Открытый урок по теме "Политические партии и движения" в 9 классе
презентация к уроку по обществознанию (9 класс)
Открытый урок по предмету Обществознание по теме "Политические партии и движения" в 9 классе.
Урок предназначен для углубленного изучения материала и подготовки к ОГЭ по предмету Обществознание. Содержит игровую часть проведение выборов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Политические партии | 1.3 МБ |
tehnologicheskaya_karta_po_obshchestvoznaniyu_na_temu_politicheskie_partii_i_dvizheniya_9_klass.docx | 50.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока.
Предмет: Обществознание
Класс: 9 класс
Тема: «Политические партии и движения».
Тип урока: Урок усвоения новых знаний
Учитель: Шагинян Светлана Александровна
Категория: Высшая
Школа: ГБОУ школа № 601 Приморского района Санкт-Петербурга
Дополнительные средства: учебник, презентация, раздаточный материал, трибуна, урна для голосования
Цели и задачи для учителя Цель урока - сформировать у учащихся представление о том, что такое политические партии и общественно-политические движения Задачи урока Образовательные: 1. создать условия для формирования устойчивых знаний по теме; 2. привести примеры из существующих ранее и сейчас общественно-политических движений и политических партий 3. выявить особенности политических партий и движений 4. научить анализировать, выделять различия в особенностях и общие черты у политических партий и общественно-политических движений. 5. научить анализировать программу политических партий и делать осознанный выбор 6. закрепить в сознании учащихся представление о структуре Государственной Думы в РФ 7. познакомить с механизмом избирательной системы 8. подвести к выводу о значении участия граждан в управлении государством путем участия в демократических выборах Развивающие: 1. развивать интерес к деятельности политических партий 2. учить сравнивать и обобщать изучаемые факты и понятия 3. продолжить формирование умений работы с информационными источниками: раздаточным материалом 4. развить логическое мышление через установление причинно-следственных связей. 5. развить навыки самостоятельной, творческой деятельности учащихся при работе в группах и парах. 6. учить анализировать ответы товарищей 7. развивать самостоятельное мышление, речь учащихся 8. развивать познавательные интересы к программам политических партий в стране Воспитательные: 1. сформировать активную гражданскую позицию, 2. показать влияние политических партий и движений на прогресс всего общества. | Цели и задачи для ученика Цель урока - изучить структуру, основные цели и методы влияния политических партий и движений на развитие политической сферы Задачи урока: Образовательные: 1. сформировать представление об особенностях политических партий и движений. 2. уметь находить различия в целях и методах политических партий и движений. 3. уметь приводить примеры из существующих ранее и сейчас общественно-политических движений и политических партий 4. 4. научиться анализировать, выделять различия в особенностях и выделять общие черты у политических партий и общественно-политических движений. 5. научиться анализировать программу политических партий и делать самостоятельный осознанный выбор 6. познакомится со структурой Государственной Думы РФ 8 созыва 7. сформировать представление о механизмах избирательной системы 8. способствовать формированию гражданской ответственности и пониманию значения участия граждан в управлении государством путем участия в демократических выборах Развивающие:
Воспитательные: 1.Уметь отстаивать свое мнение 2. Иметь неравнодушное отношение к событиям в политики России 3. Сформировать представление о значении политических партий в политической жизни общества 4. Пробудить чувства учащихся сопричастности к возможности в будущем участвовать в политической жизни общества |
Тип урока - урок изучения нового материала | Форма урока: урок-лекция, беседа, урок-игра «Выборы» с элементами фронтального опроса и групповой работы |
Опорные и новые понятия: политические партии, общественно-политические движения, оппозиция, активное избирательное право, пассивное избирательное право, партийные системы, многопартийность | |
Методы: лекция, беседа, работа с информационным материалом, текстом учебника, игра- выборы | Оборудование: учебник, мел, доска, презентация, раздаточный материал с информацией, бюллютень для голосования, трибуна, избирательная урна для голосования |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Используемые методы, формы, приемы | Формируемые УУД | Результат взаимодействия | |||
