Рабочие программы по обществознанию
рабочая программа по обществознанию (6, 7, 8, 9 класс)
Мои публикации:
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_6_klass_obshchestvoznanie.docx | 38.5 КБ |
rabochaya_programma_7_klass_obshchestvo.docx | 35.18 КБ |
rabochaya_programma_8_klass_obshchestvo.docx | 50.25 КБ |
rabochaya_programma_9_klass_obshchestvo.docx | 41.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Егорлыкская средняя общеобразовательная школа №11
УТВЕРЖДАЮ
Врио директора МБОУ ЕСОШ №11
____________________/А.В. Зайцева/
приказ от «____» ________ 20___г. № ______
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по обществознанию
Уровень общего образования (класс): основное общее образование, 6 класс
Количество часов: 34 часа
Учитель: Верлянко Арина Александровна
Год составления: август 2022г.
ст. Егорлыкская
2022-2023
2. Пояснительная записка
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса разработана на основе следующих нормативных и учебно-методических документов:
- Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ;
- Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденным приказом Минобразования России от 05.03.2004г. № 1089;
- Федеральным образовательным стандартом общего образования (2012 год) с изменениями и дополнениями;
- Письмом департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации «О примерной основной образовательной программе основного общего образования» от 01 ноября 2011 г. № 03-766;
- Приказом Минобрнауки России «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» от 30.08.2013 г. № 1015;
- Письмом Минобразования Ростовской области «О примерном порядке утверждения и примерной структуре рабочих программ» от 08.08.2014 г. №24/4.11 – 4851/М;
- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Минпросвещения РФ от 22.03.2021 № 115;
- ФГОС основного общего образования, утвержденным приказом Минпросвещения РФ от 31.05.2021 № 287 (далее – ФГОС ООО);
- Уставом МБОУ ЕСОШ № 11, утвержденным Постановлением Главы Егорлыкского района Ростовской области от 24.11.2014 г. № 1274.
- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30 июля 2020 г. № 16 (ред. От 20.06.2022) «Об утверждении санитарно – эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID – 19)»».
- Учебным планом МБОУ ЕСОШ № 11 от 31.05.2022г. утвержденным педагогическим
советом протокол № 9.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Обществознание. 6 класс/ Л.Н.Боголюбов и др.- М.: Просвещение, 2016г. 110 стр.
Согласно учебному плану МБОУ ЕСОШ №11 на 2022-2023 учебный год на изучение обществознания в 6 классе отводится 1 час в неделю (компонент образовательного учреждения), 34 часов в год.
Согласно учебному плану и в соответствии с календарным графиком МБОУ ЕСОШ №11 на 2022-2023 учебный год, наличием выходных и праздничных дней в 2022-2023 учебном году (23.02, 24.02, 08.03), расписанием учебных занятий МБОУ ЕСОШ №11 в условиях пятидневной рабочей недели для реализации данной программы по обществознанию в 6 классе отводится 34 часов (1 час в неделю). Программа будет выполнена в полном объеме.
Контрольных работ – 2. Оценочных лабораторных (практических работ) – 5.
Срок реализации рабочей программы, один год.
3. Планируемые результаты изучения учебного предмета
Изучение обществознания в 6 классе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
- развитие личности на исключительно важном этапе ее социализации в подростковом возрасте, становление социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; углубление интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; формирование способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю; повышение мотивации к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности;
- формирование у обучающихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию для школьников младшего и среднего подросткового возраста; освоение обучающимися тех знаний об основных сферах человеческой деятельности и о социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
- овладение обучающимися умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные; освоение ими способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства;
- формирование у обучающихся опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни; для решения типичных задач в области социальных отношений; для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере; для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Задачи изучения обществознания в 6 классе:
- создание условий для социализации личности;
- воспитание чувства патриотизма, уважения к своей стране, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
- формирование знаний и интеллектуальных умений;
- воспитания уважения к семье и семейным традициям;
- формирование основ мировоззренческой, нравственной, социальной, политической, правовой и экономической культуры;
- воспитание толерантного отношения к людям другой национальности;
- воспитания уважения к трудовой деятельности.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса обществознания 6 класса.
Требования к результатам обучения предполагают реализацию деятельностного, компетентностного и личностно ориентированного подходов в процессе усвоения программы, что в конечном итоге обеспечит овладение учащимися знаниями, различными видами деятельности и умениями, их реализующими.
Личностные результаты:
- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты:
- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.;
- овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Предметные результаты:
- овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
- умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
- расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
- готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
4. Содержание учебного предмета
Тема I. Человек в социальном измерении (11 часов).
Человек – личность (ознакомление с новым материалом). Познай самого себя (комбинированный). Человек и его деятельность (ознакомление с новым материалом). Потребности человека (ознакомление с новым материалом). На пути к жизненному успеху (комбинированный). ПОУ по теме «Человек в социальном измерении» (обобщение и систематизация знаний).
Тема II. Человек среди людей (7 часов).
Межличностные отношения (ознакомление с новым материалом). Человек в группе (ознакомление с новым материалом). Общение (комбинированный). Конфликты в межличностных отношениях (ознакомление с новым материалом). ПОУ по теме «Человек среди людей» (обобщение и систематизация знаний).
Тема III. Нравственные основы жизни (16 часов).
Человек славен добрыми делами (ознакомление с новым материалом). Будь смелым (ознакомление с новым материалом. Человек и человечность (ознакомление с новым материалом). ПОУ по теме «Нравственные основы жизни» (обобщение и систематизация знаний)
Характеристика основных видов деятельности:
Индивидуальная форма предполагает, что каждый обучающийся получает для самостоятельного выполнения задание, специально для него подобранное в соответствии с его подготовкой и учебными возможностями. Примерами индивидуальной формы деятельности могут быть: работа с учебником, написание эссе и докладов, выполнение проектов и т. д.
Групповая форма работы обучающихся на уроке наиболее применима и целесообразна при проведении практических работ, при изучении текстов и т. д. исключительно эффективна при подготовке тематических учебных конференций, диспутов, докладов. Видами групповой формы деятельности являются: игровая, работа в парах и иных группах, мозговой штурм и т.д.
Фронтальная форма может быть реализована в виде проблемного, информационного и объяснительно-иллюстративного изложения и сопровождаться репродуктивными и творческими заданиями.
