Рабочая программа элективного курса "Обществознание. Подготовка к ОГЭ-2023"
календарно-тематическое планирование по обществознанию (9 класс)
Рабочая программа элективного курса "Обществознание. Подготовка к ОГЭ-2023"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9_klass_rabochaya_programma_elektivnogo_kursa_obshchestvoznanie._oge-2022.doc | 236 КБ |
Предварительный просмотр:
(территориальный, административный округ (город, район, поселок)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Верхнесоленовская средняя общеобразовательная школа
(полное наименование образовательного учреждения в соответствии с Уставом)
«Утверждаю» Директор
МБОУ Верхнесоленовская СОШ
Приказ от 30.08.2022 года № 135
Подпись руководителя_______________Вандюк О.Г.
Печать
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса «Обществознание. Подготовка к ОГЭ-2023»____
(указать учебный предмет, курс)
Уровень общего образования (класс)
Основное общее __ 9 кл__
(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)
Количество часов:
Учитель: Боярский Илья Валентинович
(ФИО)
Программа разработана на основе: Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и авторской программы по обществознанию под редакцией Боголюбова Л. Н., Городецкой Н.И.
х. Нижнесоленый, 2022-2023 гг.
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
методического совета
МБОУ Верхнесоленовская СОШ СОГЛАСОВАНО
от 30.08.2022 года № 1 Заместитель директора по УВР
_______________________________ _______________ Ф.И.О.
подпись руководителя МС подпись
Ф.И.О. 30.08.2022 года
дата
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Обществознание. Подготовка к ОГЭ-2023» для обучающихся 9 класса является частью учебного плана основного общего образования МБОУ Верхнесоленовская СОШ, который является частью Образовательной программы МБОУ Верхнесоленовская СОШ и разработан в соответствии с Уставом МБОУ Верхнесоленовская СОШ, разработан в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее - ФГОС ООО), с учетом примерной основной образовательной программы основного общего образования (далее - ПООП ООО) и на основе следующих нормативно-правовых документов:
Законы:
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 № 273-ФЗ);
- Федеральный закон от 01.12.2007 № 309 (ред. от 23.07.2013) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта»;
- Областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области».
Программы:
- Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015 № 1/15 (в редакции протокола № 1/20 от 04.02.2020)).
Постановления:
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27 октября 2020 года N 32 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения»»
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
Приказы:
- приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644, от 29.12.2014 № 1644, от 31.12.2015 № 1577);
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 № 115 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования"
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 № 254 "Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность".
- Приказ Минпросвещения России № 766 от 23.12.2020 года «О внесении изменений в Федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, утверждённый Министерством просвещения РФ от 20 мая 2020 года № 254»;
- Приказ Минпросвещения России от 18 декабря 2019 года № 695 «Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
- Приказ Минобрнауки РФ от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
- приказ Минобрнауки России от 28.05.2014 № 594 «Об утверждении Порядка разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ» (в ред. приказов Минобрнауки России от 07.10.2014 № 1307, от 09.04.2015 № 387);
- Приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства просвещения РФ от 5 августа 2020 г. № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ».
- Приказ Министерства просвещения РФ от 5 октября 2020 г. № 546 «Об утверждении Порядка заполнения, учета и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и их дубликатов»;
- приказ Минобрнауки России от 29.04.2015 № 450 «О порядке отбора организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
Методические рекомендации:
- Методические рекомендации по созданию и функционированию в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, центров образования естественно-научной и технологической направленностей (Распоряжение Министерства просвещения РФ от 12 января 2021 г. № Р-6 «Об утверждении методических рекомендаций по созданию и функционированию в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, центров образования естественно-научной и технологической направленностей»).