1.Организационный этап. | Учитель приветствует учеников и проверяет их готовность к уроку. Учитель настраивает класс на изучение нового материала. Представляет присутствующих гостей. | Приветствие учителя, подготовка к уроку. | Активизация мыслительной деятельности посредством освещения основных этапов урока. Форма:фронтальная Метод - рассказ | Познавательные: Учитель формирует в учащихся умение слушать и отвечать на вопросы Регулятивные: умение организовывать свою деятельность | Создание атмосферы взаимного уважения между учителем и учениками | |||
Краткий план-конспект | Здравствуйте, ребята. Вспомним с вами тему, которую мы изучали на прошлом уроке «Участие в политической жизни» и подумаем как гражданин может участвовать в политической жизни общества? | |||||||
2. Мотивация учебной деятельности. | Учитель помогает вспомнить политические права граждан и привести примеры как гражданин может участвовать в политической жизни… | Ученики называют: участие в выборах, референдуме, создание общественных организаций и политические партии | Личностные– формирование учебно-познавательного интереса к изученному материалу Регулятивные- умение самостоятельно определять цели своего обучения | Формирование рабочей атмосферы. Повторение в памяти наиболее значимых аспектов изученной темы прошлого урока «Участие гражданина в политической жизни» | ||||
3. Актуализация знаний. | Учитель направляет деятельность учеников в русло определения темы занятия. | Учащиеся отвечают на вопросы. Формулируют цель и задачи нового урока. Вырабатывают план нового занятия. | Форма работы - фронтальная Методы - беседа, устный опрос, метод проблемного изложения | Личностные– формирование учебно-познавательного интереса к изученному материалу Познавательные: научить логическому анализу информации, выявлению причинно-следственных связей и последствий, построению речевого высказывания в устной и письменной форме Регулятивные: Определить с учениками цель учебной деятельности, направить их на осознание себя в ней. | Выработка общего направления изучения нового материала. Пробуждение интереса к теме урока. | |||
Краткий план-конспект | 1. Почему возникали различные общественно-политические движения? 2. Какие виды общественно-политических движений мы знаем? | |||||||
4.1. Изучение нового материала | Учитель координирует учебную деятельность и рассказывает основные положения новой темы. Учитель знакомит с определением «Общественно-политические движения», дает его под запись. Вместе с учениками формирует основные особенности движений, приводит примеры из истории и современной жизни. Знакомит с этапами развития движений. Знакомит с классификацией видов движений. Задает вопросы из примеров названных движений и к какому виду относится | Ученики отвечают на вопросы учителя. Записывают определение в тетрадь. Приводят примеры движений: феминистское движение, движение зеленых, за мир… Вместе формулируют особенности общественно-политических движений. На раздаточном листе (Приложение №1, таблица №1) дописывают в пустой колонке пояснения напротив видов движений, если им требуется пояснение. Называют примеры движений и соотносят с видом на классификации. | Форма работы - фронтальная Методы - беседа, устный опрос, метод проблемного изложения. Форма работы-письменная, индивидуальная. | Регулятивные: Умение запоминать, удерживать и понимать определения. Познавательные: Поиск и выделение необходимой информации методом чтения и анализа информационного материала Коммуникативные: Умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи, умение слушать и слышать окружающих, успешно отвечать на вопросы | Формировать умения сравнивать, классифицировать, обобщать факты и понятия | |||
Краткий план-конспект | 1. Почему возникали политические партии? 2. Какие виды политических партий мы знаем? 3. В чем специфика организаций политических партий? | |||||||
4.2.Изучение нового материала | Учитель знакомит с определением «политические партии», знакомит с Законом РФ «О политических партиях». Учитель дает определение под запись - политические партии. Вместе с учениками он формулирует основные особенности политических партий, различия в их организационной структуре, объясняет в чем состоит суть такого явления как оппозиция. . | Ученики отвечают на вопросы учителя, самостоятельно работают с текстом учебника, определяют цели и методы политических партий, делают выводы, высказывают свое мнение по проблеме. На раздаточном листе (Приложение №1, таблица №2) дописывают в пустой колонке пояснения напротив видов политический партий, если им требуется пояснение. Называют примеры политических партий и соотносят с видом на классификации | Рассказ, работа с учебником, работа с картой запись определений, беседа, поисковая деятельность, заполнение таблиц | Регулятивные: Умение запоминать, удерживать и понимать определения. Познавательные: Поиск и выделение необходимой информации методом чтения и анализа информационного материала; Умение работать с текстом, таблицей, схемой, графиками, иллюстрациями и др. Коммуникативные: Умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи, умение слушать и слышать окружающих, успешно отвечать на вопросы | Наиболее полное раскрытие нового материала и первичное запоминание новой информации. Решение поставленных в начале урока задач. | |||