5. Тематическое планирование
№ п/п | Сроки реализации | Наименование раздела, темы | Всего часов | Контрольные работа (кол-во ч.) | Дидактическое обеспечение (оборудование) |
1 | 06.09-22.11 | Человек в социальном измерении | 11 | К.Р. - 1 Т.В. - 1 | Презентации ( СD «Обществознание 6 класс») |
2 | 29.11-24.01 | Человек среди людей | 7 | П.Р. - 1 | Презентации ( СD «Обществознание 6 класс») |
3 | 31.01-30.05 | Нравственные основы жизни | 16 | К.Р. - 2 Т.В. - 2 Т.В. - 3 П.Р. - 2 | Презентации ( СD «Обществознание 6 класс») |
Итого: | 34ч | КР2 |
- Календарно-тематическое планирование
№ урока | Дата | Наименование раздела, темы | Количество часов | Формы контроля | |
План | Факт | ||||
ЧЕЛОВЕК В СОЦИАЛЬНОМ ИЗМЕРЕНИИ | 11 ч | ||||
1 | 06.09 | Что изучает предмет «Обществознание» | 1 | ||
2 | 13.09 | Человек – личность | 1 | ||
3 | 20.09 | Человек – познает мир | 1 | ||
4 | 27.09 | Человек и его деятельность | 1 | ||
5 6 | 04.10 11.10 | Потребности человека | 2 | ||
7 | 18.10 25.10 | На пути к жизненному успеху | 2 | ||
8 | 08.11 | Социализация личности | 1 | ||
9 | 15.11 | Творческая работа №1 | 1 | ТР №1 | |
10 | 22.11 | Контрольная работа №1 | 1 | КР №1 | |
ЧЕЛОВЕК СРЕДИ ЛЮДЕЙ | 7 ч | ||||
11 | 29.11 | Межличностные отношения | 1 | ||
12 13 | 06.12 13.12 | Человек в группе | 2 | ||
14 | 20.12 | Общение | 1 | ||
15 16 | 27.12 17.01 | Конфликты в межличностных отношениях | 2 | ||
17 | 24.01 | Практическая работа №1 по главе «Человек среди людей». | 1 | ПР№1 | |
НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ ЖИЗНИ | 16 ч. | ||||
18 | 31.01 | Человек славен добрыми делами | 1 | ||
19 | 07.02 | Учимся добру | 1 | ||
21 22 | 14.02 21.02 | Будь смелым | 2 | ||
23 | 28.02 | Человек и человечность | 1 | ||
24 25 | 07.03 14.03 | Семейные отношения | 2 | ||
26 | 28.03 | Контрольная работа №2 | 1 | КР№2 | |
27 | 04.04 | Творческая работа №2 | 1 | ТР№2 | |
28 | 11.04 | Борьба с коррупцией | 1 | ||
29 | 18.04 | Мир увлечений | 1 | ||
30 | 25.04 | Труд человека | 1 | ||
31 | 02.05 | Практическая работа №2 | 1 | ПР№2 | |
32 | 16.05 | Творческая работа №3 | 1 | ТР№3 | |
33 | 23.05 | Повторительно-обобщающий урок | 1 | ||
34 | 30.05 | Повторительно-обобщающий урок | 1 | ||
ИТОГ: | 34 ч | ТР3 ПР2 КР2 |
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического совета МБОУ ЕСОШ №11 от «____» ___________ 2022г. № ________ Председатель МС ___________________/Сагайдак Ю.В./ | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР __________________/Сагайдак Ю.В./ «____» ___________ 2022г. |
- Лист корректировки рабочей программы
№ урока по КТП | До корректировки | Способ корректи ровки | После корректировки | ||||
Тема урока | Количество часов | Дата | Тема урока | Количество часов | Дата | ||
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ___________________/__________________/ | УТВЕРЖДАЮ Врио директора ОУ ______________/А.В. Зайцева/ Приказ «____» __________20___г. № _______ |
№ урока по КТП | До корректировки | Способ корректи ровки | После корректировки | ||||
Тема урока | Количество часов | Дата | Тема урока | Количество часов | Дата | ||
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ___________________/__________________/ | УТВЕРЖДАЮ Врио директора ОУ ______________/ А.В. Зайцева / Приказ «____» __________20___г. № _______ |
№ урока по КТП | До корректировки | Способ корректи ровки | После корректировки | ||||
Тема урока | Количество часов | Дата | Тема урока | Количество часов | Дата | ||
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ___________________/__________________/ | УТВЕРЖДАЮ Врио директора ОУ ______________/ А.В. Зайцева / Приказ «____» __________20___г. № _______ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Егорлыкская средняя общеобразовательная школа №11
УТВЕРЖДАЮ
Врио директора МБОУ ЕСОШ №11
____________________/А.В. Зайцева/
приказ от «____» ________ 20___г. № ______
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по обществознанию
Уровень общего образования (класс): основное общее образование, 7 класс
Количество часов: 34 часа
Учитель: Верлянко Арина Александровна
Год составления: август 2022г.
ст. Егорлыкская
2022-2023
2. Пояснительная записка
Рабочая программа по обществознанию для 7 класса разработана на основе следующих нормативных и учебно-методических документов:
- Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании)от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ;
- Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденным приказом Минобразования России от 05.03.2004г. № 1089;
- Федеральным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования РФ от 06.10.2009 г.№ 373(п.19.5);
- Федеральным образовательным стандартом основного общего образования с изменениями и дополнениями, утвержденным приказом Министерства образования РФ от 17.12.2010г.
№ 1887 (п.18.2.2);
- Федеральным образовательным стандартом общего образования (2012 год) с изменениями и дополнениями;
- Письмом департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации «О рекомендации к использованию примерной образовательной программы начального общего образования» от 16 августа2010 г. № 03-48;
- Письмом департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации «О примерной основной образовательной программе основного общего образования» от 01 ноября 2011 г. № 03-766;
- Приказом Минобрнауки России «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» от 30.08.2013 г. № 1015;
- Письмом Минобразования Ростовской области «О примерном порядке утверждения и примерной структуре рабочих программ» от 08.08.2014 г. №24/4.11 – 4851/М;
- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Минпросвещения РФ от 22.03.2021 № 115;
- ФГОС начального общего образования, утвержденным приказом Минпросвещения РФ от31.05.2021 № 286 (далее – ФГОС НОО);
- ФГОС основного общего образования, утвержденным приказом Минпросвещения РФ от31.05.2021 № 287 (далее – ФГОС ООО);
- Уставом МБОУ ЕСОШ № 11, утвержденным Постановлением Главы Егорлыкского района Ростовской области от 24.11.2014 г. № 1274.
- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30 июля 2020 г. № 16 (ред. От 20.06.2022) «Об утверждении санитарно – эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID – 19)»».
- Учебник: Обществознание. 7 класс/ Л.Н.Боголюбов и др.- М.:Просвещение, 2016. 159 стр.