Письма:
- письмо от 20.07.2015 № 09-1774 «О направлении учебно-методических материалов»;
- письмо Минобрнауки России от 04.09.2015 № 08-1404 «Об отборе организаций, выпускающих учебные пособия»;
- письмо Минобрнауки России от 18.03.2016 № НТ-393/08 «Об обеспечении учебными изданиями (учебниками и учебными пособиями);
- письмо Минобрнауки России от 16.05.2018 № 08-1211 «Об использовании учебников и учебных пособий в образовательной деятельности»;
- письмо Минпросвещения России от 20.12.2018 N 03-510 "О направлении информации" (вместе с "Рекомендациями по применению норм законодательства в части обеспечения возможности получения образования на родных языках из числа языков народов Российской Федерации, изучения государственных языков республик Российской Федерации, родных языков из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского как родного");
- письмо Минпросвещения России от 26.02.2021 № 03-205 «Методические рекомендации по обеспечению возможности освоения основных образовательных программ обучающимися 5–11 классов по индивидуальному учебному плану».
Цели и задачи изучения курса «Обществознание. Подготовка к ОГЭ-2023».
Цели изучения:
Цель изучения предмета — содействовать воспитанию свободной и ответственной личности, ее социализации, познанию окружающей действительности, самопознанию и самореализации.
Задачи изучения предмета — гуманистического мировоззрения, включающего убежденность в неповторимости, уникальности каждой личности, в том, что жизнь — высшая ценность бытия; идеалы гуманизма, свободы, демократии, социального прогресса; признание значимости научных знаний и методов познания действительности, готовность руководствоваться ими в анализе и оценке общественных явлений; отношение к социальным регуляторам жизни, нравственно-правовым нормам как необходимым условиям выживания и развития человеческого сообщества;
— необходимых моральных ориентиров, включающих так называемые простые нормы нравственности, а также высшие социально-нравственные качества;
— гражданственности, любви к Родине; политической и правовой культуры, предусматривающей готовность и умение конструктивно действовать в условиях демократии, политического плюрализма, становления правового государства;
— экономической культуры, предполагающей потребность и умение активно действовать в условиях экономической свободы, понимание тех требований к личности, которые предъявляет изменяющаяся экономическая обстановка;
— социальной культуры, включающей культуру межличностных, межгрупповых и этнических отношений; толерантность к иному образу жизни и образу мыслей;
— экологической культуры, включающей признание ценности природы, убеждение в необходимости сбережения природы для живущих и будущих поколений, чувство ответственности за судьбу природы, понимание неразрывной связи общества и природы;
— умения получать социальную информацию из разнообразных источников и самостоятельно ориентироваться в ней;
— умения применять полученные знания для решения задач познавательного и практического характера.
Общая характеристика предмета
Обществознание является одним из наиболее важных предметов учебного плана ОУ РФ. Эта дисциплина наиболее полно аккумулирует предшествующий социальный опыт человечества. Она же наиболее системно передает опыт учащимся, выступая объединяющим элементом для всех гуманитарных дисциплин. Курс интегрирует современные социологические, экономические, политические, правовые, этические, социально-психологические знания в целостную, педагогически обоснованную систему, рассчитанную на учащихся старшего подросткового возраста. Он содержит обусловленный рамками учебного времени минимум знаний о человеке и обществе, необходимых для понимания самого себя, других людей, процессов, происходящих в окружающем природном и социальном мире, для реализации гражданских прав и обязанностей.
В содержание учебного раздела включены два модуля: «Финансовая грамотность» по изучению основ бюджетной грамотности в рамках учебного предмета «Обществознание» для учащихся 9 -го класса в количестве 4 часов. Главной целью введения модуля является повышение финансовой грамотности учащихся.
Второй модуль «Детский правозащитный университет» по изучения правовой деятельности в рамках учебного предмета «Обществознание» для учащихся 9 -го класса в количестве 4 часов. Главная задача содействовать становлению человека как духовно-нравственной, свободной, саморазвивающейся, социально активной, творческой личности, гражданина и патриота своего Отечества.
Формы контроля: тестовый контроль, практикумы, письменные работы, составление таблиц, схем, планов, беседы, рассказы у доски и др.
- Личностные, метапредметные и предметные результаты обучения и освоения содержания курса «Обществознание. Подготовка к ОГЭ-2023».
Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практкультурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ – компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования с учетом общих требований Стандарта и специфики изучаемых предметов, входящих в состав предметных областей, должны обеспечивать успешное обучение на следующем уровне общего образования.
Обществознание:
1) формирование у обучающихся личностных представлений об основах российской гражданской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
2) понимание основных принципов жизни общества, основ современных научных теорий общественного развития;
3) приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, адекватных возрасту обучающихся, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, возрастов и социальных групп;
4) формирование основ правосознания для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законодательством умений реализовывать основные социальные роли в пределах своей дееспособности;
5) освоение приемов работы с социально значимой информацией, ее осмысление; развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам;
6) развитие социального кругозора и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин. Российской Федерации, убежденности в необходимости защищать правопорядок правовыми способами и средствами,
Изучение обществознания в основной школе призвано создать условия для полноценного выполнения выпускником типичных для подростка социальных ролей; общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах; нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей; реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей; первичного анализа и использования социальной информации; сознательного неприятия антиобщественного поведения.
Выпускник основной школы должен получить достаточно полное представление о возможностях, которые существуют в современном российском обществе для продолжения образования и работы, для самореализации в многообразных видах деятельности, а также об условиях достижения успеха в различных сферах жизни общества. Курс призван помогать предпрофильному самоопределению.
Личностными результатами изучения предмета «Обществознание» являются следующие умения:
Формулировки личностных результатов в ФГОС |
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; |
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов; |
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; |
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; |
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; |
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; |
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; |
+) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; |
+) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. |
Метапредметными результатами изучения предмета «Обществознание» являются следующие умения:
УУД | Формулировки метапредметных результатов в ФГОС |
РЕГУЛЯТИВНЫЕ | 1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; |
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; | |
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; | |
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; | |
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; | |
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ | 6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; |
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; | |
КОММУНИКАТИВНЫЕ | 8) смысловое чтение; |
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; | |
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью |
Предметными результатами изучения предмета «Обществознание. Подготовка к ОГЭ-2022» являются следующие умения:
1-я линия развития личности. Умение понимать связи между людьми в обществе:
- Добывать и критически оценивать информацию.
- Систематизировать обществоведческую информацию и представлять её в виде текста, таблицы, схемы.
- Обобщать.
- Группировать.
- Сравнивать факты, явления и понятия.
- Устанавливать причинно-следственные связи.
2-я линия развития личности. Умение занимать свою позицию в обществе:
- Определять и объяснять другим людям своё отношение к общественным нормам.
Место элективного курса «Обществознание. Подготовка к ОГЭ-2023» в учебном плане МБОУ Верхнесоленовская СОШ, в обязательной части составляет 1 час, 34 часа. В соответствии с Календарным графиком на 2022-2023 учебный год и Расписанием уроков программа предмета «Обществознание. Подготовка к ОГЭ-2023» будет выполнена за часа.
Содержание элективного курса «Обществознание. Подготовка к ОГЭ-2023»
Раздел I. Политика и власть (6 ч)
Тема 1. Государство. Государство, его отличительные признаки. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Формы государства.
Тема 2. Политические режимы. Политический режим. Демократия и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире.
Тема 3. Правовое государство. Правовое государство. Разделение властей. Условия становления правового государства в РФ.
Тема 4. Гражданское общество и государство. Гражданское общество. Местное самоуправление. Пути формирования гражданского общества в РФ.
Тема 5. Участие граждан в политической жизни. Участие граждан в политической жизни. Участие в выборах. Референдум. Выборы в РФ. Опасность политического экстремизма. Свобода слова. Политический экстремизм.
Тема 6. Политические партии и движения. Политические партии и движения, их роль в общественной жизни.
Раздел II. Право (23 ч) Тема 7. Право, его роль в жизни человека. Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Понятие нормы права. Нормативно-правовой акт. Виды нормативных актов. Система законодательства. Свобода.
Тема 8. Правоотношения и субъекты права. Понятие правоотношения. Виды правоотношений. Субъекты права. Особенности правового статуса несовершеннолетних.
Тема 9. Правонарушения и юридическая ответственность.