План-конспект | Сейчас необходимо посмотреть на ваш раздаточный материал в таблицу № 3 «Отличия политических партий и движений» и соединить линиями позиции, которые отличаются у общественно-политических движений и политических партий. Когда вы выполните это задание, внизу под таблицей необходимо ответить письменно на вопрос: «Что общего у общественно-политического движения и политической партии?» | |||||||
5.1.Закрепление нового материала | Учитель задает вопросы, направление на поиск пробелов в новой системе знаний учащихся. | Ученики самостоятельно сравнивают особенности политических партий и движений и находят отличия. Формулируют общие признаки… | Форма работы-письменная, индивидуальная. | Регулятивные: выявление пробелов в знаниях и выделение аспектов, которые необходимо изучить. Познавательные: Умение работать с текстом, таблицей, схемой, графиками, иллюстрациями и др. | Окончательное усвоение знаний и определение уровня применения новых практических умений | |||
5.2. Закрепление нового материала | Учитель просит назвать выявленные отличия в партиях и движениях и назвать общие признаки. Учитель просит проверить самые главные отличительные и общие признаки и демонстрирует экран слайда. Общие признаки: Выражают политические цели и интересы различных слоёв населения. Объединяют людей для политических действий. Отличия партии: Имеют чёткую структуру. Стремятся к получению власти. Отличия движений: Нет чёткой структуры. Не стремятся к получению власти. | Ученики называют отличия и общие признаки партий и движений. Ребята проверяют самостоятельно свои варианты ответов и вносят исправления. | Форма работы- устный опрос, фронтальный. | Регулятивные: Умение запоминать, удерживать и понимать определения. Познавательные: Поиск и выделение необходимой информации методом чтения и анализа информационного материала; Умение работать с текстом, таблицей, схемой, графиками, иллюстрациями и др. | Формировать умения сравнивать, классифицировать, обобщать факты и понятия | |||
Краткий план-конспект | Обращаясь к вопросу о существовании политических партий в стране, мы можем с вами увидеть страны, где отсутствуют политические партии вообще, где присутствует одна или несколько политических партий. Как вы думаете по какому критерию делятся партийные системы и как их можно назвать? Приведите примеры стран, где нет никакой политической партии, где есть только одна политическая партия, только две или несколько…. | |||||||
6.Изучение нового материала | Учитель знакомит с определением «Партийные системы». Учитель дает определение под запись - политические партии. Вместе с учениками он формулирует причины различия видов партийных систем, вместе с учениками приводит примеры существующих партийных систем в мире. | Ученики записывают определение в тетрадь. Самостоятельно приводят примеры, сравнивают существующие партийные системы в мире и формулируют критерий отличия. | Письменная. Устный фронтальный опрос. | Регулятивные: Умение запоминать, удерживать и понимать определения. Познавательные: Поиск и выделение необходимой информации методом чтения и анализа информационного материала; Умение работать с текстом, таблицей, схемой, графиками, иллюстрациями и др. | Развивать память, мышление, речь, познавательные интересы. Наиболее полное раскрытие нового материала и первичное запоминание новой информации | |||
Краткий план-конспект | Для того, чтобы представить что такое один из видов партийной системы и как борются за власть политические партии мы с вами поучаствуем сейчас в процедуре выборов. Представим, что в нашем государстве сформировалась двухпартийная система и две политические партии борятся за свои места в парламенте государства. А мы жители этого государства. Нам предстоит сейчас выслушать выступления двух политических партий и после этого проголосовать за какую-нибудь из них. Партии приглашаются к выступлению. | |||||||
7.1.Применение изученного | Учитель настраивает класс на игру-выборы. Представляет по очереди политические партии (две): «Социалистическая партия» и «Монархическая партия», предоставляет им время для выступления. | Ученики выслушивают выступления политических партий, анализируют, сравнивают, принимаю самостоятельное решение кого они поддерживают. Перед учениками выступают две политические партии, в каждой из них 2-3 человека. (Разработка программы было домашним заданием) | Форма работы устная, групповая. | Личностные: постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение, Учиться проявлять себя гражданином России, замечать и объяснять свою причастность к интересам и ценностям своего ближайшего общества, своего народа и своей страны – России. Коммуникативные: Умение владеть приёмами монологической и диалогической речи Познавательные: Поиск и выделение необходимой информации методом чтения и анализа информационного материала | Развивать самостоятельного мышления, речи учащихся | |||
