Методическая разработка урока с использованием информационно-коммуникационных технологий
методическая разработка по обществознанию (6 класс)
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока
с использованием информационно-коммуникационных технологий
(ИКТ)
Предмет: обществознание.
Тема: «Семья – ячейка общества».
Класс: 6 класс.
Учебник: Обществознание. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Л.Н. Боголюбов, Н.Ф. Виноградова, Н.И. Городецкая. – М.: Просвещение, 2010.
Продолжительность: 1 урок (45 минут).
Технологи:
- Компьютерная презентация;
- Видеоролик к песне «Гимн семьи» (сл. - И. Резник, муз. - А. Лунёв);
- Печатный раздаточный материал (рабочий лист, карточки с заданиями для групп, схема «Какой должна быть семья», цветные геометрические фигуры и ватман для упражнения «Коллаж»);
- Интернет-ресурсы:
- сайт «Фестиваль «Открытый урок»: festival.1september.ru › articles/503212/;
- сайт «Компьютер на уроках истории, обществознания и права»: www.lesson-history.narod.ru;
- портал «Архив учебных программ и презентаций RUSEDU»: http://www.rusedu.ru/detail_10491.html;
- сайт «Открытый класс»: openclass.ru › lessons/130148;
- Электронные словари:
Словарь афоризмов и цитат: http://www.all-aforizm.info/semja.html;
Словарь пословиц и поговорок: http://slovarick.ru/category/s/
Аннотация: По программе данная тема изучается в разделе «Семья» (17 часов). С целью повышения познавательной активности обучающихся, автор предлагает разделить класс на четыре группы. При этом предполагается активное использование ИКТ в процессе обучения.
Практическая реализация: Месячник открытых уроков по теме «Урок в рамках инновационной деятельности».
Конспект урока
Цель урока: Формирование у учащихся представлений о семье как частичке общества.
Задачи урока:
Образовательные: В результате урока учащиеся должны
- знать: сущность понятий «семья», «поколение» и др.; основные виды семьи; основные права ребенка;
- представлять: чем семья отличается от других социальных групп;
- понимать: зачем люди создают семьи.
Развивающие:
- развитие навыков анализа и сравнения;
- развитие логического и образного мышления;
- формирование умения делать и обосновывать логические выводы;
- развитие навыков работы с правовыми документами;
- формирование навыков самостоятельного поиска информации по алгоритму;
- совершенствование умения учащихся обобщать материалы источников, оценивать различные точки зрения на проблему, обосновывать собственную позицию.
Воспитательные:
- формирование у учащихся отношения к семье как к одной из важнейших ценностей человека;
- воспитание у учащихся чувства ответственности за семью, желание формировать крепкую семью;
- формирование навыков индивидуальной и коллективной работы.
Оборудование урока:
- Образовательные электронные ресурсы:
- презентация «Семья – ячейка общества»,
- видеоролик к песне «Гимн семьи»,
- Интернет-ресурсы: материалы сайтов «Фестиваль «Открытый урок», «Компьютер на уроках истории, обществознания и права»;
- Мультимедийный проектор;
- Конституция РФ, Семейный кодекс РФ;
- Раздаточный материал:
- рабочие листы (для каждого учащегося),
- карточки с заданиями для четырех групп,
- схема «Какой должна быть семья»,
- цветные геометрические фигуры и ватман для упражнения «Коллаж»).
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности.
Вид урока: эвристическая беседа с элементами игры.
План урока:
1. Организационный момент – 4 мин.
2. Подготовка к изучению нового материала – 6 мин.
3. Изучение нового материала – 25 мин.
- Практическая работа №1 (5 мин.)
- Проверка результатов групповой работы (15 мин.)
- Практическая работа №2 (5 мин.)
4. Контрольная и закрепительная беседа – 7 мин.
5. Подведение итогов урока – 3 мин.
План изучения нового материала:
1. Что такое семья. Зачем люди создают семьи.
2. Семья и государство.
3. Какие бывают семьи.
Домашнее задание: §7, напишите мини-сочинение «Моя семья», решите задачу (на рабочем листе).