Понятие правонарушения. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности.
Тема 10. Правоохранительные органы. Правоохранительные органы. Судебная система РФ.
Тема 11. Конституция РФ . Конституция – основной закон государства. Отличие конституции от остальных законов страны.
Тема 12. Основы конституционного строя. Федеративное устройство. Органы государственной власти в РФ.
Тема 13. Права и свободы человека и гражданина. Права человека. Декларация прав человека. Международные документы. Типы прав. Обязанности граждан РФ.
Тема 14. Гражданские правоотношения. Право собственности. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей. Виды договоров. Частичная гражданская дееспособность детей.
Тема 15. Право на труд и трудовые правоотношения. Что означает право на труд. Трудовые правоотношения. Трудовой договор – основа трудовых правоотношений. Права и обязанности работников. Значение дисциплины труда. Льготы для совмещающих работу с учебой.
Тема 16. Семейные правоотношения. Суть юридических понятий семьи и брака: фактическое и юридическое понимание. Предпосылки возникновения семьи. Условия и порядок заключения брака. Сущность и особенности семейных правоотношений. Правоотношения супругов, родителей и детей.
Тема 17. Административные правоотношения. Административные правоотношения. Административное правонарушение. Виды административных наказаний.
Тема 18. Уголовно-правовые отношения Что такое уголовное право. Особенности уголовно-правовых отношений. Понятие преступление. Признаки преступления. Квалификация преступлений. Преступление в соучастии. Обстоятельства, исключающая уголовную ответственность: необходимая оборона, крайняя необходимость.
Тема 19. Социальные права.
Понятие «социальное государство». Социальная политика государства. Условия для успешного решения социальных задач. Социальные права граждан РФ: право на жилище, на социальное обеспечение, на охрану здоровья.
Тема 20. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Предпосылки создания международного гуманитарного права. Принципы и сущность международного гуманитарного права. Методы и средства ведения войны, запрещенные международным гуманитарным правом. Особенности и значение международного гуманитарного права.
Тема 21. Правовое регулирование отношений в сфере образования. Сущность правового регулирования в сфере образования. Многоуровневое законодательство в сфере образования. Сущность права на образование. Гарантии государства в праве на получение образования.
Раздел III. Повторение изученного материала. (5 ч) Сущность правового регулирования в сфере образования. Предпосылки создания международного гуманитарного права. Понятие «социальное государство». Социальная политика государства.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности.
9класс. «Обществознание. Подготовка к ОГЭ-2023»
№ | Тема | Характеристика основных видов образовательной деятельности учащихся (на уровне учебных действий) |
1. | Политика (6 ч) | Характеризовать власть и политику как социальные явления; Раскрывать признаки суверенитета; Различать формы правления и государственного устройства; Сопоставлять различные типы политических режимов; Называть и раскрывать основные принципы демократического устройства; Раскрывать принципы правового государства; Характеризовать разделение властей; Уметь работать с Конституцией РФ. Раскрывать сущность гражданского общества; Характеризовать местное самоуправление; Анализировать влияние политических отношений на судьбы людей; Описывать различные формы участия гражданина в политической жизни; Приводить примеры гражданственности; Знать, почему введены некоторые ограничения свободы слова; Называть признаки политической партии и показать их на примере одной из партий РФ; Характеризовать проявления многопартийности; |