Согласно учебному плану и в соответствии с календарным графиком МБОУ ЕСОШ №11 на 2022-2023 учебный год, наличием выходных и праздничных дней (23.02, 24.02, 08.03, 01.05, 08.05, 09.05) в 2022-2023 учебном году, расписанием учебных занятий МБОУ ЕСОШ №11 в условиях пятидневной рабочей недели для реализации данной программы по обществознанию в 7 классе отводится 34 часов (1 час в неделю).
Контрольных работ – 3. Оценочных лабораторных (практических работ) – 4.
Срок реализации рабочей программы, один год.
3. Планируемые результаты изучения учебного предмета
Предметные результаты изучения истории учащимися основной школы включают:
- формирование у учащихся уважительного отношения к истории своего Отечества как единого и неделимого многонационального государства; развитие у обучающихся стремления внести свой вклад в решение глобальных проблем, стоящих перед Россией и человечеством;
- формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнической, социальной, культурной самоиндификации личности, миропонимания и познания современного общества, его важнейших социальных ценностей и общественных идей: гражданственности и патриотизма, гуманистических и демократических ценностей, мира и взаимопонимания между людьми;
- овладение целостным представлением об историческом пути народов России, базовыми знаниями о закономерностях российской истории;
- формирование умений применять исторические знания, понятийный аппарат и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значений событий прошлого и современности, осмысления жизни в современном мире;
- развитие умения анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию событиях и явлениях прошлого, раскрывая ее познавательную ценность;
Расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории;
Приобретение опыта активного освоения исторического и культурного наследия, стремления сохранять и приумножать культурное наследие;
- создание основы для формирования у части школьников интереса к дальнейшему расширению и углублению исторических знаний и выбора истории как профильного предмета, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности.
Предполагается, что в результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями и умениями:
Знаниями:
- ключевых исторических событий (время, место, участники, обстоятельства);
- периодизации ключевых явлений и процессов (хронологические рамки, основания);
- основных информационных источников по историческим периодам;
- наиболее распространенных и научно обоснованных интерпретаций и оценок событий, явлений прошлого, нашедших отражение в учебнике и рекомендованной литературе;
Умениями:
- извлекать необходимую информацию из различных источников (первоисточники, исторические сочинения, учебник, исторические карты, графики);
- сравнивать данные разных источников, исторические события и явления, определять общее и различия;
- различать факты и их интерпретации, оценки, классифицировать факты по различным основаниям; соотносить единичные факты и общие явления;
- давать определения важнейших исторических понятий через род и видовые отличия;
- на основе фактов и с помощью исторических понятий описывать события прошлого и исторические объекты, характеризовать условия и образ жизни людей разных исторических эпох, выявлять характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
- определять и аргументировать свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории;
- применять исторические знания для интерпретации и оценки современных событий, в общении, в поликультурной среде.
- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
- освоение гуманистических традиций и ценностей древнего общества, уважение прав и свобод человека;
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего народа и других народов, толерантность.
Метапредметными результатами изучения курса «История» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Следует отметить, что важную роль историческое образование играет в формировании и развитии навыков информационно-коммуникативной деятельности. К ним относится умения:
– передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания;
– проводить анализ текста, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
– составлять план, тезисы конспекта;
– уверенно выражать свои мысли в монологической либо диалогической речи;
Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимися могут использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных, в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выбираться выразительные средства языка и знаковые системы (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.).
Личностные результаты изучения истории учащимися основной школы включают:
- воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, за историческое прошлое народа России;
- осознание обучающимися своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа и своего края в контексте общемирового культурного наследия;
- усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества, уважение прав и свобод человека;
- осмысление социально- нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
- понимание культурного многообразия мира; уважение к культуре своего и других народов; толерантность как норма осознанного доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере.
4. Содержание учебного курса
Регулирование поведения людей в обществе (14 ч)
Социальные нормы. Многообразие правил поведения. Привычки, обычаи, ритуалы, обряды. Правила этикета и хорошие манеры.
Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребёнка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина.
Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Необходимость соблюдения законов. Закон и правопорядок в обществе. Закон и справедливость.
Защита отечества. Долг и обязанность. Регулярная армия. Военная служба. Важность подготовки к исполнению воинского долга. Международно-правовая защита жертв войны.
Дисциплина – необходимое условие существования общества и человека. Общеобязательная и специальная дисциплина. Дисциплина, воля и самовоспитание.
Ответственность за нарушение законов. Знать закон смолоду. Законопослушный человек. Противозаконное поведение. Преступления и проступки. Ответственность несовершеннолетних.
Защита правопорядка. Правоохранительные органы на страже закона. Судебные органы. Полиция. Адвокатура. Нотариат. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.
Человек в экономических отношениях (12 ч)
Экономика и её основные участки. Экономика и её роль в жизни общества. Основные сферы экономики; производство, потребление, обмен.
Золотые руки работника. Производство и труд. Производительность труда. Заработная плата. Факторы, влияющие на производительность труда.
Производство, затраты, выручка, прибыль. Производство и труд. Издержки, выручка, прибыль.
Виды и формы бизнеса. Предпринимательство. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Основное организационно-правовые формы предпринимательства.
Обмен, торговля, реклама. Товары и услуги. Обмен, торговля. Формы торговли. Реклама.
Деньги и их функция. Понятие деньги. Функции и формы денег. Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Обменные курсы валют.
Экономика семьи. Семейный бюджет. Сущность, формы страхования. Формы сбережения граждан. Страховые услуги, предоставляемые гражданам, их роль в домашнем хозяйстве.
Основные понятия: экономика, техника, технология, НТР, НТП. Экономическая система, рыночная экономика, рынок, факторы производства, конкуренция, спрос, предложение. Экономические задачи государства, государственный бюджет, налоговая система, функции денег, бизнес, реклама.
Человек и природа (8 ч)
Воздействие человека на природу. Экология. Производящее хозяйство. Творчество. Исчерпываемые богатства. Неисчерпаемые богатства. Загрязнение атмосферы. Естественное загрязнение. Загрязнение атмосферы человеком. Загрязнение воды и почвы. Биосфера.
Охранять природу – значит охранять жизнь. Ответственное отношение к природе. Браконьер. Последствия безответственности Экологическая мораль. Господство над природой. Сотрудничество с природой.
Закон на страже природы. Охрана природы. Правила охраны природы, установленные государством. Биосферные заповедники. Государственный контроль. Государственные инспекторы. Участие граждан в защите природы. Основные понятия: природа, экология, экологическая катастрофа, охрана природы.