Краткий план-конспект | Сейчас вы услышали выступления двух политических партий. На ваших столах лежит избирательный бюллетень и вам сейчас предстоит сделать свой выбор. В бюллетене можно поставить только одну галочку напротив одно из политической партии или против всех. Если вы поставите две галочки или не поставите, бюллетень будет считаться испорченным. В нашем государстве есть также такой орган как центральная избирательная комиссия, которая будет осуществлять контроль за ходом выборов и подводить итоги. Просьба всех заполнить свои избирательные бюллетени и опустить их в эту урну для голосования (ящик). Просьба представителя ЦИКа пройти с урной и собрать бюллетени. После этого вернуться за свой стол и подвести подсчет голосов. В то время пока ЦИК подводит подсчет голосов я познакомлю вас с составом Государственной Думы РФ 8 созыва, которая работает сейчас. | |||||||
7.2.Организационный момент (Физкультминутка) | Учитель назначает ЦИК. Показывает как заполнить бюллетень (Приложение №2) и как его бросить в урну для голосования. | Ученики начинают заполнять бюллетени. Ученик, который представляет ЦИК обходит класс с ящиком для голосования. Ребята голосуют. | Игра-выборы. | Личностные– формирование учебно-познавательного интереса к изученному материалу, уметь в ходе личностной саморефлексии определять свою систему ценностей в общих ценностях Познавательные: Умение работать с текстом, таблицей, схемой, графиками, Регулятивные: умение организовывать свою деятельность иллюстрациями и др. | Развитие самостоятельного мышление | |||
7.3.Первичное усвоение новых знаний | Учитель знакомит с составом ГД РФ 8 созыва. Вместе с учениками он называет политические партии, которые представлены в ГД и политических лидеров, которые возглавляют эти партии. | Ученики слушают, дополняют, приводят примеры политических партий и их лидеров. | Устный фронтальный опрос. | Регулятивные: Умение запоминать, удерживать и понимать определения. Коммуникативные: Умение владеть приёмами монологической и диалогической речи. Познавательные: Поиск и выделение необходимой информации методом чтения и анализа информационного материала; Умение работать с текстом, таблицей, схемой, графиками, иллюстрациями и др. | Развивать память, мышление, речь, познавательный интерес к политической жизни страны | |||
7.3. Организационный момент | Учитель спрашивает ЦИК о результатах выборов. Фиксирует данные на доске. Просит поздравить победителей. | ЦИК (назначенная первая парта учеников) информирует о результатах выборов. Остальные ученики слушают. Поздравляют аплодисментами победителей. | Игра-выборы | Коммуникативные: Умение работать индивидуально и в группе Личностные: Учиться отвечать за свои гражданские поступки перед своей совестью и гражданами своей страны. | Пробуждение чувства учащихся сопричастности к политической жизни общества | |||
Краткий план-конспект | Наш урок подошел к концу. Просьба ко всем участникам написать в раздаточных листах ответы на последние вопросы. «Что нового я сегодня узнал?», «Что мне понравилось?». Если кто-то хочет и готов высказать свое мнение, то можно высказать его вслух. | |||||||
6. Рефлексия | Учитель задает вопросы, направленные на саморефлексию. | Ученики записывают ответы в раздаточном листе. Некоторые ученики отвечают устно и учитель ведет с ними диалог. | Устный опрос, беседа. Письменный опрос. | Регулятивные: Оценка полученной информации и хода урока, подведение учениками итогов собственной деятельности. Коммуникативные: Умение владеть приёмами монологической и диалогической речи. | Оценка уровня познания и осознания нового материала. Формирование собственной позиции по любому вопросу, волнующему обществу. | |||
6.Домашнее задание | Учитель определяет задание: параграф 7 прочитать, быть готовыми к написанию теста. Если есть желающие выполнить дополнительное задание, то можно создать новую политическую партию и написать ее программу. | Ученики записывают домашнее задание, уточняют, если что-то непонятно. |
Приложение 1
Раздаточный материал по теме «Политические партии и движения»
Таблица №1 «Классификация общественно-политических движений»
Основная классификация | Виды движений | Пояснения/примеры |
Сфера деятельности | Социально-политические Конфессиональные Экономические Экологические Антивоенные | |
Отношение к существующему политическому строю | Революционные Контрреволюционные Реформаторские Консервативные | |
Количество участников | Массовые Элитарные | |