2 | Право (23 ч) | Объяснять, почему закон является нормативным актом высшей юридической силы; Сопоставлять позитивное и естественное право; Характеризовать основные элементы системы российского законодательства; Раскрывать особенности возникновения правоспособности и дееспособности у физических и юридических лиц; Объяснять причины этих различий; Называть основания возникновения правоотношений; Различать правонарушение и правомерное поведение; Называть основные виды и признаки правонарушений; Объяснять смысл презумпции невиновности; Уметь различать виды ответственности и объяснять, что такое презумпция невиновности; Характеризовать Конституцию РФ как закон высшей юридической силы; Называть главные задачи Конституции; Характеризовать принципы федерального устройства РФ; Объяснять смысл понятия «права человека» Знать и объяснять суть документа «Всеобщая декларация прав человека»; Классифицировать права и свободы; Характеризовать особенности гражданских правовых отношений; Называть виды гражданских договоров; Знать о своих правах и возможностях. Уметь защищать свои права потребителя; Знать, какую сферу общественных отношений регулирует административное право, в чем состоят важнейшие черты административных правоотношений. Уметь работать с документами; анализировать схему «Административное право»; Знать социальные права граждан РФ, особенности и сущность социальной политики; Знать основы международного гуманитарного права; Знать основы правового регулирования в сфере образования; |
Итоговое повторение (5 ч) | Называть основания возникновения правоотношений; Различать правонарушение и правомерное поведение; Называть основные виды и признаки правонарушений; Характеризовать власть и политику как социальные явления; Раскрывать признаки суверенитета; Различать формы правления и государственного устройства; Сопоставлять различные типы политических режимов; Называть и раскрывать основные принципы демократического устройства; Раскрывать принципы правового государства; Характеризовать разделение властей; Уметь работать с Конституцией РФ. |
Тематическое планирование элективного курса «Обществознание. Подготовка к ОГЭ-2023» 9 класс
на 2022-2023 учебный год
№ | Тема | Количество часов | Контрольные работы | Дата |
1 | Политика | 6 | 1 | |
2 | Право | 23 | 1 | |
3 | Итоговое повторение | 1 | ||
4 | Повторение | 5 | ||
Итого | 34 | 3 |
Календарно - тематическое планирование элективного курса «Обществознание. Подготовка к ОГЭ-2023» 9 класс
на 2022 – 2023 учебный год
№ | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки | Основные понятия | Домашнее задание | Дата проведения | |
план | факт | ||||||||
Раздел I. Политика (6 ч) | |||||||||
1 | Государство | 1 | Урок новых знаний | Происхождение государства. Признаки государства, формы государства; | Называть признаки и формы государства. Знать теории происхождения государства. | Государство, суверенитет, форма правления, монархия, республика, унитарное и федеративное государство, гражданство; | § 2, вопросы 1, 2 | ||
2 | Формы государства | 2 | Комбинированный урок | Республика. Монархия. Признаки форм государства; | Знать виды форм государства и давать каждому характеристику; | Монархия, республика, федерация, унитарное государство; | § 2, таблица «признаки республики и монархии»; | ||
3 | Политические режимы | 2 | Комбинированный урок | Виды политических режимов. Признаки развития демократии. | Характеризовать тоталитарный режим; Называть признаки демократии; | Политический режим, демократия, выборы, референдум; | § 3 | ||
4 | Правовое государство | 1 | Урок изучения нового материала | Государство и его признаки. Разделение властей. | Раскрывать принципы правового государства. | Правовое государство, разделение властей, | § 4 | ||
5 | Местное самоуправление | 1 | Комбинированный урок | Функции местного самоуправления и задачи; Формы местного самоуправления; | Называть вопросы и задачи местного самоуправления; Знать формы осуществления местного самоуправления; | Муниципальная собственность, общественная палата | § 5 | ||
6 | Политические партии и движения | 1 | Урок изучения нового материала | Особенности политических партий и общественно-политических движений. | Называть признаки политических партий, различия партий и движений. | Общественно-политические движения, политическая партия, оппозиция, многопартийность; | § 7 | ||
Раздел II. Право (23 ч) | |||||||||
7 | Роль права в жизни человека, общества и государства | 2 | Урок изучения нового материала | Понятие нормы права. Виды нормативных актов. | Сопоставлять позитивное и естественное право. Разъяснять сущность права. | Право, естественное право, категорический императив, норма права, закон, | § 8 | ||
8 | Правоотношения и субъекты права | 1 | Урок изучения нового материала | Сущность и особенности правоотношений. Субъекты и объекты правоотношений. | Раскрывать смысл понятия «правоотношения», | Правоотношение, субъекты правоотношений: | § 9 | ||