5. Тематическое планирование
№ п/п | Сроки реализации | Наименование раздела, темы | Всего часов | Контрольные работы (кол-во ч.) | Дидактическое обеспечение (оборудование) |
1. | 06.09-.29.11 | Регулирование поведения человека в обществе | 14ч | К.Р. - 1 Т.Р. - 1 | Карты, презентации (СD «История Нового времени» с использованием ИКТ) |
2. | 06.12-28.03 | Человек в экономических отношениях | 12 ч | К.Р. - 2 Т.Р. - 2 Т.Р. - 3 | Карты, презентации (СD «История Нового времени» с использованием ИКТ) |
3. | 04.04.-30.05 | Человек и природа | 8 ч. | П.Р. - 1 И.К.Р. - 1 | Карты, презентации (СD «История Нового времени» с использованием ИКТ) |
ИТОГО: | 34 | К.Р. - 2 И.К.Р. - 1 П.Р. - 1 Т.Р. - 3 |
6. Календарно-тематическое планирование
№ урока | Дата | Наименование раздела, темы | Количество часов | Формы контроля | |
План | Факт | ||||
РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОВЕДЕНИЯ ЛЮДЕЙ В ОБЩЕСТВЕ | 12 ч | ||||
1 | 06.09 | Введение | 1 | ||
2 | 13.09 | Что значит жить по правилам? | 1 | ||
3 | 20.09 | Права и обязанности граждан | 1 | ||
4 | 27.09 | Права ребенка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних | 1 | ||
5 | 04.10 | Почему важно соблюдать закон? | 1 | ||
6 | 11.10 | Защита Отечества. Военная служба | 1 | ||
7 | 18.10 | Для чего нужна дисциплина? | 1 | ||
8 | 25.10 | Виновен-отвечай | 1 | ||
9 | 08.11 | Творческая работа №1 | 1 | ТР№1 | |
10 | 15.11 | Кто стоит на страже закона | 1 | ||
11 | 22.11 | Повторительно-обобщающий урок | 1 | ||
12 | 29.11 | Контрольная работа №1 на тему «Регулирование поведения людей в обществе» | 1 | КР№1 | |
ЧЕЛОВЕК В ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЯХ | 14 ч | ||||
13 | 06.12 | Экономика и ее основные участники | 1 | ||
14 | 13.12 | Мастерство работника | 1 | ||
15 | 20.12 | Творческая работа №2 | 1 | ТР№2 | |
16 | 27.12 | Производство: затраты, выручка, прибыль | 1 | ||
17 | 17.01 | Производство: затраты, выручка, прибыль | 1 | ||
18 | 24.01 | Виды и формы бизнеса | 1 | ||
19 | 31.01 | Виды и формы бизнеса | 1 | ||
20 | 07.02 | Обмен, торговля, реклама | 1 | ||
21 | 14.02 | Творческая работа №3 | 1 | ТР№3 | |
22 | 21.02 | Деньги и их функции | 1 | ||
23 | 28.02 | Деньги и их функции | 1 | ||
24 | 07.03 | Экономика семьи | 1 | ||
25 | 14.03 | Повторительно-обобщающий урок | 1 | ||
26 | 28.03 | Контрольная работа №2 «Человек в экономических отношениях» | 1 | КР№2 | |
ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА | 8 ч. | ||||
27 | 04.04 | Воздействие человека на природу | 1 | ||
28 | 11.04 | Охранять природу – значит охранять жизнь | 1 | ||
29 | 18.04 | Заповедники России | |||
30 | 25.04 | Закон на страже природы | 1 | ||
31 | 02.05 | Практическая работа №1 «Человек и природа» | 1 | ПР№1 | |
32 | 16.05 | Итоговая контрольная работа за 7 класс | 1 | ИКР№1 | |
33 | 23.05 | Повторительно-обобщающий урок | 1 | ||
34 | 30.05 | Повторительно-обобщающий урок | 1 | ||
ИТОГ: | 34 ч | ИКР1 КР2 ПР1 ТВ3 |
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического совета МБОУ ЕСОШ №11 от «____» ___________ 2022г. № ________ Председатель МС ___________________/Сагайдак Ю.В./ | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР __________________/Сагайдак Ю.В./ «____» ___________ 2022г. |
7. Лист корректировки рабочей программы
№ урока по КТП | До корректировки | Способ корректи ровки | После корректировки | ||||
Тема урока | Количество часов | Дата | Тема урока | Количество часов | Дата | ||
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ___________________/__________________/ | УТВЕРЖДАЮ Врио директора ОУ ______________/А.В. Зайцева/ Приказ «____» __________20___г. № _______ |
№ урока по КТП | До корректировки | Способ корректи ровки | После корректировки | ||||
Тема урока | Количество часов | Дата | Тема урока | Количество часов | Дата | ||
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ___________________/__________________/ | УТВЕРЖДАЮ Врио директора ОУ ______________/ А.В. Зайцева / Приказ «____» __________20___г. № _______ |
№ урока по КТП | До корректировки | Способ корректи ровки | После корректировки | ||||
Тема урока | Количество часов | Дата | Тема урока | Количество часов | Дата | ||
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ___________________/__________________/ | УТВЕРЖДАЮ Врио директора ОУ ______________/ А.В. Зайцева / Приказ «____» __________20___г. № _______ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Егорлыкская средняя общеобразовательная школа №11
УТВЕРЖДАЮ
Врио директора МБОУ ЕСОШ №11
____________________/А.В. Зайцева/
приказ от «____» ________ 20___г. № ______
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по обществознанию
Уровень общего образования (класс): основное общее образование, 8 класс
Количество часов: 34 часов
Учитель: Верлянко Арина Александровна
Год составления: август 2022г.
ст. Егорлыкская
2022-2023
2. Пояснительная записка
Рабочая программа по обществознанию для 8 класса разработана на основе следующих нормативных и учебно-методических документов:
- Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ;
- Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденным приказом Минобразования России от 05.03.2004г. № 1089;
- Федеральным образовательным стандартом общего образования (2012 год) с изменениями и дополнениями;
- Письмом департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации «О примерной основной образовательной программе основного общего образования» от 01 ноября 2011 г. № 03-766;
- Приказом Минобрнауки России «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» от 30.08.2013 г. № 1015;
- Письмом Минобразования Ростовской области «О примерном порядке утверждения и примерной структуре рабочих программ» от 08.08.2014 г. №24/4.11 – 4851/М;
- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Минпросвещения РФ от 22.03.2021 № 115;
- ФГОС основного общего образования, утвержденным приказом Минпросвещения РФ от 31.05.2021 № 287 (далее – ФГОС ООО);
- Уставом МБОУ ЕСОШ № 11, утвержденным Постановлением Главы Егорлыкского района Ростовской области от 24.11.2014 г. № 1274.
- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30 июля 2020 г. № 16 (ред. От 20.06.2022) «Об утверждении санитарно – эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID – 19)»».