Шкала политического спектра | Левые Центристские Правые | |
Масштаб деятельности | Местные Региональные … | |
Социальный состав | Профессиональные Молодежные Женские… | |
Степень и форма организации | Стихийные Слабо организованные С высокой степенью организации |
Таблица №1 «Классификация политических партий»
Основная классификация | Виды партий | Пояснения/примеры |
Идеологическая направленность | Социал-демократические Коммунистические Консервативные Либеральные Клерикальные Националистические | |
Участие в осуществлении власти | Правящие Оппозиционные Легальные Нелегальные | |
Способ организации | Кадровые Массовые | |
Шкала политического спектра | Левые Центристские Правые | |
Социально-классовый критерий | Буржуазные Мелкобуржуазные Трудящихся | |
Способ деятельности | Реформистские Революционные | |
Тип членства | Открытые Закрытые |
Таблица №3 «Отличия политических партий и движений»
Соедините линиями позиции, которые отличаются у общественно-политических движений и политических партий:
Общественно-политические движения: | Политические партии: | |||
1 | Стремление к воздействию на власть в нужном для них направлении | а | Стремление к завоеванию власти | |
2 | Приближены к обыденной жизни людей | б | Стремление к участию во власти | |
3 | Выражение частных интересов той или иной группы людей | в | Наличие политической программы | |
4 | Нефиксированное членство | г | Наличие структуры/организации (руководящие органы, фиксированное членство, устав, разветвленная сеть местных организаций) | |
5 | Пестрый социальный состав | д | Долговременность действия | |
6 | Необязательность полного идеологического единения участников | е | Объединяет людей, имеющих близкие взгляды на общественное и государственное устройство | |
7 | Не имеют строгой иерархии/структуры | ж | Стремится создать массовую опору | |
8 | Зависят от популярности лидера | Наличие политической программы | ||
9 | Кратковременность существования |
Что общего у общественно-политического движения и политической партии?_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Заключительная часть урока:
Что нового я сегодня узнал ?_____________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Что мне сегодня понравилось?___________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение №2
Избирательный Бюллетень
для голосования
Выборы депутатов в Государственную Думу РФ
Поставьте пожалуйста галочку около партии, программу которой вы поддерживаете и кандидатов в депутаты от этой политической партии вы хотели бы видеть в Государственной Думе РФ.Галочка должна быть только одна, в противном случае бюллетень будет недействительным.
Социалистическая партия России___________________________________/_____/
Консервативная партия России_____________________________________/_____/
Против всех______________________________________________________/_____/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по предмету "Музыка и движение"
20.04.2013 на базе музыкальной школы г. Нижнеудинска Иркутской области прошло районное методическое мероприятие. Я давала два открытых урока по предметам "Музыка и движение" и "Работа с хором мальчико...
ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО МАТЕМАТИКЕ «Задачи на движение» 6 класс 2013 – 2014 уч. год
Повторить понятие, что такое движение, обобщить знания о зависимости между величинами: скорость, время, расстояние, совершенствовать умения решать задачи на движение, совершенствовать навыки устного и...
Открытый урок по истории в 7 е классе на тему:«Встреча миров. Великие географические открытия и их последствия».
Открытый урок по истории в 7 е классе на тему:«Встреча миров. Великие географические открытия и их последствия»....
Открытый урок по английскому языку "Олимпийское движение" 9 класс
Цели: обобщить материал по теме "Олимпийские игры".углубить и расширить знания по теме.совершенствовать умения и навыки практического владения английским языком по данной теме по следующим видам речев...
Конспект открытого урока по физической культуре во 2 классе. Тема: Скольжение на груди и на спине с движением ног кролем. Игра «Мяч по кругу».
Цели и задачи:Обучение плаванию способами «кроль на груди», «кроль на спине» с движением ног.Укрепление здоровья, закаливание организма.Совершенствование умения плавать под водой.Развитие быстроты, ло...
План-конспект открытого урока по физической культуре в 5 классе (ФГОС) на тему «Обучение ведению мяча на месте и в движении».
В данной статье говорится об овладении способами оздоровления и укрепления организма учащихся посредством занятий баскетболом, овладение техникой ведения мяча....
План-конспект открытого урока по теме «Правила дорожного движения»
Конспект урока, предназначенный для работы с обучающимися 1-2 курса среднего специального звена юридической направленности....