9 | Правонарушения и юридическая ответственность | 1 | Урок изучения нового материала | Правонарушение. Противоправность. Проступок. | Называть основные виды и признаки правонарушений. | Правонарушение, противоправность, вина, неосторожность, умысел, проступок, | § 10 | ||
10 | Правоохранительные органы | 1 | Урок-беседа | Роль судебной власти. Главные задачи милиции. | Называть основные правоохранительные органы РФ. Различать сферы | Правоохранительные органы, народные заседатели, судья, суд присяжных. | § 11 | ||
11 | Обращение в суд. Подача иска и порядок судопроизводства | 1 | Урок-лекция | Иск. Суд. Подача иска. | Знать способы обращения в суд, какие документы нужны для этого; | Иск | Записи в тетради | ||
12 | Конституция РФ | 1 | Урок изучения нового материала | История Конституции России | Называть главные задачи конституции. | Конституция, ценности, плюрализм, многопартийность, статус человека и гражданина. | § 12 | ||
13 | Основы конституционного строя РФ | 2 | Урок изучения нового материала | Сущность Российского государства, устройство. | Уметь объяснять понятия «республика, федерация, социальное светское государство»; | Основные принципы; Конституционный строй | § 13 | ||
14 | Права и свободы человека и гражданина | 1 | Урок - беседа | Что такое права и свободы человека. | Знать суть документа «Всеобщая декларация прав человека» | Достойное существование, естественные права, ООН, права и свободы, судебная система, Уполномоченный по правам человека | § 14 | ||
15 | Международные правовые документы | 1 | Комбинированный урок | Международный билль прав человека. | Знать основные правовые международные документы; Уметь сравнивать историю их происхождения; | права и свободы, судебная система, Уполномоченный по правам человека | § 14 | ||
16 | Права ребенка | 1 | Урок-беседа | Виды прав ребенка | Характеризовать права ребенка, опираясь на международные документы; | Декларация прав ребенка | § 15 | ||
17 | Виды договоров и гражданская дееспособность несовершеннолетних | 1 | Комбинированный урок | Гражданский кодекс. Виды договоров | Знать виды гражданско-правовых договоров; | Дееспособность. | § 16 | ||
18 М | Ценные бумаги | 1 | Урок изучения нового материала | Акция, облигация, чек. | Называть классификацию ценных бумаг; Объяснить механизм выпуска обеспеченных облигаций, разницу между простым и переводным векселем | Ценные бумаги. Классификация ценных бумаг. Облигации, Акции. Векселя. Банковские сертификаты | Записи в тетради | ||
19 | Право на труд и трудовые отношения | 1 | Урок изучения нового материала | Конституция о праве на труд. Суть трудового договора. | Знать права и обязанности работника, суть трудового договора | Трудовые правоотношения, трудовой договор, трудовая книжка, социальное партнерство, профсоюз, дисциплина труда | § 17 | ||
20 М | Трудовой договор: понятие, виды, порядок заключения и основания для прекращения | 1 | Комбинированный урок | Виды договора. Особенности заключения. | Знать основные этапы заключения трудового договора; | Трудовой договор | Записи в тетради | ||
21 | Условия и порядок заключения брака | 1 | Комбинированный урок | Условия заключения брака и | Объяснять условия заключения и расторжения брака. | Договор | § 18 | ||
22 М | Права и обязанности родителей и детей | 1 | Урок-беседа | Права и обязанности родителей и детей | Знать права и обязанности по Семейному кодексу; | Обязанность | Записи в тетради | ||
23 | Административное право | 1 | Урок изучения нового материала | Суть административного права и административных правонарушений. | Характеризовать субъектов административных правоотношений, указывать признаки административного правоотношения. | Административное право. Понятия и черты административного правоотношения. Административные правонарушения | § 19 | ||
24 | Уголовно-правовые отношения | 1 | Урок изучения нового материала | Особенности уголовно-правовых отношений и их классификация. | Знать признаки преступления, характеризовать особенности уголовного права и уголовно-правовых отношений | Уголовное право, преступление, общественная опасность, противоправность, виновность, необходимая оборона, подстрекатель, пособник, исполнитель, соучастники | § 20 | ||