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя и организация деятельности учащихся | Рабочие пометки | |
1. Организационный момент (4 мин.) | Приветствие, проверка готовности класса к уроку. Сегодня мы будем работать по группам. Вспомните правила работы в группе. 1. Внимательно читай задания. 2. Распределите обязанности в группе. 3. Умей выслушать других и высказаться сам. 4. Будь доброжелательным и толерантным. Записи мы будем делать в рабочих листах, которые вы дома вложите в тетрадь в тетрадь по обществознанию, и на которых вы будете выполнять домашнее задание. | Класс разделен на 4 группы Слайд 1 Ученики берут рабочие листы в руки | |
2. Подготовка к изучению нового материала (6 мин.) | Вводная беседа Ребята, мы приступаем к изучению новой главы. Ее название мы узнаем, разгадав кроссворд.[1] ОТВЕТЫ: 1. Сестра 2. Дедушка 3. Племянник 4. Сватья 5. Дядя КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО: семья ВОПРОС: Как называется глава, к изучению которой мы приступаем? ОТВЕТ: «Семья». ВОПРОС: Как звучит тема урока? ОТВЕТ: «Семья – ячейка общества». Наш урок посвящен семье как ячейке общества. Вы сегодня узнаете, что такое семья, зачем люди создают семью, какие бывают семьи. | Рабочий лист Ученики самостоятельно разгадывают кроссворд Проверка кроссворда Слайды 2-7 Слайд 8 Слайд 9 | |
3. Изучение нового материала (25 мин.) | I. Работа в группе Итак, приступаем к работе. Каждая команда получает и выполняет свое задание. 1 группа («Языкознайки»): Определить значение понятия «семья» Найдите наиболее точное определение понятия «семья». Кратко обоснуйте свой выбор. - «Группа живущих вместе родственников (муж и жена, родители с детьми)» (С.И. Ожегов) - «Группа людей, связанных прямыми родственными отношениями, взрослые члены которой принимают на себя обязательства по уходу за детьми» (Э. Гидденс) - «Основанная на браке или кровном родстве социальная группа, члены которой связаны общим бытом, взаимной помощью, заботой и ответственностью» (Энциклопедический словарь) - «Экономическая ячейка общества» (Ф. Энгельс) - «Наиболее эффективное средство сохранения культуры народа и передачи социальной наследственности» (Л.Н. Боголюбов)[2] 2 группа («Мудрецы»): Определить, черты настоящей семьи Вам необходимо прочитать пословицы и поговорки о семье, и определите, какой должна быть семья (выбрать черты из предложенного перечня). - В недружной семье добра не бывает. - В прилежном доме густо, а в ленивом доме пусто. - В семье, где нет согласия, добра не бывает. - В семью, где лад, счастье дорогу не забывает. - В хорошей семье хорошие дети растут. - На что и клад, когда в семье лад. - Намеки да попреки - семейные пороки. - Не будет добра, коли в семье вражда. - Семья в куче, не страшна и туча. - Хоть тесно, да лучше вместе.[3] Черты семьи: Недружная Трудолюбивая Сплоченная Заботливая Ленивая Любящая Большая
3 группа («Правоведы»): Выяснить, какими правами обладает ребенок Познакомьтесь с извлечениями из Семейного кодекса РФ. Закончите предложения: - Ребенком признается лицо, не достигшее возраста ____________. - Каждый ребенок имеет право на _______________. 4 группа «Умельцы» Четвертая группа будет работать в технике «КОЛЛАЖ». Группа получает ватман, а каждый ученик – набор разноцветных геометрических фигурок (квадратики обозначают папу, треугольники – маму, кружочки – детей, прямоугольники – бабушек и дедушек). Задание: на листе ватмана каждый учащийся наклеивает «свою семью» произвольно, там, где хочется.[4] Приступаем к работе. II. Что такое семья. Зачем люди создают семьи Итак, проверим, что у вас получилось. ВОПРОС (1 группе): Что такое семья? ОТВЕТ: Семья – это основанная на браке или кровном родстве социальная группа, члены которой связаны общим бытом, взаимной помощью, заботой и ответственностью (Энциклопедический словарь) Записываем определение в рабочий лист. ВОПРОС (2 группе): Какой должна быть семья? ОТВЕТ: трудолюбивая, сплоченная, заботливая, любящая, большая. ВОПРОС: Чем семья отличается от других коллективов? Для ответа на вопрос заполните пропуски в схеме «Особенности семьи»: ОТВЕТ: 1. Общее жилище, хозяйство; 2. Совместное проведение свободного времени; 3. Чувство любви и привязанности; 4. Совместное воспитание детей. ВОПРОС: Для чего люди создают семьи? ОТВЕТ: - Желание вступить в брак, жить вместе, воспитывать детей; - Объединение родственников, на основе желания помогать друг другу; - Ради продолжения рода, появления новых поколений, развития общества. III. Семья и государство Семья – обязательная часть любого общества, государства. Поэтому она находится под его защитой. В России приняты специальные законы, которые помогают семье выполнить ее главные обязанности. ВОПРОС: В одном важном документе записано: «Материнство и детство, семья находятся под защитой государства». Как называется этот документ? ОТВЕТ: Конституция РФ. ВОПРОС: Когда она был принята? ОТВЕТ: 12 декабря 1993 года. ВОПРОС: Что такое «конституция»? ОТВЕТ: Конституция – это основной закон нашего государства. На основе Конституции пишутся основные кодексы РФ, которые помогают регулировать жизнь людей. ВОПРОС: Что такое «кодекс»? ОТВЕТ: Кодекс – свод законов. ВОПРОС: Какие кодексы существуют в нашей стране? ОТВЕТ: В нашей стране существует уголовный, семейный, гражданский, трудовой и другие кодексы. ВОПРОС: Как вы думаете, в каком кодексе вы можете найти информацию о семье, браке, родителях, о защите прав детей? ОТВЕТ: В Семейном кодексе РФ.
