо, борода и усы растут слабо |
Группа 2.
Расы | Основная территория проживания | Основные морфологические признаки |
2 евразийская раса | Европа, часть Азии, Северная Африка, Америка это раса, представители которой до эпохи Великих географических открытий были распространены в Европе, Западной Азии, Северной Африке, Индостане; позже — на всех населённых континентах, особенно широко европеоиды расселились в Северной Америке, Австралии, Северной Азии и на Дальнем Востоке. | узкое лицо, сильно выступающий нос, мягкие волосы, светлый или смуглый цвет кожи, складка верхнего века развита слабо, губы обычно тонкие, сильно растущие борода и усы |
Группа 3.
Расы | Основная территория проживания | Основные морфологические признаки |
3 азиатско-американская Азиатско-американская (монголоидная) раса включает представителей человечества, проживающих преимущественно в Америке, Центральной и Восточной Азии. Американские индейцы — представители американоидов, которых выделяют в отдельную большую расу или относят к азиатско-американской (монголоидной) расе. Американоидов делят на три подрасы: северо-, центрально- и южноамериканскую. Типичными представителями расы являются североамериканские индейцы | Америка, Центральная и Восточная Азия | уплощенное широкое лицо, уплощенный нос, жесткие, прямые темные волосы, кожа темная с желтоватым оттенком, глаза узкие, раскосые, верхнее веко закрыто кожной складкой, сильно выступающие скулы, борода и усы растут слабо |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ФИЗИКИ В 7 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «Под водой, на воде, в воздухе: плавание человека, животных, воздухоплавание» УЧЕБНИК « ФИЗИКА 7 КЛАСС» ГРОМОВ С.В., РОДИНА Н.А. ПРОГРАММА КОРОВИН В.А., ДИК Ю.И.
Тема: «Под водой, на воде, в воздухе: плавание человека, животных, воздухоплавание». Цель: 1. Обобщить, систематизировать знания учащихся по теме «Плавание тел. Во...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ФИЗИКИ В 11 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «ВЕЛИКИЕ ОТКРЫТИЯ И ИЗОБРЕТЕНИЯ, ИЗМЕНИВШИЕ МИР» УЧЕБНИК « ФИЗИКА 11 КЛАСС» МЯКИШЕВ Г.Я.
Тема: Великие открытия и изобретения, изменившие мир.Цель урока: 1. -Обобщить и систематизировать знания, полученные учащимися за курс...
Методическая разработка урока для работы в классе с инофонами: "ЯЗЫК И ЧЕЛОВЕК. БОГАТСТВО РУССКОГО ЯЗЫКА. Вводный урок, 6 кл."
Методическая разработка вводного урока для работы в классе с инофонами. (6 класс) Задания для инофонов отмечены знаком *. Пример педагогической работы, направленной на интеграцию инофонов в русскую со...
методическая разработка урока истории в 5 классе на тему "Цезари Рима"; самоанализ урока;
В плане указаны цели урока ( образовательная, развивающая, воспитательная); оборудование урока; понятия, даты, персоналии; ход урока ( актуализация знаний, изучение новог...
Методическая разработка урока математики в 6 классе по теме: "Действия с десятичными дробями" (медиа-урок)
Урок предназначен для учащихся 6 класса, по типу: обобщение и систематизация знаний, на котором отрабатываются навыки решения уравнений, решения текстовых задач, примеров на порядок действий. Специфик...
Методическая разработка урока геометрии в 10 классе по теме: «Расстояние от точки до плоскости. Теорема о трех перпендикулярах» ( 34-й урок по плану; УМК Л.С.Атанасян, В.Ф. Бутузов).
Данный урок относится к Разделу 3: «Перпендикулярность прямых и плоскостей», (Модуль 2: Перпендикуляр и наклонные. Угол между прямой и плоскостью).Применение нестандартных методов обучения, ИКТ- ...
Методическая разработка урока во 2-м классе по теме: «MY TOYS» (английский язык, 2 класс по учебнику «Английский в фокусе» Н.Быковой, Дж.Дули, М.Поспеловой, В.Эванс)
Методическая разработка урока во 2-м классе по теме: «MY TOYS»(английский язык, 2 класс по учебнику «Английский в фокусе» Н.Быковой, Дж.Дули, М.Поспеловой, В.Эванс)Тип урока: Обобщающий...