25 | Уголовное наказание и ответственность несовершеннолетних | 1 | Комбинированный урок | Уголовное наказание. | Знать условия наказания несовершеннолетних, совершивших преступление; | Необходимая оборона, уголовное наказание | § 20 | ||
26 | Право на жилище и социальное обеспечение | 1 | Комбинированный урок | Право на жилище. | Знать права для приобретения жилья и условия получения материальной поддержки; | Жилищный фонд, ипотека | § 21 | ||
27 | Международное гуманитарное право | 1 | Комбинированный урок | Международное гуманитарное право | Характеризовать особенности гуманитарного права | Военные преступления; | § 22 | ||
28 | Права, обязанности и ответственность обучающихся | 1 | Комбинированный урок | Ответственность и права учащихся | Знать права и обязанности обучающихся; | Закон об образовании | § 23 | ||
29 | Контрольная работа по обществознанию | 1 | Урок контроля знаний | Все темы | Выполнять тестирование на основе полученных знаний по всему периоду изучения предмета | Все понятия по изученному курсу | |||
Повторение (5 ч) | |||||||||
30 | Основы конституционного строя РФ | 2 | Урок повторения | Сущность Российского государства, устройство. | Уметь объяснять понятия «республика, федерация, социальное светское государство»; | Основные принципы; Конституционный строй | Записи в тетради | ||
31-34 | Резервные уроки. |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
элективного курса «Обществознание. Подготовка к ОГЭ-2022»
9 класс
1. Учебник – Обществознание, 9 класс, под редакцией Л. Н. Боголюбова, М., Просвещение, 2004.
2. Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию, 9 класс – М.: Вако, 2015.
Тесты:
1. Обучающие тесты на бумажных носителях.
2. Тесты для проведения самостоятельных работ.
3. Схемы, таблицы наглядные;
Цифровые образовательные Интернет-ресурсы:
1. http://president.kremlin.ru — Президент Российской Федерации.
2. http://www.gks.ru — Федеральная служба государственной статистики: базы данных, статистическая информация.
3. http://www.fom.ru — Фонд общественного мнения (социологические исследования).
4. http://be.economicus.ru — Основы экономики. Вводный курс.
5. http://www.hro.org — Права человека в России.
6. http://www.ombudsman.gov.ru — Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации: официальный сайт.
7. http://pedagog-club.narod.ru/declaration2001.htm — Декларация прав школьника.
8. http://www.glossary.ru — Глоссарий по социальным наукам
9. http://www.fw.ru — Фонд «Мир семьи» (демография, семейная политика).
10. http://www.countries.ru/library.htm — Библиотека по культурологии.
Результаты освоения конкретного учебного предмета и система их оценки
Планируемые результаты изучения элективного курса «Обществознание. Подготовка к ОГЭ-2022»
В результате изучения курса ученик должен
знать/понимать:
• биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
• тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важнейших социальных институтов;
• необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
• особенности социально-гуманитарного познания;
уметь:
• характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
• анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и различия, устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
• объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействие человека и общества, важнейших социальных институтов общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
• раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
• осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах;
• извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию, различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
• оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
• формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
• подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
• применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
• для успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
• совершенствования собственной познавательной деятельности;
• критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
• решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
• ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; определения личной и гражданской позиции;
• предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
• оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
• осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями, социальным положением.