- Учебным планом МБОУ ЕСОШ № 11 от 31.05.2022г. утвержденным педагогическим
советом протокол № 9.
- Учебный план МБОУ ЕСОШ №11 на 2022 - 2023 учебный год.
- Календарный учебный график МБОУ ЕСОШ №11 на 2022-2023 учебный год.
- Учебник: Обществознание. 8 класс/ Л.Н.Боголюбов и др.- М.:Просвещение, 2016. 223 стр.
Согласно учебному плану МБОУ ЕСОШ №11 на 2022-2023 учебный год на изучение обществознания в 8 классе отводится 1 час в неделю (компонент образовательного учреждения), 34 часов в год.
Согласно учебному плану и в соответствии с календарным графиком МБОУ ЕСОШ №11 на 2021-2022 учебный год, наличием выходных и праздничных дней (23.02, 24.02, 08.03, 01.05, 09.05) в 2022-2023 учебном году, расписанием учебных занятий МБОУ ЕСОШ №11 в условиях пятидневной рабочей недели для реализации данной программы по обществознанию в 8 классе отводится 34 часов (1 час в неделю).
Контрольных работ – 2, самостоятельных работ – 2.
Срок реализации рабочей программы, один год.
3. Планируемые результаты изучения учебного предмета
Рабочая программа рассчитана на 34 учебных часа и отражает базовый уровень подготовки учащихся по разделам программы. Она конкретизирует содержание тем образовательного стандарта и даёт распределение учебных часов по разделам курса.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Обществознание»
В соответствии с ФГОС ООО и ООП ООО школы данная рабочая программа направлена на достижение системы планируемых результатов освоения ООП ООО, включающей в себя личностные, метапредметные, предметные результаты. В том числе на формирование планируемых результатов освоения междисциплинарных программ «Формирование универсальных учебных действий», «Формирование ИКТ-компетентности», «Основы проектно-исследовательской деятельности», «Стратегии смыслового чтения и работа с текстом».
Личностные результаты:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
- формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- навыки смыслового чтения;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ–компетенции);
- формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты изучения:
- формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта российской истории как части мировой истории, усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур;
- овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах; приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов;
- формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире;
- формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества на основе изучения исторического опыта России и человечества;
- развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать своё отношение к ней;
- воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном Российском государстве.
4. Содержание учебного курса
РАЗДЕЛ I. Общество и человек (7 ч.)
Понятие об обществе как форме жизнедеятельности людей. Основные сферы общественной жизни и их взаимосвязь.
Основные понятия: «человек-биосоциальное существо»
Тема 2. Человек, природа, общество
Природа и её значение в жизни человека. Связь человека с природой. Неразумное отношение человека к природе.
Тема 3-4. Общество как форма жизнедеятельности людей.
Понятие «Общество» и основные её сферы. Формы социальных норм. Ступени развития общества.
Тема 5. Социальный прогресс и развитие общества
Эволюция обществ. Закон ускорения истории. Социальные изменения и его формы. Социальный прогресс и регресс. Глобальные проблемы современности.
Тема6.Личность и социальная среда. Личность и факторы ее формирования. Биологическое и социальное в человеке. Соотношение понятий «личность», «индивид», «человек».
Основные понятия: личность, индивид, человек.
Тема7. Самостоятельная работа по теме «Личность и общество»
Тема8.Потребности человека. Потребности человека. Удовлетворение потребностей. Классификация и иерархия потребностей. Основные понятия: потребности человека, удовлетворение потребностей, иерархия потребностей, физиологические потребности, потребности в безопасности, социальные потребности, престижные потребности, духовные потребности.
РАЗДЕЛ II. Сфера духовной культуры (8 ч.)
Тема 9. Сфера духовной жизни.
Понятие «Духовная сфера» жизни общества. Культура личности и общества. Развитие культуры в современной России.
Тема 10. Мораль
Понятия «мораль и нравственность», «добро и зло». Основные ценности и нормы морали.Тема Тема 11. Долг и совесть
Понятие «долг и совесть», «долг общественный и долг моральный», «объективные обязанности».
Тема 12. Моральный выбор и ответственность
Рассмотрение понятий «моральный выбор» Свобода- как ответственность. Моральные знания и практическое поведение личности. Анализ собственных помыслов и поступков.
Тема 13-14. Образование.
Приоритетность образования Возрастающая значимость образования в условиях информационного общества. Общее и профессиональное образование в РФ. Непрерывность в образовании.
Тема 15. Наука и её влияние на развитие общества
Понятие «наука»- как особой системы знаний. Роль науки в современном обществе. Нравственные принципы труда ученых. Возрастные роли современной науки.
Тема 16. Религия как одна из форм культуры
Особенности религиозной веры. Роль религии в жизни общества. Религиозные организации и объединения. Понятие «свободы совести и вероисповедания».
Обобщающий контроль.
РАЗДЕЛ III.Социальная сфера (5ч.)
Тема 17. Социальная структура общества
В чем выражаются социальное неравенство. Определение понятия «социальной мобильности», «социальной лестницы». Основные признаки социальной группы и их виды. Какую роль играют социальные конфликты в развитии общества.
Тема 18. Социальные статусы и роли
Что определяет статус человека. Рассмотрение понятий «предписанный» и «достигаемый» статус. Понятие «социальная роль» и «гендер». Как закрепляются гендерные роли.
Тема 19. Нация и межнациональные отношения
Что такое нация. Соотношение понятий «нация» и «этнос». Рассмотрение понятий «национальная гордость», «национальные традиции». Межнациональные отношения в современном обществе. В чем кроется опасность межнациональных конфликтов.
Тема 20. Отклоняющееся поведение
Рассмотрение понятия «отклоняющееся поведение». В чем выражается негативное отклоняющееся поведение. Основные причины распространения алкоголизма и наркомании.
Тема21. Контрольная работа по теме: «Социальная сфера»
Тема22. Экономика и её роль в жизни общества
Понятие «Потребности и ресурсы». Экономический выбор и альтернативная стоимость, как определить альтернативную стоимость. В чем заключается сложность экономического выбора.
Тема 23. Главные вопросы экономики
Способы повышения эффективности производства. Экономические системы и её функции. Типы экономических систем. Понятие «командная» и «смешанная» экономика.
Тема 24. Собственность
Понятия «Имущественные отношения». Формы собственности в РФ. Защита прав собственности.
Тема 25. Рыночная экономика
Рынок и условия его функционирования. Спрос и предложение на рынке. Понятие рыночного равновесия.
Тема 26. Производство- основа экономики
Главный источник экономических благ. Товары и услуги. Факторы производства. Распределение труда и специализация.