ВОПРОС (3 группе): Третья группа работала с Семейным кодексом РФ. Что в этом документе говорится о правах ребенка? ОТВЕТ: 1. Ребенком признается лицо, не достигшее возраста 18 лет. 2. Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье; право знать своих родителей; право на заботу; уважение человеческого достоинства; ребенок имеет право на имя, отчество и фамилию. IV. Какие бывают семьи Ребята, семьи бывают разные. Четвертая группа нам это доказала, выполнив интересное задание в технике «КОЛЛАЖ». Что в силу жизненных обстоятельств в семье иногда нет мамы или папы, но это не означает, что семья не состоявшаяся. Ведь независимо от того, сколько человек в семье, это то место, где нас любят и ждут. ВОПРОС: С помощью иллюстраций расскажите, какие бывают семьи.
В разные времена отношение к семье и браку у людей было разное. Перенесемся в Третьяковскую галерею. Перед вами картина известного русского живописца В.В. Пукирева «Неравный брак», написанная в 1862 году. Сюжет картины — нередкая по тем временам жизненная драма: неравный брак. Юную девушку выдают замуж за богатого старика. Давайте опишем эту картину. 1 группа - описывает невесту, 2 группа - описывает жениха, 3 группа - отвечает на вопрос, счастлива ли невеста, 4 группа – отвечает на вопрос, будет ли такая семья счастливой. | Работа по группам (5 мин.) Группа получает ватман, а каждый учащийся из группы – разноцветные геометрические фигуры Слайд 10 Рабочий лист Один ученик результаты работы отображает на доске Рабочий лист Слайд 11 Слайд 12 Слайд 13 Показать учащимся Семейный кодекс РФ Группа демонстрирует результат работы Слайды 14-17 Слайд 18 Работа по группам (5 мин.) | |
4. Контрольная и закрепительная беседа (7 мин.) | ВОПРОС: Нужна ли человеку семья? ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ Семья — это самые близкие и родные люди, это та благожелательная среда, которая так необходима в жизни каждому человеку для ощущения полного счастья. Есть такая народная пословица: «Вся семья вместе — так и душа на месте». Так оно и есть: «Когда в семье все хорошо — в сердце и на душе светло». Ведь никто не может так переживать, так любить друг друга, как самые родные и близкие люди. Домашнее задание: Напишите мини-сочинение «Моя семья», решите задачу (на рабочем листе). Желаю счастья вам и вашим семьям!
| ЗВУЧИТ «Гимн семьи» (видеоролик) | |
5. Подведение итогов урока (3 мин.) | Выставление оценок за работу на уроке. |
[1] Иванова, Л.Ф. Рабочая тетрадь к учебнику «Обществознание. 6 класс» / Л.Ф. Иванова. – М., 2010. – С. 26-27.
[2] Словарь афоризмов и цитат: http://www.all-aforizm.info/semja.html
[3] Словарь пословиц и поговорок: http://slovarick.ru/category/s/
[4] Портал «Архив учебных программ и презентаций RUSEDU»: http://www.rusedu.ru/detail_10491.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка с использованием информационно-коммуникационных технологий в образовании
Тема: «Решение уравнений».Продолжительность: 1 урок (45 минут).Класс: 7.Технологии: конспект, интерактивный тест, выполненный в MicrosoftExcel....
Использование информационно-коммуникационных развивающих технологий в работе учителя-логопеда
Свою работу на логопункте я строю основываясь на программы по коррекции речевого развития разработанные Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Т.В. Тумановой и Н.В. Нищевой. Данные прог...
Методические рекомендации к урокам истории по теме: «Киевская Русь в VI – XI вв.» с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
Уроки проводятся по модульно-блочному принципу. ИКТ применяется на всех уроках равномерно. На уроках используется самостоятельное изучение учащимися заданной темы и дополнительные работы учащихся посл...
Методическая поддержка педагогов по использованию информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе.
Задача учителя - правильно встроить возможности ИКТ в свой учебный процесс, чтобы учащийся во время занятий больше думал и действовал самостоятельно. Без профессионального роста в освоении инфор...
Выступление на методическом семинаре по теме «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках биологии с целью повышения качества знаний учащихся»
Материалы выступления на методическом семинаре по теме «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках биологии с целью повышения качества знаний учащихся»....
Методическая разработка "Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках английского языка как условие повышения познавательного интереса учащихся с ограниченными возможностями здоровья"
Методическая разработка...
Выступление на городском методическом объединении учителей технологии Практикум «Возможности использование информационно-коммуникационных технологий в учебной деятельности на уроках технологии»
Компьютерные технологии открыли новые возможности для создания самими преподавателями иллюстративного материала. Известно, что такие средства обучения, во многом облегчают обучающимся понимание и запо...