Используемые педагогические технологии:
Технология | Ожидаемый результат | Практическое применение |
Технология критического мышления | Развитие навыков самостоятельной продуктивной деятельности по выработке собственного мнения решения проблемы. -Повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала; | - «Устный конспект», -построение кластеров – схем, - составление планов ответа, изучение логики эссе: тема –контекст – проблема – аргументы – вывод. - мозговая атака; -чтение с вопросами; - синквейны, - «продвинутая лекция», - эссе. -ключевые термины, - перепутанные логические цепочки, - взаимоопрос. |
Технология проектного обучения | Умение взаимодействовать в команде, распределять роли. Умения конструировать собственные знания, ориентироваться в информационном пространстве. Презентация результатов собственной деятельности. | Через создание проектов разного вида: Учебные, информационные, исследовательские, творческие, ролевые, игровые |
ИКТ – технологии | Экономия времени, наглядность, своевременный индивидуальный и фронтальный контроль усвоения темы, раздела. Повышение познавательного интереса обучающихся, создание ситуации успешности на уроке. | Презентации MS PowerPoint как лекции, задания, наглядность. Индивидуальное тестирование через программу My test. Работа в сети Интернет по поиску, классификации информации при создании проектов, изучения новой темы. |
Технология интерактивного обучения | Постоянное, активное взаимодействие всех учащихся. | Моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем через работу в парах, дискуссии, дебаты, «аквариум», «карусель». |
Используемые формы и методы:
Цель | Формы и методы |
Формирование понятийного аппарата учащихся | Изучение логики составления определения, тестовые и логические задани0я на систему запоминания, понимания и воспроизведения основных понятий и терминов; игровые моменты. |
Психологическая и технологическая подготовка обучающихся к ГИА. | Контроль знаний в форме тестов с различными типами заданий. |
Восполнение пробелов в усвоении курса отдельных учащихся (отсутствие базовых знаний, пропуски уроков и т.п.) | Индивидуальные карточки - задания (работа с текстом учебника) |
Развитие умений работать с печатной информацией. | Различные варианты работы с текстом: устный конспект, перевод текста в схему или таблицу, ответы на поставленные учителем вопросы; постановка вопросов по тексту; составление тестов и т.д. |
Используемая система оценивания:
Виды письменных работ учащихся. | Виды устных работ учащихся |
Тесты разного уровня | Работа над понятиями |
Письменные источники (документы) | Работа в группах при дискуссиях, дебатах – анализ явлений и ситуаций. |
Составление плана ответа | Ответы на вопросы по содержанию параграфа. |
Эссе | Устные сообщения по дополнительному |
Решения практических задач. | Публичная защита проекта. |
Составление письменного ответа по заданному объему (например, два предложения) | Поиск информации в сети Интернет по решению практических задач. |
Составление кластера – схемы | Участие в ролевых играх. |
Составление таблицы | Объяснение внутренних и внешних связей (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека) |
Подготовка письменных сообщений, рефератов. | Оценка различных суждений о социальных объектах. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа Элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по биологии» Сырова Н. М. - учитель биологии высшей категории
Рабочая программа Элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по биологии» Сырова Н. М. - учитель биологии высшей категории...
Рабочая программа элективного курса "Подготовка к ГИА по математике"
Программа составлена на основе Обязательного минимума содержания основных образовательных программ и Требований к уровню подготовки выпускников основной школы. (Приказ Министерства образов...
Рабочая программа элективного курса «Подготовка к ГИА по русскому языку» 9 класс Автор: Сапунова Т.В.
Рабочая программа элективного курса...
Рабочая программа элективного курса "Подготовка к ГИА по русскому языку" 9 класс.
Рабочая программа элективного курса "Подготовка к ГИА по русскому языку" 9 класс на 18 часов....
Рабочая программа элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по информатике 2015г.» 11 класс
Рабочая программа элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по информатике 2015г.» для 11 класса. Дополняет основной курс предмета для отработки навыков решения всех возможных заданий из базы ЕГ...
Рабочая программа элективного курса "Подготовка к ЕГЭ по обществознанию 11 класс"
Программа элективного курса "Подготовка к ЕГЭ по обществознанию" предназначена для учащихся 11 класса, мотивированных на сдачу вступительного экзамена в форме ЕГЭ и рассчитана на 34 часа. Составлена н...
Рабочая программа элективного курса подготовки к ЕГЭ по математике в 11 классе.
P { margin-bottom: 0.21cm; Рабочая программа составлена для подготовки выпускников к итоговой аттестации в форме ЕГЭ и к поступлению в ВУЗы. Она разработана для 11 классов общеобразовательных шко...