Тема 27. Предпринимательская деятельность
Роль предпринимательства в экономике. Цели фирмы и её основные организационно-правовые формы. Малое предпринимательство.
Тема 28. Роль государства в экономике
Зачем экономике государство. Почему мы платим налоги. Государственный бюджет.
Тема 29. Распределение доходов. Потребление.
Понятие о доходах и прожиточного минимума. Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические меры социальной поддержки населения. Семейное потребление. Страховые услуги. Экономические основы прав потребителей.
Тема 30. Инфляция и семейная экономика
Понятие о номинальных и реальных доходах. Формы сбережения граждан. Банковские услуги. Безработица, её причины и последствия Рассмотрение понятия «безработица» и «занятость». Причины безработицы.
Тема 31. Мировое хозяйство и международная торговля. Мировое хозяйство и внешняя торговля. Внешнеторговая политика. Обменные курсы волют и какие условия на них влияют.
Тема 32. Контрольная работа по теме «Экономика и её роль в жизни общества»
Тема 33. Урок практикум
Тема 33. Урок обобщения по изученным темам
5. Тематическое планирование.
№ п/п | Сроки реализации | Наименование раздела, темы | Всего часов | Контрольные работы (кол-во часов) | Дидактическое обеспечение (оборудование) |
1 | 06.09-18.10 | Общество и человек | 7 | С.Р. - 1 | Презентации (СD«Обществознание 8 класс») |
2 | 25.10-20.12 | Сфера духовной культуры | 8 | К.Р. - 1 | Презентации (СD«Обществознание 8 класс») |
3 | 27.12-07.02 | Социальная сфера | 5 | С.Р. - 2 | Презентации (СD«Обществознание 8 класс») |
4 | 14.02-30.05 | Экономика | 14 | К.Р. - 2 | Презентации (СD«Обществознание 8 класс») |
Итого: | 34 | К.Р. - 2 С.Р. - 2 |
6. Календарно-тематическое планирование
№ урока | Дата проведения урока | Наименование раздела, темы | Количество часов | Формы контроля | |
План | Факт | ||||
ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО | 7 ч. | ||||
1 | 06.09 | Вводный урок | 1 | ||
2 | 13.09 | Что делает человека человеком? | 1 | ||
3 | 20.09 | Человек, общество, природа | 1 | ||
4 | 27.09 | Общество как форма жизнедеятельности людей. | 1 | ||
5 | 04.10 | Развитие общества | 1 | ||
6 | 11.10 | Как стать личностью | 1 | ||
7 | 18.10 | Самостоятельная работа №1 по теме «Личность и общество» | 1 | СР №1 | |
СФЕРА В ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ | 8 ч. | ||||
8 | 25.10 | Сфера духовной жизни | 1 | ||
9 | 08.11 | Мораль | 1 | ||
10 | 15.11 | Долг и совесть | 1 | ||
11 | 22.11 | Моральный выбор и ответственность | 1 | ||
12 | 29.11 | Образование | 1 | ||
13 | 06.12 | Наука в современном обществе | 1 | ||
14 | 13.12 | Религия как одна из форм культуры | 1 | ||
15 | 20.12 | Контрольная работа №1 | 1 | КР №2 | |
СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА | 5 ч. | ||||
16 | 27.12 | Социальная структура общества | 1 | ||
17 | 17.01 | Социальные статусы и роли | 1 | ||
18 | 24.01 | Нация и межнациональные отношения | 1 | ||
19 | 31.01 | Отклоняющееся поведение | 1 | ||
20 | 07.02 | Самостоятельная работа по теме: «Социальная сфера » №2 | 1 | СР№2 | |
ЭКОНОМИКА | 14 ч. | ||||
21 | 14.02 | Экономика и её роль в жизни общества | 1 | ||
22 | 21.02 | Главные вопросы экономики | 1 | ||
23 | 28.02 | Собственность | 1 | ||
24 | 07.03 | Рыночная экономика | 1 | ||
25 | 14.03 | Производство - основа экономики | 1 | ||
26 | 28.03 | Предпринимательская деятельность | 1 | ||
27 | 04.04 | Роль государства в экономике. | 1 | ||
28 | 11.04 | Распределение доходов. | 1 | ||
29 | 18.04 | Потребление. Инфляция и семейная экономика. | 1 | ||
30 | 25.04 | Инфляция и семейная экономика. Безработица, её причины и последствия | 1 | ||
31 | 02.05 | Мировое хозяйство и международная торговля | 1 | ||
32 | 16.05 | Контрольная работа по теме «Экономика и её роль в жизни общества» №2 | 1 | КР №2 | |
33 | 23.05 | Урок - практикум | 1 | ||
34 | 30.05 | Обобщающий урок по изученным темам | 1 | ||
ИТОГО: | 34 ч. | СР 2 КР 2 |
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического совета МБОУ ЕСОШ №11 от «____» ___________ 2022г. № ________ Председатель МС ___________________/Сагайдак Ю.В./ | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР __________________/Сагайдак Ю.В./ «____» ___________ 2022г. |
7. Лист корректировки рабочей программы
№ урока по КТП | До корректировки | Способ корректи ровки | После корректировки | ||||
Тема урока | Количество часов | Дата | Тема урока | Количество часов | Дата | ||
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ___________________/__________________/ | УТВЕРЖДАЮ Врио директора ОУ ______________/А.В. Зайцева/ Приказ «____» __________20___г. № _______ |
№ урока по КТП | До корректировки | Способ корректи ровки | После корректировки | ||||
Тема урока | Количество часов | Дата | Тема урока | Количество часов | Дата | ||
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ___________________/__________________/ | УТВЕРЖДАЮ Врио директора ОУ ______________/ А.В. Зайцева / Приказ «____» __________20___г. № _______ |
№ урока по КТП | До корректировки | Способ корректи ровки | После корректировки | ||||
Тема урока | Количество часов | Дата | Тема урока | Количество часов | Дата | ||
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ___________________/__________________/ | УТВЕРЖДАЮ Врио директора ОУ ______________/ А.В. Зайцева / Приказ «____» __________20___г. № _______ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Егорлыкская средняя общеобразовательная школа №11
УТВЕРЖДАЮ
Врио директора МБОУ ЕСОШ №11
____________________/А.В. Зайцева/
приказ от «____» ________ 20___г. № ______
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по обществознанию
Уровень общего образования (класс): основное общее образование, 9 класс
Количество часов: 34 часов
Учитель: Верлянко Арина Александровна
Год составления: август 2022г.
ст. Егорлыкская
2022-2023
2. Пояснительная записка
Рабочая программа по обществознанию для 9 класса разработана на основе следующих нормативных и учебно-методических документов:
- Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ;
- Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденным приказом Минобразования России от 05.03.2004г. № 1089;
- Федеральным образовательным стандартом общего образования (2012 год) с изменениями и дополнениями;
- Письмом департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации «О примерной основной образовательной программе основного общего образования» от 01 ноября 2011 г. № 03-766;
- Приказом Минобрнауки России «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» от 30.08.2013 г. № 1015;
- Письмом Минобразования Ростовской области «О примерном порядке утверждения и примерной структуре рабочих программ» от 08.08.2014 г. №24/4.11 – 4851/М;
- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Минпросвещения РФ от 22.03.2021 № 115;
- ФГОС основного общего образования, утвержденным приказом Минпросвещения РФ от 31.05.2021 № 287 (далее – ФГОС ООО);
- Уставом МБОУ ЕСОШ № 11, утвержденным Постановлением Главы Егорлыкского района Ростовской области от 24.11.2014 г. № 1274.
- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30 июля 2020 г. № 16 (ред. От 20.06.2022) «Об утверждении санитарно – эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID – 19)»».
- Учебным планом МБОУ ЕСОШ № 11 от 31.05.2022г. утвержденным педагогическим
советом протокол № 9.
- Календарный учебный график МБОУ ЕСОШ №11 на 2022-2023 учебный год.
- Учебник: Обществознание. 9 класс/ Л.Н.Боголюбов и др.- М.:Просвещение, 2016. стр. 209
Согласно учебному плану МБОУ ЕСОШ №11 на 2022-2023 учебный год на изучение обществознания в 9 классе отводится 1 час в неделю (компонент образовательного учреждения), 34 часов в год.
Согласно учебному плану и в соответствии с календарным графиком МБОУ ЕСОШ №11 на 2022-2023 учебный год, наличием выходных и праздничных дней (23.02., 24.02, 08.03, 01.05, 09.05) в 2022-2023 учебном году, расписанием учебных занятий МБОУ ЕСОШ №11 в условиях пятидневной рабочей недели для реализации данной программы по обществознанию в 9 классе отводится 34 часов (1 час в неделю).
Контрольных работ – 2, самостоятельных - 2. Оценочных лабораторных (практических работ) – 3.
Срок реализации рабочей программы, один год.
3. Планируемые результаты изучения учебного предмета
Методической основой изучения курса обществознания в основной школе является системно-деятельностный подход, обеспечивающий достижение личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов посредством организации активной познавательной деятельности школьников.
В 9 классе завершается рассмотрение основных сфер жизни общества. Тема «Политика» дает обобщенное представление о власти и отношениях по поводу власти, раскрывает роль государства, возможности участия граждан в управлении делами общества. Заключительная тема «Право», на которую отводится наибольший в 9 классе объем учебного времени, вводит учащихся в сложный и обширный мир права и закона. Часть уроков посвящается вопросам теории права, другая - отраслям права. Особое внимание уделено элементам конституционного права. Рассматриваются основы конституционного строя РФ, федеративного устройства РФ, государственного устройства РФ, а также механизм реализации и защиты прав и свобод гражданина РФ. Учащимся предъявляется в определенной мере систематизированные знания о праве.
Личностные результаты:
мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;
ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешним и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты
умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
способность анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;
овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике на:
использование элементов причинно-следственного анализа;
исследование несложных реальных связей и зависимостей;
определение сущностных характеристик изучаемого объекта, выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
подкрепление изученных положений конкретными примерами;
оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Далее представлены предметные учебные действия к концу 9 класса соответственно темам.
Политическая сфера жизни общества
Выпускник научится:
• объяснять роль политики в жизни общества;
• различать и сравнивать различные формы правления, иллюстрировать их примерами; • давать характеристику формам государственно-территориального устройства;
• различать различные типы политических режимов, раскрывать их основные признаки; • раскрывать на конкретных примерах основные черты и принципы демократии;
• называть признаки политической партии, раскрывать их на конкретных примерах;
• характеризовать различные формы участия граждан в политической жизни.
Выпускник получит возможность научиться:
• осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в укреплении нашего государства;
• соотносить различные оценки политических событий и процессов и делать обоснованные выводы.
• осознавать значение патриотической позиции в укреплении нашего государства;
• характеризовать конституционные обязанности гражданина.
Гражданин и государство
Выпускник научится:
• характеризовать государственное устройство Российской Федерации, называть органы государственной власти страны, описывать их полномочия и компетенцию;
• объяснять порядок формирования органов государственной власти РФ;
• раскрывать достижения российского народа;
• объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»;
• называть и иллюстрировать примерами основные права и свободы граждан, гарантированные Конституцией РФ;
• осознавать значение патриотической позиции в укреплении нашего государства;
• характеризовать конституционные обязанности гражданина.
Выпускник получит возможность научиться:
• аргументированно обосновывать влияние происходящих в обществе изменений на положение России в мире;
• использовать знания и умения для формирования способности уважать права других людей, выполнять свои обязанности гражданина РФ.
Основы российского законодательства
Выпускник научится:
• характеризовать систему российского законодательства;
• раскрывать особенности гражданской дееспособности несовершеннолетних;
• характеризовать гражданские правоотношения;
• раскрывать смысл права на труд;
• объяснять роль трудового договора;
• разъяснять на примерах особенности положения несовершеннолетних в трудовых отношениях;
• характеризовать права и обязанности супругов, родителей, детей;
• характеризовать особенности уголовного права и уголовных правоотношений;
• конкретизировать примерами виды преступлений и наказания за них;
• характеризовать специфику уголовной ответственности несовершеннолетних;
• раскрывать связь права на образование и обязанности получить образование;
• анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными, трудовыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях определять признаки правонарушения, проступка, преступления;
• исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей;
• находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную из доступных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нормами поведения, установленными законом.
Выпускник получит возможность научиться:
• на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку;
• оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный возможный вклад в их становление и развитие;
• осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и средствами.
4. Содержание учебного курса
Политика (9 ч.):
Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Государство, его существенные признаки. Функции государства. Внутренняя и внешняя политика государства. Формы правления. Формы государственно-территориального устройства. Политический режим. Демократия, ее основные признаки и ценности. Выборы и референдумы. Разделение властей. Участие граждан в политической жизни. Опасность политического экстремизма. Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Гражданское общество. Правовое государство. Местное самоуправление. Межгосударственные отношения. Межгосударственные конфликты и способы их разрешения.
Право (25 ч.):
Наше государство – Российская Федерация. Конституция Российской Федерации – основной закон государства. Конституционные основы государственного строя Российской Федерации. Государственные символы России. Россия – федеративное государство. Субъекты федерации. Органы государственной власти и управления в Российской Федерации. Президент Российской Федерации, его основные функции. Федеральное Собрание Российской Федерации. Правительство Российской Федерации. Судебная система Российской Федерации. Правоохранительные органы. Гражданство Российской Федерации. Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации. Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Способы взаимодействия с властью посредством электронного правительства. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ. Основные международные документы о правах человека и правах ребенка.
Система российского законодательства. Источники права. Нормативный правовой акт. Правоотношения. Правоспособность и дееспособность. Признаки и виды правонарушений. Понятие, виды и функции юридической ответственности. Презумпция невиновности. Гражданские правоотношения. Основные виды гражданско-правовых договоров. Право собственности. Права потребителей, защита прав потребителей. Способы защиты гражданских прав. Право на труд и трудовые правоотношения. Трудовой договор и его значение в регулировании трудовой деятельности человека. Семья под защитой государства. Права и обязанности детей и родителей. Защита интересов и прав детей, оставшихся без попечения родителей. Особенности административно-правовых отношений. Административные правонарушения. Виды административного наказания. Уголовное право, основные понятия и принципы. Понятие и виды преступлений. Необходимая оборона. Цели наказания. Виды наказаний. Особенности правового статуса несовершеннолетнего. Права ребенка и их защита. Дееспособность малолетних. Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. Особенности регулирования труда работников в возрасте до 18 лет. Правовое регулирование в сфере образования. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних. Международное гуманитарное право. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов.
Повторение и обобщение материала.
5. Тематическое планирование.
№ п/п | Сроки реализации | Наименование раздела, темы | Всего часов | Контрольные работы (кол-во часов) | Дидактическое обеспечение (оборудование) |
1 | 07.09 – 09.11 | Политика | 9 ч. | К.Р. - 1 | Презентации (СD«Обществознание 8 класс») |
2 | 16.11. – 24.05 | Право | 25 ч. | К.Р. - 2 П.Р. - 1 П.Р. - 2 П.Р. - 3 С.Р. - 1 | Презентации (СD«Обществознание 8 класс») |
Итого | 34 | К.Р. - 2 С.Р. - 1 П.Р. - 3 |
6. Календарно-тематическое планирование
№ урока | Дата проведения урока | Наименование раздела, темы | Количество часов | Формы контроля | |
План | Факт | ||||
ПОЛИТИКА | 9 ч. | ||||
1 | 07.09 | Вводный урок | 1 | ||
2 | 14.09 | Политика и власть | 1 | ||
3 | 21.09 | Государство | 1 | ||
4 | 28.09 | Политические режимы | 1 | ||
5 | 05.10 | Правовое государство | 1 | ||
6 | 12.10 | Гражданское общество и государство | 1 | ||
7 | 19.10 | Участие граждан в политической жизни | 1 | ||
8 | 226.10 | Контрольная работа №1 | 1 | КР №1 | |
9 | 09.11 | Политические партии и движения | 1 | ||
ПРАВО | 25 ч. | ||||
10 | 16.11 | Роль права в жизни человека, общества и государства | 1 | ||
11 | 23.11 | Правоотношения и субъекты права | 1 | ||
12 | 30.11 | Правонарушение и юридическая ответственность | 1 | ||
13 | 07.12 | Правоохранительные органы | 1 | ||
14 | 14.12 | Конституция Российской Федерации | 1 | ||
15 | 21.12 | Основы конституционного строя Российской Федерации | 1 | ||
16 | 28.12 | Права и свободы человека и гражданина | 1 | ||
17 | 11.01 | Права и свободы человека и гражданина | 1 | ||
18 | 18.01 | Гражданские правоотношения | |||
19 | 25.01 | Самостоятельная работа №1 | 1 | СР №1 | |
20 | 01.02 | Право на труд. Трудовые правоотношения | |||
21 | 08.02 | Семейные правоотношения | 1 | ||
22 | 15.02 | Практическая работа №1 | 1 | ПР №1 | |
23 | 22.02 | Административные правоотношения | 1 | ||
24 | 01.03 | Уголовно – правовые отношения | 1 | ||
25 | 15.03 | Практическая работа №2 | 1 | ПР №2 | |
26 | 29.03 | Социальные права | 1 | ||
27 | 05.04 | Международно – правовая защита жертв вооруженных конфликтов | 1 | ||
28 | 12.04 | Правовое регулирование отношений в сфере образования | 1 | ||
29 | 19.04 | Повторительно – обобщающий урок | 1 | ||
30 | 25.04 | Контрольная работа №2 | 1 | КР №2 | |
31 | 03.05 | Ролевая игра «Я гражданин России» | 1 | ||
32 | 10.05 | Повторительно – обобщающий урок | 1 | ||
33 | 17.05 | Практическая работа №3 | 1 | ПР №3 | |
34 | 24.05 | Повторительно – обобщающий урок | 1 | ||
ИТОГО: | 34 ч. | ПР 3 КР 2 СР1 |
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического совета МБОУ ЕСОШ №11 от «____» ___________ 2022г. № ________ Председатель МС ___________________/Сагайдак Ю.В./ | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР __________________/Сагайдак Ю.В./ «____» ___________ 2022г. |
7. Лист корректировки рабочей программы
№ урока по КТП | До корректировки | Способ корректи ровки | После корректировки | ||||
Тема урока | Количество часов | Дата | Тема урока | Количество часов | Дата | ||
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ___________________/__________________/ | УТВЕРЖДАЮ Врио директора ОУ ______________/А.В. Зайцева/ Приказ «____» __________20___г. № _______ |
№ урока по КТП | До корректировки | Способ корректи ровки | После корректировки | ||||
Тема урока | Количество часов | Дата | Тема урока | Количество часов | Дата | ||
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ___________________/__________________/ | УТВЕРЖДАЮ Врио директора ОУ ______________/ А.В. Зайцева / Приказ «____» __________20___г. № _______ |
№ урока по КТП | До корректировки | Способ корректи ровки | После корректировки | ||||
Тема урока | Количество часов | Дата | Тема урока | Количество часов | Дата | ||
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ___________________/__________________/ | УТВЕРЖДАЮ Врио директора ОУ ______________/ А.В. Зайцева / Приказ «____» __________20___г. № _______ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")
Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...
Рабочая программа по обществознанию в 5 классе к учебнику :Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во
Рабочая программа. Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. ...
КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)
КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)....
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса в соответствии с требованием ФГОС к УМК А. Ф. Никитина, Т. И. Никитиной «Обществознание» М.: Дрофа, 2013 г.
СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ СООТВЕТСТВУЕТ ТРЕБОВАНИЯМ СТАНДАРТА ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ...
Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...
Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»
Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК п...
Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»
Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК п...